НА  ГЛАВНУЮ
1.03.2001
                   ПРЕЛЮДИЯ К ВЗРЫВУ "КУРСКА"
                     ВЗРЫВ АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ"
                   Автор -  Олег Тесленко <C>
     Всем хорошо известна трагедия  советской  атомной  подводной
лодки "Комсомолец", погибшей в апреле 1989 г. Об этой  катастрофе
в  свое  время  очень  много  сообщали  все  средства    массовой
информации. Не представляет особой загадки и причина  ее  гибели.
Дело было в следующем: как принято в  советском  флоте,  на  этой
подводной лодке (также как и на всех  остальных  в  то  время)  -
атмосфера внутри отсеков  была  несколько  отличной  от  обычного
воздуха,  которым  дышат  все  люди  Земли.  То  есть,  там  было
более высокое  содержание  кислорода:  вместо  обычных  22,5%,  -
внутри "Комсомольца" содержание кислорода  было  порядка  24-25%.
Это    достигалось    простейшим    способом    -    регулировкой
системы регенерации воздуха. Такая мера принимается  подводниками
на случай возможной  аварии,  когда  людям  придется  дышать  тем
воздухом, что останется в отсеках, и  тогда  важен  будет  каждый
грам кислорода. Но вот именно  этот  лишний  кислород  и  погубил
"Комсомолец".  Хотя  многим  кажется,  что  процентное   различие
кислорода слишком мало - всего какие-то два процента по сравнению
с обычным, но  по  законам  химии  это  дает  очень  существенный
эффект. Дело в том, что  вступление  веществ  в  самопроизвольную
реакцию: например возгорание, зависит в ЧЕТВЕРТОЙ степени  от  их
процентного содержания.  Отсюда  ясно,  что  увеличив  содержание
кислорода  всего    лишь    на    два    процента,    вероятность
самовоспламенения возрастает раз в десять.
     Есть  и  еще  один  параметр,  так  же  сильно  влияющий  на
химические  реакции  -  это  температура.  Даже  при    небольшом
увеличении  температуры,  вероятность  самопроизвольной   реакции
также возрастает  в  четвертой  степени.  Это  значит,  что  если
температура реагирующих  веществ  возрастет  всего  на  несколько
градусов, то вероятность возгорания  возрастает  в  десятки  раз.
Причем, вот эти два фактора: процентное  содержание  кислорода  и
температура - они действуют  не  врозь,  а  совместно  -  взаимно
усиливая друг друга.
     На  подводной  лодке  "Комсомолец"   произошло    следуюшее:
вероятно лопнула небольшая трубочка подачи масла к подшипникам, и
под давлением машинное масло стало бить струей  из  этой  трубки.
Струи масла попали на горячие механизмы паровой  турбины,  и  под
совместным  воздействием  температуры  и  повышенного  содержания
кислорода - они вспыхнули. А потом начался большой пожар, который
просто не смогли  потушить.  Отчасти  это  потому,  что  человек,
находящийся в том отсеке, задохнулся почти сразу, и  тушить  было
просто некому, а из трубки масло било струей,  и  остановить  его
поток не было возможности -  ведь  в  отсеке  бушевал  сильнейший
огонь. Пожар не  смогли  локализовать,  и  он  распространился  в
другие отсеки. От воздействия пламени корпус субмарины в кормовых
отсеках потерял герметичность - выгорели прокладки, и  постепенно
корма заполнилась водой. Все это  длилось  целых  пять  часов.  В
конце  концов  лодка  утонула.  Но,  несмотря  на  пожар,    всем
достоверно известно, что никакого взрыва на АПЛ "Комсомолец" - не
было!

     Однако,  в  процессе  глубоководных   погружений,    которые
выполняли 2 батискафа "Мир" с судна-носителя подводных  аппаратов
"Академик Мстислав Келдыш" к затонувшему "Комсомольцу", появились
новые  -  необычные  факты.  Вот  цитата  из  статьи  заместителя
руководителя экспедиции научно-исследовательского судна "Академик
Мстислав Келдыш" - адмирала запаса В. Самойлова,  и  технического
руководителя этой экспедиции Н. Носова в статье "Глубина 1700  м.
У борта "Комсомольца"... Выдержка из журнала "Морской сборник" N4
1992 г стр 35-36:
     "Весьма важным и, надо прямо сказать,  неожиданными для  нас
оказались результаты обследования  корпуса  подводной  лодки.  По
материалам обследования в 1989 г. считалось, что  прочный  корпус
если и мог получить какие-то повреждения, то  только  в  кормовой
части, где много часов бушевал  пожар.  Тогда  не  было  получено
данных о его повреждениях  в носовой части АПЛ.
     При обследовании в 1991  г.  один  из  аппаратов  "Мир"  был
дополнительно оснащен малогабаритной  телекамерой,  установленной
на манипуляторе, и с ее помощью  удалось  заглянуть  в  некоторые
отверстия и разрывы легкого корпуса. При  этом  было  обнаружено,
что прочный корпус  в  районе  носовых  отсеков  имеет  некоторые
разрушения в верхней его части. Кроме того,  предполагалось,  что
передние крышки торпедных аппаратов  прочно  закрыты  и  аппараты
сохранили  герметичность.    Несколько    сдвинув    в    сторону
манипулятором  волнорезные  щиты  и  просунув  туда   телекамеру,
удалось  зафиксировать  на  видеопленке,  что  крышки   торпедных
аппаратов в различной степени приоткрыты...
     Характер разрушений прочного корпуса в 1-м отсеке,  а  также
состав и вид поднятых поврежденных  предметов  свидетельствуют  о
том, что в носовой части лодки, очевидно, произошел взрыв.
     Расположение предметов на дне и на палубе  ПЛ  указывает  на
то, что взрыв произошел, когда лодка уже  лежала  на  грунте  или
ударилась об него. Причиной взрыва, по  заключению  специалистов,
явилась, вероятно, детонация газовоздушной смеси,  образовавшейся
в  1-м  отсеке  при  взаимодействии  аккумуляторных  батарей    с
морской водой, заполнившей АПЛ при ее затоплении"...

