КРИТИКА ВЕРСИИ ВОЛЖЕНСКОГО
Автор - Олег Тесленко <c>
Для телезрителей версия Волженского
конечно представляется
весьма убедительной. Но это только для невдумчивых
людей. Вот
рассмотрим более вниметельно ее положения:
Значит катастрофу вызвал якобы скользящий
удар стабилизато-
ра иностранной субмарины. Казалось бы - ни доказать ни
опровер-
гнуть это предположение уже невозможно - ведь носовая часть "Кур-
ска" полностью разрушена, и никаких следов найти там будет невоз-
можно. Однако - в действительности если хорошо подумать, то мож-
но прийти к определенным выводам. Мог ли скользящий удар
повре-
дить торпеду, лежащую внутри торпедного аппарата?
Дело в том, что труба торпедного аппарата
весьма прочная и
толстая, потому, что там развивается большое давление при выстре-
ле. Но не только это: кроме того, торпедная труба не
примыкает
непосредственно к легкому наружному корпусу. Сначала там
стоит
крышка легкого корпуса - щиток, и только потом уже - на
некото-
ром расстоянии вглубь - будет носовая крышка собственно торпедно-
го аппарата. Поэтому удар пера стабилизатора иностранной субмари-
ны по "Курску" должен был сначала прорубить две носовые
крышки
торпедного аппарата, и только потом уже добраться до боеголовки
торпеды.
Но тут сразу появляется интересный момент
- удар по боего-
ловке учебной торпеды в принципе никоим образом не мог
вызвать
аварии. Дело в том, что НИ В ОДНОЙ
УЧЕБНОЙ ТОРПЕДЕ НЕТ
ВЗРЫВЧАТКИ. Все они холостые, и наполнены вероятно либо
обычным
песком, либо еще каким-либо вполне нейтральным веществом.
Хотя версия Волженского имеет продолжение
- повреждение не
боеголовки, а мгновенное смятие топливных резурвуаров
торпеды:
перекиси водорода и бачка с керосином и воспламенение со взрывом
этих компонентов топлива. Но к сожалению никто из читателей и те-
лезрителей не обращает внимание на фразу: "обе практические тор-
педы: УСЭТ-80 и 65-76, как правило,"
Посмотрите: у первой торпеды калибра 533 мм
четко обозначен
ее тип УСЭТ-80, а у второй - только калибр и год принятия на воо-
ружение - это ошибка или действительно она имеет такое обозначе-
ние? Дело в том, что УСЭТ-80 - расшифровывается как: управляемая
самонаводящаяся электрическая торпеда 80 года принятия на воору-
жение. А вот упомянутое "65-76" (калибра 65 сантиметров, 76 года
принятия на вооружение) - скорее всего неправильно, им было прос-
то лень дописать полное наименование торпеды. То есть -
первые
буквы опущены. И наверняка там должны
стоять те же самые
УСЭТ-65-76. Потому, что на учебных стрельбах выгоднее
стрелять
электрическими торпедами - так, как учебные торпеды без ВВ в бое-
головках, и взрываться не могут - но зато ИХ ИСПОЛЬЗУЮТ
МНОГО
РАЗ, подбирая каждый раз из воды после выстрела, а аккумуляторы
легко заряжаются и эти дорогостоящие
боеприпасы используют
МНОГОКРАТНО.
Но от этого сразу рушится версия Волженского
- ведь электри-
ческая аккумуляторная торпеда в принципе неспособна
взорваться
(да еще без боеголовки)! Потому, что аккумуляторы как не ломай
и
не дави - взрываться они не могут. Это знает наверно каждый авто-
моболист - сколько автомобилей не сталкиваются в сильных авариях,
но аккумуляторы у них никогда не детонируют.
******************
Но чтобы внимательнее рассмотреть
все аспекты, попробуем
дать версии Волженского еще один шанс. Представим, что
вопреки
разумному смыслу, в торпедном аппарате вместо учебной торпеды
в
поврежденном аппарате лежала боевая перекисно-водородная торпеда.
Автор сильно сомневается в такой возможности, но допускает ее для
полноты исследования.
Всем кажется - достаточно смять емукость с
перекисью водоро-
да, как она тут же соединится с керосином, и этим вызовет взрыв.
Но дело в том, что объем окислителя во много раз
больше, чем
объем потребного для него топлива. То есть перекиси водорода
на
порядок больше, чем керосина.
Это можно проиллюстрировать как разницу
между ракетными и
реактивными двигателями. Мало кто из неспециалистов отличает
их
друг от друга. Так вот - ракетные двигатели (с реактивным отбро-
сом струи отработавшего топлива) предназначаны работать в
среде
без доступа кислорода: это либо обычные космические ракеты, либо
даже подводные ракето-торпеды. Поэтому весь запас окислителя
они
возят внутри своего корпуса. Но от того, что окислителя раз в де-
сять больше, чем собственно топлива, то дальность их полета раз в
десять меньше, чем если бы использовать весь вес только на
чис-
тое топливо.
