НА ГЛАВНУЮ
 Ввиду безденежья О.Т. совсем уже собрался закрыть свой  сайт
"Кладовая морских и авиационных тайн", но как раз приспела финан-
совая помощь от Малика Фазыловича Шаймухамбетова  и  его  друзей,
так что закрытие откладывается. А Вы можете читать эту и все дру-
гие статьи только благодаря Малику и его друзьям.

               НАПАДЕНИЕ РУССКОЙ ЭСКАДРЫ НА ЯПОНИЮ
Your books
Date: Wed, 2 May 2001
01:50:21 -0700 (PDT)
From: Franz Lissenberg
                          Zdravstvujte.
     Chitaya vash sait, nevol'no natykaeshsya  na  upominaniya  o
razlichnyh Vashih knigah, no ni razu ih v prodagje za granicej ne
videl.  Podskagjite  pogjalujsta,  kak  nazyvaestya    kniga    o
vozmogjnosti zahvata Yaponii  2-j  Tihookenaskoj  (s  vostochnogo
berega), i ne suschestvuet li ee onilne varianta?
     S najluchshimi pogjelaniyami,
     Franz Lissenberg
                         **************
                    Ответ Олега.
     Здравствуйте!
     Я не могу удержаться  от  контрвопроса.  Судя  по  написанию
имени  и  фамилии  Вы  иностранец,  да  и  русский  шрифт  у  Вас
отсутствует. Но с другой стороны - несмотря на латинский алфавит
- Вы отлично владеете  русским  языков - почему это?  ("nevol'no
natykaeshsya").
     Моя  книга  о  походе  2-й  Тихоокеанской  эскадры    вокруг
восточного побережья  Японии  предположительно  будет  называться
"Альтернативы Цусиме".  Она  довольно  большая,  и  там  подробно
рассматриваются  все  возможные  варианты  прорыва  эскадры    во
Владивосток через три пролива. Но дойти до такого,  чтобы  силами
второй эскадры захватить всю Японию - на это даже я не осмелился.
                        ****************
     Суть одного из вариантов такова: Японцы совершенно ничего не
знали о графике движения  русской  эскадры.  Потому,  что  она  у
берегов Мадагаскара провела без движения целый  месяц,  и  вполне
могла остаться у берегов Вьетнама на полгода.  Или  базируясь  на
тихоокеанские  острова  производить  крейсерские  набеги  на   их
коммуникации. Обнаружение российской эскадры  японцами  произошло
чисто случайно - лишь  в  самые  последние  часы  непосредственно
перед  сражением  -  буквально  за  десятки  миль  от  Цусимского
пролива. А это означает, что если бы русские пошли вокруг Японии,
то их вообще бы долго не обнаружили.
     При  этом  должны  быть  приняты  меры  против    случайного
обнаружения транспортными судами. (В книге у  меня  все  подробно
расписано). Вереди русской эскадры строем фронта  движутся  самые
быстроходные русские крейсера: "Жемчуг",  "Изумруд",  "Светлана":
"Олег". Они  способны  легко  догнать  любое  транспортное  судно
противника и  остановить  его.  А  если  случайно  бы  встретился
вспомогательный  крейсер  японцев   (корабль    вооруженный    из
пассажирского судна), то все эти российские крейсера целой кучей,
легко - в пять потопят любой пассажирский  крейсер.  В  частности
захват  транспортных  судов,  арест  их  на   два-три    дня    и
принудительное движение вместе с русской эскадрой. Или увод их на
восток - на несколько ст миль от берегов Японии. Тем более, что в
1905 г радиостанций не было ни на одном из транспортных судов,  и
даже в 1915 г они  были  далеко  не  на  каждом  торговом  судне.
Временный арест иностранных  судов  не  смог  бы  стать  причиной
инциндентов, потому, что Рожественский захватил иностранное судно
"Ольдгамия", а потом русские погубили его на камнях  острова,  но
ведь  никаких  реальных  доказательств  контрабанды  русские   не
достали. Значит арест того судна был неправомерен. Однако - никто
в мире даже не пернул по этому поводу, а не  то  чтоб  предъявить
претензии или создать мировой  инциндент.  Значит,  если  русская
эскадра временно арестует встретившееся ей иностранное  судно,  а
потом легко отпустит его - то тем более никаких нареканий быть не
должно. Точно так же весьма надуманны предлоги  будто  у  русской
эскадры могла быть нехватка топлива при движении вокруг Японии. В
книге я подробно оъясняю почему (и в перерекания по этому  поводу
вступать не буду!). Могу лишь  предположить,  что  Ваши  сомнения
вызваны статьей Александра Александрова "Выбор пути  прорыва"  во
"Флотомастере"  20001  N2.  Где    он    подробно    обосновывает
правильность  решения  Рожественского  идти  путем  Цусимы.    Но
Александров искажает цифры. Так он говорит, что  суточный  расход
топлива у броненосца типа "Бородино" был якобы 140-150 т в начале
похода, а к концу его из-за обрастания возрос и износа механизмов
вероятно до 160-180 т. Верно ли это?
