Семейный Интернет

То, что компьютер и сеть становятся частью повседневной жизни оказывает на образование значительно большее влияние, чем появление компьютера в школе. Более подробно печальные педагогические следствия сетевой интеграции разбираются в отдельной статье. Мир меняется все быстрее, и наш вчерашний опыт никак не может быть использован нашими детьми. Как следствие, между поколениями возникает разрыв и непонимание. Еще Маргарет Мид в работе "Культура и приемственность" писала, что "Сегодня же вдруг во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших."

В конце 60-х годов, когда Маргарет Мид писала эти слова, электронная коммуникативная сеть существенно отличалась от современной.Глобальный разрыв между поколениями с тех пор значительно увеличился. И этот разрыв должен вызывать значительно большее беспокойство, чем растущий разрыв между школой и окружающим ее миром. Я даже склонен считать, что многочисленные образовательные Интернет-курсы, которые организует IATP, являются попыткой преодоления именно этого разрыва, курсами легкой социальной адаптации учителей и библиотекарей к стремительным изменениям в среде и в языке. Использования для этой цели сети оправданно, так как Интернет является гораздо более "дружественным" средством, чем телевидение и радио. В том смысле, который вкладывал в этот термин Иван Иллич. Это средство, которое позволяет каждому человеку свободно высказываться на любые интересующие его темы и свободно находить партнеров для обсуждения любых вопросов. Иллич противопоставлял этот термин прежде всего полной монополии. Например, телефон это - "дружественное" средство, поскольку каждый может его использовать для того чтобы связвться с другими людьми и общаться на темы, которые он сам выберет. А телевизор - средство недружественное, так как все, что вы можете с ним делать это - переключать каналы и выбирать передачи, которые вам будут показывать.

Мне кажется, что и Селестин Френе подбирал средства для своей школьной сети на основании критерия "дружелюбия" Противоположный дружелюбию полюс прекрасно иллюстрируется строчками Григория Остера
"Но если хочешь довести людей до горьких слез,
То безопаснее всего по радио дразнить".

Мои попытки использовать сетевые технологии в семейной среде, заштопать разрыв между поколениями, связаны со страхом того, что дочь начинает узнавать и интересоваться историей своей страны только после просмотра диснеевской Анастасии. Мне показалось, что огромный учебный потенциал семьи может исчезнуть. Я как то не помню своих школьных учебных открытий. Зато отлично помню, как мои родные учили меня плавать, ловить рыбу, играть в шахматы. Книжки на английском языке я стал читать благодаря своему старшему кузену. А органической химией увлекся благодарей своей тете. И, конечно, никто из них специально языку или химии меня не учил. Просто они были взрослыми, прекрасными и успешными и это в моем сознании связывалось с их профессией. В результате моих страхов получился сайт "Сказки моей бабушки" - и по названию и по настроению он напоминает "Замок моей матери" Марселя Паньоля и фильм "Мой американский дядюшка" замечательного Алана Рене с Анри Лабори в роли самого себя.

Конечно, нам повезло, что у нас есть бабушка, которая в свои сто четыре года сохранила прекрасную память. Повезло, что среди нас есть профессиональный историк и философ, который с наслаждением копался в архивах. Может быть, даже повезло с тем, что мы так разбросаны по свету и сайт и сеть действительно нам помогают. Не всякий сетевой проект может похвастаться такой географией - Москва - Нижний Новгород - Саранск - Переславль Залесский - Прага - Самара - Челябинск.

Получили ли мы какие положительные результаты? Когда дочь увидела на карте путешествий Апостола Павла город Патару, то немедленно нашла текст об этом событии в Библии.

Когда же мы, расставшись с ними, отплыли, то прямо пришли в Кос, на другой день в Родос и оттуда в Патару.
Деяния 21:1

После этого, пользуясь программой EnCarta определила, что сейчас там расположет турецкий город Кош, и послали об этом электронное письмо всем своим родственникам. Она отнеслась к этому, как к семейному делу.