     Не представляет никакой сложности описание истинной  картины
взрыва на АПЛ "Комсомолец". Ее корпус был рассчитан на погружение
до  1000  метров. Однако  глубина  моря  в  месте    ее    аварии
составила 1700 м. Во время падения на грунт корпус этой субмарины
выдержал  глубину  порядка 1500  метров,  и  это  вместо  тысячи,
поскольку во всех расчетах  прочности  закладывается  коэффициент
запаса  прочности  равный  1,5.  Но  потом    начали    мгновенно
одна за другой лопаться все поперечные переборки, и  вода  залила
последний - носовой отсек. А в нем кроме торпед находилась еще  и
огромная лодочная аккумуляторная батарея. Она всегда заряжена, на
случай внезапной  остановки  ядерного  реактора  и  необходимости
прокачки его водой в течение многих суток.  Но  как  только  вода
залила аккумуляторную яму, тотчас  произошло  короткое  замыкание
всех контактов АБ соленой морской водой. И под действием  мощного
электротока из воды  выделилось  большое  количество  водорода  и
хлора. Хлор не оказал никакого действия,  а  водород  смешался  с
остатками воздуха в этом отсеке, и образовал "гремучий газ". <

     Однако,  маленькая  загадка  состоит  в    поиске    причины
воспламенения  этого  взрывоопасного  газа.  Дело  в  том,    что
смесь воздуха и водорода сама по себе -  без  всякой  причины  не
взрывается. И  если  не  будет  источника  огня,  то  она   может
храниться столетиями без всякого взрыва. А  в  мертвой  подводной
лодке "Комсомолец",  полностью  залитой  водой  и  безостановочно
падавшей на дно океана, просто не могло быть  никакого  источника
огня!
     Разгадка состоит  в  том,  что  воздух  внутри  1-го  отсека
все-таки был. Лодка погружалась кормой вперед, и весь  воздух  из
ее корпуса поднимался вверх - в первый отсек. Одновременно с этим
воздух сжимался: давление на глубине 1700 м равно  170  атмосфер,
значит воздух сжался ровно в сто семьдесят раз. Но при этом  -  в
точном соответствии с  законом  Гей-Люссака  этот  сжатый  воздух
чрезвычайно  сильно  нагрелся   -    вплоть    до    того,    что
самовоспламенилась смесь воздуха с водородом. Дело в том, что  от
сжатия любой газ  сильно  нагревается.  Вспомните,  что  в  самом
обычном типе  двигателей - дизеле,  совсем  нет  никакой  системы
зажигания, но из-за того, что давление сжатия  у  него  достигает
20-40 атмосфер, то воздух нагревается до  400  градусов,  и  тоже
происходит  самовоспламенение  топлива,    температура    вспышки
солярки всего 300 градусов Цельсия.  А  ведь  в  подводной  лодке
давление повысилось не на 40, а на 170 атмосфер. Ясно,  что  там,
несмотря на охлаждение  морской  водой,  температура  была  очень
высока. За те короткие  секунды  падения  холодная  морская  вода
просто не успела охладить воздух.
     Но из-за того, что подводная лодка  "Комсомолец"  все  время
падала на дно кормой вперед, то вода очень долго не могла достать
до самого верха вертикального корпуса - до аккумуляторной батареи
первого отсека. Поэтому водород и не выделялся,  и  взрывоопасной
смеси не было. И лишь когда лодка упала на дно, то  она  легла  в
горизонтальном положении. И только  в  этот  момент  вода  залила
батарею, и началось выделение  водорода.  Но  на  это  все  равно
потребовалось несколько  секунд:  процесс  электролиза  не  может
произойти  слишком  быстро.  Как  только  содержание  водорода  в
воздухе достигло  4% -  минимально  возможное  для  воспламенения
этой смеси, так сразу грянул несильный взрыв. Сильным он быть  не
мог, потому, что водорода было мало - 4% это крайний  минимум.  А
сразу после  взрыва  в  обшивке  корпуса  образовались  небольшие
трещины, и хотя водород и впоследствии выделялся несколько  суток
из аккумуляторной батареи, но  весь  он  утекал  наверх  -  через
трещины в обшивке.

     Но почему взрыв на АПЛ "Комсомолец" может являться  аналогом
взрыва "Курске"? Дело в том, что обе эти субмарины  проектировало
одно  и  тоже  конструкторское  бюро:  "Рубин".   И    размещение
аккумуляторной батареи на субмаринах созданных в этой организации
было  одинаковым  -  в  самом  носовом  отсеке.  И  когда   К-141
выстрелил  торпедой,  то,  через  поврежденную  трубу  торпедного
аппарата огромным  потоком  вода  стала  заливать  аккумуляторную
батарею. Также выделилось большое  количество  водорода,  который
воспламенился от искры электрических механизмов. Но главный вывод
таков: на обоих этих подводных лодках произошел  взрыв  водорода.
Хотя у "Комсомолеца" взрыв стал концом катастрофы, а для "Курска"
наоборот - началом. Но самым примечательным является то: что ни у
"Комсомольца", ни у  "Курска"  взрыв  водорода  не  смог  вызвать
детонации торпедных боеголовок - все они остались целыми!