     Но по книге Новикова-Прибоя По приходе в Виго расход топлива
суточный был не 140, а 125 т. А вот в дальнейшем  плавании  вдоль
западного  берега  Африки  был  произведен  более  точный    учет
расходования топлива на "Орле" и  по  данным  инженера  Костенко,
оказалось что суточный расход всего лишь  110  т.  Отчего  так  -
вначале 125 - а потом 110  т?  Мало  того,  вопреки  утверждениям
Александрова, к концу похода суточный  расход  не  увеличился,  а
наоборот - снизился! Казалось бы:  парадокс?  А  на  самом  деле,
просто  экипажы  на  всех  четырех  новейших  броненосцах    типа
"Бородино" были совершенно зеленые, а кочегары - не  привыкшие  к
новым механизмам - ведь эти корабли еще НИ  РАЗУ  НЕ  ВЫХОДИЛИ  В
МОРЕ! И вот первый этап похода они привыкали к новым  механизмам,
от этого и расход топлива был несколько повышенным. Но затем  они
быстро освоились, и расход топлива упал до 110 т в сутки. А кроме
того  Не  было  никакого  износа  механизмов!  В  моей    статье
"Оплевывание русских  броненосцев"  со  слов  инженера  Костенко,
который утверждает, что механизмы броненосцев "Бородино" к  концу
похода находились в лучшем состоянии, чем в  начале  его.  А  тем
более они полностью  очистили  подводную  часть  своих  судов  от
обрастания. И поэтому расход топлива был обычные 110 т.
     Русская эскадра конечно идет не вблизи вражеского берега,  а
в 200-400 километров от него, поэтому  японцы  не  смогут  ничего
обнаружить. Вспомните, как Рожественский послал один  из  четырех
вспомогательных крейсеров "Кубань" - ко входу в Токийский залив -
напротив столицы Японии - Токио (в ста  милях  от  него),  Но  ЗА
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ тот русский корабль не обнаружил ни  одного  судна  с
контрабандой, да  и  сам  ЗА  МЕСЯЦ  НЕ  БЫЛ  ОБНАРУЖЕН  японской
эскадрой!
     Двигаясь на северо-восток, русские  корабли  вдруг  внезапно
поворачивают под 90° к своему  прежнему  курсу  и  поодиночке  на
полном ходу идут к побережью Японии.  Однако, отряд  транспортных
судов  при  российской  эскадре  идет  прежним    курсом    через
гряду Курильских островов с заданием  обогнуть  с  севера  остров
Сахалин и войти вреку Амур.
          Но ночью каждый  из  боевых  русский  кораблей  идет  в
предназначенный ему порт и портопункты:  "Суворов",  "Александр",
"Бородино" и "Орел" -  в  Токио,  Кавасаки,  Йокосуку,  Иокогаму.
"Ослябя", "Сисой", "Наварин", "Нахимов",  -  в  Нагою,  Иоккаити,
Тоехаси,  Нумадзу.  "Николай  I",  "Адмирал  Ушаков",    "Адмирал
Сенявин",  "Генерал-адмирал  Апраксин"  -  в  Сендай,  Исиномаки,
Хитати, Теси. "Владимир  Мономах",  "Дмитрий  Донской",  "Алмаз",
"Терек", "Днепр", "Рион" и "Кубань" -  в  Кобе,  Осаку,  Вакаяму,
Кокусиму, Нобеоку, Миядзаки, Кагосиму. Защитить все эти  порты  у
японцев  не  было  никакой  возможности:  весь  их    флот    был
сосредоточен далеко на юге - у  горла  Цусимского  (правильнее  -
Корейского) пролива. Все пушки были свезены на  сухопутный  фронт
против русской армии. Да ночью они были бы  все  равно  захвачены
врасплох, а огромная артиллерия российских  броненосцев  способна
была их легко уничтожить, даже если бы  в  каком  порту  случайно
оказалась пара пушек. Минных заграждений не было - японцам и  так
не хватало  мин  под  Порт-Артуром,  куда  были  свалены  все  их
наличные запасы минного оружия.  Поэтому  русские  корабли  могли
спокойно войти в любой японский порт. И ночью  начать  обстрел  и
топить и захватывать  все  плавсредства  которые  там  будут.  На
более-менее  крупные  торговые  суда,  способные   самостоятельно
передвигаться:  паровые  рыболовные  шхуны,   большие    буксиры,
океанские пароходы - садятся по  нескольку  русских  матросов  во
главе с офицером, и угоняют "свое" судно из порта.  А  мелкие, не
способные двигаться  объекты  (баржи,  плавкраны,  землечерпалки,
буксиры, парусные рыболовные шхуны) - русские  броненосцы  просто
топят всеми возможными способами: своей  артиллерией,  торпедами,
подрывными патронами. Также  при  этом  обстреливают  стоящие  на
берегу паровозы, взрывают портовые краны, мосты и виадуки.  Кроме
того: из японских угольных складов  русские  несколько  догружают
углем свои боевые корабли - в первую очередь  миноносцы.  Это  не
так уж трудно выполнить, тем более, что уголь на русские  корабли
грузят сами японцы. Еще бы - если им пообещать,  что  русские  не
будут жечь портовые  японские  города  -  то  они  любую  просьбу
выполнят! А какже - ведь  сжечь  любой  японский  город  -  проще
простого,  потому,  что  фанзы  у  них  наполовину  бумажные    -
достаточно подпалить обычный японский город с наветренной стороны
- и он сгорит как бумага...
