НА ГЛАВНУЮ
1-2.10.2000
СРАВНЕНИЕ ГИБЕЛИ МАЛЮТКИ И АТОМНОГО ГИГАНТА "КУРСК"
Автор - Олег Тесленко <C>
"...Весной 1950 г. в 7 милях к югу от
мыса Большой Фонтан
тральщик зацепил тралом какой-то предмет и
на борт корабля
подняли кусок антенны. Вскоре
сюда прибыли корабли
аварийно-спасательной службы и вместе с водолазами обнаружили
на
дне советскую подводную лодку XII серии. "Малютка"
лежала на
глубине 27 метров и имела повреждения
в районе I отсека.
Поскольку она представляла опасность для судоходства,
приняли
решение ее поднять. В июле 1951 г., когда
уже заканчивались
подготовительные работы, случайно, в 150
м от обнаруженной
подлодки находят еще одну. Однотипная "Малютка" имела повреждения
корпуса в районах I, III, и IV отсеков. Поскольку все было готово
для подъема одной подлодки, то сразу подняли
и вторую... На
первую подлодку, включая и время буксировки в Одессу, потратили 6
дней, а на вторую - 9. В Одессе выяснилось, что первая "Малютка"
это "М-60", а вторая - "М-33". Командир Одесской военно-морской
базы своим приказом назначил специальную
комиссию для
обследования кораблей и выяснения причин их гибели..."
"...Подводная лодка
XII серии делилась
пятью
водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков: I - торпедный,
II - носовой аккумуляторный, III - центральный пост
с боевой
рубкой, IV - кормовой аккумуляторный, V
- дизельный, VI -
электромоторный. Причем центральный
пост являлся
отсеком-убежищем, его межотсечные переборки имели
сферическую
форму и рассчитывались на давление до
5 кг/кв.см (это
соответствует глубине погружения
50 м). Остальные
водонепроницаемые переборки - плоские, расситанные на давление
1
кг/кв.см (глубина всего 10 метров, толщина
металла плоских
переборок 5 мм). В плоских переборках для прохода личного состава
из отсека в отсек имелись двери с тремя системами
запоров. В
повседневной обстановке двери просто захлопывались на защелку. По
боевой тревоге они задраивались на клиновые
запоры, которые
обеспечивали герметичность, но при необходимости позволяли быстро
их отдраить. В случае затопления смежного
отсека дверь
дополнительно могла быть обтянута
с помощью винтовых
запоров-барашков. В сферических переборках существовали
круглые
лазы, закрываемые крышками - получался как бы люк, повернутый
на
90°. Кроме защелки, крышка закрывалась на кремальерный замок.
Он
позволял быстро задраить лаз поворотом одной рукоятки.
Первой осматривалась "М-33"... В ходе осмотра лодки документов
не нашли, поэтому точная дата и
время подрыва остались
неизвестны. Однако по целому ряду косвенных
признаков общая
картина была восстановлена.
Подводная лодка погибла в первой половине срока пребывания
на
позиции, т.е. в период 22-25 августа
1942 г., о чем
свидетельствует большое количество неизрасходованных продуктов, в
том числе свежего картофеля. Подрыв на мине
произошел перед
наступлением сумерек в 20.26, когда лодка совершала
переход в
подводном положении на глубине 9 м из района патрулирования
в
район зарядки аккумуляторной батареи. Как раз
в этом месте
проходил первый ряд румынского минного
заграждения "S-33",
который "М-33" пересекала под углом близким
к 90°. Взрыв
произошел в районе I отсека в 5-6 м от прочного корпуса
(видимо
от удара мины о носовые горизонтальные рули О.Т.). Сразу
после
подрыва на мине была предпринята попытка всплыть
в надводное
положение на полном ходу путем продувания
цистерн главного
балласта и перекладки горизонтальных рулей на всплытие.
Однако
носовая цистерна главного балласта и цистерна плавучести потеряли
герметичность. Кроме этого, вода быстро стала
затапливать I
отсек, и личный состав, практически даже не пытаясь бороться
за
живучесть, перешел во II отсек. Поэтому
"М-33", несколько
продвинувшись вперед упала на грунт. В последующие четыре
часа
шла борьба с просачивающейся из I отсека водой и
подготовка к
повторному всплытию. Обстановка явно осложнялась тем, что
часть
воздуха высокого давления была уже израсходована, аккумуляторная
батарея имела низкую плотность, а во втором отсеке,
возможно,
вообще была повреждена. Оценив обстановку, командир,
по всей
вероятности, пришел к выводу, что спасти корабль, наверное,
не
удастся и надо попытаться хотя бы спасти людей
(это спорное
предположение - если бы лодке удалось
всплыть, то вполне
вероятно, что можно было удержать ее на плаву - как "А-5". О.Т.).
