НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
     Как и раньше: сайт "Кладовая морских  и  авиационных  тайн",
продолжает работать только благодаря финансовой помощи от  Малика
Фазыловича Шаймухамбетова и его друзей.

15-18.10.2001
            УДАР В ОРУДИЙНУЮ БАШНЮ "КРАСНОГО КАВКАЗА"
                    Автор - Олег Тесленко <C>
    Это отрывок из будующей книги, которую несколько лет  уже  не
могу начать. Называться она возможно  будет  так:  "Фальсификация
снарядных попаданий в корабли", впрочем, название  точно  еще  не
устоялось, может быть оно будет "Фальсификация
     Историки очень часто преувеличивают  действие  снарядов  при
попаданиях в корабли, настолько сильно, что переворачивают все  с
ног на голову. Но к сожалению,  технически  неграмотные  читатели
полностью доверяют таким фальсифицированным описаниям. Поэтому  у
публики создалось превратное мнение о силе воздействия  боеприпа-
сов. Вот одно из таких неправильных описаний найденное автором  в
статье В.И.Глушенко "Пожар в башне" в сборнике "Гангут" N24  2000
г:   "В это время во вторую башню главного калибра  попал  150-мм
снаряд, пробил легкую 30-мм лобовую броню на уровне  ствола  ору-
дия, левее его, и, оставив круглое рваное отверстие  с  загнутыми
внутрь краями (по этому отверстию и определили потом калибр  сна-
ряда), проник в боевое отделение. Здесь он разбил прицел,  стойку
ручной подачи и взорвался. Находившиеся в левой части башни четы-
ре краснофлотца погибли, остальные, защищенные телом орудия,  ос-
тались живы, но почти все были контужены, ранены  либо  обожжены.
Все приборы башни получили повреждения. Но  главным  последствием
взрыва стал пожар в боевом отделении башни: загорелись  приготов-
ленные к стрельбе пороховые заряды. Опасность состояла в том, что
огонь мог проникнуть в погреб, где хранились  тонны  боезапаса  -
это грозило взрывом погреба и гибелью корабля со всем экипажем из
900 человек.
     Башенный элеватор был полностью  загружен  зарядами  (каждый
длинной около метра и диаметром 20 см), и таким образом образова-
лась непрерывная цепочка, идущая из боевого отделения башни  пря-
мо в артиллерийский погреб. Огонь, передаваясь от одного заряда к
другому, мог проникнуть вниз буквально в считанные секунды.  Нес-
колько зарядов уже вспыхнули ярким пламенем - над  крейсером  на-
висла смертельная угроза.
     Однако, уцелевший личный состав во главе со старшиной  башни
мичманом Д.О.Першко не покинул пылающего, наполненного  ядовитыми
газами помещения и, не теряя ни секунды, приступил к борьбе с ог-
нем.
     Тяжело раненный краснофлотец Т.И.Сергиенко  упал  на  отвер-
стие элеватора и закрыл его своим  телом,  создав  таким  образом
первое препятствие на пути огня в погреб.  В  течение  нескольких
секунд Сергиенко сгорел заживо, но на короткое время задержал ог-
ненную струю этого "бикфордова шнура". Затем кто-то отдраил дверь
башни и краснофлотец П.К.Пушкарев, вынув голыми руками из  элева-
тора пылающий заряд, выбросил его на верхнюю  палубу,  где  заряд
моментально препроводили дальше - за борт.
     Краснофлотец В.М.Покутный снял второй горящий заряд со стан-
ка заряжания и, хотя выбросить наружу не успел, все же отбросил в
сторону. Лицо, грудь и руки Покутного мгновенно обгорели,  но  он
еще нашел в себе силы, катаясь по железному настилу боевого отде-
ления, своим телом тушить горящие остатки шелкового картуза.  За-
тем он потерял сознание.
     От высокой температуры внутри башни вспыхнули  электрические
провода  и  краска. Краснофлотцы  В.К.Слободзян,  П.И.Пилипко   и
П.П.Переверзев быстро перекрыли люки в погреб, выключили все  ру-
бильники, а затем стали голыми руками срывать и затаптывать горя-
щие провода, а мичман Д.О.Першко  действовал  подвернувшимся  под
руки тулупом.
