Информационно-аналитический центр Нижегородского общества прав человека

РАЗДЕЛ 5

ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП И НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВ

А) ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

Нижегородская область относится к регионам с преобладающим русским населением и характеризуется терпимым отношением к национальным меньшинствам. Русские составляют 94,7% жителей области. Остальное население имеет достаточно пестрый национальный состав - всего зарегистрировано 28 национальных общин.

Проявления нетерпимости к меньшинствам носят бытовой характер в большой степени связаны с бытующими порочными стереотипами и традициями,- в основном это касается проявлений антисемитизма.

Вместе с тем правоприменительная практика государства также содержит элементы нетерпимости к "инородцам". Например, основные побудительные мотивы ограничения права на свободу выбора места жительства связаны именно с такого рода нетерпимостью. Кроме того, существует регламентированный порядок особого контроля со стороны правоохранительных органов за "лицам кавказской национальности", а также за выходцами из стран Азии.

Б. ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

Фактов дискриминации и грубых нарушений прав женщин государственными органами не зафиксировано. Озабоченность вызывает высокий процент безработицы среди женщин.

Дискриминацией по гендерному признаку необходимо признать неодинаковый пенсионный возраст, установленный государством для мужчин, который в настоящее время превышает средний возраст смертности.

В. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВ

Наиболее тяжелой проблемой является вовлечение подростков в преступную деятельность. Причины этого лежат как в общем ухудшении экономической ситуации, так и в противоречиях между существующей системой уголовного правосудия, приоритетами профилактики и принципами ювинальной юстиции (в т.ч. института примирения).

Показательно отношение правоохранительных органов к мелким правонарушениям, совершаемым подростками.

Житель г.Дзержинска Дмитрий С., 15 лет, осужден по ст.161 ч.1 УК РФ на 1 год условно. Гуляя по Нижнему Новгороду, он на глазах у своих знакомых снял часы у незнакомого школьника. В правонарушении признался, место нахождения своего не скрывал. От заявления в милицию семья пострадавшего отказалась. Родителями правонарушителя сразу же, до суда, был компенсирован пострадавшему материальный и моральный ущерб.

"Несмотря на это, вскоре - 4 июня 1998 г. - милиция, не оповестив родителей и не предъявив соответствующих документов, забрала Дмитрия С. в Нижний Новгород из квартиры в Дзержинске, где он в этот момент находился один.

Позвонить родителям ему не разрешили. Мать, вернувшись домой, обнаружила квартиру открытой. Сын отсутствовал, а на столе лежала записка от сына с номером телефона. Допрос был проведен с нарушением установленных законом процедур, без присутствия родителей и адвоката.

Инспектором из комиссии по делам несовершеннолетних (ДНЛ) в технический колледж, где он учится, было дано указание довести случившееся до сведения всех педагогов учебного заведения и следить за мальчиком. В результате Дмитрий отказывался посещать занятия".[1]

По сведениям УВД г.Дзержинска, общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (с 8 до 18 лет), выросло в 1998 г. по сравнению с прошлым годом на 29% (с 410 до 529 преступлений). Особенно возросло участие подростков в грабежах и разбоях - на 29,2%, в кражах - на 17%.

Половина преступлений совершены подростками в состоянии алкогольного опьянения, 66% были групповыми (что на 26,7% больше, чем в предыдущем году), в том числе количество преступлений с участием взрослых увеличилось на 52%.

Вызывает озабоченность тенденция снижения возраста подростков, совершающих преступления. Так, в г.Дзержинске количество преступлений, совершаемых учащимися школ, выросло на 70 %.

По мнению инспекторов, резко возросшее число школьников, привлекаемых к административной и уголовной ответственности, связано с их бесконтрольностью. Например, из стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних подростков только 1/3 - из неблагополучных семей.

Возросло количество материалов, связанных с привлечением к административной ответственности родителей за отсутствие должного внимания к воспитанию и образованию детей. Комиссия по делам несовершеннолетних выносит постановления в виде предупреждения, штрафа либо общественного порицания.

По оценкам правозащитных организаций,[2] общественное порицание приносит скорее отрицательный результат, т.к. окружающими, в первую очередь в лице учителей и учеников, на ребенка вешается ярлык преступника. Это наносит глубокую психологическую травму подростку, а порой и влечет за собой дальнейшую предрасположенность к преступлениям.

Часто меры, принимаемые комиссией в отношении детей из неблагополучных семей, малоэффективны. Как правило, дети из подобных семей не один раз привлекаются к ответственности. В 1998 г. в отношении родителей (или лиц, их заменяющих) в суд передано в два раза больше дел для решения вопросов о лишении их родительских прав, чем в 1997 г.

