29.09.99
ЖИВУЧЕСТЬ БОМБАРДИРОВЩИКА G4M "БЕТТИ"
Alex Medvedev. Возражение-2: На G4M "Betty" стояли 20-мм
пушки,
что не мешало американцам валить их пачками. Не помогало
ваше
вундервафе.
**************
Ответ Олега:
Действительно, спроектированный еще до начала второй
мировой
войны этот японский бомбардировщик отличался от американских
ма-
шин чрезвычайно низкой живучестью и слабым стрелковым
вооруже-
нием. Наибольшее количество его огневых точек составляли 4 пуле-
мета калибра 7,7 мм. Автор считает такие пулеметы абсолютно бес-
полезными для вооружения боевых самолетов во времена второй миро-
вой. Никакой броневой защиты пилота и других членов экипажа
на
нем не было и в помине... Кроме того, бензобаки G4M нисколько
не
были протектированы, и также не осуществлялся их
наддув ней-
тральным газом, чтобы обеспечить хоть минимальную пожаробезопас-
ность. Поэтому сбивался этот тип самолета чрезвычайно легко,
и
американцы недаром прозвали его "безотказными зажигалками". Впро-
чем, то же самое можно сказать практически про любой японский са-
молет.
Однако, такая ситуация сохранилась не навсегда.
Тысячами те-
ряя свои бомбардировщики, к концу войны японцы все-таки осознали
идиотизм своего пренебрежения живучестью самолетов, и стали уси-
ливать именно эти качества. В частности на G4M для каждого члена
экипажа установили бронеспинки, ввели полное протектирование бен-
зобаков, с наддувом их нейтральными газами. А так же,
заменили
вредные мелкокалиберные пулеметы четырьмя 20-мм пушками.
Надо отметить, что установка 20-мм оборонительных
пушек вещь
сама по себе бесполезная, без применения других мер
живучести.
Дело в том, что броня (даже нетолстая) требует
от противника
подходить как можно ближе к цели, чтобы пробить ее. Но
кормовые
авиапушки наоборот - заставляют истребители держаться как
можно
дальше от бомбардировщика. То есть - броня и оборонительное ору-
жие увеличенного калибра взаимно многократно усиливают
защитное
действие друг друга.
Результат для G4M был достаточно хорош: известен
случай, ког-
да одинокий G4M в полете над океаном атаковали сразу 6 мощнейших
американских истребителей "Уайлдкет" с шестью крупнокалиберными
пулеметами на каждом - общим количеством 36 12,7-мм
пулеметов
против одного бомбардировщика! Целый час они просто
издевались
над ним, расстреливая его под любыми ракурсами, а у несчастного
видимо давным-давно кончились патроны... Но американцы так и
не
смогли поразить его! Дело кончилось тем, что когда в изрешечен-
ных бензобаках этого "Бетти" кончился бензин - он просто зацепил
волны. Но поразительно - как долго он выдерживал
безжалостный
огонь противника! То есть, живучесть самолета G4M в середине и
в
конце войны - это две большие разницы...
************
Но тогда возникает вопрос: если у японцев был
такой замеча-
тельно живучий самолет - чего же они войну-то проиграли? А дело в
том, что такого самолета G4M с четырьмя 20-мм пушками на
самом
деле как бы и вовсе не было... Знатокам авиации должно быть
из-
вестно, что как только в конце войны перед Японией замаячил призрак
поражения,
то в 1944 году на высшем правительственном уровне вышло постанов-
ление, чтобы на авиазаводах полностью прекратить
производство
бомбардировщиков, и все силы бросить на постройку исключительно
одних истребителей... А усиливать вооружение и живучесть
G4M японцы взялись только в конце войны - после перелома в
ходе ее . И поэтому "Бетти" не успели изготовить
в сколько-нибудь значительных количествах...То есть - многопушечных
G4M - просто не
строили! В этом и ответ почему они не сыграли большой роли в кон-
це войны. Хотя небольшое количество "Бетти" с хорошим
пушечным
вооружением и высокой живучестью видимо успело вступить в строй,
но вот участвовали ли они в боевых действиях? Наверно даже япон-
цы не смогут ответить на этот вопрос - их архивы сгорели во вре-
мя войны... Соотношение количества "Бетти" первых маложивучих ва-
риантов видимо во много раз превышает небольшое число самолетов
этого типа последней модификации. И поэтому для американцев появ-
ление многопушечных "Бетти" произошло почти незамеченным.
Это
"незамечание" усилилось тем фактором, что значительное
количес-
тво устаревших самолетов продолжало летать до самого конца войны,
внося путаницу в соотношение числа машин разных модификаций. Поэ-
тому незнающие "знатоки" огульно обвиняют "Бетти" в слабой живу-
чести.
Но вот что характерно: для этого самолета четко
прослеживает-
ся тенденция японских конструкторов на увеличении калибра оборо-
нительного вооружения - отказ от 7,7 мм пулеметов в пользу 20-мм
пушек. И ни один из "знатоков" авиации даже не задумывается
об
этом: а с чего это скупые японцы вдруг так расщедрились на оборо-
ну, которой они вечно пренебрегали? Было у них достаточное коли-
чество мелкокалиберных пулеметов на "Бетти" - вот и воевали
бы
ими до конца войны. Ведь обратите внимание, что японские
авиас-
троители не стали увеличивать количество пулеметов, например
до
восьми, или до двенадцати штук на самолет, а пошли по пути увели-
чения калибра вооружения. Следовательно, японцы все-таки поняли,
что малый калибр стрелкового оружия уже не может защитить самолет,
и только авиационные любители этого до сих пор не понимают...