Поэтому, приготовив все к всплытию, экипаж
сосредоточился у
входных люков: минимум 6 человек в боевой рубке и 6 человек в
VI
отсеке. Один человек встал к станции
аварийного продувания
балласта. По всей вероятности командир рассчитывал
сообщить о
положении "М-33" в базу, поэтому приказал радисту оставаться
в
радиорубке. Возможно среди экипажа был
тяжелораненый и его
положили на штурманский стол, чтобы после всплытия
аккуратно
вынести наверх (на том столе не оказалось никаких карт и бумажных
листов, зато лежали останки человека). Не поддается логическому
объяснению нахождение останков одного человека
у кормовой
переборки IV отсека. Около 0.47 по команде
командира механик
продул балласт, лодка начала всплывать с нарастающим дифферентом
на нос: носовая оконечность оставалась прижатой к грунту. В этот
момент произошел подрыв на второй мине в районе переборки
между
III и IV отсеками. Дело в том, что когда предпринималась попытка
всплыть сразу после первого подрыва,
то корабль несколько
продвинулся вперед и оказался как раз на второй линии
мин. В
результате взрыва оба отсека почти сразу оказались затопленными и
"М-33" опять упала на грунт. Теперь в лодке
оставались живых
только 6 человек в кормовом отсеке. В целом их положение
было
далеко не безнадежным. Отсек от взрыва не пострадал,
на всех
хватало приборов ИСА-М, которые специально предназначались
для
выхода из поврежденной подводной лодки, глубина всего 27 м. В
VI
отсеке начали готовится к выходу через
люк из подводного
положения. Опустили тубус, чтобы при затоплении отсека
осталась
воздушная подушка. Приготовили буй, его должны были
выпихнуть
через открытый люк и вслед за ним по его буйрепу
подняться на
поверхность. Когда приготовления были закончены, все собрались
у
люка и тут оказалось, что люк открыть невозможно. На него
давит
столб воды высотой почти 24 метра (создавая этим прижимное усилие
8 тонн - что не под силу человеческим рукам.
О.Т.), и чтобы
преодолеть это давление, надо было
создать в отсеке
противодавление, но запаса воздуха не
хватало. Теоретически
существует еще несколько способов выравнивания давления, однако,
по неизвестным причинам ими не воспользовались.
Наверно люди
умерли от недостатка кислорода. (Такие способы есть: они могли бы
либо перепустить воду из соседнего - затопленного пятого отсека,
либо открыть краник уравнивания давления на самом люке - и через
него пустить воду, но видимо не догадались об этом. О.Т.)
На "М-33" вышло в море 20 человек, останки
16 из них были
найдены при осмотре. По поводу гибели
еще четырех человек
существуют две версии. Дело в том, что во второй
раз "М-33"
всплыла с большим дифферентом на нос и задела
мину кормовой
оконечностью ограждения рубки. Т.е. в
этот момент верхний
рубочный люк еще находился под водой, но он был открыт. По
всей
вероятности, его отдраили еще перед всплытием, и
он сохранял
герметичность забортного давления. В тот момент думали о всяком,
но наверняка никому в голову не приходило, что можно подорваться
еще раз! Однако это произошло и взрывной
волной люк легко
распахнуло. Вполне возможно, что эта же взрывная
волна просто
выбросила из боевой рубки первых четырех человек,
стоявших у
горловины люка. Правда, не исключено, что эти четыре
человека
почему-то находились в районе переборки между III и IV отсеками и
попали в самый эпицентр взрыва. Этим отчасти
можно объяснить
останки одного члена экипажа у кормовой переборки IV
отсека -
возможно его отбросило туда в момент подрыва."
******************
Но по мнению О.Т. - автора
данной книги: объяснения А.В.
Платонова несколько ошибочны. По моей версии повреждения "М-33" в
начале аварии вовсе не казались ее команде
смертельными, и
бросать корабль и покидать лодку вначале
никто из них не
собирался. Об этом свидетельствует факт
нахождения одного
человека в IV аккумуляторном отсеке. Спрашивается: зачем он
там
оказался? Если хотели покидать лодку, то логично
собрать весь
экипаж у выходных люков - под боевой рубкой и в самой корме -
в
шестом отсеке, а в средней части лодки человека быть не должно.
