НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
                      Автор - Сергей Патянин <C>
                      ОПЕРАЦИЯ "ЦИТРОНЕЛЛА"
         (Опубликовано на этом сайте по просьбе автора  статьи)
   О данной операции германского флота, имевшей место в  сентябре
1943 года, имеются многочисленные упоминания, как в западной, так
и в отечественной литературе. Прежде  всего,  она  связывается  с
именем крупнейшего из участвовавших  в  ней  кораблей  -  линкора
"Тирпиц". Однако, авторы, не затрудняя себя  детальным  описанием
событий, довольствуются стандартными клише типа  "бесполезная"  и
"неудачная", а Л.М. Еремеев в своей  знаменитой  работе  "Краткие
ито крейсерских операций германского флота" вообще назвал ее "бу-
моперацией". Так что же произошло в сентябре  сорок  третьего  на
Шпицбергене?
                             *******
   К концу лета 1943 года на арктическом  морском  театре  сложи-
лась странная обстановка. В Альтен-фьорде под командованием адми-
рала Оскара Куммеца находилась мощная боевая группа - одно из са-
мых многочисленных соединений Кригсмарине за всю войну:  линейные
корабли "Тирпиц" и "Шарнхорст", тяжелый крейсер  "Лютцов"  и  три
флотилии эсминцев (13 единиц) под общим руководством  контр-адми-
рала Эриха Бея. Наличие столь значительной группировки давало по-
вод не возобновить проводку конвоев в Северную Россию до  наступ-
ления полярной ночи, а также заставляло держать в северных  водах
авианосцы и линкоры Флота метрополии (командующий - адмирал  Брюс
Ф Дальнем Востоке. Хотя британский флот не предпринимал в тот пе-
риод активных шагов, дела у немцев обстояли  не  так  уж  гладко.
Последняя неудача в "новогоднем" бою с английской эскадрой приве-
ла в бешенство Гитлера, панически  боявшегося  потерять  хотя  бы
один из крупных кораблей. И хотя он отменил свое решение о ликви-
дации надводного флота, любой выход в море стал возможен только с
его личного разрешения, что сводило на нет инициативу командиров,
снижало боевую активность и недостаток топлива. После произведен-
ного в апреле похода двух линкоров и двух эсминцев к острову Мед-
вежий боевая группа находилась в полном бездействии, лишь  изред-
ка корабельных занятий. Уровень боевой подготовки экипажей посте-
пенно снижался. Не лучшим образом отражалась на моральном состоя-
нии моряков череда поражений на Восточном фронте и в  Средиземно-
морье. В создании пусть даже небольшой,  но  непременно  успешной
акции, что дало бы  возможность  отработать  взаимодействие  двух
крупнейших кораблей германского флота и поднять дух личного  сос-
тава. Такой операцией стал знаменитый рейд к Шпицбергену.
   Чтобы понять, почему Руководство войной на  море  выбрало  для
своей "небольшой победоносной акции" именно  этот  объект,  нужно
проследить, как архипелаг оказался вовлечен в  сферу  вооруженной
борьбы. Территория расположенного в 400  морских  милях  севернее
мыса Нордкап Шпицбергена превышает 62 км2, то есть на  нем  могли
бы свободно разместиться такие европейские государства как Дания,
Швейцария или Бельгия. Самый крупный остров архипелага  -  Запад-
ный Шпицберген. Залив Ис-фьорд вдается в остров с  запада,  почти
перерезая его. Интересная особенность фьорда состоит в  том,  что
он может не замерзать до января-феврал, освобождаясь ото  льда  в
мае-июне. Это явление, а также обнаруженные  в  районе  Ис-фьорда
обширные угольные месторождения предопределило промышленную коло-
низацию архипелага. 9 февраля 1920 года  был  подписан  Парижский
договор о Шпицбергене, согласно которому суверенитет над ним  пе-
редавался Норвегии. Соглашение обязывало норвежцев  не  создавать
на его территории военно-морских баз и укреплений и предписывало,
что архипелаг и прилегающие к нему воды  никогда  не  должны  ис-
пользоваться в военных целях. В  1925  году  Норвегия  официально
включила Шпицберген в свой состав в качестве особого  администра-
тивн Угольные месторождения на архипелаге разрабатывались норвеж-
скими и советскими шахтерами. Даже после оккупации  Норвегии  они
продолжали добычу и отгрузку угля для своих стран.
