2.09.2000
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
           ЧТО СМОГЛИ ВЫЯСНИТЬ НОРВЕЖСКИЕ ВОДОЛАЗЫ?
                                    Автор - Олег Тесленко <C>
(Уважаемые читатели - прошу извинить: дома я  работаю в MS-DOS на древнем компьютере, и при конвертации файла в .gif  он стал элиптическим, а вновь венруть им круглую форму я не умею, да и некогда.)

   Российкие руководители спасательной операции по подъему экипа-
жа подлодки "Курск" все внимание сосредоточили на работе спускае-
мых подводных аппаратов - чтоб поднять людей с затонувшей  субма-
рины. Поэтому в начале не  предпринималось  никаких  действий  по
спуску российских водолазов и выяснению,  вопроса:  какие  отсеки
К-141 затоплены водой, а какие остались сухими. И только когда  в
район аварии пришло судно "Seaway Eagle", то его норвежские водо-
лазы приступили к исследованию затопления лодки. Однако - россий-
ское руководство запретило им удаляться от люка  девятого  отсека
или двигаться в сторону носа, разрешив обследовать только  кормо-
вые отсеки. То есть - водолазов попросту не пустили никуда дальше
самого кормового - девятого отсека. Вот как об этом говорят  сами
норвежцы из интервью  газете  "Комсомольская  правда"  (номер  от
30.08.2000):
   - Так вы не простукивали всю лодку, не изучали повреждения?
   - Нет. Наша работа -  это  точно  выполнять  задания.  Задание
(российского командования) было связано с люком девятого отсека.
                         **************
   Норвежцы утверждают - весь девятый отсек заполнен  водой. А по
мнению российских представителей затопление субмарины шло от пов-
режденного носа в корму, следовательно надеятся больше не на  что
- якобы вся лодка ужедавно заполнена водой, и живых там никого не
осталось. Однако, следует усомнится в правильности данных норвеж-
ских водолазов. Во первых, очень уж неправильно звучат их расска-
зы корреспондентке Наталии Грачевой:
   - Вы  долго открывали первый люк? Трудно было?
   - Люк открылся очень легко. Но времени ушло очень много  отто-
го, что ждали ОТЛИВА.
   - Отлива... на дне?
   - Ну конечно! Во время отлива  давление  воды  на  люк  сильно
уменьшается. Мы отвернули вентиль, совсем немного пришлось  пово-
зиться. Но потом надо было поднять крышку.  Решили  прикрепить  к
ней воздушный баллон, огромный, как воздушный шар... Во время от-
лива толща воды уменьшилась на 3 метра. Баллон  поднялся,  крышка
открылась..."
                 **********************
   Тут требуются пояснения. Автору самому впрочем не ясно, в  чем
смысл этого кусочка рассказа норвежского водолаза Джима  Маллена:
то ли он совершенно не понимает конструкциии подводных судов,  то
ли просто подшутил над неопытной девушкой-корреспонденткой?  Ведь
слой воды над корпусом "Курска" высотой сто метров, и его пониже-
ние за счет отлива на три метра, даст уменьшение  давления  всего
на 3%, о остальные 97% будут давить с той же  силой...  На  самом
деле причина совсем проста: давление морской воды сверху на крыш-
ку люка очень велико, и усилиями человеческих рук ее  просто  не-
возможно поднять без некоторой хитрости. Подсчитайте сами -  одна
атмосфера - это один килограмм давящий на  квадратный  сантиметр,
сто метровый столб воды над "Курском" давит десятью  атмосферами.
Диаметр крышки (люк в свету) 65 сантиметров,  следовательно  пло-
щадь этого круга 3316 квадратных сантиметров. А значит, вода при-
жимает ее с силой 33000 кг - больше тридцати тонн! Да  разве  мо-
жет ее приподнять человек, усилие рук которого всего  сто  килог-
рамм?
   Но несмотря на это, умный знающий подводник легко откроет  люк
одной левой. Для этого используется одно простое  правило:  перед
тем как открывать любой люк подводной лодки, сначала надо уравни-
вать давление за ним и передним, иначе могут  быть  неприятности.
