НА
         начато 19.10 - окончено 22.10.97; 22.11.97;27.11.97
НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
                   НЕВЗРЫВЫ НЕМЕЦКИХ СНАРЯДОВ.
                    Автор - Олег Тесленко <C>
     Современная военно-историческая  литература  излагающая  ход
боевых действий настолько заполнена разного рода ошибками, подта-
совками, лжесвидетельствами и обманами, что читать это - все рав-
но, что по минному полю ходить.  Нигде  нельзя  найти  правдивого
описания военных событий. А уж  если  интересоваться  количеством
попаданий и потерями в боях кораблей, то тут вообще говорить  не-
чего - все запутано, перекручено, в разных статьях об одном и том
же факте сообщаются бывает прямо  противоположные  вещи.  Похоже,
что никто из историков ничего не понимает в  использовании  воен-
ной техники, и при описании боевых действий каждый из них  больше
старается придумать "из головы", чем дать правдивую информацию.
     О примерах боевых повреждений  кораблей  -  в  этом  вопросе
вообще полный туман - в каждой статье: ошибка на ошибке. Но к со-
жалению большинство читателей читаю книги только "по диагонали" -
не вдумываясь в смысл, и пропускают множество ляпсусов и несураз-
ностей. Если бы кто из читателей внимательно всматривался в  тек-
сты, то найдёт множество противоречий в любой статье.
     Например, при  внимательном  прочтении  статьи  Л.И.  Бунича
"Линкор "Слава" в кампанию 1915 года" в сборнике "Гангут"  N6  на
стр.45 автору встретилось немало весьма спорных деталей  описания
снарядных попаданий в этот броненосец. Вот этот анализ:
     4 августа 1915 г: "... Около 12 ч 15 минут "Слава"  одно  за
другим получила три попадания бронебойными 280-мм снарядами. Пер-
вый, выпущенный с дистанции 90 каб, пробил 152-мм броню и, разор-
вавшись,  разрушил  внутреннюю  переборку  бортового  коридора  в
угольной яме N6, пробил масляную цистерну в левой машине  и  вос-
пламенил в яме уголь. Осколками перебило электропроводку и повре-
дило вентилятор, подававший воздух в машинное отделение, электри-
ческий свет погас."
     ПРИМЕЧАНИЕ: Во-первых, все угольные ямы у броненосца "Слава"
располагаются по длинне только в пределах каземата 75-мм  орудий,
и не доходят до машинных отделений (прикрывают  только  котельные
отсеки).
     Судя по описанию этого попадания, данный снаряд попал в пос-
леднюю по счету - самую кормовую  угольную  яму.  Однако,  весьма
трудно понять, что имел в виду И.Л. Бунич под 6-й угольной  ямой,
потому, что их с каждого борта насчитывается ВСЕГО ПЯТЬ!
     Можно конечно считать уголные ямы чередуясь с левого на пра-
вый борт, вот так: 1-я на левом; 2-я на правом, 3-я на левом;  НО
ВСЕ РАВНО ПОЛУЧИТСЯ, ЧТО 6-я УГОЛЬНАЯ ЯМА РАСПОЛОЖЕНА  НА  ПРАВОМ
БОРТУ, А ВЕДЬ СНАРЯД-ТО ПОПАЛ В  ЛЕВЫЙ!  И  как  ни  веди  отсчет
угольных ям, но 6-ой по счету на левом борту просто НЕ БЫЛО... Ну
допустим, это всего лишь небольшая ошибка и снаряд попал  на  са-
мом деле в пятую.
     Но и тут появляются неувязки. Хотя для конспирации И.Л. и не
привел расстояние от борта до точки взрыва, которое  смог  проле-
теть внутри корпуса "Славы" немецкий снаряд, но это  легко  можно
определить и логикой.
     Потому, что в принципе возможны были только  три  точки  его
взрыва: 1-я - сразу про пробитии брони борта - в бортовом коридо-
ре (на это вроде и намекает Бунич). 2-я - в  самой  угольной  яме
(верхней, разумеется).  и  3-я  -  пронзив  насквозь  всю  ширину
угольной ямы, взорваться в прямо над сходом в машинное отделение.
Но последнего быть конечно не могло, иначе все  машинное  отделе-
ние было бы засыпано градом осколков и судно непременно останови-
лось под огнем немецких линкоров.
