НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
13.01.2002
ФАКТОР БРОНЕСПИНКИ ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
Автор - Олег Тесленко <C>
В этой статье описан трагический случай с
замечательным лет-
чиком Григорием Филиповым. Это произошло в октябре 1941 года,
во
время боев на Крымском полуострове. Из книги знаменитого
совет-
ского летчика - Героя Советского Союза, генерал-майора
авиации
Михаила Васильевича Авдеева: М.В. Авдеев "У самого Черного моря"
(Москва, ДОСААФ 1968 г., стр. 80,81,82):
"Утром старший лейтенант Минин и сержант Шевченко
улетели в
Одессу. Филатов и Колесников сели в самолеты дежурить. Мы четвер-
кой летали на задание, вернулись без потерь. Готовились ко второ-
му вылету. С севера пришли чьи-то "гуты" (истребители Миг-3 - так
их прозвали немцы), стали восьмеркой в круг, попросились принять.
Едва осела после их посадки пыль, как взвилась красная ракета
-
приказ дежурной паре на взлет. Тут же взревел мотор Филатовского
"яка" и Григорий прямо из капонира пошел на взлет. На разбеге
он
скосил глаза вправо и увидел над собой девятку Ю-88 без
прикры-
тия. "Юнкерсы" шли правым пеленгом на высоте около полутора
ты-
сяч метров курсом на Перекопский залив. Возможно летали
бомбить
Симферополь или специально подкрались с тыла, чтобы внезапно уда-
рить по аэродрому.
Колесников пошел на взлет, когда Филатов
уже оторвался от
земли и, разогнав скорость, стремительно набирал высоту на пере-
сечение курса "юнкерсов". Сотни глаз следили за самолетом Филато-
ва - с аэродрома, с деревни, с командного пункта авиагруппы.
Ве-
домый только разворачивался, а Филатов уже,
точно рассчитав
траекторию своего сближения с противником, красиво подходил сни-
зу к крайнему справа "юнкерсу". Какая-то секунда и бомбардиров-
щик будет сбит. На виду у всех над северной частью аэродрома.
Он
еще летел, Филатов еще не стрелял, а все, затаив дыхание,
ждали
этого момента. И, уже предвосхищая событие, готовы
были сор-
ваться возгласы одобрения, как невесть откуда в хвосте
Филатова
появилась пара "мессершмитов", и ведущий немец дал по
Филатову
короткую очередь на долю секунды раньше, чем Филатов мог ударить
по "юнкерсу".
Машина Филатова круче взвилась вверх, проскочила
сзади бом-
бардировщика, перевалилась через спину и отвесно, с
работающим
мотором устремилась к земле. Можно было подумать, что
Григорий
применил тактику противника, уходя из-под внезапной
атаки. Но
немцы обычно имитировали падение, а Филатов, казалось, торопился
вниз, чтобы быстрее соединиться со своим ведомым и броситься
в
бой вместе.
Летчики по привычке глянули на часы: 10.35.
Через несколько
секунд они полняли - Филатов не пикирует, а убит, или тяжело
ра-
нен, потому что никто из них не пикирует отвесно.
Застонал от боли аэродром, застонал от бессилия
помочь свое-
му любимцу. Батько Ныч, вскочив на подножку санитарной
машины,
летел через летное поле к месту предполагаемого падения самолета.
Параллельно, вздымая пыль, мчались на стартере мы с инженером До-
куниным и несколько вскочивших на ходу в кузов летчиков и механи-
ков. Остальные, кто мог оставить стоянку, бежали напрямик.
Самолет Филатова упал за северной границей
аэродрома, и раз-
летелся на куски, подняв столб пыли. "Юнкерсы" и
"мессершмиты"
ушли. Над погибшим товарищем кружил одинокий "Як".
В стороне от мотора, зарывшегося в раскаленную
землю, лежал
на спине Филатов. Целый - ни единой царапины, будто прилег на вы-
горевшую за лето траву и уснул. Военфельдшер быстро
отстегнула
парашютные лямки, распахнула на Григории китель: на тельняшке
ни
капли крови. Комиссар, инженер, мы все, кто добежали,
обнажили
головы, стояли молча, у многих наеврнулись слезы.
- Наверное, о землю убился, сказал кто-то
дрогнувшим голосом.
Фельдшер перевернула Филатова. На
спине, между лопатками
зияла крупная окровавленная дыра. Сержант Бугаев нашел бронеспин-
ку. Она была пробита снарядом навылет.
- В груди разорвался, - заключила фельдшер.
И совсем тихо
добавила. - Мгновенная смерть...
Тело Филатова отвезли в деревню. Я повел остатки
эскадрильи
на прикрытие Ишуньских позиций. Адъютант послал в штаб
Фрайдор-
фской авиагруппы и полка срочное донесение:
"15.10.41 в 10.35 один Як-1 5 АЭ 32 АП
летчик Филатов был
сбит истребителем противника при отражении воздушного налета. Са-
молет разбился, летчик погиб".
****************
Анализ О.Т.:
Казалось бы - в этом отрывке все описано верно,
все правди-
во. Да и может ли врать такой известный летчик как генерал-майор
авиации М.В.Авдеев? Не может быть никакого сомнения, что он абсо-
лютно правдив.
Однако, у О.Т. давным давно возникло
подозрение, что даже
самые лучшие бойцы нередко ошибаются в том, что они
видели во
время боев на самом деле. В частности, большое недоверие О.Т. вы-
зывают все описания фронтовиками фактов пробивания брони,
пусть
даже такой тонкой, как бронеспинки самолетов, толщиной стали все-
го 8 мм. Автору давно запомнилось прочитанное в военно-авиацион-
ном журнале, что в начальном периоде боев между японцами и амери-
канцами на Тихом океане, когда использовались американские истре-
бители Р-40, и японские "Зеро", то нередко случалось, что 8-мил-
лиметровые бронеспинки спасали жизнь американских
пилотов от
японских 20-мм пушек. И сразу по прочтении эпизода с гибелью лет-
чика Филатова у автора возник вопрос: а почему если американские
бронеспинки не пробивались снарядами 20-мм калибра, то
с какой
стати была пробита бронеспинка советского пилота, если она имеет
точно такую же толщину, как и у американцев? Да и калибр пушек
у
немецких истребителей в 41-м году был ни в коем случае не больше
чем у японцев. Тут следует разобраться...
Автор стал внимательнейшим образом перечитывать
каждое сло-
во описания гибели Филатова. Итак: якобы снаряд разорвался у
не-
го прямо в груди. Но так ли это?