Например, желая перейти из одного отсека подводной лодки  в  дру-
гой без провожатого, вы начинаете открывать люк, не  удосужившись
проверить, какое давление в следующем отсеке. А там предположим
- давление воздуха немного больше. Если люк открывается от Вас  -
то вам его просто никак не удастся открыть - силы рук не  хватит,
и это самое легкое, что может случится. Гораздо  хуже,  если  люк
открывается на вас. Как только вы откроете кремальеру (запор), то
давление воздуха тот люк распахнет с такой  огромной  силой  нес-
кольких тонн, что стальная крышка убьет  неграмотного  на  месте.
Чтоб не происходило  подобных  случаев,  сначала  открывают  спе-
циальный краник, и через маленькое отверстие воздух переходит  из
одного отсека в другой, давление в них становится  одинаковым,  и
люк уже запросто открывается легким движением руки.
   Таким образом - предположение Джима Маллена глубоко  ошибочно.
Вовсе не отлив или прилив мешали им сразу открыть люк, но  давле-
ние воды прижимало крышку. Однако, как только российские предста-
вители объяснили норвежцам, как надо открывать люки подводных ло-
док, то водолазы наконец правильно среагировали - попытались  от-
крыть вентиль уравнивания даления. Впрочем, для  этого  им  приш-
лось заказать изготовление ключа с поверхности. Но и открыв  этот
вентиль, поднять крышку сразу невозможно - через маленькую  труб-
ку будет протекать слишком тонкая струйка  воды  диаметром  менее
сантиметра, а ей ведь надо заполнить весь объем шлюзовой камеры -
около десяти кубометров (десять тонн воды)! Поэтому  водолазам  и
пришлось подождать несколько часов этого заполнения, а  вовсе  не
мифического отлива.
                        ****************
   Казалось бы  -   автор смеется над непрофессионализмом норвеж-
ских водолазов. Отнюдь. Надо понять, что  это  профессионалы,  но
совсем дугого рода. Ведь обычные занятия водолазов -  это  хожде-
ния по морскому дну в поисках заданного предмета, ремонта подвод-
ных сооружений, шлюзов, дамб, обслуживания подводных  нефтепрово-
дов и электро-телефонных коммуникаций, и  тому  подобное.  А  вот
подъем затонувших судов - это для них исключительно редкое  заня-
тие! А тем более подводных лодок. Полная гибель  субмарин  вообще
сравнительно редка - у одной страны примерно раз в десять лет. Но
ведь это только безвозвратная гибель, такая  как  у  американских
"Трешера", "Скорпиона", советских "К-129", "Комсомольца" - в  ко-
торых водолазам просто нечего делать, их участие не  требовалось.
А значит и практики они не получали. Тем более, что надо  сделать
поправку на национальные особенности: это у России и Америки сот-
ни подводных лодок, а у таких маленьких стран как например Норве-
гия их насчитывается едва один десяток. После войны их  лодки  не
погибали, а следовательно и практики спасения моряков с  субмарин
у норвежских водолазов вообще никакой нет.
    Но автор не для красного словца подчеркнул  непрофессионализм
норвежских водолазов в вопросах  спасения  подводных  лодок.  Это
нужно, чтоб читатели поняли: норвежцы  замечательные  водолазы  и
отлично умеют работать на глубине, но несмотря на  это  из-за  их
незнания специфики подводных лодок, нельзя полностью доверять  их
докладам русскому командованию - норвежцы могли грубо ошибиться.
    И вот теперь наконец самое главное: по докладу норвежцев  был
сделан вывод, что вся лодка "Курск"  полностью  затоплена  водой,
следовательно никакой надежды на спасение экипажа больше  нет,  и
поэтому спасательную операцию прекратили. И хотя  норвежцы  имеют
право отказаться от этого вывода - дескать ничего  подобного  они
не утверждали: они только сообщили, что затоплен девятый отсек, а
к другим: восьмому, седьмому и остальным - их просто  не  пустили
сами русские, и есть ли в других отсеках воздух или нет - норвеж-
цы ничего не говорили. О том, что вода  шла  с  разбитой  носовой
оконечности и дошла до самой кормы - девятого отсека, этот  вывод
действительно сделали русские  отцы-командиры.  Можно  ли  верить
первым и вторым?