Подобные ситуации, как правило, требуют вмешательства общества, однако семьи помощи не получают. Вместе с тем, показательны и типичны ситуации, когда помочь детям в неблагополучной семье практически нельзя. Вот лишь один пример: "... П. гнала самогонку, вместе с детьми воровала продукты питания. Когда совсем было голодно, ели собак. После лишения П. родительских прав ее дети были помещены в интернаты, из которых сразу сбежали домой, где и по сей день живут с матерью".[3]

По оценкам инспекций по делам несовершеннолетних, существует несколько причин, по которым количество беспризорных подростков постоянно растет. Это и отсутствие организованного досуга (особенно для мальчиков), и недостаточное внимание со стороны родителей и образовательных учреждений.

В целях предупреждения безнадзорности и организации занятости подростков правоохранительными органами в 1998 г. были проведены несколько специализированных мероприятий. Два раза за 1998 г. проводилась операция "Безнадзорность".

Случаев жестокого обращения с воспитанниками детских домов, школ-интернатов, Центра временной изоляции несовершеннолетних подростков (ЦВИНП) не выявлено.[4]

Г. ПОЛОЖЕНИЕ БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Отсутствие программ по ресоциализации освобождающихся из мест заключения делает их чрезвычайно незащищенными. Без необходимой поддержки и государственной помощи освобождающиеся обречены на рецидивы правонарушений. В 1998 г. ни на федеральном, ни на областном уровнях не было принято никаких решений, улучшающих положение освобождающихся.

Остается проблемой практика ущемления прав и законных интересов бывших заключенных. К примеру, возрастает число случаев, когда освободившийся из заключения не получает достаточных средств для возвращения к месту жительства.

Тяжелое положение этого контингента связано и с трудностями в поиске работы, жилья, отсутствием поддержки со стороны родственников и близких. В Нижегородской области не решается вопрос о предоставлении социального жилья освобождающимся, потерявшим его при осуждении. Законодательно не определены гарантии возврата или компенсации жилья осужденным, реабилитированным в результате признания судебной ошибки. В противовес правовым гарантиям, обязательства государства в этом случае признаются как социальные.

При осуществления контроля со стороны правоохранительных органов бывшие заключенные подвергаются незаконным ограничениям их прав и унижениям. Так С. Кузнецову РУВД Автозаводского района отказывал в регистрации по месту пребывания, а участковый в паспорте сделал пометку, что если Кузнецов не зарегистрируется, то "попадет туда, откуда пришел". Только благодаря вмешательству НОПЧ и депутату Законодательного Собрания О. Барабановой он был зарегистрирован по месту временного пребывания - в Центре социальной реабилитации сроком на три месяца.[5]

Незаконно ущемляются права граждан, возвращающихся из мест лишения в порядке условно-досрочного освобождения (УДО). После отбытия уголовного наказания В.Н. Калинин обратился к начальнику паспортного стола Советского района. Для оформления регистрации по месту проживания от него потребовали "первоначально пройти регистрацию в РУВД Советского района (в отделе безопасности, следствия, инспекции исправительных работ и т.п.). Затребованы были также справки об отсутствии у него туберкулеза и СПИДа.[6]

Закрытый режим территории г.Сарова ограничивает возвращение после отбытия наказания жителей этого города на место постоянного проживания. В результате осужденные лишаются поддержки родственников. По жалобе Е.И. Медведевой,[7] ее сына, Г.Н. Медведева, после отбытия наказания "не пускают домой, где он родился, вырос и жил до 19 лет". Он болен туберкулезом, нуждается в постоянном лечении, а без необходимой помощи родителей фактически обречен: "В России родственников у нас нет". Свой отказ органы ФСБ мотивируют ограничениями, предусмотренными Федеральным Законом "О закрытом административно-территориальном образовании".

Д. ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

По сведениям, предоставленным активистами движения сексуальных меньшинств в Нижегородской области,[8] факты преследования, ущемления социальных, политических и других прав по признакам половой ориентации в 1998 г. не отмечены.

Существует проблема в недостатке специалистов: психологов, социологов, врачей, готовых при гуманистическом подходе, т.е. без попыток вылечить, помогать людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией в решении их проблем. Согласно опросам людей, посещающих закрытую дискотеку, существуют "опасения открыто проявлять свою сексуальную ориентацию на любых других дискотеках и в обыденной жизни".

