НА    ГЛАВНУЮ    СТРАНИЦУ

22.02.2000
ЧЕМ И КАК БОМБИЛИ АМЕРИКАНСКИЕ ЛИНКОРЫ
В ПЕРЛ-ХАРБОРЕ
  Автор -  Олег  Тесленко  <C>
           Здравствуйте Олег!
   Прочитал Ваше письмо С.В.Сулиге.  Дельно  и  по  существу.  Но
все-таки позволю себе пару замечаний.
   Теперь конкретно о статье.С общим выводом я  согласен-действие
бомбардировок на бронированные корабли  почему-то  всегда  сильно
преувеличивается.(Интересно-почему?) Но  Вы  пользуетесь  приемом
уважаемого мною В.Суворова - подгоняете факты под совершенно пра-
вильные выводы. И когда эта подгонка всплывает, это бросает  тень
на сами выводы. А для историка выводы должны быть в центре внима-
ния, а не собственные амбиции и письма на шесть экранов  (Извини-
те за резкость) Узкое место вашей статьи  -  расчеты,  в  которые
большинство не вникает. В действительности бомба  с  километровой
высоты будет падать 14 с и соответственно наберет скорость  около
140 м/с только если ее сбрасывать с аэростата. При реальной  бом-
бардировке с самолета бомба почти всегда, а при бомьардировке ма-
лоразмерных целей - ВСЕГДА, имеет в  момент  сброса  вертикальную
составляющую в начальной скорости. Применение пикирующих  бомбар-
дировщиков вообще выглядит следующим образом-самолет  выходит  на
высоту прицеливания, сбрасывает газ, сваливается в глубокое  пике
и выпускает тормозные решетки, если таковые имеются, для уменьше-
ния скорости пикирования и увеличения времени прицеливания.  Тор-
мозя свободно вращающимся винтом,решетками, иногда для этой  цели
даже выпуская шасси,самолет пролетает километр-полтора,и ко  вре-
мени выхода на высоту сброса(как  правило  минимально  возможную)
разгоняется до 50-200 м/с в зависимости от высоты начала  пикиро-
вания.Плюс бомба набирает ок.9 м/с за секунду полета с учетом  ее
лобового  сопротиления.Таким  образом  пробиваемость  будет  чуть
больше, а американские инженеры будут  дураками  чуть  меньше,чем
кажется на первый взгляд. А в целом мне ваш сайт очень  понравил-
ся. Желаю успеха, большего внимания к мелочам,  и  краткости  как
сестры таланта.Шутка. До свидания. С уважением. Виктор. Киев.
  >>> Олег:
   Отвечаю Вам - Виктор: Дело в том, что Вас видимо ввели в  заб-
луждения мои последующие объяснения о пробиваемости палуб  бомба-
ми, сброшенными с пикирующих самолетов. Это там, где я  сравниваю
высоту бомбометания пикировщиков Пе-2 из полка Ракова. Которых  я
приводил ТОЛЬКО ДЛЯ СРАВНЕНИЯ. А на самом деле в Перл-Харборе ос-
новную бомбардировочную ударную силу направленную  против  линко-
ров  (на  время  забудем   о    торпедоносцах)    -    составляли
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ  бомбардировщики,  а  не  пикировщики.  Поскольку,
японцы были уверены, что хотя пикировщики во много раз точнее, им
из-за малой высоты сброса и из-за малого веса  бомбы  не  удастся
пробить все бронепалубы американских лиейных кораблей. А пикиров-
щики японцы предназначали главным образом для ударов  против  аэ-
родромов Перл-Харбора, других мелких кораблей, и  нанесения  нес-
мертельных повреждений тем же линкорам.
   То есть - горизонтальные бомбардировщики были обязаны  бомбить
с высоты трех километров. Но как я уже объяснил в своем  ответном
письме - им всем в этом помешало облако, находившееся как раз над
американскими линкорами. И японские горизонтальные бомбардировщи-
ки по ТРИ РАЗА пытались заходить на цель, с  каждым  разом  опус-
каясь все ниже и ниже, выходя из границы пробиваемости  американ-
ских бронированных палуб... А поскольку в Перл-Харборе бомбили на
пробиваемость бронебойными бомбами  только  горизонтальные  япон-
ские бомбардировщики, а пикировщики в тот день несли  только  фу-
гасные - непробивающие броню бомбы, то окончательную скорость па-
дения ГОРИЗОНТАЛЬНО брошенной бомбы  с  высоты  1  км  определить
чрезвычайно просто: v=(2gH)**0.5 = 2*10*1000= 20000**0.5=141 м/с.
