Эта выставка была создана руками нашего земляка нижегородца В.К.Павленкова. Эта выставка - результат работы
международной организации "FREEDOM OF COMMUNICATIONS". В годы ссылки опального академика
члены этой организации предприняли попытку разорвать информационную блокаду вокруг Сахарова,
используя международные почтовые договоры и общепринятые нормы гуманности. В мае 1985 года конгрессмен
Бенджамин Гилмен и сенатор Билл Брэдли (оба - члены Почетного Комитета FC) обратились с призывом к своим
коллегам посылать академику Сахарову в Горький личные заказные письма с уведомлениями о вручении.
Май 31, 1985.
Дорогие коллеги!
"Андрей Сахаров находится в ссылке с 1980 года. Советские власти, трижды награждавшие его званием Героя
Советского Союза, не признают его заслуг в деле защиты мира. Его борьба за права человека в
СССР вызвала гнев Кремля, и он был изорлирован от внешнего мира.
Для г-на Сахарова и для других, менее известных, борцов за права человека очень важно, когда мы широко
демонстрируем нашу приверженность к основным человеческим правам и свободам.
Я прошу вас написать г-ну Сахарову и тем самым показать, что он не забыт нами.
В то же время вы можете помочь расследованию советсткого почтового произвола, проводимому Комитетом
Палаты представителей по почтовой и государственной службе. Меня просили передать, что для этого
желательно послать письма заказными, с уведомлением о вручении. Получив уведомление, перешлите его,
пожалуйста, моему помощнику Марку Эбину (сенатское здание имени Харта, км.731), и мы передадим его в
Комитет Палаты представителей"
- из письма сенатора Билла Бредли.
Май 21, 1985.
Дорогие коллеги!
Сегодня, 21 мая 1985 года, - день Сахарова. Доктор Сахаров, лидер борьбы за права человека в Советском союзе, намерен вскоре выйти из Академии наук СССР, порвав тем самым свои последние связи с официальными кругами, если его коллеги по Академии не обеспечат ему и его жене, Елене Боннэр, необходимой защиты. Более того, как передает агенство Ассошиэйтэд Пресс, неделю тому назад один высокопоставленный западный дипломат сообщил, что 16 апреля г-н Сахаров опять объявил голодовку, и что с 21 апреля его начали принудительно кормить.
Сахаровы живут сейчас почти в полной изоляции. Г-жа Сахарова в прошлом году тоже была сослана в г.Горький, расположенный в 250 милях на восток от Москвы и закрытый для иностранцев.
С 1977 года Комитет Палаты представителей по почтовой и государственной службе расследует факты повседневного советского произвола в области международной почты и, также, положение тех людей в СССР, чьи связи с внешним миром оказались грубо прерваны. Андрей Сахаров - один из этих людей.
В День Сахарова я прошу вас написать ему. В то же время, послав письмо ему заказным и с уведомлением о вручении, вы можете помочь работе нашего Комитета. Если уведомление о вручении вернется вам, перешлите его, пожалуйста, моему помощнику Полу Берковицу в Комитет по почтовой и государственной службе (ком.602, флигель ╧1 Палаты представителей).
Заранее благодарю за сотрудничество.
Искренне
Конгрессмен Бенджамин А.Гилмен.
12 июля 1985 года был опубликован такой же призыв FC, обращенный к широкой публике. В нем подчеркивалось,
что каждое посланное Сахарову письмо будет не только знаком уважения и поддержки ему лично, но также и
фактом давления на советские власти.
После этих обращений академику Сахарову в Горький было послано множество писем самыми разными людьми:
знакомыми и незнакомыми, конгрессменами, недавними эмигрантами из СССР, рабочими, учеными, студентами┘
Эти письма - знаки глубокого уважения ссыльному лауреату Нобелевской премии мира, высокой оценки его идей
и мужества в их отстаивании, выражение глубокой симпатии, теплоты и искренности. Вот текст одного из них:
"Простите за вторжение в вашу жизнь. Хотя я и знаю, что вы завалены непрошеными письмами, не могу
удержаться и не задать вам несколько вопросов, пойти несколько дальше обычных пожеланий доброго
здоровья. Я не жду, чтобы вы беспокоили себя ответом на эти вопросы. Они лишь означают, что
любознательность еще жива повсюду в мире.
1. Физики сегодня утверждают, что они близки к унитарной теории. Они постулируют наличие десяти
или одиннадцати измерений у вселенной, в дополнение к пространству и времени, гравитации,
электромагнетизму --так называемые слабые силы, сильные ядерные взаимодействия и другие,
не могу вспомнить их точно. В ЦЕРН, по-видимому, обнаружили реакции, которые нельзя объяснить
современными формулами. Некоторые крупные ученые сомневаются в пользе существующих рассуждений
относительно Высшей силы, управляющей компонентами мира, и считают, что лучше разрабатывать
идеи, которые могут быть подвергнуты экспериментальной проверке. Интересно было бы знать, что Вы
об этом думаете?
2. Представление о Великом Плане Мироздания и о Высшей Силе предполагает, что человечество является
элементом этого плана, и что его предназначение есть нечто лучшее, чем вымирание. (Мне кажется, что само
существование уже есть награда.) Для Гамова и других основа всего - случайность, теория вероятности.
Эйнштейн же сказал: "Бог не играет в кости". Он сказал также, что человеку никогда не будет дано познать
истину природного мироздания. Если определенное предназначение человека как элемент природы
исключается, что же тогда остается помимо нигилизма, зверства, удовлетворения сиюминутных желаний
без учета последствий - то есть, в сущности, психопатологии? Не согласитесь ли вы с тем, что для
поддержания элементарного социального порядка, особое предназначение человечества, если оно
не существует, пришлось бы изобрести?
3. Как показал Кант, научный прогресс, по-видимому, часто является результатом интуиции и вдохновения,
а не систематического сбора фактов и тщательно проведенных экспериментов. Ценность, если не
обоснованность, гипотезы, отмечал Кант, определяется ее плодотворностью, то есть возможностью на
ее основании предсказывать результаты. Имеет ли этот феномен какое-либо отношение к идее, что
истина (слово Божье) открывается только избранным? Мое возражение против идеи откровения состоит
в том, что слишком многие хотят иметь монополию на истину. В ходе накопления человеческого опыта
ценность, если не обоснованность, открывшихся истин должна определяться согласием общества, несмотря
на сказанное да Винчи, что "мудрый человек может ошибаться, но как может быть не права тысяча дураков?"
Я пришел к такому выводу, прочитав "Десять философских ошибок" Мортимера Дж. Адлера. Исходя из
вышесказанного во втором пункте, можно, пожалуй, заключить еще следующее: "если бы у Бога не было
чувства юмора, человек должен был бы его изобрести". Когда Гешель пришел к печальному выводу, что Рэб
Мендель из Котцка более убедителен, чем Баал Шем Тов, он вынужден был сказать: "Я не поверю, что по
плану Творца человек должен сам себя делать несчастным". Или, как сказал Б.Рассел: "Воздушные замки
надежд должны покоиться на фундаменте беспредельного отчаянья".
С совершеннейшим уважением и благодарностью Маркус М.Розенблюм."
FC взяла под контроль 57 писем, посланных академику Сахарову. В результате установлено что :
|