Представьте себе: в теле пилота взорвался
20-мм снаряд - да
человека просто разорвет на две половинки! Сообразите сами: сна-
ряд калибра 20 мм. А длина любого артиллерийского снаряда
равна
4,5-5,0 его калибрам. Длина такого авиационного снаряда
равна
примерно 90-100 мм. И следовательно, пробив бронеспинку,
снаряд
войдет в грудь человека не менее чем на 10 сантиметров, а скорее
всего, и гораздо дальше... Но ведь толщина грудной клетки челове-
ка - примерно 20 сантиметров! Это значит, что снаряд, повав чело-
веку в грудь - фактически наполовину проникает в него.
И если
боеприпас при этом еще и взорвется, то он наверняка разорвет
че-
ловека пополам... А к тому же - головная часть снаряда при взры-
ве получает сильный толчок вперед - и несомненно
эта головная
часть пронзит грудь человека навылет!
Но в противоположность этим доводам -
на передней стороне
груди у Филатова не было никакого выходного отверстия от вражес-
кого боеприпаса, и вообще не выступило ни одной кровинки. Неуже-
ли взрыв немецкого снаряда был настолько слаб, что не смог разор-
вать мягкую ткань человеческой груди? Что-то не верится этому...
************
Есть предположение, что все окружающие убитого
в тот момент
не оказались достоточно внимательны, и неверно определили причи-
ну смерти Григория Филатова. Поэтому автор выдвигает свою
соб-
ственную гипотезу об истинной причине.
В действительности, по моему мнению - немецкий
боеприпас не
смог навылет пробить бронеспинку истребителя. Хотя читатели
на-
верняка тут же зададут вопрос: как это не смог пробить,
если в
бронеспинке дыра, а в спине летчика большая кровавая рана?
По моему мнению: снаряд ударил в бронеспинку,
но не проле-
тел через нее, а отскочил. Однако, в месте воздействия на броню,
от выбил из нее так называемую стальную "пробку". Сам снаряд сде-
формировался и отскочил назад, а вот куски металла пробки из бро-
неспинки полетели вперед, и пронзили спину летчика. Какие
этому
есть доказательства?
А очень просто... кинетическая энергия
кусочков стали из
бронеспинки была сравнительно малой - гораздо
меньше чем у
цельного 20-мм снаряда, и поэтому эти небольшие стальные осколки
хотя и проникли внутрь тела летчика, но даже не смогли
пробить
его навылет - до передней стороны груди. Именно поэтому
воен-
фельдшер спереди у него не обнаружила ни одной капли крови.
А как же быть с фразой: "...Фельдшер
перевернула Филатова.
На спине, между лопатками зияла крупная окровавленная дыра"?
Ко-
торую мог оставить только взрыв авиационного снаряда...
Так не было взрыва! И никакой дыры в спине
летчика тоже не
было. Все люди, окружившие мертвое тело героя, просто
невнима-
тельно смотрели... На самом деле стальные осколочки брони вонзи-
лись только в спину Филатову, хотя, скорее всего смогли дойти
и
до его сердца, вызвав мгновенную смерть. Но эти стальные осколки
в клочья порвали одежду в этом месте на спине человека, и причем,
все это было залито кровью. Но дыры в теле человека не было! Ведь
если бы взрыв снаряда вырвал часть его грудной клетки, то оттуда
бурным потоком хлынула бы кровь, потому, что в этом районе у
че-
ловека сходится несколько широких артерий и вен, которые при
их
разрыве дают значительный поток крови. И тогда вся земля под спи-
ной пилота была бы покрыта большой лужей крови. Наоборот -
если
осколки пробили только кожу и вошли в мясо, то такого
большого
потока крови может и не быть. Поэтому не может быть сомнений, что
Григорий Филатов был убит осколками стальной брони, а вовсе
не
взрывом немецкого снаряда. То есть: не было пролета снаряда
че-
рез толщину бронеспинки. Он отскочил от нее, но выбив
стальную
пробку, все же убил пилота...
************
Но автора некоторое время мучил вопрос: Снарядом
какого ти-
па была пробита бронеспинка того "яка": бронебойным или фугасным?
Фугасный - вряд ли. Хотя большинство дилетантов думает,
будто
фугасный снаряд, ударив в броню, тут же силой
своего взрыва
пробъет ее - но в действительности это широкораспространенное
мнение является всего лишь огромным заблуждением и полным непони-
манием физики взрываь. Фугасные снаряды не могут
пробить даже
сравнительно тонкую броню... Доказательством этого положения
бы-
ли многочисленные попадания японских снарядов мощного фугасного
действия о броню русских кораблей в русско-японской войне. Напри-
мер, не затонувший броненосец "Орел", уцелел в сражениии, и пос-
ле него был внимательно осмотрен представительной технической ко-
миссией. В него попало множество японских снарядов всех калибров,
но ни одной дыры даже в тонкой броне у него не было...
Читатели могут возразить, что в том примере
были корабли, а
здесь авиация, хотя в действительности принцип дейсвия
снарядов
на броневые прикрытия абсолютно одинаков: что у танков, что у ко-
раблей, что у авиации. А в реальности важно лишь соотношение
ка-
либра ударяющего снаряда и толщины противостоящей ему брони: 0,25
броня/калибр, 0,5 броня/калибр, 1,0 броня/калибр.
Но если читатели очень хотят, то можно
рассмотреть примеры
из авиации. Казалось бы - почему 8 миллиметровые бронеспинки
не-
редко спасали летчиков американских истребителей Р-40 от
снаря-
дов японских 20-мм пушек истребителей "Зеро"? Ведь
соотношение
броня/калибр для бронеспинки и 20 мм пушки (8/20=0.4) слишком ма-
ло для задерживания снаряда. А видимо просто потому, что японцы в
начале войны применяли на "Зеро" большей частью ФУГАСНЫЕ снаряды
для своих 20-мм пушек, которые легко разрушались,
не пробивая
бронеспинку, и хотя своими взрывали могли полностью вывести
из
строя конструкцию вражеского истребителя, но через бронеспинку не
могли достать до летчика. Поэтому, если бронеспинка
Як-1 была
пробита, то это наверняка сделал не фугасный, а только бронебой-
ный снаряд.