   До начала боевых действий на советско-германском фронте на за-
терянные в Арктике острова не обращали  внимания,  затем  же  они
приобрели поистине стратегическое значение. В последний день  ию-
ля 1941 года в Ис-фьорд вошел британский отряд под  командованием
контр-адмирала Вайена в  составе  легких  крейсеров  "Найджерия",
"Орора" и двух эсминцев. К тому времени Филип Вайен был одним  из
самых прославленных офицеров Королевских ВМС: за его плечами  бы-
ли операции по освобождению пленных с  "Альтмарка"  и  участие  в
охоте за "Бисмарком". Находившийся при отряде представитель  нор-
вежских вооруженных сил лейтенант Р.Тамбер был  объявлен  военным
комендантом архипелага. Однако, уже 2 августа британские  корабли
покинули острова, забрав с собой 65 норвежских добровольцев,  по-
желавших сражаться на  стороне  союзников.  Но  затем  британское
военное командование приняло решение о выводе из строя шахт и ме-
теостанций на архипелаге и об эвакуации населения.  Для  выполне-
ния этой задачи отряд контр-адмирала Вайена был  дополнен  шестью
вспомогат судами, крупнейшим из которых был  лайнер  "Эмпресс  ов
Канада". 25 августа корабли снова появились  в  Ис-фьорде.  Отряд
прекрасно справился с поставленной задачей: ко 2 сентября с архи-
пелага был 1955 советских шахтеров, сожжены все имеющиеся  запасы
угля - почти полмиллиона тонн, уничтожены шахты,  метеостанция  и
захвачено два норвежских судна.
   Дальнейшие шаги по "военизации" Шпицбергена предприняли немцы.
После начала войны командование Кригсмарине ощутило  острую  нех-
ватку метеоинформации, необходимой для  составления  долгосрочных
прогнозов погоды при планировании операций в Северной Атлантике и
Арктике. Использовать довоенные каналы оказалось невозможным, так
как союзники стали шифровать сводки  метеостанций.
   Чтобы поправить положение предпринимались попытки  и  судов  и
подводных лодок, но они оказались малоэффективными из-за  возрос-
шего противодействия британской авиации и флота (которым  активно
помогали американцы, формально не вступившие в войну 1941  года),
был перехвачен траулер "Мюнхен", производивший метеонаблюдение  в
Северной Атлантике, а спустя полтора месяца та же участь  постиг-
ла "Лауэнберг", причем в этот раз союзникам достались коды.
   В связи с этим было решено развернуть сеть  секретных  метеос-
танций на полярных островах. Об оставлении Шпицбергена  немецкому
командованию, считавшему, что архипелаг  прекрасно  подходит  для
этой цели, стало известно 9 сентября. Менее чем через месяц -  25
сентября - в районе Лонгйира с транспортного самолета Ju-52  была
высажена группа метеорологов и радистов. Она  просуществовала  до
мая следующего года. Вслед за ней на берегах Шпицбергена действо-
вали  группы  "Почка"  ("Бутон"),    "Орешник",    "Крестоносец",
"Эспадо", метеорологические отряды на побережьях Гренландии, Зем-
ли Франца-Иосифа, острова Медвежий.  За  время  войны  только  на
Шпицбергене находилось 10 секретных германских метео-  и  радиос-
танций и научных.
   Чтобы воспрепятствовать использованию архипелага  немцами  ан-
гличане решили направить туда войска. Хотя первая  попытка  выса-
диться была сопряжена с потерями (14 мая 1942 года "Кондоры" 40-й
эск "Исбьерн" и шхуну "Селис", на которых 13 человек погибло и 14
было ранено), к сентябрю 1943 года  на  островах  находилось  152
норвежских солдата и 6 английских офицеров связи. Береговая  обо-
рона 57-мм, трех 37-мм и шести 20-мм орудий и автоматов. Для пат-
рулирования прибрежной акватории имелось  два  небольших  катера.
Самое крупное орудие, снятое, кстати, с миноносца "Слейпнер", бы-
ло у мысе в Грен-фьорд, на берегу  которого  располагался  Барен-
цбург. Мыс этот назывался Хееродден, и оттуда  хорошо  просматри-
вался вход в Ис-фьорд.
   В начале июня 1943 г. норвежский патруль совершил нападение на
группу "Орешник" в Кросс-фьорде, уничтожив  метеостанцию.  Ответ-
ной мерой по плану командования группы "Норд" должна  была  стать
набеговая операция с участием всей арктической боевой группы.  Ей
присвоили кодовое наименование "Цитронелла". Разработанный в шта-
бе группы "Норд" план предусматривал, что  после  обстрела  побе-
режья корабельной артиллерией на берег на  берег  должен  десант,
которому ставилась задача разгромить гарнизон и  сделать  промыш-
ленный район непригодным для дальнейшего использования.

    Силы, принимавшие участие в операции:
Линейные корабли "Тирпиц" (капитан-цур-зее Майер;  флаг  адмирала
О.Куммеца),
"Шарнхорст"  (капитан-цур-зее  Хюффмайер).
Тяжелый крейсер "Лютцов" (капитан-цур-зее Станге).