Незнание элементарных правовых норм по обеспечению прав меньшинств и защиты их от дискриминации влечет за собой принятие безграмотных решений.

Беспрецедентным можно признать Постановление администрации Нижегородской области от 16 июля 1996 г. ╧203 Об усилении мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции (СПИДа) на территории Нижегородской области. Постановление содержит грубейшее дискриминационное положение о принудительном обследовании на СПИД, которое на практике ограничивает права граждан на достоинство и личную неприкосновенность.

В Постановлении применяется произвольное определение лиц, подлежащих принудительному обследованию по подозрению в принадлежности к группе риска, что предопределяет произвольную дискриминацию. На усмотрение правоохранительных органов отдано определение "подозреваемых" (в том числе с использованием оперативно-розыскных методов) по отношению, в частности, к "лицам с беспорядочными половыми связями, наркоманам".

Е. ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВ

В Нижегородской области сложилось монокультурное сообщество с терпимыми воззрениями на культуру и традиции представителей нетрадиционных культурных сообществ. В Нижегородской области, например, выделяется район компактного проживания татарского населения - Краснооктябрьский район. Жалоб на притеснения, ограничения в культурном развитии в правозащитные организации от жителей района не поступало. В районе в полной мере действует местное самоуправление, отражающее интересы и национально-культурные особенности и запросы жителей района.

Ж. ПОЛОЖЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

В Нижегородской области действуют 20 исправительных учреждений, в которых содержится порядка 28 тысяч осужденных и подследственных (не считая Изоляторов временного содержания (ИВС)). За 1998 г. всего по уголовным делам было осуждено 25,5 тысяч человек, 36,4 % из них - к лишению свободы.[9] Численность заключенных увеличилась на 600 человек (на 5%), что значительно усложнило их содержание. В Нижегородской области на 100 тысяч жителей приходится 731 заключенный, что превышает на 7% общероссийские показатели.[10]

Проблема обеспечения должных норм содержания, общая для всех пенитенциарных учреждений России, наиболее остро стоит в следственном изоляторе области.

Из письма 42 подследственных, содержащихся в камере 8/59: "Условия содержания в камере невыносимые - количество людей в несколько раз превышает количество спальных мест". "Администрация дает 15-20 минут на помывку в бане, когда на одну камеру приходится 60 человек и более". "Медицинские передачи, которые нам так необходимы, запрещены администрацией. Часто доходит до того, что в камере нет самого элементарного - воды и электричества".[11]

Нарушение условий содержания, жестокое обращение характеризуют состояние с обеспечением прав человека в местах лишения свободы как систематические и массовые нарушения многих прав. Основные из них:

Позитивным моментом в 1998 г. стало открытие Программы помощи по лечению туберкулеза по методике ДОТС,[13] что привело к значительному снижению смертности от туберкулеза (в ИТУ-10 - в пять раз).

В местах лишения свободы (в следственных изоляторах (СИЗО), в штрафных и дисциплинарных изоляторах (ШИЗО и ДИЗО), в карцерах и помещениях камерного типа (ПКТ)) широко используются камеры с опасными для здоровья санитарно-технические условиями. Условия содержания в этих помещениях по большинству параметров не соответствуют установленным нормам.[14] В камерах бетонные пол и стены, глухо закрытые щитами окна, часто отсутствует вентиляция и отопление (в результате летом осужденные страдают от жары, а зимой от холода), нет минимально необходимого оборудования, мебели и спальных принадлежностей. Допускаются редкие прогулки в закрытых со всех сторон железобетонных или каменных дворах на один час.

С введением в действие Федеральным Законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений" с 1 января 1998 г. новых норм содержания еще более увеличился разрыв между реальными условиями и законодательными нормативами. Характерно, что новые стандарты не были обеспечены финансированием и снижением числа заключенных, содержащихся под стражей.

Принятый 8 января 1997 г. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации фактически отменил полномочия органов общественного контроля в местах лишения свободы. Вместе с тем нет реальной перспективы принятия федерального закона об общественном контроле в местах лишения свободы, который, в соответствии с Кодексом, и должен регламентировать такую деятельность. Отсутствие у общественных организаций возможностей для контроля, в сочетании с явным нежеланием администрации иметь такой контроль, значительно ухудшили ситуацию с правовой защитой осужденных и благотворительной деятельностью.

Не изменилась практика чрезмерного злоупотребления ограничением свободы в период следствия, а также вынесения суровых приговоров по уголовным преступлениям. Чрезмерно широкое применение лишения свободы в качестве меры пресечения и наказания является основной причиной переполнения мест лишения свободы и отсутствия приемлемых условий содержания.