     Узнав о взрыве снаряда в его башне, - известие об этом  рас-
пространилось по кораблю очень быстро - лейтенант  Гойлов  немед-
ленно бросился туда. Ему не было известно,  открыта  ли  броневая
дверь боевого отделения на верхнюю палубу и вообще, есть  ли  еще
кому ее открыть изнутри, поэтому он выбрал другой  путь  -  через
аварийный люк в жилой палубе в погреб башни и уже оттуда  наеврх,
в боевое отделение. За ним из коммунальной палубы следовало отде-
ление носовой  аварийной  партии - одиннадцать  краснофлотцев  во
главе с командиром отделения старшиной 2 статьи С.Смирновым
     В боевом отделении взору лейтенанта предстала следующая кар-
тина: в наполненной дымом и газами башне тут и там мелькали  язы-
ки пламени. Краснофлотцы отчаянно боролись с  огнем,  сбивая  его
матами, и от этих ударов веером разлетались искры. К этому време-
ни основные источники пожара, горящие пороховые заряды, уже пото-
шили, но огня в башне было еще много.
     Хотя дверь наружу уже отдраили, в башне буквально нечем  бы-
ло дышать. Гойлов задыхался, его грудь раздирал сильный болезнен-
ный кашель (все находившиеся тогда в  боевом  отделении  получили
отравление газами).
     Прибывшие в башню начали сбивать пламя с людей и тушить дру-
гие очаги пожара. Светя ручными фонариками, краснофлотцы протяну-
ли шланг от пожарного рожка на верхней палубе, подали воду и лик-
видировали пожар...
     Как только пожар ликвидировали, с помощью прибывших  санита-
ров из башни эвакуировали в лазарет раненых и обожженых,  вынесли
трупы. Электрики с помощью аварийного кабеля подвели к башне  пи-
тание. Артиллеристы под руководством лейтенанта Гойлова и  мичма-
на Першко стали разбираться в повреждениях техники и приводить ее
в порядок. Вскоре они убедились, что башню можно ввести в  строй.
Все, что поддается исправлению - исправили, из электриков и прис-
луги погреба сформировали новое зарядное отделение  (неправильно:
надо было написать боевое отделение, потому, что взрыв  произошел
в боевом помещении башни. О.Т.), вернулись из  лазарета  получив-
шие медицинскую помощь легкораненые, и приблизительно  через  час
после попадания немецкого снаряда поврежденная  и  укомплектован-
ная лишь на 50% личным составом вторая башня открыла огонь.
     Так как все приборы были разбиты, установку орудия  произво-
дили по курсовому углу и уровню, передававшимся посредством голо-
совой связи из первой башни. Залпы шли один за другим  без  пере-
боев; всего их после повреждения сделали 13.
     Специалисты знают - подручными средствами  потушить  горящий
нитроглицериновый порох нельзя. Он не нуждается в доступе  кисло-
рода извне, так как сам содержит его в связанном виде, а если по-
рох накрыть, то вокруг создается большое  давление,  отчего  ско-
рость горения только увеличивается.  Его  можно  потушить  только
большим количеством воды за счет охлаждения. Температура  горения
пороха очень высокая - три-четыре тысячи градусов, что в два  ра-
за превышает температуру плавления железа. И все же  мужественные
и решительные люди в ряде случаев могут локализовать огонь,  вос-
препятствовать его опасному распространению.  Краснофлотцы  башни
крейсера "Красный Кавказ" оказались  именно  такими  людьми.  Они
вступили в схватку с огнем и выиграли  это  сражение,  спася  ко-
рабль, его команду и десант."
                       ******************
     Да, действительно: можно только преклонятся перед  героизмом
советских моряков, и нельзя не восхищаться  их  подвигом  в  этой
критической ситуации. Но не касаясь  поведения  людей,  у  автора
этой работы имеется множество вопросов по качеству описания  тех-
нической стороны события.
