НА   ГЛАВНУЮ   СТРАНИЦУ
24.02.2000
          ЧТО  ЗНАЮТ  ТАНКИСТЫ  О  БРОНЕ?
   Автор - Олег Тесленко, по идее Евгения Мичурина.
"Виктор Корогвик" ncd@mail.ru
  Здравствуйте Олег!
  Прочитал Ваше письмо  С.В.Сулиге.  Дельно  и  по  существу.  Но
все-таки позволю себе пару замечаний.  В  своих  очень  подробных
рассуждениях - а у настоящего историка так и  должно  быть  -  Вы
учитываете все нюансы, вплоть до влияния углов прецессии и  нута-
ции на толщину пробиваемой брони. Хотя, если  честно,вряд-ли  это
влияние уменьшает пробиваемость больше, чем на 2-3%. В то же вре-
мя все авторы, и Вы в том числе, пишущие о противоборстве Брони и
Снаряда, в своих расчетах имеют дело с  какой-то  средней,  амор-
фной броней, не имеющей временной и национальной  принадлежности.
А ведь крупповская легированная сталь выпуска 39  года  и  совет-
ская броня 41, когда в стране каждый килограмм никеля, хрома, ва-
надия был на учете-это разные вещи. А отсюда-непонимание  у  юно-
шей, только начинающих осваивать эту интереснейшую  тему,  как-же
это немцы на своих Pz-III уничтожали наши Т-34? Ведь если сравни-
вать калибры и миллиметры, то этого быть никак не может. А  было.
Как ни жаль.
                        ****************
 >>> Олег: А вот мое мнение по этому вопросу прямо  противополож-
но. Это не у советских танков была плохая броня, а наоборот  -  у
немецких, правда в конце войны, когда Германия лишилась  поставки
легирующих элементов из Швеции. И вряд ли у Советского Союза мог-
ли быть калие-либо проблеммы с недопоставками легирующих  добавок
- настолько велика наша страна, очень уж много месторождений раз-
нообразных металов. Известно, что например марганец даже  вывози-
ли Черным морем в другие страны на продажу.
   И хотя в "Технике-молодежи" один раз  проскользнуло  мнение  о
том, что качество брони немецких танков в конце войны  ухудшилось
якобы из-за прекращения поставок легирующих элементов из  Швеции,
но я лично сомневаюсь в этом. Дело в том, что Гитлер  мотивировал
необходимость удержания Украины от наступающих советских войск  в
1944 году тем, что без этой области Германия тоже лишится  значи-
тельной части металла для танковой брони. Но  министр  промышлен-
ности Шпеер ответил ему, что в самой Германии производится намно-
го больше металла и легирующих добавок, чем на  всей  Украине.  А
вот по мнению автора, более реальной причиной учудшения  качества
немецкой брони в конце войны стала торопливость немцев  -  видимо
они в целях экономии времени стали сокращать такую важную  опера-
цию как отпуск брони после нагрева - это  очень  длительный  про-
цесс. И возможно поэтому немецкая броня стала более хрупкой,  чем
в начале.
                           **********
    О том, что немцы вовсе не уничтожали советские Т-34 со  своих
Pz-III (обычными снарядами), а  причины  разгрома  Красной  Армии
совсем в другом - я надеюсь доказать в статье "Танковая  трагедия
1941-го года". Но характерно, что вопрос о  недостаточном  качес-
тве советской танковой брони впервые поднят именно Вами  (хотя  я
Вас глубоко уважаю) - НИКОГДА прежде никто не писал о плохой бро-
не советских танков. И НИКАКИХ ДАННЫХ хоть косвенно  подтверждаю-
щих Ваше мнение я ни разу не видел. Да и Вы тоже  не  привели  ни
малейшего доказательства этого. Казалось бы -  наглядный  пример:
подбитие тридцатьчетверок немецкими тройками.  Но  я  столь  тща-
тельно изучал повреждения кораблей от артиллерийских  снарядов  и
пробитие корабельной брони, пришел к выводу, что большая часть из
этих описаний - полное заблуждение, и истинные причины  тех  пов-
реждений были совсем иными. Видимо и для танков будет  правильным
тот же вывод. Хотя и в танки стреляли снарядами, и иногда  проби-
вали их, но окончательный выход танков из строя  чаще  происходил
от деморализации экипажей. То есть - потери средних и тяжелых со-
ветских танков в первый период войны надо объяснять вовсе не про-
биванием и слабостью их брони.
