Reklama.Ru. The Banner Network.ismap></a> <h1><b><font color=         На главную

начато 1.01.98  окончено 7.01.98
            БОМБОВЫЕ ПОПАДАНИЯ В "МИКУМА" "МОГАМИ"
     В сражении у Мидуэя уже были потоплены четыре  лучших  япон-
ских авианосца. Но адмирал Ямамото отдал приказ  тяжелым  крейсе-
рам обстрелять из орудий главного калибра  аэродромы  на  острове
Мидуэй.
     В этой операции крейсера ничего не достигли, но уклоняясь от
атаки подводной лодки вдруг столкнулись два корабля: "Нос тяжело-
го крейсера "Могами" пропорол борт своего "систер-шипа"  над  ва-
терлинией с левого борта под носовой надстройкой, оставив в  неф-
тяных цистернах пробоину длинной 20 м и шириной 2 м. На маневрен-
ных качествах "Микума" это никак не сказалось, но из  него  стала
обильно вытекать нефть, оставляя предательский след. Нос "Могами"
был согнут почти под прямым углом влево до башни N1 ,  поврежден-
ная оконечность заполнилась водой до средней палубы,  и  движение
корабля вперед стало невозможным. Носовую часть удалось  отделить
и после подкрепления переборки "Могами" мог идти  вперед,  но  на
скорости не более 12 узлов..."
     "На рассвете 7 июня "Могами" смог увеличить скорость  до  14
узлов, но в 03.30 оба корабля  были  обнаружены  пикировщиками  с
"Энтерпрайза". Между 06.45 и 11.45 крейсера были атакованы  тремя
волнами "донтлессов" вооруженных 227-кг и 454-кг бомбами.
     Первая волна из 26 бомбардировщиков  из  состава  эскадрилий
VB-8 и VS-8 (соответственно бомбардировочная и разведывательная с
"Хорнета") добилась двух попаданий в  "Могами":  в  башню  ГК  N5
(бомба проникла внутрь и перебила всю прислугу)  и  в  самолетную
палубу в средней части корабля, отчего в торпедном отделении  на-
чался пожар. К счастью, торпеды были выброшены за борт еще  после
столкновения с "Микумой", поэтому пожар потушили всего за час...
     Вторая волна из 31 пикировщика...атаковала  в  9.30,  добив-
шись попаданий в оба крейсера. "Могами" получил бомбу перед носо-
вой надстройкой и еще одну в самолетную  палубу,  но  повреждения
были средней тяжести. В "Микума" попало не менее пяти бомб:  пер-
вая в башню N3 , вызвав повреждения носовой надстройки, где  нес-
колько человек, включая командира капитана 1 ранга Сакао Сакияма,
было убито и ранено, две бомбы затем попали в носовое МО  правого
борта и еще две - в кормовое МО левого борта, вынудив крейсер ос-
тановится. Эти же две бомбы вызвали большой пожар в торпедном от-
делении, в результате которого в 10.58 взорвались  торпеды.  Этот
взрыв полностью разрушил корабль. Принявший  командование,  стар-
ший офицер капитан 2 ранга Такасима, приказал  оставить  крейсер.
Эсминец "Арасио" попытался приблизиться для снятия экипажа.
     Третья волна из 24 бомбардировщиков эскадрилий VB-8 и VS-8 с
"Хорнета" атаковала в 11.45, добившись близких разрывов,  которые
повредили оба эсминца, и прямого попадания  в  самолетную  палубу
"Могами". Взрыв повредил спасательные люки из МО и  убил  большое
количество людей, сражавшихся с пожарами внутри. После  снятия  с
"Микумы" около 240 человек экипажа эсминцы  и  "Могами"  оставили
дрейфующий остов этого крейсера, который в полдень  сфотографиро-
вали два "Донтлесса" эскадрильи VB-6 с "Энтерпрайза"  (этот  сни-
мок приводится почти во всех книгах о сражении у Мидуэя; на  воз-
вышенной башне видны обломки самолета Флеминга).
      Ночью "Асасио" был послан назад, но обнаружил  только  пла-
вающие обломки. "Микума" затонул вечером 7 июня  (время  неизвес-
тно)...
