На главную
   Отрывок из книги Олега Тесленко (E-mail: teog@uic.nnov.ru)
              "ПАРАДОКСЫ  ВОЗДУШНОЙ СТРЕЛЬБЫ"

     Глава:      ОШИБОЧНЫЙ МЕТОД   ВОРОЖЕЙКИНА  
     Однако, не все могут догадаться, что главной находкой  Воро-
жейкина было не сам факт стрельбы в упор,  а  сего  лишь  способ
УМЕНЬШЕНИЯ СКОРОСТИ САМОЛЕТА В МОМЕНТ СТРЕЛЬБЫ - чтобы  растянуть
время и иметь возможность хорошо прицелится.
     Дело в том, что все другие летчики во время учебной стрельбы
быстро сближались с конусом, и поэтому стреляли с дальней дистан-
ции - боясь столкнуться с учебной мишенью. И поэтому их  стрельба
была малорезультативна.
     А Ворожейкин придумал способ,  как  замедлить  движение  са-
молета. Резко зигзагами меняя курс перед самой мишенью  он  почти
останавливал истребитель, во всяком случае скорость у него в  мо-
мент прицеливания была чрезвычайно мала. И  за  счет  этого  имел
больше времени на спокойное прицеливание. В то время, как неопыт-
ные пилоты стреляли на большой скорости, время прицелиться у  них
почти не было - всего лишь полсекунды, фактически  стрельба  нав-
скидку, и чаще всего мазали...
     Но НИКТО из его учеников не понял, что  такой  способ  можно
использовать только в учебном бою по полотняной мишени, а в  нас-
тоящей войне это практически неприменимо. Дело в том,  что  Воро-
жейкин попросту тормозил самолет рядом с конусом, при этом  пово-
рачиваясь к нему боком своего самолета. Рядом со вражеским аэроп-
ланом такие маневры попросту недопустимы и смертельно опасны. По-
тому, что как только уменьшишь скорость, да еще повернешся  боком
к противнику, так тут же будешь сбит. И наиболее характерное  оп-
ровержение методу Ворожейкина есть реальный боевой эпизод на  по-
бережье Черного моря в районе Севастополя в 1942 г,  наблюдавший-
ся с земли знаменитым авиационным командиром - дважды Героем  Со-
ветского Союза В.И. Раковым. Случай этот связан с чрезвычайно ти-
хоходным и слабовооруженным самолетом - морским ближним разведчи-
ком "МБР-2", имевшем скорость у земли 235 км/ч, и всего два пуле-
метика калибра 7,62 мм. Этот  самолет  представлял  собою  просто
большую мишень для любого истребителя, поскольку к тому же совер-
шенно не имел брони...
     "Капитан Князев, возвращаясь с морской разведки на  самолете
"МБР-2", уже подходил к Херсонесу, обогнув  который  мог  сравни-
тельно спокойно сесть в бухту. Еще немного -  и  очередной  вылет
для него был бы закончен.
      - На "МБР-2" напали истребители, сообщили в  это  время  на
аэродром...Четыре немецких истребителя по очереди  пикировали  на
самолет Князева.
      А Князев перекидывал свою машину из крена в крен.  Маневри-
руя над самой водой, он все время старался выйти на пересекающий-
ся с атакующим истребителем курс (то есть стать на перпендикуляр-
ный ему курс - точно как конус при учебной стрельбе. Прим. О.Т.):
большое угловое перемещение затрудняло противнику стрельбу.  Лет-
чик избрал правильную тактику. Когда воздушный бой происходил  на
высоте, вражеские истребители завершали  атаку,  почти  поравняв-
шись с целью. Поразив ее с короткой дистанции, они уходили  вниз,
чтобы разогнав самолет, вновь устремиться наверх.  Здесь  же  ны-
рять под целью было некуда. Князев шел над самой пучиной  Черного
моря, и, опасаясь ее объятий, немецкие истребители  проходили  не
снизу, а над крыльями нашего самолета. Тем самым они  подставляли
его пулеметам свои лягушачьи животы.
      В первых же атаках был сбит один из истребителей. Не  успев
задымить, он влетел в волны с огромной скоростью, как  футбольный
мяч в сетку ворот с пенальти. Видимо был поражен не только  само-
лет, но и сам летчик. Это сразу охладило пыл других, и они  стали
выходить из атак за пятьсот метров от Князева, то есть не сближа-
лись на дистанцию самого эффективного огня.
