4.11.99
НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
                       СПАСЕНИЕ "БИСМАРКА"
(бездействия подводных лодок по защите линкора "Бисмарк")
                    Автор - Олег Тесленко <C>
    Если немецкий линкор "Бисмарк" считался почти  обреченным  27
мая, то что могло бы его спасти? Ведь в том районе были и  немец-
кие подводные лодки. Могли ли они  спасти  этот  линкор,  или  по
крайней мере отдалить его гибель? Первой прибыла в это место под-
водная лодка U-556 - но она была без торпед и солярки, следом  за
ней U-74 с полным боезапасом и достаточным количеством топлива, и
и кроме них еще U-48, и U-73. Сам адмирал Лютьенс считал свое по-
ложение настолько безнадежным, что заботился уже только о  спасе-
нии всего лишь вахтенного журнала, но  не  самого  корабля  (на судьбу линкора ему было наплевать  - журнал  важнее...)  "..в
7.10 (27 мая), когда Лютьенс радировал Западной группе:  "Пришли-
те подводную лодку для спасения военного журнала".  Это  был  его
последний радиосигнал на родину."
   "Для того, чтобы понять, почему мы так никогда  и  не  увидели
"U-556", необходимо вернуться в предыдущий день,  26  мая,  когда
было принято решение оказать помощь "Бисмарку" в его  критической
ситуации, подводные лодки в Бискайском заливе получили новые  ин-
струкции. Одной из этих подводных лодок была "U-556" под командо-
ванием капитан-лейтенанта Герберта  Вольфарта,  которая  получила
приказ осуществить рекогносцировку и оперировать в непосредствен-
ной близости от "Бисмарка". Когда Вольфорт получил  этот  приказ,
его лодка возвращалась домой после патрулирования,  длившегося  с
первого мая. Поэтому топливо было на исходе, и он шел  навствречу
"Бисмарку" самым экономичным ходом. Кроме того, все свои  торпеды
он расстрелял по британским конвоям."
   Вероятно все читатели поверили этим сентенциям. Однако у авто-
ра сразу возникли сомнения. Вызывает удивление обстоятельство:
топливо у "U-556" было на исходе, но с какой стати?  Хотя  многим
это кажется само-собой разумеющимся, что все топливо  может  кон-
чится, однако, читатели видимо не знают, что при  расчете  любого
предстоящего рейса, запас топлива берется не 100% исходя  из  его
протяженности и длительности, а 120% - на всякий случай, так  на-
зываемый навигационный запас на неблагоприятные погодные условия.
И поэтому практически никогда не бывает такой ситуации, чтобы ко-
рабля возвращался в базу с "сухими" топливными цистернами - всег-
да в них остается еще какое-то количество топлива. И  можно  быть
уверенным, что когда подводная лодка "U-556" вернулась в базу,  в
ее топливных баках еще плескалось топливо, которое  она  пожалела
для спасения "Бисмарка"...
   Однако, все же могло бы такое случиться - полное  израсходова-
ние солярки, так, что лодка все же не сможет добраться  до  базы?
Здесь надо понять, что расстояние до французского берега было 400
миль, и если около ста миль "U-556" могла маневрировать  у  борта
"Бисмарка", то нехватка выразилась бы в цифре  примерно  20%  (от
имеющегося остатка). Не забывая про навигационный запас, выходит,
что топлива полностью хватало ей. Но даже если все топливо и кон-
чилось, и лодка находится всего в 100 милях от Бреста, то  в  та-
кой близости от базы ей все равно не грозила опасность от англий-
ских кораблей, но зато ей непременно оказали бы помощь  -  налили
бы пяток тонн солярки любой другой корабль или ПЛ.
    А впрочем, что дороже для Германии: огромный линкор "Бисмарк"
пятдесят три тысячи тонн, или маленькая подводная лодка - водоиз-
мещением всего 500 т? Ясное дело - первый!  И  для  его  спасения
следовало приложить все силы, не останавливаясь  даже  перед  ги-
белью отдельных вспомогательных судов, и  подводных  лодок...  То
есть, если "U-556" двое трое суток находясь рядом  с  "Бисмарком"
израсходовала бы все  топливо,  и  вынуждена  была  самозатопится
из-за этого - да и черт с ней! Пересадить весь ее  экипаж  (всего
десятка три человек) на "Бисмарк" и топите лодку - нечего ее  жа-
леть - линкор дороже!