     "Могами" получил попадания 5 бомб и потерял 90 человек  уби-
тыми (9 офицеров) и 101 ранеными. В 4 часа 8 июня он присоединил-
ся к Оккупационному Соединению, а часом позже - к своей 7  эскад-
ре. 14 июня после заправки с танкера "Нитией Мару"  он  пришел  в
Трук, имея 20-узловую скорость" (Цитируется  по  книге  "Японские
тяжелые крейсера" Сергея Сулиги" 1997 г стр33)
           АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ  БОМБОВЫХ  ПОПАДАНИЙ.
     Хотя многим знатокам истории в этом боевом эпизоде  все  ка-
жется ясным как божий день, на самом деле здесь  скрывается  мно-
жество никому не заметных подвохов.
     Загадка состоит в пробивной силе а4мериканских бомб:  проби-
вали они главную броневую палубу японских крейсеров или  нет?  Об
этом никто не задумывается, но вопрос довольно интересен - броне-
вая палуба крейсеров была не особенно толста - всего 35  мм,  что
бы ее не взяли бомбы. Однако, не похоже,  чтобы  имелись  доказа-
тельства ее пробивания. Вот этот разбор:
    От попадания второй бомбы начался пожар в торпедном отсеке  у
"Могами". Но поскольку ничего не сообщается о том, что пожар зах-
ватил и машинное отделение, значит там было  все  нормально.  Еще
одно - главное подтверждение удовлетворительной обстановки в МО -
что крейсер нисколько не сбавил хода.
     А это говорит о многом. Значит бомба своим взрывом нисколеч-
ко не пробила 35-мм броневую палубу, хотя торпедный отсек  распо-
лагался непосредственно над МО. Можно сделать вывод, что бомбе не
хватило ни кинетической энергии для  пронизывания  горизонтальной
брони - если это была бронебойная бомба, ни стокилограммового за-
ряда взрывчатки чтобы ее разорвать - если взорвалась фугаска. По-
жар конечно был, но не настолько велик, зная, что с  ним  справи-
лись всего за час.
     То есть, надо полагать - в этом  случае  американская  бомба
смогла пробить только две верхние небронированные  тонкие  палубы
из незакаленной мягкой стали, и НИЧЕГО НЕ СМОГЛА  СДЕЛАТЬ  ПРОТИВ
35-мм броневой стальной защиты.
     После этого "Могами" получил попадание  перед  носовой  над-
стройкой и снова в самолетную палубу - но повреждения были  сред-
ней тяжести - не отмечается даже  пожар.  И  последнее  попадание
опять произошло в самолетную палубу. Все конечно пропускают  мимо
внимания этот факт, интересуясь  больше  попаданиями  от  которых
происходили катастрофические  разрушения,  а  попаданиями  с  не-
большим эффектом читатели почему-то не интересуются.

     А ведь результат этого попадания очень симптоматичен.  Пото-
му, что у любого тяжелого крейсера сразу перед носовой  надстрой-
кой находятся башни главного калибра, а под ними их погреба боеп-
рипаса. Нетрудно предсказать, что будет с  кораблем,  у  которого
бомба пробьет броневую палубу и взорвется прямо в крюйткамере или
поблизости от нее - тут же  произойдет  огромной  силы  детонация
боезапаса, и погубит корабль! Но поскольку этой трагедии с "Мога-
ми" не произошло, а бомба несомненно попала перед  надстройкой  -
значит ОНА ТОЖЕ НЕ СМОГЛА ПРОБИТЬ 40-мм БРОНЕПАЛУБУ!
     Причем, были еще два попадания в самолетную палубу - уже три
в этом районе - и опять никакого упоминания о повреждениях машин-
ного отделения и уменьшении скорости. Мало  того,  этот  японский
крейсер ни разу не сбавил скорость меньше 14  узлов  (а  это  его
крейсерский ход) - и это с полностью оторванной носовой частью! А
под конец плавания, когда крейсер получил дополнительное количес-
тво топлива, и его стало можно не экономить - развил скорость  20
узлов! Не может быть сомнений, что бронепалуба выдержала удары  и
взрывы всех четырех бомб без всяких последствий для  себя  и  для
защищаемых ею жизненно важных помещений. То есть всеобщее  мнение
о легкой пробиваемости тонких бронированных палуб  похоже  весьма
ошибочно.
