Статьи 
Статьи
 

"Creative SbLive! - доработка, советы - ApsLive(2 часть)".

Ниже будет описана процедура настройки SbLive(aps), основные рабочие программы EmuAps, а также настройка Asio потоков в Cubase Vst32(версий 5.0 и выше).

Инструменты и утилиты.

Будем считать, всё что я говорил ранее Вы сделали и это успешно заработало. Теперь необходимо разобраться в предлагаемом обеспечении. Emu-APS карта профессионального уровня - соответственно и всё что входит в поставку отвечает этому классу.

Итак, после установки на 'tray' панели добавятся две новые иконки. Это Mixer Effects Control вместе с SoundFont Bank Manager и CrosStudio Mixer. Кроме того, будут установлены итилиты конвертации SRConv(48khz) и APStoy для управления виртуальными фейдерами.



CrosStudio Mixer.

Так как для начала необходимо отстроить звук, то обратимся именно к этой консоли, основная цель которой просто перенаправить все существующие аналоговые входы на вход Analog In 1&2 главного микшера.
Предварительно это можно сделать следующим образом:

Фейдер Rec Gain трогать вообще не рекомендуется, так как в ряде случаев, в отсутствии контроля входного сигнала, возможны перегрузки, при чем уже не в аналоговом, а в цифровом тракте процессора Emu10k1. Назначение же остальных элементов, думаю, не вызовет затруднений при работе.

Mixer Effects Control.

Как правило микшер является сердцем любой звукозаписывающей студии, Mixer Effects Control от E-mu полностью этому соответствует. Приятный внешний интерфейс сочетается с огромной функциональностью этого прибора, отвечающего всем требованиям современного звукорежиссера.

Начнем с того, что конфигурацию линеек Вы может задавать самостоятельно, что дает большой плюс в работе только с самым необходимым. Кроме того, можно сохранить и считать любые установки пульта.

    Кнопка вызова микшера оказалась всегда под руками, поскольку после инсталляции она продублирована в tray-окне. Основным элементом виртуального пульта E-mu APS является центральный модуль - своеобразная мастер-секция, которая присутствует всегда и на которой сосредоточено управление базовыми функциями системы. Слева к ней можно пристыковать аудио модули (как аналогового, так и цифрового типа), а справа - MIDI модули. Архитектура APS включает в себя промежуточные аудио-шины (своеобразные суб-группы), на которые могут сводиться потоки аудио как после HDR (Hard Disk Recording - звукозаписи с использованием жесткого диска), так и после MIDI (семплерного синтезатора). Именно на уровне такой локальной аудиошины применяются обработки звука встроенным эффект-процессором и отображается каждая локальная шина своей линейкой в виртуальной микшерной консоли. Естественно, что на каждой линейке имеются средства управления как уровнем громкости (фейдер), так и уровнем посыла на одну из двух секций эффектов, тип которых задается на мастер-панели. Кроме того, имеется возможность поставить обработку на шине (в отдельной линейке) в режиме "инсерт". На мастер-панели для эффектов предусмотрены четыре ячейки, к паре любых из которых и может быть адресованы посылы на левых и правых (аудио и MIDI) микшерных линейках.
В целом, такая идеология управления привычна для музыкантов и весьма напоминает виртуальные консоли в программах Cubase или Cakewalk. Поэтому, на освоение системы APS мне пришлось затратить меньше времени, чем на освоение управления в SBLive! Здесь преимущество безусловно за более профессиональной системой.
    В отличие от упомянутых Cubase и Cakewalk, в которых для обработки используются Plug-Ins в формате DirectX или VST, и в которых количество задействованных ячеек одинакового типа не ограничивается, в данном случае использование эффекта в одной из ячеек изымает этот эффект из списка доступных (рис.4).

Рис.4

   То есть, ситуация аналогична той, когда вы работаете с физическим прибором в студии и его невозможно одновременно вставить в две разные цепи. В связи с этим, эквалайзеры в базовом наборе представлены в четырех экземплярах, что позволяет их задействовать в нескольких местах. Кстати, эквалайзеры представлены в двух типах - параметрическом и "шельфовом", то есть воздействующим на широкую частотную области по краям звукового диапазона. Так же, как и в случае с SBLive!, разработчики обещают пополнение списка обработок новыми типами модулей.
Управление любым эффектом производится с помощью панели, выполненной в образе физического прибора в металлическом корпусе (рис.5).