                        *****************
   Так чья же броня на самом деле была лучше? Разумеется  мне  не
хочется верить на слово разным танковым  "авторитетам".  Хотелось
бы взять хороший справочник по  бронетанковой  технике,  где  для
каждой страны стояли бы вполне конкретные цифры прочности  танко-
вой брони - ее ударную вязкость, предел текучести. Так, чтоб  это
были правильные цифры и им можно было верить, и при  желании  пе-
ресчитать толщину брони любого танка для сравнения с танком  дру-
гой страны, учитывая, что у одного из них  качество  брони  лучше
или хуже, чем у аналога. Я прочитал немало книг по истории и кон-
струкции танков - но НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ ДАННЫХ о  прочности  танко-
вой стали разных стран. Интересно сравнить это с положением в ко-
раблестроительной тематике: в военно-морской исторической литера-
туре, хоть и редко, но все же иногда проскальзывают  скупые  дан-
ные о прочности корабельной брони.  Позволю  привести  себе  нес-
колько выдержек:
   Журнал "Судостроение" N5-6 1995г: "Только-только в 1880-е  го-
ды с помощью английской фирмы "Каммель"  успели  наладить  выпуск
сталежелезной брони, как уже в 1894-1895 гг. пришлось от нее  пе-
реходить к стале-никелевой, а уже в конце 1895  г.  на  смену  ей
пришла еще более стойкая против снарядов гарвеевская. Первые пли-
ты гарвеевской брони Ижорского завода испытали на полигоне в  ок-
тябре 1896 г. и только с весны 1898г. Обуховский завод, также ос-
воивший их производство, начал с пмощью нового 7500-тонного прес-
са выполнять заказ для "Ослябя". Но уже в конце 1896 г. в  Герма-
нии начали выпуск новой брони по технологии завода Круппа,  кото-
рый, выполняя заказ брони для броненосца "Полтава", предложил ис-
пытать такую плиту на полигоне в Росии. В мае 1898г. (по  догово-
ру с фирмой) Ижорский завод приступил к новой кардинальной  пере-
наладке производства под выпуск новой брони.
   ...Крупповская броня на 30 % прочнее гарвеевской (от  хромони-
келевой она в принципе не отличается по химсоставу, но  отличает-
ся способом закалки). Для броневых палуб применялась хромоникеле-
вая броня. Снаряд попадая в нее под углом меньше 15° не  пробивал
ее, а сделав ложкообразную вмятину, рикошетировал.

 ТОЛЩИНЫ РАВНОПРОЧНОЙ БРОНИ:
 ЖЕЛЕЗНАЯ =380 мм
 СТАЛЕ-ЖЕЛЕЗНАЯ (Вильсона) = 305 мм
 ЦЕМЕНТОВАННАЯ (Гарвея) = 190 мм
 ЦЕМЕНТОВАННАЯ И ЗАКАЛЕННАЯ (Круппа)=145 мм
                        *****************
    Данные о прочности корабельной брони для  линкоров  постройки
второй мировой войны гораздо скупее. Вот  о  японской  броне  (Из
книги о "Ямато" С-Петербург 1994г):
"...Пояс набирался из броневых плит VH (Viccers Hardsned)  -  так
японцы обозначали броню, закаленную с  лицевой  поверхности.  Она
соответствовала по составу стандартной  японской  броневой  стали
NVNC (New Vissers non Cemented),  от  которой  отличалась  только
тем, что была закалена на  несколько  сантиметров...  Японцам  не
удалось разработать удовлетворительную технологию насыщения угле-
родом поверхностного слоя броневых плит (цементации), так что  им
пришлось использовать для изготовления VH-брони сталь  с  высоким
общим насыщением углеродом и полученные броневые  плиты  оказлись
излишне хрупкими. По мнению американских специалистов,  броня  VH
уступала  эквивалентной  гомогенной  (незакаленной)  американской
броне примерно на 10%, а особо высококачественной английской  це-
ментированной броне CA - почти на треть..."