     В итоге за двенадцать часов русские  угнали  в  океан  около
сотни разных пароходов (в том числе и иностранных  -  нейтральных
стран,  но  поскольку  они  стояли  в  японских  портах,  то  они
считаются перевозчиками контрабанды). И еще огромное количество -
около двухсот плавсредств потоплено прямо в портах. Итого:  общий
урон Японии - порядка 300 судов за ночь. Но кроме  того:  в  этих
портах  останутся  лежать  затопленные  суда,  их  корпуса  будут
скрываться под водой, но  мачты  могут  быть  на  поверхности.  И
приходящим  кораблям  будет  опасно  заходить  в    эти    порты,
ввозможностью задеть своим днищем за надстройки затопленых судов,
и пробить  свое  днище  об  них.  Поэтому  японские  порты  будут
выведены из строя на длительное время -  возможно  на  годы  (как
бухта Скапа-Флоу, в которой затопился германский флот, и до конца
тридцатых годов - пока их не подняли, в ней не могли базироваться
британские линейные  корабли.  То  есть:  русские  корабли  легко
смогут догрузиться углем в японских портах, тем более  миноносцы,
которым и нужно-то всего несколько десятков тонн (тип "Буйный"  -
полный запас - 80 т угля). Но  вот  японцы  в  ходе  этой  жаркой
погони, после прохода русских,  не  смогут  заправиться  углем  в
своих же собствнных портах. Потому, что русские потопят несколько
барж или судов у каждого угольного причала,  и  поэтому  японские
корабли не смогут приблизиться к ним. А кроме того, русские после
ухода естесственно взорвут все угольные краны,  и  подожгут  сами
угольные склады.
                       *******************
     В  общем - в  десятках  японских  портов  ночью  поднимается
ужасный шум. Но под этот шумок одно российское  судно  -  "Корея"
тихонько работает в узком проливе напротив города Оита  -  ставит
весь свой запас  мин:  триста  штук.  Раземеется  постановка  мин
производится глубокой ночью. Да и японских кораблей в этом  месте
нет. Но даже если б японцы каким-либо образом  случайно  заметили
эту минную постановку - то выхода у них все равно  нет  никакого.
Посмотрите на карту: если  японская  эскадра  доходит  до  города
Оиту, то натолкнувшись на мины или узнав  о  них  -  поворачивать
назад японской эскадре невозможно, потому, что изо всей Японии по
телеграфу изо многих городов криком кричат призывая свой флот  на
помощь - чтобы отогнать руских  -  пока  они  не  сожгли  десятки
городов. Но тогда японскому флоту придется идти вперед - на мины,
даже зная о них, не взирая ни на что,  и  погибать  при  этом.  А
двигаться назад - на запад и потом огибать остров Кюсю  с  ЮГА  -
это огромное  удлиннение  пути  на  восточное  побережье  Японии.
Но и  вернуться  флоту  на  западное  побережье  Японии  и  потом
двигаться на север - к  Сангарскому  проливу,  чтобы  через  него
пройти на восточное побережье - тоже нет резона из-за  еще  более
огромного удлиннения пути. Тем более, что русская эскадра удирает
на юго-восток - японскому  флоту  приходилось  торопиться,  и  не
разбирая дороги лезть на минное поле, чтобы хоть что-то  сделать,
и не быть виновником в глазах всей нации. Из-за этого  переполоха
японский  император  тут  же  по  телеграфу  вызывает  на  помощь
адмирала Того, давая ему истерический приказ  немедленно  мчаться
на восточное побережье Японии со всем японским флотом, и при этом
успевая высказать много слов - какой идиот  Хейхатиро  Того,  что
ждал русских у Цусимского пролива.
     Но самый короткий путь из  корейского  порта  Фузан  (Пусан)
(где стоял весь японский флот) к восточному  побережью  Японии  -
лежит именно через  узкий  Симоносекский  пролив,  а  потом  -  в
проливе мимо города Оита... Проходит примерно полсуток  -  и  вся
японская эскадра на полном ходу залетает на русское  минное  поле
поставленное транспортом "Корея". При этом  вероятно  от  взрывов
двух мин каждый гибнут "Миказа" и "Асама", а получившие по одному
взрыву мины "Фудзи" и "Ивате" успевают выбросится  на  берег.  Но
надолго выходят из строя и в  боевых  действиях  участия  уже  не
принимают. Вместе с "Миказой" (как Макаров  с  "Петропавловском")
утонул  и  адмирал  Хейхатиро  Того,  что  помогло  ему  избежать
прижизненного позора. Однако - что японцам  делать  дальше?  Ведь
двигаться вперед - страшно! И  так  они  явно  стоят  на  большом
минном поле (300 мин - вспомните, что минный  заградитель  "Амур"
выставил всего 50 мин, и на них  погибли  броненосцы  "Хацусе"  и
"Яшима"). Сколько времени пройдет, пока придут тральщики? Но ведь
готовых тральщиков в этом прежде мирном районе  просто  нет!  Все
японские тральщики  сосредоточены  у  Порт-Артура!  И  когда  они
прибудут сюда за тысячу миль?
     Вот теперь простой расчет времени: русская эскадра  вошла  в
японские порты примерно в полночь.  Почти  сразу  (через  час)  в
Фузан поступил приказ сняться с якоря и мчатся к Столице  страны.
Как они не торопись, но два часа они разводили пары и снимались с
якоря (именно столько времени японская эскадра снималась с  якоря
перед Цусимским сражением). Итого задержка с движением - 3  часа.
Потом двенадцать часов они шли до города  Оита  (время  15  часов
дня). Попав  на  миное  поле  спасали  тонущих  и  разбирались  с
вопросом что делать: стоять на минном  поле  или  идти  по  нему?
Снаряжали самодельные  тралы  из  стальных  тросов.  -  Еще  часа
четыре. Но ведь в 7 часов вечера  на  той  широте  световой  день
кончился - и наступила ночь! А ходить ночью  по  минному  полю  -
занятие имеющее мало  удовольствия...  Подсеченные  тралами  мины
вспылывают - но это днем их хорошо видно, и можно расстрелять,  а
ночью - пришлось японскому флоту простоять без движения всю  ночь
- еще 12 часов потеряно... Итого русская эскадра  перед  японским
флотом имеет фору  400  миль  расстояния  и  плюс  еще  12  часов
времени. Часы легко перевести  в  мили.  Известно,  что  японские
броненосные крейсера могли длительно  двигаться  на  скорости  18
узлов. Старые российские броненосцы - 12 узлов. Разница скоростей
- 6 узлов.