А по моему мнению все происходило совсем не
так. На самом
деле, повреждения не казались такими уж страшными. Потому,
что
даже в первом отсеке - самом близком к району взрыва первой мины
согласно осмотру: "торпедные аппараты, механизмы
и системы
видимых повреждений не имели. Оба торпедных аппарата
заполнены
водой, покрытые ржавчиной торпеды на месте..." И разумеется, все,
что находилось от взрыва дальше в корму - тем более было в полной
исправности. Мало того, несмотря на второй взрыв,
произошедший
гораздо кормовее - в районе четвертого отсека, но все
равно -
согласно осмотра: "...В пятом отсеке все механизмы
на своих
местах, повреждений систем и устройств не обнаружено... Останков
личного состава не обнаружено. В последнем - шестом отсеке также
повреждений не обнаружено..." А это означает, что
до второго
взрыва все главные средства движения - и аккумуляторная батарея в
четвертом отсеке (даже и во втором) была исправна, и
дизельный
двигатель в пятом отсеке исправен, и электромоторы
в шестом
отсеке тоже неповреждены. И если бы лодке удалось
всплыть, и
экипаж смог заделать пробоину в первом носовом отсеке -
а она
была не так уж и велика - поскольку весь состав первого
отсека
успел покинуть его не потеряв в нем ни
одного человека, то
заделав брезентом эти небольшие пробоины и восстановив плавучесть
первого отсека "М-33" вполне смогла бы уйти своим ходом в родную
базу, как до этого сделала пресловутая "А-5". А если бы
экипаж
захотел бросить свой корабль, и спасаться
вплавь, то до
ближайшего берега (занятого немцами) им пришлось бы плыть
около
14 километров в холодной воде, и наверняка
бы все при этом
погибли.
Поэтому автор абсолютно уверен, что экипаж
и не собирался
покидать свой корабль. Об этом свидетельствуют и останки радиста
в запертой радиорубке, и один человек в четвертом аккумуляторном
отсеке. Зачем бы нужно запираться радисту, если они предполагали
сразу оставлять лодку как только она всплывет? Напротив: командир
хотел дать радиограмму о своем бедственном положении.
Но ведь
радиосвязь в то время была возможна только в надводном положении
- радиоволны не проходят сквозь толщу воды. Поэтому
связист и
сиделв рубке в момент всплытия, да еще и заперся в ней...
Так же объясняются и останки
одного члена экипажа в
аккумуляторном отсеке. А видимо никто и не собирался
бежать с
лодки, и просто весь экипаж стоял по своим боевым постам: радист
в радиорубке, аккумуляторщик у своих аккумуляторов, дизелисты
в
пятом отсеке, обслуживающие электродвигатели -
в шестом. Во
втором отсеке никого не было, потому,
что в него возможно
просачивалась вода, и отсек понемножку заполнялся хлором.
Точно
так же как и четвертый отсек: у них одинаковое
назначение со
вторым: это жилые помещения, в которых
нет никаких важных
приборов и механизмов, обслуживание которых
потребовало бы
присутствия большого количества людей. Единственное что там
еще
есть - это аккумуляторная батарея, но для ее обслуживания вполне
хватает одного человека. Вот он то и находился
там в момент
второго взрыва.
Однако, и взрыв второй мины был не так силен, как это
кажется.
Почему аккумуляторщик оказался у кормовой
переборки своего
отсека? А просто потому, что дифферент у лодки был
на нос, и
когда в поврежденный четвертый отсек стала лить вода - в верхней,
кормовой части этого помещения образовалась воздушная подушка,
и
аккумуляторщик инстинктивно пытался продлить свою жизнь находясь
в ней. Но в пятый отсек ему было уже не пробраться - видимо перед
всплытием все находились по боевой тревоге, и все
межотсечные
ходы и люки были задраены. И при любой аварии на подводной лодке
каждый должен оставаться в том отсеке где его застала беда.
Зато пятый отсек был абсолютно
сухой, и дизелисты через
некоторое время покинули его и спокойно перешли в шестой отсек
-
откуда теперь только и можно было всплыть на поверхность.
Ошибочно объяснение Платонова и версии каким образом
исчезли
четыре человека - якобы их выбросило взрывом
из рубки. Нет,
такого не могло быть. Это потому, что даже если б ударной волной
распахнуло люк, то все равно в него бы первой
хлынула внутрь
вода, и при этом она ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАХЛОПНУЛА БЫ КРЫШКУ
ЛЮКА -
иначе быть не может. Поток воды направлен внутрь
рубки, а не
наружу. Да и люк узкий - диаметром всего 650 мм. Это живые люди в
него легко один за другим вниз прыгают. А если бы их выбрасывало
взрывной волной - не собрать где руки-ноги,
тогда наверняка
первый же из них застрял бы в этом лазе. По
этой же причине
четырех человек не могло бы выбросить и через пробоину. Она тоже
сравнительно небольшая, в нее тоже давил поток воды внутрь, а
не
наоборот, и тела людей скорее застряли бы в ней, чем выбросить их
наружу...
