3.03.2000
НЕДОСТАТКИ РАННИХ СОВЕТСКИХ АВИАНОСЦЕВ
Автор - Олег Тесленко <C>
Начиная с 1972 последовательной серией в четыре
единицы в Со-
ветском Союзе вступили в строй тяжелые авианесущие крейсера типа
"Киев". По своей архитектуре это в принципе обычные
авианосцы
среднего водоизмещения: полное - 43220т, стандартное - 31900т. Но
в отличие от американских авианосцев, базироваться на советских
кораблях могли только вертолеты и самолеты вертикального взлета.
Как известно, таким летательным аппаратам достаточно крошечного
участка ровной поверхности для вертикального подъема в воздух,
и
следовательно им вовсе не нужна взлетная полоса. А значит не нуж-
на и длинная взлетная палуба. Но она все равно присутствует
на
всех четырех авианосцах типа "Киев"! Еще более
странно, что
взлетная палуба на этих кораблях расположена под углом
к про-
дольной оси корабля. Конечно такая палуба известна уже
довольно
давно - первыми ее придумали англичане вскоре после
окончания
второй мировой войны, для того, чтобы разделить процессы взлета и
посадки самолетов - чтобы они не мешали друг другу. И
на всех
авианосцах последующей постройки обязательно имелось по две палу-
бы: носовая взлетная, и угловая посадочная. Парадокс в том,
что
на советских авианосцах полетная палуба всего одна, и ей вовсе не
нужно располагаться под углом.
Дело в том, что угловая палуба на самом деле весьма
неудобна.
Во-первых - она неудобна летчикам, когда самолет идет на посадку,
он вынужден идти не строго вдоль корабля, а под некоторым, трудно
учитываемым углом к его продольной оси. Причем, если пилот
оши-
бется с величиной этого угла, то может врезаться в стоящие на па-
лубе авианосца самолеты. А учесть на глаз величину угла смещения
не так просто - он ведь зависит и от скорости садящегося самоле-
та (а она может отличаться по разным причинам), и от скрости
хо-
да самого авианосца. Например, если у того случилось повреждение
силовой установки, в результате чего замедляется скорость
хода
корабля. Уменьшение скорости хода может произойти и в военной об-
становке, если корабль получил попадания нескольких
вражеских
торпед. А пилоты как привыкли заходить на глиссаду снижения
под
привычным косым углом, так могут поступить и в аварийной
обста-
новке, врезаясь в стоящие на палубе летательные аппараты.
Кроме того, угловая палуба значительно увеличивает
габарит-
ную ширину авианосца. А это затрудняет его постановку в
док, и
даже требует доков особо большой ширины. Например габаритная
ши-
рина "Киева" 51,3 м, а ширина корпуса по ватерлинии всего 31 м.
То есть, учитывая, что на кораблях этого типа взлетная
полоса
всего одна, вместо двух, то ей по смыслу лучше было бы
распола-
гаться без всякого угла, а наоборот - строго вдоль продольной оси
судна. Но дело в том, что всю носовую оконечность этих авианесу-
щих кораблей занимают комплексы вооружения, которые мешают взле-
тать самолетам. А самолеты СВВП Як-38 могут кроме вертикального
использовать еще и горизонтальнного подъема в воздух, при
кото-
ром величина их полезной нагрузки увеличивается на 20-30%.
Но зачем же вооружение "Киева", "Минска",
"Новороссийска" и
"Баку" разместили именно в носовой оконечности? Неужели для про-
тивокорабельных ракет не нашлось другого места? Причина
такого
располопжения кроется в слепом, бездумном копировании.
Потому,
что создателям кораблей накрепко вдолбили в головы, что
угловые
палубы придумманные англичанами и широко используемые американца-
ми - это верх совершенства, так они и не в силах отказаться
от
нее.
Но куда же тогда деть пусковые установки ракет "Базальт",
ар-
тиллерийскую башню 76,2 мм спаренных орудий, пусковую установку
зенитный ракет, и носовой противолодочный бомбомет? -
А очень
просто: все это вооружение можно было легко разместить по бортам
крейсера. Вспомните: ведь абсолютно на всех старых
авианосцах
времен второй мировой войны все верхние палубы были абсолютно го-
лыми, а все артиллерийские установки располагались
по бортам
авианосцев, неужели так же нельзя было сделать и на этот раз? Ма-
ло того, совершенно рядом в справочнике имеется чертеж ракетного
крейсера типа "Слава". У него аж восемь спаренных установок "Ба-
зальт" - и все они расположены по бортам крейсера, хотя тот
го-
раздо уже авианосца (ширина по ватерлинии 20,8 м против
31 м).
Причем ПУ на "Славе" расположены столь компактно, что приподня-
тая носовая оконечность каждой наклонной ракетной шахты нависает
над следующей по счету. И поэтому на ничтожной длинне сорока
пя-
ти метров расположены вдоль 4 пусковые установки - то есть
во-
семь ракет на каждом борту! Учитывая, что длина "Киева" 273 м, то
на этих же 45 метрах по правому борту легко можно было поставить
все его восемь "Базальтов".
Его носовая 76,2 мм артиллерийская установка почему-то
постав-
лена прямо в диаметральной плоскости корабля - как будто другого
более худшего места не нашлось. И ее нужно было бы поставить точ-
но так же, как и кормовую такую установку - резко сместив к пра-
вому борту на нижнем ярусе островного мостика. И при таком
сме-
щенном к бортам вооружении могла бы возникнуть интересная карти-
на: взлетная палуба располагаясь строго по продольной оси кораб-
ля была бы гораздо удобнее летчикам. Но самое главное - взгляни-
те на боковой вид авианосца типа "Киев" линия палубы в
носовой
оконечности у него слегка приподнята наподобие небольшого
трам-
плина. Разумеется, это было сделано вовсе не для удобства самоле-
тов - о них никто и не думал, вся носовая оконечность отдана воо-
ружению. Такой подъем борта в носу очень хорошо улучшает мореход-
ность корабля - не дает заливать палубу штормовыми волнами, кото-
рые особенно высоки именно в носовой оконечности.
Однако, как
только окончили постройкой все четыре корабля типа "Киев" так ан-
гличане опять опередили все страны в новизне архитектуры авианос-
цев - они создали трамплин! Эта гениальная вещь в
сущности по
идиотски проста: всего лишь носовой участок палубы немного
при-
поднят вверх, для облегчения взлета самолетов. Улучшение при этом
наступает радикальное! Впервые это новшество англичане применили
на своих авианесущих кораблях типа "Инвинсибл". Просто
удиви-
тельно, как не смогли додуматься до него авиаторы и моряки
еще
лет семьдесят назад - ведь и в самом раннем периоде существова-
ния авианосцев трамплин был нужен точно так же как и сейчас.
Но как только англичане создали трамплины, так советские
тут
же украли эту замечательную идею, и использовали
ее на своем
единственном сейчас авианосце "Адмирал флота Совесткого
Союза
Кузнецов" (слишком длинное название для корабля). Но юмор весь
в
том, что на авианосцах типа "Киев" точно такой же трамплин сущес-
твовал еще в зародыше - образованным естественным противоштормо-
вым поднятием носового участка палубы. Вот только беда состоит
в
том, что этого естесственного трамплина никто до сих пор даже
и
не заметил, из-за того, что его заняли вооружением... А ведь
по-
лучается, что и самые ранние советские авианосцы типа "Киев" мог-
ли нести не только вертикалки, но и гораздо более мощные самоле-
ты горизонтального взлета - причем без всякой модернизации корпу-
са! Но получив возможность нести на палубе тяжелые самолеты "Су"
и "МиГ", которые гораздо сильнее вертикально взлетающих
ЯК-38
(взлетный вес истребителей "Су" около 30 т против 8,2 т), в этом
случае противолодочные авианесущие корабли класса "Киев" автома-
тически поднимались в гораздо более почетный ранг ударных
авиа-
носцев.
**************************************
Кирилл:
Есть у меня подозрение, что эта статья написана
как тест на
внимательность и способность размышлять - настолько неправильные
там иногда суждения встречаются... Начнем с критики угловой палу-
бы как неудобной для пилотов. Ну какое это отношение имеет имен-
но к советским авианесущим кораблям (а точнее - крейсерам
ПЛО)?
Ведь Як-38, в силу своей "вертикальности", может заходить на
по-
садку и вдоль диаметральной оси корабля - у него нет пробега... И
никакого смещения, которое трудно (якобы - все уже 50 лет садят-
ся, учитывая это смещение) учесть, не возникает.
>>> Но тогда задумайтесь над таким вопросом - А зачем на
совет-
ских авианосцых для вертикально садящихся ЯК-38 именно
угловая
палуба? Чем обусловлен этот угол разворота ВПП к ДП? Может
быть
вообще ее сделать перпендикулярной к продольной оси корабля,
ес-
ли ЯК-38 может садится вертикально? Почему же тогда не
сделать
посадочную полосу строго вдоль советского корабля, но только
эту
полосу чуть пошире - чтоб суммарная площадь осталась той же?