     Однако к вечеру этого же  дня  все  боевые  русские  корабли
вместе  с  захваченными  в  плен  торговыми  судами  начинают  не
сговариваясь, но одновременно (по заранее  разработанному  плану)
выходить изо всех японских портов. Выйдя из портов  русские  суда
ложатся на курс перпендикулярный японским островам - то  есть  на
ЮГО-ВОСТОК. И все жители японских портов  и  приморских  деревень
видят русские корабли скрывающиеся за горизонтом на  юго-востоке.
При  этом  все  боевые  русские  корабли  начинают  между   собою
оживленную болтовню по радио, причем настроив  свои  радиостанции
на максимальную дальность передачи - чтобы японцы дольше слышали.
Однако, как только они отойдут на дистанцию порядка пятьдесят-сто
миль от  японского  берега,  и  даже  дымы  от  корабельных  труб
совершенно скроются от японцев  (тем  более  ночью),  то  большая
часть русской эскадры внезапно прекращает все переговоры по радио
и  одновременно  поворачиваются  на   курсом    НА    СЕВЕР.    В
противоположность этому - заранее из  старых  и  малобоеспособных
крейсеров выделен отвлекающий отряд ПРИМАНКИ,  и  они  продолжают
движение на Юго-восток и активную болтовню по радио.
     Для  участия  в  отвлекающем  отряде  выбраны  самые  слабые
корабли, практически бесполезные в эскадренном бою. Это  например
"крейсер" - яхта "Алмаз",  все  вооружение  которого  состоит  из
мелкокалиберных    трехдюймовых    пушечек.    Четыре      бывших
транспортно-пассажирских    судна - вспомогательные    "крейсера"
"Рион",  "Днепр",  "Терек"  и  "Кубань".   Устаревшие    крейсера
"Владимир  Мономах"  и  "Дмитрий  Донской".  Никакого  ущерба  от
отделения этих судов от основной эскадры  и  никакого  уменьшения
веса ее залпа  и  боевой  силы  не  будет  -  слишком  слабы  эти
"корабли". Однако, не следует и преувеличивать их  бесполезность.
Ведь отвлекающему отряду предписано впоследствии  действовать  на
безбрежных районах Тихого океана против морской торговли  Японии,
и изредка нападать на ее побережье и транспорты  везущие  войска.
Но если эти  слабовооруженные  русские  корабли  не  годятся  для
сражения  против  броненосных   японских    крейсеров,    то    в
противоположность этому, для  действий  против  морской  торговли
наоборот - подходят отлично. Во первых -  у  всех  у  них  вполне
приличная дальность плавания - около 5 тысяч миль.  Дело  в  том,
что вопреки законам  физики  и  здравому  смыслу,  не  смотря  на
прогресс  техники  в  деле  улучшения    экономичности    судовых
установок, но вот дальность плавания боевых кораблей нисколько не
увеличилась за прошедшие сто лет! Сравните сами: как была  она  5
тысяч миль у первых парусно-паровых фрегатов начиная  от  "Памяти
Азова", так  и  осталась  у  новейшего  к  русско-японской  войне
"Варяга", так и была порядка 5 тысяч у первого "Кирова" советской
постройки, и у ракетного крейсера "Варяг" через  сто  лет  -  все
равно те же самые 5 тысяч миль. То есть,  значит  любой  из  этих
крейсеров - например "Владимир Мономах" (в эскадру Рожественскому
надо было взять и "Память Азова" и "Герцог  Эдинбургский")  -  по
дальности плавания отлично подходил для действий на коммуникациях
- все русские крейсера предназначались именно для этого. Казалось
бы у перечисленных старых русских крейсеров слабое вооружение. Но
ведь и это не помеха. Дело в том, что  любое  транспортное  судно
без всяких возражений сразу обязано останавливаться  перед  любым
военным судном, потребовавшим этого. И пускай  на  военном  судне
всего одна маленькая  пушечка,  но  ведь  на  транспортном  судне
вообще нет никакой! Даже и  вооружать  транспортные  суда  против
крейсеров бессмысленно:  если  против  подводных  лодок  и  можно
поставить одну-две пушки, но ведь против крейсера надо ставить на
каждый транспорт по шесть - десять пушек, а это уже  невыполнимо.
Да и в любом случае выучка артиллеристов  на  крейсере  будет  во
много раз лучше, чем на транспортах. То есть - любой, даже  самый
слабый и плохой крейсер подходит для действий  на  коммуникациях.
Вспомните,  что  у  американцев  великолепную  боевую  активность
проявил  парусно-паровой  крейсер  (бывшее  транспортное   судно)
"Алабама" - потопившая 63 судна,  а  ведь  она  по  своим  боевым
качествам была совсем не быстроходным и плоховооруженным  судном.
Точно так же великолепные боевые успехи в  первую  мировую  войну
проявил немецкий парусный барк,  потопивший  множество  вражеских
судов - значит и русский  парусно-паровой  "Герцог  Эдинбургский"
мог бы нанести вреда японцам не меньше.