Эскадренные  миноносцы:
"Z 31" (корветтен-капитан Альбертс);  брейд-вымпел  командира  4-й
флотилии эсминцев капитана-цур-зее Йоханессона),
"Z 27" (корветтен-капитан Шульц),
"Z 29" (корветтен-капитан фон Мутиус),
"Z 30 (Лампе),
"Z 33" (корветтен-капитан  Холторф),
"Эрих Штайнбринк" (корветтен-капитан Тайхманн;  брейд-вымпел  ко-
мандира 5-й флотилии эсминцев  капитана-цур-зее  Вольффа),
"Ганс  Лоди"  (корветтен-капи  6-й  флотилии  эсминцев    капита-
на-цур-зее Коте),
"Карл  Гальстер"  (корветтен-капитан  Хармсен),
"Теодор Ридель" (корветтен-капитан Риде),
"Фридрих Ин" (корветтен-капитан Фромме),
"Пауль Якоби"
Десант: 600 человек 349-го гренадерского полка.
                       *******************
   В  первых  числах  сентября  германские  береговые  авиагруппы
произвели полномасштабную разведку маршрута перехода и обследова-
ли архипелаг. Вечером 6 сентября эскадра Куммеца в  составе  двух
линкоров, крейсера и одиннадцати эсминцев вышла из Альтен-фьорда.
Однако вскоре "Лютцов", подтверждая свою репутацию невезучего ко-
рабля, вынужден был вернуться из-за неполадок в дизелях. В сопро-
вождение ему были даны эсминцы "Пауль Якоби" и  "Фридрих  Ин",  у
которых также возникли проблемы с котлами. На борту шести  эсмин-
цев 5-й и 6-й флотилий находилось  примерно  по  сотне  гренадер.
Например, на "Штайнбринке" разместились девяносто два десантника,
а его палубу заняли два десантно-штурмовых катера и  пара  надув-
ных лодок. Капитан-цур-зее Фридрих Коте не был удовлетворен зада-
чей, поставленной эскадренным миноносцам. Он считал, что его  6-я
флотилия дольше остальных находится в арктических водах и  должна
получить .
   Флотилии Рольфа Йоханессона, корабли которой имели более  мощ-
ную артиллерию, в этом плане повезло больше, хотя за  плечами  ее
комендоров не было столь солидного боевого опыта. Путь к Шпицбер-
гену прошел относительно спокойно, если не считать ложной  трево-
ги, вызванной акустиками "Тирпица", и мелкой  аварии  в  машинном
отделении "Лоди". Вскоре после полуночи 8 сентября сигнальщикам
- южная оконечность Шпицбергена. В центре походного  ордера  гер-
манской эскадры грузно покачивались линкоры, эсминцы  4-й  и  5-й
флотилий двигались на траверзах, возглавляли колонну три  корабля
6-й флотилии Коте.
    Обстреляв постройки бывшей норвежской  метеостанции  на  мысе
Линней, в 3 часа утра немецкие корабли вошли в Ис-фьорд, где раз-
делились на две группы. "Тирпиц" и 4-я флотилия эсминцев ("Z 31",
"Z 33", "Z 29") повернули направо, в Грен-фьорд, на берегу  кото-
рого стоял Баренцбург. В их задачу входило оказание огневой  под-
держки. Сопротивления не ожидалось, однако  артиллеристы  норвеж-
ской батареи с мыса Хееродден (командир - фенрик  Бовиц)  открыли
точный огонь по германским эсминцам.  "Z  29"  получил  попадание
102-мм снаряда, убившего одного офицера и трех матросов,  четверо
моряков получили ранения. "Z 31"  был  поврежден  огнем  37-мм  и
20-мм автоматов (3 убитых, 1 раненый), а в корпусе и  надстройках
"Z 33" насчитали тридцать шесть пробоин. Потери его экипажа  сос-
тавили 3 убитых и 25 раненых.
