На  главную

29.09.99
            ЖИВУЧЕСТЬ  БОМБАРДИРОВЩИКА  G4M  "БЕТТИ"
Alex Medvedev. Возражение-2: На G4M "Betty" стояли  20-мм  пушки,
что не мешало американцам валить их  пачками.  Не  помогало  ваше
вундервафе.
                      **************
                        Ответ Олега:
   Действительно, спроектированный еще до начала  второй  мировой
войны этот японский бомбардировщик отличался от американских  ма-
шин чрезвычайно низкой живучестью и  слабым  стрелковым  вооруже-
нием. Наибольшее количество его огневых точек составляли 4  пуле-
мета калибра 7,7 мм. Автор считает такие пулеметы абсолютно  бес-
полезными для вооружения боевых самолетов во времена второй миро-
вой. Никакой броневой защиты пилота и других  членов  экипажа  на
нем не было и в помине... Кроме того, бензобаки G4M нисколько  не
были протектированы, и также  не  осуществлялся  их  наддув  ней-
тральным газом, чтобы обеспечить хоть минимальную  пожаробезопас-
ность. Поэтому сбивался этот тип самолета  чрезвычайно  легко,  и
американцы недаром прозвали его "безотказными зажигалками". Впро-
чем, то же самое можно сказать практически про любой японский са-
молет.
    Однако, такая ситуация сохранилась не навсегда. Тысячами  те-
ряя свои бомбардировщики, к концу войны японцы все-таки  осознали
идиотизм своего пренебрежения живучестью самолетов, и стали  уси-
ливать именно эти качества. В частности на G4M для каждого  члена
экипажа установили бронеспинки, ввели полное протектирование бен-
зобаков, с наддувом их нейтральными газами. А  так  же,  заменили
вредные мелкокалиберные пулеметы четырьмя 20-мм пушками.
   Надо отметить, что установка 20-мм оборонительных  пушек  вещь
сама по себе бесполезная, без применения  других  мер  живучести.
Дело в том, что броня  (даже  нетолстая)  требует  от  противника
подходить как можно ближе к цели, чтобы пробить ее.  Но  кормовые
авиапушки наоборот - заставляют истребители держаться  как  можно
дальше от бомбардировщика. То есть - броня и оборонительное  ору-
жие увеличенного калибра взаимно многократно  усиливают  защитное
действие друг друга.
    Результат для G4M был достаточно хорош: известен случай, ког-
да одинокий G4M в полете над океаном атаковали сразу 6  мощнейших
американских истребителей "Уайлдкет" с  шестью  крупнокалиберными
пулеметами на каждом - общим  количеством  36  12,7-мм  пулеметов
против одного бомбардировщика! Целый час  они  просто  издевались
над ним, расстреливая его под любыми ракурсами, а  у  несчастного
видимо давным-давно кончились патроны... Но американцы так  и  не
смогли поразить его! Дело кончилось тем, что когда  в  изрешечен-
ных бензобаках этого "Бетти" кончился бензин - он просто  зацепил
волны. Но поразительно - как  долго  он  выдерживал  безжалостный
огонь противника! То есть, живучесть самолета G4M в середине и  в
конце войны - это две большие разницы...
                        ************
    Но тогда возникает вопрос: если у японцев был  такой  замеча-
тельно живучий самолет - чего же они войну-то проиграли? А дело в
том, что такого самолета G4M с четырьмя 20-мм  пушками  на  самом
деле как бы и вовсе не было... Знатокам авиации должно  быть  из-
вестно, что как только в конце войны перед Японией замаячил призрак  поражения,
то в 1944 году на высшем правительственном уровне вышло постанов-
ление, чтобы на  авиазаводах  полностью  прекратить  производство
бомбардировщиков, и все силы бросить на  постройку  исключительно
одних истребителей... А  усиливать  вооружение и живучесть  G4M  японцы взялись только  в конце войны - после перелома в ходе ее .  И поэтому  "Бетти"  не успели  изготовить в сколько-нибудь  значительных количествах...То есть - многопушечных  G4M  -  просто  не
строили! В этом и ответ почему они не сыграли большой роли в кон-
це войны. Хотя небольшое  количество  "Бетти" с хорошим  пушечным
вооружением и высокой живучестью видимо успело вступить в  строй,
но вот участвовали ли они в боевых действиях? Наверно даже  япон-
цы не смогут ответить на этот вопрос - их архивы сгорели во  вре-
мя войны... Соотношение количества "Бетти" первых маложивучих ва-
риантов видимо во много раз превышает небольшое  число  самолетов
этого типа последней модификации. И поэтому для американцев появ-
ление многопушечных "Бетти"  произошло  почти  незамеченным.  Это
"незамечание" усилилось тем фактором, что  значительное  количес-
тво устаревших самолетов продолжало летать до самого конца войны,
внося путаницу в соотношение числа машин разных модификаций. Поэ-
тому незнающие "знатоки" огульно обвиняют "Бетти" в слабой  живу-
чести.
   Но вот что характерно: для этого самолета четко  прослеживает-
ся тенденция японских конструкторов на увеличении калибра  оборо-
нительного вооружения - отказ от 7,7 мм пулеметов в пользу  20-мм
пушек. И ни один из "знатоков" авиации даже  не  задумывается  об
этом: а с чего это скупые японцы вдруг так расщедрились на оборо-
ну, которой они вечно пренебрегали? Было у них достаточное  коли-
чество мелкокалиберных пулеметов на "Бетти" - вот  и  воевали  бы
ими до конца войны. Ведь обратите внимание, что  японские  авиас-
троители не стали увеличивать количество пулеметов,  например  до
восьми, или до двенадцати штук на самолет, а пошли по пути увели-
чения калибра вооружения. Следовательно, японцы все-таки  поняли,
что  малый калибр стрелкового оружия уже не может защитить самолет,
и только авиационные любители этого до сих пор не понимают...