НА  ГЛАВНУЮ
31.10.2000
             НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ - ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД.
                      Автор - Олег Тесленко
  Заголовок -  это слова из песенки детского фильма  о  Бармалее.
Она просмеивает создателей художественных фильмов за то, что чаще
всего они не способны создать умные сценарии поведения людей, и в
подавляющем большинстве, заставляют своих героев искать  какие-то
замысловатые идиотские ходы вместо простых разумных действий.  То
есть - вместо прямого пути к цели, киногерои движутся сложными  и
глупыми направлениями в обход. И текст куплета таков:
   В  обход  идти  понятно
   Не  очень-то легко,
   Не очень-то приятно,
   И очень - далеко...
                           ***********
   Это в полной мере относится к работам у затонувшего  атомохода
"Курск". В первой фазе этой операции - еще в августе  2000  года,
норвежские водолазы открыли первый верхний люк, затем  надо  было
открывать нижний люк шлюзовой камеры. А длина  шлюзовой  трубы  -
приблизительно 2,1 метра - чтоб самый  высокий  человек  смог  бы
поместиться в ней в полный рост  -  согнуться  там  ведь  нельзя:
труба неширокая... И в этот момент норвежские водолазы отказались
проникать дальше  -  они  побоялись  застрять  в  шлюзовой  трубе
аварийного выхода, поручив открывать нижний люк  роботу-автомату.
Якобы водолазные костюмы гораздо шире обычной одежды людей,  и  в
них невозможно пролезть через этот шлюз.
   Однако такое объяснение не совсем убедительно. Дело в том, что
ширина шлюзовой трубы и диаметр ее люка в свету - вещь соверщенно
стандартная - 650 мм, и рассчитана на условия выхода  подводников
даже методом свободного всплытия  -  то  есть  в  легководолазном
снаряжении, которое предусматривает не только гидрокостюм, но еще
и баллоны акваланга. И человек с таким громоздким снаряжением все
равно должен помещаться в шлюзовой  трубе  и  выходить  через  ее
верхнее отверстие. Кстати   - все  четверо  погибших  подводников
найденных в восьмом отсеке уже успели перед смертью одеть на себя
водолазные гидрокостюмы. Видимо  они  ожидали  своей  очереди  на
всплытие, которой так и не  дождались...
   А почему же тогда норвежские водолазы не захотели  поместиться
в шлюзовой трубе? Тем более, что они  находились  в  неавтономном
скафандре. Его принципиальная особенность состоит в том,  что  на
теле водолаза нет баллонов, а дыхательная смесь поступает ему  по
шлангу из колокола. Но от этого диаметр тела норвежского водолаза
несколько  меньше,  и  ему  немного  легче  пройти  через   узкое
отверстие, чем человеку с навешенными на него баллонами. То  есть
- норвежцам легче было пройти шлюзовую трубу, чем членам  экипажа
подводной лодки с их дыхательными аппаратами ИДА-М.
                          ************
    Вероятно читатели не поверят  этому  утверждению  автора.  Но
ведь это проверено в действительности! Вот смотрите: все люки  на
подводной лодке одинакового диаметра - 650 мм (в  свету).  А  это
значит, что верхний аварийный люк  шлюзовой  камеры  -  абсолютно
такой же, как и люк через прочную переборку, разделяющую  восьмой
и девятый отсеки "Курска". Но в том-то и  дело,  что  через  этот
650-мм люк много  раз  туда-сюда  свободно  проходили  российские
водолазы!  Сначала  они  через  технологический  вырез  в   борту
проникли в восьмой отсек, и вынули оттуда трупы четырех  человек.
А потом оказалось, что проникнуть в девятый отсек гораздо быстрее
можно сквозь вышеупомянутый люк в  переборке,  чем  опять  резать
новое отверстие в  борту  девятого  отсека.  Хотя  другая  группа
водолазов одновременно стала прорезать  и  новое  технологическое
отверстие,  но  при  этом  другая  водолазная  группа  из    трех
глубоководников  регулярно  заходила  через  переборочный  люк  в
концевой отсек, и им даже удалось поднять  оттуда  восемь  тел  -
гораздо больше, чем из восьмого. Следовательно 650-мм люк  вполне
проходим для водолазов.
   А потом эти работы прекратились. Командование утверждает,  что
водолазам стало очень трудно добираться на нижнюю палубу девятого
отсека. Видимо у ни не стало хватать длины воздушного шланга. Это
странно, потому, что  при  подъеме  тел  с  затонувшего  парохода
"Адмирал Нахимов" водолазы использовали шланги даже 300  метровой
длины.
   Ну ладно, пусть сейчас у них якобы  нет  длинных  шлангов.  Но
ведь можно использовать  и  те,  что  есть,  только  проникать  в
девятый отсек через предназначенный для этого  верхний  аварийный
люк! Если  водолазы  свободно  проходят  через  переборочный  люк
диаметром 650 мм, то почему не хотят через верхний  -  такого  же
диаметра?
   Видимо здесь дело  в  инерции  мышления.  Норвежские  водолазы
августовского этапа  операции,  сказали,  что  проникнуть  внутрь
"Курска" через верхний люк девятого отсека невозможно, и  русские
руководители сразу поверили этому. А у россиян  это  национальная
черта характера: верить всему зарубежному как  божьему  слову.  И
поэтому никто и не попытался оспорить неверное запрещение. А  вот
про переборочный люк восьмой переборки точно такого же  диаметра,
норвежцы ничего  не  говорили,  поэтому  русские  водолазы  смело
полезли в него, и выполнили свое  дело.  Но  если  бы  иностранцы
сказали в более общем виде: что через 650- мм люки лазить нельзя,
тогда русские и пытаться бы не стали. А так - не знали, что этого
нельзя, потому и сделали...
   Это совершенно подобно тому, как объясняется  причина  летания
майского жука. Дело в том, что он имеет сравнительно большой  вес
по отношению к площади своих  несущих  крыльев,  и  когда  ученые
сделали аэродинамический расчет для майского жука,  то  выяснили,
что тот совершенно не может летать  на  своих  крыльях.  А  когда
молодые специалисты задают вопрос: но почему же тогда майский жук
все-таки летает? То старшие ученые отвечают на  него  так:  а  он
просто  не  знает  законов  аэродинамики - потому и летает... Так  и    российские
водолазы. Если  бы  норвежцы  не    сказали    о    невозможности
проникновения  внутрь  девятого  отсека  через  верхний  люк,  то
русские непременно полезли бы в него, и  выполнили задачу.
  Надо бы сделать Рисунок прямого и обходного маршрутов проникновения  водолазов
в девятый отсек.