                          ************
    А вот выдержки из книги "Bismarck" (1994 г стр 16):
    "Метод  изготовления  Крупповской  прокатной  стали    (Krupp
Walzstahl) или как ее стали позже называть "Крупповская  цементи-
рованная броня" (KC = Krupp Cementiert)  был  изобретен  в  конце
прошлого столетия и с того времени претерпел  ряд  незначительных
усовершенствований. Однако только после Первой мировой войны  ме-
таллурги разработали качественно  новые  технологии  изготовления
подобной брони. Достигалось это посредством стальных сплавов,  но
в основе оставался все тот же "Метод  Круппа"  (Krupp-Verfahren).
Первоначально броневые сплавы включали добавки  никеля,  хрома  и
марганца. Позднее стали добавлять ванадий,  а  затем  молибден  и
вольфрам.
    Необходимое процентное собержание  углерода  в  верхнем  слое
брони достигалось обработкой в плавильной печи. Глубина проникно-
вения углерода зависела от времени этого процесса.  После  доста-
точного охлаждения производили механическую  обработку  (формовку
или изгиб). Затем полученные плиты медленно нагревали до  опреде-
ленной температуры  и  сразу  мгновенно  охлаждали  поверхностный
слой, придавая ему высокую твердость. Материал ниже цементованно-
го слоя оставался сравнительно мягким.
   Больших успехов достигли немецкие инженеры  и  в  изготовлении
более тонкой брони. Широкое применение электросварки на новых ко-
раблях привело их к идее сварного соединения броневых листов, од-
нако применявшаяся ранее броневая сталь KNC (подобная KC, но  не-
цементованная) и никелевая сталь не  подходили  для  этих  целей.
Поэтому были разработаны специальные виды броневых сталей,  полу-
чивших название "Wh" (Wotan hart) и Ww (Wotan wejch)  -  соответ-
ственно закаленная и мягкая броневая сталь..."
   Хотя автор заметил, что в описании технологии изготовления не-
мецкой брони Печуконисом и Давыдовым допущена ошибка. Дело в том,
что изогнутую броню нельзя было равномерно  закалить,  так  чтобы
одна ее сторона - лицевая была твердой для отражения  снаряда,  а
тыльная - мягкой. Такая броня называется гетерогенной. И считает-
ся более высокого качества - примерно на тридцать процентов,  чем
гомогенная (то есть однородная). Причем гомогенная была двух  ро-
дов: когда не пытаясь добиться гетерогенности сталевары вообще не
производили закалки, и тогда получалась мягкая броневая сталь,  и
во втором варианте - просто закаливали изогнутую броневую  деталь
на всю ее толщину. Тогда она бала тоже гомогенной, но  жесткой  и
хрупкой. А гетерогенными во всех странах могли изготовлять ТОЛЬКО
ПЛОСКИЕ броневые плиты. Поэтому, когда читатели видят  на  танках
криволинейные броневые детали - например: маска пушки  или  литая
башня - сразу можете уверенно считать, что это гомогенная  броня,
и ее качество на треть уступает плоским листам корпуса. То  есть,
несмотря на то, что толщина башенной брони нередко больше, чем  у
листов корпуса, но вот прочность ее может быть даже меньше...
   Прочитав это, читатели могут подумать, что они  что-то  начали
понимать в танковой  броне.  Ничего!  Поймите,  чтобы  объективно
сравнивать танки разных стран, кроме толщин их бронирования  нуж-
но сравнивать еще и качество их броневых сталей. И не  просто  на
слух: что одна сталь лучше, а другая хуже, а с  помощью  количес-
твенных показателей, например - ударную вязкость. Но  ведь  ни  в
одном справочнике не приводятся эти показатели  прочности  танко-
вых броневых сталей! И мы сейчас ничего  не  можем  сказать,  чья
броня была лучше: американская? английская? немецкая?  советская?
А ведь сделать это было так просто! на  полях  сраженний  остава-
лись тысячи подбитых танков. И всех их собирали и везли на переп-
лавку. Бери любой из них, вырезай  из  каждого  листа  брони  не-
большой кусочек - испытательную пластинку и проверяй в механичес-
кой лаборатории ее прочность, и на изгиб, и на твердость по Брин-
нелю, и ударную вязкость, предел текучести - все что угодно.  Это
самое обычное, заурядное дело на любом сталелитейном заводе:  та-
кие пробы производятся для каждой партии изготовленной  стали!  А
вражеские танки выходит  не  проверяли?  Это  что  же  за  абсурд
такой...