ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАЗАНСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ОБЩИННЫЙ ЦЕНТР!

       В Казани еврейское население появилось как постоянная этническая группа после 1827 года, когда был издан Николаевский Указ о батальонах военных кантонистов, в которые зачислялись еврейские мальчики. Казармы в казанском кремле как раз и были построены для такого батальона. Отставные кантонисты, имея право на жительство вне черты оседлости евреев, вероятно и составили первое ядро еврейской общины.
        Официально Казанская еврейская община была учреждена 24 марта 1897 года. Казанские евреи редко прибегали к такому популярному в те годы способу выживания, как крещение. В 1914 году крещенных евреев в городе было только 70 человек. Численность еврейского населения колебалась до 1917 года от 2,5 тысяч (почти 2% всех казанцев) в 1892 году до 1 609 человек в 1914 году.
       О собственном здании молитвенного дома местные евреи задумались еще до 1905 года 12 марта 1915 года собственно здание Казанского Еврейского молитвенного дома было освящено и служило религиозной общине до мая 1929 года, пока не было отобрано новыми властями. Предметы культа были увезены. А здание синагоги было передано министерству просвещения и в нем размещался Дом работников просвещения. В целом в национальных республиках Поволжья отношение к евреям в целом было более либеральным, нежели в центре. Религиозная и общественная жизнь еврейского общества продолжалась.....
       Возрождаться еврейская жизнь в Казани начала в декабре 1988 года. Инициаторами национального движения стали Соломон Зельдович, Ефим Бернадский, Лера Гестрина, Илья Мазо, Илья Шалман, Яков Ковтун, Елизавета Галибова, Семен Перель, Александр Раппопорт, Леонид Сонц. В 1989 году инициативная группа переросла в Клуб еврейской культуры "Менора", который был создан при Татарском отделении Всероссийского фонда культуры, а с марта 1993 года - в Казанский еврейский культурный центр "Менора". Первоначально он насчитывал 250 человек. Клуб размещался в ДК Медработников ( улица Маяковского, 18).
        Религиозная община Казани была зарегистрирована в марте 1990 года. Долгие годы встречать Каббалат Шаббат, Моцаэй Шаббат, Киддуш на Рош-Ходеш и другие праздники члены общины собирались в однокомнатной квартире у одинокой пожилой женщины. В сентябре 1994 года общину возглавили израильские раввины Авраам Лерер и Иегуда Зильберштром, представители движения "Хабад Любавич".Ныне раввином иудейской общины назначен рав Ицхак Горелик.
       С 1991 г. в Казани работает филиал Сохнута, в то же время был основан ульпан для изучения иврита.
       В 1995 г. открылась воскресная школа, где обучаются 80 детей. В 1998 г. открылась ежедневная школа, где в трех классах обучаются 72 ребенка.
       В 1991 г. собрался еврейский молодежный клуб, 1993 7. - спортивное общество "Маккаби", с апреля 1994 г. работает городской еврейский лекторий, с ноября 1994 г. - клуб "Золотой возраст".
       В июне 1997 г. официально зарегистрирован благотворительный центр "Хэсэд Моше". На февраль 1998 г. 55 волонтера и штатных работников Хэсэда обслуживают 2000 подопечных.
       Центр "Менора" совместно с религиозной общиной вели длительную переписку с руководством республики Татарстан и городской администрацией по вопросу о возврате бывшего здания синагоги, начиная с 1990 года. Много было перипетий на этом длительном и трудном пути, но усилия, затраченные на это дали свои результаты и долгожданный момент настал.
       В ноябре 1997 года был подписан Указ о передаче Дома работников просвещения (бывшей синагоги) Казанской иудейской общине. В декабре на празднике Хануки состоялось вручение символического ключа от здания синагоги представителям Казанской общины.
       В это же время проходило расширенное заседание Российского Еврейского Конгресса (РЕК) . В Казань прибыли: президиум РЕКа во главе с г-ном В.Гусинским, посол Израиля Ализа Шенар, раввинат России во главе с главным раввином России Адольфом Шаевичем и председателем объединения раввинов России Берлом Лазаром.. Также присутствовали представители многих еврейских общин России. На празднике были главы всех религиозных конфессий города Казани правительство Татарстана. В течении двух дней отмечали двойное торжество-Хануку и новоселье. Возможно, многие евреи за годы советской власти впервые ощутили себя причастными к своему народу. Еврейская музыка звучала не только на сцене, она лилась из сердца каждого, кто находился в этом зале.
       В жизни казанских евреев начался новый этап - построение полнокровной Еврейской Общины.