   В отместку эсминцы обрушили на противника огонь 150-мм  артил-
лерии. Главный калибр линкора в это время подверг обстрелу  посе-
лок. В течение получаса "Тирпиц" вел огонь по  зданиям,  угольным
шахтам, цистернам с топливом, местным сооружениям. Затем  эсминцы
6-й флотилии высадили десант численностью около  300  человек  на
мыс  Финнессет  к  северо-востоку  от  Баренцбурга.  После  этого
"Гальстер" и "Ридель" вернулись к "Тирпицу", охранение, а "Лоди",
израсходовавший более пятидесяти процентов топлива, пришвартовал-
ся к борту "Шарнхорста" и начал дозаправку. Ударный  отряд  начал
продвижение к объекту. Сопротивление было  незначительным.  После
непродолжительного боя местный гарнизон, насчитывавший 84 челове-
ка, был рассеян и отошел вглубь острова. Погибло  4  человека  во
главе с командиром гарнизона лейтенантом Лидом, 33 получили ране-
ния. Десант занял поселок и завершил его уничтожение. Уже  спустя
четыре с половиной часа после начала  высадки,  гренадеры  верну-
лись на корабли. В 9:55 адмирал Куммец приказал лечь на  обратный
курс. "Шарнхорст" с тремя оставшимися эсминцами 5-й флотилии про-
должил движение вверх по фьорду по направлению  в  Лонгйиру,  где
располагался второй по численности гарнизон под командованием ка-
питана Вигтеля. Корабли обстреляли постройки на мысе  Хотельнесет
и высадили туда десант. Затем при поддержке пары бортовых "Арадо"
линкор начал бомбардировку Лонгйира. Стрельба  корабля,  артилле-
ристы которого более года не имели боевой практики  под  управле-
нием командира - капитана-цур-зее Фридриха Хюффмайера, не  выдер-
живала никакой критики. Тем не менее, для  норвежского  гарнизона
нападение было совершенно неожиданным: наблюдения за морем они не
вели и не поддерживали. Десант захватил поселок,  сжег  уцелевшие
после обстрела постройки и взял группу  пленных.  К  11:00  "Шар-
нхорст" и его группа выполнили свою задачу.  Как  только  эсминцы
приняли десант, соединение с флагманом, по  пути  обстреляв  пос-
тройки пустовавшего поселка Грумман. Около полудня, обстреляв на-
последок поселок Свердруп, германская эскадра  покинула  Шпицбер-
ген. Обратный путь прошел спокойно, хотя снова имел место  ложный
контакт с подводной лодкой. На этот раз "отличились" гидроакусти-
ки "Штайнбринка". В ранние часы 9 сентября корабли  миновали  ос-
тров Медвежий и днем прибыли в Альтен-фьорд. Операция не  ограни-
чилась походом линейных кораблей и эсминцев. В качестве вспомога-
тельного был нанесен удар по руднику Свердрупа, расположенному на
берегу залива Бельсунн. С этим легко справилась единственная под-
водная лодка.

   Говоря о "Цитронелле", нельзя не отметить, что  по  количеству
привлеченных сил она стала крупнейшей  операцией,  осуществленной
германским военно-морским флотом в Арктике. (Более крупное  кора-
бельное соединение собиралось немцами лишь однажды - для  участия
в прерванном нападении на печально знаменитый  конвой  PQ-17.)  И
все же итоги операции оказались более чем скромными. Правда, нор-
вежцы понесли существенные потери: 9 человек было убито,  49  ран
75 норвежцев и 4 английских офицера попали в плен. Таким образом,
гарнизон Шпицбергена потерял более половины своего состава. Прак-
тически полностью были разрушены созданные  с  большим  трудом  в
промышленные и жилые постройки, метеостанции, уничтожено  большое
количество ценного оборудования. Но огромное численное превосход-
ство не спасло немцев от весьма значительных собственных  потерь:
три эсминца получили повреждения. Несмотря на скудность результа-
тов, явно несопоставимых с затраченными  средствами,  геббельсов-
ская пропаганда широко афишировала эту акцию как операцию большо-
го стратегического значения, многие участники получили "заслужен-
ные" награды. Справедливости ради можно заметить, что  поставлен-
ную задачу группа выполнила. Однако стратегическая цель  операции
достигнута не была -  союзники  не  отказались  от  использования
Шпицбергена, куда через месяц после нападения на острова были пе-
реброшены дополнительный контингент и оружие.  Норвежский  гарни-
зон был усилен, и немецкие группы погоды, хотя и  продолжали  ис-
пользовать архипелаг до ко давление. Для флагмана германской  эс-
кадры данная операция стала последним боевым походом. Он примеча-
телен тем, что единственный раз линкор вел огонь из своих  орудий
главного калибра (заградительная зенитная стрельба - не в  счет).
Продолжения этому не последовало. Вскоре британские "миджеты" на-
несут ему первый болезненный укол, за ними последуют многочислен-
ные налеты авианосной авиации, пока,  наконец,  знаменитые  "Дэмб
Бастерз" не добьют смертельно раненого "Тирпица".

Литература

Грановский Е., Морозов М. Германские эсминцы в бою. Ч.2. - Москва, 1995.
Зингер Е.М. Между полюсом и Европой. - М., 1981.
Печуров Л.В. Архипелаг Шпицберген: бои стратегического значения. // "Военно-исторический журнал", 1995, © 1.
Руге Ф. Война на море 1939-1945. Пер. с нем. - Москва, 1957.
Fj?rli E. Krigens Svalbard. - Oslo, 1979.
Hoel A. Svalbard. Svalbards historie 1596-1965. Bd.2. - Oslo, 1967.
Ingstad H. Landed med de kalde kyster. - Oslo, 1951.
Whitley M.J. Destroyer! German Destroyers in World War Two. - London, 1983.