     Второго случая  - взрыва в самом угольном бункере - тоже  не
могло быть. Хотя по описанию многие именно так и подумают -  ведь
уголь в яме воспламенился!
     Здесь надо понять следующее. Сила взрыва  немецкого  снаряда
главного калибра очень велика. Многие помнят  наверное  кадры  из
фильма "Мы из Кронштадта" - там, где показывались взрывы  крупно-
калиберных снарядов и огромные столбы взрывов высотой по 20  мет-
ров. Конечно, угольная яма на нижней броневой  палубе  достаточно
широка - целых 5,5 метров, но уж больно мала ее высота - от  вер-
хней броневой, до нижней палубы - всего лишь 2  метра!  То  есть,
взрыв большого снаряда внутри нее не только воспламенил и разбро-
сал бы весь уголь, а сильно искорежит обе палубы.
     Для наглядности представьте себе вместо  угля  кучу  обычной
земли (уголь по своему удельному весу не  слишком  отличается  от
земли) высотой и шириной точно такой же (то есть  эта  куча  лишь
чуть-чуть повыше роста  человека),  как  угольная  яма,  и  пред-
ставьте как в нее вонзается  280-мм  немецкий  снаряд  и  взрывом
своим разбрасывает ее в разные стороны.  Но  при  этом  неизбежно
произойдеи вспучивание верхней броневой и прогиб нижней  палуб...
А как раз в этом месте на верхней броневой стояли 75-мм  каземат-
ные пушки. Но поскольку никакого вспучивания  броневых  палуб  не
произошло, значит не было и взрыва в угольном бункере.
     Остается последний  возможный  вариант:  предположим,  взрыв
этого снаряда произошел в бортовом коридоре, сразу  после  проби-
тия бортовой брони. читателям это возможно покажется наиболее ве-
роятным, А зря. Во первых: уж слишком мал  объем  каждого  отсека
этого коридора - шириной всего лишь полтора метра, и высотой око-
ло двух с половиной метров. Объем газов при взрыве крупнокалибер-
ного снаряда очень велик, если его осколки еще могли быть  задер-
жаны бортовой броней и угольными ямами, то взрывной волне вынь да
положь огромный свободный обьем для расширения. А его там не  бы-
ло. Некуда было выходить  взрывным  газам.  Единственная  возмож-
ность - это сломать наружный борт, а так же верхнюю тоную  броне-
палубу и оторвать нижнюю в месте скоса.
     Надо напомнить, что наружная бортовая броня отлично выдержи-
вает взрывы снарядов снаружи корабля - потому,  что  броня  через
деревянную прокладку опирается на мощные шпангоуты борта.  А  вот
если такой же силы взрыв произвести за броней -  внутри,  то  она
абсолютно не поможет корпусу выдержать удар.  Потому,  что  взрыв
будет давить на относительно тонкую бортовую обшивку  -  толщиной
всего лишь 15 мм, а не 152 мм как у брони. (Причем надо  помнить,
что прочность плиты при любой поперечной  нагрузке  возрастает  в
соответствии с квадратом ее толщины). И значит 152-мм броня не  в
десять, а в СТО РАЗ прочнее бортовой обшивки.  А  броневые  плиты
крепятся к корпусу обыкновенными болтами. То есть снаружи они ве-
ликолепно держат удар, но вот взрыв изнутри корпуса - любые  бро-
невые плиты отрывает как гнилые лепешки. Поэтому при взрыве  сна-
ряда за броней в бортовом коридоре образует большую пробоину диа-
метром около двух метров. Но в том то и дело, что ни о какой про-
боине в борту "Славы" даже и не упоминается!  А  ведь  через  нее
обязательно бы затопило весь бортовой коридор, и через  отошедшие
заклепки и отсеки противоторпедной защиты в этом месте. То  есть,
И.Л. Бунич на самом деле ошибся, написав, что снаряд пробил  бро-
ню. НИКАКОГО ПРОБИВАНИЯ в этом случае НЕ БЫЛО!
     Читатели могут скептически усмехнуться  спросив:  а  как  же
тогда перебитая электропроводка, поврежденный вентилятор,  проби-
тая перегородка угольной ямы, воспламенившийся в ней уголь,  про-
битая масляная цистерна. Этого тоже не было что ли?
