4.11.99
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
СПАСЕНИЕ "БИСМАРКА"
(бездействия подводных лодок по защите линкора "Бисмарк")
Автор - Олег Тесленко <C>
Если немецкий линкор "Бисмарк" считался почти
обреченным 27
мая, то что могло бы его спасти? Ведь в том районе были и немец-
кие подводные лодки. Могли ли они спасти этот линкор,
или по
крайней мере отдалить его гибель? Первой прибыла в это место под-
водная лодка U-556 - но она была без торпед и солярки, следом
за
ней U-74 с полным боезапасом и достаточным количеством топлива, и
и кроме них еще U-48, и U-73. Сам адмирал Лютьенс считал свое по-
ложение настолько безнадежным, что заботился уже только о спасе-
нии всего лишь вахтенного журнала, но не самого корабля
(на судьбу линкора ему было наплевать - журнал важнее...)
"..в
7.10 (27 мая), когда Лютьенс радировал Западной группе: "Пришли-
те подводную лодку для спасения военного журнала". Это
был его
последний радиосигнал на родину."
"Для того, чтобы понять, почему мы так никогда и
не увидели
"U-556", необходимо вернуться в предыдущий день, 26 мая,
когда
было принято решение оказать помощь "Бисмарку" в его критической
ситуации, подводные лодки в Бискайском заливе получили новые
ин-
струкции. Одной из этих подводных лодок была "U-556" под командо-
ванием капитан-лейтенанта Герберта Вольфарта, которая
получила
приказ осуществить рекогносцировку и оперировать в непосредствен-
ной близости от "Бисмарка". Когда Вольфорт получил этот
приказ,
его лодка возвращалась домой после патрулирования, длившегося
с
первого мая. Поэтому топливо было на исходе, и он шел навствречу
"Бисмарку" самым экономичным ходом. Кроме того, все свои торпеды
он расстрелял по британским конвоям."
Вероятно все читатели поверили этим сентенциям. Однако
у авто-
ра сразу возникли сомнения. Вызывает удивление обстоятельство:
топливо у "U-556" было на исходе, но с какой стати? Хотя
многим
это кажется само-собой разумеющимся, что все топливо может
кон-
чится, однако, читатели видимо не знают, что при расчете
любого
предстоящего рейса, запас топлива берется не 100% исходя из
его
протяженности и длительности, а 120% - на всякий случай, так
на-
зываемый навигационный запас на неблагоприятные погодные условия.
И поэтому практически никогда не бывает такой ситуации, чтобы ко-
рабля возвращался в базу с "сухими" топливными цистернами - всег-
да в них остается еще какое-то количество топлива. И можно
быть
уверенным, что когда подводная лодка "U-556" вернулась в базу,
в
ее топливных баках еще плескалось топливо, которое она
пожалела
для спасения "Бисмарка"...
Однако, все же могло бы такое случиться - полное
израсходова-
ние солярки, так, что лодка все же не сможет добраться до
базы?
Здесь надо понять, что расстояние до французского берега было 400
миль, и если около ста миль "U-556" могла маневрировать у
борта
"Бисмарка", то нехватка выразилась бы в цифре примерно
20% (от
имеющегося остатка). Не забывая про навигационный запас, выходит,
что топлива полностью хватало ей. Но даже если все топливо и кон-
чилось, и лодка находится всего в 100 милях от Бреста, то в
та-
кой близости от базы ей все равно не грозила опасность от англий-
ских кораблей, но зато ей непременно оказали бы помощь -
налили
бы пяток тонн солярки любой другой корабль или ПЛ.
А впрочем, что дороже для Германии: огромный линкор
"Бисмарк"
пятдесят три тысячи тонн, или маленькая подводная лодка - водоиз-
мещением всего 500 т? Ясное дело - первый! И для
его спасения
следовало приложить все силы, не останавливаясь даже перед
ги-
белью отдельных вспомогательных судов, и подводных лодок...
То
есть, если "U-556" двое трое суток находясь рядом с "Бисмарком"
израсходовала бы все топливо, и вынуждена была
самозатопится
из-за этого - да и черт с ней! Пересадить весь ее экипаж
(всего
десятка три человек) на "Бисмарк" и топите лодку - нечего ее
жа-
леть - линкор дороже!