Скудное питание, жестокое обращение, отсутствие эффективной медицинской помощи определяют высокую заболеваемость и смертность в местах лишения свободы. Так, в Нижегородской области заболеваемость туберкулезом превышает среднеобластной уровень в 89 раз.[15]

Широко распространено неправомерное наказание за дисциплинарные нарушения. В частности, наказанию подвергаются осужденные, не выполняющие неправомерные требования администрации (к примеру - за отказ от ношения повязки дежурного). Множество жалоб на неправомерные и неоправданные режимные ограничения, которые в условиях неволи приносят чрезмерные страдания и становятся источником конфликтов с администрацией. Так, например, по заявлению осужденных, ограничивается время пользования туалетом (жалоба из колонии УЗ-62/1), использования личных вещей (жалоба из колонии УЗ-62/12), запрещается сидеть на кроватях в отряде (жалоба из колонии УЗ-62/1) и т.п.

Уровень безработицы в колониях Нижегородской области остается высоким. В 1998 г. число неработающих осужденных составляло более половины от общего числа. Вместе с тем, благодаря предпринятым администрацией мерам, в 1998 г. удалось повысить занятость осужденных на 7,2%.[16] Актуальной остается проблема низкой оплаты труда осужденных.[17] Осужденные, получающие пенсионные и инвалидные выплаты, ограничены в их использовании из-за отсутствия реальных средств.

Из-за невозможности обеспечить приемлемое лечение, в местах лишения свободы крайне тяжело положение больных и инвалидов. Особую тревогу вызывает положение больных СПИДом, к которым применяются дополнительные ограничения. Больше других страдают подростки,[18] которые содержатся в СИЗО в стесненных условиях, т.к. воспитательные колонии отказываются принимать больных без гарантии их изоляции. В реальных условиях тюремного режима в УЗ-62/5 содержится 60 осужденных, больных СПИДом.

Особую тревогу вызывают условия содержания в ИВС, которые в целом не соответствуют нормам, установленным Законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. Исходя из норм площади, лимит наполняемости превышается не менее, чем в четыре раза. В большинстве ИВС в сутки обеспечивается разовое питание - как правило, за счет передач и за счет местной администрации. Заключенным не выдается положенный при этапировании сухой паек, и единственным источником питания в этот момент становятся передачи родственников (для тех, у кого они есть).

Все камеры ИВС, как и СИЗО, не отвечают нормативным требованиям. Камеры плохо освещены: окна закрыты плотными решетками (щитами), лампы освещения вделаны в стены. Вентиляция или отсутствует, или не работает. Поэтому при скученном содержании - воздух сперт, влажность повышенная. Постельное белье, а во многих случаях матрацы, посуда, предметы личной гигиены и первой необходимости не выдаются. В камерах ИВС отсутствуют предусмотренные нормативами мойки, сан. узлы, столы и др. Как правило, содержащиеся в ИВС подследственные лишены прогулок, элементарных возможностей для соблюдения личной гигиены.[19]

Этапирование осужденных связано с тяжелыми условиями перевозки. Заключенные содержатся скученно, в темных помещениях, не получают питание, подвергаются грубому обращению (в частности, нормативно закреплен порядок изъятия при этапировании необходимых заключенному лекарств). Порядок и условия этапирования (особенно на время следствия и суда) оставляют подследственного без сна и нормального питания и подпадают под определение "пытки".

В 1998 г. в колониях вновь стал использоваться отряд специального назначения. Ранее практика "профилактического" использования спецназа широко применялась в 1992-1994 гг., сопровождалась массовыми избиениями заключенных и прекратилась в результате вмешательства общественности. В 1998 г. Комиссией по правам человека были получены жалобы на неспровоцированное использование спецназа в ИТУ-5. "1 октября 1998 г. в ШИЗО и ПКТ был введен спецназ. Их лица были закрыты черными масками. Они выгнали всех из камеры, сопровождая ударами руками и ногами. Так как в этот момент на мне не было слухового аппарата, их команду я не слышал, а когда попытался это объяснить - меня стали бить по ушам... Они требовали, чтобы я написал расписку, что жалоб на здоровье и никаких претензий к ним не имею. После того, как я ответил отказом, спецназовцы стали избивать сокамерников, написав мне на бумаге, что "будут ломать всю камеру, пока ты не напишешь бумагу".[20] "Местная администрация показывала пальцем спецназовцам, кого необходимо избивать, и людей избивали, били через Библию, чтобы не оставлять следы побоев".[21] "...в помещение ШИЗО и ПКТ администрацией колонии УЗ-62/5 без санкции прокурора и без всяких оснований был введен взвод специального назначения... Людей ставили на колени, а тех, кто отказывался это делать, жестоко избивали. В медицинской помощи осужденным было отказано...".[22] Заметим, что практика письменного отказа от всех претензий или письменного согласия подчиняться всем требованиям администрации[23] априори безнравственна. Формально подобные расписки не имеют юридического значения, однако в ходе прокурорских проверок служат основанием для отказа во вмешательстве.

