Reklama.Ru. The Banner Network.ismap></a> <h1><b><font color=         На  Главную

1.12.99
              НЕОБЫЧНЫЙ СЛУЧАЙ С ПАДЕНИЕМ ПАТРОНОВ
         В  КОТЕЛЬНЫЕ  ОТДЕЛЕНИЯ  ЛИНКОРА "НЬЮ-МЕКСИКО"
                    Автор - Олег Тесленко <C>
    Цитита из книги С. Сулига "Линкоры типа  "Нью-Мексико"  (1996
г): "В сумерках 12 мая (1945 г) большая группа "камикадзе"  приб-
лизилась к линкору с кормы.  Зенитчики  без  промедления  открыли
огонь и 127-мм снаряд взорвался под одним из  самолетов,  который
буквально перебросило через мачты корабля. Он  упал  в  море  так
близко от борта, что один из матросов сказал: я мог бы попасть  в
него мотыгой". Снаряды изрешетили второй самолет от двигателя  до
хвостового оперения, но он сумел проскочить этот вал огня и  вре-
зался в навесную орудийную палубу. Взрывом в дымовой трубе вырва-
ло 10-метровый кусок  обшивки,  а  осколки  засыпали  корабль  от
фок-мачты до грот-мачты. Пламя от взорвавшегося  авиабензина  по-
лыхнуло на высоту 60 метров, верхушка трубы стала напоминать  ги-
гантский факел. Часть зенитного боезапаса провалилась через  бро-
невые колосники в котельные отделения и  котлы  в  них  вышли  из
строя. Между обломками замельками санитары с носилками,  доктора,
и матросы аварийных партий. Часть боезапаса удалось выбросить  за
борт, часть - передать к уцелевшим орудиям и автоматам, чтобы  те
поддерживали огонь по самолетам. Спустя четверть часа пожары уда-
лось взять под контроль, а через 21 минуту огонь везде был  поту-
шен. Потери в экипаже составили 177 человек, включая 55 убитых  и
3 пропавших без вести. Ремонт повреждений могла произвести только
верфь.
    Утром 17 мая уцелевшие зенитные средства "Нью-Мексико"  снова
открыли огонь и одновременно аварийные  партии  под  руководством
инженеров, прибывших с ремонтного судна "Оушенус", которое  приш-
вартовалось к борту линкора, устраняли последствия попадания "ка-
микадзе". Благодаря их усилиям  корабль  смог  выполнять  функции
флагмана еще 2 недели, пока 27 мая не получил приказ следовать на
Гуам."
                           **********
    В этом описании автора данной статьи удивило сообщение о  па-
дении патронов зенитных орудий прямо в дымовую трубу. Как же мог-
ло произойти такое невероятное событие? Дело в том, что эти боеп-
рипасы в принципе не могли упасть в  отверстие  трубы,  поскольку
все предметы стремятся падась строго вертикально вниз, а ведь  ни
одна из зенитных установок не располагалась на дымовой трубе лин-
кора "Нью-Мексико".
    Но после небольших раздумий все стало ясно. На самом  деле  в
котельные отделения упали боеприпасы принадлежащие вовсе  не  зе-
ниткам линкора, а патроны с того самого  самолета  "Камикадзе"  -
который взорвался в трубе у "Нью-Мексико". Именно  так  и  должно
быть: своим тараном фюзеляж самолета пробил обшивку трубы, но сам
при этом от  удара  рассыпался  на  мелкие  чести.  Ведь  толщина
стальных листов оболочки трубы около 5-7 миллиметров, что  гораз-
до прочнее, чем алюминиевая обшивка самолета толщиной всего  один
миллиметр, даже не учитывая, что сама сталь как материал тоже го-
раздо прочнее самолетного дюраля. То есть - стальной мотор  само-
лета пробил наружную стенку трубы, и тут же произошел  взрыв  его
бензина, разметавший машину на мелкие кусочки - но уже внутри ко-
рабельной дымовой трубы.
    О том, что японский самолет взорвался практически в трубе го-
ворят некоторые подробности. Вот  например:  "Взрывом  в  дымовой
трубе вырвало 10-метровый кусок обшивки". Дело в том, что  фугас-
ный взрыв напоминает шарообразную поверхность, и он направлен  во
все стороны, поэтому при взрыве самолета просто на палубе рядом с
трубой - повреждения корабельных конструкций должны быть и по ок-
ружности диаметром таким же. А  взрыв  бензина  -  имеет  гораздо
меньшую скорость детонации, чем у боевого взрывчатого вещества. И
бензиновая вспышка дает разрушения только в  полузамкнутом  прос-
транстве: например - внутри трубы. Что и было на  самом  деле.  И
если бы самолет взорвался на  палубе,  то  вспышка  бензина  тоже
должна была быть шарообразной (у которой высота одинакова с шири-
ной). Но из-за того, что бензин вспыхнул внутри корабельной  тру-
бы, то его пламя этой трубой было направлено  строго  вертикально
вверх - на очень большую высоту 60 метров - как  будто  из  пушки
в небо выстрелили... А если бы такого же диаметра  произошла  ша-
рообразная вспышка на палубе - то этим огнем спалило  бы  множес-
тво людей - и в том числе адмирала с капитаном на командном  мос-
тике...
