НА   ГЛАВНУЮ  СТРАНИЦУ
16.02.2000
            ТОРПЕДНЫЕ АППАРАТЫ В РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ ВЕК
                    Автор - Олег Тесленко <C>
   С момента своего появления в девятнадцатом веке, торпеды проя-
вили себя как наиболее эффективное оружие. Их взрыв  в  подводной
части как правило либо тяжело повреждал корабли, либо вовсе унич-
тожал их. И  только  с  появлением  самонаводящийся  противокора-
бельных ракет в настоящее время роль торпеды против надводных ко-
раблей практически сошла на нет, потому, что скорость ракеты дви-
жужейся в воздухе в десятки раз больше,  чем  у  подводного  хода
торпеды. Однако - значение торпед  остается  по  прежнему  велико
против подводных лодок, в той среде, где воздушные ракеты полнос-
тью бессильны. Именно против субмарин торпеды  являются  наиболее
эффективным оружием, чем глубинные бомбы. Ситуация полностью  из-
менилась: если в годы второй мировой войны вообще не  существова-
ло торпед способных погружаться на глубину более 15 метров,  тог-
да как ПЛ уходили от поверхности на 70, а иногда и на  200  м.  А
самое главное - торпеды прошлого времени были прямоходными, и по-
пасть ими в маневрирующую подводную, невидимую для надводного ко-
рабля цель не было никакой возможности. Но теперь  самонаводящие-
ся торпеды позволяют приближаться к субмарине на шум ее винтов  с
потрясающей точностью, в отличие от ненаводящихся глубинных бомб.
   Но в связи с этим возникает интересный парадокс, нагядно пока-
зывающий отсталость мышления создателей оружия -  это  поворотные
торпедные аппараты. Надо отметить,  что  пусковые  установки  для
торпедного оружия прошли длительную эволюцию. В первые сорок  лет
после изобретения торпеды примерно до 1890 г, все торпедные аппа-
раты были неподвижные - жестко  закреплены  на  корпусе  корабля,
будь то миноносец или броненосец. Это  резко  ухудшало  эффектив-
ность торпедного оружия - потому, что для точного попадания в ко-
рабль противника приходилось поворачивать в его сторону  не  само
оружие, а весь корабль, что было очень неудобно,  поскольку  курс
корабля мог зависеть от множества разных факторов, в том числе  и
от уклонения от вражеского огня. Но вскоре  появились  поворотные
торпедные аппараты на маленьких миноносцах.  Это  была  подлинная
революция в торпедном деле. Уже  отпала  необходимость  поворачи-
вать свой корабль, и идти всегда только курсом на противника. По-
воротные трубы позволили стрелять даже на параллельных  курсах  с
врагом. И суммарный угол поворота торпедных аппаратов стал весьма
внушителен: 200-250° относительно корабля, это вполне  сопостави-
мо с углами поворота артиллерийских башен главного  калибра  -  в
среднем до 300°. Однако, и это не полностью  удовлетворило  моря-
ков. В годы второй мировой войны вначале на подводных лодках поя-
вилось устройство поворота гироскопа. То есть, еще в корпусе  ко-
рабля всем торпедам в  залпе  гироскопам  задавался  отличающийся
друг от друга курсовой угол на цель - чтобы  получить  как  можно
более широкий спектр расхождения торпед для  надежного  попадания
во вражеское судно. Но в последние годы существования  фашистской
Германии немцами была изобретена самонаводящаяся торпеда. Это был
вообще гигантский рывок в области вооружений. Ведь до того момен-
та ни один вид оружия не мог быть управляем в процессе его движе-
ния к цели. А с появлением самонаводящихся торпед сам собой  воз-
ник принцип: "выстрелил - и забыл". Оружие  получило  возможность
само компенсировать ошибки наводчика. И в  принципе  торпеды  те-
перь имеют возможность во время  погони  за  вражеской  подводной
лодкой, выполняя немыслимые зигзаги, маневрировать в  трех  плос-
костях аж на все 360°.
   Однако, тут и появился парадокс... Если в прежние времена жес-
ткой необходимостью был принцип поворота торпедных  аппаратов  на
цель - иначе просто невозможно было попасть в нее, то в современ-
ных условиях этот же принцип стал полностью  бесполезен,  и  даже
вреден! Ведь теперь предварительное  наведение  торпеды  на  цель
можно обеспечить даже не поворачивая ее: достаточно развернуть ее
гироскоп электрическим прибором на нужный угол горизонта, и сбро-
сить ее в воду. Дальше, уже под водой - торпеда опишет  дугу  ок-
ружности, развернется на нужный курс и направится на цель, а  по-
том еще дополнительно будет работать  ее  система  самонаведения,
точно выслеживая вражескую подводную лодку.