Необходимо отметить, что за последний год улучшилась ситуация с направлением осужденных в места лишения свободы, не слишком удаленные от дома. Однако при решении подобных вопросов приоритетным остается мнение оперативной службы. В числе положительных моментов можно отметить снижение жалоб осужденных на избиения и отсутствие в 1998 г. случаев массовых избиений.

Объективным фактором, отрицательно влияющим на положение подследственных и задержанных в административном порядке, является удаленность СИЗО от мест совершения правосудия и проживания родственников. Это замедляет работу органов правосудия (из-за затрат на этапирование) и прямо влияет на переполненность областного СИЗО, а также ограничивает право на законное общение с родственниками и защитой.

Система уголовного правосудия требует срочного принятия мер, связанных с обеспечением нормальных условий содержания. Соразмеряя возможности с нормами содержания, можно выделить два пути: максимальное ограничение и сокращение содержащихся под стражей и децентрализацию СИЗО.

З. ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

Принудительное направления призывников в военкоматы и в войска

В 1998 г. в Нижегородский областной Комитет солдатских матерей обратилось 380 человек по вопросам призыва в армию. Из них 235 - за консультацией по заболеваниям. Основная масса обращений связана с заболеваниями, не совместимыми с военной службой, такими как язва, порок сердца, сосудистые заболевания головного мозга, болезни почек, астма, гипертония и т. д. Не доверяя справкам призывников, райвоенкоматы (РВК) направляют призывников на дополнительное обследование в те медицинские учреждения, с которыми у РВК есть договоренности, или к специалистам, заключения которых только и признаются медицинскими комиссиями РВК. Как правило, диагноз комиссиями не подтверждается, ставится "заниженный" диагноз, с которым призывник подлежит призыву. При этом родители жалуются на хамство и грубость работников военкоматов и медицинских учреждений. Все больше поступает жалоб на вымогательство взяток со стороны медиков, к которым посылает РВК: подтверждение диагноза "язва", если она есть, стоит 12 тыс. рублей, а если ее нет - от 15 до 20 тыс. рублей.

"Призыв любой ценой" - девиз большинства РВК. Так, Московский РВК Н.Новгорода отказался снять с учета Мышелова в связи с переездом его к престарелой бабушке в Подмосковье, мотивируя это тем, что сначала надо отслужить в армии. Тем самым нарушен п.1 ст.27 Конституции РФ.

В ситуации призыва военкоматы оказывают давление на вузы, с тем чтобы, обеспечивая призыв в срок, заставить студентов досрочно сдать экзамены. В этом случае директора подчиняются и исполняют требования военкоматов даже в том случае, если студент, в ущерб занятиям, зачетам и экзаменам, вызывается на медицинскую комиссию.[24] Ради того чтобы быстрее забрать в армию, студента лишают прохождения обязательной для учебного процесса практики. Если и этого не хватает, то заставляют являться для отправки в призывные пункты до 15-20 июля. На документах эти даты, как правило, не фигурируют.

Бытует практика неформального приглашают в военкомат - телефонными звонками, с угрозой крупных штрафов в случае неявки. Большинство призывников, не зная своих прав и порядка вручения повестки и осознавая своё бессилие перед принуждением, подчиняются.

По опыту общественных приемных, при призыве возникают типичные ситуации нарушении прав призывников. "┘ Про часть призывников временно в военкомате вероятно забывают, а в дни заполнения призывных пунктов за ними присылают омоновцев. Иногда, чтобы войти в квартиру, где находится призывник, взламывают дверь и насильно увозят на призывной пункт. На возражения, что он не проходил медицинское обследование, что у него есть проблемы со здоровьем или чт.е. семейные проблемы или проблемы, связанные с учебой, ему отвечают: "Там разберутся!". Иногда действительно разбираются и возвращают домой, но чаще отправляют, ничего не принимая во внимание".[25]

В некоторых случаях при обращении в правозащитные организации для защиты прав призывника, сотрудники военкомата проявляют сопротивление или публичные оскорбления.