В противоположность к этому - по реактивными
двигателями ча-
ще понимают обыкновенные самолетные турбореактивные
двигатели.
Хотя, конечно, это более общее понятие - и если бы говорить стро-
го, то ракетные двигатели входять в общий класс реактивных.
Но
главное - реактивные двигатели самолетов не нуждаются в огромном
запасе кислорода - они берут его просто из окружающего воздуха. А
от этого дальность их полета в десять раз больше на единицу веса
топлива, чем у ракетных двигателей.
Так вот торпедный перикисно-водородный двигатель
с газовой
турбиной, хоть и не является в чистом виде ракетным, но зато
ис-
пользует тот же принцип сочетания топлива: окислителя раз в
де-
сять больше, чем самого топлива. А это значит: у 650-миллиметро-
вой торпеды очень большая длина - порядка 10 метров, и
примерно
из них 6 метров имеет топливный бак. Но почти всю его длину дол-
жен занимать бак для окислителя (неважно что это конкретно: жид-
кий кислород, или перекись водорода). А вот керосиновый
бачок
совсем маленький - по длине не больше полуметра. И причем кероси-
новый бак по уму должен распологаться ближе к хвостовой
части
торпеды - поближе к ее двигателю, и чтоб не пролагать его топли-
воподающую трубу через емкость с окислителем.
Мало кто знает, что керосин - настолько
вредная жидкость,
что способна просочиться через все, что угодно. В кораблестрое-
нии широко применяется практика проверки сварных швов на кероси-
новую пробу. То есть: для проверки качества сварного шва - чтобы
в нем не оказалось полостей, свищей, пор и прочих дефектов
- с
одной стороны мажут меловым раствором, а с другой - керосином.
И
примерно через полчаса проверяют. Если на покрытой белым
мелом
стороне проступили темные керосиновые пятна - то значит в
свар-
ном шве есть дефекты, через которые и просочился керосин. Однако,
тут надо помнить о времени, потому, что если проверка задержится,
то керосин настолько гадкий - он просочится даже через
идеально
качественный шов!
А ведь торпеда предназначена лежать иногда
не только годами,
но даже десятилетиями, поностью заправленная керосином
и пере-
кисью водорода. И если бы через перекисноводородный бак проходи-
ла трубка подачи керосина (это для неразумно глупой конструкции
торпеды у которой керосиновый бак расположен в носу, а бак окис-
лителя - в корму), то рано или поздно такие торпеды
стали бы
взрываться самопроизвольно. То есть - хотя никто из читателей
и
не знает доподлинно устройства советских перекисно-водородных
торпед, не может быть никакого сомнения, что керосиновый
бак у
них расположен кормовее чем бак с окислителем.
Казалось бы - да какой нам интерес знать,
где находится этот
проклятый керосиновый бачок? А все очень просто. Вот подсчитаем
длину отстояния керосина от передней крышки торпедной трубы: зна-
чит - сначала у торпеды располагается акустическая система само-
наведения - антенна ее гидролокатора, которая занимает по
длине
не менее полуметра. Потом идет собственно боеголовка - с запасом
взрывчатого вещества, и длина этого боевого отсека
- примерно
полтора метра. Потом самый большой и длинный отсек с окислителем
- около 6 метров, и только после него начинается керосиновый
от-
сек. То есть - до керосина расположено аж 8 (ВОСЕМЬ МЕТРОВ) дли-
ны торпеды! И поэтому, чтобы стабилизатор пера иностранной
под-
водной лодки смог вызвать аварию "Курска" - то он должен был
не
просто скользнуть по обшивке русской субмарины - а
чтобы рас-
крыть керосиновый бачок - то пришлось бы ПРОРУБИТЬ ее корпус
на
ГЛУБИНУ 8 МЕТРОВ! Но от такого столкновения иностранная субмари-
на тоже получила бы полное разрушение ее кормового винто-рулево-
го комплекса, и сразу осталась бы без хода.
****************************
Но для дальнейшего опровержения версии Волженского
предполо-
жим невероятное стечение обстоятельств: иностранная
субмарина
якобы только "погладила" "Курск", но у нашей произошло воспламе-
нение топливной смеси. И вот тут сразу возникают вопросы к
Вол-
женскому. Из описания следует, что в этот же момент
произошло
взрывное воспламенение, усиленное к тому же взрывом
порохового
ускорителя.