Для тех, кто не поверил этому доводу,
могу привести и еще
один аргумент. Речь идет о мгновенности взрыва фугасных боеприпа-
сов. Дело в том, что конструкторы любых противосамолетных пушек,
неважно где они были установлены: на самолетах-истребителях или в
наземной противозенитной артиллерии, но первоначально
была
большая проблема создать взрыватель мгновенного действия для
то-
го, чтобы уверенно сбивать вражеские самолеты. Дело в том,
что
толщина некоторых самолетных поверхностей весьма мала, и требова-
лось сделать так, чтобы фугасный снаряд, попав в крыло или опере-
ние самолета, успел бы взорваться в нем, а не улетал наружу взры-
ваясь далеко от самолета. Считайте сами: толщина крыла истребите-
ля от 0,5 метра в корне, до 0,1 м на концах. А у оперения и того
меньше - всего 0,1 м. Но конечная скорость снарядов порядка
500
м/с. это значит, что взрыватель снаряда, попавшего в оперение или
крыло самолета обязан сработать за время 0,1/500=0.0002 доли
се-
кунды. А если этого не произойдет, то в таком случае
фугасные
снаряды становятся просто не нужны - они стальными болванками бу-
дут пробивать тончайшую алюминиевую (толщиной порядка 0,5 мм) или
перкалевую обшивку крыла, и, сделав в ней ничтожную дырку диамет-
ром 20 мм - безвредно для самолета улетать дальше...
Значит, растояние на котором происходит срабатывание
взрыва-
теля авиационного 20-мм снаряда - ни в коем случае не больше
10
сантиметров, а скорее всего даже меньше этой длины. Но
дело в
том, что бронеспинка сиденья пилота находится глубоко внутри
са-
молета и очень далеко от его наружной обшивки! То есть: расстоя-
ние от хвоста самолета до бронеспинки довольно велико -
порядка
6,0 м. И даже если фугасный снаряд попадает в самолет под косыми
углами, то он все равно взорвется раньше, чем успеет долететь
до
бронеспинки. Например, диаметр фюзеляжа истребителя И-16 в месте
расположения пилота равен 1,4 м, а ширина бронеспинки -
0,4 м,
следовательно с каждого борта до бронеспинки приходится
по 0,5
метра - что гораздо больше, чем расстояние срабатывания взрывате-
ля - 0,05-0,1 м. И это ведь при стрельбе под 90° градусов к ата-
куемому самолету, что бывает исключительно редко. А под
косыми
углами расстояние от обшивки до бронеспинки
становится еще
больше: один - два, три метра. Явно видно, что фугасный снаряд
в
любом случае взорвется раньше, чем успеет долететь до бронеспин-
ки! Поэтому 20-мм фугасный снаряд НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ
СПОСОБЕН
ПРОБИТЬ БРОНЕСПИНКУ самолета!
*************
Значит, в самолет Григория Филатова стало
роковым попадание
именно бронебойного снаряда. Но если это был действительно броне-
бойный, то выходит, что его пробивающая способность что-то чрез-
вычайно мала по сравнению с нормой. По обычным
артиллерийским
правилам, бронебойный снаряд обязан пробивать броню толщиной при-
мерно равной своему диаметру (толщина брони/калибр = 1,0).
А в
данном случае, если учесть, что снаряды немецких пушек MG-FF име-
ли калибр 20 мм - и никакого другого калибра быть не могло,
то
соотношение толщины бронеспинки и калибра снаряда: 8/20=0.4 - это
слишком сильно отличается от стандарта пробиваемости, t/k обязан-
но быть 1,0.
Хотя по мнению автора (имеющего собственую
теорию и баллис-
тики, и бронепробиваемости) этот стандарт глубоко ошибочен, и
в
действительности он гораздо меньше - не более 0,5 калибра в обыч-
ных условиях (подчеркиваю: в обычных!), но ведь с автором не сог-
ласен пока ни один из специалистов от артиллерии, поэтому мнение
О.Т. должно оставаться скрытым. И вот поэтому автор собирает фак-
ты о неполном пробивании брони, как в случае гибели летчика Фила-
това: хотя дыра в броне есть, но снаряд явно не пролетал
через
бронеспинку на другую сторону... И анализ этого случая все больше
убеждает автора, что фронтовики совершенно невнимательно
иссле-
дуют факты бронепробиваемости.
То есть, во многих случаях не происходит правильного
проби-
вания брони - чтобы снаряд полностью проник через нее, и взорвал-
ся бы за броней. Видимо очень часто от удара боеприпаса происхо-
дит только откол брони - выбоина в ней, при котором
снаряд не
пролезает в это отверстие. Но, к сожалению, военные люди которые
наблюдали такие факты, совершенно не разобрались в том, что
они
увидели, и наивно думали, будто перед ними чистый пробой брони. И
таких случаев довольно много. Наверное всем известен факт опытно-
го расстрела устаревшего броненосца "Чесма", с фрагментами броне-
вой системы новейших российских линкоров типа "Севастополь". И
в
литературе теперь опубликовано множество фотографий, с пробоина-
ми в броневых плитах того корабля. Но автор данной работы
пола-
гает, что морские офицеры производившие те опыты, оказались
до-
вольно непрофессиональны, и совершенно не поняли суть происходив-
шего. Хотя дыры в броневых плитах "Чесмы" действительно есть,
но
наверняка это были не пробоины, А ВЫБОИНЫ в броне. То есть, сна-
ряды внутрь корпуса не попадали, а туда полетели осколки от бро-
невых плит. Автор уже писал статьи, в которых разбиралось повре-
дение башни главного калибра "Красный Кавказ" в котором немецкий
снаряд тоже не смог насквозь пробить лобовую сталь башни
толщи-
ной всего 30 мм. Или статью про броненосец "Евстафий", у которо-
го немецкий 280-мм снаряд сделал в 127-миллиметровой
бортовой
броне каземата отверстие, размер которого меньше диаметра снаря-
да...
Точно так же, автору показывали снимки
подбитого немецкого
танка типа "Пантера". По соотношению наклона ее лобовой брони
и
калибра орудий, автор сделал вывод, что ее броня не могла
быть
пробита. Однако - имелись фотографии, на которых ясно видны были
сквозные отверстия. Казалось бы - автор полностью ошибся в своих
первоначальных предположениях, и только теперь появилась
мысль,
что ошибки все же не было. Вполне возможно, что в лобовой
броне
той "Пантеры" были ВЫБОИНЫ - то есть сквозные отколы брони,
без
проникновения снарядов внутрь.
Нетерпеливые читатели тут могут возразить:
а что за нужда
пристала разбираться в вопросе: сквозные это были пробоины с про-
никновением снарядов, или только выбоины в броне, ведь
почти в
каждом случае снаряды достигали поставленной им цели: 1.
