Глава:
ОШИБОЧНЫЙ МЕТОД ВОРОЖЕЙКИНА
Однако, не все могут догадаться, что главной
находкой Воро-
жейкина было не сам факт стрельбы в упор, а сего
лишь способ
УМЕНЬШЕНИЯ СКОРОСТИ САМОЛЕТА В МОМЕНТ СТРЕЛЬБЫ - чтобы растянуть
время и иметь возможность хорошо прицелится.
Дело в том, что все другие летчики во время
учебной стрельбы
быстро сближались с конусом, и поэтому стреляли с дальней дистан-
ции - боясь столкнуться с учебной мишенью. И поэтому их стрельба
была малорезультативна.
А Ворожейкин придумал способ, как
замедлить движение са-
молета. Резко зигзагами меняя курс перед самой мишенью он
почти
останавливал истребитель, во всяком случае скорость у него в
мо-
мент прицеливания была чрезвычайно мала. И за счет
этого имел
больше времени на спокойное прицеливание. В то время, как неопыт-
ные пилоты стреляли на большой скорости, время прицелиться у
них
почти не было - всего лишь полсекунды, фактически стрельба
нав-
скидку, и чаще всего мазали...
Но НИКТО из его учеников не понял, что
такой способ можно
использовать только в учебном бою по полотняной мишени, а в нас-
тоящей войне это практически неприменимо. Дело в том, что
Воро-
жейкин попросту тормозил самолет рядом с конусом, при этом пово-
рачиваясь к нему боком своего самолета. Рядом со вражеским аэроп-
ланом такие маневры попросту недопустимы и смертельно опасны. По-
тому, что как только уменьшишь скорость, да еще повернешся боком
к противнику, так тут же будешь сбит. И наиболее характерное
оп-
ровержение методу Ворожейкина есть реальный боевой эпизод на
по-
бережье Черного моря в районе Севастополя в 1942 г, наблюдавший-
ся с земли знаменитым авиационным командиром - дважды Героем
Со-
ветского Союза В.И. Раковым. Случай этот связан с чрезвычайно ти-
хоходным и слабовооруженным самолетом - морским ближним разведчи-
ком "МБР-2", имевшем скорость у земли 235 км/ч, и всего два пуле-
метика калибра 7,62 мм. Этот самолет представлял
собою просто
большую мишень для любого истребителя, поскольку к тому же совер-
шенно не имел брони...
"Капитан Князев, возвращаясь с морской разведки
на самолете
"МБР-2", уже подходил к Херсонесу, обогнув который мог
сравни-
тельно спокойно сесть в бухту. Еще немного - и очередной
вылет
для него был бы закончен.
- На "МБР-2" напали истребители, сообщили
в это время на
аэродром...Четыре немецких истребителя по очереди пикировали
на
самолет Князева.
А Князев перекидывал свою машину из
крена в крен. Маневри-
руя над самой водой, он все время старался выйти на пересекающий-
ся с атакующим истребителем курс (то есть стать на перпендикуляр-
ный ему курс - точно как конус при учебной стрельбе. Прим. О.Т.):
большое угловое перемещение затрудняло противнику стрельбу. Лет-
чик избрал правильную тактику. Когда воздушный бой происходил
на
высоте, вражеские истребители завершали атаку, почти
поравняв-
шись с целью. Поразив ее с короткой дистанции, они уходили вниз,
чтобы разогнав самолет, вновь устремиться наверх. Здесь
же ны-
рять под целью было некуда. Князев шел над самой пучиной Черного
моря, и, опасаясь ее объятий, немецкие истребители проходили
не
снизу, а над крыльями нашего самолета. Тем самым они подставляли
его пулеметам свои лягушачьи животы.
В первых же атаках был сбит один из
истребителей. Не успев
задымить, он влетел в волны с огромной скоростью, как футбольный
мяч в сетку ворот с пенальти. Видимо был поражен не только само-
лет, но и сам летчик. Это сразу охладило пыл других, и они стали
выходить из атак за пятьсот метров от Князева, то есть не сближа-
лись на дистанцию самого эффективного огня.