********
Но возникает вопрос: а чем реально могла помочь
"U-556" "Бис-
марку" если у нее кончились все торпеды?
"Вольфорт прибыл в предписанный ему
квадрат поблизости от
"Бисмарка" к вечеру 26 мая. Около 19.50 он увидел "Ринаун" и "Арк
Роял", вынырнувшие из тумана на большой скорости - тяжелые кораб-
ли соединения "H". Ему оставалось только погрузиться. "Противник
идет на большой скорости, курс 10°, без эсминцев и без противоло-
дочных зигзагов", сообщил Вольфарт. Но у него не было даже
тор-
пед, чтобы атаковать их!"
Казалось бы, чем может подводная лодка атаковать вражеские
ко-
рабли, если у нее нет ни одной торпеды? Ну не своей же
фотогра-
фией морально воздействовать на них? Но вот
именно, что мо-
ральное воздействие в данном случае и могло сыграть свою
роль,
если бы только капитан Вольфорт захотел этого! Ведь о факте
от-
сутствия торпед было известно только самой команде ПЛ, но
никак
не англичанам. И, противник, предполагая нахождение
вражеской
подводной лодки в районе маневрирования своих линейных кораблей,
обязан был опасаться, что у нее все
же есть полный запас
торпед... А ведь эсминцев чтоботогнать эту
ПЛ у английских
больших кораблей в тот момент не было...
Нетрудно тогда представить себе маневрирование и
двух англий-
ских линкоров: "Кинг Джорж V" и "Нельсон" в последний час роково-
го боя для "Бисмарка". Но они должны быть твердо
уверены, что
вражеская субмарина находится поблизости. И добавить им этой уве-
ренности должен был сам капитан каждой немецкой лодки находящей-
ся в этом районе, послав например открытым текстом
радиограмму
такого рода: "Бисмарк"! "Бисмарк"! Я - подводная лодка! Нахожусь
поблизости от Вас!" Причем эту радиопередачу в отличие от
обыч-
ных условий следовало передать не в зашифрованном виде, а наобо-
рот - совершенно открытым текстом, что бы противник ясно
разоб-
рал весь ее смысл и угрозу торпедной атаки для своих линкоров...
В этом случае поведение британской эскадры окружившей "Бисмарк"
было бы совсем иным: они без сомнения вместо прямолинейного хода
стали бы идти только зигзагом - чтобы не попасть под
торпедный
выстрел затаившейся под водой субмарины.
Командир "Бисмарка", в последний день жизни
линкора, зная,
что он все равно обнаружен британцами, и находится под их непре-
рывным наблюдением (их эсминцы поминутно выстреливали в его сто-
рону осветительные снаряды), мог помочь немецкой подводной лодке
найти его место - кодированной передачей и сообщить свои коорди-
наты да и просто с помощью пеленгации показать свое расположение.
Это так же как при игре радистов "охота на лис" - приемник
под-
водной лодки ловит радиопередачу с линкора, и субмарина идет пря-
мо на него, пока не увидит линкор в окулярах своего
перископа.
Впрочем, на некотором расстоянии ей не нужна будет даже радиопе-
редача - "Бисмарк" обнаруживался просто по шуму его винтов с
по-
мощью гидроакустики. Дело в том, что шумы винтов турбинных
над-
водных кораблей: линкоров, крейсеров и эсминцев раздаются в воде
на значительно большие расстояния чем шум винтов электромоторов
подводных лодок, из-за того, что у надводных очень большие
мощ-
ности подаются на винт, большие скорости их вращения, и вдобавок
кавитация винтов. То есть, подводная лодка может слышать
линкор
на дистанции свыше 100 кабельтовых - даже дальше, чем она его мо-
жет увидеть в свой перископ (зрительное обнаруженние - с порядка
50 каб).