Хотя тут надо сразу сказать, что никакого
порохового ускори-
теля у торпед вообще не имеется. Что это - фантазия опытного
ка-
питана, или домыслы различных интерпретаторов? Но
кроме этого
описания, были еще кадры показанные по телевидению - там не пока-
зано никакого взрыва торпеды в трубе аппарата, а просто
обыкно-
венное ПОСТЕПЕННОЕ горение ее топлива, направленное внутрь
тор-
педного отсека. Так какая же из версий правильна: взрыв топлива -
или его постепенное горение? Ну да бог с ними - могу разобрать
и
обе версии...
Итак - сначала якобы произошел небольшой
взрыв торпедного
топлива внутри трубы ТА. Но каковы будут истинные
последствия
этого?
Предположим - сорвет заднюю крышку торпедного
аппарата, и
взрывная волна ворвется в торпедный отсек. От этого в нем вполне
вероятно начнется пожар. Но ведь торпедный отсек очень большой
-
он самый длинный на подводных лодках этого типа, а самое главное
- торпедный отсек разделен легкими переборками на множество поме-
щений, в которых должны были находится люди. Даже при взрыве
не-
мецких мин на подводных лодках типа "малютка" во времена
второй
мировой войны - всего в одном метреот людей в носовом отсеке,
и
то все там оставались живы. А тем более такой гигант как "Курск",
да еще и торпедный отсек не маленький как у "малютки" - то
люди
"Курска" защищенные стенками переборок в первые секунды от форса
огня лопнувшей торпеды - ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОСТАТЬСЯ ЖИВЫ (хотя бы нес-
колько из них), и тут же начать борьбу с огнем - например охлаж-
дать водой торпеды - чтоб они не взорвались. У экипажа К-141
бы-
ло на это 2 минуты (точнее 135 секунд) - не так уж мало, для дей-
ствий по противопожарной тревоге. И что - неужели они за это вре-
мя не успели нисколько охладить свои боеприпасы?
Ну ладно - специально для любителей версии
детонации торпед
на "Курске" - предположим, что его команда нисколько
не боро-
лась с пожаром, не охлаждала торпеды, а просто - ничего не ведая
мирно спала детским сном. Или в карты играли. То есть пожар раз-
вивался как хотел.
Конечно пожары и раньше случались на российских
лодках, и их
почти не удавалось погасить, но надо понимать разницу. Во-первых
- те прежние пожары и на К-8, и на "Комсомольце" происходили не в
торпедном отсеке, а например в машинном отделении. Хотя те пожа-
ры тушили часами (на "Комсомольце" - 5 часов) но ведь там не
бы-
ло угрозы взрыва торпед от нагрева. Поэтому - при пожаре в
тор-
педном отсеке - командир "Курска" был обязан немедленно всплыть и
включить орошение торпед водой. Впрочем - для орошения водой
ка-
жется не требуется даже всплытие - ведь вес выделяемой воды
при
этом способе очень мал. Да и всплытие с перископной глубины (по-
рядка 20 м) не могло занять много времени - всего несколько
се-
кунд (но не 135 с). Выходит - на "Курске" не
стали охлаждать
боеприпасы распыленной водой?
Кроме того: даже предположив
эту невероятность - что
экипаж К-141 не включил распыление воды, но это должно было прои-
зойти самопроизвольно! Потому, что при взрыве и смятии трубы тор-
педного аппарата - ее стенки обязаны были получить разрывы,
че-
рез которые забортная вода стала бы поступать и в
поврежденую
торпеду и внутрь отсека. Но дело в том, что перекись
водорода
очень боится воды! Ведь в сущности - эта перекись если она не
в
сухом виде - то это жидкость весьма родственная к самой
обыкно-
венной воде, и они способны смешиваться друг с другом
В ЛЮБЫХ
ПРОПОРЦИЯХ. Причем при увеличении доли воды, свойства
перекиси
становятся все слабее, и наконец ее способность к воспламенению
предметов полностью утрачивается кажется когда перекиси
в воде
остается процентов 20%. То есть - через разрывы трубы торпедного
аппарата поступающая вода в секунды растворяет собою всю
пере-
кись - и ГОРЕНИЕ МОМЕНТАЛЬНО ПРЕКРАЩАЕТСЯ!
**************
Но самое главное противопоставление этой
версии - торпеды
вовсе не могли нагреться до точки самовзрыва! Вопреки
наивным
взглядам дилетантов, что если боеприпас нагревать - то якобы
он
мгновенно сдетонирует от этого. Это всеобщее заблуждение.
Во-первых: массивные боеприпасы на самом
деле нагреваются
очень долго, даже в самом сильном пламени. Ведь торпеда
- это
вовсе не спичка, и небольшая 533-мм торпеда весит две тонны,
а
650-мм - и того больше - четыре тонны. И всю эту массу надо прог-
реть примерно до двухсот градусов по Цельсию. Сколько на это
уй-
дет времени?