Рис.5

   Честно говоря, такой вариант оформления, в отличие от микшера, мне не показался достаточно удобным - не все надписи читаются хорошо. Время пребывание карты на тестировании предполагалось достаточно скоротечным и я не смог уделить нужного времени детальному знакомству с набором эффектов и их звучанием. Послушав ревербератор, я решил, что он мне не слишком нравится. Впрочем, такое же мнение я вынес и после первого знакомства с процессором эффектов в SBLive!. В дальнейшем, когда я приобрел карту в личное пользование и уделил ей достаточно времени, оказалось, что ревербератор в SBLive! просто отличный. Так что, вполне возможно, что мое мнение ошибочно - генетическое родство этих карт позволяет надеяться на достойные эффекты и в E-mu APS. Вряд ли конструкторы позволили бы себе в дешевом варианте то, что не реализовали в более престижной модели. Законы рынка неумолимы...
    На основной секции виртуального микшера можно нажатием кнопки вызвать SoundFont Bank Manager (рис.6), через который производится загрузка звуков в семплер.

Рис.6

Симпатичный вид панели согласуется с удобной работой по манипулированию банками, которые можно прослушать "не отходя от кассы" при помощи виртуальной клавиатуры или подключить к менеджеру управление от обычной MIDI клавиатуры. Единственное неудобство - как и в SBLive! внешняя клавиатура теряет активность вместе с активностью окна - если вы перешли в другое окно (например, эффектов), то пока вы в нем находитесь, звука не будет, сколько бы вы не нажимали на клавиши и приходится возвращаться в окно менеджера, что не всегда удобно. Коллекция звуков, прилагаемых к карте, разумеется, не носит тотальный характер - вам предлагают ознакомиться с основными возможностями синтезатора и характером звука, а приобретать полную версию коллекции надо отдельно. Впрочем, это обычная практика продажи профессионального продукта и осуждать ее смысла нет. Зато звучание синтезатора впечатлило меня - нормальный профессиональный звук, а это уже не мало. В число демонстрационных файлов включены композиции в формате Cakewalk, в которых предусмотрено автоматическое подключение нужного банка при загрузке композиции в Cakewalk при посредстве системы SoundFont Manager. Последний представляет из себя специализированный драйвер, который обеспечивает совместимым с ним программам автоматический доступ к таблице загруженных банков. Например, при работе в Cakewalk вы перебираете в окне patch именно те инструменты, которые реально загружены в память и видите их название, зафиксированное непосредственно в банке. При этом, отпадает необходимость кропотливой работы по составлению списков для опции Instrument Definition. И вся структура банков для вашей композиции загружается автоматически вместе с загрузкой партитуры. Поскольку для размещения семплов в чипе EMU-10K1 используется основная оперативная память компьютера, а не "бортовая" память синтезатора, загрузка происходит очень быстро и незаметно - 26 мегабайт примерно за 4 секунды. При загрузке новых банков, память освобождается от лишних, которые не используются в данной композиции. Впрочем, при желании вы можете "закрепить" необходимые банки нажатием кнопки Lock на панели SoundFont Manager.

SoundFont 2.1

    Строго говоря, все эти удобства хорошо знакомы пользователям SB AWE 32/64. А вот с чем пока мало кто из музыкантов знаком - так это с новыми возможностями, имеющимися в расширенной версии SoundFont 2.1. На рис.7 можно увидеть дополнительную панель, становящуюся доступной в Vienna 2.3, если на вашем компьютере установлено устройство, способное работать с этим новым расширением стандарта.