********
Что такое артиллерийский бой двух или трех линкоров? Это
глав-
ным образом более-менее точная и продолжительная стрельба из ору-
дий главного калибра, на дистанции порядка ста кабельтовых. Впро-
чем, это "Кинг Джорж V" стрелял по "Бисмарку" с такого
расстоя-
ния, причем постепенно уменьшаяя его, а второй линкор - "Нельсон"
подошел к немцу гораздо ближе - для начала на 60 кабельтовых
с
носовой части, и потом приближался все ближе и ближе - вплоть
до
стрельбы в упор - с тридцати-двадцати кабельтовых. Это означает,
что любая немецкая ПЛ находящаяся рядом с "Бисмарком"
обяза-
тельно услышала бы шумы винтов обоих английских линкоров, и разу-
меется получила бы на них пеленг от своего акустика. А дальше
-
дело техники. И хотя торпеды у одной из них: U-556 и кончились,
зато у остальных - были в наличии!
Ну пускай отстутствие торпед не позволило бы U-556 стрелять
по
английским линкорам, но ведь напугать их у нее были все
возмож-
ности. То есть: достаточно ей было выйти в торпедную атаку на лю-
бой из англичан, на минутку поднять свой перископ - чтоб
враги
его заметили, и этого уже было достаточно! Английские линкоры ра-
зумеется, не стали бы лично гоняться за маленькой подводной лод-
кой и забрасывать ее глубинными бомбами - слишком много
чести!
(да и опасно) А вот эсминцев в непосредственной охране "Нельсо-
на" и "Кинг Джоржа" в тот момент и вовсе не было... Поэтому луч-
шим выбором этим двум английским линкорам - бежать от этой сума-
шедшей подводной лодки и от "Бисмарка" как
можно быстрее и
дальше...
Впрочем - англичане конечно могли бы поиграть в
храбрецов и
продолжить артилерийскую стрельбу по немцу, но только при опреде-
ленных условиях: НЕПРЕРЫВНО ЗИГЗАГИРУЯ! Совершать тридцати-соро-
каградусные повороты от генерального курса следовало как
можно
чаще, и уж во всяком случае не реже чем через десять минут. Но
и
в этом крылся весьма неприятный сюрприз. Постоянные
повороты
сильно снижают общую скорость, которую мог бы показать
корабль
идущий просто по прямой линии. Поэтому, несмотря на все эти зиг-
заги шанс получить в борт торпеду "Нельсону" и "Джоржу" все рав-
но оставался. Элементраный расчет: максимальная скорость "Нельсо-
на" 23 узла. Но это парадная скорость показанная на испытаниях. А
в обычной жизни корабль ходит даже на полном ходу на два-три
уз-
ла медленней, то есть для "Нельсона" - около 20 узлов.
Теперь
возьмен косинус например 30°, и узнаем величину перемещения лин-
кора вдоль зигзага, то есть по генеральному курсу:
cos30=0.866
0.866*20=17.32 узлов. Вполне достижимая скорость для
подводной
лодки.
**********
А вот другая сторона этой медали
для многих неизвестна.
Артиллеристы совершенно не переносят во время своей стрельбы что-
бы их корабль крутился как пьяный. Тут возникают сразу три эффек-
та вредных для точности стрельбы. Первый - от того, что
корабль
разворачиваясь в горизонтальной плоскости на поверхности
моря,
при этом немедленно меняется и пеленг на цель, и
следовательно
башни вынуждены тут же поворачиваться вслед за целью - разумеет-
ся, не успевая за ней на десятые доли градуса, что впрочем впол-
не достаточно, чтобы снаряды уже наверняка не попали в
корабль
противника. Первый фактор.
Кроме того, при повороте каждый корабль неизбежно
кренится,
причем на весьма немалые углы. Вот например:
Броненосцы типа
"Бранденбург" - На полной скорости при наибольшей перекладке
ру-
ля крен доходил до 8 градусов. Броненосцы типа "Виттельсбах"
-
крен до 9°. Броненосцы типа "Брауншвейг" кренились еще больше
-
при наибольшей перекладке руля на полной скорости появлялся крен
в 12 градусов. То же самое относится к кораблям любого времени, в
том числе и времен второй мировой войны: карманные линкоры
типа
"Дойчланд"- с полным поворотом руля на полной скорости крен дохо-
дил до 13°. И у тридцатитысячетонных линейных
крейсеров типа
"Гнейзенау" крен на полном ходу достигал 13°. Но любое изменение
вертикального угла наведения орудий (отклонившихся вместе с кор-
пусом корабля на повороте) влечет резкое уменьшение или увеличе-
ние дальности полета снарядов: опять же - угол вертикального
на-
ведения тоже должен выдерживаться с точностью более десятой доли
градуса! Поэтому стрельба на зигзагах плоха - второй фактор.
