НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
16.02.2000
ТОРПЕДНЫЕ АППАРАТЫ В РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ
ВЕК
Автор - Олег Тесленко <C>
С момента своего появления в девятнадцатом веке, торпеды
проя-
вили себя как наиболее эффективное оружие. Их взрыв в подводной
части как правило либо тяжело повреждал корабли, либо вовсе унич-
тожал их. И только с появлением самонаводящийся
противокора-
бельных ракет в настоящее время роль торпеды против надводных ко-
раблей практически сошла на нет, потому, что скорость ракеты дви-
жужейся в воздухе в десятки раз больше, чем у подводного
хода
торпеды. Однако - значение торпед остается по прежнему
велико
против подводных лодок, в той среде, где воздушные ракеты полнос-
тью бессильны. Именно против субмарин торпеды являются
наиболее
эффективным оружием, чем глубинные бомбы. Ситуация полностью
из-
менилась: если в годы второй мировой войны вообще не существова-
ло торпед способных погружаться на глубину более 15 метров, тог-
да как ПЛ уходили от поверхности на 70, а иногда и на 200
м. А
самое главное - торпеды прошлого времени были прямоходными, и по-
пасть ими в маневрирующую подводную, невидимую для надводного ко-
рабля цель не было никакой возможности. Но теперь самонаводящие-
ся торпеды позволяют приближаться к субмарине на шум ее винтов
с
потрясающей точностью, в отличие от ненаводящихся глубинных бомб.
Но в связи с этим возникает интересный парадокс, нагядно
пока-
зывающий отсталость мышления создателей оружия - это поворотные
торпедные аппараты. Надо отметить, что пусковые установки
для
торпедного оружия прошли длительную эволюцию. В первые сорок
лет
после изобретения торпеды примерно до 1890 г, все торпедные аппа-
раты были неподвижные - жестко закреплены на корпусе
корабля,
будь то миноносец или броненосец. Это резко ухудшало
эффектив-
ность торпедного оружия - потому, что для точного попадания в ко-
рабль противника приходилось поворачивать в его сторону не
само
оружие, а весь корабль, что было очень неудобно, поскольку
курс
корабля мог зависеть от множества разных факторов, в том числе
и
от уклонения от вражеского огня. Но вскоре появились поворотные
торпедные аппараты на маленьких миноносцах. Это была
подлинная
революция в торпедном деле. Уже отпала необходимость
поворачи-
вать свой корабль, и идти всегда только курсом на противника. По-
воротные трубы позволили стрелять даже на параллельных курсах
с
врагом. И суммарный угол поворота торпедных аппаратов стал весьма
внушителен: 200-250° относительно корабля, это вполне сопостави-
мо с углами поворота артиллерийских башен главного калибра
- в
среднем до 300°. Однако, и это не полностью удовлетворило
моря-
ков. В годы второй мировой войны вначале на подводных лодках поя-
вилось устройство поворота гироскопа. То есть, еще в корпусе
ко-
рабля всем торпедам в залпе гироскопам задавался
отличающийся
друг от друга курсовой угол на цель - чтобы получить как
можно
более широкий спектр расхождения торпед для надежного попадания
во вражеское судно. Но в последние годы существования фашистской
Германии немцами была изобретена самонаводящаяся торпеда. Это был
вообще гигантский рывок в области вооружений. Ведь до того момен-
та ни один вид оружия не мог быть управляем в процессе его движе-
ния к цели. А с появлением самонаводящихся торпед сам собой воз-
ник принцип: "выстрелил - и забыл". Оружие получило возможность
само компенсировать ошибки наводчика. И в принципе торпеды
те-
перь имеют возможность во время погони за вражеской
подводной
лодкой, выполняя немыслимые зигзаги, маневрировать в трех
плос-
костях аж на все 360°.
Однако, тут и появился парадокс... Если в прежние времена
жес-
ткой необходимостью был принцип поворота торпедных аппаратов
на
цель - иначе просто невозможно было попасть в нее, то в современ-
ных условиях этот же принцип стал полностью бесполезен,
и даже
вреден! Ведь теперь предварительное наведение торпеды
на цель
можно обеспечить даже не поворачивая ее: достаточно развернуть ее
гироскоп электрическим прибором на нужный угол горизонта, и сбро-
сить ее в воду. Дальше, уже под водой - торпеда опишет дугу
ок-
ружности, развернется на нужный курс и направится на цель, а
по-
том еще дополнительно будет работать ее система самонаведения,
точно выслеживая вражескую подводную лодку.