     ...зенитчики правильно  сделали,  что  начали  стрелять  по-
раньше. Они отгоняли гитлеровцев от Князева и позволяли  ему  бо-
лее прямым маневром идти к берегу.
     А Князев уже подбил второй самолет. Мы сразу  заметили,  что
"Мессершмит" поврежден. Выйдя из пикирования он не стал  взмывать
ввысь, а пошел с заметным снижением  к  берегу:  тянул  за  линию
фронта. Шлейф за ним мы не увидели: "Мессершмит" не горел, но мо-
тор был, очевидно, выведен из строя. Самолет шел  так,  как  сни-
жаются, планируя.
     До своих "Мессершмит" не дотянул, не дотянул он и до  нашего
берега... Немецкий самолет сел в море...
     Но это было после, а сейчас еще шел бой, и над Князевым  ви-
сели два самолета. Два он сбил, но все равно у врага было большое
численное превосходство. Вряд ли им хотелось  признать  поражение
от одного русского, вооруженного двумя пулеметами,  против  четы-
рех на каждом их самолете.
     Князев уже был под защитой зенитных батарей, когда  один  из
"Мессершмитов" пошел в очередную атаку и был сбит так  же  эффек-
тно, как и первый. Чуть не врезавшись в берег, он упал в  воду  с
куртым углом пикирования.
     - Кто сбил?
     - Князев!
     Впрочем, сам летчик потом с легким сердцем уступил этот  са-
молет зенитчикам. На его счету и так было два. Четвертый  позорно
ретировался, чтобы доложить своему командованию о плачевном исхо-
де боя.
     ...Героический экипаж поздравляли, была  выпущена  листовка,
посвященная его подвигу. В.В. Ермаченков решил представить Князе-
ва к званию Героя Советского Союза..." (В.И. Раков "В  авиации  -
моя жизнь" 1988 г стр 346-349)
                      **********
    Казалось бы, просто интересный боевой эпизод. Но  если  заду-
маться, то становиться ясно, что немецкие истербители  находились
фактически в положении учебной стрельбы по конусу.  Однако,  если
бы они попытались при этом использовать метод Ворожейкина, То это
для них было бы ЕЩЕ ХУЖЕ! (хотя и так уж хуже некуда...)
    Дело в том, что после стрельбы по конусу,  ворожейкин  ВСЕГДА
НАПРАВЛЯЛ СВОЮ МАШИНУ ВНИЗ - иначе  потерявший  скорость  самолет
свалился бы в штопор. Ведь только  скорость  позволяет  воздушным
струям эффективно воздействовать на рули  управления  и  произво-
дить маневры самолету. А Князев наоборот - пресек немцам  возмож-
ность уходить вниз.
    Кроме того: летчикам хорошо известно, что при пологом пикиро-
вании самолет быстро увеличивает скорость, а вот при наборе высо-
ты, НАОБОРОТ - УМЕНЬШАЕТ. То есть, вынуждая немецкие  истребители
проходить НАД ЕГО САМОЛЕТОМ (вниз - нельзя: море, вперед им  было
тоже нельзя - риск столкнуться или попасть под носовой обстрел  с
"МБР-2", и назад никак не выходило - ведь стреляли они с упрежде-
нием, поэтому и физически не могли уходить под хвостом  советско-
го самолета). Оставалось только ВВЕРХ. Но при этом  "Мессершмиты"
заметно теряли в скорости, и оказывались над кормовой  пулеметной
башней "МБРа" МЕДЛЕННО ПОЛЗУЩЕЙ МИШЕНЬЮ, подставив ему свой  без-
защитный живот... А если бы Ворожейкин  попытался  еще  и  встать
сначала БОКОМ к этому "МБРу" всего в СТА МЕТРАХ ОТ НЕГО, Да еще и
почти без скорости, то его тут же расстреляли бы КАК ЦЫПЛЕНКА!
                       ********
     Однако читатели не могут  заметить  кое-каких  различий  при
учебной стрельбе по конусу, и по реальному врагу в настоящем воз-
душном бою.
