Силы, принимавшие участие в операции:
Линейные корабли "Тирпиц" (капитан-цур-зее Майер; флаг
адмирала
О.Куммеца),
"Шарнхорст" (капитан-цур-зее Хюффмайер).
Тяжелый крейсер "Лютцов" (капитан-цур-зее Станге).
Эскадренные миноносцы:
"Z 31" (корветтен-капитан Альбертс); брейд-вымпел командира
4-й
флотилии эсминцев капитана-цур-зее Йоханессона),
"Z 27" (корветтен-капитан Шульц),
"Z 29" (корветтен-капитан фон Мутиус),
"Z 30 (Лампе),
"Z 33" (корветтен-капитан Холторф),
"Эрих Штайнбринк" (корветтен-капитан Тайхманн; брейд-вымпел
ко-
мандира 5-й флотилии эсминцев капитана-цур-зее Вольффа),
"Ганс Лоди" (корветтен-капи 6-й флотилии
эсминцев капита-
на-цур-зее Коте),
"Карл Гальстер" (корветтен-капитан Хармсен),
"Теодор Ридель" (корветтен-капитан Риде),
"Фридрих Ин" (корветтен-капитан Фромме),
"Пауль Якоби"
Десант: 600 человек 349-го гренадерского полка.
*******************
В первых числах сентября германские
береговые авиагруппы
произвели полномасштабную разведку маршрута перехода и обследова-
ли архипелаг. Вечером 6 сентября эскадра Куммеца в составе
двух
линкоров, крейсера и одиннадцати эсминцев вышла из Альтен-фьорда.
Однако вскоре "Лютцов", подтверждая свою репутацию невезучего ко-
рабля, вынужден был вернуться из-за неполадок в дизелях. В сопро-
вождение ему были даны эсминцы "Пауль Якоби" и "Фридрих
Ин", у
которых также возникли проблемы с котлами. На борту шести эсмин-
цев 5-й и 6-й флотилий находилось примерно по сотне
гренадер.
Например, на "Штайнбринке" разместились девяносто два десантника,
а его палубу заняли два десантно-штурмовых катера и пара
надув-
ных лодок. Капитан-цур-зее Фридрих Коте не был удовлетворен зада-
чей, поставленной эскадренным миноносцам. Он считал, что его
6-я
флотилия дольше остальных находится в арктических водах и должна
получить .
Флотилии Рольфа Йоханессона, корабли которой имели более
мощ-
ную артиллерию, в этом плане повезло больше, хотя за плечами
ее
комендоров не было столь солидного боевого опыта. Путь к Шпицбер-
гену прошел относительно спокойно, если не считать ложной трево-
ги, вызванной акустиками "Тирпица", и мелкой аварии в
машинном
отделении "Лоди". Вскоре после полуночи 8 сентября сигнальщикам
- южная оконечность Шпицбергена. В центре походного ордера
гер-
манской эскадры грузно покачивались линкоры, эсминцы 4-й
и 5-й
флотилий двигались на траверзах, возглавляли колонну три корабля
6-й флотилии Коте.
Обстреляв постройки бывшей норвежской метеостанции
на мысе
Линней, в 3 часа утра немецкие корабли вошли в Ис-фьорд, где раз-
делились на две группы. "Тирпиц" и 4-я флотилия эсминцев ("Z 31",
"Z 33", "Z 29") повернули направо, в Грен-фьорд, на берегу кото-
рого стоял Баренцбург. В их задачу входило оказание огневой под-
держки. Сопротивления не ожидалось, однако артиллеристы
норвеж-
ской батареи с мыса Хееродден (командир - фенрик Бовиц)
открыли
точный огонь по германским эсминцам. "Z 29" получил
попадание
102-мм снаряда, убившего одного офицера и трех матросов, четверо
моряков получили ранения. "Z 31" был поврежден огнем
37-мм и
20-мм автоматов (3 убитых, 1 раненый), а в корпусе и надстройках
"Z 33" насчитали тридцать шесть пробоин. Потери его экипажа сос-
тавили 3 убитых и 25 раненых.
В отместку эсминцы обрушили на противника огонь 150-мм
артил-
лерии. Главный калибр линкора в это время подверг обстрелу посе-
лок. В течение получаса "Тирпиц" вел огонь по зданиям,
угольным
шахтам, цистернам с топливом, местным сооружениям. Затем эсминцы
6-й флотилии высадили десант численностью около 300 человек
на
мыс Финнессет к северо-востоку от Баренцбурга.
После этого
"Гальстер" и "Ридель" вернулись к "Тирпицу", охранение, а "Лоди",
израсходовавший более пятидесяти процентов топлива, пришвартовал-
ся к борту "Шарнхорста" и начал дозаправку. Ударный отряд
начал
продвижение к объекту. Сопротивление было незначительным.