     Итак, отряд приманки движется в направлении на юго восток, и
при этом активно переговаривается по радио -  чтобы  привлечь  на
себя флот японцев. Хотя собственно движется не сполченный русский
отряд, а разбросанные в  дясятках  миль один  от  другого  слабые
русские крейсера. И точно так же - в направлении на  восток  (  к
берегам Америки, но в разные порты), и на юг - вокруг  Азии  и  в
Австралию движутся около сотни захваченных  русским  транспортных
судов. Но все они идут поодиночке, никоим образом не соединенно -
так, что бы если японский отряд  случайно  обнаружит  одно  такое
судно  (которое  конечно  не   может    сопротивлятся    японским
броненосным крейсерам), то захват  и  возвращение  себе  японцами
одного-двух или трех судов из сотни - невелико будет утешение при
общей потере трех сотен транспортных судов. Так же  если  японцам
случайно удастся нагнать и утопить любой из российских крейсеров:
буть то "Алмаз", "Терек" или "Дмитрий Донской" - но вся остальная
русская эскадра улизнет  от  разгрома,  не  забывая  об  уроне  в
десятке японских портов и уничтожении трехсот транспортных судов,
то  невелика  будет  честь  японцам  от  расстрела    одного-двух
слабых российских крейсеров.
     Итак,  все  основные  русские  боевые  корабли  начиная   от
броненосцев типа "Бородино",  остальные  броненосцы,  современные
крейсера, Включающие "Олег",  "Аврору",  "Светлану",  "Жемчуг"  и
"Изумруд", а также и девять миноносцев - глубокой ночью  внезапно
прекратили все радиопередачи и каждое из них по отдельности взяло
курс на СЕВЕР. А отвлекающий  русский  отряд  продолжал  идти  на
ЮГО-ВОСТОК. Утром, уцелевшие  от  мин  японские  корабли  увидели
далеко от себя в юго-восточном направлении несколько  дымов.  Они
тут же погнались за ними. Элементарный расчет: потеряв на  минном
поле время - около 12 часов, японцам будет очень  трудно  нагнать
даже тихоходные 7-узловые транспортные  суда,  захваченные  в  их
портах. Умножьте 7*12=84 мили. При крейсерской скорости  японских
крейсеров 18-20 узлов им  потребуется  примерно  6  часов,  чтобы
догнать первое самое тихоходное судно. Потом терять  время  чтобы
остановить его и  выяснить,  что  два  десятка  русских  матросов
совершенно ничего не знают о курсе основной русской эскадры,  как
впрочем  и  всех  других  судов  -  их  просто  не  поставили   в
известность  об  этом.  Но  за  это  время  русские  крейсера  из
отвлекающего отряда, даже двигаясь 12- узловым ходом  (не  говоря
уж о 15 узлах,  или  о  19  узлах  -  на  которые  были  способны
вспомогательные  русские  крейсеры).  Итого    -    двигаясь    в
Юго-восточном  направлении  японскому  флоту  придется   потерять
вероятно целые сутки, захватив и утопив всего несколько небольших
судов - то есть  вернувшись  с  пустыми  руками  и  не  найдя  на
юго-востоке основной русской эскадры.
     А  все  это  время  главные  силы  русского  флота  средним,
примерно  12-узловым  ходом  двигались  на  север  -  в   сторону
Сангарского пролива. Тут надо  учесть  следующее  обстоятельство:
наиболее  старые  и  тихоходные  русские  броненосцы    -    были
расположены для атаки более северных  портов  -  чтобы  потом  им
пришлось  пройти  меньший  путь  с  меньшей  скоростью.    А    в
противоположность этому более новые и быстроходные корабли -  для
атаки средних японских портов - чуть южнее чем атака  первых.  Но
самая южная группа атакованных японских  портов  -  предназначена
для атаки отвлекающего  отряда,  которым  вообще  не  требовалось
двигаться на север, а наоборот - только на юго-восток.

     В  севернее  расположеные  японские  порты  шли   устаревшие
российские  броненосцы  береговой  обороны,  а  с  ними   древний
"Николай I", "Наварин", "Сисой Великий". В средние  по  меридиану
порты  шли  броненосцы  типа  "Бородино",  "Ослябя",  и  отличные
ходоки - крейсера  "Жемчуг  и  "Изумруд".  Поэтому,  пока  японцы
рыскали в  бесполезных  поисках  на  юго-востоке,  основные  силы
русских вдали от  японского  берега  увренно  шли  к  Сангарскому
проливу, и никто не знал об этом.
     От порта Нагоя до  входа  в  Сангарский  пролив  (Цугару)  -
примерно 550 миль. Поделив это на 12 узлов, получаем, что русская
эскадра проходит это расстояние за 550/12=45 часов плюс  5  часов
на  проход  Сангарского  пролива.  Японцам  же   чтобы    покрыть
расстояние от маленького городка Оита (на самом южном из  крупных
островов - Кюсю) требуется пройти путь 830 миль. При их  скорости
18 узлов - получается 830/18=46 часов и  +  12  часов  форы  и  +
примерно 24 часа на поиски русских на юго-востоке. Но  эта  цифра
скорости только  для  броненосных  крейсеров,  слабо  вооруженных
восьмидюймовыми  орудиями,  которые   без    подержки    японских
броненосцев  вряд  ли  в  одиночку  смогут  выдержать    бой    с
крупнокалиберными русскими броненосцами типа "Бородино".  А  ведь
максимальная скорость продолжительного хода японских  броненосцев
- 16 узлов (которую они показывали в Цусимском сражении -  вообще
реальная скорость всех кораблей того времени на два узла  меньше,
чем на сдаточных  испытаниях).  А  японским  броненосцам  от  юга
Японии до пролива Цугару требуется 830/16=51 час  и  +  12  часов
форы и + 24 часа. Но это только до входа в сам пролив. Однако, во
время прохода этого пролива  -  русская  эскадра  со  всех  своих
кораблей сбрасывает а корму плавучие  мины.  И  поэтому  японская
эскадра не может сразу без оглядки форсировать пролив, без  риска
натолкнуться на русские мины, как это недавно произошло в проливе
Внутреннего моря напротив города Оита.  И  японская  эскадра  еще
задерживается.
