Информационно-аналитический центр Нижегородского общества прав человека

РАЗДЕЛ 6

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВОЗАЩИТНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Общая оценка развития правозащитного движения в регионе

Правозащитное движение в регионе отличается динамичным развитием и активно влияет на общественную жизнь. Правозащитные организации не объединены в общее движение, но активные контакты и постоянное сотрудничество позволяют говорить о едином правозащитном сообществе.

Наиболее активные сегодня правозащитные организации стали создаваться в регионе в период 1989 - 1992 гг. Нижегородская группа Международного общества прав человека стала первой правозащитной организацией в Поволжье. В 1993 г. группой было учреждено Нижегородское общество прав человека (НОПЧ), ставшее наиболее влиятельной в регионе организацией. Зарекомендовали себя активной правозащитной деятельностью Нижегородский областной Комитет солдатских матерей, экологический центр "Дронт", Дзержинская правозащитная группа, известна деятельность общественно-политических клубов "Народовластие" и "Гражданская инициатива", независимого профсоюза Соцпроф.

За прошедшие годы уровень правовой и организационной грамотности руководителей и членов этих организаций значительно вырос. Большое влияние на этот процесс оказало использование современных технологий менеджмента, развитие информационной сети, а также развивающееся взаимодействие и сотрудничество с национальными и международными правозащитными организациями.

В области работают более 30 правозащитных общественных организаций и групп, большинство из которых постоянно сотрудничает с традиционными правозащитными центрами. Практика массовых и грубых нарушений прав человека в регионе, а также активная общественная позиция граждан стимулируют привлечение к правозащитной деятельности все новых людей и групп, которые активно отстаивают права и свободы человека. Если для вновь создаваемых групп актуальным является становление как самостоятельной организации, то для сложившихся правозащитных организаций наиболее важным сегодня становится профессионализация и специализация в сферах защиты прав граждан.

Большую роль в развитии правозащитных организаций играют различные международные фонды и организации, оказывающие методическую, информационную и финансовую поддержку. Благодаря профессиональной работе по различным проектам, правозащитные организации получили уникальный опыт работы и возможность стабильного развития. Правозащитные организации находят общественную поддержку, активно используют контакты со средствами массовой информации для пропаганды своих идей. Сотрудничество НОПЧ, Центра "Дронт" и Дзержинской правозащитной группы со специалистами, преподавателями, учеными позволило достичь уровня эффективного и профессионального решения проблем, связанных с обеспечением прав человека. Высокий профессионализм активистов правозащитных организаций и сотрудничество со специалистами определяет высокий потенциал и влияние этих организаций. Позитивным результатом этого явилось сотрудничество с органами государственной власти в рамках совместных программ и развитие образовательных и просветительских проектов по правам человека.

Основные правозащитные организации

Основными правозащитными организациями в регионе являются: Нижегородское общество прав человека, Экологический Центр "Дронт" и Нижегородский областной Комитет солдатских матерей. Эти организации имеют широкую известность и популярность, значительную поддержку волонтеров.

Специальные государственные органы, обеспечивающие защиту прав человека и опыт их взаимодействия с правозащитными организациями

Специальным органом по защите прав человека является Комиссия по правам человека при губернаторе Нижегородской области. Комиссия выполняет консультативные функции, а также может рассматривать жалобы граждан, связанные с грубыми и массовыми нарушениями прав человека. Однако губернатором Нижегородской области деятельность Комиссии, как правило, игнорируется.

Взаимодействие общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами регулируется Федеральным Законом Российской Федерации "Об общественных объединениях". Этим законом, в частности, предусмотрено, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных действующим федеральным законодательством. По закону органы государственной власти также обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывают поддержку их деятельности, в том числе проводят целевое финансирование отдельных общественно полезных программ. Вместе с тем правозащитным организациям на практике чрезвычайно непросто добиться помещений под офис, льгот по аренде и оплате коммунальных услуг.

Отношения общественных организаций с государственными органами складываются непросто. Неприятие последними критики, общественной огласки вызывает у должностных лиц негативное отношение к правозащитникам, приводит к явному или скрытому игнорированию закона. И только позитивные предложения, совместная работа позволяют преодолевать этот антагонизм.

Специфика правозащитной работы делает контакты с государственными органами обязательными. В этой связи большая часть работы общественных организаций связана с подготовкой многочисленных обращений, писем, заявлений, надзорных и иных жалоб в адрес должностных лиц и органов государственной власти.

Оценка деятельности правозащитного сообщества региона в 1998 г. и произошедшие в нем изменения

В 1998 г. активность правозащитных организаций и групп заметно возросла, особо необходимо отметить тенденцию образования и развития правозащитных групп в городах и районах области.