Но на самом деле все произошло совсем не так: перед
всплытием
экипаж стоял по своим местам - почти все в центральном посту.
Но
когда лодка поднялась к поверхности и произошел
взрыв второй
вражеской мины, то субмарина тут же упала на дно, а центральные
пост через пробоину у кормовой переборки стало быстро затапливать
водой. Но все люди в центральном остались живы и даже не ранены -
и это несмотря на то, что взрыв мины
произошел от них на
расстоянии чуть ли не вытянутой руки! Они все правильно понимали
и были вполне дееспособны. Понимая, что в центральном
уже нет
надежды на спасение - они решили выбрасываться
через верхний
рубочный люк. Но для этого нужно было сначала подняться в рубку.
Открыв нижний рубочный люк они поднялись
туда, так, что в
необычайной тесноте рубки собрались десять человек - больше было
не поместиться, поэтому и радист, раненый (возможно уже умерший)
и один человек у клапанов остались внизу - в центральном посту.
Людям в рубке предстояло открыть
верхний рубочный люк,
находящийся под давлением воды - чего не удалось сделать
членам
экипажа из шестого отсека. Однако, вода давила на люк не
только
сверху, но и снизу - через пробоину центрального
поста, ее
давление передавалось на воздух в рубке, и в результате давление
на люк изнутри и снаружи было абсолютно одинаковым - так, что
он
открывался легко - безо всяких усилий,
и поэтому краник
уравнивания давления на этом люке был закрыт - не было
никакой
необходимости его открывать: давление и так было
равным. Они
открыли люк, и сразу водопад воды обрушился на
них сверху -
перебороть который не было никакой возможности. Несколько секунд
прошло пока вода не затопила всю рубку. И только тогда
один за
другим они начали вылезать в люк и покидать лодку. Однако
- он
находились под водой, и дышать было нечем! Поэтому только первые
четыре успели вылезти, а остальные шесть - захлебнулись и погибли
в рубке. Но и тем четверым тоже не могло повезти - до берега надо
было плыть 14 километров, а на это способны только рекордсмены.
Поэтому все они погибли.
*********************
ПОДРЫВ НА МИНЕ МАЛЮТКИ "М-60"
"На основании осмотра корабля можно
было предположить
следующее. "М-60"заняла назначенную позицию почему-то только
22
сентября, хотя по плану она должна была это сделать еще 19 числа.
Подрыв произошел днем, в 14.25, во время обеда, когда подводная
лодка шла на перископной глубине погружения, правда перископ
был
опущен. В момент подрыва находившиеся в I отсеке один
или два
человека, оглушенные взрывом, сразу бросились во II отсек,
даже
не пытаясь бороться с хлынувшей водой. Собственно, как
показал
осмотр, это было бесполезно, так как пробоины находились в очень
труднодоступном месте над торпедным аппаратом.
Кроме того,
учитывая размеры пробоины и давление напора воды, можно считать,
что отсек затопило за несколько секунд. По-видимому,
аварийный
инструмент, как и посуда были разбросаны силой взрыва и
потоком
воды, а клапан подачи воздуха в отсек приоткрыли уже позже из
II
отсека. Попытка загерметизировать II отсек
путем задраивания
двери успехом не увенчалась, так как дверь силой взрыва сорвало с
петли и внизу деформировало (вероятно в момент взрыва она
была
задраенана клиновые запоры). Смогли затянуть
лишь верхние
барашки, при этом нижние клинья упирались в комингс. Кроме этого,
потоком воды увлекло комбинезон, висевший в I отсеке у двери,
и
он попал между петлями. Короче, поступление воды во второй отсек
не прекращалось, а напор был столь велик, что
личный состав
перескочил в центральный пост. Однако,
должно полагать,
предпоследний, выскакивая из отсека, споткнулся о
комингс, и
упал, причем его нога оказалась в проеме лаза. Выскочивший за ним
уже с потоками воды человек совершенно автоматически захлопнул за
собой крышку лаза с такой силой, что она закрылась на
защелку,
несмотря на прищемленную ногу товарища. В
это время расчет
центрального поста пытался всплыть, продувая цистерны
главного
балласта. Из-за потери герметичности носовых цистерн,
а также
затопления носовых отсеков создался значительный
дифферент на
нос. Все приборы ИСА-М, хранившиеся у
носовой переборки,
оказались под водой, которая прибывала через неплотно задраенный
лаз. Под водой оказался человек с зажатой ногой и почти весь лаз.
