НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
3.09.2000
              "ЛИНИИ ГРЕБНЫХ ВАЛОВ ПОШЛИ ВПЕРЕД..."
                    Автор - Олег Тесленко <C>
   Вчера обозреватель общественного российского телевидения  Сер-
гей Доренко в своей вечерней программе опрашивал различных лиц  о
причинах гибели моряков "К-141", и в том числе -  капитана  атом-
ной подводной лодки "Воронеж" - систершипа "Курска". На вопрос: а
от чего могло произойти затопление водой  последнего  -  девятого
отсека? Командир боевого корабля - капитан 1ранга ответил:
   - Ну, не знаю... Возможно от удара пошли вперед линии валов, и
пробили сальники...
                      *********************
   Нужно рассмотреть каждую гипотезу. Впрочем - в этой сразу вид-
ны ошибки. Во первых: гребной вал заключен в абсолютно  герметич-
ную дейдвудную трубу, которая оканчивается вовсе не в девятом от-
секе, а в седьмом - там где и стоят сальники. Теоретически  можно
бы предположить затопление сначала седьмого, потом восьмого, а  в
конце и девятого отсеков, но на  это  потребовалось  бы  довольно
много времени, и люди запросто  смогли  бы  уйти  из  седьмого  в
восьмой, девятый отсеки. Кроме того:  последний  отсек  на  любой
подводной лодке мира всегда является отсеком убежищем - в нем на-
ходится люк для аварийного выхода на поверхность.  Это  значит  -
последняя переборка субмарины выполняется самой толстой из  всех,
самой прочной, и самой водонепроницаемой.  От  каких  причин  она
могла бы протечь? Такого быть почти не может...
    И еще одно: предположим, что все-таки была протечка по  линии
гребных валов. Самое главное - оси гребных валов располагаются на
оси корпуса подводной лодки, и делят ее высоту пополам. То есть -
половина высоты цилиндра диаметром десять метров  находится  ниже
оси гребного вала, а другие пять метров - выше оси гребного вала.
А как всем известно, воздух вниз - через воду в  принципе  пройти
не может. Как только вода через сальники дошла до уровня  гребно-
го вала, так сразу неизбежно прекратится утечка воздуха наружу.
    Но кроме того: ведь давление забортной воды снаружи в  десять
раз(!) превосходило давление воздуха внутри лодки (одна  атмосфе-
ра). Следовательно - воздух не мог уходить  наружу  через  отвер-
стие у гребного вала, а напротив: вода своим давлением  заполняла
отсек и сжимала воздух в десять раз. И в верхней части всех  пос-
ледних отсеков в этом самом неблагоприятном случае обязательно бы
остались большие воздушные подушки. И первоначальное  предположе-
ние об утечке воздуха наружу - в принципе неверно. То есть -  да-
же в самом худшем случае ни капли воздуха не ушло из кормовых от-
секов "Курска" - его вес (и соответственно вес кислорода  в  нем,
необходимого для дыхания людей) остался точно таким же, как и  до
аварии. А высота воздушных подушек - около 2-2.5 метра, это впол-
не достаточно для нормального проживания людей.
                       ******************
   Однако: с чего бы это сальники гребных валов  должны  получать
повреждения от столкновения? Хотя казалось бы - был удар "Курска"
о препятствие - неважно, будь то другой корабль, или лобовой удар
при падении ее на дно, из-за мгновенного торможения тяжелые греб-
ные валы по инерции продвинулись вперед и по предположениям неко-
торых людей могут повредить сальники гребных валов. На самом  де-
ле - это весьма ошибочное предположение. Потому, что гребной  вал
любого судна от движения вперед удерживают мощные упорные подшип-
ники, которые именно для этого и предназначены.  Вдумайтесь:  при
вращении гребного винта он создает большое  толкающее  усилие.  И
если бы у гребного вала не было никакого препятствия, то  он  как
иголка прошел бы насквозь весь корпус судна. Но его конечно  дер-
жит упорный подшипник. Собственно говоря - авариии с судами  слу-
чаются нет так уж редко. И если внимательно рассмотреть этот воп-
рос, то окажется, что от момента появления судов с гребными  вин-
тами прошло уже больше ста пятидесяти лет. За это  время  плавали
миллионы различных судов, и произошли сотни тысяч столкновений их
друг с другом. Но никогда не было такого случая, чтоб от столкно-
вения гребные валы по инерции пошли вперед, и повредили сальники.
    Дело в том, что при столкновении, носовая часть судна  играет
как бы роль квази пружины - сама она сминается, но вот  этой  де-
формацией поглощает всю кинетическую энергию, и все конструкции в
средней и кормовой части судна остаются в полной  исправности.  В
пример можно привести лайнер "Стокгольм", который  таранил  лобо-
вым ударом пассажирский лайнер "Леонардо да Винчи". И хотя  носо-
вая часть "Стокгольма" превратилась в полную лепешку, но весь ос-
талной корпус остался полностью исправен. Его быстро отремонтиро-
вали, и он еще много лет после этого несчастного случая плавал по
морям под другим именем "Росток".