     В противоположность этому - русская  эскадра  быстро  и  без
помех  прошла  с  востока  на  запад  пролив  Цугару.  Это  может
показаться странным - ведь этот пролив находится в самом сердце -
середине Японии, и он должен быть японцами защищен. Однако -  это
только так кажется.  Дело  в  том,  что  глубина  пролива  больше
двухсот метров, а в то время не умели  ставить  мины  на  глубине
более ста метров - большой вес стального минрепа  топил  плавучие
мины. Даже пушки  тех  времен  на  его  берегах  бесполезно  было
ставить - слишком велика ширина пролива, что  они  не  смогли  бы
дострелить и до  его  середины.  А  уж  охранять  пролив  мелкими
кораблями  -  например  канонерским  лодками    и    вооруженными
гражданскими пароходами - и тем более бесполезно, потому, что при
любой попытке вступить в бой, они бы легко уничтожались  эскадрой
из - 12 российских  броненосцев:  смешно  сравнивать  канонерскую
лодку и броненосец типа "Бородино". Никогда не следует  забывать,
что несколько месяцев ранее, три  броненосных  русских  крейсера:
"Россия", "Громобой" и "Рюрик" спокойно и  без  помех  два  раза:
туда и обратно (как у себя дома) прошли весь Сангарский пролив. И
ни один японский кораблик им не вздумал перечить.
     Пройдя через Сангарский пролив  -  русская  эскадра  хорошим
ходом направляется к Владивостоку. Отставая от  них  на  12+24=36
часов подходит к  проливу  японский  флот.  И  тут  им  с  берега
сообщают,  что  русские  бросали  в  воду  плавучие  мины.   Надо
понимать, что если якорные  мины  в  том  проливе  в  те  времена
ставить совершенно невозможно из-за большой глубины, то  плавучие
мины - наборот. Они ведь без якоря  и  без  минрепа,  и  свободно
плавают по поверхности - чуть  притопленные  для  малозаметности.
Кроме того - в Сангарском проливе  существует  бурное  течение  с
запада на восток - навстречу  японским  кораблям,  которое  будет
нести эти плавучие мины.  Вероятно,  это  еще  более  задержит  в
погоне японский флот, потому, что им  придется  идти  проливом  с
малой скоростью  -  пристально  вглядываться  в  воду,  чтобы  не
налететь не плавучую мину.
     Казалось бы - после того как японцы все-таки  пройдут  через
Сангарский пролив, то бой неизбежен. А вот это не  факт,  потому,
что сразу по выходе из пролива Цугару Японское мору  раскрывается
очень широко - на все 180 градусов горизонта. И  русская  эскадра
вполне может уклониться в сторону от прямой дороги на Владивосток
- примерно на 50 миль, чтобы японцы не сразу их нашли.  Это  ведь
дурак Рожественский пошел  Корейским  проливом,  ширина  которого
очень мала - его плевком можно переплюнуть, и  японцы  там  очень
легко нашли русскую эскадру у острова Цусима. А если по выходе из
Санграского  пролива  японцам  придется  искать  компактное  ядро
русских сил на полосе фронта  шириной  100  миль  (по  50  в  обе
стороны - на север и на юг), да еще это придется делать ночью или
в предутреннем тумане,  то  очень  вероятно,  что  даже  в  самых
благоприятных условиях японцы встретятся  с  русскими  только  на
виду у самого города Владивостока.
     Элементарно зная, что расстояние от  Сангарского пролива  до
Владивостока порядка 450 миль, и двигаясь 12  узловым  ходом  они
преодолеют этот путь за  450/12=37.5  часов.  Японцы  отстают  от
русских на 36 часов. Это значит, что даже если случиться бой - то
только в  самой  видимости  города  Владивосток.  При  этом  надо
учитывать, что если русские шли сравнительно спокойным 12 узловым
ходом, то японцы перед этим  проделали  огромный  путь  от  порта
Фузан - вокруг восточного побережья Японии, с  погоней  в  ложном
направлении на юго-восток, и все это большим ходом от  15  до  20
узлов. А ведь главная движущая сила кораблей того времени была  в
кочегарах - сколько они могут бросать уголь в топки -  то  только
благодаря этому корабль и движется. Но ведь сила кочегаров совсем
не беспредельна - они могут и упасть  от  усталости.  А  японским
кочегарам пришлось бы во время этой погони простоять на  ногах  в
адской работе без сна и  отдыха  -  четверо  суток!  Казалось  бы
русские тоже двигались четверо суток, но ведь они шли  двенадцати
узловым ходом - при котором работают две смены кочегаров из трех,
а третья смена - спит нормальные 8 часов в сутки. Японцы же после
разгрома в их портах от ярости все время двигались  полным  ходом
(но часто в ошибочных направлениях), а при полном  ходе  работают
без отдыха все три смены кочегаров.