     Нет. Вот это все было. Но только  произошли  они  совсем  от
другой причины, а не от взрыва снаряда. На самом  деле  все  было
так: немецкий снаряд с 90 каб ударил  в  бортовую  броню,  но  НЕ
ПРОБИЛ ЕЕ! И отскочил, упав в море. Однако,  не  следует  думать,
что не пробив плиты он не смог бы нанести всех этих  повреждений.
Еще как смог!
     Дело в том, что при ударе снаряда в броневую плиту, даже ес-
ли не произошло сквозного пролома плиты, то с внутренней  стороны
броневой плиты в этом месте ПРОИСХОДИТ ВНУТРЕННИЙ ОТКОЛ,  который
разлетается осколками С БОЛЬШОЙ  СКОРОСТЬЮ.  Причем  осколки  эти
ОЧЕНЬ ГОРЯЧИЕ. То есть не только  осколки  взорвавшихся  снарядов
могут производить  пожары,  но  и  осколки  БРОНИ  ТОЖЕ  ОБЛАДАЮТ
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ. Вот эти-то осколки и пробили  внутреннюю
переборку угольной ямы и воспламенили уголь в ней.  И  разумеется
эти же осколки и повредили вентилятор, перебили провода и  проды-
рявили маслянную цистерну.
     Причем этот случай вовсе не является каким-либо  редким  или
исключительным - наоборот, факты  непробивания  брони  с  отколом
внутренней выбоины - явление весьма часто случающееся в  практике
морских боев. Тот же Бунич и приводит примеры подобного  (впрочем
сам не обращая на это никакого внимания):
     Вот, описывая результаты попаданий русских снарядов во флаг-
манский японский японский броненосец "Миказа" во время сражения в
Желтом море (книга "В огне войн и  переворотов"  стр  195)  можно
прочитать:
     "Другим снарядом, попавшим в кормовую башню главного  калиб-
ра было выведено из строя одно 12" орудие и убит один матрос. При
этом было ранено 18 человек, в том числе и командир  башни  капи-
тан-лейтенант принц Хироясу - член божественной императорской фа-
милии. (Порванный осколками китель и брюки Хироясу до сих пор эк-
спонируются в мемориале "Миказа" в Сасебо."
     Это описание внушает читателям впечатление, что русский сна-
ряд ударив в башню тут же взорвался, как это и положено  хорошему
снаряду. И результатом взрыва  стало  якобы  ранение  18  человек
прислуги башни и смерть еще одного. Однако  стоит  задуматься  на
тем - где взорвался снаряд - внутри башни, или снаружи ее?
     Ведь если бы этот  снаряд  взорвался  ВНУТРИ  БАШНИ,  то  не
только восемнадцать раненых стало бы результатом этого попадания,
а ВЗРЫВ ВСЕЙ БАШНИ, и ЕЕ ПОГРЕБОВ, а вскоре и ГИБЕЛЬ  "МИКАЗЫ"  -
точно такая же как  у  линейного  крейсера  "Худ",  "Куин  Мэри",
"Инвинсибла"... И то, что вышло из сторя ВСЕГО ОДНО - правое ору-
дие кормовой башни у "Миказы"- ВЕСЬМА УДИВИТЕЛЬНО!  А  почему  не
оба? И ПОЧЕМУ НЕ ПРОИЗОШЛО ПОЖАРА ВНУТРИ БАШНИ?
                        *****************
     По моей версии этот эпизод "Микасы" вполне объясним: на  са-
мом деле русский снаряд всего лишь ударил в башенную броню  И  НЕ
ПРОБИЛ ЕЕ, А ОТСКОЧИЛ! Именно поэтому в башне и не возникло пожа-
ра, не был полностью уничтожен ее  личный  состав,  НЕ  ПРОИЗОШЛО
ВЗРЫВА ПОГРЕБОВ, не получило повреждений левое  орудие,  и  башня
продолжала боевую работу... Но читатели вероятно зададутся вопро-
сом - а как же 18 раненых осколками человек внутри башни  -  ведь
это же не обман, и порванная осколками одежда принца -  наглядное
доказательство того. что внутри башни со страшной силой  разлети-
лись сотни русских осколков.