     Автору данной  статьи  слишком  слабым  кажутся  последствия
взрыва 150-мм снаряда. Вероятно читатели не  согласятся  с  этим:
ничего себе - слабо! Почти все ранены или убиты, в башне все раз-
рушено и возник большой пожар, едва не приведший к взрыву  погре-
бов и гибели всего корабля.
     Но все-таки мне все это описание кажется странно неправдопо-
добным. Ведь башня очень тесная - ее ширина внутри всего около  5
м. И вот представьте, что примерно посередине этого  пространства
- то есть на расстоянии не более 2,5 м от вас  взрывается  снаряд
калибра 150 мм, весом пятдесят килограмм. Резонно поставить  воп-
рос: останется там хоть что-нибудь живое после  такого  взрыва  -
или все люди будут превращены в кровавое мясо?
     Хотя в статье В.И.Глушенко сказано, что  якобы  часть  людей
осталась жива только благодаря тому, что их защитило от  осколков
телом орудия, но правдива ли эта мысль? Пусть осколки  по  стран-
ной причине не достали их, но ведь ударная волна  имеет  объемный
характер, и полностью заполняет весь  внутренний  объем  башни  -
значит люди должны быть убиты ей...
     Вот например, что происходит при  взрыве  совсем  небольшого
количества взрывчатки - всего 0,4 кг (взято описание  результатов
террористического акта, совершенного неизвестными злодеями, в ва-
гоне московского метро - 11 июня 1996г):
     "...В одном из вагонов в середине  состава  раздался  взрыв.
Причем с такой силой, что ближайшие двери вышибло напрочь.  Удар-
ной волной вагон расперло, он стал похож  на  бочонок...  взорва-
лась, судя по всему,  400-граммовая  тротиловая  шашка.  На  офи-
циальном языке - "безоболочковое взрывное устройство"...бомба бы-
ла заложена под сиденье, которое вырвало со всеми внутренностями.
Закрытое пространство усилило взрыв, и он получился сродни объем-
ному. Погибшие, на свою беду, сидели как раз на  злополучном  си-
денье. Троих - двух женщин и мужчину  -  убило  сразу,  одной  из
жертв оторвало ноги. Четвертому пострадавшему , который  впослед-
ствии скончался, также отсекло руки и ноги. В  тяжелом  состоянии
госпитализировано 10 человек."
     Обратите внимание на разницу: в этом случае произошел  взрыв
безоболочечного устройства - то есть взрывчатка была голой -  без
стального корпуса, который есть  у  фугасного  снаряда.  А  самое
главное: в пятидесятикилограммовом снаряде отводится порядка  10%
на вес взрывчатой начинки, следовательно в том  немецком  снаряде
поразившем башню "Красного Кавказа" было около 5  кг  ВВ,  а  при
взрыве в вагоне метров всего лишь 0,4 кг ВВ - разница больше  чем
в десять раз. Но давлением газов вагон расперло как  бочку.  Надо
думать, что если бы на на самом деле внутри башни "Кавказа" взор-
вался 150-мм снаряд, то башню тоже либо раздуло бы изнутри,  либо
сорвало бы прочь башенную крышу. Именно так бывает, если происхо-
дит взрыв порохового заряда или снаряда внутри корабельной брони-
рованной башни главного калибра. Вспомните, что внутренним  взры-
вом на учениях сорвало крышу башни а российского броненосца  "Си-
сой Великий". Причем ее с кормы перебросило аж на  носовую  часть
корабля. Потом в ходе Цусимского сражения взрыв произошел  внутри
башни флагманского броненосца "Князь Суворов", и у него  сбросило
многотонную крышу башни на ют. А одиннадцатью  годами  позднее  в
Ютландском бою от попадания немецкого снаряда отшвырнуло на палу-
бу башенную крышу с орудий главного калибра английского  линейно-
го крейсера "Лайон". У всех этих кораблей от  внутреннего  взрыва
сбрасывало крышу башни - но почему же тогда этого не случилось  у
"Красного Кавказа"?
     Но снова рассмотрим осколочное  действие.  Наивно  предпола-
гать, будто в той ситуации людей могло что-то предохранить от их.