Летчик
Филипов (и еще тысячи других летчиков) погиб, несмотря на то, что
немецкий снаряд и не проник в него. 2. Немецкий 280-мм
снаряд
вызвал пожар пороховых зарядов в каземате "Евстафия". 3.
Немец-
кий танк "Пантера" в том случае (и в тысячах ему подобных)
был
подбит и выведен из строя.
************
Для тех, кому неинтересно разбираться -
советую просто не
читать эту статью. Но для всех других читателей скажу: это очень
важно! Дело в том, что если из бронеспинки выбило осколки - зна-
чит она оказалась довольно хрупкой - как оконное стекло, в кото-
рое если бросить очень мелкий камушек, то он не пробивает стекла
насквозь, а производит только небольшой откол его с
внутренней
стороны. Вот именно это и произошло с бронеспинкой самолета Фила-
това. Причем подобное в конце второй мировой войны было и с
не-
мецкими танками: советские снаряды нередко не пробивали их брони,
но производили только ее откол, и танковый экипаж поражался
не
взрывом снаряда, а осколками собственной брони. Впрочем, тоже са-
мое произошло и с башней крейсера "Красный Кавказ"...
То есть, броня боевых средств по мнению
автора - излишне
хрупка. Не правильнее ли было делать ее гораздо
более вязкой
(мягкой), чтобы она тянулась, но не трескалась? Чтобы
в месте
удара снаряда о броню в ней получалась значительная выпуклость,
но не образовывалось бы никакого откола? Ведь еще в начале
1900
годов была изобретена броня из экстрамягкой никелевой стали,
ко-
торая широко применялась для конструкции броневых палуб кораблей
всего мира. Вот цитата из книги "Крейсер "Варяг" Мельникова стр.
45: "... доводы комиссии, которая в соответствии
с указаниями
Верховского и Морского Технического Комитета требовала применить
"броню из экстрамягкой никелевой стали" (как на крейсерах
типа
"Диана".
Хотя экстрамягкая броня немного уступает по
прочности круп-
повской, но зато гораздо пластичнее ее. Дело в том, что по хими-
ческому составу крупповская броня практически нисколько не отли-
лается от экстрамягкой, но разница только в том, что крупповская
закаленная. Но дело в том, что способ закаливания
крупповской
брони весьма своеобразен: с наружной стороны (обращенной к
про-
тивнику) она очень твердая и хрупкая, а с другой стороны -
мяг-
кая и вязкая, что несколько снижает возможность ее раскалывания
при ударе снаряда. Это гетерогенная броня - то есть с разными
ее
свойствами по толщине.
Однако, такое послойное закаливание
возможно только для
плоских броневых плит, а вот для гнутых - послойное закаливание
делать так и не научились... А это означает, что изогнутые броне-
вые различным образом плиты были двух видов - либо равномерно за-
каленные на всю толщину, либо совсем не закаленные. Но
в обоих
этих двух случаях броня была ГОМОГЕННОЙ - то есть однородной
по
своим свойствам.
Дело в том, что бронеспинки у самолетов были
как раз изогну-
тыми - по бокам у них слегка загнуты края, чтобы защищать
тело
летчика от косых прострелов. И вот эта изогнутость не позволила
иметь гетерогенную броню для бронеспинок. Впрочем, тут автор
не
совсем прав, потому, что еще одним фактором было то, что
тонкую
броню вообще не умели делать гетерогенной (толщина всего 8
мм).
Поэтому все бронеспинки у самолетов были только ГОМОГЕННЫЕ -
то
есть худшего качества, по сравнению с гетерогенными...
По мнению автора, в таком случае
самолетную броню вообще
лучше было бы не закаливать - пусть она осталась бы экстрамягкой
- во всяком случае не давала бы собственных осколков, которые
и
убили летчика Филатова. Вот кстати: всем известно, что броня
на
штурмовике Ил-2 быля якобы Гетерогенной, о чем немало хвастались
в советских книжках (потому, что изготовить гетерогенную
броню
двояковыпуклой кривизны - невероятно сложно. Вот как об этом
на-
писано в книге "Самолеты ОКБ имени Ильюшина" (1990 г, стр. 120):
"...Эта броневая сталь имела хорошую ударную вязкость, но
самое
главное, она позволяла изготавливать путем штамповки броневые де-
тали, имевшие сложную поверхность двойной кривизны.
Штамповку
броневых деталей можно было производить на воздухе, после
чего
деталь охлаждалась в масле, а из закалочной ванны она вновь пода-
валась обратно в штамп для окончательной доводки размеров..."
И тут очень непонятно, действительно броня
Ил-2 была гетеро-
генной - или нет? Потому, что в книге Шаврова "История конструк-
ций советских самолетов" говорится мовсем противоположное:
"...Бронекоробка (Ил-2) состояла из двух десятков кусков штампо-
ванных, точной формы, с чистыми краями и с заранее сделанными от-
верстиями под потайные заклепки в 5 и 6 мм. Броня -
гомогенная
(однородная) толщиной 4,5,6,8 и 12 мм (бронеспинка цементирован-
ная).
Собранные бронекоробки проверялись отстрелом,
чтобы убеиться
в отсутствии трещин. Лунки от пуль допускались..."
И тут становится непонятно: гомогенная броня
Ил-2 - это пол-
ностью закаленная, либо наоборот - совсем незакаленная? Я так по-
лагаю, что от закалки бортовой брони они полностью отказались. Об
этом говорят слова: "бронеспинка цементированная" - значит зака-
ленная, в противоположность остальной бортовой броне. Это тем бо-
лее подтверждается фактом, что в броне оставались лунки от пуль,
но трещин и выбоин брони - не было! Вспомните, что у закаленной
бронеспинки "яка" Филатова произошел именно откол закаленной бро-
неспинки.
Кроме того, наверняка невнимательные читатели
нисколько не
обратят внимания на другую сторону этого факта. Как всем
извес-
тно, в СССР в те годы стандартным пехотным оружием была винтовка
Мосина калибра 7,62 мм, и калибра меньшее ее в советской
армии
просто не существовало. А ведь согласно стандарту бронепробивае-
мости, то граница бронепробиваемости пуль снарядов один
калибр
t/k=1,0. Это значит, что пули 7,62 обязаны пробивать броню 7
мм.
Причем на сдаточных испытаниях стреляли по бронекоробке разумеет-
ся под прямым углом, и с небольшой дистанции.