   Рассмотрим вопрос: каким образом норвежские водолазы определя-
ли, затоплен водой в девятый отсек "Курска" или  нет?  Вот  слова
Йона Аре-Хвальба из того же интервью: "...Мы установили, что весь
отсек  заполнен   водой.    Простукивали,    исследовали    всеми
способами..."
   И найдется на свете слишком мало любопытных людей, которые за-
думаются: а собственно какие такие  "всеми  способами"  применяли
норвежцы в процессе обследования? Иногда бывает, что слово  "все-
ми" говорят только для отвода глаз, чтоб многозначительно подчер-
кнуть, якобы великое множество способов. На самом деле, в телеви-
зионных репортажах мелькнуло всего два способа: это  ультразвуко-
вым просвечиванием, и еще простукиванием. И хотя журналистов  ос-
вещавших ход спасательных работ нисколько не интересовали подроб-
ности той трагической работы: какие именно инструменты  при  этом
применялись, но автор и так способен довольно верно предположить,
что ультразвуковым прибором был обыкновенный  ультразвуковой  де-
фектоскоп, а для простукивания был самый обычный молоток.
   Но от применения подобных средств, сразу возникают  определен-
ные сомнения. Дело в том, что атомные подводные лодки стран НАТО:
Английские и американские - принципиальным образом отличаются  от
субмарин советской постройки.  Все  без  исключения  американские
подлодки - однокорпусные. Напротив: все без исключения  советские
подлодки - двухкорпусные (это значит, что внутренний прочный кор-
пус у наших атомарин полностью на 100% охватывается легким наруж-
ным корпусом). И между этими двумя стальными  оболочками  имеется
значительное по объему  междубортное  пространство,  которое  ис-
пользуется под цистерны для погружения.  Расстояние  между  двумя
корпусами - ширина междубортного пространства - примерно 800 мил-
лиметров, меньше нельзя, потому, что при постройке лодки  в  этом
пространстве работают сварщики, приваривая набор и корпуса друг к
другу. А у американцев почти на 80% длинны лодок -  просто  голый
корпус. Хотя он и очень прочный - толщина стальной обшивки поряд-
ка 40-50 мм, но все равно сразу за ней -  за  обшивкой  находятся
обитаемые отсеки, заполненные воздухом. И поэтому в принципе аме-
риканскую субмарину можно простучать, и по звуку определить: есть
за обшивкой прочного корпуса воздух или нет?
   А вот ни одну российскую лодку простучать и обследовать  таким
образом вообще никак не получится: в подводном положении все меж-
дубортные цистерны обязательно заполнены морской  водой,  которая
создает как бы слой воды между бортами толщиной 800  миллиметров.
И пускай в прочном корпусе русской субмарины будет воздух,  а  не
вода, но для неграмотного водолаза, жидкость в междубортном прос-
транстве всегда будет давать обманчивый ответ,  что  якобы  везде
вода. Однако, это обстоятельство, отличающее российские  субмари-
ны от американских, хорошо понимают только  российские  подводни-
ки-офицеры, да инженеры-проектировщики российских  подводных  ло-
док. А больше об этом навсем свете никто и не  знает.  И  норвеж-
ские водолазы тоже не знают этого отличия - ведь конструкция всех
объектов советской техники всегда была строго засекречена... Нор-
вежские водолазы в своих действиях ориентировались только на  то,
что им известно - на однокорпусную конструкцию американских  суб-
марин, и всерьез простукивали российскую, думая, что и  она  тоже
однокорпусная.