                            *********
     Правда дело несколько затуманивают попадания бомб в однотип-
ный "Микума" - вроде бы и бомбы против обоих применялись одинако-
вые, и корабли однотипные, но "Могами" легко их  перенес,  а  вот
второму - не повезло. Конечно, у него сыграли свою  неблаговидную
роль взрывы собственных торпед, но необходимо все же разобраться,
что стало решающим  фактором  потери  кораблем  возможности  дви-
гаться: вражеские бомбы или свои же торпеды?
     В данном описании говорится, что остановится "Микуму"  выну-
дили якобы взрывы бомб, а уж спустя 88 минут после этого сдетони-
ровали боеголовки торпед. То есть, если поверить описанию,  полу-
чается, что на "Микуме" в противоположность "Могами" бомбы  якобы
смогли пробить главную броневую палубу. Но правда ли это?
     Необходимо произвести  простенький  анализ:  утверждая,  что
крейсер остановился небольшое время спустя  после  падений  бомб,
выходит, что ими были выведены из строя сразу оба машинных  отде-
ления. И учитывая, что корабль имел четыре абсолютно  независимых
друг от друга турбинных агрегата,  мелкой  причиной,  прекращение
работы всех четырех, объяснить нельзя. Пришлось бы подразумевать,
что сразу две бомбы пробили бронепалубу и взорвались уже под ней.
     Однако, последствия взрывов противоречат этому. Потому,  что
35-мм палуба вполне надежно удерживала осколки от взрыва  бомб  и
не пропускала их через себя. Ведь у "Могами"  все  бомбы  взорва-
лись на палубе, но ни один осколок не проник под неё и  не  нару-
шил работу корабельных механизмов. И на "Микуме" все должно  быть
аналогично - но если взрыв бомбы произошел под нижней палубой, то
тогда и все тысячи осколков должны были остаться в нем, и  пробив
днище, вызвать быстрое затопление МО. Причем все это  практически
мгновенно - за долю секунды бомбы прошивают корабль сверху вниз -
тут же взрываются, и через долю секунды взрывом и осколками  дол-
жны быть превращены в решето все  турбинные  агрегаты.  А  вторым
следствием - в бронепалубе лишь небольшая дырка - в свету  равная
диаметру бомбы, и никакого взрыва и пожара в торпедном  отсеке  -
слишком уж мало такое отверстие для выхода взрывной волны. И  это
еще не все: остановившийся "Микуму" должны охранять остальные ко-
рабли отряда и 88 минут ЖДАТЬ КОГДА У ТОГО ВЗОРВУТЬСЯ ТОРПЕДЫ!
                    ************
     Но конечно все было совсем не так: и в этом случае американ-
ские бомбы не смогли проббить броневой палубы японского крейсера,
и "Микума" продолжал движение несмотря на взрывы нескольких  бомб
в торпедном отделении. Причем, на самом деле не четыре бомбы  по-
пало в этот районе - а всего две, но они своим действием разорва-
ли корпуса японских кислородных торпед, из которых тут же выплес-
нуло струю кислорода и топлива - спустя мгновения  они  перемеша-
лись друг с другом и взорвались. И поэтому взрывов было в два ра-
за больше, чем бомб.
     Однако, взрыв кислорода часто бывает не  так  силен,  как  у
настоящей торпедной взрывчатки. Характер этого взрыва больше  по-
хож на горение пороха -  гораздо  более  медленный  процесс,  чем
взрыв бризантного (то есть дробящего) взрывчатого вещества.
     рис из книги "Корабельная зенитная артиллерия" стр
     Но боеголовки торпед не сдетонировали - они  часто  хранятся
отдельно от своих корпусов (даже в другом помещении),  потом  эти
боеголовки (наполненные взрывчаткой) стали  нагреваться  страшным
пламенем пожара. И только примерно через 80  минут  взорвались  и
БЗО - боевые зарядные отделения. Их было 24 штуки на борту кораб-
ля. И вот в этом момент произошли  страшные  разрушения  крейсера
"Микума" от которых он полностью потерял возможность двигаться.