     В этом утверждении почти все правильно, кроме одного: оскол-
ки были НЕ РУССКИМИ, А ЯПОНСКИМИ! Возможно читатели возмутятся  -
ну не могли же японцы стрелять сами в себя?! А ответ в  том,  что
кусочки стали нанесшие столько вреда в хорошо бронированной  ору-
дийной башне НЕ БЫЛИ СНАРЯДНЫМИ ОСКОЛКАМИ -  А ЭТО  БЫЛИ  КУСОЧКИ
БРОНИ САМОЙ БАШНИ! То есть русский снаряд ударив в лобовую  стен-
ку башни НЕ ПРОБИЛ ЕЕ НАСКВОЗЬ, НО СДЕЛАЛ ВЫБОИНУ  СО  ВНУТРЕННЕЙ
СТОРОНЫ БРОНИ, ИЗ КОТОРОЙ С ОГРОМНОЙ СКОРОСТЬЮ РАЗЛЕТЕЛИСЬ  СОТНИ
МАЛЕНЬКИХ (И ОЧЕНЬ ГОРЯЧИХ) КУСОЧКОВ МЕТАЛЛА. Они то и  перерани-
ли множество людей внутри кормовой башни "Миказы".
     Точно такой же случай произошел на немецком линейном крейсе-
ре "Дерфлингер" в Ютландском бою, и его  описал  непосредственный
участник этих событий - старший артиллерист Георг Хаазе:
     "...Мы почувствовали сильный удар, боевая  рубка  подскочила
кверху, и вибрируя вернулась на свое место. Тяжелый  снаряд  уда-
рил в броню артиллерийского поста в 20  дюймах  от  меня.  Снаряд
взорвался, но не смог пробить толстую броню, так как он ударил ее
под невыгодным углом. Но большие куски  брони  отскочили...  Наи-
большее число осколков ВЛЕТЕЛО В ПЕРЕДНЮЮ ЧАСТЬ  РУБКИ  И  РАНИЛО
НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, и в том числе штурманского офицера..."  (книга
"На "Дерфлингере в Ютландском сражении" стр 63-64)
     О том, взорвался ли этот снаряд или нет -  это  еще  бабушка
надвое сказала, потому, что от удара снаряда в боевую  рубку  был
такой грохот, что понять от чего он  произошел  -  от  взыва  или
только от удара - было невозможно. Так, что в этом вопросе  Хаазе
сделал спорное предположение. Однако неоспорим тот факт,  что  НЕ
БЫЛО СКВОЗНОГО ПРОБИВАНИЯ БРОНИ, а осколки образовались  из  сте-
нок рубки.
     В  книге  "Гибель  линейного  крейсера  "Худ",  ее  автор  -
W.J.Jurens, на стр 14 даже дает количественный подсчет  веса  ос-
колков образующихся из брони при пробивании ее снарядом  крупного
калибра (381 мм): 22 килограмма осколков разлетающихся со скорос-
тью 301 м/с. Видимо и тот немецкий снаряд  ударивший  в  бортовую
броню "Славы" - пробить ее НЕ СМОГ, но осколки с внутренней  сто-
роны выбил. Но зачем тогда И.Л.Бунич придумал, что снаряд  пробил
броню "Славы" и взорвался внутри нее?
     А просто он прочитал о полученных повреждениях,  и  не  смог
представить себе, каким образом они могли  произойти  БЕЗ  ВЗРЫВА
СНАРЯДА ВНУТРИ КОРПУСА. И тогда, описывая всю эту картину,  Бунич
немного пофантазировал, нарушив правило "Чего вижу, то и пишу,  а
чего не вижу, того не пишу", и добавил всего одно ЛИШНЕЕ СЛОВО  -
что снаряд ЯКОБЫ ПРОБИЛ БРОНЮ И РАЗОРВАЛСЯ, чего на самом деле не
было...  Во всяком случае, когда "Слава"  вернулась  в  порт,  то
бортовую броневую плиту не ремонтировали и не заменили.  А  зачем
его было ремонтировать, если снаружи никакой пробоины  в  ней  НЕ
БЫЛО ВИДНО?
     Так же Бунич не упоминает, о том, что после этого  попадания
бортовой отсек должен быть затоплен водой - он находился  слишком
близко от ватерлинии. Но почему же на "Славе" не боролись с  пос-
туплением воды?
     А моя версия как раз и обьясняет, что никакого затопления  в
принципе не могло быть - потому, что не было  сквозной  пробоины!
Еще одним доказательством этого является не замеченный факт,  что
на "Славе" не пошли в ближайший порт для ремонта разорванной  на-
ружной обшивки сразу же после боя, как  это  делают  все  повреж-
денные корабли. Нет, она осталась на боевой позиции - 10  августа
немецкая воздушная разведка обнаружила "Славу" стоявшую  в  Моон-
зунде без видимых повреждений.