                            ********
    Но возникает вопрос: а чем реально могла помочь "U-556" "Бис-
марку" если у нее кончились все торпеды?
    "Вольфорт прибыл в предписанный  ему  квадрат  поблизости  от
"Бисмарка" к вечеру 26 мая. Около 19.50 он увидел "Ринаун" и "Арк
Роял", вынырнувшие из тумана на большой скорости - тяжелые кораб-
ли соединения "H". Ему оставалось только погрузиться.  "Противник
идет на большой скорости, курс 10°, без эсминцев и без противоло-
дочных зигзагов", сообщил Вольфарт. Но у него не было  даже  тор-
пед, чтобы атаковать их!"
   Казалось бы, чем может подводная лодка атаковать вражеские ко-
рабли, если у нее нет ни одной торпеды? Ну не своей  же  фотогра-
фией морально воздействовать на  них?  Но  вот  именно,  что  мо-
ральное воздействие в данном случае и могло  сыграть  свою  роль,
если бы только капитан Вольфорт захотел этого! Ведь о  факте  от-
сутствия торпед было известно только самой команде ПЛ,  но  никак
не англичанам. И,  противник,  предполагая  нахождение  вражеской
подводной лодки в районе маневрирования своих линейных  кораблей,
обязан был  опасаться,  что  у  нее  все  же  есть  полный  запас
торпед... А  ведь  эсминцев  чтоботогнать  эту  ПЛ  у  английских
больших кораблей в тот момент не было...
    Нетрудно тогда представить себе маневрирование и двух англий-
ских линкоров: "Кинг Джорж V" и "Нельсон" в последний час роково-
го боя для "Бисмарка". Но они должны  быть  твердо  уверены,  что
вражеская субмарина находится поблизости. И добавить им этой уве-
ренности должен был сам капитан каждой немецкой лодки  находящей-
ся в этом районе, послав например  открытым  текстом  радиограмму
такого рода: "Бисмарк"! "Бисмарк"! Я - подводная лодка!  Нахожусь
поблизости от Вас!" Причем эту радиопередачу в отличие  от  обыч-
ных условий следовало передать не в зашифрованном виде, а  наобо-
рот - совершенно открытым текстом, что бы противник  ясно  разоб-
рал весь ее смысл и угрозу торпедной атаки для своих  линкоров...
В этом случае поведение британской эскадры  окружившей  "Бисмарк"
было бы совсем иным: они без сомнения вместо прямолинейного  хода
стали бы идти только зигзагом - чтобы не  попасть  под  торпедный
выстрел затаившейся под водой субмарины.
    Командир "Бисмарка", в последний день  жизни  линкора,  зная,
что он все равно обнаружен британцами, и находится под их  непре-
рывным наблюдением (их эсминцы поминутно выстреливали в его  сто-
рону осветительные снаряды), мог помочь немецкой подводной  лодке
найти его место - кодированной передачей и сообщить свои  коорди-
наты да и просто с помощью пеленгации показать свое расположение.
Это так же как при игре радистов "охота на лис" -  приемник  под-
водной лодки ловит радиопередачу с линкора, и субмарина идет пря-
мо на него, пока не увидит линкор в  окулярах  своего  перископа.
Впрочем, на некотором расстоянии ей не нужна будет даже  радиопе-
редача - "Бисмарк" обнаруживался просто по шуму его винтов с  по-
мощью гидроакустики. Дело в том, что шумы винтов  турбинных  над-
водных кораблей: линкоров, крейсеров и эсминцев раздаются в  воде
на значительно большие расстояния чем шум  винтов  электромоторов
подводных лодок, из-за того, что у надводных очень  большие  мощ-
ности подаются на винт, большие скорости их вращения, и  вдобавок
кавитация винтов. То есть, подводная лодка может  слышать  линкор
на дистанции свыше 100 кабельтовых - даже дальше, чем она его мо-
жет увидеть в свой перископ (зрительное обнаруженние - с  порядка
50 каб).
                            ********
   Что такое артиллерийский бой двух или трех линкоров? Это глав-
ным образом более-менее точная и продолжительная стрельба из ору-
дий главного калибра, на дистанции порядка ста кабельтовых. Впро-
чем, это "Кинг Джорж V" стрелял по "Бисмарку" с  такого  расстоя-
ния, причем постепенно уменьшаяя его, а второй линкор - "Нельсон"
подошел к немцу гораздо ближе - для начала на  60  кабельтовых  с
носовой части, и потом приближался все ближе и ближе - вплоть  до
стрельбы в упор - с тридцати-двадцати кабельтовых. Это  означает,
что любая немецкая ПЛ  находящаяся  рядом  с  "Бисмарком"  обяза-
тельно услышала бы шумы винтов обоих английских линкоров, и разу-
меется получила бы на них пеленг от своего акустика. А  дальше  -
дело техники. И хотя торпеды у одной из них: U-556  и  кончились,
зато у остальных - были в наличии!