Дело в том, что осколков слишком много, вот  подтверждение  этому
из книги Третьякова Г.М. "Боеприпасы Артиллерии" 1946(1947):
     "Количество убойных осколков для 152-мм  осколочно-фугасного
снаряда: весом по 1 гр=1850-2100 шт, весом по 4  гр  =  1080-1280
шт, весом более 4 гр на каждый килограмм веса оболочки = 30-39 шт.
     Площади обильно поражаемые осколками для  осколочно-фугасно-
го снаряда 152-мм: по фронту - 50 м, в глубину - 10 м..."
     Легко подсчитать, что поскольку вес оболочки 150-мм  боепри-
паса примерно 45 кг, значит  крупных  осколков  он  даст  порядка
30*45=1350  штук,  а   общее    количество    убойных    осколков
2000+1100+1300=4400. Четыре тысячи осколков - да  внутри  замкну-
той бронированной башни они изрубят в мелкую капусту все живое!
     Казалось бы - людей могло защитить тело орудия. Но  это  об-
ман. Потому, что если на открытом воздухе  действительно  осколки
летят строго по прямой, и любая преграда на их  пути  -  будь  то
броня, бетон или толстый слой дерева защитит людей  от  поражения
ими. Но вот внутри бронированной  башни  произйдет  принципиально
иная картина. Стенки башни довольно толстые и прочные - это  ведь
не железные листы толщины 2-3 мм. А 30-мм  броня  не  пробивается
четырехграммовыми осколками. Значит все они остантся ВНУТРИ  баш-
ни. Но ведь многие осколки как стальные шарики  будут  прыгать  и
многократно отражаться от стальных стенок башни, залетая  во  все
ее углы! Это значит, при взрыве снаряда внутри -  никаких  шансов
на спасение персонала башни быть не может! Башня предохраняет ко-
мендоров только от осколков тех снарядов, которые не смогли  про-
бить ее брони и взрывались снаружи...
     Итак: четыре с лишним тысячи осколков внутри башни.  Некото-
рые люди якобы остались живы в этом случае на "Красном  Кавказе",
но вот что произошло с боеприпасами? Все читатели могут завопить,
что пороховые заряды загорелись. Но подумайте сами -  ведь  полу-
чается, что в каждый пороховой заряд должно ударить по  нескольку
сотен раскаленных стальных осколков. Все  скажут,  что  пороховые
заряды от этого и загорелись. А вот тут можно усомниться.  Вспом-
ните, что "...краснофлотец Т.И.Сергиенко упал на отверстие элева-
тора и закрыл его своим телом..." Но кто быстрее  летел:  осколки
от взрыва снаряда или этот краснофлотец? То есть -  скорость  ос-
колков в несколько тысяч метров в секунду, и явно, что  они  дол-
жны были пронзить пороховые заряды в  элеваторе  гораздо  раньше,
чем тяжелораненный Сергиенко среагировал и бросился на него. Мно-
гие читатели могут подумать, что матрос не по своей  воле  закрыл
элеватор, а его просто бросило туда взрывной волной. Но я не сог-
ласен с этим. По-моему, Сергиенко действительно увидел опасность,
и своим телом решил прекратить доступ огню в элеватор. Но  только
это могло быть в случае, если не было взрыва снаряда внутри  баш-
ни, и воспламенение пороховых снарядо произошло далеко  не  сразу
после попадания снаряда, а спустя несколько минут после его удара.
     Забудьте про Сергиенко. Подумайте сами: если осколки  приле-
тели быстрее, и в решето превратили стенки элеватора боеприпасов,
значит пороховые заряды горели уже в самом элеваторе,  и  вопрос:
сам Сергиенко бросился на подъемник, или просто упал туда  -  это
бы уже не сыграло никакой роли, потому, что стенки элеватора тон-
кие - бронировать их внутри башни не  имеет  никакого  смысла,  и
толщина их должна быть по моему опыту конструирования  не  больше
3-4 мм, причем из самой обычной стали. А это значит, что  осколки
150-мм снаряда легко пробьют тонкие листы элеватора, сотни раска-
ленных стальных кусочков взрыва боеприпаса вонзятся в каждый  по-
роховой заряд, и от них пороховому огню открыт прямой путь  прямо
в погреб. Но ведь никакого пожара в элеваторе не случилось, значит
О.Т. не прав? Да нет, прав, только ошибочна посылка о взрыве сна-
ряда внутри башни...