     Бой, в котором она получила эти три попадания случился 4 ав-
густа, НО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ  этот  броненосец  ненадолго
зашел в маленький порт Аренсбург, в котором даже не было  никако-
го дока. Это говорит о том, что повреждения "Славы" от  попадания
трех немецких крупнокалиберных снарядов были совершенно  незначи-
тельны, и никоим образом не влияли на ее боеспособность  и  живу-
честь. И разумеется, что через пробоину в корпус не заливала  во-
да, иначе, она не стала бы безвылазно двадцать дней торчать в мо-
ре.
                        ****************
     Теперь возникает вопрос, а что дальше произошло с  этим  от-
скочившим снарядом? То есть взорвался он - или нет?  Для  раскры-
тия этой загадки опять используем логику.  Предположим,  немецкий
снаряд ударив в 152-мм броневую плиту, и не преодолев ее  тут  же
взорвался. Какие последствия этого взрыва остануться на корабле?
     Естесственно, что взрыв снаряда главного  калибра  полностью
уничтожает все судовые устройства в диаметре 6 метров. А  в  диа-
метре примерно 20 м хотя и не  уничтожает,  но  сотнями  осколков
сильно повреждает все тонкие изделия, как то:  деревянные  трапы,
шлюпки, коечные сетки и т.п. Подобное много раз случалось с  рус-
скими кораблями в Цусимском сражении: если японский снаряд  попа-
дал в броню пояса, то не пробивая ее, он срывал все предметы  по-
павшие в зону взрыва. Один из многих  таких  случае  произошёл  у
броненосца "Орёл": "...Такой же (305-мм) снаряд попал  в  поясную
броню против 12-дюймовой  кормовой  башни.  Взрывом  и  осколками
уничтожены на большом расстоянии полки  для  сетей,  сорван  один
шест, а (стальные) сети разметаны и порваны в  клочки."(Костенко,
стр 455). Но в том-то и дело, что как раз в месте удара  немецко-
го 11-дюймового снаряда на "Славе" находился левый главный  трап!
И если бы этот снаряд взорвался, то непременно уничтожил бы  его.
А поскольку трап совершенно не пострадал, ЗНАЧИТ И ВЗРЫВА  немец-
кого СНАРЯДА ТОЖЕ НЕ БЫЛО!
     Наверно многие читатели не поверят этому  выводу.  Но  тогда
попробуем сравнить силу удара немецкого и японского снарядов. Вес
снарядов этих стран примерно одинаков: японский 305-мм = 368  кг,
немецкий 280-мм = 304 кг. Немецкие снаряды  имели  были  начинены
тринитротолуолом (в просторечьи тротилом), японские  -  меленитом
Шимосе (одна из производных пикриновой кислоты. В разных  странах
было много разных модификаций этой  взрывчатки,  но  все  они  не
слишко отличались друг от друга). Чтобы сравнить взрывчатую  силу
этих двух взрывчатых веществ,  откроем  "Военно-морской  словарь!
1990 г.:
    "ПИКРИНОВАЯ КИСЛОТА (тринитрофенол, меленит, лиддит, шимоза),
нитросоединение, производное нитрования фенола смесью  азотной  и
серной кислот... Сильное бризантное ВВ, превосходящее по взрывча-
тым свойствам тротил на 5-10%..."
     С учетом немного меньшего веса, немецкий  тротиловый  снаряд
имел лишь немногим меньшую взрывчатую силу по сравнению  с  япон-
ским. Однако, почему-то слишком слабое воздействие оказал  он  на
броненосец "Славу": переборку угольной ямы, пробил масляную  цис-
терну, перебил электропроводку, повредил  вентилятор...  ЯПОНСКИЕ
СНАРЯДЫ (на примере  броненосца  "Орел")  ДЕЙСТВОВАЛИ  НЕСРАВНИМО
СИЛЬНЕЕ:
     "Во второй период боя было несколько  попаданий  12-дюймовых
снарядов в броневой пояс по ватерлинии... Поднявшиеся столбы  во-
ды до 60-футов высотой (около 20 м) обрушились на корабль и зали-
ли боевую рубку и носовые башни... Когда 12-дюймовый  снаряд  по-
пал в броневой пояс против 12-дюймовой кормовой башни, то  взмет-
нулся столб воды не меньше, чем при минном взрыве.  Получив  рез-
кий толчок и сотрясение, корабль накренился и сильно  рыскнул  на
курсе."