    Казалось бы - более надежные результаты должен дать  ультраз-
вуковой сонар - всетаки как-никак научный прибор, а  не  допотоп-
ная кувалда. Однако и тут вмешивается архитектура подводной  лод-
ки. Во первых: очень уж не любят эти ультразвуки поверхности раз-
дела различных сред. Все знают, что звук практически не  проходит
из воды в воздух, и наоборот. Вообще-то именно на этом и  основан
принцип эхолокации: как только звук натыкается на тело  с  другой
плотностью - например из воды на  воздух  -  он  отражается.  Вот
только беда, что в подводной  лодке  таких  поверхностей  раздела
слишком много - во много раз больше чен на  обычном  судне.  Если
приложить головку ультразвукового дефектоскопа к наружному корпу-
су атомной субмарины, то  получится  следующая  картина:  сначала
ультразвуковые волны наткнуться на толстый слой  резины,  которым
облицована вся наружная поверхность современных подлодок. Это де-
лается специально для того, чтоб помешать вражеским кораблям  об-
наруживать подводные лодки с помощью гидролокации - то есть, сра-
зу резко затруднится возможность  правильного  обнаружения:  есть
воздух внутри лодки, или нет. Мало того, это все сильно  засекре-
чено, и даже автор не знает внутреннего устройства  этих  резино-
вых пластин - но похоже на то, что они вовсе  не  сплошные,  а  с
различными внутренними полостями, преднамеренно всячески искажаю-
щими ультразвуковые волны - чтоб снизить заметность лодки. И  это
далеко не все. Пройдя резину (если ему это удастся), звуковой пу-
чок наткнется на стальную  обшивку  наружного  корпуса  подлодки,
толщиной около 10 мм и еще более ослабнет. Впрочем - его труднос-
ти только начинаются. Дело в том, что под  верхней  палубой  над-
стройки  каждой  подводной  лодки  хранятся  множество    больших
стальных баллонов с воздухом высокого давления, необходимого  для
всплытия субмарины. Балллоны ВВД разумеется круглые, и в них точ-
но такой же воздух, который и надеются  обнаружить  водолазы.  Но
круглая форма этих баллонов такова, что она самым  безобразным  и
беспорядочным образом дробит на куски звуковой пучок гидролокато-
ра. Конечно, вражескому кораблю это только помогает  в  обнаруже-
нии субмарины, но вот водолазу наоборот - сильно помешает обнару-
жит воздух в жилых отсеках.
    Однако - сразу за обшивкой наружного  корпуса  лодки  -  вода
междубортного пространства. Может быть ее  и  обнаружили  норвеж-
ские водолазы? С чистой совестью сказав, что весь отсек  заполнен
водой... После их заявления, что  на  открывание  лодочных  люков
влияют приливы и отливы, у автора данной статьи нет никакой  уве-
ренности в понимании норвежцами особенностей конструкции  корпуса
русских субмарин...
    Если кого-то еще не убедили логические доводы автора: все та-
ки против них имеются результаты обследований норвежских  водола-
зов - но тогда надо просто повнимательнее посмотреть на фактичес-
кую сторону дела. Вот норвежцы приехали,  простучали  и  сказали,
что воздуха в девятом отсеке больше нет - значит пора  прекратить
бесполезные погружения спасательных аппаратов, и нужно просто от-
крыть выходные люки девятого отсека.
    Но вспомните: люк-то сразу им не открылся! Потому, что за ним
было слишком малое давление - вероятно всего одна атмосфера -  то
есть обычный воздух, которым мы все дышим. Это значит - за  крыш-
кой люка было НОРМАЛЬНОЕ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ. И только после то-
го, как шлюзовую камеру заполнили водой через уравнительный  вен-
тиль, при открытии люка из нее вырвался воздух.  Правда,  норвеж-
ские водолазы сказали, что воздуха вырвалось слишком мало. Но это
мнение у них от непонимания. Дело в том, что они открыли  сначала
только шлюзовую камеру, объем которой действительно невелик - по-
рядка двух - трех кубометров (во всяком случае не более  десяти).
А давление воды на той глубине превосходит атмосферное  в  десять
раз, и вот эти три куба от давления соответственно уменьшились  в
десять раз, и превратились в 0,3 кубометра воздуха. Что и  зафик-
сировали на пленку норвежские водолазы. Но они не поняли  следую-
щего обстоятельства: до их действий воздух в девятом отсеке  был.
Но как только они открыли вентиль уравнивания давления, через ко-
торый в отсек стала литься вода, через некоторое время все  поме-
щение было затоплено (но это сделали сами норвежцы,  а  вовсе  не
авария), причем: десятикратно большим давлением воды -  воздух  в
отсеке сжался тоже в десять раз, объем его  резко  уменьшился,  и
весь воздух собрался в верхней чести отсека - под самым  подволо-
ком, так что газовая среда не могла потечь вниз.
    Таким образом, следует усомниться в правильности  результатов
водолазного обследования затонувшей подлодки К-141 "Курск",  яко-
бы выявившим, что ее девятый отсек полностью заполнен водой.