Какая же броня противостояла этим попаданиям?
Как всем из-
вестно, что толщина бортов Ил-2 в районе кабины летчика 6 мм,
а
мотор защищен и того меньше - всего 4 миллиметровой броней.
Но
получается, что 7,62 мм пули видимо не пробивали не только 7
мм,
но даже и 4 мм! Не подумайте, что автор что-то тут искажает.
Вот
сведения из книги знаменитого российского оружейника В. Федорова
"Эволюция стрелкового оружия" 1939 г. М. Воениздат, стр. 155-156:
Длина шага 0.7м
"...Остроконечная пуля весом 9,6 г вес
пороха 3,25г, вес
патрона 22,4 г скорость 860 м/с живая сила у дула 375 кгм
наи-
большая дальность при угле прицеливания 6°07`30"
3200 шагов,
дальность прямого выстрела 595 шагов
"...6 мм щит, принятый к пулемету Максим пробивается
на рас-
стоянии до 70 м,... 4-мм щит, пробивается до 200 м. Щиты первона-
чального изготовления с недостаточной термической обработкой..."
************
"Моделист конструктор" N11 1990 г статья "Надежды
оправда-
лись" А Протасов М.Павлов. О броневиках:
"Броневые катанные листы из хромоникелевой стали,
не пробива-
лись остроконечной винтовочной пулей на дистанции
200 шагов
(140 м). Бронеавтомобили получили название завода-изготовителя их
базового шасси - Русско-Балтийских."
Бронеавтомобили "Остин" "Броневые листы корпуса и башен,
изго-
товленные из хромоникелевой стали на заводе Виккерса, имели тол-
щину 3,5-4 мм и не пробивались остроконечной винтовочной пулей на
дистанции свыше 400 шагов (280 м).
"Броневые листы английского производства заменили
ижорскими,
имевшими толщину 6-7 мм, это обеспечивало защиту от действия
ос-
троконечных винтовочных пуль на дистанции 75 шагов.
"Бронеавтомобиль "Путилов-Гарфорд": "броневые катанные
листы
корпуса и башни этого автомобиля изготавливались из 6,5 мм (лоб,
борт и корма) ижорской стали и не пробивались винтовочной
пулей
на дистанции 150 шагов (110-120 м)
"В качестве базовых шасси применялись автомобили
Русско-Бал-
тийского вагонного завода. Катанные хромоникелевые листы
толщи-
ной 5,5 мм, защищавшие от остроконечных винтовочных пуль на дис-
танции 250 шагов (175 м), изготавливались на Обуховском сталели-
тейном заводе в Петрограде.
Все это автор написал потому,
что завышена пробиваемость
t/k=1,0; и по моему мнению реальный стандарт пробиваемости лежит
в районе t/k=0,5. Поэтому - толщины бортовой брони Ил-2
4-6 мм
успешно выдерживали попадания 7,62 мм пуль.
**********
Но вернемся снова к сбитому Як-1 летчика
Филатова. Если в
него стреляли из авиационной пушки калибра 20 мм, но при этом
не
произошло правильного полного пробивания бронеспинки (откол,
но
без проникновения боеприпаса за броню), то значит это произошло
на пределе пробиваемости. Если взять общепринятый всеми стандарт
t/k=1,0; то 20-мм пушка обязана легко пробить броню толщиной
20
мм. Но даже если использовать стандарт, которого придерживается
Тесленко и еще небольшое число специалистов t/k=0,5 - то все рав-
но 20-мм пушка обязана пробить 10 мм броню, а ведь
бронеспинка
Як-1 была толщиной всего 8 м. Явно, что и этот стандарт не срабо-
тал. Почему?
У автора есть предположение. Дело в том, что
в конце 41-го
года на советском фронте уже действовало несколько сотен "мессер-
шмитов" версии "F" - Bf109F. А у них уже вместо 20-мм пушки MG-FF
стояла MG-151. Причем эта последняя могла иметь два варианта
ка-
либра стволов: 15 мм и 20 мм. Вполне вероятно, что по Як-1 летчи-
ка Филиппова и стреляли из пушки-пулемета калибром 15
мм. Вот
тогда и соблюдается половинный стандарт бронепробиваемости приня-
тый Тесленко: делим 15 мм на 2, получаем толщину насквозь проби-
ваемой брони 7,5 мм. Но поскольку бронеспинка "яка" имела толщи-
ну 8 мм, поэтому и получилось неполное пробивание...
**************
Вероятно, некоторые читатели опять могут
сказать, что им
глубоко наплевать на все размышления автора по поводу поиска
ка-
либра оружия из которого был сбит самолет Филатова, потому,
что
рассуждай - не рассуждай, а результат ими достигнут:
самолет
сбит, а летчик погиб. Причем совершенно неважно: 15-мм калибр или
другой. Потому, что вскоре немцами стали применяться пушки MG-151
калибра 20 мм, а для нее даже половинный стандарт Тесленко толщи-
ны пробиваемой брони равный 0,5*20=10мм - все равно больше толщи-
ны бронеспинки советских истребителей 8 мм. Впрочем, по
некото-
рым сведениям, толщина бронеспинки последних советских истребите-
лей Лавочкина была увеличена кажется до 10 мм. Кстати - именно по
причине своей толщины (12 мм) и не пробивалась бронеспинка штур-
мовиков Ил-2, потому, что мой стандарт бронепробиваемости
тре-
бует против нее пушку калибром 12мм/0,5=24 мм. А пушек такого ка-
либра у немцев не было... Конечно, шибко большие знатоки авиации
могут сказать, что впоследствии у немцев немного применялась пуш-
ка и с большим калибром - 30 мм, но это была очень короткая пуш-
ка с малой длины стволом, и поэтому очень плохой бронепробивае-
мостью, на которую она впрочем и не расчитывалась - предполагая
повреждеать самолеты только фугасными снарядами. А в 1941 году
у
немецких самолетов не существовало пушек калибром более
20 мм,
поэтому они могли пробивать бронеспинки толщиной не более 10
мм
(у Ил-2 бронеспинка была 12 мм). Вот пример, в котором
немецкий
летчик подошел вплотную к одинокому беззащитному Ил-2 старой
мо-
дели еще без кормового стрелка. Поэтому фашисткий летчик мог
де-
лать с ним все, что хотел - расстреливать с любой стороны, с
ко-
торой ему заблагорассудится. И уж сзади - тем более. Но, видимо,
20-мм снаряды немецкой пушки ни разу не смогли пробить бронеспин-
ку Ил-2 (отношение толщины брони к калибру снаряда 12/20=0.6
-
всего лишь чуть больше, чем предельная бронепробиваемость
по
стандарту Тесленко), и поэтому фашист не смог убить
Сироткина,
так как это произошло в ранее описанном случае с гибелью Филато-
ва - из-за пробития бронеспинки. Обстреливая тот Ил-2, немец
за-
ходил Сироткину только сбоку - стреляя в 6-миллиметровую
борто-
вую броню, и даже не пытаясь стрелять сзади - в 12 миллиметровую
бронеспинку. Конечно, читатели должны понимать, что хотя
борто-
вая броня кабины летчика на Ил-2 - всего 6 мм - это вдвое тоньше
чем толщина его бронеспинки - 12 мм (а мотор и вообще покрыт 4 мм
листами), но это вовсе не означает, что бортовая броня
слабее.