     "Два попадания 12-дюймовых снарядов с промежутком в  30  се-
кунд пришлись в поясную броню против операционного пункта,  види-
мо, в нижний броневой пояс. От этих  ударов  все  находившиеся  в
операционной испытали сильнейшее сотрясение, вызвавшее  полуобмо-
рочное состояние. Корабль звенел и дрожжал всем  корпусом.  Полу-
чился сильный дрейф влево от курса...
     Еще одно такое же попадание пришлось в броню  против  машин-
ной мастерской в смежное с операционной отделение на нижней палу-
бе. От сотрясения слетели все закрепленные предметы, а инструмен-
ты вылетели из шкафов и рассыпались  по  палубе.  Находившийся  в
мастерской человек дважды перекувыркнулся через голову..."
     По сравнению с японским, немецкий снаряд попавший в  "Славу"
практически  в  том  же  месте  НЕ  ВЫЗВАЛ  СОВЕРШЕННО    НИКАКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ: Не было ни огромного столба воды высотой  20  м,  ни
сильного сотрясения корпуса, ни дрейфа, ни  полуобморочного  сос-
тояния у людей. Видимо слишком слабым был его  удар...  НЕ  МОЖЕТ
БЫТЬ  НИКАКИХ  СОМНЕНИЙ  -  ЭТОТ  ГЕРМАНСКИЙ  СНАРЯД  ВООБЩЕ   НЕ
ВЗОРВАЛСЯ! То есть одиннадцатидюймовик ударил в  броню,  но  имея
ВЗРЫВАТЕЛЬ С ЗАМЕДЛЕНИЕМ не сразу сработал, а сила удара о  проч-
ную  броню  была  настолько  велика,  что  ЭТОТ  СНАРЯД    ПРОСТО
РАСКОЛОЛСЯ! И не стоит удивляться этому, считая такое событие не-
возможным или маловероятным. Потому, что хорошо известно, англий-
ские  крупнокалиберные  снаряды  в  Ютландском   бою    РЕГУЛЯРНО
РАСКАЛЫВАЛИСЬ НА ЧАСТИ при ударе в броню немецких кораблей.
                         ***************
     Снова цитата из статьи Бунича: "Второй снаряд  пробил  50-мм
броню верхней палубы, разворотил палубный стрингер, ударился ожи-
вальной частью в 127-мм броню колодца левой  кормовой  6-дюймовой
башни, сдвинув его на 13 см, сорвав все нижнее крепление брони  и
вдавив плиту броневой палубы. Головная часть снаряда, пролетев  9
м от места взрыва ударилась о траверзную 102-мм броню, сдвинув ее
с места и сделав в ней выбоину.  Разорвавшийся  снаряд  полностью
уничтожил четыре каюты, вызвав в них большой пожар. Загорелось  и
подбашенное отделение кормовой 6-дюймовой башни, в которой  нахо-
дился боезапас, приготовленный для подачи к орудиям.  Во  избежа-
ние взрыва погреб пришлось срочно затопить." Описание этого попа-
дания составлено Буничем настолько обстоятельно, что  вряд  ли  у
кого появятся сомнения в их правдивости. Однако,  производя  про-
верку, я обнаружил что все это - сплошная фальсификация.
     Во-первых, верхняя палуба броненосца "Славы" в районе кормо-
вых 6-дюймовых башен вообще не имеет 50-миллиметрового бронирова-
ния. На самом деле она выполнена всего лишь из листов мягкой  не-
закаленной судостроительной стали толщиной 10 мм.
     Во-вторых, у "Славы" так же не было и 102-мм траверзной  пе-
реборки. Все стенки ее казематов имели одинаковую толщину  броне-
вых плит - 3 дюйма = 76 мм.
     В третьих: небронированная верхняя палуба и броневая  палуба
(которая на один уровень ниже верхней) этого броненосца  разделе-
ны между собой целым междупалубным пространством - высотой 2,3  м
(7,5 футов - стандартное междупалубное расстояние для всех кораб-
лей того периода). И если Бунич пишет, что снаряд сначала  пробил
верхнюю палубу, а потом вмял плиту броневой (батарейной), то зна-
чит этот боеприпас в этом  месте  двигался  якобы  строго  верти-
кально вниз! А потом тот якобы должен изменить направление  свое-
го полета на строго горизонтальное (чтобы долететь до  траверзной
переборки)... Вполне очевидно, что все это - путаница. И  на  са-
мом деле все было не так.