А вредность поворота торпедных аппаратов состоит в том,
что им
требуется немало места на палубе боевого корабля, у которого
до-
рог каждый квадратный метр свободного пространства верхней палу-
бы - ведь на нем требуется разместить немало различный устройств
и боевых комплексов. Кроме того, поворотные торпедные
аппараты
довольно тяжелы, дороги и сложны. И совершенно бесполезны - пос-
кольку современную торпеду достаточно просто сбросить в воду -
и
она сама найдет свою цель. Здесь есть кардинальное
отличие от
воздушных ракет: ведь ракету требуется стартовым двигателем под-
бросить в воздух с ее направляющих - иначе она упадет на палубу и
натворит на ней много бед. А падение торпеды по счастью обеспечи-
вается естесственным принципом - силой тяжести, да и упасть
она
может только туда, куда нужно - в воду... Это значит, что
можно
торпедные трубы жестко закрепить внутри корпуса корабля
- без
возможности поворота, разместив их например поперек
его про-
дольной оси, или под углом к ней, и при выстреле уйдя под
воду,
торпеда уже сама будет находить нужный курс. Но моряки, по много-
летней привычке ошибочно требуют только поворотных торпедных
ап-
паратов. На всех современных надводных кораблях всех флотов мира
стоят только поворотные торпедные аппараты, что совершенно
без-
грамотно. Особенно ярко этот принцип проявился на одном из
пос-
ледних - самых современных кораблей советского военно-морского
флота - эсминцах типа "Современный". Там для разворота торпедных
аппаратов на палубе совершенно не хватает места, да к тому же по-
ворачиваться им мешает еще и пиллерс (стойка),
поддерживающая
крыло мостика. И вместо того, чтоб установить неподвижные ТА
под
углом к продольной оси, создатели этого объекта нагородили
кон-
струкцию мудреной сложности - для выстрела требуется сначала
от-
катить на рельсах торпедный аппарат назад - на свободное
прос-
транство, и только потом разворачивают его на нужный угол...
И
это вместо того, чтобы сделать простую, легкую и надежную непово-
рачивающуюся конструкцию!
Но принцип неповоротных торпедных аппаратов применим не
только
для боевых коарблей. Ведь в случае войны торговые
транспортные
суда идущие в одиночку становятся полностью беззащитны
против
современных атомных подводных лодок. А ставить на обычные грузо-
вые суда пятитрубные поворотные торпедные аппараты - очень долго
и дорого. Да и места у них на палубе свободного нет - почти
всю
ширину палубы занимают раскрывающиеся грузовые люки. Но эту проб-
лемму на самом деле можно решить очень просто: противолодочные
торпеды нужно навешивать снаружи - прямо на бортах транспортных
судов, учитывая, что под действием силы тяжести торпеда все рав-
но упадет в воду - больше-то некуда. То
есть, две или три
стальные стальные ленты охватывают тело торпеды и плотно
прижи-
мают ее к борту судна, а для выстрела замки лент отстреливаются,
и торпеда тут же упадет. От прибора управления, расположенного
в
капитанской рубке, к каждой торпеде проложен кабель управления,
который перед выстрелом задает ей угол поворота гироскопа - нуж-
ный курсовой угол на вражескую субмарину. И таких торпед самоза-
щиты можно разместить на любом грузовом судне очень много. Учиты-
вая, что большая 533-мм торпеда весит две тонны, малая противоло-
дочная и того меньше - всего одну тонну, причем грузоподъемность
современных транспортных судов очень велика - десять и более
ты-
сяч тонн. Таким образом, на любое мирное транспортное судно мож-
но навесить десятки торпед для самообороны. Но конечно,
разме-
щать торпеды простым навешиванием, без всякой их защиты было
бы
несколько неразумно. По мнению автора, желательно с внешней сто-
роны прикрыть каждую торпеду стальной коробкой из броневой стали
толщиной хотя бы 30 мм - это надежно защитит торпеду и от ударов
морских волн, и от осколков вражеских снарядов. Эти броневые
ко-
робки - квадратом около 600 мм и длинной порядка 8 метров рядами
будут располагаться вдоль корпуса судна, и открываться
на вер-
хних петлях. При отстреливании крепящих торпеду лент, этот боеп-
рипас своим весом немного открывает бронекоробку и соскальзывает
вниз, и тогда десятки смертоносных торпед с бешенной скорость ус-
тремятся на подводную лодку, рискнувшуюю
напасть на такое
судно...