Это потому, что немецкий истребитель в принципе не может
стре-
лять по бортовой броне под наивыгоднейшим для пробивания ее
уг-
лом - 90°, так как самолеты взаимно движутся и Ил-2 тоже
имеет
определенную скорость. И в реальности угол обстрела брони не
бо-
лее 45°, а это резко увеличивает сопротивляемость и эффективную
толщину брони. Так же и у мотора - броня кажется слишком тонкой:
всего 4 мм. Но в действительности - мотор выполнен из
довольно
прочных стальных деталей, в отличие от мягкого человека. И
если
человека может убить любой, даже самый маленький осколок,
весом
всего один грамм, то точно такой же осколок не сможет повредить
стальной мотор, и вероятнее всего просто отскочит от него. А 4-мм
бронирование мотора предназначено только для того, чтобы
20-мм
фугасные снаряды взрывались при ударе об эту броню, и дальше
к
мотору летели уже только мельчайшие осколки.
"В конце июля 1942 года летчик 621-го шап
(штурмового авиа-
полка) старший лейтенант Сироткин в составе эскадрильи
одномес-
тных штурмовиков Ил-2 штурмовал переправу через Дон в районе ста-
ницы Цимлянская...
"Мессершмит" зашел сбоку, и его снаряды
повредили моторную
установку "ила" и пробили боковую задвижку фонаря кабины летчика.
При этом осколок разорвавшегося в кабине снаряда угодил Сиротки-
ну в голову (на самом деле это не снаряд разорвался в кабине,
а
всеголишь осколки от остекления фонаря кабины). Кровь из раны за-
ливала глаза, голова кружилась, летчик потерял возможность вести
активную оборону и развернул машину в направлении на свою
базу.
Летит, а "мессер" продолжает бить по штурмовику из пушек и пуле-
метов, заходя для атак с разных сторон...
Сироткин чувствует, что мотор его машины тянет
на пределе.
Еще несколько атак - разрывом снаряда с левого крыла
вырывает
большой участок обшивки (крылья у штурмовика
тогда были
фанерные). На правом крыле уже не одна такая зияющая
дыра. А
штурмовик все летит...
Вот "мессер" еще раз заходит сбоку, длинная
очередь по фюзе-
ляжу - и самолет Сироткина вдруг резко клюнул носом вниз.
"Перебита тяга руля, теперь конец, - проносится
мысль в го-
лове летчика. Хотя, стоп, ведь есть еще триммер..."
Лихорадочно крутит Сироткин штурвальчик
управления тримме-
ром, отклоняя этот маленький "рулек", укрепленный на задней кром-
ке руля высоты, и самолет снова летит горизонтально...
А где же фашист?
Израсходавав весь боекомплект, Ме-109 последний
раз подошел
к "илу", подстроился близко - крылом к крылу, Сироткин видел,
с
каким любопытством разглядывал его вражеский летчик, потом отвер-
нул свою машину и удалился." А Сироткин остался жив, и даже
ус-
пешно посадил свою израненную от стрельбы в упор машину...
*************
Опять же читатели могут сказать, что поскольку
на истребите-
лях всего мира бронеспинки были толщиной 8 мм, то они легко про-
бивались 20-мм пушками, и нечего об этом больше рассуждать!
Но вот это как раз и глупо! Потому, что нет
никакой труднос-
ти значительно увеличить толщину бронеспинки. На заводе без вся-
ких проблем можно заказать броневой лист любой требующейся толщи-
ны: хоть 10, хоть 12 мм, 14 мм. И тогда бронеспинки пилотов ста-
ли бы абсолютно непробиваемыми сушествовавшими авиационными пуш-
ками. За исключением советской 37-мм пушки НС-37, против которой
по стандарту бронепробиваемости требовалась бронеспинка толщиной
19-20 мм.
Читатели могут сказать, что такое увеличение
толщин - невоз-
можно. Это якобы приведет к увеличению веса боевых самолетов, а у
истребителей вроде каждый килограмм на учете. Хотя в противопо-
ложность этому мнению, вес их постоянно возрастал.
Например,
"мессершмит" серии Bf109В1 от первоначальной полетной
массы в
1782 кг, уже в серии "Е3" стал весить 2605 кг, а в серии
"G" -
3150 кг.
Но вот вычислим, насколько увеличится
вес истребителя при
увеличении толщины бронеспинки. Вопреки предположениям неграмот-
ных читателей и авиаконструкторов, это увеличение совершенно нич-
тожно! Смотрите сами: почти на всех советских истребителях начи-
ная от И-15бис и И-16, И-153 и далее: Як-1, МиГ-3, стояли
стан-
дартные бронеспинки толщиной 8 мм, и абсолютно одинаковой формы и
площади - потому, что размеры летчиков за это время нисколько
не
изменились. Но самое главное вес бронеспинки у всех советских са-
молетов был абсолютно стандартным и не таким уж большим -
всего
18,5 кг. Причем это не полный вес брони на советских истребите-
лях. Кроме бронеспинки, у них еще была бронированная чашка
си-
денья, весом 12 кг, так что общий вес брони равен 30,5 кг.
Но чашка сиденья нас данном случае не
интересует, потому,
что рассматривается увеличение веса одной только бронеспинки
-
противостоящей огню авиационных пушек атакующих сзади
самоле-
тов-истребителей. Ясное дело, что читателям не требуется произво-
дить какие либо сложные расчеты по определению формы гнутой бро-
неспинки для определения ее веса. Все можно
произвести очень
просто. Поскольку форму, размеры, и следовательно площадь заспин-
ной брони мы оставляем совершенно неизменной, и изменяем
только
толщину броневого листа, из которого ее согнут, то вычисление ве-
са бронеспинки можно произвести методом известным
даже детям
школьного возраста - возрастание веса прямопропорционально толщи-
не! То есть: если при 8 мм бронеспинка весит 18,5 кг, то
10-мм
спинка для истребителя будет весит 18,5/8*10=23 кг, а
12-мм -
18,5/8*12=28 кг, 14 мм = 18,5/8*14=32 кг.