Судебная защита в конфликтах призывников с военкоматами, как правило, неэффективна. "Призывник Александр П. представляет в комиссию документы, подтверждающие заболевания, дающие ему право на освобождение от службы в армии. По требованию военкомата проходит дополнительное обследование. Диагноз подтверждается. Врач военкомата без экспертизы документов заявляет, что они подложные. В качестве доказательства своих возражений приводит заключение врача из больницы, в которой призывник обследование не проходил, т.е. подложный документ. Призывник подаёт жалобу на военкомат в суд. Судья Е.М. Фирсова без экспертизы, на основании только утверждения военкомата, решением суда признает документы о заболевании фиктивными, а просьбу об отсрочке необоснованной. Свидетелей со стороны истца заслушивать отказывается".

Призыв в армию лиц, не годных для прохождения строевой службы

В Нижегородский областной Комитет солдатских матерей за 1998 г. обратилось 20 человек, которые были незаконно призваны в ряды вооруженных сил и после вмешательства Комитета комиссованы. В 1997 г. в Комитет обратились родители 21 военнослужащего, незаконно призванных в армию. Причины - поверхностное знакомство с медицинскими документами призывников, неглубокое медицинское обследование, недоверие специалистам поликлиник и больниц, не сотрудничающих с РВК; вера на слово призывникам, что они здоровы, при желании призывника служить в армии.

Так, призывник К. был призван, хотя был психически болен и при прохождении медицинской и призывной комиссий назвал другой номер школы, скрыв, что учился в школе для умственно отсталых детей. Мать в РВК не ходила - боялась сына. В результате он все же был комиссован, когда на месте, в воинской части (пограничные войска), офицеры части признали рядового К. душевно больным человеком.

Призывник М. был призван в армию с одной почкой. В результате: тяжелая болезнь и комиссование после вмешательства Комитета солдатских матерей.

По данным Дзержинского Комитета солдатских матерей из 97 обратившихся в приемную с жалобами, связанными с призывом, больных оказалось 42 человека Часть из них была призвана и затем комиссована по состоянию здоровья. Некоторые из них стали инвалидами и не имеют возможности заработать на своё существование. Часть солдат проходят службу, большую часть времени проводя в госпиталях или медсанчастях. Доказывать, что обострилась болезнь, с которой солдат призван, или она получена непосредственно в армии крайне сложно. Если бы воинские части не скрывали истинную статистику, то картина поразила бы воображение.

Использование принудительного труда военнослужащих срочной службы

Случаи использования солдат в качестве дешевой рабочей силы распространены.

В с.Пурех солдаты использовались на строительстве частной мебельной фабрики; в Московском, Канавинском районах г.Нижний Новгород - строили рынки (возможно, за определенное вознаграждение командованию); в Нижегородском районе - использовались для строительства дачи генералу Иванову, строительства автосервиса.[26]

Условия пребывания военнослужащих срочной службы в воинских частях

Из 345 человек, обратившихся в областной комитет солдатских матерей, 166 человек подвергались в армии избиениям разной тяжести, унижению, вымогательству и другим способам издевательства над личностью. Несколько человек вернулись из армии инвалидами (Р. Исхаков, С. Худяков).

Из объяснительных солдат, вынужденных самовольно оставить воинские части и из заявлений родителей, побывавших в частях, известно, что многие части по бытовым и санитарным условиям не отвечают элементарным нормам: грязь, редко сменяемое белье, редкое мытье в бане приводят к распространению вшей и кожных заболеваний, а плохое питание способствует снижению иммунитета военнослужащих к различного рода заболеваниям.

Часто стали встречаться случаи дистрофии: в результате недоедания молодые люди резко теряют в весе и нуждаются в дополнительном питании и даже в помещении в медицинскую санитарную часть для поправки здоровья.

В Нижегородский областной Комитет солдатских матерей обратилось 46 военнослужащих и их родителей, чьи сыновья приобрели в армии заболевания в результате вышеизложенного.

Зарплата солдат составляет 18 рублей, к тому же они ее практически и не видят. На недостаточное питание чаще всего жалуются военнослужащие из Кантемировской дивизии, 205-ой бригады сухопутных войск Северо-Кавказского военного округа, Камышинской воинской части Волгоградской области, частей внутренних войск.

Факты избиений и оскорблений подчиненных военнослужащих, "дедовщины"

В Нижегородский областной Комитет солдатских матерей обратилось в 1998 г. 166 человек по фактам избиений, оскорблений и унижений личности.