Каковая величина скорости и фигурирует в моем расчете бронепроби-
ваемости. Однако, на самом  деле  она  должна  быть  еще  немного
меньше - ведь я преднамеренно не учитывал  сопротивление  воздуха
движению бомбы. И хотя падение скорости  бомбы  от  этой  причины
совсем не велико - вероятно не более 10%, но  все  равно:  вместо
140 м/с, надо бы поставить еще меньшую цифру - около 130 м/с. Что
впрочем подтверждают и Ваши же цифры. Ведь с Ваших слов бомба на-
бирает скорость 9 м/с за каждую секунду полета. Но при  сбросе  с
высоты 1 км она пролетит 14 секунд, и  скорость  ее  падения  при
этом равна 127 м/с. Это можно дополнительно доказать еще и данны-
ми из сборника "Линкоры" издания 1941 г, из статьи L. Fea "О  го-
ризонтальной защите больших кораблей":  "...В  сообщении  журнала
Army and Navy Journal (от 9 сент, 1923 г.) указано, что при  бом-
бардировке с высоты 9000 м скорость падения бомбы равна 300  м/с,
а при высоте 1200 м - 150 м/с. Так что ошибки в том расчете у ме-
ня нет...
   Но должен сказать, что и Вы тоже отчасти правы: ведь американ-
цы (как и все другие) хотели создать асолютно неуязвимый линкор -
то есть, чтоб его бронепалубы не смогли пробить бомбы  сброшенные
ни с какой высоты - даже с трех километров и более.  И  для  этих
высот толщина пробиваемой брони, разумеется,  будет  уже  гораздо
больше, чем в моем расчете для Сулиги, где принята высота  сброса
всего 1 км. С другой стороны, американцы, как  и  все  остальные,
все же завысили эти требования. Дело в том,  что  горизонтальному
бомбардировщику попасть в движужийся корабль с такой высоты - де-
ло и вовсе немыслимое. И поэтому такая толщина  бронепалубы  была
на самом деле вовсе не нужна. Хотя, впрочем - если позволяли  ог-
ромные весовые возможности линкоров, то отчего бы и не поставить?
                          ************
   Однако, в этом и еще один аспект: мы сейчас говорим о  воздей-
ствии на бронированный корабль авиабомб, а  ведь  японцы  бомбили
линкоры в Перл-Харборе вовсе не бомбами - а  обыкновенными  кора-
бельными крупнокалиберными снарядами, с приваренными к ним стаби-
лизаторами. А между ними имеется  существенное  отличие.  Дело  в
том, что даже бронебойная  авиабомба  несет  весьма  большой  (по
сравнению с артиллерийским  снарядом) вес  взрывчатого  вещества.
Вот сравните: фугасная авиабомба обычно снаряжена 40% ВВ,  броне-
бойная - до 20%, а снаряды корабельных пушек: фугасные 10%,  бро-
небойные 2,5% ВВ. Трудно сказать, снаряды какого рода японцы пе-
ределали в авиабомбы: фугасные или бронебойные? Но  скорее  всего
все-таки фугасные, потому, что  толщина  палубной  брони  все  же
сравнительно невелика - порядка 100 мм, по сравнению  с  толщиной
бортовой линкорной брони 406 мм, и самое главное - уж  очень  мал
процентный вес взрывчатки в бронебойном снаряде -  всего  2,5%  -
сила взрыва его просто ничтожна по сравнению с фугасной  авиабом-
бой такого  же  веса.  Некоторые  наивные  читатели  думают,  что
большого процентного веса ВВ в  боеприпасе  достичь  якобы  очень
легко - достаточно положить побольше взрывчатки и все. Но на  са-
мом деле, любая взрывчатка требует для себя большого объема, ведь
ее плотность порядка 1,5-2,0  кг/литр  (плотность  тротила,  нас-
колько я помню - 1,65 кг/л), это гораздо меньше, чем у стали,  из
которой изготовлены корпуса бомб и снарядов - 7,8 кг/литр. И поэ-
тому, хотя вес ВВ в  бронебойной  бомбе  всего  20%  (одна  пятая
доля), но объем  это  вещество  внутри  корпуса  занимает  значи-
тельный: примерно 50%. А это не проходит даром:  если  сравнивать
одинакого веса авиабомбу и снаряд, то из-за  большего  количества
ВВ авиабомба НЕИЗБЕЖНО должна быть ТОЛЩЕ снаряда - то есть у  нее
больше диаметр корпуса. А  ведь  бронепробивные  свойства  любого
боеприпаса тесно связаны с величиной его  поперечного  размера  -
чем он  больше,  тем  хуже  бронепробиваемость - больший  диаметр
"пробки" надо вышибать из броневой плиты. Недаром же  сейчас  де-
лают подкалиберные снаряды из обедненного урана - при  сохранении
веса - диаметр у них очень мал, зато  бронепробиваемость  -  выше
всяких похвал. Поэтому, у авиабомбы (даже бронебойной) -  пробив-
ные качества хуже, чем у снаряда такого же веса.  И  японцы  пра-
вильно сделали, что применяли именно переделанные снаряды.  Одна-
ко, не стоит забывать, что пробить палубу мало, надо  еще  произ-
вести сильный взрыв под ней. А вот в этом снаряды вдвое  уступали
бронебойным бомбам - если 356 мм снаряд  весил  675  кг,  то  вес
взрывчатки в нем (10%) и вовсе ничтожный -  всего  70  кг  -  это
просто смехотворная величина, сравните с торпедой, в которой  под
300 кг. Впрочем - может быть в качестве  авиабомб  японцы  решили
использовать снаряды  406-мм  калибра,  вес  которых  значительно
больше - 1020 кг?