И только истребители Лавочкина
имели бронеспинку чуть
большей по сравнению с обычной толщину, вместо 8 - 10 мм. Но
это
мало что дает. Потому, что от немецких пушек калибром 20 мм
все
равно не спасает - пробивается и осколки убивают летчика. Причем
толщина 10 мм - граничная для пробиваемости. Если бы Лавочкин до-
думался использовать толщину хотя бы 12 мм! Но, по стандарту бро-
непробиваемости: 10/0,5=20 мм калибр пушки. Причем ее снаряды уже
не могли насквозь пробить эту броню, а всего лишь выбивали из нее
осколки, которые и убивали летчиков. А ведь увеличить
толщину
брони на заводах было так легко!
Читатели могут задать вопрос: но если
авиаконструкторы не
додумывались увеличть толщину брони, чтобы авиационные заводы вы-
пускали такие самолеты, то что могли сделать летчики
строевых
частей? А очень просто: можно было взять бронеспинки с потерпев-
ших аварии или пришедших в негодность истребителей, и поставить
их на действующие. Именно таким образом автор мечтает
написать
книгу, как один советский летчик, видя факт гибели Григория Фила-
това, задумался об этом, и попросил своего механика
поставить
вторую бронеспинку. Никакой трудности в этом не было, потому, что
плоские предметы с правильно загнутыми краями идеально
входят
друг в друга (вспомните горку стаканов, вставленных один в
дру-
гой). Вот и у них также - никаких неровностей не возникло, прос-
то пространство за спиной летчика уменьшилось на толщину
8 мм,
чего он даже и не заметил. Зато непробиваемость его бронеспинки
возросла вплоть до пушек калибром 16/0,5=32 мм - каковых у
нем-
цев и в помине не было. И убить того летчика немцам стало
абсо-
лютно невозможно!
Однако, читатели скажут, что вес такой
бронеспинки станет
ровно в два раза больше, чем у одной - то есть 18,5*2=37
кг. А
вот это неверно! Вероятно читателей это сильно удивит:
как это
так - неужели автор не знает школьной арифметики?
На самом деле, здесь есть другое
обстоятельство. Первона-
чальный вес бронеспинки нас совершенно не должен
интересовать.
Это потому, что он полностью входит в полетный вес самолета,
и
один раз уже учтен вместе с ним. А нас в принципе
интересует
ТОЛЬКО УВЕЛИЧЕНИЕ ВЕСА истребителя по сравнению с исходным.
То
есть, если на истребителе бронеспинка стала удвоенной толщины
-
фактически две бронеспинки, то про первую в факторе
увеличения
веса мы просто обязаны забыть - она там искони стояла. А
учиты-
вать надо только вес второй бронеспинки. Вот на эти 18,5 дополни-
тельных килограмм и возрастет вес самолета-истребителя. К сожале-
нию, большинство читателей привыкло видеть только абсолютные циф-
ры, и не умеет думать относительными. А на самом деле всех
дол-
жно интересовать не абсолютный вес самолета - например 2600 кг
у
Як-1, а только его относительное увеличение от постановки второй
бронеспинки. То есть: к первоначальному весу истребителя 2600
кг
- добавляем вес второй бронеспинки 18,5 кг и получаем
конечный
вес 2618,5, тьфу, черт! Не люблю дробных чисел, пусть будет 2619
кг. Итого увеличение веса Як-1 равно 2619/2600=1.007; или
ВСЕГО
НА 0,7%. Это же ничтожно!
Но ведь точно так же следовало обойтись
и с бронеспинками
толщиной 10 мм, 12 мм, 14 мм - нужно было вычислять не их
абсо-
лютный вес, а только приращение веса от увеличение толщины. Сле-
довательно: из 10 мм новой бронеспинки надо было вычесть
8 мм
старой толщины, и оставить только 2 мм добавки от новой.
Тогда
дополнительный вес истребителя увеличился бы на 18,5/8*2=4,6
ки-
логормма - грубо говоря на 5 кг. Это давало увеличение веса
ис-
требителя на ничтожнейших 0,2%! Точно так же и с другими толщина-
ми: 12 мм дает добавку толщины 4 мм и 9 кг, или - всего на 0,35%.
************
Автору все эти цифры увеличения веса просто
считать смешно.
А ведь что такое удвоение толщины бронеспинки с точки зрения
вы-
живаемости летчика? Надо напомнить, что увеличение толщины брони,
увеличивает ее прочность в квадрате от этого
возрастания. То
есть, если толщину увеличили в два раза, то прочность и следова-
тельно надежность брони возрустут В ЧЕТЫРЕ РАЗА!
Кроме того - самое важное, самое дорогое в
самолете - это
его летчик. Самолетов можно наделать сотни тысяч штук, а вот лет-
чики растут гораздо медленнее. И если в каждом бою за счет
бро-
неспинки будет сохраняться жизнь пилотов, то это гораздо
лучше,
потому, что с убитым в воздухе пилотом и самолет ни в коем
слу-
чае не сохранится. Но мало того: в полном согласии с пословицей:
за одного битого двух небитых дают, то сбитый, но живой и
нера-
ненный пилот - гораздо ценнее двух новеньких и необстрелянных.
Пусть даже пилота сбили (знаменитого немецкого истребителя
Хар-
тмана сбивали не помню сколько раз - кажется тридцать), но
если
летчик остался жив, то в своих последующих боях он будет гораздо
осмотрительнее, чем в этот раз, и поэтому гораздо ценнее как лет-
чик.
И бронеспинка на самолете имеет важнейшую
роль - хотя она
спасает не самолет, а только летчика, но это гораздо важнее. При-
чем - почти никем не учитывается обстоятельство, что бронеспинка
защищает собою не только летчика, но и расположенный впереди
не-
го мотор. Ведь если вражеский истребитель атакует строго сзади, и
его пули не смогли пробить бронеспинку пилота, то с некоторой ве-
роятностью (зависящей от соотношения пощади бронеспинки и
лобо-
вой площади мотора) - есть верятность, что те пули
отраженные
бронеспинкой, ни в коем случае не попадут в мотор - вторую
важ-
нейшую часть самолета...