     У меня появилась версия:  немецкий  снаряд  неустановленного
калибра попал в лобовой лист орудийной башни, но не смог  пробить
лобовую броню, а только вызвал сотрясение башни. Правда при  этом
в месте удара они вышиб так называемую стальную  пробку  -  куски
брони примерно равные его диаметру (но  все  же  меньше  диаметра
снаряда), так что сам снаряд не проник в башню, а отскочил  нару-
жу от нее. Но вот от сотрясения в  башне  с  ног  попадали  люди.
Впрочем, никаких ран они не получили, и практически тут же  вско-
чили на ноги и стали тушить пожар. Но  у  читателей  конечно  тут
сразу возникнет множество недоуменных вопросов: а как же в  башне
возник пожар, причем от осколков мгновенно погибли четыре челове-
ка, были разбиты прицел и стойка подачи, повреждены все приборы...
                         ***************
     В статье В.И.Глушенко создано впечатление, что  будто-бы  во
время взрыва снаряда внутри башни было много людей, и  немало  их
якобы убиты или ранены этим взрывом, но так ли это? Никто из  вас
не обратил внимания, что Глушенко не удосужился  упомянуть  фами-
лии ни одного человека убитого взрывом, как будто они не  достой-
ны упоминания, либо их так много, что якобы долго пришлось  пере-
числять. Обратите внимание так же на то, что Глушенко  совершенно
не говорит ни о каких ранах от осколков у тех  комендоров,  кото-
рые тушили пожар в башне: краснофлотец  П.К.Пушкарев,  краснофло-
тец  В.М.Покутный,  краснофлотцы  В.К.Слободзян,  П.И.Пилипко   и
П.П.Переверзев, мичман Д.О.Першко. Как будто  они  совершенно  не
имели ран!
     И только есть слова о тяжелораненом Т.И.Сергиенко. Но был ли
этот  героический  человек  действительно  ранен?  Не   подумайте
только, что я подвергаю сомнению его героизм. Ни в коей мере!
     Дело в том, что в описаниях попаданий в корабли морские  ис-
торики часто немного врут (или мягче  говоря - искажают  истину).
Очень часто бывают пожары  пороха  на  кораблях,  впрочем,  такое
иногда происходит и в сугубо мирной обстановке. При  этом  персо-
нал башен получает не раны, а одни только  ожоги.  Надо  сказать,
что ожог по болезненному воздействию на человека ничуть не  лучше
обыкновенного осколочного ранения. Да и результат у  них  практи-
чески одинаков: от сильных ожогов люди нередко даже умирают. Да и
в корабельный лазарет несут людей не разбираясь от чего они  пос-
традали: от осколков или от ожогов - лечить все равно всех  надо,
а от ожогов ничуть не легче, чем от осколочных ран. Но для нас  в
данном случае все-таки очень важна разница: там точно были оскол-
ки от взрыва, или одни только ожоги - без всяких признаков ран от
кусочков металла? Потому, что если у  персонала  башни  "Красного
Кавказа" были только ожоги - значит не было никакого  взрыва  не-
мецкого снаряда внутри боевого отделения башни. И  вот  потому  я
подозреваю, что В.И.Глушенко применил неправильные слова "тяжело-
раненный Т.И. Сергиенко". На самом  деле  краснофлотец  Сергиенко
видимо не имел никаких ран, но увидев пожар внутри башни,  созна-
тельно бросился, чтоб закрыть своим телом  элеватор,  из-за  чего
получил сильные ожоги, и вероятно впоследствии умер от них.
                          *************
     А вот другой вопрос: сколько людей находилось в боевом отде-
лении второй башни главного калибра в момент удара немецкого сна-
ряда? Мне до сих пор почему-то до сих пор не удается  найти  дан-
ных сколько точно насчитывает персонал башен ГК разных  кораблей,
особенно конкретно боевого отделения. То есть, неизвестно сколько
именно их было в тот момент башне "Красного Кавказа". Казалось бы
- можно быстро дать шуточный ответ: ровно столько, сколько числи-
лось по штатному расписанию.