Рис.7

   В нижней части панели представлен графический образ конфигурации конкретного управляющего сигнала, а в окне над ним эту конфигурацию можно задать по своему усмотрению.
    Итак, что же нового предложила фирма E-mu своим пользователям, вводя новое расширение стандарта SoundFont ? Известно, что этот стандарт в версии 1.0 создавался для мультимедийного рынка, который тогда, несколько лет назад, еще только формировался. Именно на том этапе у многих сложилось впечатление, что музыка на IBM PC - это всего лишь любопытное приложение к играм или программам презентаций для бизнеса и не имеет отношения к "большой" музыке. О том, что IBM PC может стать очень серьезным инструментов для профессионалов в области музыкального творчества, как то не задумывались даже разработчики. И первая версия SoundFont была достаточно легковесной, за что и была подвергнута справедливой критике. Учтя часть замечаний, разработчики расширили возможности синтезаторов, введя новую спецификацию SoundFont 2.0, где была добавлена возможность работы со стереосемплами, повышена фазовая стабильность при проигрывании, введена возможность задания области действия семпла не только по номеру клавиши, но и по параметру Velocity, а так же, ряд других нововведений. Эти доработки сделали на некоторое время синтезаторы серии SB AWE 32/64 безусловно лучшими на компьютерах класса IBM PC. Но время не ждет и конкуренты стали настигать лидера - в компьютерном домене появились синтезаторы от Kurzweil (карты Pinnacle и Apex), а так же, настала эра программных синтезаторов с их просто феноменальными (по меркам мультимедиа) возможностям. Последняя группа синтезаторов (например, Reality или Generator) существенно превзошла "железных" конкурентов по исполнительской гибкости управления звуком, позволяя саунд-дизайнеру формировать законы управления по своему усмотрению. Именно в этой области у стандарта SoundFont была ахиллесова пята. Вот введением новой версии, эту уязвимую для критики точку и прикрыли новыми возможностями.
    Для повышения исполнительской гибкости конструкторы E-mu воспользовались опытом разработки профессиональных модулей и ввели в SoundFont нечто, напоминающее систему "patch cords", которая применялась в музыкальных инструментах, производимых той же E-mu. Для лучшего понимания этих новых возможностей, рассмотрим схему на рис.8.

Рис.8

    Для развитого управления параметром звука используется принцип взаимной модуляции сигналов управления. В качестве источников управляющих сигналов (Primary & Secondary Sources) могут быть задействованы следующие источники:
    Key On Velocity
    Key Number
    Pitch Wheel
    Channel Pressure
    Pitch Wheel Sensitivity
    Modulation Wheel
    Breath Control
    MIDI CC 7
    MIDI CC 10
    MIDI CC 11
    MIDI CC 21
    MIDI CC 22
    MIDI CC 23
    MIDI CC 24
    MIDI CC 91
    MIDI CC 93
    Как видим, список не маленький, и позволяет исполнителю оперативно передать на синтезатор достаточное для выразительного звучания количество параметров. Обращает на себя внимание, что, помимо стандартных контроллеров, введена группа из четырех дополнительных (## 21...24), функции которых присваиваются при создании патча. Если внимательно посмотреть на упомянутую выше блок-схему, то можно увидеть узлы для нормализации, масштабирования и других преобразований управляющих сигналов. В частности, может быть преобразована кривая Velocity, что позволит подстроить динамическую чувствительность вашей клавиатуры под вашу исполнительскую технику. Насколько это удобно, надеюсь, разъяснять не надо. Подобным же образом можно управлять и другими параметрами создаваемого банка инструментов. Сформированный сигнал управления может быть использован в качестве источника для следующей ступени преобразования, что позволяет тонко и детально управлять процессом синтеза звука. Например, подключение духового контроллера (#2 - Breath Control), присвоение ему соответствующих свойств, а так же модулирование давлением на клавиши (Channel Pressure) позволит эффективно имитировать звучание духовых инструментов.
   

Cubase VST/32. Audio System Setup.

Пожалуй, именно сейчас и проявятся самые удивительные возможности всей EMU-APS архитектуры. Во-первых, как уже говорилось ранее, были установлены Asio драйвера. А это означает, что существенно сократилось время задержки в "звуковом" тракте программы. Теперь его можно опустить до 8мс. Неплохо, да? Правда фиксированная частота дискретизации 48кГц. Но и это к лучшему.

Естественно DirectX драйвера также остались работоспособны. Минимальное время задержки 43мс. Частоты дискретизации 11.025 кГц, 22.05 кГц, 44.1 кГц, 48 кГц.

Мало того, в окне VST Master Mixer теперь доступны Bus каналы.

Появилась реальная возможность обработать отдельно взятую дорожку или группу, к примеру ударную или вокальную, собственными аппаратными эффектами Aps-Live.

k-Tracker, E.Petroff, 2001