     В четвертых: этот немецкий снаряд, похоже, тоже не  взорвал-
ся. Большинство читателей, наверно, даже не знает, что кроме нор-
мального ПОЛНОГО ВЗРЫВА снаряда, иногда случаются еще и  НЕПОЛНЫЕ
ВЗРЫВЫ. В этих случаях - по различным причинам, взрывчатая начин-
ка снаряда НЕ ПОЛНОСТЬЮ УЧАСТВУЕТ в  химической  реакции,  и  сам
взрыв получается от этого, естесственно, гораздо слабее.
     Это странное явление плохо изучено, и  по  нему  очень  мало
данных. Но можно сказать, что при полном взрыве, стальная оболоч-
ка снаряда разлетается на мелкие  осколки.  А  вот  при  неполном
взрыве снаряд просто раскалывается, и поэтому куски его  стально-
го корпуса иногда бывают очень велики - часто отлетает его голов-
ная часть, цилиндрические стенки тоже имеют весьма крупные  фраг-
менты. А донышко в этом случае вообще может остаться целым.  Нап-
ример артиллерийский генерал Кабанов (начальник  обороны  полуос-
трова Ханко), вспоминал, что подчиненные ему  артиллеристы  после
обстрела своих позиций противником - искали донышки от  вражеских
снарядов, что бы по ним установить калибр  учавствовавших  в  об-
стреле орудий. И если ЦЕЛЫХ донышек не находили, то калибр  опре-
делить они не могли. Это говорит о том, что ПРИ ПАДЕНИЯХ СНАРЯДОВ
У  НЕИХ  НЕРЕДКО  случался  НЕПОЛНЫЙ  ВЗРЫВ  И  ОСТАВАЛИСЬ  ЦЕЛЫЕ
ДОНЫШКИ. И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ, если детонация  взрыв-
чатой начинки снаряда была полной - ТО ЕГО НОСОВУЮ  -  ОЖИВАЛЬНУЮ
ЧАСТЬ РАЗНОСИТ В КУСКИ И ЦЕЛОЙ ОНА  ОСТАТЬСЯ  НЕ  МОЖЕТ!  А  пос-
кольку Бунич пишет, что головная часть снаряда ПОСЛЕ взрыва  про-
летела еще 9 метров, и ударилась о траверзную броню, то ОЧЕВИДНО,
что ОНА ОСТАЛОСЬ ЦЕЛОЙ, и НЕ РАЗЛЕТЕЛАСЬ НА ОСКОЛКИ! Это значит -
взрыв был НЕПОЛНЫЙ!
     Это доказывает не только пролет головной части 9 метров,  но
и то, что сам взрыв был ОЧЕНЬ СЛАБЫМ. И  хотя  читатели  возможно
усмехнуться тому, что автор считает взрыв слабым - ведь Бунич на-
писал, что "взрывом были полностью уничтожены четыре  каюты."  Но
И.Л. видимо кое-что умолчал. Откроем чертеж этого корабля. И под-
считаем: на пути от вертикальной шахты подачной трубы  6-дюймовой
башни до траверзной переборки - как раз находятся  ЧЕТЫРЕ  КАЮТЫ.
Вроде бы полное совпадение с данными  Бунича,  однако  этим-то  и
раскрывается его... обман.
     Значит вполне достоверно, что головная часть снаряда от  ко-
лодца башни до траверзной переборки пролетела через четыре каюты.
И разумеется, натворила там кучу дел: переломала  на  своем  пути
все, что могла: всю мебель, искорежила стенки кают,  повыбрасыва-
ло от толчка все незакрепленные предметы, и устроила в этих  каю-
тах большой пожар - потому, что эта стальная болванка  была  рас-
каленной. Но ведь если был взрыв снаряда, то он обязан был  унич-
тожить совсем другие каюты - те которые находились в районе взры-
ва - то есть у самой подачной трубы 6-дюймовой  башни!  И  должно
быть не четыре уничтоженных каюты, а как минимум - шесть или семь.