    И еще маленькое замечание: "взрывом вырвало  10-метровый  ку-
сок обшивки" - это звучит очень смешно, потому, что диаметр дымо-
вой трубы у линкора "Нью-Мексико" на самом  деле  гораздо  меньше
этого размера - всего лишь около пяти метров. То  есть,  по  тому
описанию получается, что взрыв якобы разорвал дымовую трубу попо-
лам - чего на самом деле не было... Видимо не десятиметровый  ку-
сок обшивки был вырван, а от взрыва самолета внутри  трубы  в  ее
обшивке образовалась пробоина ПЛОЩАДЬЮ около 10  квадратных  мет-
ров. Но это означает, что линейные размеры пробоины (ее высота  и
ширина) были порядка 3 метров - перемножте 3х3=9 - около 10 кв.м.
А ведь 3 м - это как раз равно  диаметру  винта  любого  самолета
времен второй мировой войны. То есть - японский  самолет  вонзив-
шись в дымовую трубу, пробил ее своим винтом, мотором  и  фюзеля-
жем, и взорвался внутри.
    При этом разлетелись в разные стороны и детали патронных ящи-
ков, и неизрасходованные в этой  самоубийственной  атаке  патроны
самолета. Но пробивная сила их разлета была ничтожна,  и  изнутри
они снарядные гильзы не смогли пробить стенки трубы,  и  остались
внутри ее - то есть упали вниз: в котельные  отделения...  А  там
стояли горячие котлы - ведь дымоход от каждого из них идет  прак-
тически вертикально вверх. Поэтому самолетные  патроны  упали  на
раскаленные колосники котлов, и  накалившись  -  через  небольшое
время стали взрываться. Но взрывы эти были довольно слабые и поч-
ти безвредные. Дело в том, что снаряды от авиапушки калибра 20-мм
дают совсем небольшую пробоину даже в тонкой алюминиевой  обшивке
самолета (толщиной всего 1 мм) - не более  200  мм  диаметром.  И
микроскопические взрывы этих снарядиков едва могли повредить  ко-
тельные трубки из стали толщиной стенок 2-4 мм. То есть,  повреж-
дения от этих патронов конечно были, но небольшие. Хотя для кора-
бельного парового котла на самом деле важен не  размер  поврежде-
ния, а только сам факт его. Дело в том, что для котла  не  играет
никакой роли площадь отверстия в его трубках - будь это  всего  1
миллиметр, или целые 200. Давление пара в котлах настолько  вели-
ко, что даже через отверстие ничтожного диаметра  в  один  милли-
метр пар все равно будет вырываться наружу со страшной  силой,  и
при этом скоро полностью  прекратится  работа  силовой  установки
линкора из-за убыли пресной воды. Но  впрочем,  и  справляются  с
этой бедой тоже радикальным образом: остужают котел, потом  коче-
гары лезут в него, распиливают дырявую трубку, и вставляют в  нее
стальные заглушки. Поэтому никого  не  интересует,  каков  размер
пробоины в котелной трубке: один миллиметр или все двести: ее все
равно спиливают и глушат. А если учесть, что даже в одном  водот-
рубном корабельном котле насчитывается сотни  трубок,  то  потеря
двух-трех десятков их не считается  большой  бедой.  Иногда  были
случаи, когда котлы много лет  работали  с  неполным  количеством
трубок - на 20-30% меньше, чем было вначале.
                          ************
     Возможно некоторым знатокам покажется слишком мелким это за-
мечание, однако, автор этой  статьи  серьезно  изучивший  историю
военно-морского флота нашел в этом предмете  чудовищные  несураз-
ности, которые никто из простых читателей  даже  не  подозревает.
Они вольготно себя  чувствуют  во  множестве  основных  положений
военно-морской теории: факторов защищенности, живучести,  ходкос-
ти кораблей, воздействия их оружия тактики и стратегии  флота.  И
поэтому автор во всех своих работах стремится  постоянно  раскры-
вать эти несуразности и ошибки.  Но  каждое  крупное  заблуждение
военно-морской публики как правило состоит из многих мелких  оши-
бок. Поэтому автор статьи решил не  пропускать  и  мелочи,  чтобы
постоянно обращать внимание читателей, на то  как  многочисленные
писатели-историки искажают истину чуть ли не в каждом факте. При-
чем чаще всего они делают это вовсе не из-за  корыстных  побужде-
ний, или с какой-либо целью скрыть истину, а просто  от  невнима-
тельности и плохого понимания принципов  действия  военно-морской
техники. И автор ставит своей целью слегка воспитать читателей  в
критическом духе, чтобы они не верили всему безоглядно  у  масти-
тых историков, а старались проверять их постоянно...