НА  ГЛАВНУЮ
8.01.2001
          ПИКИРОВАНИЕ ЧЕТЫРЕХМОТОРНЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ
                    Автор - Олег Тесленко <C>
     В предыдущих статьях автор уже неоднократно утверждал,  что
любой самолет может выполнять бомбометание  методом  пикирования.
Причем это касается даже тяжелых  четырехмоторных  бомбардировщи-
ков времен второй мировой войны, всех без исключения: ТБ-3, Пе-8,
"Летающая  крепость"  Б-17,  "Сверхкрепость"  Б-29,  "Либерейтор"
Б-24, "Ланкастер". Вряд ли кто из любителей авиации согласится  с
этим утверждением. Например один  авиационный  специалист  утвер-
ждал, что двухмоторные Ил-4 не могут выполнять пике  под  80°,  а
только 10° от горизонтали. И совершенно неожиданно  нашлось  кос-
венное подтверждение мыслям автора: бомбардировщики могут  выпол-
нять продолжительное пике под немыслимо большим углом - 90°, и не
разваливаются от этого. Это опубликовано в  "Экспресс-информации"
БНТ ЦАГИ за 1941-1945 г.
                СЛУЧАЙ ПИКИРОВАНИЯ САМОЛЕТА Б-24
                 (ЭИ N26 (294), ноябрь  1944 г)
    "В декабре 1943 года на  о.  Новая  Британия  двум  самолетам
Б-24, летевшим в строю, грозило столкновение из-за резкого  пово-
рота одного из самолетов. Пилот второго самолета, чтобы  избежать
столкновения, сделал резкий вираж влево, но этого ему  показалось
недостаточным, и он сделал горку. Вследствие резкости маневра са-
молет перевернулся на спину. При попытке пилота перевести  машину
в нормальное положение, самолет потерял скорость и навысоте  2900
м перешел в левый штопор. Соединенными усилиями первого и  второ-
го пилотов удалось преодолеть инерцию 30-тонной машины и перевес-
ти самолет в пикирование под углом 88°. Окончательно вывести  са-
молет из пикирования удалось на высоте 1060 м, для чего первый  и
второй пилоты вынуждены были упереться ногами в приборную  доску.
Скорость пикирования приблизительно была равна 480 км/ч.
     Самолет получил следующие повреждения: на консолях крыла, на
расстоянии 2,5 м от концевых обтекателей,  образовались  складки.
Задняя кромка руля высоты в средней своей части  прогнулась  вниз
на 40 мм; нижняя полотняная обшивка руля была сорвана; обшивкаки-
ля покоробилась, и были сорваны некоторые заклепки."
                   **************************
     Обращает на себя внимание необычайно большой угол  пикирова-
ния - 88°! Даже специальные  самолеты-пикировщики  типов  Ю-87  и
Пе-2 и то не пикировали под таким большим углом наклона  траекто-
рии.
     Также в этом примере наверняка все  читатели  отметят  труд-
ность вывода бомбардировщика из пике: пилоты даже уперлись в при-
борную доску ногами - с такой силой они тянули  на  себя  рукоять
руля высоты, а также повреждения самолета. Но на самом деле - пи-
лоты упирались ногами только потому, что земля была близко, и  не
имея опыта в пикировании машины такого веса - они стремились вый-
ти из пике как можно раньше, чтоб не  встретиться  с  землей.  то
есть- не было никакого заклинивания рулей воздушным потоком,  как
это случалось со скоростными истребителями. Например:
     "Американский летчик Роберт Кнапп,  атакуя  над  территорией
Германии истребитель FW-190, спикировал на своем "Тандерболте" со
скоростью 1350 км/ч. При такой скорости рули оказались зафиксиро-
ванными, так, что летчик потерял  возможность  управлять  ими,  а
краска на рулях покоробилась. На высоте 1500 м самолет  вышел  из
пикирования и вновь стал управляемым."
     Но в отличие от "Тандерболта"  Кнаппа,  бомбардировщик  Б-24
пикировал с гораздо меньшей скоростью - всего лишь  480  км/ч,  и
никакой фиксации рулей воздушным потоком у бомбардировщика не бы-
ло. Им нужно было побыстрей выйти из пике, и только  из-за  этого
летчики Б-24 выходили из пике с крутым переломом траектории - как
можно сильнее уменьшив радиус разворота. Причиной  тому  была  их
неопытность и необычность ситуации - ведь они вышли  из  пике  на
довольно большом расстоянии от земли - в запасе у них  был  целый
километр высоты. Можно вспомнить, что настоящие пилоты-пикировщи-
ки Ю-восемдесят седьмых на Средиземном море  иногда  выходили  из
пике над самыми мачтами. Причем пилоты "Либерейтора" видимо  даже
не обращали внимания на величину разрушающей  перегрузки,  только
стремясь покруче выводить машину. То есть - если бы "Либерейторы"
специально приспосабливали для пикирующего бомбометания, то  пос-
тавив обычный для самолетов такого типа устройство автоматическо-
го вывода из пике, который стоял и на Ю-87, и на Пе-2, и на Ту-2,
то радиус вывода  можно  было  выполнять  побольше,  от  чего  бы
уменьшилась перегрузка, и не появились бы мелкие повреждения  аэ-
родинамических поверхностей, которые и так, впрочем, весьма неве-
лики... Причем - самолет который специально готовят для пикирова-
ния - его проверяют на этот режим, и остается только немного уси-
лить слабые места, и  даже  из  четырехмоторных  бомбардировщиков
могли получится отличные пикировщики.
     Вспоминается замечанеи одного из оппонентов о  невозможности
превращения тяжелых бомбардировщиков в пикировщики: "...А насчет,
все "бомбардировщики-пикировщики", ну да все, только угол пикиро-
вания и высота выхода из него разные. И с Ту-4 можно с  пикирова-
ния бомбить, только смысла нет, слишком высоко выводить  из  него
придется ;-)))"