    Обратите внимание, насколько слаб был взрыв 24 торпед. И  хо-
тя многие сочтут это высказывание автора за бред  -  разве  может
быть слабым взрыв 24-х японских 61 сантиметровых  торпед,  каждая
из которых имела вес взрывчатки по 850кг - то  есть  как  минимум
вдвое превосходила любую другую  торпеду  иностранного  производ-
ства - что следует считать взрывом 50 торпед!
     Да, взрыв был относительно слабый, потому, что в воздухе  он
гораздо слабее, чем детонация такого же количества взрывчатки под
водой, как и положено торпеде.  Вспомните,  взрывом  всего  одной
японской торпеды у американских крейсеров запросто отрывало  око-
нечность - вместе с носовой башней.
   рис ТКР " Нью-Орлеанс"  Показана  линия  отрыва  оконечности

     А у "Микумы" взорвались как бы 50 торпед  -  и  ОН  ДАЖЕ  НЕ
ПЕРЕЛОМИЛСЯ ПОПОЛАМ! Но это следствие того, что  торпеды  взорва-
лись не в воде, а в воздухе. Аналогичный  случай  произошел  и  у
авианосца "Индепенденс", после второй мировой войны  поставленно-
го на испытаниях воздействия атомного взрыва. Кстати - это  впол-
не сравнимые корабли - Индепенденс" был  перестроен  из  тяжелого
крейсера, и они имели примерно равное водоизмещение  с  японскими
"Микумой" и "Могами". На нем тоже сдетонировал  надводный  погреб
со множеством торпед, однако авианосец хотя и получил тяжкие пов-
реждения - все же остался на плаву. Это доказывает,  что  воздуш-
ный взрыв торпед не является мгновенной гибелью для корабля,  хо-
тя сильнейшее сотрясение полностью  выводит  его  из  строя.  Это
просто потрясает умных людей - что даже после взрыва по  мощности
равному взрыву пятидесяти самых мощных иностранных торпед -  "Ми-
кума" ЕЩЕ СЕМЬ ЧАСОВ ОСТАВАЛСЯ НА ПЛАВУ!
                            *********
    То есть - американские бомбы не оказали практически  никакого
ПРЯМОГО воздействия на непотопляемость японских  тяжелых  крейсе-
ров. БРОНЕВЫЕ ПАЛУБЫ НЕ  ПРОБИВАЛИСЬ  И  ОТЛИЧНО  ВЫПОЛНИЛИ  СВОЕ
НАЗНАЧЕНИЕ.  Однако, из этого надо сделать вывод: что было  ошиб-
кой кораблестроителей низко располагать броневую палубу. Если  бы
на этих рассматриваемых кораблях  броневая  палуба  располагалась
всего одним уровнем выше, то тогда, учитывая ее  непробиваемость,
вражеские бомбы не смогли бы разрушать отсеки где хранились  тор-
педы, и тогда "Микума" точно вернулся бы домой.
                        *********
   Интересно отметить: крейсер "Могами" даже с полностью оторван-
ным носом, и множеством бомбовых попаданий вернулся в  базу,  со-
вершив переход в несколько тысяч миль. Но это благодаря тому, что
НИ РАЗУ НЕ БЫЛА ПРОБИТА БРОНЕВАЯ ПАЛУБА, он в значительной  части
сохранил способность двигаться, и поэтому не погиб как "Микума".
     Характерно, что "Микума" погиб от того, что бомбы легко про-
бивали его верхние небронированные палубы,  на  которых  хранился
боезапас. И "Могами" могла бы постигнуть такая же участь, если бы
у него заблаговременно не выбросили за борт все торпеды. Всем мо-
рякам необходимо было усвоить урок еще первой мировой войны:  для
корабля взрыв собственного боезапаса гораздо опаснее,  чем  любые
попадания вражеских снарядов.