     А вот и нет. Этот ответ неверен. На самом деле для  "Красно-
го Кавказа" на тот момент  сложилась  уникальная  картина:  часть
персонала башен его главного калибра во время боя ходила по  все-
му  кораблю  и   совершенно    не    занималась    артиллерийской
стрельбой - своим прямым делом. Дело в том, что во время  высадки
десанта на несколько часов наступил  перерыв  в  стрельбе  орудий
главного калибра этого корабля. То есть: своими  180-мм  орудиями
крейсер стрелял в два разделенных по  времени  этапа:  до  начала
швартовки, и уже после отхода от мола. Этот перерыв был вынужден-
ным - чтобы выстрелы орудий ГК своими сильнейшими ударами дульных
газов не мешали бы сходу десантников на берег.
     Воздействие дульных газов очень сильно даже  на  корабельные
конструкции - ими могут быть повреждены тонкие палубные надстрой-
ки, выбиты стекла иллюминаторов, а уж на людей - тем  более.  Это
доказывает случай ранения от ударной волны дульных газов  произо-
шедший с одним из офицеров советского флота Б.Ф.Петровым, что  он
и описал в своей книге "В боях и походах" на стр 201.  Этот  офи-
цер находился на мостике легкого крейсера "Ворошилов"  (вооружен-
ного тоже кстати орудиями такого же калибра 180 мм как  и  "Крас-
ный Кавказ", только в трехорудийных башнях): "Я вышел  на  правое
крыло мостика и рассматривал в бинокль  кавказский  берег.  Потом
повернулся к сигнальному мостику и с удивлением  увидел  взлетев-
ший к рее флажный сигнал, означающий "Открываю огонь"...  В  этот
момент до меня донесся ревун и в следующий миг оглушил  грохот...
Очнулся я на палубе, ярусом ниже крыла мостика. В  ушах  звон,  в
глазах рябит, боль во всем теле. Около меня хлопотали  сигнальщик
и старпом. Что же произошло?
     Командир БЧ-2 доложил на мостик,  что  орудия  второй  башни
главного калибра заряжены осколочно-фугасными  снарядами.  Их  не
успели (до этого) выпустить по торпедоносцам. В таких случаях  не
разряжают орудия - вынимать снаряды из стволов опасно.  И  коман-
дир крейсера приказал дать залп в сторону моря.
     Башню развернули в сторону кормы, и ее  стволы  оказались  в
непосредственной близости от мостика, на котором  я  стоял.  Сиг-
нальщики не успели предупредить, грохнул залп, и воздушная  волна
сбросила меня с крыла мостика. Я упал на палубу ярусом ниже и ле-
жал, потеряв сознание, весь в крови, хлынувшей из ушей и носа."
     Поэтому в десантной операции в Феодосийском порту  во  время
швартовки крейсер "Красный Кавказ" тоже вынужден  был  прекратить
стрельбу из своих 180-мм орудий, и возобновил ее только после вы-
садки десанта и отхода от мола. Но при этом: персонал  его  башен
ГК находился в бездействии, и вообще их комендоры в это время ра-
ботали в других частях корабля. Следовательно, в башнях ГК в  мо-
мент попадания снаряда  было  совсем  мало  персонала  -  намного
меньше штатного числа! Вот доказательство этого:
     "При подходе к Широкому молу крейсер прекратил огонь из  ба-
шен главного калибра: газами орудийных выстрелов можно было смес-
ти за борт вышедшую швартовную команду (да  и  десантников  тоже.
О.Т.). Стрельбу продолжали только 100-мм зенитные  орудия,  45-мм
полуавтоматы, и пулеметы ДШК (всего за время операции крейсер из-
расходовал 70 180-мм, 429 100-мм, и 472 45-мм снаряда - Ред.).