Хотя говорят, что пожар в торпедном отсеке
мог иметь темпе-
ратуру 600-700°С, но что значат эти цифры - ведь это температура
пламени самой обыкновенной кухонной газовой плиты! Теперь
пред-
ставьте: диаметр торпеды 533 мм - это близко к диаметру
самого
обыкновенного ведра с водой. А жидкие компоненты топлива
внутри
торпеды по теплоемкости приблизительно равны обыкновенной
воде
(уверяю вас - что они одного порядка. Например: удельная теплоем-
кость жидкого кислорода 0.39 калории на грамм*градус, а у воды
_
1.0, причем у перекиси водорода этот показатель наверно еще бли-
же к обыкновенной воде, поскольку в сущности перекись и является
смесью с дистилированной водой в определенной пропорции). То есть
время нагревания торпеды и ведра с водой примерно равны. Теперь,
если вам хочется узнать, на сколько градусов нагреется торпеда
в
пламени температурой 600-700°С за те самые 135 секунд - то
пос-
тавьте ведро с водой на кухонную плиту и засеките время, а потом
через две минуты сняв его - бытовым градусником измерьте темпера-
туру жидкости в нем. Получите потрясающий результат - за две
ми-
нуты ни ведро, ни торпеда не успевают НИСКОЛЬКО НАГРЕТЬСЯ. Я лич-
но произвел такой опыт: за две минуты - получил нагрев всего в
1
градус! Первоначально температура была 18° С, а через две минуты
нагрева - только 19°. Да даже обыкновенные перепады температур
в
процессе жизни подводного корабля в плваниях от тропиков до
се-
верного ледовитого океана и то могут быть гораздо больше - граду-
сов 10°, туда-сюда +-5° от обычной.
Кто-то может подумать, что автор что-нибудь
искажает. Напро-
тив - разница между ведром еще больше в пользу торпеды. Ведь
не
упомянуто было о толщине стенок! Дело в том, что нагревать
тре-
буется не только жидкость внутри емкости, но и стенки этого
ре-
зервуара, а у ведра они гораздо тоньше, чем корпус торпеды, обя-
занный выдерживать огромное давление воды,
равное даже пре-
дельной глубине погружения субмарины - то есть примерно полкило-
метра. Хотя я точно не знаю толщину стальной обшивки корпуса тор-
педы - но она вероятно сделана из стали толщиной 5 мм (или около
того). А стенки стального ведра для воды - наверно 0.5 миллимет-
ра. Ясно, что торпеду нагреть гораздо дольше, чем это преслову-
тое ведро.
Не только торпеды, но и все остальные
боеприпасы выдержи-
вают продолжительный нагрев вовсе не секунды, а десятки
минут.
Например, еще в детстве автор бросил в костер 9-мм
патрон от
строительного пистолета, наивно думая, что он тут же взорвется.
Но пришлось ждать очень (часов не было) - вероятно минут 10-15, и
потеряв терпение, даже пытался вытащить его, полагая, что он
де-
фектный и уже никогда не выстрелит, когда он наконец
все-таки
грохнул. Но у того патрона толщина стенки гильзы около 0,5 мм,
и
внутри был порох. А торпеда вероятно выдержит до взрыва
многок-
ратно более долгий нагрев - возможно даже несколько часов, учиты-
вая ее большой вес - две тонны, толщину стенок - 5 мм,
а кроме
того - охлаждение распыленной водой, которое обязаны были
вклю-
чить моряки "Курска" (если они не спали). То есть - никакой
ве-
роятности детонации лодочного комплекта торпед по мнению автора -
на "Курске" НЕ МОГЛО БЫТЬ!
**********************
Впрочем - отсутствие пожара в торпедном отсеке
"Курска" до-
казать легко и просто. Ведь при температуре 600-700° должны были
быстро оплавиться и сгореть пластмассовая и резиновая
изоляция
сотен электрокабелей и тонких проводников электротока во множес-
тве приборов. Через отверстие пробоины видно внутреннее
устрой-
ство торпедного отделения - но не видать никаких потеков
оплав-
ленной пластмассы, или следов копоти. А ведь обнаружть копоть бы-
ло бы легче легкого. То есть - надо сделать
вывод: НЕ БЫЛО
НИКАКОГО ПОЖАРА в торпедном отсеке "Курска". Но взамен
этого у
многих должен возникнуть вопрос - еслинебыло пожара
и нагрева
торпед - тогда как они взорвались?
А ответ прост: торпеды на "Курске" и
вовсе не взрывались.
Там взорвался водород.