   Об этом смятии хорошо написал адмирал Степан Осипович  Макаров
в своей книге "Рассуждения по  вопросам  военно-морской  тактики"
стр 255: "...Сила удара растет пропорционально квадрату скорости,
т.е. удар на 10 узлах даст в 4 раза большую живую  силу  (кинети-
ческую энергию), чем на 5 узлах. Если мы представим живую силу  в
тонно-футах, то получим такие большие цифры, которые теряют  свою
наглядность. Полагаем, что для каждого будет  осязательнее,  если
силу удара корабля при известной скорости сравнить с падением те-
ла в безвоздушном пространстве. Так, чтобы свободно падающее  те-
ло приобрело скорость в 5 узлов, оно должно  пролететь  1,2  фута
(40  сантиметров).  10    узлам    соответствует    высота    140
сантиметров... 20 узлам - 5.3 метра, 30 узлам - 12 метров.  Таким
образом миноносец "Сокол" при 30 узлах приобретет такую скорость,
которая соответствует падению из окна 4-го этажа. Мы  знаем,  что
люди, падающие с этой же высоты на мостовую, убиваются до смерти,
и если бы мы сбросили с той же высоты на мостовую миноносец  "Со-
кол" то он, разумеется, после этого не смог  бы  продержаться  на
воде нескольких минут, так как связь всех его членов была бы  со-
вершенно нарушена.
   Мы однако знаем, что если растянуть на улице сетку, чтобы  па-
дающий с 4-го этажа попал в нее, то человек  остается  совершенно
невредим... Дело однако в том, что нос  миноносца  "Сокол"  имеет
острую форму, и разумеется, меньшую прочность в продольном  отно-
шении, чем борт того же миноносца, так что, если бы он ударился в
скалу, весь корпус не мог бы остановиться сразу,  а  началось  бы
смятие носовой части, на которое расходовалась бы живая сила (ки-
нетическая энергия движения). Это смятие носовой  части  "Сокола"
играло бы ту же роль, какую играет сетка при падении людей с вер-
хних этажей. То, что говорится о  "Соколе"  вполне  применимо  ко
всякому таранящему судну..."
   Конечно, никакого столкновения "Курска" с другим  кораблем  не
было, но тогда можно рассмотреть вопрос падения  его  на  дно  на
большой скорости. Однако, надо помнить, что морское дно в том ра-
йоне - вовсе не сплошная скала, а наоборот: мягний  грунт,  кото-
рый способен только смягчить удар для падающего судна. Мало того
- скорость субмарины была слишком мала, чтобы стоило об этом  го-
ворить. Дело в том, что "Курск" готовился произвести учебный тор-
педный выстрел по понтонам. Но поскольку понтоны не  имеют  греб-
ных винтов и поэтому совсем не шумят, то прицеливание по ним  не-
возможно поданным гидроакустики, а только с помошью перископа.  И
лодка шла в перископном положении со  всеми  поднятыми  выдвижны-
ми устройствами - это обнаружено и у лежащей на дне субмарины,  и
зафиксировано во всех отчетах. Но дело  в  том,  что  перископные
трубы довольно тонкие, и они никогда не могут  выдерживать  напор
воды на большой скорости судна. Поэтому скорость хода  всех  под-
водных лодок под перископом ограничена  всего  6  узлами.  Причем
именно такую скорость имели еще немецкие подводные лодки во  вре-
мена второй мировой войны при ходе под шнорхелем. Но  скорость  6
узлов - чрезвычайно мала, и даже падая на грунт при такой скорос-
ти - сила удара о дно была ничтожна. К тому же до дна  было  даже
меньше ста метров - ведь киль лодки в перископном положении нахо-
дился на глубине двадцати метров. То есть - никакой силы инерции,
способной протолкнуть гребные валы вперед и повредить их  сальни-
ки - вообще не было! А следовательно не могло быть и причины  за-
топления кормовых остеков "Курска" - люди в этих помещениях  дол-
жны были жить долго.
    Слушая все эти наивные высказывания  о  затоплении  подводной
лодки через линии гребных валов, если бы не знать, не воочию  ви-
деть, что их выдвигает настоящий командир атомной подвоной  лодки
- капитан 1 ранга, то можно было бы подумать, что  такое  говорит
выпускник детского садика, который о  конструкции лодок не  имеет
никакого понятия. Но все эти высокопоставленные  военные  до  сих
пор даже не имеют никакой мало-мальски разумной  версии  затопле-
ния, и поэтому вынуждены говорить любую ерунду  перед  направлен-
ной на них телекамерой, лишь бы только не  молчать,  не  показать
себя полными профанами.