Количество обращений по этому поводу сопоставимо с количеством обращений по поводу правонарушений при призыве. Из рассказов пострадавших и других источников можно сделать вывод, что страдает от дедовщины несоизмеримо больше, чем приходят с обращениями.

Причем среди тех, кто комиссован по состоянию здоровья, как правило, осложнение заболеваний связано с избиениями. Каждый рассказ или письменное заявление сопровождается описанием достаточно похожих друг на друга подробностей. Отличаются они, как правило, деталями жестокостей.

Стандартные формы жестокого обращения можно перечислить в следующем описании:

У молодых отбирают из рюкзаков всё, что в них содержится. Вплоть до зубной щетки, ручки, конвертов. Каждую, или почти каждую ночь бьют, чем попало. Часто заставляют молодых самовольно уходить из части, чтобы добыть "дедам" без денег (их надо выпросить или украсть) сигареты, спиртное, сладости. Иногда довольствуются батонами. Командиры, зная об этом, как бы не замечают, но иногда ловят для острастки и заставляют писать объяснительные, по которым всегда виноват пострадавший. Вместо благодарности "деды" "отвешивают тумака" для профилактики.

Опытные "деды" стараются бить так, чтобы синяков не оставалось, и иногда утешают молодых тем, что, "когда станешь "дедом", повластвуешь сам". Некоторых, к сожалению, это утешает.

Жаловаться, как правило, командирам и психологам бесполезно, т.к. это становится достоянием всей части и издевательства не прекращаются (а могут и убить). Поэтому когда говорят, что надо доказывать, что всё это имело место, то доказать часто нет возможности, т.к. те же пострадавшие, пока находятся в части, отказываются, как правило, даже быть свидетелями (правдивые показания они будут давать только при гарантиях своей безопасности).

Бывают части, где командира "деды" боятся, и, когда он дежурит в казарме, солдаты спят спокойно. Меняется дежурный - и всё повторяется...

Постоянное напряжение, ожидание очередного издевательства приводит к стрессу, отчаянию, готовности на любые безумные поступки.

Особенно достается больным. Здоровые солдаты не верят, что болезнь настоящая. Нахождение в госпитале рассматривают как симуляцию, и, таким образом, не оказанная помощь может стать причиной гибели военнослужащего.

К числу таких относится Андрей Б. из приведенного списка.

Если следы физических пыток еще как-то можно зафиксировать, то моральные пытки, нередко приводящие к психическим заболевания, трудно доказуемы и официально в армии не обсуждаются.

Ограничение права на несудебную и судебную защиту

Жалобы и обращения военнослужащих по поводу нарушения их прав затруднены проблемами как правового, так и психологического характера. Противодействие командиров воинских частей разглашению конфликтных ситуаций и фактов правонарушений создает атмосферу нетерпимости к проявлению самостоятельности и приводит к преследованию жалобщиков.

Ограничение права на несудебную и судебную защиту определяются Уставом и обязывают солдата обратиться к своему непосредственному командиру с рапортом, и, только получив его разрешение, можно обратиться в вышестоящие инстанции. Во многих случаях, именно непосредственный командир и является тем лицом, на которое собирается жаловаться солдат в суд или прокуратуру. Кроме того командиры заинтересованы в том, чтобы случаи нарушения прав военнослужащих в воинской части не получили огласки. Для того, чтобы защитить свои права и законные интересы, не подвергаясь преследованию со стороны командиров или сослуживцев, военнослужащий вынужден самовольно оставлять воинскую часть.

Необоснованное применение мер наказания в отношении военнослужащих срочной службы

Необоснованное или неадекватное наказания широко применяются как внутри воинских частей, так и в практике правоохранительных органов.

В 1998 г. в рамках акции "явка с повинной" Главной военной прокуратурой было принято решение о неприменении к явившимся в военные прокуратуры мер пресечения в виде заключения под стражу и направления на гауптвахту. Однако с первых дней этой акции в КСМ стали обращаться родители, чьи сыновья были задержаны в военной прокуратуре и направлены в СИЗО или в комендатуру на гауптвахту. Только наше обращение в Главную военную прокуратуру с жалобой на неправомерные действия военного прокурора Нижегородского гарнизона привело к освобождению задержанных и принятию в отношении них законного решения.

И. ПОЛОЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

Жалобы, поступающие в правозащитные организации, связаны, как правило, с незаконным помещением в больницу либо с жестоким обращением при оказании психиатрической помощи. Ограничение источников информации не позволяет в настоящем докладе отразить реальную картину нарушений прав душевнобольных и дискриминационных ограничений.

