Олег: Еще раз здравствуйте - Андрей!
К сожалению я поленился написать дома
пространное письмо.
Поэтому скажу в двух словах. После Вашего письма я вновь посмот-
рел дома свою статю, и с удивлением увидел, что там ни
в одном
месте не сказано конкретно про цвет фосфора. Я действительно
не
сильно разбираюсь в химии, поэтому сразу поостерегся давать точ-
ное описание химического вещества. Какой он там мог быть фосфор:
красный, белый или черный - мне неведомо. Тем более, что нет
ни
одного документального источника, в котором бы подробно описыва-
лось взрывчатое вещество, которым снаряжали ракета "Катюш". Воен-
ным историкам видимо либо совершенно неинтересно, каким взрывча-
тым веществом снаряжали реактивные снаряды "катюш", либо это
до
сих пор является настолько важной государственной
тайной, что
секрет снаряжения реактивных снарядов сохраняется
до сих
пор - СПУСТЯ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ после войны. Что - неужели это никого
не интересует?
Но у меня нет фактической ошибки - нет
слов в статье про
красный фосфор. А то что цвет свечения - белый, так это
зависит
от присадок, а не от цвета исходного вещества.
И я что-то никогда не слышал, чтобы обычный
фугасный взрыв
тротила что-то расплавлял. Хотя из описаний русско-японской вой-
ны известно, что японская шимоза создавала настолько высокую тем-
пературу, что плавилась ТОНКАЯ сталь (у Костенко есть ошибка
-
что якобы плавилась толстая броня). Но от той взрывчатки все дав-
но отказались. А взрыв тротила только разбрасывает предметы,
но
не плавит их. И если бы это происходило, тогда при взрывах снаря-
дов и бомб в массовом порядке происходило бы наплавление различ-
ных металлических предметов на корабли, танки, самолеты,
землю.
Но ведь этого нет! А вот Ваш пример про вплавление автоматов
в
стены Бресткой крепости - возможно там тоже это поработали
наши
же "катюши" при возвращении Бреста в конце войны. но не
обычные
фугасные взрывы...
С уважением, Олег Т.
***************
(для удобства читателей я пронумерую пост посткриптумы Андрея)
Здравствуйте, Олег, но "белый", это не цвет,
а название мо-
дификации. И в прошлом письме я имел в веду, что фосфор
(любой,
даже белый, который обладает наибольшей чуствительностью
и ис-
пользуется в боеприпасах (кстати, не в осветительных, а в
дымо-
вых и зажигательных)) не является ВЗРЫВЧАТЫМ(!) веществом
(осо-
бенно мне понравилась Ваши слова: "фосфор -
слишком чувстви-
тельное взрывчатое вещество"), и, естественно не мог сдетониро-
вать на Santa-Fе.
1.p.s. В Вашей статье упоминался груз авиационных бомб
и ка-
ких-то мин, хотя они естественно перевозились без
детонаторов,
близкий подводный взрыв вполне мог вызвать детонацию.
2.p.p.s. По поводу отказа от фосфорных боеприпасов ради
сбере-
жения пашни - ну во-первых, от фосфора никто и не отказывался,
а
во-вторых, с нашей стороны использовались миллионы зажигательных
бутылок с жидкостью КС (раствор фосфора и серы в сероуглероде)
с
t горения 1100-1200 - конечно танки без систем пожаротушения
го-
рели хорошо, но ни сталь ни песок не плавились.
3.p.p.p.s. "главная тайна боевой мощи
советских реактивных
снарядов времен второй мировой войны кроется вовсе не в их показ-
ном эффекте: реактивном принципе действия, а в применении в
ка-
честве ВВ - фосфорной начинки." да не в реактивном принципе дело,
а в том, что залп одной легкой дешевой установки по кол-ву снаря-
дов заменял артналет батареи ствольной артиллерии.
4. p.p.p.p.s. "если на каком-либо корабле произошел
взрыв, то
надо сразу забыть о снарядах" - а взрывы артиллерийских погребов
(например на линкоре Рома)?
С уважением, Андрей.
**************************
Ответ Олега:
Это у Вас - "белый" название модификации фосфора,
а в моем
первоисточнике - статье Игоря Алексеева так сказано о цвете све-
чения боеприпасов (слова Алексеева): "ракетные заряды и
нейтра-
лин. Что это такое, понять не могу, есть предположение, что "ней-
тралин" - это немецкие реактивные осветительные снаряды калибром
150 или 210 мм белого (или "нейтрального" если дословно
перево-
дить с немецкого) цвета."