После
непродолжительного боя местный гарнизон, насчитывавший 84 челове-
ка, был рассеян и отошел вглубь острова. Погибло 4 человека
во
главе с командиром гарнизона лейтенантом Лидом, 33 получили ране-
ния. Десант занял поселок и завершил его уничтожение. Уже спустя
четыре с половиной часа после начала высадки, гренадеры
верну-
лись на корабли. В 9:55 адмирал Куммец приказал лечь на обратный
курс. "Шарнхорст" с тремя оставшимися эсминцами 5-й флотилии про-
должил движение вверх по фьорду по направлению в Лонгйиру,
где
располагался второй по численности гарнизон под командованием ка-
питана Вигтеля. Корабли обстреляли постройки на мысе Хотельнесет
и высадили туда десант. Затем при поддержке пары бортовых "Арадо"
линкор начал бомбардировку Лонгйира. Стрельба корабля,
артилле-
ристы которого более года не имели боевой практики под
управле-
нием командира - капитана-цур-зее Фридриха Хюффмайера, не выдер-
живала никакой критики. Тем не менее, для норвежского гарнизона
нападение было совершенно неожиданным: наблюдения за морем они не
вели и не поддерживали. Десант захватил поселок, сжег уцелевшие
после обстрела постройки и взял группу пленных. К
11:00 "Шар-
нхорст" и его группа выполнили свою задачу. Как только
эсминцы
приняли десант, соединение с флагманом, по пути обстреляв
пос-
тройки пустовавшего поселка Грумман. Около полудня, обстреляв на-
последок поселок Свердруп, германская эскадра покинула
Шпицбер-
ген. Обратный путь прошел спокойно, хотя снова имел место ложный
контакт с подводной лодкой. На этот раз "отличились" гидроакусти-
ки "Штайнбринка". В ранние часы 9 сентября корабли миновали
ос-
тров Медвежий и днем прибыли в Альтен-фьорд. Операция не ограни-
чилась походом линейных кораблей и эсминцев. В качестве вспомога-
тельного был нанесен удар по руднику Свердрупа, расположенному на
берегу залива Бельсунн. С этим легко справилась единственная под-
водная лодка.
Говоря о "Цитронелле", нельзя не отметить, что по
количеству
привлеченных сил она стала крупнейшей операцией, осуществленной
германским военно-морским флотом в Арктике. (Более крупное кора-
бельное соединение собиралось немцами лишь однажды - для участия
в прерванном нападении на печально знаменитый конвой PQ-17.)
И
все же итоги операции оказались более чем скромными. Правда, нор-
вежцы понесли существенные потери: 9 человек было убито, 49
ран
75 норвежцев и 4 английских офицера попали в плен. Таким образом,
гарнизон Шпицбергена потерял более половины своего состава. Прак-
тически полностью были разрушены созданные с большим
трудом в
промышленные и жилые постройки, метеостанции, уничтожено большое
количество ценного оборудования. Но огромное численное превосход-
ство не спасло немцев от весьма значительных собственных потерь:
три эсминца получили повреждения. Несмотря на скудность результа-
тов, явно несопоставимых с затраченными средствами, геббельсов-
ская пропаганда широко афишировала эту акцию как операцию большо-
го стратегического значения, многие участники получили "заслужен-
ные" награды. Справедливости ради можно заметить, что поставлен-
ную задачу группа выполнила. Однако стратегическая цель операции
достигнута не была - союзники не отказались
от использования
Шпицбергена, куда через месяц после нападения на острова были пе-
реброшены дополнительный контингент и оружие. Норвежский
гарни-
зон был усилен, и немецкие группы погоды, хотя и продолжали
ис-
пользовать архипелаг до ко давление. Для флагмана германской
эс-
кадры данная операция стала последним боевым походом. Он примеча-
телен тем, что единственный раз линкор вел огонь из своих орудий
главного калибра (заградительная зенитная стрельба - не в счет).
Продолжения этому не последовало. Вскоре британские "миджеты" на-
несут ему первый болезненный укол, за ними последуют многочислен-
ные налеты авианосной авиации, пока, наконец, знаменитые
"Дэмб
Бастерз" не добьют смертельно раненого "Тирпица".
Литература
Грановский Е., Морозов М. Германские эсминцы в бою. Ч.2. - Москва, 1995.
Зингер Е.М. Между полюсом и Европой. - М., 1981.
Печуров Л.В. Архипелаг Шпицберген: бои стратегического значения. //
"Военно-исторический журнал", 1995, © 1.
Руге Ф. Война на море 1939-1945. Пер. с нем. - Москва, 1957.
Fj?rli E. Krigens Svalbard. - Oslo, 1979.
Hoel A. Svalbard. Svalbards historie 1596-1965. Bd.2. - Oslo, 1967.
Ingstad H. Landed med de kalde kyster. - Oslo, 1951.
Whitley M.J. Destroyer! German Destroyers in World War Two. - London,
1983.