Так по жалобе гр. К., на основании обращения соседей, с которыми она находится в конфликте, была принудительно доставлена в больницу ╧1 г.Н.Новгород. Заключением консилиума в тот же день она была признана здоровой и отпущена. При задержании в своей квартире она подверглась грубому обращению и избиению, что подтверждает медицинское освидетельствование.

Положение психически больных осложнено ограниченным финансированием и недостаточным контролем больниц. Есть сведения о недостаточном питании, обеспечении одеждой, возможностью направлять жалобы.

В 1998 г. зафиксировано семь случаев обращения родителей в связи с психическими заболеваниями в армии их сыновей. Информация об обследовании их у психиатра при призыве неизвестна. По имеющимся сведениям, такое обследование практически не проводится.[27]

Члены Комиссии по правам человека при администрации области обратились за разрешением на посещение психиатрической больницы для проверки жалоб и изучения обстоятельств на месте, но получили категорический отказ. Губернатор области, к которому комиссия обратились за поддержкой, оставил проблему неразрешенной.

К. Положение лиц, находящихся на содержании в государственных учреждениях

Общей проблемой для лиц, содержащихся в государственных учреждениях (прежде всего социальных), является ограничение в финансировании, а значит и возникающие трудности с полноценным питанием и обслуживанием.

По отзывам, поступающим в правозащитные организации, в социальных центрах престарелых условия содержания несколько лучше, чем те, в которых зачастую оказываются престарелые люди, что и определяет во многих случаях добровольное согласие пожилого человека на постоянное направление в Дом престарелых. Вместе с тем такой выбор порой определяется отчаянным, но временным неблагополучием, а возвращение к самостоятельной жизни затруднено (жилье переходит в муниципальную собственность).

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Дознание Т.Г. Хорук, члена Правозащитного центра г.Дзержинска.
  2. "Наше право на жизнь и достоинство", г.Дзержинск.
  3. По материалам Е.А. Кузьминой и Н.С. Сенниковой.
  4. Департамент образования и науки, 18 февраля 1999 г., ╧01-21/287.
  5. Общественная приемная НОПЧ, август 1998 г.
  6. Комиссия по правам человека, дело ╧135, обращение Н.П. Никитенко, 26 марта 1998 г.
  7. Жалоба Е.И. Медведевой в Комиссию по правам человека, 18 января 1998 г.
  8. Интервью В.М. Гурского с представителями меньшинств, 25 декабря 1998 г.
  9. Суд должен быть скорым и правым // Нижегородский рабочий, 01.04.1999.
  10. Человек и тюрьма. Сборник информационных материалов. Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, 1998, приложение.
  11. Письмо в НОПЧ от 27 февраля 1998 г.
  12. Письмо НОПЧ "Об оказании помощи больным туберкулезом в колониях", 1998 г.
  13. DOTS - Непосредственно наблюдаемое лечение, краткий курс. Программа, рекомендованная Всемирной организацией здравоохраниения.
  14. Федеральным Законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г., Приказом ╧486 от 20 декабря 1995 г. МВД РФ, Правилами внутреннего распорядка ИВС ОВД, утвержденными Приказом МВД России от 26 января 1996 года за ╧41.
  15. Докладная записка медицинского отдела УВД Нижегородской области "О состоянии заболеваемости туберкулезом спец контингента в учреждениях УИН УВД Нижегородской области".
  16. Итоги деятельности УИН МЮ РФ по Нижегородской области за 1998 г. // Зона-плюс, март 1999 г.
  17. Заключение комиссии по правам человека от 15 октября 1997 г. "О нарушении прав осужденных, отбывающих наказание в УЗ-62/8".
  18. В начале 1998 г. несовершеннолетних больных в СИЗО числилось 13 человек, к концу года - 4 человека.
  19. Отчет о проверке ИВС по нормам содержания заключенных, 1996 г.
  20. А.В. Ермолаев, колония УЗ-62/5, 2 октября 1998 г.
  21. А.Н. Лепилов, колония УЗ-62/5, 3 октября 1998 г.
  22. В.М. Дудкин, колония УЗ-62/5, 4 октября 1998 г.
  23. Приказ МВД РФ "О локально-профилактическом участке", 1993 г.
  24. Информация Дзержинского комитета солдатских матерей.
  25. Э.З. Фельдштейн, г.Дзержинск.
  26. Информация предоставлена Нижегородским областным Комитетом солдатских матерей.
  27. Данные комитетов солдатских матерей.

[Предыдущий раздел] [Оглавление] [Следующий раздел]

Информационно-аналитический центр
Заглавная страница