Я думаю, всем известен случай, как бронеспинка
спасла жизнь
нашего самого знаменитого летчика - трижды Героя Советcкого Сою-
за маршала Покрышкина (а в начале войны - самого
обыкновенного
лейтенанта). Он перегонял с одного аэродрома на другой поврежден-
ный истребитель МиГ-3, у которого даже не убирались ноги
шасси.
Развивать скорость и энергично маневрировать тот самолет конечно
не мог, вся надежда была на удачу. Но все же ему не повезло. Ата-
ковали несколько немецких истребителей. Они заходили Покрышкину в
хвост один за другим и в упор расстреливали его...
Но делали немцы это странным образом,
что и спасло жизнь
Покрышкину: сначала давали пристрелочную очередь из пулеметов,
а
только потом уже открывали огонь каждый из своей пушки. Но
Пок-
рышкин терпеливо ждал, пока по его бронеспинке не застучат немец-
кие 7,92 мм пули, которые не могли пробить 8-мм бронеспинку.
И
только услышав их стук, он тут же начинал скольжение самолета
в
сторону, отчего вражеские пушечные снаряды уже проходили в сторо-
не от него. А ведь немецкие снаряды наверняка пробили бы его 8-мм
бронеспинку...
И так он уворачивался несколько раз, но остался
живым. При-
чем, поймите правильно! Будь у самолетов-истребителей всего мира
бронеспинки большей толщины, чем пресловутые 8 мм, то тогда тыся-
чи пилотов остались бы живы! Представьте: летит ничего не подоз-
ревающий летчик, а сзади к нему подкрался враг, и открыл
огонь.
Именно таким образом - от невнимательности погибло
большинство
пилотов-новичков, да и асов тоже.
Но если бы бронеспинки самолетов легко выдерживали
бы попа-
дания вражеских пуль и снарядов, то тогда, как только вражеский
истребитель открывает сзади огонь, то в бронеспинку летчика раз-
дается вежливый пулеметный стук: "Тук, тук! Разрешите войти?"
От
такого стука любой пилот проснется и тут же среагирует - даст ру-
лями и резко увалит вбок или вниз от вражеской очереди, и благо-
даря этому, вполне возможно, останется жив. Главное: ЧТОБЫ ПИЛОТ
ОСТАВАЛСЯ ЖИВ, даже если вражеские боеприпасы стучат об его бро-
неспинку...
Вот примерно как спасла бронеспинка другого
знаменитого пи-
лота - Арсения Ворожейкина, сбившего 52 вражеских самолета. Надо
сказать, что Ворожейкин - пятый в СССР ас по количеству
сбитых
вражеских самолетов. Причем непонятно: в число его подбед
вошли
только немецкие самолеты, или другие тоже? Потому, что
Арсений
Ворожейкин начал воевать еще в 1939 году на Халхин-Голе, и
сбил
там несколько японских самолетов - непонятно, учтены сбитые
им
японские истребители - или нет?
Когда он сражался на Халхин-Голе, то
летал на И-16 (как
впроченм и в начальный период Великой отечественной
войны), и
бронеспинка его "ишачка" была обычной толщины - 8 мм, но к счас-
тью и у японских истребителей в то время не было пулеметов полу-
дюймового калибра, а только обычного винтовочного...
Книга А.Ворожейкина "Солдаты неба" (1986 г,
стр 58):
"Я тогда еще не знал, а мой малый опыт
не мог подсказать,
что ликовать в небе так же опасно, как и вести воздушный бой
без
осмотрительности. Три-пять секунд восторга, радости - и
против-
ник этим воспользовался: к напарнику подобрались три истребителя,
ко мне - пара. Для выхода из-под атаки нам оставалось одно - рез-
ко вывернуться. Но за время этого короткого маневра самураи
мо-
гут ударить по СБ, уже вставшим на боевой курс. Колонна в пятде-
сят четыре бомбардировщика вот-вот должна нанести удар по окопав-
шимся самураям на горе Баин-Цаган. Надо любой ценой удержать вра-
жеских истребителей хоть на полминуты, иначе прицельный бомбовый
удар по японцам будет сорван. Пока самураи бьются с нами, наши СБ
должны успеть сбросить бомбы.
Мы загородили бомбардировщиков своими самолетами,
подставив
себя японцам. Мы были мишенями. И враг, чтобы пробить себе доро-
гу, торопился расправиться с нами. Как мы ни старались
защитить
друг друга, японцам удалось быстро разъединить нас, а потом я
и
свсем упустил из виду товарища.
Уклоняясь от огня, я маневрировал, но
пули нет-нет да и
хлестали по мне. Я слышал их дробные удары по бронеспинке. Какой
неприятный звук! (прошу читателей еще раз внимательно вдуматься в
смысл этой фразы: "Я СЛЫШАЛ ИХ ДРОБНЫЕ УДАРЫ ПО БРОНЕСПИНКЕ".
И
представьте себе, что стало бы с летчиком, если бы бронеспинки не
было? - прим.О.Т.)
Но я ждал. Долго ждал. Секунды казались
бесконечностью. От
самолета летели хлопья перкали и щепки, (а летчик при этом
даже
ни разу не был ранен. - Прим.О.Т.) но "ишачок" все еще был послу-
шен мне.
...От врага избавиться было уже не в моей
власти (его само-
летбыл подбит, и садился на вынужденную, а сзади на хвосте "висе-
ли" несколько японских истребителей - прим.О.Т.)
Дробными ударами пули хлестали по моему самолету.
НАДЕЯСЬ НА
БРОНЕСПИНКУ, КАК НА КРЕПОСТЬ, я прижался к ней, Сжал плечи, опус-
тил ниже голову..."
Арсений Ворожейкин остался жив после того
боя - и даже ни
разу не ранен боеприпасами японских истребителей (хотя и получил
травмы от переворачивания самолета при посадке). Но главное,
что
бронеспинка спасла ему жизнь. А вот, в противоположность
этому,
погибли тысячи японских летчиков, летавших в начале второй миро-
вой войны, потому, что у них совсем не было никаких бронеспинок.
Это была полная глупость со стороны японцев. Но и
европейские
авиаконструкторы оказались не намного умнее их, в принципе такие
же дураки, только в другой одежде... Если бы они увеличили толщи-
ны бронеспинок своих самолетов, то тогда и 20-миллиметровые авиа-
пушки не смогли бы пробивать их, и тысячи летчиков остались
бы
живы благодаря утолщенным бронеспинкам.