Теперь уже нечего было и думать о герметизации носовой переборки:
обтянуть крышку лаза не давала нога, а попытка хоть на мгновение
приоткрыть лаз для извлечения ноги неминуемо привела бы к полному
затоплению центрального поста. В этой
обстановке кто-то
перескочил в IV отсек, а восемь
человек приняли решение
выброситься на поверхность через рубочный люк с пузырем воздуха.
Надо думать, им это удалось, но все они погибли на поверхности,
ведь до берега - 7 миль (почти 14 километров О.Т.)."
******************
Отрывок из книги В.И. Дмитриева
"Советское подводное
кораблестроение": "24 марта 1943 года гвардейская подводная лодка
М-174 XII серии Северного флота, которой
командовал гвардии
капитан-лейтенант И.Е. Сухорученко, на 15
метровой глубине
подорвалась на антенной (противолодочной) мине. Страшной
силы
взрывом ее подбросило настолько, что мгновенно образовался более
чем 20-градусный дифферент на корму.
Была СОРВАНА носовая
проницаемая оконечность, образовалась пробоина
в балластной
цистерне N1, в первый отсек через
задние крышки торпедных
аппаратов начала поступать забортная вода. Вышли из строя носовые
горизонтальные рули. Подводная лодка, приобретя
отрицательную
плавучесть, начала проваливаться на глубину.
(надо привести
фотографию этой лодки с напрочь оторванной носовой оконечностью
из книги "Корабли - герои")
В первом отсеке, который заполнялся водой, находился
старший
краснофлотец М.С. Баев. Он был контужен
взрывом, но успел
задраить дверь, ведущую во второй отсек, и открыть клапан сжатого
воздуха. Один, в отрезанном от остальных помещений лодки отсеке,
моряк вступил в единоборство со стихией
и СУМЕЛ ПРЕКРАТИТЬ
ПОСТУПЛЕНИЕ ВОДЫ...
Когда основные меры по сохранению
живучести лодки были
осуществлены, моряки осмотрели изуродованный корабль. Оказалось,
что взрывом ОТОРВАЛО носовую оконечность легкого
корпуса по
девятый шпангоут. Нарушилась герметичность
первой цистерны
главного балласта. Нижняя обшивка носовой оконечности загнулась
вверх, прижала передние крышки торпедных аппаратов
и ПОМЯЛА
БОЕВЫЕ ЗАРЯДНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ торпед... Вся
лодка была тяжело
контужена, и все же она не потеряла возможности
двигаться."
Всплыв, обезображенная взрывом М-174 направилась
в надводном
положении в базу..."
********************
ЩУКА
(стр 211) "23 сентября 1942 г., например,
при форсировании
противодочного рубежа подорвалась на мине на меридиане Хельсинки
- Таллин подводная лодка Щ-407 серии X-бис, вступившая в строй 22
сентября 1941 г. Первый отсек начал быстро заполняться забортной
водой. В результатешестичасовой упорной борьбы
за живучесть
корабля, которой руководил командир БЧ-5 главный старшина
Н.Г.
Кудрявцев, пробоины в прочном корпусе были заделаны,
первый и
второй (в котором также появилась вода) отсеки осушены. Подводная
лодка новой серии Х-бис была способна
продолжить выполнение
боевой задачи. Она пробыла в море 48 суток."
Вот это да! Судя по описанию, после
подрыва на мине, эта
подводная лодка не отправилась тотчас
в родной порт
ремонтироваться, а продолжила плвание, находясь в море 48
дней!
Кроме того: поскольку вода была в основном в первом, и немного во
втором отсеке, следовательно взрыв мины произошел
у первого
отсека - у самых торпедных аппаратов, но торпеды и в этом случае
не сдетонировали!