     рис различия стрельбы по конусу и по вражескому самолету
     При тренировочной стрельбе по конусу буксируемому другим са-
молетом, летчик не имеет права стрелять по  нему  сзади  -  иначе
очень высока вероятность попасть в свой самолет-буксировщик. А  в
настоящей боевой стрельбе наоборот - самолеты сбивают друг  друга
почти всегда (за редкими исключениями) только сзади. И число  са-
молетов получивших пули сзади составляет видимо около  95%.  А  с
других направлений - сбоку, сверху или снизу всего лишь  около  -
5% самолетов. Стрельба в конус производится только  СБОКУ  -  все
100 %. Но при такой стрельбе очень трудно учесть смещение конуса
- и приходится давать упреждение. А в скоротечном бою - это  ведь
даже не бой, а просто стрельба навскидку,  потому,  что  истреби-
тель сближается с конусом в считанные доли секунда весьма  трудно
давать упреждение, и велика вероятность промаха. стр 57 книги Во-
рожейкина "Небо чистое". Поэтому молодые летчики стреляя по кону-
су на большой скорости - промахивались.
     Но при обычной стрельбе в продольном  направлении  сзади  по
настоящему противнику - никакого упреждения давать не требуется.
     Причем в настоящем воздушном бою с  дальней  дистанции  даже
легче нацелить свой самолет, чем с ближней - потому, что  против-
ник вынужден разворачиваться по кругу малого радиуса, а  стреляю-
щий самолет в  этом  случае - может  делать  плавный  доворот  по
большой дуге, что гораздо легче.
     рис разного радиуса и диаметра дуги  для  двух  самолетов  и
меньший угол доворота на дальней дистанции.
     Более того, с близкой дистанции  в  правильно  маневрирующий
самолет вообще попасть нельзя. В этом  виноват  простейший  закон
геометрии: ведь пули и снаряды авиационной пушки летят строго  по
касательной круга описываемого самолетом истребителем. И если два
кружащихся самолета описывают виражи одинакового радиуса,  то  ни
один из них не сможет попасть друг в друга. Такой случай  расска-
зал один из лучших летчиков мира - германский  ас  N2  Герд  Бар-
кхорн - сбивший 301 самолет: "Однажды в 1943 году,  мне  пришлось
на Ме-109Г сражаться с одним советским летчиком на ЛаГГ-3...  Наш
бой продолжался 40 минут, и я не смог его одолеть.  Мы  вытворяли
на своих машинах все, что только знали и могли. И все же вынужде-
ны были разойтись..."*
     Но на этот раз обоих асов подвела  их  привычка  стрелять  с
близкой дистанции - издалека они может и смогли бы пусть с  малой
вероятностью попасть в друг друга.
     Суть этого боя в том, чтобы не оставлять ни секунды свой са-
молет на прямом курсе, а на обоюдном вираже с  близкой  дистанции
попасть невозможно.
     Казалось бы тут автор сам  себе  противоречит  -  ведь  наи-
большее количество самолетов  расстреляно  с  малого  расстояния.
Однако никакого противоречия нет. Потому, что  гибли  чаще  всего
малоопытные пилоты, не умевшие грамотно маневрировать,  или  слу-
чайно зазевавшиеся. Если бы каждый из них заранее заметив прибли-
жающуюся сзади опасность тут же применил резкий маневр,  то  ока-
зался бы жив.
     Причем, как правило, победу в воздушном бою по большей  час-
ти приносила только первая - неожиданная атака, а успешность вто-
рой и третьей атак даже у самых лучших асов была гораздо  меньше.
Недаром, немецкие пилоты старались неожиданно напасть  на  совет-
ские истребители, а если первое нападение не приносило успеха, то
они нередко просто покидали поле боя, не  желая  впустую  тратить
силы. Об этом говорил немецкий ас Герд Баркхорн: "В начале  войны
русские летчики были неосмотрительны в воздухе, действовали  ско-
ванно, и я легко сбивал их неожиданными атаками..."* - 3 -
     * (А.Докучаев "Российских асов никто не мог превзойти"  "Мо-
лодая Гвардия" 1995 N5)
     То же самое по сути о важности успеха  первой  атаки  повто-
ряет и Ворожейкин (хотя с  упором  на  советское  превосходство):
"Наши асы в Испании, в Китае, на Халхин-Голе, а затем в ходе  Ве-
ликой отечественной войны, как правило, уничтожали вражеские  са-
молеты с первой очереди. Повторная атака по ситребителю, если  он
не подбит, в групповом бою почти исключалась. Самолет врага  рез-
ким маневром выходил из-под удара..." ("Небо истребителя" 1991  г
стр 57)