...зенитчики правильно сделали,
что начали стрелять по-
раньше. Они отгоняли гитлеровцев от Князева и позволяли ему
бо-
лее прямым маневром идти к берегу.
А Князев уже подбил второй самолет. Мы сразу
заметили, что
"Мессершмит" поврежден. Выйдя из пикирования он не стал взмывать
ввысь, а пошел с заметным снижением к берегу: тянул
за линию
фронта. Шлейф за ним мы не увидели: "Мессершмит" не горел, но мо-
тор был, очевидно, выведен из строя. Самолет шел так, как
сни-
жаются, планируя.
До своих "Мессершмит" не дотянул, не дотянул
он и до нашего
берега... Немецкий самолет сел в море...
Но это было после, а сейчас еще шел бой, и
над Князевым ви-
сели два самолета. Два он сбил, но все равно у врага было большое
численное превосходство. Вряд ли им хотелось признать поражение
от одного русского, вооруженного двумя пулеметами, против
четы-
рех на каждом их самолете.
Князев уже был под защитой зенитных батарей,
когда один из
"Мессершмитов" пошел в очередную атаку и был сбит так же
эффек-
тно, как и первый. Чуть не врезавшись в берег, он упал в воду
с
куртым углом пикирования.
- Кто сбил?
- Князев!
Впрочем, сам летчик потом с легким сердцем
уступил этот са-
молет зенитчикам. На его счету и так было два. Четвертый позорно
ретировался, чтобы доложить своему командованию о плачевном исхо-
де боя.
...Героический экипаж поздравляли, была
выпущена листовка,
посвященная его подвигу. В.В. Ермаченков решил представить Князе-
ва к званию Героя Советского Союза..." (В.И. Раков "В авиации
-
моя жизнь" 1988 г стр 346-349)
**********
Казалось бы, просто интересный боевой эпизод. Но
если заду-
маться, то становиться ясно, что немецкие истербители находились
фактически в положении учебной стрельбы по конусу. Однако,
если
бы они попытались при этом использовать метод Ворожейкина, То это
для них было бы ЕЩЕ ХУЖЕ! (хотя и так уж хуже некуда...)
Дело в том, что после стрельбы по конусу,
ворожейкин ВСЕГДА
НАПРАВЛЯЛ СВОЮ МАШИНУ ВНИЗ - иначе потерявший скорость
самолет
свалился бы в штопор. Ведь только скорость позволяет
воздушным
струям эффективно воздействовать на рули управления и
произво-
дить маневры самолету. А Князев наоборот - пресек немцам возмож-
ность уходить вниз.
Кроме того: летчикам хорошо известно, что при пологом
пикиро-
вании самолет быстро увеличивает скорость, а вот при наборе высо-
ты, НАОБОРОТ - УМЕНЬШАЕТ. То есть, вынуждая немецкие истребители
проходить НАД ЕГО САМОЛЕТОМ (вниз - нельзя: море, вперед им было
тоже нельзя - риск столкнуться или попасть под носовой обстрел
с
"МБР-2", и назад никак не выходило - ведь стреляли они с упрежде-
нием, поэтому и физически не могли уходить под хвостом советско-
го самолета). Оставалось только ВВЕРХ. Но при этом "Мессершмиты"
заметно теряли в скорости, и оказывались над кормовой пулеметной
башней "МБРа" МЕДЛЕННО ПОЛЗУЩЕЙ МИШЕНЬЮ, подставив ему свой без-
защитный живот... А если бы Ворожейкин попытался еще
и встать
сначала БОКОМ к этому "МБРу" всего в СТА МЕТРАХ ОТ НЕГО, Да еще и
почти без скорости, то его тут же расстреляли бы КАК ЦЫПЛЕНКА!
********
Однако читатели не могут заметить
кое-каких различий при
учебной стрельбе по конусу, и по реальному врагу в настоящем воз-
душном бою.
рис различия стрельбы по конусу и по вражескому
самолету
При тренировочной стрельбе по конусу буксируемому
другим са-
молетом, летчик не имеет права стрелять по нему сзади
- иначе
очень высока вероятность попасть в свой самолет-буксировщик. А
в
настоящей боевой стрельбе наоборот - самолеты сбивают друг друга
почти всегда (за редкими исключениями) только сзади. И число
са-
молетов получивших пули сзади составляет видимо около 95%.