Постоянное изменение дистанции. Во время морского
боя артил-
леристы чрезвычайно любят, чтобы расстояние до противника остава-
лось постоянным. Для выполнения этого правила даже существует об-
щепринятый метод морского боя - на параллельных курсах.
Причем
этот метод имеет настолько подавляющее значение, что
моряки о
других способах (например стрельба на контр-галсах) боятся
даже
говорить. На контр-галсах корабли сближаются друг с другом,
от
этого все время дистанция резко уменьшается, и попасть
друг в
друга почти нет возможности. Напротив - на параллельных
курсах
корабли как бы находятся в полной неподвижности: несмотря на
всю
их скорость, два параллельных вектора ее в итоге дают почти оди-
наковое перемещение за единицу времени, и в результате
артилле-
рийская дистанция ПОЧТИ НЕ МЕНЯЕТСЯ - что и нужно артиллеристам.
И если бы "Кинг Джоржу" и "Нельсону" в бою
против "Бисмарка"
пришлось бы активно маневрировать, то можно быть уверенным,
что
точность их стрельбы ухудшилась в несколько раз. То есть,
"Бис-
марк" мог получить от них минимальное количество попаданий.
Но и это еще не все. Непрофессионалы не задумываются,
каким
образом идет артиллерийский бой. Ведь до начала стрельбы на пора-
жение, сначала производится пристрелка. То есть: данные дальноме-
ра по измерению дистанции недостаточно надежны - особенно в сум-
рачную погоду, каковая и была в день гибели "Бисмарка". Пристрел-
ка такова: производится первый выстрел (например с
перелетом).
Дожидаются падения этих снарядов, и визуально определяют
нас-
колько всплески отклонились от цели. Производится второй залп
(с
недолетом) снова замечают отклонение. Но уже получается
вилка.
Быстро рассчитывают какой из этих двух залпов лег ближе, и
дают
поправку на третий залп, и только после
этого переходят к
стрельбе на пораждение - то есть начинают бить полными
залпами
изо всех орудий корабля. Вот как например стрелял "Бисмарк"
по
"Худу" в пересказе Мюлленхейма-Рехберга:
"Я слышал приказ Шнайдера дать первый залп и затем его
коммен-
тарий после падения снарядов: "Недолет". Он уточнил дистанцию
и
дал серию с 400-метровой поправкой. Первый залп он определил
как
"перелет", второй - "накрытие"! Он тут же приказал: "Беглый огонь
полными залпами!"...
В пересказе пристрелка выглядит очень быстро, а на самом
деле
на нее уходит не так уж мало времени. Правильно говорит поговор-
ка: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...". Вот
например пристрелка с дистанции порядка 100 кабельтовых
(харак-
терное расстояние от "Кинг Джоржа"). Полет снаряда на такое рас-
стояние по времени занимает около минуты. Это значит: наводчики
английского линкора сначала должны подготовить расчеты для перво-
го пристрелочного залпа - на что им нужно приблизительно одну ми-
нуту. Затем выстрел и полет снаряда - еще минута. Потом
увидеть
всплеск, рассчитать и дать поправку, скомандовать следующий залп.
Потом опять минуту ожидать падения снаряда. Третий пристрелочный
залп - еще около минуты. Итого на одну пристрелку требуется мину-
ты четыре. Но ведь примерно через такое же время должны
осущес-
твляться и противолодочные зигзаги! А это значит: только окончи-
лась пристрелка, как уже не осталось
нисколько времени для
стрельбы на поражение - приходится поворачиваться на новый курс,
и снова начинать новую пристрелку, а потом все сначала
- новый
зигзаг и так далее. В результате - никакой точной
стрельбы по
"Бисмарку" и один только бесполезный расход снарядов при
угрозе
атак от близких немецких лодок.
************************
ВЫВОДЫ: "Бисмарк" мог быть спасен
даже всего одной ма-
ленькой подводной лодкой - приложи она к этому хоть каплю разума
своего командира. А ведь их было четыре! - U-556 - но она
была
без торпед и солярки, следом за ней U-74 с полным боезапасом
и
достаточным количеством топлива, и и кроме них еще U-48, и U-73.