     Особенно это касалось японских кислородных  торпед.  Видимо,
большой ошибкой кораблестроителей Японии было размещение  торпед-
ных аппаратов внутри корпуса. Потому, что любой  осколок  пробив-
ший ее корпус, или просто неисправность  краника,  сразу  вызывал
огромную утечку кислорода в  замкнутое  пространство  корабельных
помещений. Кроме того, в самой торпеде имелось нефтяное  топливо,
а всем известно, что любое масло или нефтяное топливо, окруженное
чистым кислородом, даже без всякого  огня  мгновенно  взрывается.
Детонация нагретых пожаром боеголовок вызывала огромные  разруше-
ния корабля.
                         ********
    Совсем по другому ведут себя кислородные торпеды  установлен-
ные снаружи - на верхней палубе. Даже пробитые осколком они  поч-
ти безопасны - кислород легко уносится ветром вдаль,  разбавляясь
в огромном количестве окружающего воздуха, и с трудом  может  за-
жечь что-нибудь. Кроме того, на верхней палубе пожар легче гораз-
до легче потушить, чем внутри корпуса. Если бы торпедные  аппара-
ты на японских крейсерах установили на верхней бронированной  па-
лубе, то торпеды без боеголовок, даже взорвавшись, не  смогли  бы
принести таких сильных повреждений - ударная волна в этом  случае
отражается от плоской брони и распространяется в открытый  воздух
- в сторону наименьшего сопротивления.
     Но разумеется устанавливать торпеды открыто на верхней палу-
бе очень опасно - взрывы вражеских снарядов в воде у  борта  соз-
дают тысячи осколков, каждый из которых может попасть в приготов-
ленную к пуску торпеду. Поэтому торпедный аппарат надо  заключать
в бронированный кожух. Слишком отличается  подход  к  двум  видам
вооружения: артиллерийскому и торпедному. Помня опыт  Ютландского
боя и взрывов артиллерийских погребов в нем, артиллерийские  баш-
ни японских крейсеров несли броню, но в противоположность этому -
создатели японских кораблей почему-то совершенно забыли  прикрыть
броней торпедное оружие - у него не было абсолютно никакой  защи-
ты. А ведь любое попадание всего одного осколка в зарядное  отде-
ление торпеды вызывало мгновенную детонацию не только  ее,  но  и
всех остальных ее сестричек, хранившихся вплотную друг  к  другу.
Таким образом, японские тяжелые крейсера  были  обречены  еще  на
стапеле - в период постройки, а не тогда, когда их  стали  атако-
вать американские бомбардировщики.
     Причем бронировать торпедные аппараты не составляло  никакой
проблеммы: просто прямоугольный кожух из  плоских  броневых  плит
толщиной 40 мм - с верху; с боков; спереди и сзади.  Длинна  тор-
педных аппаратов 10 м, диаметр торпеды 0,61 м, значит ширина вер-
хней броневой крыши трехтрубного аппарата  2  м.  Высота  боковых
крышек 0.7м. Общая площадь 5 плоских броневых плит на каждом  ап-
парате равна 38 кв.м. И при толщине 40 мм вес броневой защиты че-
тырех торпедных аппаратов 48 тонн. Ухудшаться ли от такой  добав-
ки мореходные качества  корабля?  Нет.  Увеличение  водоизмещения
просто ничтожно. Исходное оно было почти 13000т - увеличится все-
го на 0,4%. И  это  цена  многократного  увеличения  безопасности
крейсера от взрыва собственных торпед - плата  слишком  мала,  за
жизнь корабля!

     Правда добавление верхнего веса  на  открытой  палубе  может
снизить остойчивость, но это лучше всего  компенсировать  отказом
от 12 запасных торпед - от них и раньше уже отказывались на  "Мо-
гами", но потом опять вернули. А ведь их тоже пришлось  бы  защи-
щать броней, еще больше уменьшая  остойчивость.  Но  12  дополни-
тельных торпед весили 60 тонн, и сняв их  -  полностью  компенси-
руется вес добавочной брони 48 тонн. ЖИВУЧЕСТЬ  японских  тяжелых
крейсеров можно было повысить многократно, полностью  избавив  их
от риска взрыва собственных торпед. А американские  бомбы  против
них были бессильны.