А с
других направлений - сбоку, сверху или снизу всего лишь около
-
5% самолетов. Стрельба в конус производится только СБОКУ
- все
100 %. Но при такой стрельбе очень трудно учесть смещение конуса
- и приходится давать упреждение. А в скоротечном бою - это ведь
даже не бой, а просто стрельба навскидку, потому, что
истреби-
тель сближается с конусом в считанные доли секунда весьма трудно
давать упреждение, и велика вероятность промаха. стр 57 книги Во-
рожейкина "Небо чистое". Поэтому молодые летчики стреляя по кону-
су на большой скорости - промахивались.
Но при обычной стрельбе в продольном
направлении сзади по
настоящему противнику - никакого упреждения давать не требуется.
Причем в настоящем воздушном бою с дальней
дистанции даже
легче нацелить свой самолет, чем с ближней - потому, что против-
ник вынужден разворачиваться по кругу малого радиуса, а стреляю-
щий самолет в этом случае - может делать плавный
доворот по
большой дуге, что гораздо легче.
рис разного радиуса и диаметра дуги
для двух самолетов и
меньший угол доворота на дальней дистанции.
Более того, с близкой дистанции в
правильно маневрирующий
самолет вообще попасть нельзя. В этом виноват простейший
закон
геометрии: ведь пули и снаряды авиационной пушки летят строго
по
касательной круга описываемого самолетом истребителем. И если два
кружащихся самолета описывают виражи одинакового радиуса, то
ни
один из них не сможет попасть друг в друга. Такой случай расска-
зал один из лучших летчиков мира - германский ас N2
Герд Бар-
кхорн - сбивший 301 самолет: "Однажды в 1943 году, мне
пришлось
на Ме-109Г сражаться с одним советским летчиком на ЛаГГ-3...
Наш
бой продолжался 40 минут, и я не смог его одолеть. Мы вытворяли
на своих машинах все, что только знали и могли. И все же вынужде-
ны были разойтись..."*
Но на этот раз обоих асов подвела их
привычка стрелять с
близкой дистанции - издалека они может и смогли бы пусть с малой
вероятностью попасть в друг друга.
Суть этого боя в том, чтобы не оставлять ни
секунды свой са-
молет на прямом курсе, а на обоюдном вираже с близкой дистанции
попасть невозможно.
Казалось бы тут автор сам себе
противоречит - ведь наи-
большее количество самолетов расстреляно с малого
расстояния.
Однако никакого противоречия нет. Потому, что гибли чаще
всего
малоопытные пилоты, не умевшие грамотно маневрировать, или
слу-
чайно зазевавшиеся. Если бы каждый из них заранее заметив прибли-
жающуюся сзади опасность тут же применил резкий маневр, то
ока-
зался бы жив.
Причем, как правило, победу в воздушном бою
по большей час-
ти приносила только первая - неожиданная атака, а успешность вто-
рой и третьей атак даже у самых лучших асов была гораздо меньше.
Недаром, немецкие пилоты старались неожиданно напасть на
совет-
ские истребители, а если первое нападение не приносило успеха, то
они нередко просто покидали поле боя, не желая впустую
тратить
силы. Об этом говорил немецкий ас Герд Баркхорн: "В начале войны
русские летчики были неосмотрительны в воздухе, действовали ско-
ванно, и я легко сбивал их неожиданными атаками..."* - 3 -
* (А.Докучаев "Российских асов никто не мог
превзойти" "Мо-
лодая Гвардия" 1995 N5)
То же самое по сути о важности успеха
первой атаки повто-
ряет и Ворожейкин (хотя с упором на советское
превосходство):
"Наши асы в Испании, в Китае, на Халхин-Голе, а затем в ходе
Ве-
ликой отечественной войны, как правило, уничтожали вражеские
са-
молеты с первой очереди. Повторная атака по ситребителю, если
он
не подбит, в групповом бою почти исключалась. Самолет врага рез-
ким маневром выходил из-под удара..." ("Небо истребителя" 1991
г
стр 57)