1.12.99
НЕОБЫЧНЫЙ СЛУЧАЙ С ПАДЕНИЕМ ПАТРОНОВ
В КОТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ЛИНКОРА "НЬЮ-МЕКСИКО"
Автор - Олег Тесленко <C>
Цитита из книги С. Сулига "Линкоры типа "Нью-Мексико"
(1996
г): "В сумерках 12 мая (1945 г) большая группа "камикадзе" приб-
лизилась к линкору с кормы. Зенитчики без промедления
открыли
огонь и 127-мм снаряд взорвался под одним из самолетов,
который
буквально перебросило через мачты корабля. Он упал в
море так
близко от борта, что один из матросов сказал: я мог бы попасть
в
него мотыгой". Снаряды изрешетили второй самолет от двигателя
до
хвостового оперения, но он сумел проскочить этот вал огня и вре-
зался в навесную орудийную палубу. Взрывом в дымовой трубе вырва-
ло 10-метровый кусок обшивки, а осколки засыпали
корабль от
фок-мачты до грот-мачты. Пламя от взорвавшегося авиабензина
по-
лыхнуло на высоту 60 метров, верхушка трубы стала напоминать
ги-
гантский факел. Часть зенитного боезапаса провалилась через бро-
невые колосники в котельные отделения и котлы в них
вышли из
строя. Между обломками замельками санитары с носилками, доктора,
и матросы аварийных партий. Часть боезапаса удалось выбросить
за
борт, часть - передать к уцелевшим орудиям и автоматам, чтобы
те
поддерживали огонь по самолетам. Спустя четверть часа пожары уда-
лось взять под контроль, а через 21 минуту огонь везде был поту-
шен. Потери в экипаже составили 177 человек, включая 55 убитых
и
3 пропавших без вести. Ремонт повреждений могла произвести только
верфь.
Утром 17 мая уцелевшие зенитные средства "Нью-Мексико"
снова
открыли огонь и одновременно аварийные партии под
руководством
инженеров, прибывших с ремонтного судна "Оушенус", которое приш-
вартовалось к борту линкора, устраняли последствия попадания "ка-
микадзе". Благодаря их усилиям корабль смог выполнять
функции
флагмана еще 2 недели, пока 27 мая не получил приказ следовать на
Гуам."
**********
В этом описании автора данной статьи удивило сообщение
о па-
дении патронов зенитных орудий прямо в дымовую трубу. Как же мог-
ло произойти такое невероятное событие? Дело в том, что эти боеп-
рипасы в принципе не могли упасть в отверстие трубы,
поскольку
все предметы стремятся падась строго вертикально вниз, а ведь
ни
одна из зенитных установок не располагалась на дымовой трубе лин-
кора "Нью-Мексико".
Но после небольших раздумий все стало ясно. На самом
деле в
котельные отделения упали боеприпасы принадлежащие вовсе не
зе-
ниткам линкора, а патроны с того самого самолета "Камикадзе"
-
который взорвался в трубе у "Нью-Мексико". Именно так и
должно
быть: своим тараном фюзеляж самолета пробил обшивку трубы, но сам
при этом от удара рассыпался на мелкие
чести. Ведь толщина
стальных листов оболочки трубы около 5-7 миллиметров, что гораз-
до прочнее, чем алюминиевая обшивка самолета толщиной всего один
миллиметр, даже не учитывая, что сама сталь как материал тоже го-
раздо прочнее самолетного дюраля. То есть - стальной мотор само-
лета пробил наружную стенку трубы, и тут же произошел взрыв
его
бензина, разметавший машину на мелкие кусочки - но уже внутри ко-
рабельной дымовой трубы.
О том, что японский самолет взорвался практически
в трубе го-
ворят некоторые подробности. Вот например: "Взрывом
в дымовой
трубе вырвало 10-метровый кусок обшивки". Дело в том, что фугас-
ный взрыв напоминает шарообразную поверхность, и он направлен
во
все стороны, поэтому при взрыве самолета просто на палубе рядом с
трубой - повреждения корабельных конструкций должны быть и по ок-
ружности диаметром таким же. А взрыв бензина -
имеет гораздо
меньшую скорость детонации, чем у боевого взрывчатого вещества. И
бензиновая вспышка дает разрушения только в полузамкнутом
прос-
транстве: например - внутри трубы. Что и было на самом
деле. И
если бы самолет взорвался на палубе, то вспышка
бензина тоже
должна была быть шарообразной (у которой высота одинакова с шири-
ной). Но из-за того, что бензин вспыхнул внутри корабельной тру-
бы, то его пламя этой трубой было направлено строго вертикально
вверх - на очень большую высоту 60 метров - как будто из
пушки
в небо выстрелили... А если бы такого же диаметра произошла
ша-
рообразная вспышка на палубе - то этим огнем спалило бы
множес-
тво людей - и в том числе адмирала с капитаном на командном мос-
тике...