Обратите внимание, что слова
о реактивных осветительных
боеприпасах на том судне - это не документальный факт,
а всего
лишь ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ о наличии их. А какие они там были на
самом
деле: осветительные или фугасно-осколочные - ни мне,
ни Игорю
Алексееву - на самом деле достоверно ничего не известно. На
са-
мом деле - наша совместная с Игорем статья - является всего лишь
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕМ, о том, почему произошел взрыв на "Санта-Фе".
Ни-
каких доказательств у нас практически нет. Но если кому не
нра-
вится - то сделайте свое предположение, и напишите об этом статью
- я с удовольствием помещу ее на сайте "Кладовая морских и авиа-
ционных тайн".
****************
О том что чистый фосфор в принципе не
может взорваться -
соглашусь с Вами. Но дело в том, что в реактивных боеприпасах мог
быт применен вовсе не чистый фосфор, а либо его смесь с
другими
веществами (так же как черный порох является механической смесью
многих веществ: угля; селитры; серы), или химическое соединение
фосфора с каким-либо другим веществом. Но,
поскольку видимо
большая часть в этом веществе принадлежала фосфору - то для прос-
тоты журналисты назвали это фосфором. Еще раз говорю - что это не
мое название, просто я запомнил, что так это вещество
называли
журналисты в своих статьях. Причем Вы сами справедливо говорите,
что в соединении с другими веществами фосфор
способен сильно
взрываться: "А Ваш школьный приятель опрометчиво растирал в ступ-
ке высоко чуствительную смесь красного фосфора, серы и
хлората
калия." Но из-за плохого знания химии и по простоте душевной
я
условно называю эту ВВ "фосфором". Чтобы маленько исправиться,
я
использую Ваше предположение для дальнейшего развития ситуации:
вполне возможно, что в реактивных снарядах "Катюш"
использова-
лась именно смесь красного фосфора с другими веществами:
смесь
красного фосфора, серы и хлората калия. А может и несколько иное,
но похожее по составу. Но тайна советский реактивных
минометов
еще не раскрыта для народа.
***************
1.p.s. Олег: Горячо протестую, чтобы авиабомбы
без взрывате-
лей или минометные мины без запалов могли сдетонировать от близ-
кого подводного взрыва. Ведь я уже упоминал свою статью про теп-
лоход "Грузия". Так вот, когда это судно затонуло в порту, то во-
долазы стали поднимать с него ящики с боеприпасами - снарядами
и
минометными минами. Причем если мины были без взрывателей,
то
снаряды в унитарных патронах - обязательно все со взрывателями.
Но ведь тогда как раз и была проведена жесточайшая проверка взры-
ваемости боеприпасов! Немецкие самолеты заметив эту
подъемную
операцию - стали систематически бомбить водолазов. И многие
из
них были убиты взрывами бомб в воде. Но ведь бомбы взрывались ря-
дом с "Грузией"! А это же полная аналогия бомбежки
"Santa-Fe"
глубинными бомбами. Но Вот на "Грузии" ни мины, ни снаряды так ни
разу и не сдетонировали от взрывов бомб. Значит и на "Santa-Fe"
подобные боеприпасы не могли сдетонировать. Единственная версия -
на том транспорте произошел подводный взрыв реактивных боевых (но
не осветительных!) снарядов начиненных вероятно смесью
красного
фосфора, серы и хлората калия, а может и еще каких веществ.
****************
2. Олег: По поводу сбережения пашни: истинная
причина отка-
за от снаряжения боеприпасов смесью фосфора мне неведома (я сде-
лал лишь свое предположение) - а военные историки (у которых
мы
должны черпать всю информацию) почему-то ничего не написали
на
эту тему - наверное им это неинтересно. А ведь о том, что был ка-
кой-то тайный договор с фашистами об отказе от такого ВВ
- есть
свидетельство не только у меня. Но почему историки это не раскры-
ли?
Вы пишете, что от чистого (белого) фосфора
до сих пор никто
не отказывался. Да, действительно. Но ведь в статье речь
шла о
взрывчатом веществе основанном на фосфоре. А бутылки с
зажига-
тельной смесью - это тоже не взрывчатка. "И хотя танки от них го-
рели хорошо, но ни сталь, ни песок не плавились" - как Вы
верно
заметили. А я вот лично видел в Севастопольском музее кусок рас-
плавленной массы песка вперемежку с немецкими винтовками и авто-
матами...
**********
3. "залп одной легкой дешевой установки по
кол-ву снарядов
заменял артналет батареи ствольной артиллерии."
