Библиотека

Жюль де Росне - Макроскоп

из книги THE MACROSCOPE - A NEW WORLD SCIENTIFIC SYSTEM

Это краткий и неточный перевод некоторых мест из книги, который к тому же разбавлен ссылками на другие работы, которые мне кажутся сходными. Это рабочий материал. Но, вы всегда можете обратится к первоисточнику. Следует добавить, что в тексте Росне ссылки на Тейяра де Шардена, Анри Лобари, Маршала МакЛюэна и Ивана Иллича др.

Экологический взгляд на мир.

Традиционная позиция
Формирующаяся позиция

В отношении авторитета и власти

Авторитет основан на силе, власти и доступе к информации

Авторитет основан на влиянии, открытости и понимании

Уважение к иерархическим структурам, институтам обучения, на чувстве обязанности и долга

Постоянная оценка иерархии, основанная на компетентности, личной заинтересованности

Догматизм, централизация власти

Разделение функций, открытость для критики, разделение ответственности

В отношении деятельности

Важность диплома, ответственность зависит от возраста, теоретических знаний и социального статуса.

Важность участия и опыта практических действий. Ответственность базируется на способности решать проблемы и взаимодействовать с людьми.

Линейная карьера, программируемый рост, соревнования, награды.

Множество карьер, умение сделать выбор, кооперация, личная радость от сделанного.

Награда за личный вклад и личные усилия и тяжелую работу.

Награда за творчество и коллективный вклад, творческая работа в собственном ритме

Секретные материалы, необходимость жесткой иерархии и дисциплины, специализация.

Необходимость в кооперации и коммуникации

В отношении причин деятельности

Логика отрицания

Логика ассоциаций, экосистем

Аналитические методы, объективность

Родство объективного знания и субъективного опыта

Технический прогресс как рост мощи и власти над природой

Технический прогресс как функция для выполнения социальных потребностей, партнерство с природой

Отношения между людьми

Слепое упрямство

Терпимость

Агрессия, цинизм и скептицизм

Открытость, энтузиазм и чувство собственной значимости и полезности

Использование других для достижения собственных целей

Уважение к другим людям

Доминирование

Кооперация, поиски групповой этики

Униформизм, однообразие

Плюрализм мнений

Национализм

Взаимная значимость наций и культур

 

В отношении авторитета и власти, которая олицетворяется следующими институтами: Государство, Церковь, Семья, Школа, Суд, Армия, Милиция, Бизнес и Медицина. Соответственно атрибутами власти наделяются: Президент, Священник, Отец, Учитель, Судья, Генерал, Милиционер, Директор, Доктор. Эти институты власти наследовались из поколения в поколения, команды принимались и выполнялись без обсуждений. Теперь сам институт доминирования находится под вопросом.

Теперь мы переходим к миру, в котором действия осуществляются через влияние и понимание. Влияние предполагает прежде всего свободу выбора, нежели физическое подчинение. Новые способы размышления и образования предлагают и противопоставляют традиционной иерархии институтов и централизации власти иерархию, которая будет находиться в состоянии постоянной оценки и будет основываться на профессиональной компетентности и децентрализованной ответственности.

Традиционная пирамида власти, дисциплины и доминирования должна трансформироваться в более "горизонтальную" структуру по организации напоминающую живую клетку. В такой клеточной структуре власть, чувство долга, соперничество перестают быть определяющими в поведении людей. Им на смену приходят участие, внутренняя мотивация, партнерские отношения, самоконтроль, самодисциплина и совместные решения. Основная критика деятельности направлена на изменение условий, в которых она происходит, таким образом, чтобы каждый человек самостоятельно мог распределять свое время, работать в оптимальных для себя условиях, в своем собственном ритме. Зачем мы производим так много, в то время как не можем этого потребить этого?

Зачем так упорно работать и переводить материю, когда мы не можем реализовать себя в отношениях с другими людьми?
"Так мы и живем, будто море солим. Только время тратим, да воду портим."