****************
ВЗРЫВ НА ДВУХ МИНАХ ПОДЛОДКИ "С-12"
Взрывы немецких мин времен второй мировой
войны не создают
больших пробоин в обшивке прочного корпуса подводных лодок, и тем
более своей ударной волной не убивают никого из экипажей ПЛ - как
это ни покажется странным. Доказательством этому служит эпизод
с
советской субмариной С-12, подорвавшейся на противолодочной мине,
и не получившей при этом никакой пробоины в прочном корпусе, хотя
некоторые заклепки (прочная рубка вместо
электросварки была
присоединена к цилиндру прочного корпуса заклепками) не выдержали
и дали небольшую течь: "Взрыв страшной силы... Дождь в отсеке
не
прекращается: пропускают почти все заклепки по периметру
боевой
рубки." (В.И.Дмитриев "Советское подводное кораблестроение" 1990
г; стр 146. При этом надо учитывать, что С-12
подорвалась на
довольно большой глубине - 60 м, давление воды на которой гораздо
больше - примерно в 6 раз, чем у "Курска" шедшего на перископной
глубине, когда на его палубу давил столб воды высотой всего лишь
десяток метров.
Хотя читателей вероятно поразит,
что от взрыва лился
буквально дождь воды, но это всего лишь "сочились" заклепки,
а
вовсе не водяной поток через открытую
рваную пробоину...
Непрофессионалы думают, будто подводные лодки гибнут от
пробоин
гигантского размера. А на самом деле любая ПЛ времен первой
или
второй мировой войны могла затонуть от совсем небольшой дыры. Вот
пример этого: "В Финском заливе подводную лодку "Ерш" протаранила
ограждением горизонтальных рулей подводная лодка
"Леопард". В
прочном корпусе подводной лодки "Ерш" образовалась
небольшая
пробоина величиной с ладонь. Но этого оказалось достаточно
для
того, чтобы вода, проникшая внутрь, затопила
все помещения.
Подводная лодка "Ерш" затонула." (Н.П. Болгаров
"Рассказы о
подводной лодке" 1960. стр 33).
Подводные лодки иногда получали страшные
пробоины легкого
корпуса, но при этом их прочный корпус
оставался абсолютно
исправным, и более того, весь срок боевого
дежурства - два
месяца(!) субмарина "С-12" искала противника и никто на ней даже
не знал, что в бортах легкого корпуса имеются огромные пробоины.
Эта С-12, подорвалась СРАЗУ НА ДВУХ ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ
МИНАХ на
довольно большой глубине 60 м. По
воспоминанием командира
механической части этой лодки: "Взрыв страшной силы бросил
меня
под подволок, потом на палубу... О силе этого удара можно судить
уже потому, что в 20-миллиметровой обшивке прочного корпуса
мы
насчитали тринадцать прогибов!" (Прогибов - но не пробоин. О.Т.)
Примерно через час вблизи борта
этой же подводной лодки
взорвалась еще одна мина, но стальной
корпус С-12 выдержал
очередную проверку на прочность.
Вскоре (очевидец применил ошибочное слово
"вскоре". На самом
деле это произошло через пятьдесят дней после
подрыва. О.Т.)
подводную лодку поставили в кронштадский док. "Только
теперь,
когда она вся была на суше, мы увидели, как она
изувечена, -
рассказывает В.Е.Корж - Полтора метра
форштевня вырваны с
"мясом". По правому борту в легком корпусе зияет пробоина длинной
3,7 м и шириной почти 2 метра... Мы смотрели и удивлялись: как же
мы плавали на таком корабле?!"
А до подъема лодки в доке - они
даже не догадывались о
повреждениях, и продолжали пятьдесят дней спокойно плавать и бить
врага! Но обратите внимание, что эти пробоины
были только в
легком наружном корпусе - толщина которго всего 3-5
мм, а в
противоположность этому - НИКАКИХ ПРОБОИН В ПРОЧНОМ КОРПУСЕ
НЕ
БЫЛО!!
******************
АНТОЛОГИЯ "КУРСКУ"
Казалось бы: ну и что тут удивительного?
Какое имеет это
отношение к "Курску"? Во-первых: обратите внимание, что
ни на
одной из советских подводных лодок от взрыва немецких
мин не
произошло детонации собственных торпед. Ну ладно
бы из этого
списка можно исключить субмарину "А-5" у которой
взрыв мины
пришелся на корму - там, где у той лодки не
было торпедного
оружия. Но ведь у других трех упомянутых лодок мины взрорвались
непосредственно у носовой оконечности - и никакой реакции торпед
на это воздействие! У подводной лодки "С-12"
в самом начале
плавания - когда у нее на борту имелся полный боезапас - взрывом
мины вырвано полтора метра форштевня: как раз там, где находятся
передние части торпедных аппаратов и боеголовки торпед - а они не
сдетонировали!
Так же интересна разница между подрывами
"М-33" и "М-60".