     Дело в том, что взрыв крупнокалиберного снаряда имеет огром-
ную разрушительную силу. Костенко  отмечал  -  двенадцатидюймовый
снаряд уничтожает "все судовые устройства в районе взрыва, захва-
тывая сферу до 17 футов (6 метров) в диаметре."  А  междупалубное
расстояние - всего лишь 2,3 м. Поэтому взрыв снаряда на одной па-
лубе неизбежно разрывает и другую - верхнюю  над  ней,  уничтожая
каюты и на той палубе. И в палубе при этом  образуется  громадная
дыра. Это ярко подтверждают повреждения броненосца "Орёл":
     "В адмиральской столовой начался большой пожар.  Вскоре  еще
два 12-дюймовых снаряда попали почти в то же самое место. Один из
снарядов, пройдя через обшивку в адмиральский кабинет,  взорвался
при ударе о верхнюю палубу. Взрывом полностю уничтожены  кабинет,
спальня и ванная адмиральского помещения.  В  палубе  образовался
провал до 8 футов (почти 3 метров) в диаметре.
     ...Еще один 12-дюймовый снаряд взорвался на  70-м  шпангоуте
на настиле бортового среза и сделал дыру в палубе до 60  квадрат-
ных футов (окло 6 кв. метров)."
     А И.Л.  Бунич совершенно даже не упоминает,  что  в  верхней
палубе "Славы" после попадания 11-дюймового  снаряда  образовался
хотя бы небольшой провальчик - значит и взрыва не было!
                          *************
     Впрочем, многие все равно с сомнением отнесутся к этим дока-
зательствам, потому, что имелся еще один признак снарядного взрыва
- это происшедший пожар в каютах. Однако, неизвестно какой на са-
мом деле силы был пожар. Потому, что слово "большой" - ни  о  чем
не говорит. Кроме того, надо учитывать специфические  особенности
корабельных условий. Хорошо известно, что у больших скопищ легко-
воспламеняемых материалов - постельного белья: матрацев, подушек,
простыней, полотенцев, а так же шкафов с одеждой, книжных  шкафов
- со множеством бумаги, деревянной мебели, возгораемость -  прос-
то отличная. Но ведь почти весь надводный объем  любого  военного
корабля представляет собой в сущности просто большую гостинницу -
в которой и сложены массы легкогорючих  материалов.  Потому,  что
очень уж высокая плотность населения приходится на  каждые  квад-
ратный метр корабельных палуб - во много раз выше,  чем  у  любой
сухопутной гостиницы. Причем особенно много легкогорючих материа-
лов было сосредоточено именно в кормовой  оконечности  броненосца
"Славы" - потому,  что  там  располагались  офицерские  каюты.  А
вспыхнуть "Большой" пожар мог в  принципе  от  любой  малюсенькой
спички, не только что от раскаленного снаряда.
     Подобный случай произошел много лет спустя после  рассматри-
ваемого события: огромный пожар случился  на  крейсере-вертолето-
носце "Москва" - всего лишь из-за одного невыключенного утюга,  в
результате которого этот вертолетоносец выгорел почти наполовину.
Велика ли трудность потушить воспламенение произошедшее от утюга?
Кажется, что нет, но бедствие было усугублено тем, что весь  эки-
паж собрался на концерт и в районе пожара никого не было... Одна-
ко, тут получается полное подобие как со "Славой" - потому, что и
на броненосце весь экипаж в момент попадания стоял на своих  бое-
вых постах, и в офицерских каютах тоже просто никого не было...
     Но конечно на  "Славе"  пожар  был  замечен  почти  сразу  -
все-таки корабль находился в боевых условиях, когда у людей  осо-
бо повышается внимательность. Но вот  какова  была  причина  того
возгорания? Небольшой - НЕПОЛНЫЙ разрыв снаряда все-таки  был.  А
это гораздо сильнее, чем обычная спичка, от чего и произошел  по-
жар в кормовых каютах.
                   *****************
     И снова вернемся к попаданиям снарядов немецких дредноутов в
"Славу": "Третий снаряд пролетел над  верхней  палубой,  повредив
гребную шлюпку и паровой катер, повредил  коечные  сетки  правого
борта и ушел в воду (естесственно - НЕ РАЗОРВАВШИСЬ).
                       **************
     По результатам этого скрупулезного расследования получается,
что из трех попавших в русский броненосец немецких снарядов -  НИ
ОДИН ПРАВИЛЬНО НЕ ВЗОРВАЛСЯ - то есть в этом случае  100%  попав-
ших в цель 280-мм снарядов ОКАЗАЛИСЬ С ДЕФЕКТНЫМИ ВЗРЫВАТЕЛЯМИ!!