     Итого: вот на виду у Владивостока возможно  встретились  две
эскадры: полностью изнеможденная японская, и  чуть  более  свежая
русская. Но ведь на помощь русским пришли все способные двигаться
во Владивостоке суда (их еще заранее - за триста миль по рации  с
огромной дальностью действия мог вызывать вспомогательный крейсер
"Урал"). И  вдобавок  ко  второй  тихоокеанской  эскадре  подошли
броненосный крейсер "Россия"  и  возможно  -  наспех  закончивший
ремонт "Громобой". Кроме того: к девяти русским миноносцам второй
эскадры добавилось несколько миноносцев  из  Владивостока.  Но  в
противоположность  этому - у  японской  эскадры  не  осталось  ни
одного миноносца - они их попросту  растеряли  на  огромном  пути
вокруг восточного  побережья  Японии.  Да  и  дальность  плавания
японским миноносцев не позволяла пройти  столь  длинный  путь  на
большой скорости (русские  миноносцы  в  противоположность  этому
двигались на малой  скорости).  Поэтому  русская  эскадра  вблизи
Владивостока была полностью готова для таранно-торпедной атаки, а
японцы -  должны  были  страшно  опасаться  этого.  Это  огромным
образом отличается от условий Цусимского сражения  -  там  каждое
поврежденное торпедой японское судно легко могло бы  доползти  до
ближайшего берега и тем спастись - ведь все  кругом  берега  были
своими - японскими. А вот русским в Цусиме было очень плохо - при
любой торпедной пробоине или значительном повреждении притыкаться
приходилось к японскому берегу, и либо  топиться,  либо  отдавать
свое  судно  японцам.  Так  и  пришлось  из-за  этого    погибать
приткнувшемся к  берегу  броненосцу  "Сисой  Великий",  крейсерам
"Адмирал Нахимов"  и  "Дмитрий  Донской".  Но  если  бы  сражение
произошло  вблизи  от  Владивостока  -  то    картина    менялась
кардинально иным образом. При любой  подводной  пробоине  русские
корабли легко могли спастись, приткнувшись  к  своему  берегу.  а
японцам - тащиться за сотню  миль  к  своей  Японии,  и  вероятно
погибнуть на этом пути.  Вспомните  -  что  севший  на  камни,  и
полностью разбивший  себе  днище  крейсер  "Богатырь"  -  русские
смогли легко спасти и  утащить  на  починку  к  себе  в  порт  во
Владивосток - только  благодаря  тому,  что  он  потерпел  аварию
недалеко от своей базы. Абсолютно верна  поговорка,  что  дома  и
стены  помогают...  А  в  противоположность  этому  -    японский
броненосец "Яшима"  подорвался  на  мине  под  Порт-Артуром  -  и
японцам пришлось тащить его на буксире, но через сто миль  он  не
выдержал этого и затонул. А в условиях  битвы  у  Владивостока  -
подорванным японским кораблям пришлось бы ползти не сто -  а  450
миль  до  своей  Японии.  А  все  поврежденные  японские  корабли
приткнувшиеся к русскому берегу  впоследствии  стали  бы  добычей
русских. Вспомните - как японцы смогли поднять крейсер "Варяг"  и
крейсер "Новик" затонувший у прежде русской, но ставшей  японской
землей. Или вспомните, как был поднят  рускими  турецкий  крейсер
"Меджидие", подорвавшийся на минах вблизи  русского  берега,  или
поднятую русскими немецкую подводную  лодку  U-250  с  секретными
торпедами.
     Итого:  Русская  эскадра  при  бое  у  Владивостока    будет
насчитывать вместо прежних 12 уже 14 броненосных судов в колонне,
и вместо 9 миноносцев - вероятно около 20 их единиц, и к тому  же
без транспортов, которые заранее отправлены  вокруг  Сахалина.  А
вот японцы  напротив:  вместо  прежних  12  броненосных  судов  в
колонне,  несколько  из  них - возможно  от  двух  до    четырех:
подорвались на минах в проливе у  острова  Кюсю  напротив  города
Оита. Итого у противника останется всего 8-10 броненосных судов в
колонне,  против  14  русских,  и  полное  отсутствие    японских
миноносцев. Мало того, японские кочегарные команды будут измотаны
до предела непрерывной четырехдневной  гонкой,  а  русские  более
свежи. Но кроме этого у японцев будет ощущаться недостаток  угля,
ведь во время непрерывной погони им не удалось подойти к угольным
причалам. А еще - если русские шли более спокойным ходом примерно
12 узлов, то японские броненосные  крейсера  -  полным  ходом,  в
полтора раза быстрее, но ведь от этого мощность и расход  угля  у
японцев примерно В ТРИ РАЗА был больше, чем у русских! И если они
захотят провести бой у Владивостока, то я понских кораблей  может
элементарно не хватить угля для возвращения в Японию...
                           **********
     Ну в общем - книга "Альтернативы Цусиме" слишком большая,  и
пересказывать ее я не собираюсь. В ней я рассмотрел все возможные
варианты действий русских и японцев вплоть до  1906-07  годов  (в
которых по моему мнению русские начали тотальную войну с  помощью
подводных лодок и я подробно описавыю их действия).  Но  какой-бы
вариант я не рассматривал - то все равно  у  Японии  нет  никаких
шансов не только выиграть, но даже свести вничью ту  войну.  Даже
если бы русская  эскадра  самым  наглым  обраом  поперлась  через
Цусимский  пролив.  Надо  было  иметь  хоть  чуточку  разума    у
командующего, и в близком будующем японцев ожидал сначала  полный
разгром на море, а потом и  на  суше.  И  только  благодаря  гаду
Рожественскому  им  выпала  невероятная  удача.  Причем  японский
адмирал Того - почти такой же дурак как и Рожественский.
                         **************
      Будет ли эта книга опубликована on-line в  интернете?  Вряд
ли. Во-первых: из за того, что я делал ее еще  когда  у  меня  не
было компьютера, и я печатал ее на пишмашинке. А теперь  придется
снова перепечатывать это. Но лень затрачивать лишний труд - да  и
других забот и мыслей полно. А самое главное - нет мне  от  этого
интернета  никакой  отдачи.  Полное  безденежье.  И  если  бы  не
своевременная помощь Малика, то больше читатели  не  только  этой
статьи - но вообще бы от меня  ничего  не  увидели.  Но  в  любом
случае  -  мне  надо  пытаться  зарабатывать  деньги  на    своем
творчестве, а бесплатная отдача статей и книг в интернет  страшно
вредит этому.