Нет, не заменял. Посчитайте
сами: при быстрой стрельбе
ствольная артиллерия способна выдавать выстрел через примерно
10
секунд. То есть 6 выстрелов в минуту. А одна реактивная установ-
ка типа БМ-13 - за один залп выпускала 16 снаряов за 7-10 секунд.
То есть - обычная пушка могла выпустить 16 снарядов за
160 се-
кунд (меньше 3-х минут). Казалось бы - очевидно,
что огневое
преимущество за реактивной установкой. Но это ошибка. Ведь выпус-
тив весь свой залп, реактивная установка должна длительно
заря-
жаться. Вспомните кадры из документального кино: как медленно
и
спокойно - не торопясь, ходят с реактивными снарядами на
плече
два человека - поднося их к "катюше". А чего им торопиться-то?
Ведь с реактивными снарядами не побегаешь. Потому, что если сна-
ряды к обычной пушке складываются прямо рядом с нею (во
всяком
случае весь запас снарядов на огневой налет - чтобы долго не тас-
кать их, а вести быструю стрельбу. То реактивные снаряды
нельзя
складывать вблизи пусковой установки - сзади у нее
образуется
длинный хвост пламени от пуска РС. А у обычной пушки такого нет.
И во время стрельбы подносчики обычной пушки снарядов просто обо-
рачиваются назад и как автоматы заталкивают унитары в
казенник
своего орудия. Поэтому, если огневой налет длится свыше 3 минут -
например: 10; 20 или 30 минут, то огневая
производительность
обычного орудия будет гораздо больше чем у хваленой "катюши".
Но огневая производительность - это только
один фактор срав-
нения орудий. А ведь есть еще одно обстоятельство: плохая
точ-
ность стрельбы из реактивных минометов. Кучность их падений была
просто отвратительна. Мало того, нередко бывали случаи, что даже
правильно нацеленные боеприпасы настолько отклонялись от
своей
траектории, что поражали свои войска. И надо сказать, что совет-
ские солдаты боялись "катюш" нисколько не меньше, чем немцы. Если
вы будете внимательно смотреть кадры документальных фильмов,
то
видно, что траектории полета реактивных снарядов летящих в одном
залпе - у всех разные. Одни из них настолько изменяют свою траек-
торию, что сразу начинают наклоняться вниз, и поражают
свои же
войска. То есть - кучность очень плохая.
Напротив, у артиллерийских орудий она чрезвычайно
велика. И
если есть хорошие наводчики, то например одному артиллеристу
на
поражение едущего немецкого велосипедиста давали разрешение
вы-
пустить всего ОДИН снаряд! А когда он не смог сделать это с пер-
вого выстрела, и поразил немца вторым, то его сильно обругали
за
неточную стрльбу. Так вот - сравнивая только по скорострельности,
якобы видно, что "катюши" имеют огневое превосходство над обычны-
ми пушками, но если вспомнить и учесть, что у них очень
плохая
кучность стрельбы, и большинство их снарядов падало в чисто поле,
то все преимущества остались бы за обычной ствольной артиллерией.
и реактивные установки никто бы не стал применять. Однако - види-
мо был и еще один фактор - необычайно сильная мощность взрыва
и
поражающее свойство реактивных снарядов. В обычной
артиллерии
снаряд получает настолько большие ускорения, что там в
принципе
нельзя приенять взрывчатку с начинкой из фосфора со смесью
дру-
гих веществ - она взорвется еще в стволе. А вот у реактивных сна-
рядов ускорение в сотни раз меньше. поэтому там и можно использо-
вать экзотические взрывчатые вещества - от которых "земля горит".
И это обстоятельство поднимало уравнивало шансы "катюш" по срав-
нению со ствольной артиллерией. А иначе никто бы тогда
не стал
применять наземные реактивные снаряды.
4. Олег: А вот взрывов погребов на кораблях
в классическом
понимании по моему мнению практически никогда и не было. Что
та-
кое "классический" взрыв погреба? Как все обычно думают - это по-
падание снаряда или бомбы в погреб, и от этого начального взрыва
детонация всех боеприпасов в погребе. Однако, я считаю, что поч-
ти никогда такой чистой детонации не было. Если взрывчатые вещес-
тва в погребе на корабле (обычно порох) иногда и взрывались -
то
это происходило только из-за нагрева их в пламени пожара. То есть
- если ее хорошенько нагреть, то конечно взорветься любая взрыв-
чатка. Но ведь взрыв вражеского боеприпаса в погребе происхолил
практически мгновенно, и за эти тысячные доли секунды толстостен-
ные снаряды не могли бы успеть нисколько нагреться. Конечно
по-
рох в пороховых зарядах мог быть сразу весь пробит тысячами
ос-
колков и тут же взорваться. Но в таких случаях детонация
долна
быть чудовищно стремительна! Ведь ударная волна взрыва
идет со
скоростью около 9 километров в секунду, ясно, что
весь погреб
обязан сдетонитровать всего лишь за тысячную долю секунды. Но ес-
ли там была задержка взрыва хотя бы на одну секунду, (а тем
бо-
лее - на две, три секунды, на сорок секунд, на десять минут)
то
исходя из этого сразу можно утверждать, что произошло что-то иное
- но не классический взрыв погреба. К сожалению - все
читатели
настолько невнимательны - что никогда не замечают и не
обращают
внимания вот на это ГЛАВНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - задержку взрыва!
А
ведь она была почти всегда. Вспомните и прочитайте хорошенько
-
ведь взрыв погреба на итальянском линкоре "Рим" (я до сих пор
не
могу понять - почему его все называют запанибратским именем "Ро-
ма" - Роман) произошел ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ после попадания второй бом-
бы! То есть - никакой классической детонации там не было.
А на
самом деле попадание бомбы вызвало сотрясение (я сейчас не
буду
раскрывать своей тайны), от этого сотрясения произошло
короткое
замыкаение электросети и пожар в артиллерийском погребе
(но не
главного калибра), и только через десять минут "Рим" взорвался.
Про линкор "рим" я провел огромное исследование,
выяснил все
очень хорошо, нашел массу сюрпризов для читателей (немецкие бом-
бы на самом деле не смогли пробить его главную бронепалубу,
но
это было очень давно - тогда у меня не было компьютера,
многие
мысли уже потерялись, и теперь мне просто страшно браться за
эту
большую работу). Точно так же английский линкор "Бархем" - в
не-
го попали три торпеды, но погреб от них сразу не сдетонировал,
а
основной взрыв произошел только тогда, когда линкор накренился на
40°. Я не знаю достоверно, что там произошло, но думаю, что клас-
сической детонации не было. Про взрыв "Императрицы Марии" у меня
написана большая работа - там произошло возгорание в погребе.
И
видимо пожар действавал довольно длительное время - около 15
ми-
нут, но корабль спал, и только из-за нагрева взорвался
порох в
погребе. Опять же - все читатели наивно ошибаются, думая, что
у
"Марии" взрыв произошел якобы в погребе носовой башни
главного
калибра. Но это глубокая ошибка. На самом деле взорвался
совсе
другой погреб, а носовой от первой башни ГК - остался совершенно
цел! По этому поводу у меня есть любопытное исследование, и
мои
друзья согласны с этим выводом.
Есть так же вопросы и со взрывом другого
российского дред-
ноута - линкора "Марат". В одном свидетельстве я уловил
фальшь:
на самом деле его взрыв произошел совсем не сразу при попадании
второй немецкой бомбы, а ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ после ее взрыва НА
ВЕРХНЕЙ ПАЛУБЕ. К сожалению - пока так и не удалось установить
-
какова была истинная величина той задержки - многие очевидцы
яв-
но врут, скрывая что взрыв произошел спустя какое-то время, пото-
му, что иначе им самим было бы непонятно: как же тогда произошел
взрыв на "Марате". Так же и со взрывом "Новороссийска". Люди,
не
спавшие, и находившиеся на нем, явственно ощутили ДВА последова-
тельных взрыва, причем второй произошел с некоторой задержкой
-
хотя и очень малой (вероятно около секунды - или даже более).
Но
ведь если бы сдетонировала какая-либо взрывчатка на самом линко-
ре, то тогда оба взрыва произошли бы через чрезвычайно
короткий
промежуток времени - тысячную долю секунды - и человеческие чув-
ства просто не различили бы их друг от друга - ведь взрывная вол-
на на бликом расстоянии распространяется со скоростью около 9
км
сек. Это явно доказывает, что не было детонации никакого взрывча-
того вещества на самом "Новороссийске", а моя версия
читателям
известна. Опять же - в голове у меня давно полностью готова
ог-
ромная работа по описанию действительных обстоятельств той траге-
дии, но просто страшно браться за эту работу - настолько она
ог-
ромна. Да и за писательство денег мне не платят, а домашние рас-
сматривают мой писательский труд только лишь как средство
отлы-
нить от домашних работ. Но и всем известные линкор "Худ" -
ведь
там после попадания последнего немецкого снаряда - тоже была
за-
держка! Значит не было и классической детонации. По моему мнению
там тоже взорвалось нефтеорганическое топливо. То есть - класси-
ческих взрывов погребов кораблей от детонации почти никогда
не
было...