Прошедший год был ознаменован общественным вниманием к нарушениям избирательных прав. Прежде всего необходимо отметить массовые нарушения, допущенные властью при отмене итогов выборов мэра г.Ниж.Новгород. Участие правозащитных организаций в этих конфликтах имели в общественном мнении определяющее значение. Большую роль сыграла деятельность НОПЧ. На пике общественного интереса к этим событиям проявили себя и новые правозащитные организации: НРО "Всероссийский союз правозащитников", НРОУ "Нижегородский неправительственный правозащитный центр". Появилось крупное объединение граждан правозащитной направленности "Правозащитный центр А. Климентьева", члены которого активно участвовали в публичных акциях в защиту прав избирателей. Эти, а также другие правозащитные акции привлекли к участию в работе правозащитных организаций новых активистов и добровольцев.

Заметный интерес для правозащитных организаций в 1998 г. представляла судебная система, которая требует глубокого реформирования и в настоящее время не является гарантом справедливого судебного процесса и соблюдения равенства прав граждан перед законом. На взгляд правозащитников, не выдерживает никакой критики деятельность местных прокуратур. Большие претензии есть и к органам внутренних дел.

В общественных конфликтах 1998 г. стало очевидным, что члены правозащитных организаций приобрели достаточный опыт правозащитной деятельности и могут эффективно и квалифицированно представлять в различных инстанциях интересы граждан, чьи права нарушены. Выросли правовые знания активистов и волонтеров правозащитных организаций.

В 1998 г. правозащитные организации впервые скоординировали совместные действия по соблюдению законности при проведении местных выборов и для организации и проведения мероприятий, посвященных 50-летию принятии Всеобщей Декларации Прав Человека. Этот юбилей, благодаря работе общественных организаций, стал для Нижегородской области заметным событием. В области впервые был проведен конкурс школьных и студенческих работ, посвященных правам человека. Многие из 150 участников конкурса стали в дальнейшем участвовать в правозащитных организациях и специализироваться в вопросах прав человека. 9 декабря 1998 г. представители общественных организаций, преподаватели и специалисты продемонстрировали возможность взаимного сотрудничества, приняв активное участие в региональной конференции "Права человека в Нижегородской области: достижения и проблемы". Значительно шире начали освещать в регионе правозащитную тематику и журналисты.

В 1998 г. была создана Ассоциация правозащитных организаций, целью которой является координация действий в случаях массового нарушения прав граждан. По замыслу инициаторов, Ассоциация не является юридическим лицом и каждый ее член вправе поддерживать или не поддерживать совместные акции.

Факты преследований правозащитников и правозащитных организаций в связи с их общественной деятельностью

Практика открытого преследования активистов правозащитного движения после 1991 г. властными органами не применялась. Однако неприязненное отношение многих должностных лиц к деятельности правозащитников, к публикациям их материалов в прессе приводили к административным ограничениям по отношению правозащитных организаций и отдельных их активистов.

Как правило, участие в правозащитной деятельности ограничивает для правозащитников возможность выбора государственной службы. Конфликт интересов государственной власти и правозащитных организаций создает заведомо неравное и предвзятое отношение руководителей государственных органов к членам общественных организаций.

К примеру, работа Нижегородского областного Комитета солдатских матерей с началом в 1995 г. чеченской войны была поддержана администрацией Нижегородской области. Однако активная работа Комитета, его требования по выполнению закона вызвали у чиновников областной администрации негативное отношение, после чего Комитет солдатских матерей под надуманным предлогом был лишен помещения. Конфликт интересов Комитета и Департамента по делам военнослужащих администрации области привел к созданию по инициативе последнего Совета солдатских матерей, занимающегося чисто гуманитарной деятельностью.

Перспективы развития правозащитного движения в регионе

Перспективы развития правозащитного движения наиболее оптимистичны по сравнению с другими общественными организациями, что может стать одним из определяющих факторов в становлении гражданского общества. Дальнейшая профессионализация правозащитных организаций может определить рост влияния в решении ими государственных задач. Немаловажным фактором здесь является дальнейшее расширение сотрудничества с учеными, преподавателями ВУЗов и специалистами, привлечение к правозащитной деятельности студентов - юристов. Правозащитно-юридическое сообщество в перспективе может стать наиболее конструктивной силой в процессе государственного реформирования.

Расширение правозащитной работы в районах окажет позитивное влияние на рост правосознания граждан. В связи с кризисным состоянием и стагнацией институтов государственной власти спрос на правозащитную деятельность у населения постоянно растет. Соответственно растет и влияние правозащитных организаций.

Однако база для развития правозащитных организаций чрезвычайно ограничена. Возможность их эффективной работы зависит от предоставления грантов международными фондами. Система государственной конкурсной поддержки общественных программ так и не создана. Многое зависит от изменений в налоговом законодательстве в части налоговых льгот, а также от поддержки волонтерских программ.

Большое значение имеет и развитие специальных государственных органов по защите прав человека. Успех их деятельности всецело зависит сегодня от поддержки их неправительственными организациями.

[Предыдущий раздел] [Оглавление] [Следующий раздел]

Информационно-аналитический центр
Заглавная страница