     Однако - теперь, (благодаря  помощи  Малика)  купил  я  себе
принтер, и сейчас постепенно начинаю печатать  свои  книги.  Хотя
это происходит в небольших количествах методом  "сам-издата".  Но
все-таки - читатели уже могут  присылать  заказы  мне  на  книги.
Правда здесь есть некоторая оговорка: пока я успел оформить очень
мало  из  своего  творчества:  всего  одну-две  -  почти  ничего.
Надеюсь, что постепенно книг у меня будет много.  К  сожалению  -
книги  "Альтернативы  Цусиме",  "Линкоры  нужны!"  и   "Сравнение
эффективности систем бронирования линкоров"  стоят  последними  в
очереди на оформление и издание, потому, что они были  отпечатаны
на пишмашинке, а не на компьютере.
                        ****************
     Интересный вопрос: "...но ни разу их в продаже  за  границей
не видел..."
     А я вот почему-то не видел своих книг в продаже и в  русских
магазинах... Почему  бы  это?  Хотя  посылал  письма  с  просьбой
опубликовать мои статьи и книги во все  мыслимые  отечественые  и
зарубежные  издания:  "Морской  сборник",  "Технику    молодежи",
"Моделист  конструктор",  "Цитадель",  "Флотомастер",   "Тайфун",
"Техника и вооружение", "Бриз" - НО НИ ОТКУДА МНЕ НИ РАЗУ ДАЖЕ НЕ
ОТВЕТИЛИ! Полное молчание - как будто они вообще  не  существуют.
Или я не существую для них. То есть, мой  стиль  настолько  якобы
плох, что им зазорно и ответить мне хотя бы отказом.
     Посылал я письма и многим издателям и в издательства. Но все
частные издатели  отвечают  отказом  из-за  нехватки  средств  на
издание собственных книг (как Боженко и Больных). А  издательства
чаще всего тоже просто  отмалчиваются.  Так  полностью  молчат  и
ничего не отвечают мне издательства военных книг  "Полигон",  или
"АСТ", которые напечатали немало книг военного направления.  Хотя
"Полигон" в предисловии к своему сайту и  хвастался,  что  готовы
публиковать  книги  с  необычными  взглядами.  Да  только  видать
необычность моих взглядов настолько велика, что не лезет им ни  в
какие ворота.  И  редчайшим  случаем  стало  предложение  мне  от
издательства "ГАЛА ПРЕСС"
  Здравствуйте.
Заинтересовало Ваше предложение. Если возможно, мы бы хотели
ознакомиться с частью рукописи.
Наши координаты:
Адрес: 107066, Москва, улица Доброслободская, дом 10, строение 5.
Телефон/факс: 261-5586
Будем рады взаимному сотрудничеству.
Всего Вам доброго.
Издательство "ГАЛА ПРЕСС"

Re: Galeya Print
Date: Fri, 4 Aug 2000 21:43:33 +0400
From:"galeya" galeya@spb.cityline.ru
1 , 2
     Здравствуйте,  Олег!  Извините  за  задержку.  Ваше   второе
послание получил, но наш редактор еще в отпуске загорает, вот-вот
появиться. Я хочу Вам предложить, чтобы не терять напрасно время,
Олег, если не трудно, пришлите краткие  аннотации,  можно  просто
оглавнение  с  кратким  пояснением,  что-то  вроде  плана,  Ваших
готовых работ.
    И, главное, Ваши пожелания в финансовом плане. Да,  извините,
но вроде как реклама выходит, я затеял новый сайт, на котором бу-
дут выкладываться отельные фрагменты из наших изданий и не  знаю,
насколько это будет интересно читателям,  как  Вы  думаете?  Сайт
счас уже доступен с главной страницы издательства или напрямую по
URL: http://galeya.narod.ru . Хотелось бы узнать Ваше мнение.
PS: Кстати, в Питере о Вас слышали. С  уважением,  Николай.
galeya@spb.cityline.ru              www.cl.spb.ru/~galeya
http://galeya.narod.ru
     Однако - как оказалось и в этом случае мои надежды оказались
напрасны. Сначала они потянули время, а потом и вообще замолчали,
прикинувшись  мертвыми.  И  никакого  ответа  в  чем  причина  их
молчания - добиться мне невозможно...
     Мало того, что издатели не хотят публиковать  мои  работы  и
даже не отвечают на письма - как будто  я  заразный,  но  даже  и
распространители военно-технической литературы тоже дуют  в  туже
дуду: ничего не отвечают на вопрос о возможности  распространения
моих книг хотя бы в ничтожных  количествах.  Так,  совершенно  не
откликается всем известный И.А. Боровик с изданием  "Якорь",  или
Ю.Б. Сумароков от  Флотомастера...  Так  что  спрашивать  о  том,
почему моих книг не удается найти в магазинах надо не у меня, а у
издателей. Со своей стороны, я был бы только рад, если бы кто  из
читателей нашел фирмочку помогшую мне издать  хотя  бы  одну  мою
книгу, пусть мизерным тиражом...
     Впрочем - отвращение издателей ко мне вполне объяснимо:  Они
отлично понимают, что  стоит  мне  начать  публиковаться,  как  я
просто УНИЧТОЖУ и РАЗНЕСУ В КЛОЧКИ всю эту привычную всем военную
историю и военную науку, и научу хотя бы некоторых людей думать...
                  С уважением - Олег Тесленко.