   А вредность поворота торпедных аппаратов состоит в том, что им
требуется немало места на палубе боевого корабля, у которого  до-
рог каждый квадратный метр свободного пространства верхней  палу-
бы - ведь на нем требуется разместить немало различный  устройств
и боевых комплексов. Кроме того,  поворотные  торпедные  аппараты
довольно тяжелы, дороги и сложны. И совершенно бесполезны -  пос-
кольку современную торпеду достаточно просто сбросить в воду -  и
она сама найдет свою цель. Здесь  есть  кардинальное  отличие  от
воздушных ракет: ведь ракету требуется стартовым двигателем  под-
бросить в воздух с ее направляющих - иначе она упадет на палубу и
натворит на ней много бед. А падение торпеды по счастью обеспечи-
вается естесственным принципом - силой тяжести, да и  упасть  она
может только туда, куда нужно - в воду... Это значит,  что  можно
торпедные трубы жестко закрепить внутри  корпуса  корабля  -  без
возможности поворота, разместив  их  например  поперек  его  про-
дольной оси, или под углом к ней, и при выстреле уйдя  под  воду,
торпеда уже сама будет находить нужный курс. Но моряки, по много-
летней привычке ошибочно требуют только поворотных торпедных  ап-
паратов. На всех современных надводных кораблях всех флотов  мира
стоят только поворотные торпедные аппараты, что  совершенно  без-
грамотно. Особенно ярко этот принцип проявился на одном  из  пос-
ледних - самых современных  кораблей  советского  военно-морского
флота - эсминцах типа "Современный". Там для разворота  торпедных
аппаратов на палубе совершенно не хватает места, да к тому же по-
ворачиваться им мешает еще  и  пиллерс  (стойка),  поддерживающая
крыло мостика. И вместо того, чтоб установить неподвижные ТА  под
углом к продольной оси, создатели этого объекта  нагородили  кон-
струкцию мудреной сложности - для выстрела требуется сначала  от-
катить на рельсах торпедный аппарат назад -  на  свободное  прос-
транство, и только потом разворачивают его на  нужный  угол...  И
это вместо того, чтобы сделать простую, легкую и надежную непово-
рачивающуюся конструкцию!
   Но принцип неповоротных торпедных аппаратов применим не только
для боевых коарблей. Ведь в случае  войны  торговые  транспортные
суда идущие в одиночку  становятся  полностью  беззащитны  против
современных атомных подводных лодок. А ставить на обычные  грузо-
вые суда пятитрубные поворотные торпедные аппараты - очень  долго
и дорого. Да и места у них на палубе свободного нет -  почти  всю
ширину палубы занимают раскрывающиеся грузовые люки. Но эту проб-
лемму на самом деле можно решить  очень  просто:  противолодочные
торпеды нужно навешивать снаружи - прямо на  бортах  транспортных
судов, учитывая, что под действием силы тяжести торпеда все  рав-
но упадет  в  воду - больше-то  некуда.  То  есть,  две  или  три
стальные стальные ленты охватывают тело торпеды и  плотно  прижи-
мают ее к борту судна, а для выстрела замки лент  отстреливаются,
и торпеда тут же упадет. От прибора управления, расположенного  в
капитанской рубке, к каждой торпеде проложен  кабель  управления,
который перед выстрелом задает ей угол поворота гироскопа -  нуж-
ный курсовой угол на вражескую субмарину. И таких торпед  самоза-
щиты можно разместить на любом грузовом судне очень много. Учиты-
вая, что большая 533-мм торпеда весит две тонны, малая противоло-
дочная и того меньше - всего одну тонну, причем  грузоподъемность
современных транспортных судов очень велика - десять и более  ты-
сяч тонн. Таким образом, на любое мирное транспортное судно  мож-
но навесить десятки торпед для самообороны.  Но  конечно,  разме-
щать торпеды простым навешиванием, без всякой их защиты  было  бы
несколько неразумно. По мнению автора, желательно с внешней  сто-
роны прикрыть каждую торпеду стальной коробкой из броневой  стали
толщиной хотя бы 30 мм - это надежно защитит торпеду и от  ударов
морских волн, и от осколков вражеских снарядов. Эти броневые  ко-
робки - квадратом около 600 мм и длинной порядка 8 метров  рядами
будут располагаться вдоль корпуса судна, и  открываться  на  вер-
хних петлях. При отстреливании крепящих торпеду лент, этот  боеп-
рипас своим весом немного открывает бронекоробку и  соскальзывает
вниз, и тогда десятки смертоносных торпед с бешенной скорость ус-
тремятся  на  подводную  лодку,  рискнувшуюю  напасть  на   такое
судно...