Если у первой торпедные трубы от взрыва
оказались заполнены
водой, и лежащие в них торпеды заржавели, то у второй -
торпеды
все эти девять лет пролежали в
сухости, и нисколько не
попортились. То есть - явно что у "М-33" центр взрыва
немецкой
мины пришелся у самой передней крышки торпедных труб, эти крышки
слегка приоткрылись (возможно всего лишь на ничтожную величину
-
десятую долю миллиметра) и от этого уже вода
проникла внутрь
торпедных труб. А у "М-60" мина взорвалась ближе к казенной части
торпедных аппаратов - в районе I отсека, и только
расположение
пробоины в недоступном для заделки месте не позволило устранить
течь. Но пробоина располагалась над самим торпедным
аппаратом,
заряженным двумя торпедами, а они и не подумали взорваться!
Теперь мы проводим аналогию с "К-141".
Если даже у самых
маленьких подводных лодок типа "малютка" взрывы немецких мин
не
вызвали детонацию их собственных торпед, то тем более,
случись
такой невероятный случай как подрыв "Курска" на точно такой
же
мине времен второй мировой войны (как
это утверждает Илья
Клебанов), или торпеды выпущенной американской
лодкой, или
ракето-торпеды выстреленной по ошибке ракетным крейсером
"Петр
Великий" - то есть даже принимая во внимание
весь тот бред,
который сейчас несут средства массовой дезинформации
и высшие
российские чиновники и военные - то учитывая, что толщина прочной
обшивки у атомной подводной лодки гораздо больше чем у "малюток"
и "эсок", и значит защита торпед от внешнего воздействия гораздо
надежнее - следовательно: НЕТ НИКАКОЙ
ВЕРОЯТНОСТИ, чтоб на
"КУРСКЕ" от постороннего взрыва смогли
сдетонировать его
собственные торпеды.
****************
Мало того. Непрофессионалы обычно не принимают
во внимание
среду в которой распространяется ударная взрывная волна.
А на
самом деле это очень существенно. Потому, что чем более
плотная
среда, тем сильнее воздействует ударная волна. И здесь существует
радикальное отличие между водой и воздухом.
Плотность их
отличается друг от друга почти в 800 раз. У морской воды примерно
1030 кг/кубометр, а у воздуха - всего 1,29 кг/ куб.м. То есть - в
воде ударное давление взрывной волны многократно сильнее. Теперь
возьмем одинаковый вес взрывчатки: тут
как раз повезло с
логическим экспериментированием - морские мины
заграждения и
торпеды времен второй мировой войны несли в себе почти одинаковое
количество взрывчатки: и у тех и у других вес ВВ был 300 килограмм
- значит сила взрыва у торпед и мин абсолютно одинакова
(хотя
особо придирчивые особы могут найти небольшие
различия в
несколько процентов, но по моему мнению это несущественно).
Интересный логический эксперимент: нам ничего не
известно о
том, какое вещество взорвалось внутри "Курска", многие дилетанты
полагают, что это собственные торпеды.
Но могли ли они
сдетонировать одна от другой? Данные для логического иследования
таковы: немецкие мины с весом ВВ 300 кг ни разу не смогли вызвать
детонацию торпед на древних советских подводных
лодках, хотя
центры взрыва этих боеприпасов находились от боеголовок торпед на
совсем малом расстоянии - порядка одного метра. При этом ударная
волна естественно шла в наиболее серьезной среде - морской воде.
В противоположность этому: торпеды, лежащие
на стеллажах в
первом носовом отсеке "Курска" тоже находятся на расстоянии около
метра друг от друга - но только не в воде, а в воздушной
среде.
То есть расстояние примерно такое же. И вес взрывчатки
примерно
одинаков - по триста килограмм. А это значит,
что поскольку
воздушная среда многократно более мягкая - аж в восемьсот раз, то
значит взрыв боеголовки торпеды В ВОЗДУХЕ
НЕ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ
ДЕТОНАЦИЮ ее соседок в торпедном отсеке! И
даже если б на
"Курске" нашелся такой умник, чтоб гаечным ключом стал стучать по
взрывателю торпеды, то даже при успехе его занятия - взрыв одной
торпеды ни в коем случае не мог создать
общий взрыв всего
боезапаса.
Вот пример о низкой взрываемости торпед от посторонних
взрывов
и осколков. Он произошел с русским крейсром "Аскольд" в первом же
артиллерийском бою русско-японской войны (цитируется из книги
В.Я. Крестьянинова и С.В. Молодцова "Крейсер "Аскольд" 1993 г стр
72):
"Самое тяжелое повреждение нанес крупный снаряд,
попавший в
левый борт у ватерлинии в районе 53 шп...