И еще маленькое замечание: "взрывом вырвало
10-метровый ку-
сок обшивки" - это звучит очень смешно, потому, что диаметр дымо-
вой трубы у линкора "Нью-Мексико" на самом деле гораздо
меньше
этого размера - всего лишь около пяти метров. То есть,
по тому
описанию получается, что взрыв якобы разорвал дымовую трубу попо-
лам - чего на самом деле не было... Видимо не десятиметровый
ку-
сок обшивки был вырван, а от взрыва самолета внутри трубы
в ее
обшивке образовалась пробоина ПЛОЩАДЬЮ около 10 квадратных
мет-
ров. Но это означает, что линейные размеры пробоины (ее высота
и
ширина) были порядка 3 метров - перемножте 3х3=9 - около 10 кв.м.
А ведь 3 м - это как раз равно диаметру винта любого
самолета
времен второй мировой войны. То есть - японский самолет
вонзив-
шись в дымовую трубу, пробил ее своим винтом, мотором и
фюзеля-
жем, и взорвался внутри.
При этом разлетелись в разные стороны и детали патронных
ящи-
ков, и неизрасходованные в этой самоубийственной атаке
патроны
самолета. Но пробивная сила их разлета была ничтожна, и
изнутри
они снарядные гильзы не смогли пробить стенки трубы, и
остались
внутри ее - то есть упали вниз: в котельные отделения...
А там
стояли горячие котлы - ведь дымоход от каждого из них идет прак-
тически вертикально вверх. Поэтому самолетные патроны упали
на
раскаленные колосники котлов, и накалившись - через
небольшое
время стали взрываться. Но взрывы эти были довольно слабые и поч-
ти безвредные. Дело в том, что снаряды от авиапушки калибра 20-мм
дают совсем небольшую пробоину даже в тонкой алюминиевой обшивке
самолета (толщиной всего 1 мм) - не более 200 мм
диаметром. И
микроскопические взрывы этих снарядиков едва могли повредить
ко-
тельные трубки из стали толщиной стенок 2-4 мм. То есть, повреж-
дения от этих патронов конечно были, но небольшие. Хотя для кора-
бельного парового котла на самом деле важен не размер поврежде-
ния, а только сам факт его. Дело в том, что для котла не
играет
никакой роли площадь отверстия в его трубках - будь это всего
1
миллиметр, или целые 200. Давление пара в котлах настолько вели-
ко, что даже через отверстие ничтожного диаметра в один
милли-
метр пар все равно будет вырываться наружу со страшной силой,
и
при этом скоро полностью прекратится работа силовой
установки
линкора из-за убыли пресной воды. Но впрочем, и справляются
с
этой бедой тоже радикальным образом: остужают котел, потом коче-
гары лезут в него, распиливают дырявую трубку, и вставляют в
нее
стальные заглушки. Поэтому никого не интересует,
каков размер
пробоины в котелной трубке: один миллиметр или все двести: ее все
равно спиливают и глушат. А если учесть, что даже в одном водот-
рубном корабельном котле насчитывается сотни трубок, то
потеря
двух-трех десятков их не считается большой бедой.
Иногда были
случаи, когда котлы много лет работали с неполным
количеством
трубок - на 20-30% меньше, чем было вначале.
************
Возможно некоторым знатокам покажется слишком
мелким это за-
мечание, однако, автор этой статьи серьезно изучивший
историю
военно-морского флота нашел в этом предмете чудовищные
несураз-
ности, которые никто из простых читателей даже не
подозревает.
Они вольготно себя чувствуют во множестве основных
положений
военно-морской теории: факторов защищенности, живучести, ходкос-
ти кораблей, воздействия их оружия тактики и стратегии флота.
И
поэтому автор во всех своих работах стремится постоянно
раскры-
вать эти несуразности и ошибки. Но каждое крупное
заблуждение
военно-морской публики как правило состоит из многих мелких оши-
бок. Поэтому автор статьи решил не пропускать и мелочи,
чтобы
постоянно обращать внимание читателей, на то как многочисленные
писатели-историки искажают истину чуть ли не в каждом факте. При-
чем чаще всего они делают это вовсе не из-за корыстных
побужде-
ний, или с какой-либо целью скрыть истину, а просто от
невнима-
тельности и плохого понимания принципов действия военно-морской
техники. И автор ставит своей целью слегка воспитать читателей
в
критическом духе, чтобы они не верили всему безоглядно у
масти-
тых историков, а старались проверять их постоянно...