    А это означает, что если такая бронебойная бомба при  близком
промахе упадет рядом с кораблем, то вреда от  нее  будет  намного
меньше, чем от торпеды. Тем более, что торпеды взрываются  только
от непосредственного контакта с бортом вражеского корабля, а про-
махнувшиеся авиабомбы - на расстоянии нескольких метров. Но  раз-
рушительное  воздействие  от   увеличения    расстояния    взрыва
уменьшается в потрясающей степени.  И  поэтому  вредоносное  дей-
ствие взрыва промахнувшейся бронебойной бомбы (в отличие от  тор-
педы или фугасной бобмы) - В СОТНИ И ТЫСЯЧИ  РАЗ  МЕНЬШЕ.  И  то,
промахнувшаяся  бронебойная  авиабомба  ударит  корабль   взрывом
только в гавани, где она зароется в близкое дно мелководного пор-
та. Учитывая, что все бронебойные боеприпасы  имеют  значительное
замедление взрыва - порядка 0,1 с, то при  скорости  падения  150
м/с, бомба, упавшая в воду погрузится на глубину 15 м, прежде чем
взорвется, и поэтому вреда от нее будет совсем мало. Причем  воз-
можно, что на самом деле разрушительные возможности японских бро-
небойных бомб-снарядов были еще хуже, чем предположил автор.  Вот
сведения из той же статьи L. Fea:
   "2. Для пробивания верхней броневой палубы бомба должна  обла-
дать необходимой пробивной силой, т.е. по своей конструкции  дол-
жна удовлетворять требованиям артиллерийского снаряда. Для  этого
прежде всего пришлось бы уменьшить вес заряда с 50%,  до  10%-20%
общего веса бомбы.
   Следует отметить, что по американским данным вес заряда,  нап-
ример у 305 мм фугасно-бронебойного снаряда составлял 2,6%,  а  у
так называемого обыкновенного (Common shell), фугасного  снаряда,
снабженного взрывателем с замедлением, применяемых  против  брони
средней толщины - 6,1%, а у снарядов калибром 356 мм фугасного  и
осколочного действия (Bombardement shell), предназначенных, глав-
ным образом для стрельбы по сухопутным целям, т.е. по  неброниро-
ванным объектам - 11,5%. Однако, принятие  для  бомб  конструкции
бронебойного снаряда означало бы отказ от преимуществ  разрывного
действия при взрыве ее в закрытом  помещении  или  при  подводном
взрыве, в случае близких падений..."
                            ********
   Надо сказать в поддержку мнения L. Fea,  что  практически  все
страны пришли к выводу, что в морских снарядах наиболее  выгодный
процент содержания взрывчатки - около 2,6% - именно при этой циф-
ре и бронебойное действие хорошее, и фугасное достаточное. А  при
увеличении процентного содержания ВВ  -  недопустимо  утоньшаются
стенки снаряда, падает его прочность, и  бронепробивное  действие
становится никудышным. Поэтому, снаряды с количеством  взрывчатки
около 10% - могли использоваться либо против миноносных кораблей,
либо против сухопутных целей. А это фактически опровергает преды-
дущее предположение автора: что японцы  бомбили  линкоры  в  Пер-
л-Харборе такими снарядами. Возможно, для этой цели  им  пришлось
применять артиллерийские "чемоданы" с обычным  содержанием  ВВ  -
всего 2,5%! Из чего следует парадоксальные вывод - вес  взрывчат-
ки в этих 675-килограммовых "бомбах" был весьма ничтожен - 17  кг
(в бомбах 406 мм калибра вес ВВ был 25 кг), то есть по  сути  был
даже меньше, чем в обычных фугасных авиабомбах  50-килограммового
калибра у которых было тоже 25 кг взрывчатки!
    Однако, автор несколько отвлекся. Идет сравнение авиабомбы и
снаряда. Японцы сделали оригинальный шаг - вместо авиабомб в Пер-
л-Харборе применили снаряды. Но ведь  при  конструировании  своих
кораблей, американские кораблестроители вряд ли  могли  предпола-
гать такую подмену. Они рассчитывали  надежность  броневых  палуб
своих кораблей против ОБЫЧНЫХ бронебойных бомб большего диаметра,
и меньшей пробивной силы чем отвесно падающий артиллерийский сна-
ряд. Поэтому мои выводы о том, что против  "толстых"  норамльных
бомб толщина бронепалуб американских линкоров достаточно  надежна
- в принципе правильны.