ENGLISH   VERSION
   Кладовая морских тайн        Парадоксы  воздушной стрельбы
                              Отрывок из книги
        "КОРАБЛИ СИЛЬНЕЕ АТОМНОГО ВЗРЫВА!"
    ("WARSHIPS - are  STRONGER  than  A-EXPLOSION!")
                     Автор: Олег Тесленко
Home pade http://www.uic.nnov.ru/~teog  E-mail: teog@uic.nnov.ru
Для публикации этой статьи или других  своих  интереснейших  книг
автору необходимы небольшие  финансовые  средства,  или  страницы
рекламы. Ищу издателя.

     Доброжелательный отзыв на эту книгу был опубликован в журна-
ле "Техника-молодежи" номер 3 за 1998 г в статье  Игоря  Боечина:
"Не так уж он и страшен (атомный взрыв)".
                           **********
    Дни работы над книгой:
8.08.97-14.10.97-31.01.98-1.02.-2.02-3.02-4.02-7.02-5.03-15.03-
2.04-29.04.98
     Критический анализ книги И.М.Короткина  "Боевые  повреждения
надводных кораблей", Судпромгиз 1960г. главы VI "Повреждения  ко-
раблей атомными взрывами".
     часть 1.     ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ.
     В конце второй мировой войны американцы получили самый ужас-
ный вид оружия - ядерную взрывчатку. А поскольку по условиям мир-
ного соглашения они обязаны были уничтожить часть  трофейных  су-
дов японского и немецкого флота, то возник соблазн - испытать  на
них действие нового средства войны, то есть почти  повторить  та-
кие же опыты, которые они проводили после первой  мировой,  зани-
маясь  бомбежкой  с  воздуха   трофейного    немецкого    линкора
"Ostfreesland" и своих устаревших броненосцев.
     Но и во второй раз, к сожалению, никто не разобрался до кон-
ца в результатах этих испытаний, никто не понял причин гибели ко-
раблей во время их. И до сих пор не сделаны правильные выводы  по
улучшению живучести кораблей.
     Проанализируем вновь опубликованные  данные  о  повреждениях
некоторых подопытных кораблей, полученных ими от первого  атомно-
го взрыва, стоявших наиболее близко:
     1. Трофейный японский легкий крейсер "Sacava"  (6000т,  1944
г). В момент взрыва находился на расстоянии 350 м  от  эпицентра.
Корпус корабля сильно разрушен в кормовой части. Крейсер  получил
крен на Л.Б. и затонул через 25 часов после взрыва.
     2. Эсминец "Anderson" (1942 г.;1570 т). Стоял в 500 м повер-
нувшись строго кормой к центру взрыва. Взлетел на воздух от дето-
нации артбоеприпаса и затонул. Предполагают, что от  интенсивного
теплового воздействия взрыва детонировала так же одна из торпед.
     3. Эсминец "Lamson" (типа "Mahen"; 1936 г; 1450 т). -  всего
в 350 м от бомбы - под 90 градусов к ней. Опрокинулся  и  затонул
спустя 6 часов после взрыва.
     4. Транспорт "Wyilem" (1944 г;  6900т)  200м  от  эпицентра.
Корпус получил вертикальные разрывы в двух сечениях...Судно зато-
нуло сразу, охваченное пламенем.
     5. Транспорт "Carleil"  (типа  "Уильям")  400  м.  Транспорт
стразу же затонул в результате сильного разрушения корпуса.
     6. Легкий авианосец "Independens" (1943 г,  11000т)  700  м;
105° Л.Б. Разрушена и снесена островная  надстройка.  С  полетной
палубы снесены 25 самолётов. Сильно перекошена  взлетная  палуба.
Значительно сдеформирована ангарная палуба и  разрушены  бортовые
переборки в ангаре. Воспламенился бензин в ангарном  баке.  Пожар
распространился на всю кормовую часть корабля и вызвал взрыв хра-
нившихся там торпед. Этими внутренними взрывами в замкнутом прос-
транстве сильно разрушена кормовая часть корабля; участок  палубы
приподнят  на  несколько  метров.  ПОВРЕЖДЕНИЯ   ЭТОГО    КОРАБЛЯ
ОЦЕНИВАЮТСЯ КАК НАИБОЛЕЕ ТЯЖЕЛЫЕ ИЗ ОСТАВШИХСЯ НА ПЛАВУ КОРАБЛЕЙ.
                        ****************
          ПОТРЯСАЮЩАЯ   ЖИВУЧЕСТЬ  "Independens"
   Рис 1.    Фотография  авианосца  "Independens".
     Прочитав эти строки, читатели наверняка поверили  в  ужасную
разрушительную мощь атомного оружия. И никто из  них  не  заметил
кое-каких лживых утверждений Короткина  о  повреждениях.  Поэтому
придется произвести подробный разбор текста чтобы открыть читате-
лям  глаза  на  действительность.  Начать  можно   с    авианосца
"Independens", у которого были "самые тяжелые повреждения":
     В том, что с его полетной палубы были сдуты все  самолеты  -
совсем нет ничего удивительного - просто они не  были  закреплены
на ней. По правилам наземной парковки самолетов, не только в  Ти-
хом океане, где дуют сильные ветра, а даже в средней полосе  Рос-
сии, где почти не бывает сильных ветров,  аэропланы  в  довоенные
времена на ночь все равно обязательно  крепили  тросами  за  спе-
циальные штопоры  ввернутые  в  землю.  И  если  скорость  самого
сильного ураганного ветра достигает только 40  м/с,  то  скорость
ударной волны воздушного взрыва  -  333  м/с,  поэтому  незакреп-
ленные самолеты с палубы авианосца атомным  взрывом  должно  было
снести как пушинки.
     Но сила взрывной волны очень бысто  убывает  с  расстоянием.
Вот для сравнения: авианосец "Saratoga" - стоявший в 2,5 километ-
рах от эпицентра, нисколько не пострадал, и все самолеты  у  него
остались на месте, цитирую того же Короткина: "Получены  незначи-
тельные повреждения от пожаров, местами выгорела деревянная палу-
ба (точнее, она просто обуглилась. О.Т.).  Стоявшие  на  ней  са-
молеты не пострадали...". То есть, сдутие незакрепленных  самоле-
тов с палубы "Independens" нисколько не доказывает  большой  силы
атомной ударной волны.
                            *********
     Кроме того, умный и внимательный читатель,  разглядывая  фо-
тографию этого корабля, сделанную после этой экзекуции, с удивле-
нием обнаружит, что ОСТРОВНАЯ НАДСТРОЙКА На "Independens" - ВОВСЕ
даже и НЕ РАЗРУШЕНА И НЕ СНЕСЕНА!
    Просто авианосец сфотографирован снизу и с левого  борта  та-
ким образом, что ее почти не видно, а на самом деле,  надстройка,
как ей и положено СТОИТ на ПРАВОМ борту, и  только  маленький  её
краешек выглядывает из-за полетной палубы, и невнимательному гла-
зу ее сразу и не заметить. И она нисколько и не разрушена.  Точно
так же остались неповреждёнными и дымовые трубы, но только у  ко-
раблей этого типа они очень уж маленькие и низкие - еще ниже  да-
же чем надстройка, и расположены тоже на правом борту. Поэтому их
и вовсе не видно на той фотографии. И только это  дало  ошибочный
повод Короткину написать, что "надстройка разрушена и снесена".
     Да и корабельный кран с правого борта  тоже  виден  целым  и
невредимым. Это говорит о том, что ударная волна была  достаточно
слаба - специалистам по прочности хорошо известно, что ломаются в
первую очередь длинные и высокие предметы - мачты, краны. И  если
даже корабельный кран устоял под атомным взрывом (ударом  его  не
развернуло на борт), то значит не так страшен этот взрыв, как все
это представляют.
     И как Короткин мог так невнимательно смотреть на  фотографию
корабля,  и  утверждать  что  надстройка  снесена  -  ведь  любой
школьник мог бы запросто уличить его во лжи?  А  ведь  его  книгу
прочитали миллионы человек, и среди них сотни тысяч грамотных мо-
ряков. Но к сожалению за 37 лет никто из миллионов читателей  еще
не заметил обмана.
Picture 1 *****************
     Разрушение  поперечных  переборок  и  вздутие  ангарной    и
полетной палуб у авианосца "Independens" - это тоже  не  от  дей-
ствия ударной волны, а от взрыва паров бензина. Мало  кто  знает,
что взрыв обыкновенного бензина  гораздо  сильнее,  чем  у  любой
взрывчатки: просто потому, что его очень много. Например от взры-
ва паров авиационного топлива погиб крупный авианосец "Taiho",  а
также американский авианосец "Lexingtoun".
      "Taiho" погиб от взрыва  нефтяного  топлива.  Вот  как  это
произошло: "...Несмотря на относительно небольшие повреждения  от
попаданий торпед, бензиновые пары из поврежденной цистерны и  ра-
зорванных бензопроводов заполнили буквально каждый отсек на авиа-
носце... Через 90 минут после торпедного залпа "Albacor"  "Taiho"
БЫЛ РАЗОДРАН НА КУСКИ ЧУДОВИЩНЫМ ВЗРЫВОМ..." (из книги  Д.Хорико-
ши, М.Окумии "Зеро" 1998 стр 258)
     Сила взрыва бензина примерно в пять раз больше, чем у  тако-
го же количества любой другой органической взрывчатки -  например
тротила. Это происходит потому, что во всех видах  взрывчатки  ее
химическим топливом является обыкновенные атомы  углерода  "С"  и
водорода "Н", но этого топлива очень мало всего  лишь  около  20%
(то есть одна пятая часть).  А  главную  составляющую  веса  всех
взрывчатых веществ составляет окислитель - атомы кислорода - "О2"
- целых 80%!
     А ведь бензин весь на 100%  состоит  только  из  химического
топлива "С" и "Н". Но он не может взорваться, пока не перемешает-
ся с воздухом, из которого ему для взрыва нужен кислород.  А  вот
когда пары бензина хорошо перемешаются  с  воздухом - если  будет
искра, то произойдет сильный взрыв. Поэтому так  опасно  распрос-
транение паров бензина в замкнутом пространстве.
     Мне известен случай, который в 70-е годы  произошёл  на  не-
большом судостроительном заводе в г. Гороховце: По  какой-то  на-
добности, малярные рабочие принесли ведро  бензина  на  буксирный
теплоход, стоявший в цехе. То ли они его разлили, то ли  пытались
вымыть что-то, но вдруг произошёл  страшной  силы  взрыв.  В  ре-
зультате чего буксир был весь искорежен и восстановлению  уже  не
подлежал.
     Но ведь в том случае взорвалось всего ОДНО ВЕДРО бензина.  А
на авианосце "Independens", нагретый пламенем пожара, рванул  це-
лый ангарный бак! И нет ничего удивительного, что от этого  взры-
ва была сдеформирована ангарная палуба, перекошена взлетная палу-
ба и разрушены внутренние переборки. То есть, большие  разрушения
"Independens" - есть следствие вовсе не атомного взрыва, как мно-
гие думают, а ВНУТРЕННИЙ ВЗРЫВ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА БЕНЗИНА.
                          ************
     Третий взрыв этого авианосца - хранилище торпед. Можно пред-
ставить, какие от этого произошли ужасные разрушения! Но само со-
бой, что их боеголовки не сдетонировали от сотрясения из-за атом-
ного взрыва, а просто раскалились  в  бушующем  пламени  десятков
тонн разлитого бензина и только от этого взорвались. Казалось бы,
ничего примечательного в этом случае нет: все вроде как обычно...
Но удивительное в том, что "Independens" ДАЖЕ ПОСЛЕ ЭТОГО  остал-
ся на плаву!
     В морских сражениях второй мировой войны многие легкие авиа-
носцы даже от одной попавшей в них  торпеды  получали  тяжелейшие
повреждения или просто шли ко  дну.  Да,  кстати,  тот  же  самый
"Independens" 20 ноября 1944 г получил в  борт  одну  авиационную
торпеду, и едва смог добраться до базы. А крупный авианосец  "Ark
Royle" (22 000т) и вовсе перевернулся от одной-единственной  тор-
педы. "Taiho" одной, "Shocaku" от трех,  "Hio"  от  двух  торпед,
"Prinston" (авианосец однотипный c "Independens") - погиб от  од-
ной бомбы. Поэтому очень интересно было  бы  сравнить,  насколько
больше разрушительное действие торпеды взорвавшейся в воде у бор-
та, чем у десятков таких же находившихся в  воздухе  в  стеллажах
торпедохранилища. Для этого надо знать точное количество авиатор-
пед на "Индепенденсе". Но организаторы испытаний не  позаботились
о такой простой вещи, чтобы просто послать  грамотного  матросика
заранее пересчитать торпеды на борту корабля.
     Однако, можно обойтись и без подсчета этих боеприпасов. Дос-
таточно  сравнить  "Independens"  с  японским  тяжелым  крейсером
"Mikuma ". Дело в том, что в принципе это довольно похожие кораб-
ли - во  всяком  случае  они  почти  одного  класса.    Поскольку
"Independens" первоначально проектировался и строился как тяжелый
крейсер, и только немного спустя он был достроен уже как  авиано-
сец. Но ведь все его конструкции подводной  части  корпуса  оста-
лись первоначальными: от крейсера.  Стандартное  водоизмещение  у
этих двух кораблей было почти одинаковым: 10000т.
     Вот что произошло с этим японским крейсером: "Mikuma"  пора-
зили несколько бомб сброшенных американскими самолетами. Две бом-
бы вызвали большой пожар в торпедном отделении, в результате  ко-
торого в 10.58 взорвались торпеды.  Удивительно,  что  боеголовки
торпед не сразу сдетонировали (они  часто  хранятся  отдельно  от
корпусов) - а  стали  нагреваться  страшным  пламенем  пожара.  И
только примерно через 80 минут после попаданий бомб взорвались  и
БЗО - боевые зарядные отделения. Их было 24 штуки на борту кораб-
ля. И вот в этом момент произошли  страшные  разрушения  крейсера
"Mikuma" от которых он полностью потерял  возможность  двигаться.
Однако, несмотря на всю  тяжесть  поврежедений,  корабль  затонул
только спустя восемь часов.
     Причём обратите внимание, насколько слаб был взрыв  24  тор-
пед. И хотя многие сочтут это высказывание автора за бред -  раз-
ве может быть слабым взрыв 24-х японских торед калибром в 61 сан-
тиметр, каждая из которых имела вес взрывчатки по  850кг  (напри-
мер американские торпеды несли 330 кг взрывчатки),  то  есть  как
минимум вдвое  превосходила  любую  другую  торпеду  иностранного
производства. Поэтому следует считать силу взрыва как у 50  обыч-
ных торпед на "Mikuma"!
     Да, взрыв был относительно слабый, потому, что в воздухе  (в
надводной части корабля) он гораздо слабее, чем детонация  такого
же количества ВВ под водой. Моряки считают, что  подводный  взрыв
торпеды в несколько раз губительнее, чем детонация такого же  ко-
личества взрывчатки в воздухе.  Вспомните,  взрывом  всего  одной
японской торпеды у американских крейсеров запросто отрывало  око-
нечность.
     А у "Mikuma" взорвались как бы 50 торпед  -  и  ОН  ДАЖЕ  НЕ
ПЕРЕЛОМИЛСЯ ПОПОЛАМ! Но это следствие того, что  торпеды  взорва-
лись в воздухе. Это доказывает, что воздушный взрыв торпед не яв-
ляется мгновенной гибелью для корабля, хотя  сильнейшее  сотрясе-
ние полностью выводит его из строя (в  основном  из-за  хрупкости
механизмов, которые отрываются от фундаментов). Это просто потря-
сающе: даже после взрыва по мощности  равному  взрыву  пятидесяти
самых мощных иностранных  торпед  -  "Mikuma"  еще  ВОСЕМЬ  ЧАСОВ
оставался на плаву!
                            ***********
     Однако и это еще не все! Не затонувший после взрыва  множес-
тва своих торпед "Independens" остался на полигоне и через  месяц
подвергся второму ядерному взрыву, на этот раз -  подводному.  Но
все равно живучий корабль упорно не хотел умирать. Как ни  в  чем
не бывало он продолжал спокойно стоять на воде без крена и диффе-
рента. Осмотровые партии не обнаружили никакой  течи  на  нем.  А
ведь фактически это был для него ЧЕТВЕРТЫЙ УЖАСНЫЙ  ВЗРЫВ!  (Пер-
вым был атомный воздушный, потом  взрыв  десятков  тонн  бензина,
следом сдетонировали десятки  торпед,  и  четвертый  -  подводный
атомный...). Но если атомный взрыв сравнить с торпедными, то мож-
но понять, что торпедные сильнее: четырех попавших с одного  бор-
та торпед корабль такого класса водоизмещением 10 000 т ни за что
бы выдержать не смог.
      То есть, судя по этому, получается, что ядерные взрывы дан-
ный корабль легко выдерживал. А вот гораздо опаснее для него  бы-
ли вторичные последствия этих испытаний - взрывы бензина  и  мно-
жества торпедных боеголовок.
     Но еще удивительнее то, что американцы подвергли все  кораб-
ли после этого множеству ядерных взрывов. Всего их было  произве-
дено 32. К сожалению, из-за резко усилившейся  потом  секретности
автору неизвестно, на каком по счету испытании в конце концов все
же погиб стойкий "Independens"? Но не приходится сомневаться, что
этот корабль испытал множество чудовищной силы ударов до того как
погрузиться на дно. И если сравнить, что  такие  же  авианосцы  в
боях второй мировой войны запросто погибали всего  от  одной-двух
или трех торпед, то приходится сделать парадоксальный вывод - что
АТОМНЫЙ ВЗРЫВ КОРАБЛИ ВЫДЕРЖИВАЮТ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ, чем подводный от
торпеды.
                       **********
     Впрочем, оппоненты наверно скажут, что и пожар  авиационного
горючего и последовавшая из-за этого детонация  торпед  произошли
вследствие воздействия ядерного взрыва, значит все-таки атом стал
причиной повреждений "Independens"?
     Нет, главной причиной всех разрушений данного корабля  стали
ошибки допущенные при его проектировании этого авианосца. Во-пер-
вых, ангарный бензобак расположен внутри корабля - под палубой, и
ни ударная волна, ни световое излучение не способны  были  непос-
редственно воздействовать на него чтобы вызвать пожар. Это  прои-
зошло только потому, что от сотрясения лопнули  трубопроводы  или
сам бак, бензин разлился и взорвались его пары. Чтобы не происхо-
дило разрывов стенок бака и трубопроводов конструкторам  следова-
ло заранее принять меры по исключению подобных случаев. Ведь и до
этого всем было хорошо известно, что бензин -  чрезвычайно  опас-
ное вещество. Ангарный бак, например, нужно  было  установить  на
амортизаторах, смягчающих толчки, а  трубопроводы  делать  не  из
тонких стальных труб с толщиной стенки менее 2-х мм, а либо  при-
менить резиновые шланги, хорошо выдерживающие  ударные  нагрузки,
либо наоборот изготовить их из прочных пушечных стволов  мелкока-
либерной артиллерии - диаметром 37-45 мм. И при условии  выполне-
ния этих мероприятий, даже после атомного удара не  произошло  бы
разрыва ангарного бака, бензинового пожара, и взрыва всех торпед.
                       ******************
     Надеюсь, теперь все согласятся, что  взрыв  бензохранилищ  и
торпедных погребов гораздо разрушительнее любого атомного  удара.
Для этого достаточно взглянуть на фотографию "Independens" -  но-
совая часть у него абсолютно целая, и не имеет никаких  поврежде-
ний, как будто атомная ударная волна лишь слегка  погладила  его.
Зато вся средняя часть борта в районе самолётного ангара  -  там,
где злодействовал авиационный бензин - превращена просто  в  лох-
мотья. А кормовая оконечность - там где хранились торпеды - прев-
ращена просто в безобразные руины.
     Однако, несмотря на все это  буйство  разрушительных  сил  -
посмотрите внимательно на фотографию - "Independens"  ДАЖЕ  И  НЕ
СОБИРАЕТСЯ ТОНУТЬ. У него нет ни крена, ни дифферента!
     Поймите пожалуйста  в  чем  парадоксальность  ситуации:  Вот
произошёл атомый взрыв, потом на "Independens" вспыхнул  страшный
бензиновый пожар - который НИКТО НЕ ТУШИЛ, (потому, что на  испы-
туемом корабле не было ни одного человека),  потом  СДЕТОНИРОВАЛИ
ДЕСЯТКИ ТОРПЕД, и опять НИКТО НЕ ЗАДЕЛЫВАЛ ПРОБОИНЫ, НЕ ОТКАЧИВАЛ
ВОДУ, а многострадальный корабль - ВСЕ РАВНО НЕ ЗАТОНУЛ!
     Но ведь это дает наглядное подтверждение  тому,  что  опасны
только подводные торпедные попадания, а взрыв бензина и торпедох-
ранилища хотя и сильно разрушают НАДВОДНЫЙ борт  корабля,  НО  НЕ
СОЗДАЮТ ПОДВОДНЫХ ПРОБОИН!
     Вот сравните как легко погибали другие  корабли  в  подобных
обстоятельствах:
     Авианосец "Courages" получил два торпедных попадания в  ле-
вый борт, и спустя 20 МИНУТ после взрывов затонул.
     Авианосец "Arc Rojle" - был торпедирован  германской  подвод-
ной лодкой - одна торпеда в правый борт. Почти  сразу  накренился
на 15 градусов. Работа ВОСЬМИ водоотливных насосов не  дала  дол-
жного эффекта. И спустя 14 часов "Arc Rojle"  оставленный  коман-
дой, перевернулся и затонул. Сравните это  с  8  часами  крейсера
"Miruma" продержавшимся на плаву после взрыва 24 своих 61  санти-
метровых торпед.
     Авианосец "Igle" ("Орел") был атакован германской  подводной
лодкой у Мальты, которая попала в него 3-4 торпедами. В результа-
те чего, продержавшись на воде некоторое время, этот корабль  за-
тонул.
     15 сентября 1942 г АВ "Wosp" подвёргся атаке  японской  под-
водной лодки и получил три торпедных попадания в носовую часть  с
правого борта. В результате взрывов торпед на нем возникли  пожа-
ры бензина, и корпус корабля сотрясали внутренние взрывы.  Коман-
да оставила пылающий и накренившийся корабль, после  чего  амери-
канский эсминец выпустил в него несколько торпед, чтобы  потопить
его.
     В связи с этим хочется привести аналогию с  русским  крейсе-
ром "Очаков" - тот тоже получил  сильные  повреждения  надводного
борта, но несмотря на это остался на плаву. Из-за восстания,  ко-
рабль стоящий на рейде Севастополя расстреливали в упор все  кому
не лень: сухопутная артиллерия  трехдюймовыми  орудиями,  крепос-
тная артиллерия из  своих  крупнокалиберных  11-дюймовых  орудий,
все броненосцы черноморского флота из  двенадцатидюймовых  орудий
главного калибра. Снаряды прошивали его насквозь. Крейсер был ох-
вачен огнем и горел двое суток.

     Покинутый командой, не было борьбы за живучесть -  НИКТО  НЕ
ТУШИЛ ПОЖАРА И НЕ ОТКАЧИВАЛ ВОДУ.  Но  несмотря  на  превращенный
в сплошное решето снарядами надводный борт, подводных  пробоин  у
него не было, и поэтому, корабль полностью выгорел изнутри НО  НЕ
ЗАТОНУЛ! А впоследствии "Очаков" был отремонтирован  и  проплавал
по морям еще много лет.
     Это истязание было очень похоже на "Independens" - там  тоже
взрывался бензин и торпеды, страшный пожар буйствовал на нем мно-
го времени, и так же как на "Очакове" не  было  борьбы  за  живу-
честь корабля - а результат тот же - авианосец остался на плаву.
     Такая потрясающая живучесть разных кораблей разных  стран  и
разных времен объясняется не их высокой прочностью,  а  тем,  что
все эти корабли: "Independens", "Mikuma", "Очаков" получили  пов-
реждения ТОЛЬКО В НАДВОДНОЙ ЧАСТИ КОРПУСА. То есть, даже  атомный
взрыв произведенный в воздухе, почти не способен утопить  крупный
корабль отстоящий от него на расстоянии всего 700 метров.
                      *********
                  Следующие главы:
        ВЗРЫВ БОЕПРИПАСОВ НА ЭСМИНЦЕ "АНДЕРСОН"
       (EXPLOSION ON THE DESTROER "ANDERSON")

       ПРИЧИНА ЗАТОПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ

       ЛИНКОР  "НАГАТО" (BATTLESHIP "NAGATO")

       ПРИЧИНА ГИБЕЛИ "NAGATO" - ЗАКЛЕПКИ

       РАЗГАДКА ПОТОПЛЕНИЯ  "ТИТАНИКА" - ОДИНАКОВАЯ  С   "НАГАТО"
       ФОРМА ПОВРЕЖДЕНИЯ ОБШИВКИ

       НЕПОТОПЛЯЕМАЯ  "НЕВАДА"

       ЖИВУЧЕСТЬ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

       НЕУДАЧНИЦА "ДЕНТЬЮДА"

       ЗОНА СМЕРТИ ДЛЯ КОРАБЛЕЙ

       ЕЩЕ ОДИН ПАРАДОКС...

       СОВЕТСКИЕ ИСПЫТАНИЯ КОРАБЛЕЙ НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ

       РЕЗЮМЕ: ЦУНАМИ - ВОЛНА В БУХТЕ ОТ АТОМНОГО ВЗРЫВА
&