     На полубаке работы по швартовке выполнял ЛИЧНЫЙ СОСТАВ 1-Й И
2-Й БАШЕН (выделено мною О.Т.), и обязанности лейтенанта  Гойлова
(командира второй башни ГК, в которую и попал немецкий  снаряд  в
его отсутствие. О.Т.) заключались в руководстве  этими  работами.
Требовалось завести на стенку тяжелый стальной трос и затем  шпи-
лем подтянуть корабль...
     Между тем со швартовкой не ладилось - сильный отжимнной  ве-
тер не позволял подтянуть корабль к стенке: шпили не справлялись.
Тогда командир крейсера с разрешения находившегося на  борту  ко-
мандира отряда кораблей поддержки...  прекратил  швартовку  левым
бортом и стал швартоваться по своему варианту - правым  бортом  к
торцу Широкого мола носом в гавань...
     Теперь предстояло поставить сходни  и  выгрузить  на  стенку
личный состав десанта и его материальную часть... а когда  сходни
были поставлены, красноармейцы четырьмя потоками хлынули на  при-
чал.
     Поскольку по прежнему главным калибром стрелять было нельзя,
лейтенант Гойлов в соответствии с заранее  составленным  расписа-
нием перешел в жилую палубу, где, имея в  своем  подчинении  спе-
циально выделенную команду в количестве 20 человек (видимо  среди
них большая часть были комендоры 1-й и 2-й башен главного калибра.
О.Т.), руководил выходом десантников наверх.
     В это время во вторую башню главного  калибра  попал  150-мм
снаряд..."
     Исходя из этого, автор предыдущей статьи - В.И.Глушенко соз-
дает у читателей превратное впечатление, будто внутри второй баш-
ни в момент попадания снаряда было якобы полное число  персонала.
А на самом деле: матросов В.К.Слободзяна, П.И.Пилипко,  П.П.Пере-
верзева, а также мичмана Д.О.Першко вначале там вовсе и не  было!
Вот например как этот  же  эпизод  описан  в  книге  И.Ф.Цветкова
"Гвардейский крейсер "Красный Кавказ" (изданной  Л.  Судостроение
1990 г) на стр 222:
     "...В 5 ч 23 мин  очередной  артиллерийский  снаряд,  пробив
броню,  взорвался  внутри  боевого  отделения    второй    башни.
Большинство краснофлотцев орудийного расчета было  убито,  других
контузило и обожгло газами. Находившиеся на лотке и  в  элеваторе
боевые заряды загорелись. Создалась угроза взрыва  артиллерийско-
го погреба второй башни, что могло привести к гибели корабля...
     В этот момент пришел в сознание один из башенных  комендоров
- краснофлотец Василий Покутный. Рискуя жизнью,  обжигая  руки  и
лицо, он сквозь клубы удушливого дыма добрался до горящего  заря-
да, схватил картуз руками, вытащил его из элеватора  и,  навалив-
шись всем телом, начал гасить пламя. У него не хватило сил,  чтоб
открыть тяжелую броневую дверь башни и выбросить  горящие  заряды
на палубу. За несколько секунд лицо и руки краснофлотца  почерне-
ли от ожогов. Он снова потерял сознание. Но Покутный до конца вы-
полнил свой долг, вытащив заряд  из  элеватора,  он  предотвратил
распространение пожара в погреб. В это  мгновение  подоспела  по-
мощь - к башне бежали артэлектрик Павел Пилипко и  комендор  Петр
Пушкарев. Но броневая дверь башни была задраена,  тогда  Пушкарев
бросился к аварийному лазу и проник в башню. Открыв изнутри  бро-
невую дверь, он выбросил на палубу  горящие  заряды.  Пулеметчики
А.Власьев и А.Платонов подхватили их и  швырнули  за  борт.  Лей-
тнант Гойлов вместе с аварийной партией окончательно ликвидирова-
ли пожар в башне... Через два часа поврежденная башня вступила  в
строй и открыла огонь по врагу."
                        ****************
     Обратите внимание на слова: "...к башне бежали артэлектрик и
комендор...". Со комендором надо бы отдельно разобраться,  к  ка-
ким орудиям он был приписан, к сожалению автор той  книги  ничего
не сказал про это. Но вот: "артэлектрик" - это  явно  артиллерий-
ский электрик. Любой читатель может сказать, что  это  и  ребенку
ясно, что он артиллерийский. Однако - вам не ясно другое:  а  что
может делать артиллерийский электрик на верхней палубе корабля во
время боя?