Достаточно каждой из них по рации открытым для англичан
текстом
сообщать на весь мир, что они уже совсем близко от
"Бисмарка",
как английские линкоры тут же бы струсили и бросились наутек...
Причем никакой реальной опасности этим подводным
лодкамот от-
крытия противнику своего места не было. Во-первых: при полном хо-
де у них быстро изменяются координаты (лодка постоянно
переме-
щается), и прежние данные полученные противником
быстроустаре-
вают. Во вторых: дело происходило ночью (артиллерийский расстрел
"Бисмарка" начался утром, значит ночью немецкие подлодки
должны
были всплыть в надводное положение и шпарить к немуполным ходом).
А дело в том, что ночью английские эсминцы в 1941 году обнаружи-
вать немецкие субмарины еще не умели, даже если они шли
надвод-
ным ходом. На этом и была основана тактика "волчьих стай": по но-
чам немецкие подлодки всплывали, и полным ходом нагоняли англий-
ские конвои, сближаясь на дистанцию пистолетного выстрела и тор-
педируя их, а днем погружались в подводное положение.
Впрочем,
Александр Маринеско - капитан советской С-13, для атаки
лайнера
"Вильгельм Густлов" тоже всплыл в надводное положение и
мчался
полным ходом под всеми дизелями (несмотря на
их шум), чтобы
только догнать лайнер. Также и немецкие субмарины для
спасения
"Бисмарка" обязаны были надводным ходом изо всех сил лететь к по-
гибающему линкору. Попробуйте рассчитать: узнайте на каких
рас-
стояниях от "Бисмарка" была каждая немецкая лодка, затем
зная,
что их скорость порядка 17-18 узлов, а продолжительность
ночи
возможно около 10 часов - следовательно субмарина успевала прой-
ти расстояние 170 миль к линкору.
А утром могла получиться интересная картина:
еще до начала
последнего артиллерийского боя, средняя противоэсминцевая артил-
лерия на "Бисмарке" была абсолютно цела, и уж эсминцы от себя бе-
лым днем он мог бы отогнать запросто, не подпуская их на дистан-
цию 150-100 кабельтовых. А это значит, что английские
линкоры
"Кинг Джорж V" и "Нельсон" на таком расстоянии под угрозой торпе-
дирования с немецких субмарин остались бы без охраны своих эсмин-
цев. То есть - "Бисмарк" своей артиллерией защищал бы подводные
лодки от миноносцев, а те в свою очередь - торпедами (или просто
своим присутствием - поднимая перископ) - защитили бы его от лин-
коров...
Но, конечно, самое главное условие - это вовсе не скорость
хо-
да, а то что немецкие подводники должны были просто верещать
по
радио предупреждая англичан о своем присутствии. Ведь если бы
та
же "U-556" видя "Ринаун" и "Арк Роял", вдруг стала бы работать
в
радиоэфире, сообщая, что видит крупные вражеские корабли - те туж
же стали бы вести себя по иному... И так же должны были
посту-
пить и три другие лодки - совсем не важно, чтоони еще не
успели
вплотную подойти к "Бисмарку" - достаточно было напугать
англи-
чан их присутствием - ведь четыре субмарины, постоянно
переме-
щаясь, постоянно меняют радиопеленги на свое место, и этим могут
произвести впечатление, что их вовсе не 4, а может быть
восемь
или двенадцать... Но почему радио немецких субмарин
молчало -
неужели они были так трусливы, опасаясь выдать свое место по
ра-
дио? Нет. Сказалась обычная человеческая глупость.
Есть такой
фактор - инерция мышления. Как человек привык делать тысячи раз,
точно так он поступит и в тысячу первый. И если основное правило
удачи подводников всех стран было - как можно меньше пустой бол-
товни в эфире: кто много говорит - тот быстрее погибает... Но
в
этот раз это правило совершенно недействовало - англичанам рядом
с "Бисмарком" просто некогда было охотиться еще и за лодками. Они
просто должны были сообщить британцам свое место. И глубоко прав
был великий русский император Петр I, говоривший: "Не держись ус-
тава аки слепой плетня..." В большинстве случаев правило
радио-
молчания следовало соблюдать, но в той ситуации его
непременно
надо было нарушить! А они поступили как всегда...