В современных постоянно изменяющихся условиях выигрыш приносит постоянное приспособление, а не жесткая программа действий. В связи с тем что скорость эволюции общества возрастает никакая карьера не может быть спрограммирована. Соответственно, выбор карьеры перестает быть наиболее главным решением в жизни человека. До настоящего времени дух профессиональной состязательности был одним из наиболее здоровых мотивов успеха. Новый подход значительно менее внимательно относится к этой традиционной "борьбе за выживание" с ее наградами, заслугами и отличиями, которые выстраивают достаточно простую классификацию личностей и, таким образом обедняют человеческие взаимоотношения.

Сегодня общество перестает воспринимать себя как дикие джунгли и становится содружеством и сообществом, чья эволюция напрямую зависит от кооперации, распространения образования, от партнерства.

Социальный Успех вместе с которым приходят награды, внимание, уважение, должности, материальное благополучие, защищенность и власть. Это понятие имеет особое значение в обществе основанном на доминировании и подчинении одного человека другому. Новый подход к рассмотрению успеха предполагает, что он основывается прежде всего на личных достижениях, на богатом личном опыте и богатых отношениях личности с другими людьми и другими культурами, на удовольствии, которое получает человек от хорошо сделанной работы, на полезности и эффективности собственных действий.

Особой критики подвергается работа-алиби, вокруг которой выстраиваются свои особые правила, которая становится чем то значимым сама по себе, не зависимо от реальной жизни. То, что обычно определяется словами "служба в офисе" и измеряется толщиной отчетов, количеством написанных писем, количеством встреч и телефонных переговоров, длительностью рабочего дня, т.е. методами количественными, а не качественными - более сложными и более тонкими. Образ усталого бизнесмена и перегруженного исполнителя не вызывает более уважения. Он вызывает только жалость. Эта повышенная активность и давление, которое они постоянно испытывают необходимы только в особых случаях. Во всех остальных случаях они скорее прячут за маской чрезвычайной занятости и перегруженности свои семейные проблемы. Больше нет привычных извинений, которые позволяют отказаться от полной ответственности.

Логика отрицаний, на которой строится обучение заменяется логикой ассоциаций. Логика исключения и отрицания ведет нас к оппозициям типа "истина - ложь", добро и зло, черное или белое. Она ведет нас к хорошо известной дихотомии мышления. Такие концепции формируют шкалу наших представлений, которые определяют наше поведение и наше мнение и наши отношения с другими людьми.

Биология и экология показывают нам, что в природе нет столь четко определенных оппозиций, которые являются всего лишь инструментами нашего мышления. Инструментами, которые успешно выполняли свою задачу, но срок их использования подходит к концу и мы не можем более полагаться на их эффективность. Всякая взаимосвязь основывается на плюрализме, разнообразии и взаимной обусловленности.

Логика исключений уступает место логике ассоциаций. Биологическое и экологическое мышление подчеркивает значение взаимного признания, терпимости и уважения других идей и других культур. Являются ли эти конструкции действительно базовыми конструкциями человеческого мышления, либо они всего лишь временные культурные решетки, сквозь которые мы смотрели на мир и которые мы теперь можем поменять на что-то более соответствующее действительности. Эта достаточно наивная пока критика находит свое отражение в росте числа учебных проектов, в которых ученики отходят от исследовательских позиций, убегают и прячутся в мистическом и иррациональном.

Задача не в том, чтобы сказать "этого нет и этого не должно быть", а в том чтобы понять корни этой позиции и следствия к которым она может привести.

Формируется новая групповая этика, в которой человек стремится как можно четче обозначит и определить свой стиль жизни, свою собственную жизненную позицию, цели и ценности в то же время с уважением относясь к целям и ценностям других людей.

Как пишет Маслоу - "Определите, можете вы действительно отличить хороший херес от обычного".

Нас в значительной степени интересует именно позиция ученика, его личное мнение, нежели соответствие его мнения некоему общему стандарту.

Формирование новых отношений между людьми, между человеком и природой и между человеком и его будущим. Мы должны обратиться к творческим способностям личности, уважая его независимость, его стремление к самореализации.

 

Комментарии и замечания - Евгению Патаракину

Обновление: