НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
3.09.2000
"ЛИНИИ ГРЕБНЫХ ВАЛОВ ПОШЛИ ВПЕРЕД..."
Автор - Олег Тесленко <C>
Вчера обозреватель общественного российского телевидения
Сер-
гей Доренко в своей вечерней программе опрашивал различных лиц
о
причинах гибели моряков "К-141", и в том числе - капитана
атом-
ной подводной лодки "Воронеж" - систершипа "Курска". На вопрос: а
от чего могло произойти затопление водой последнего -
девятого
отсека? Командир боевого корабля - капитан 1ранга ответил:
- Ну, не знаю... Возможно от удара пошли вперед линии
валов, и
пробили сальники...
*********************
Нужно рассмотреть каждую гипотезу. Впрочем - в этой сразу
вид-
ны ошибки. Во первых: гребной вал заключен в абсолютно герметич-
ную дейдвудную трубу, которая оканчивается вовсе не в девятом от-
секе, а в седьмом - там где и стоят сальники. Теоретически можно
бы предположить затопление сначала седьмого, потом восьмого, а
в
конце и девятого отсеков, но на это потребовалось
бы довольно
много времени, и люди запросто смогли бы уйти
из седьмого в
восьмой, девятый отсеки. Кроме того: последний отсек
на любой
подводной лодке мира всегда является отсеком убежищем - в нем на-
ходится люк для аварийного выхода на поверхность. Это значит
-
последняя переборка субмарины выполняется самой толстой из всех,
самой прочной, и самой водонепроницаемой. От каких
причин она
могла бы протечь? Такого быть почти не может...
И еще одно: предположим, что все-таки была протечка
по линии
гребных валов. Самое главное - оси гребных валов располагаются на
оси корпуса подводной лодки, и делят ее высоту пополам. То есть -
половина высоты цилиндра диаметром десять метров находится
ниже
оси гребного вала, а другие пять метров - выше оси гребного вала.
А как всем известно, воздух вниз - через воду в принципе
пройти
не может. Как только вода через сальники дошла до уровня гребно-
го вала, так сразу неизбежно прекратится утечка воздуха наружу.
Но кроме того: ведь давление забортной воды снаружи
в десять
раз(!) превосходило давление воздуха внутри лодки (одна атмосфе-
ра). Следовательно - воздух не мог уходить наружу через
отвер-
стие у гребного вала, а напротив: вода своим давлением заполняла
отсек и сжимала воздух в десять раз. И в верхней части всех пос-
ледних отсеков в этом самом неблагоприятном случае обязательно бы
остались большие воздушные подушки. И первоначальное предположе-
ние об утечке воздуха наружу - в принципе неверно. То есть -
да-
же в самом худшем случае ни капли воздуха не ушло из кормовых от-
секов "Курска" - его вес (и соответственно вес кислорода в
нем,
необходимого для дыхания людей) остался точно таким же, как и
до
аварии. А высота воздушных подушек - около 2-2.5 метра, это впол-
не достаточно для нормального проживания людей.
******************
Однако: с чего бы это сальники гребных валов должны
получать
повреждения от столкновения? Хотя казалось бы - был удар "Курска"
о препятствие - неважно, будь то другой корабль, или лобовой удар
при падении ее на дно, из-за мгновенного торможения тяжелые греб-
ные валы по инерции продвинулись вперед и по предположениям неко-
торых людей могут повредить сальники гребных валов. На самом
де-
ле - это весьма ошибочное предположение. Потому, что гребной
вал
любого судна от движения вперед удерживают мощные упорные подшип-
ники, которые именно для этого и предназначены. Вдумайтесь:
при
вращении гребного винта он создает большое толкающее усилие.
И
если бы у гребного вала не было никакого препятствия, то он
как
иголка прошел бы насквозь весь корпус судна. Но его конечно дер-
жит упорный подшипник. Собственно говоря - авариии с судами слу-
чаются нет так уж редко. И если внимательно рассмотреть этот воп-
рос, то окажется, что от момента появления судов с гребными вин-
тами прошло уже больше ста пятидесяти лет. За это время
плавали
миллионы различных судов, и произошли сотни тысяч столкновений их
друг с другом. Но никогда не было такого случая, чтоб от столкно-
вения гребные валы по инерции пошли вперед, и повредили сальники.
Дело в том, что при столкновении, носовая часть
судна играет
как бы роль квази пружины - сама она сминается, но вот этой
де-
формацией поглощает всю кинетическую энергию, и все конструкции в
средней и кормовой части судна остаются в полной исправности.
В
пример можно привести лайнер "Стокгольм", который таранил
лобо-
вым ударом пассажирский лайнер "Леонардо да Винчи". И хотя носо-
вая часть "Стокгольма" превратилась в полную лепешку, но весь ос-
талной корпус остался полностью исправен. Его быстро отремонтиро-
вали, и он еще много лет после этого несчастного случая плавал по
морям под другим именем "Росток".
Об этом смятии хорошо написал адмирал Степан Осипович
Макаров
в своей книге "Рассуждения по вопросам военно-морской
тактики"
стр 255: "...Сила удара растет пропорционально квадрату скорости,
т.е. удар на 10 узлах даст в 4 раза большую живую силу
(кинети-
ческую энергию), чем на 5 узлах. Если мы представим живую силу
в
тонно-футах, то получим такие большие цифры, которые теряют свою
наглядность. Полагаем, что для каждого будет осязательнее,
если
силу удара корабля при известной скорости сравнить с падением те-
ла в безвоздушном пространстве. Так, чтобы свободно падающее
те-
ло приобрело скорость в 5 узлов, оно должно пролететь 1,2
фута
(40 сантиметров). 10 узлам
соответствует высота 140
сантиметров... 20 узлам - 5.3 метра, 30 узлам - 12 метров. Таким
образом миноносец "Сокол" при 30 узлах приобретет такую скорость,
которая соответствует падению из окна 4-го этажа. Мы знаем,
что
люди, падающие с этой же высоты на мостовую, убиваются до смерти,
и если бы мы сбросили с той же высоты на мостовую миноносец "Со-
кол" то он, разумеется, после этого не смог бы продержаться
на
воде нескольких минут, так как связь всех его членов была бы
со-
вершенно нарушена.
Мы однако знаем, что если растянуть на улице сетку, чтобы
па-
дающий с 4-го этажа попал в нее, то человек остается совершенно
невредим... Дело однако в том, что нос миноносца "Сокол"
имеет
острую форму, и разумеется, меньшую прочность в продольном отно-
шении, чем борт того же миноносца, так что, если бы он ударился в
скалу, весь корпус не мог бы остановиться сразу, а началось
бы
смятие носовой части, на которое расходовалась бы живая сила (ки-
нетическая энергия движения). Это смятие носовой части
"Сокола"
играло бы ту же роль, какую играет сетка при падении людей с вер-
хних этажей. То, что говорится о "Соколе" вполне
применимо ко
всякому таранящему судну..."
Конечно, никакого столкновения "Курска" с другим
кораблем не
было, но тогда можно рассмотреть вопрос падения его на
дно на
большой скорости. Однако, надо помнить, что морское дно в том ра-
йоне - вовсе не сплошная скала, а наоборот: мягний грунт,
кото-
рый способен только смягчить удар для падающего судна. Мало того
- скорость субмарины была слишком мала, чтобы стоило об этом
го-
ворить. Дело в том, что "Курск" готовился произвести учебный тор-
педный выстрел по понтонам. Но поскольку понтоны не имеют
греб-
ных винтов и поэтому совсем не шумят, то прицеливание по ним
не-
возможно поданным гидроакустики, а только с помошью перископа.
И
лодка шла в перископном положении со всеми поднятыми
выдвижны-
ми устройствами - это обнаружено и у лежащей на дне субмарины,
и
зафиксировано во всех отчетах. Но дело в том, что
перископные
трубы довольно тонкие, и они никогда не могут выдерживать
напор
воды на большой скорости судна. Поэтому скорость хода всех
под-
водных лодок под перископом ограничена всего 6 узлами.
Причем
именно такую скорость имели еще немецкие подводные лодки во вре-
мена второй мировой войны при ходе под шнорхелем. Но скорость
6
узлов - чрезвычайно мала, и даже падая на грунт при такой скорос-
ти - сила удара о дно была ничтожна. К тому же до дна было
даже
меньше ста метров - ведь киль лодки в перископном положении нахо-
дился на глубине двадцати метров. То есть - никакой силы инерции,
способной протолкнуть гребные валы вперед и повредить их сальни-
ки - вообще не было! А следовательно не могло быть и причины
за-
топления кормовых остеков "Курска" - люди в этих помещениях дол-
жны были жить долго.
Слушая все эти наивные высказывания о
затоплении подводной
лодки через линии гребных валов, если бы не знать, не воочию
ви-
деть, что их выдвигает настоящий командир атомной подвоной лодки
- капитан 1 ранга, то можно было бы подумать, что такое
говорит
выпускник детского садика, который о конструкции лодок не
имеет
никакого понятия. Но все эти высокопоставленные военные
до сих
пор даже не имеют никакой мало-мальски разумной версии
затопле-
ния, и поэтому вынуждены говорить любую ерунду перед направлен-
ной на них телекамерой, лишь бы только не молчать, не
показать
себя полными профанами.