НА ГЛАВНУЮ
31.10.2000
НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ - ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД.
Автор - Олег Тесленко
Заголовок - это слова из песенки детского фильма
о Бармалее.
Она просмеивает создателей художественных фильмов за то, что чаще
всего они не способны создать умные сценарии поведения людей, и в
подавляющем большинстве, заставляют своих героев искать какие-то
замысловатые идиотские ходы вместо простых разумных действий.
То
есть - вместо прямого пути к цели, киногерои движутся сложными
и
глупыми направлениями в обход. И текст куплета таков:
В обход идти понятно
Не очень-то легко,
Не очень-то приятно,
И очень - далеко...
***********
Это в полной мере относится к работам у затонувшего
атомохода
"Курск". В первой фазе этой операции - еще в августе 2000
года,
норвежские водолазы открыли первый верхний люк, затем надо
было
открывать нижний люк шлюзовой камеры. А длина шлюзовой
трубы -
приблизительно 2,1 метра - чтоб самый высокий человек
смог бы
поместиться в ней в полный рост - согнуться там
ведь нельзя:
труба неширокая... И в этот момент норвежские водолазы отказались
проникать дальше - они побоялись застрять
в шлюзовой трубе
аварийного выхода, поручив открывать нижний люк роботу-автомату.
Якобы водолазные костюмы гораздо шире обычной одежды людей, и
в
них невозможно пролезть через этот шлюз.
Однако такое объяснение не совсем убедительно. Дело в
том, что
ширина шлюзовой трубы и диаметр ее люка в свету - вещь соверщенно
стандартная - 650 мм, и рассчитана на условия выхода подводников
даже методом свободного всплытия - то есть
в легководолазном
снаряжении, которое предусматривает не только гидрокостюм, но еще
и баллоны акваланга. И человек с таким громоздким снаряжением все
равно должен помещаться в шлюзовой трубе и выходить
через ее
верхнее отверстие. Кстати - все четверо погибших
подводников
найденных в восьмом отсеке уже успели перед смертью одеть на себя
водолазные гидрокостюмы. Видимо они ожидали своей
очереди на
всплытие, которой так и не дождались...
А почему же тогда норвежские водолазы не захотели
поместиться
в шлюзовой трубе? Тем более, что они находились в
неавтономном
скафандре. Его принципиальная особенность состоит в том, что
на
теле водолаза нет баллонов, а дыхательная смесь поступает ему
по
шлангу из колокола. Но от этого диаметр тела норвежского водолаза
несколько меньше, и ему немного легче
пройти через узкое
отверстие, чем человеку с навешенными на него баллонами. То есть
- норвежцам легче было пройти шлюзовую трубу, чем членам экипажа
подводной лодки с их дыхательными аппаратами ИДА-М.
************
Вероятно читатели не поверят этому утверждению
автора. Но
ведь это проверено в действительности! Вот смотрите: все люки
на
подводной лодке одинакового диаметра - 650 мм (в свету).
А это
значит, что верхний аварийный люк шлюзовой камеры
- абсолютно
такой же, как и люк через прочную переборку, разделяющую восьмой
и девятый отсеки "Курска". Но в том-то и дело, что
через этот
650-мм люк много раз туда-сюда свободно проходили
российские
водолазы! Сначала они через технологический
вырез в борту
проникли в восьмой отсек, и вынули оттуда трупы четырех человек.
А потом оказалось, что проникнуть в девятый отсек гораздо быстрее
можно сквозь вышеупомянутый люк в переборке, чем
опять резать
новое отверстие в борту девятого отсека. Хотя
другая группа
водолазов одновременно стала прорезать и новое технологическое
отверстие, но при этом другая водолазная
группа из трех
глубоководников регулярно заходила через переборочный
люк в
концевой отсек, и им даже удалось поднять оттуда восемь
тел -
гораздо больше, чем из восьмого. Следовательно 650-мм люк вполне
проходим для водолазов.
А потом эти работы прекратились. Командование утверждает,
что
водолазам стало очень трудно добираться на нижнюю палубу девятого
отсека. Видимо у ни не стало хватать длины воздушного шланга. Это
странно, потому, что при подъеме тел с
затонувшего парохода
"Адмирал Нахимов" водолазы использовали шланги даже 300 метровой
длины.
Ну ладно, пусть сейчас у них якобы нет длинных
шлангов. Но
ведь можно использовать и те, что есть,
только проникать в
девятый отсек через предназначенный для этого верхний аварийный
люк! Если водолазы свободно проходят через
переборочный люк
диаметром 650 мм, то почему не хотят через верхний - такого
же
диаметра?
Видимо здесь дело в инерции мышления.
Норвежские водолазы
августовского этапа операции, сказали, что
проникнуть внутрь
"Курска" через верхний люк девятого отсека невозможно, и русские
руководители сразу поверили этому. А у россиян это национальная
черта характера: верить всему зарубежному как божьему слову.
И
поэтому никто и не попытался оспорить неверное запрещение. А
вот
про переборочный люк восьмой переборки точно такого же диаметра,
норвежцы ничего не говорили, поэтому русские
водолазы смело
полезли в него, и выполнили свое дело. Но если
бы иностранцы
сказали в более общем виде: что через 650- мм люки лазить нельзя,
тогда русские и пытаться бы не стали. А так - не знали, что этого
нельзя, потому и сделали...
Это совершенно подобно тому, как объясняется причина
летания
майского жука. Дело в том, что он имеет сравнительно большой
вес
по отношению к площади своих несущих крыльев, и
когда ученые
сделали аэродинамический расчет для майского жука, то выяснили,
что тот совершенно не может летать на своих крыльях.
А когда
молодые специалисты задают вопрос: но почему же тогда майский жук
все-таки летает? То старшие ученые отвечают на него так:
а он
просто не знает законов аэродинамики - потому
и летает... Так и российские
водолазы. Если бы норвежцы не сказали
о невозможности
проникновения внутрь девятого отсека через
верхний люк, то
русские непременно полезли бы в него, и выполнили задачу.
Надо бы сделать Рисунок прямого и обходного маршрутов проникновения
водолазов
в девятый отсек.