*************************
Кирилл:
Следующее. По поводу тяжелых самолетов. Вы весьма ехидно
наме-
каете на привычку инженеров полагать, что изобретенная американ-
цами угловая палуба есть лучшее, что только можно придумать -
и
на слепое, в связи с этим, копирование. Так ведь
так и есть!
>>> Олег: Не понял - что "так и есть"? Слепое копирование,
или
лучшее в мире решение? Предположим (только предположим), что
для
ГОРИЗОНТАЛЬНО взлетающих самолетов угловая палуба является
луч-
шим в мире решением, но ведь советские применили ее для кораблей
с самолетами вертикального взлета! Разьве это не слепое, бездум-
ное копирование? А вот по поводу угловой палубы - я лет двадцать
мечтаю написать работу, чтоб объяснить в ней - какая глупость эта
угловая палуба!
************************
Кирилл:
Аргументируя бредовость такого постулата
(что изобретенная
американцами угловая палуба есть лучшее, что только можно приду-
мать - и на слепое, в связи с этим, копирование), Вы забываете,
что угловая палуба создана как способ обеспечения бесперебойного
функционирования плавучих аэродромов, позволяющий
осуществлять
одновременно взлет и посадку самолетов. (Ничего я
не забываю.
Просто хотел оставть разбор этого "постулата" на десерт
- чтоб
разделаться с ним поэффектнее. Дело в том, что мне был задан жес-
ткий размер статьи - сто пятдесят строчек и не больше. А мне
хо-
чется поярче высветить идиотизм инженеров-пректировщиков в связи
с этой угловой палубой). Кирилл: Кроме того, как говаривают
на
ВИФ, "учите матчасть" - технология посадки тяжелых самолетов пря-
мо запрещает посадку вдоль диаметральной оси авианосца с трампли-
ном. Если не знаете (Олег: это я чего-то не знаю? Да в моем соб-
рании книга о проектировании авианосцев) - поясняю: в момент
ка-
сания шасси палубы пилот обязан поставить сектор газа на
макси-
мальную тягу с тем, чтобы в случае, если посадочный гак не заце-
пит ни одного троса аэрофинищера - или любого другого происшес-
твия с тем же результатом - самолет мог уйти на второй круг.
>>>Олег: Поясню Вашу мысль. Самолет при неудачной
посадке не
просто уходит на второй круг после касания своими колесами палу-
бы, а фактически он заново взлетает (и заметьте: без помощи вся-
кой катапульты). Но ведь и трамплин предназначен именно для
об-
легчения взлета! Но почему же тогда он должен мешать повторному
взлету самолета при уходе на второй круг?
Однако, предположим только на минуточку, что Вы правы, и
трам-
плин якобы исключительно вредная конструкция для взлета
самоле-
тов. Но тогда представим себе "Киев" с прямой, а не угловой палу-
бой, но без трамплина. Разумеется, все носовое вооружение
его
раздвинуто и поставлено вдоль правых и левых бортов. Что от это-
го изменится? Неужели хуже будет? Ведь от такого решения
сразу
резко возрастет длина полетной палубы - до 273 метров, что
даже
без всякого трамплина и катапульт позволило бы взлетать
самоле-
там горизонтального взлета, предназначенным для работы с
плохих
полевых аэродромов - ну например: штурмовик Су-25
"Грач". То
есть: отказ от угловой палубы на первых советских авианосцах при-
нес бы много пользы.
************************
Кирилл: Так что - либо жизни пилотов и
целостность самоле-
тов, либо некоторые габаритные неудобства в доках и плавании...
Кстати - забавный случай к Вашей статье. Не помню, в каком году,
и не помню, где точно - но кажется, что в Иокогаме -
американ-
ский авианосец (опять же - не помню, какой) при выходе по узкому
каналу из порта снес угловой палубой стоящий на берегу
дом...
Ж;-) Жертв, насколько помню, не было.
>>>Олег: Кирилл - спасибо Вам за приведенный пример! Им
Вы до-
полнительно иллюстрируете неудобство угловой палубы. Сам
я об
этом случае даже не знал, но всегда был уверен, что угловая палу-
ба хоть раз в жизни принесет кому-нибудь неприятность: либо
со-
седнему кораблю, либо доку. Это один случай, но может быть были и
будут еще другие...