   Ну пускай отстутствие торпед не позволило бы U-556 стрелять по
английским линкорам, но ведь напугать их у нее были  все  возмож-
ности. То есть: достаточно ей было выйти в торпедную атаку на лю-
бой из англичан, на минутку поднять свой перископ  -  чтоб  враги
его заметили, и этого уже было достаточно! Английские линкоры ра-
зумеется, не стали бы лично гоняться за маленькой подводной  лод-
кой и забрасывать ее глубинными бомбами -  слишком  много  чести!
(да и опасно) А вот эсминцев в непосредственной охране  "Нельсо-
на" и "Кинг Джоржа" в тот момент и вовсе не было... Поэтому  луч-
шим выбором этим двум английским линкорам - бежать от этой  сума-
шедшей подводной лодки  и  от  "Бисмарка"  как  можно  быстрее  и
дальше...
   Впрочем - англичане конечно могли бы поиграть  в  храбрецов  и
продолжить артилерийскую стрельбу по немцу, но только при опреде-
ленных условиях: НЕПРЕРЫВНО ЗИГЗАГИРУЯ! Совершать  тридцати-соро-
каградусные повороты от генерального курса  следовало  как  можно
чаще, и уж во всяком случае не реже чем через десять минут. Но  и
в этом крылся  весьма  неприятный  сюрприз.  Постоянные  повороты
сильно снижают общую скорость, которую мог  бы  показать  корабль
идущий просто по прямой линии. Поэтому, несмотря на все эти  зиг-
заги шанс получить в борт торпеду "Нельсону" и "Джоржу" все  рав-
но оставался. Элементраный расчет: максимальная скорость "Нельсо-
на" 23 узла. Но это парадная скорость показанная на испытаниях. А
в обычной жизни корабль ходит даже на полном ходу на два-три  уз-
ла медленней, то есть для "Нельсона" -  около  20  узлов.  Теперь
возьмен косинус например 30°, и узнаем величину перемещения  лин-
кора вдоль зигзага, то есть по  генеральному  курсу:  cos30=0.866
0.866*20=17.32 узлов. Вполне достижимая  скорость  для  подводной
лодки.
                           **********
    А вот другая  сторона  этой  медали  для  многих  неизвестна.
Артиллеристы совершенно не переносят во время своей стрельбы что-
бы их корабль крутился как пьяный. Тут возникают сразу три эффек-
та вредных для точности стрельбы. Первый - от того,  что  корабль
разворачиваясь в горизонтальной плоскости  на  поверхности  моря,
при этом немедленно меняется и пеленг на  цель,  и  следовательно
башни вынуждены тут же поворачиваться вслед за целью -  разумеет-
ся, не успевая за ней на десятые доли градуса, что впрочем  впол-
не достаточно, чтобы снаряды уже наверняка не  попали  в  корабль
противника. Первый фактор.
    Кроме того, при повороте каждый корабль  неизбежно  кренится,
причем на весьма немалые  углы.  Вот  например:  Броненосцы  типа
"Бранденбург" - На полной скорости при наибольшей перекладке  ру-
ля крен доходил до 8 градусов. Броненосцы  типа  "Виттельсбах"  -
крен до 9°. Броненосцы типа "Брауншвейг" кренились еще  больше  -
при наибольшей перекладке руля на полной скорости появлялся  крен
в 12 градусов. То же самое относится к кораблям любого времени, в
том числе и времен второй мировой войны: карманные  линкоры  типа
"Дойчланд"- с полным поворотом руля на полной скорости крен дохо-
дил до 13°. И  у  тридцатитысячетонных  линейных  крейсеров  типа
"Гнейзенау" крен на полном ходу достигал 13°. Но любое  изменение
вертикального угла наведения орудий (отклонившихся вместе с  кор-
пусом корабля на повороте) влечет резкое уменьшение или  увеличе-
ние дальности полета снарядов: опять же - угол вертикального  на-
ведения тоже должен выдерживаться с точностью более десятой  доли
градуса! Поэтому стрельба на зигзагах плоха - второй фактор.
    Постоянное изменение дистанции. Во время морского боя  артил-
леристы чрезвычайно любят, чтобы расстояние до противника остава-
лось постоянным. Для выполнения этого правила даже существует об-
щепринятый метод морского боя - на  параллельных  курсах.  Причем
этот метод имеет настолько подавляющее  значение,  что  моряки  о
других способах (например стрельба на контр-галсах)  боятся  даже
говорить. На контр-галсах корабли сближаются друг  с  другом,  от
этого все время дистанция резко уменьшается,  и  попасть  друг  в
друга почти нет возможности. Напротив -  на  параллельных  курсах
корабли как бы находятся в полной неподвижности: несмотря на  всю
их скорость, два параллельных вектора ее в итоге дают почти  оди-
наковое перемещение за единицу времени, и в  результате  артилле-
рийская дистанция ПОЧТИ НЕ МЕНЯЕТСЯ - что и нужно  артиллеристам.
И если бы "Кинг Джоржу" и  "Нельсону"  в  бою  против  "Бисмарка"
пришлось бы активно маневрировать, то можно быть  уверенным,  что
точность их стрельбы ухудшилась в несколько раз. То  есть,  "Бис-
марк" мог получить от них минимальное количество попаданий.
   Но и это еще не все. Непрофессионалы  не  задумываются,  каким
образом идет артиллерийский бой. Ведь до начала стрельбы на пора-
жение, сначала производится пристрелка. То есть: данные  дальноме-
ра по измерению дистанции недостаточно надежны - особенно в  сум-
рачную погоду, каковая и была в день гибели "Бисмарка". Пристрел-
ка такова: производится первый выстрел  (например  с  перелетом).
Дожидаются падения этих снарядов,  и  визуально  определяют  нас-
колько всплески отклонились от цели. Производится второй залп  (с
недолетом) снова замечают отклонение. Но  уже  получается  вилка.
Быстро рассчитывают какой из этих двух залпов лег ближе,  и  дают
поправку на  третий  залп,  и  только  после  этого  переходят  к
стрельбе на пораждение - то есть начинают  бить  полными  залпами
изо всех орудий корабля. Вот как например  стрелял  "Бисмарк"  по
"Худу" в пересказе Мюлленхейма-Рехберга:
   "Я слышал приказ Шнайдера дать первый залп и затем его коммен-
тарий после падения снарядов: "Недолет". Он уточнил  дистанцию  и
дал серию с 400-метровой поправкой. Первый залп он определил  как
"перелет", второй - "накрытие"! Он тут же приказал: "Беглый огонь
полными залпами!"...
   В пересказе пристрелка выглядит очень быстро, а на самом  деле
на нее уходит не так уж мало времени. Правильно говорит  поговор-
ка: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...". Вот
например пристрелка с дистанции порядка 100  кабельтовых  (харак-
терное расстояние от "Кинг Джоржа"). Полет снаряда на такое  рас-
стояние по времени занимает около минуты. Это  значит:  наводчики
английского линкора сначала должны подготовить расчеты для перво-
го пристрелочного залпа - на что им нужно приблизительно одну ми-
нуту. Затем выстрел и полет снаряда - еще минута.  Потом  увидеть
всплеск, рассчитать и дать поправку, скомандовать следующий залп.
Потом опять минуту ожидать падения снаряда. Третий  пристрелочный
залп - еще около минуты. Итого на одну пристрелку требуется мину-
ты четыре. Но ведь примерно через такое же время  должны  осущес-
твляться и противолодочные зигзаги! А это значит: только  окончи-
лась пристрелка,  как  уже  не  осталось  нисколько  времени  для
стрельбы на поражение - приходится поворачиваться на новый  курс,
и снова начинать новую пристрелку, а потом все  сначала  -  новый
зигзаг и так далее. В результате -  никакой  точной  стрельбы  по
"Бисмарку" и один только бесполезный расход снарядов  при  угрозе
атак от близких немецких лодок.
                    ************************
      ВЫВОДЫ: "Бисмарк" мог быть  спасен  даже  всего  одной  ма-
ленькой подводной лодкой - приложи она к этому хоть каплю  разума
своего командира. А ведь их было четыре! - U-556 -  но  она  была
без торпед и солярки, следом за ней U-74 с  полным  боезапасом  и
достаточным количеством топлива, и и кроме них еще U-48, и  U-73.
Достаточно каждой из них по рации открытым для  англичан  текстом
сообщать на весь мир, что они уже совсем  близко  от  "Бисмарка",
как английские линкоры тут же бы струсили и  бросились  наутек...
    Причем никакой реальной опасности этим подводным лодкамот от-
крытия противнику своего места не было. Во-первых: при полном хо-
де у них быстро изменяются координаты  (лодка  постоянно  переме-
щается), и прежние данные  полученные  противником  быстроустаре-
вают. Во вторых: дело происходило ночью (артиллерийский  расстрел
"Бисмарка" начался утром, значит ночью немецкие  подлодки  должны
были всплыть в надводное положение и шпарить к немуполным ходом).
А дело в том, что ночью английские эсминцы в 1941 году  обнаружи-
вать немецкие субмарины еще не умели, даже если они  шли  надвод-
ным ходом. На этом и была основана тактика "волчьих стай": по но-
чам немецкие подлодки всплывали, и полным ходом нагоняли  англий-
ские конвои, сближаясь на дистанцию пистолетного выстрела и  тор-
педируя их, а днем погружались в  подводное  положение.  Впрочем,
Александр Маринеско - капитан советской С-13, для  атаки  лайнера
"Вильгельм Густлов" тоже всплыл в надводное  положение  и  мчался
полным ходом под всеми  дизелями  (несмотря  на  их  шум),  чтобы
только догнать лайнер. Также и немецкие  субмарины  для  спасения
"Бисмарка" обязаны были надводным ходом изо всех сил лететь к по-
гибающему линкору. Попробуйте рассчитать: узнайте на  каких  рас-
стояниях от "Бисмарка" была каждая немецкая  лодка,  затем  зная,
что их скорость порядка 17-18  узлов,  а  продолжительность  ночи
возможно около 10 часов - следовательно субмарина успевала  прой-
ти расстояние 170 миль к линкору.
     А утром могла получиться интересная картина: еще  до  начала
последнего артиллерийского боя, средняя противоэсминцевая  артил-
лерия на "Бисмарке" была абсолютно цела, и уж эсминцы от себя бе-
лым днем он мог бы отогнать запросто, не подпуская их на  дистан-
цию 150-100 кабельтовых. А это  значит,  что  английские  линкоры
"Кинг Джорж V" и "Нельсон" на таком расстоянии под угрозой торпе-
дирования с немецких субмарин остались бы без охраны своих эсмин-
цев. То есть - "Бисмарк" своей артиллерией защищал  бы  подводные
лодки от миноносцев, а те в свою очередь - торпедами (или  просто
своим присутствием - поднимая перископ) - защитили бы его от лин-
коров...
   Но, конечно, самое главное условие - это вовсе не скорость хо-
да, а то что немецкие подводники должны были просто  верещать  по
радио предупреждая англичан о своем присутствии. Ведь если бы  та
же "U-556" видя "Ринаун" и "Арк Роял", вдруг стала бы работать  в
радиоэфире, сообщая, что видит крупные вражеские корабли - те туж
же стали бы вести себя по иному... И так же  должны  были  посту-
пить и три другие лодки - совсем не важно, чтоони еще  не  успели
вплотную подойти к "Бисмарку" - достаточно было  напугать  англи-
чан их присутствием - ведь четыре  субмарины,  постоянно  переме-
щаясь, постоянно меняют радиопеленги на свое место, и этим  могут
произвести впечатление, что их вовсе не 4, а  может  быть  восемь
или двенадцать... Но почему радио  немецких  субмарин  молчало  -
неужели они были так трусливы, опасаясь выдать свое место по  ра-
дио? Нет. Сказалась обычная  человеческая  глупость.  Есть  такой
фактор - инерция мышления. Как человек привык делать тысячи  раз,
точно так он поступит и в тысячу первый. И если основное  правило
удачи подводников всех стран было - как можно меньше пустой  бол-
товни в эфире: кто много говорит - тот быстрее погибает...  Но  в
этот раз это правило совершенно недействовало - англичанам  рядом
с "Бисмарком" просто некогда было охотиться еще и за лодками. Они
просто должны были сообщить британцам свое место. И глубоко  прав
был великий русский император Петр I, говоривший: "Не держись ус-
тава аки слепой плетня..." В большинстве случаев  правило  радио-
молчания следовало соблюдать, но в той  ситуации  его  непременно
надо было нарушить! А они поступили как всегда... AQUA
                                              TOP100!