Осколки этого же
снаряда повредили 75-мм орудие и пробили
боевое зарядное
отделение мины Уайтхеда (в переводе со старого языка:
осколки
пробили боеголовку торпеды со взрывчаткой... О.Т.), находившейся
в аппарате, и окончательно приготовленной к выстрелу. Раскаленые
осколки, пробив оболочку мины, вошли
в зарядное отделение.
Некоторые осколки прошли вблизи капсюля с гремучей ртутью..."
То
есть - заставить взорваться боеголовку торпеды
- НЕВЕРОЯТНО
ТЯЖЕЛО!! Даже стальные раскаленные осколки
крупнокалиберного
японского снаряда не смогли сделать это!
И в этом случае
полностью подтверждается цитата из книги Г.И.Покровского "Взрыв и
его применение" М.1960 стр 22:
"Как сказано выше, инциирование
(заряда взрывчатки)
получается при ударе по поверхности заряда.
Для того, чтобы
вызвать взрыв обычных взрывчатых веществ, требуется очень сильный
удар. Такой удар может осуществить ударяющее
плашмя плотное
(металлическое) тело, движущееся со скоростью 1500-2000 метров
в
секунду. Обычными средствами осуществить такой удар
трудно..."
Действительно - трудно вызвать взрыв ВВ торпеды осколками, пулями
или снарядами - ведь их скорость
гораздо меньше требуемой
1500-2000, и в лучшем случае достигает всего лишь 700-900 м/с...
То есть - совершенно невероятно чтоб произошел взрыв всех торпед
в носовом отсеке АПЛ К-141.
К сожалению, подавляющее большинство
читателей слишком
привыкло к вранью великого множества художественных
фильмов и
книг о том, что боеприпасы легко взрываются друг от друга.
Хотя
здесь и есть небольшая доля истины - например, когда
подрывают
морские мины, на них иногда кладут заряд взрывчатки и уничтожают
совместным взрывом. Но тут надо понимать, что
взрывная волна
потрясающим образом убывает с растоянием.
И если заряды
взрывчатки лежат непосредственно вплотную друг к другу - это одно
дело, а если между ними имеется определенное расстояние
- то
очень часто общей детонации и не происходит. И вообще: многие
из
нас видят по телевидению, как уничтожают старые боеприпасы времен
второй мировой войны: их укладывают в яму,
и там подрывают
детонирующий заряд ВВ. Всем виден эффектный взрыв боеприпасов. Но
у меня сейчас закралось сомнение: а так ли это на
самом деле?
Нет, если подрывают одну бомбу - то никаких претензий нет, заряд
взрывчатки кладут точно на ее тело, и обязательна
совместная
детонация... А вот если подрывают сразу десяток боеприпасов,
да
еще таких трудновзрываемых: например снаряды,
у которых и
собственные взрыватели давно проржавели и отсырели, и взрывчатки
- специально флегматизирована как у бронебойных, и лежат они
не
вплотную друг к другу, и детонирующий заряд всего
один. Может
случиться такое, что нас всех обманывают: в таких взрывных
ямах
может происходит всего один взрыв - только подрывного заряда,
а
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ БОЕПРИПАСЫ ТАК И ОСТАЛИСЬ ЛЕЖАТЬ НЕВЗОРВАННЫМИ?...
Казалось бы - парадокс, ведь все
очевидцы видят столб
подброшенной взрывом земли. Однако это может быть взрыв
только
самого подрывного заряда, да еще одного
ближайшего к нему
боеприпаса. А потом: проверяют ли подрывники
качество своей
работы? То есть - ищут ли они в этой яме
осколки взорванных
боеприпасов? Потому, что если ее снова
не раскапывают, то
совершенно невозможно определить: все боеприпасы сдетонировали,
или не все? Ведь взрывом подрывного заряда всю
яму забросало
землей, и даже если там остались невзорванные снаряды,
то ИХ
НИКТО И НЕ УВИДИТ. Может проверить миноискателем? Так и
он не
поможет, потому, что могут при нормальном взрыве
в этой яме
должны остаться множество стальных осколков,
а миноискатель
показывает только наличие или отсутствие металла, но ничего
не
говорит: в каком он состоянии - в виде целого снаряда или кусков
от него? Поэтому я считаю, что нет никаких доказательств, что все
боеприпасы во взрывной яме стопроцентно уничтожаются.
Вполне
возможно, что они так и остаются невзорванными.
Просто все
настолько уверены в их взрыве, что никто и не думает искать
их
потом...