     Дело в том, что все палубные корабельные орудия (то есть те,
которые не имеют закрытых башен с подачным  элеватором  снарядов,
находящимся прямо на оси башни). К палубным в те времена  относи-
лись все малые калибры: 130-мм, 100-мм пушки, 45-мм полуавтоматы.
Но самое главное - для наведения орудий этих калибров использова-
лась только ручная сила людей - и никаких электромоторов. То есть
- на верхней палубе у 100-мм пушек и 45-мм полуавтоматов "Красно-
го Кавказа" в прислуге никакого артэлектрика быть просто не  мог-
ло! Ясное деле, что электрик Пилипко, да и комендор Пушкарев  бы-
ли приписаны к носовым 180-мм башенным орудиям. А на  палубе  они
оказались только из-за перерыва в  стрельбе  и  по  необходиомсти
проведения палубных работ. И скорее все, что они  бежали  в  свою
родную вторую башню. А значит в момент попадания  снаряда  в  ней
было не так уж много прислуги - большая  их  часть  находилась  в
других местах корабля.
     К сожалению - за много лет я так ни разу и не нашел расписа-
ния специальностей ни по одному большому артиллерийскому кораблю,
и кто где должен находиться во время боя. Особенно  меня  интере-
сует вопрос: сколько точно людей находится в верхнем - боевом по-
мещении орудийных башен главного калибра  линкоров  и  крейсеров?
Если бы знать, сколько  точно  должно  находится  людей  в  башне
"Красного Кавказа", то можно было б вычислить,  сколько  их  было
ранено или убито в результате попадания  немецкого  снаряда.  Это
мне нужно потому, что я почему-то не  слишком  доверяю  описаниям
предыдущих авторов. Но попробуем подсчитать это сами.
     Правда сразу надо исключить именно артэлектрика: потому, что
он наверняка обслуживал электромоторы элеватора подачи  снарядов,
и поэтому артэлектрик вероятнее всего находился под полом орудий-
ной башни - в ее рабочем помещении. Поэтому он меня в данный  мо-
мент не интересует, с точки зрения того, мог ли  он  теоретически
находиться в верхней части башни.
     Предполагаемый личный состав 180-мм башни в ее верхней  бро-
невой коробке: конечно командир башни (лейтенант Гойлов  -  кото-
рый отсутствовал), вертикальный наводчик,  горизонтальный  навод-
чик, замковый (закрывающий замок орудия), и еще вероятно два  че-
ловека подающих снаряды и заряды с лотка. Итого в  верхней  части
180-мм башни по штату находилось вероятно около  6  человек.  Тем
более, что башня одноорудийная, что является редкостью для кораб-
лей, и число персонала в ней конечно гораздо меньше, чем  в  двух
или трехорудийных башнях. Кроме того - в башнях "Красного  Кавка-
за" еще не  существовало  дальномеров,  которые  являлись  обяза-
тельной принадлежностью крупнокалиберных башен всех других кораб-
лей: тяжелых крейсеров и линкоров. Следовательно,  в  одноорудий-
ных башнях 180-мм калибра на "Красном Кавказе" не могло быть  лю-
дей по профессии дальномерщики.
     Теперь вернемся к описаниям попадания.  Значит,  предположи-
тельное число людей в верхней части башни по штату -  примерно  6
человек. Но видимо, многие из них в тот момент просто  отсутство-
вали, даже командира башни не было. Что уж говорить о других?  То
есть - из 6 человек, вероятно 2 или 3, или 4 человека просто  от-
сутствовали. И следовательно, в башне  оставался  самымй  минимум
прислуги - вероятно 2 человека. Кто они были? Ясное дело  -  двое
краснофлотцев: Сергиенко и Покутный. А это означает, что даже ес-
ли бы снаряд попал внутрь башни в тот момент, то никаких убитых и
раненых  его  осколками  кроме  Сергиенко  и  Покутного  быть  не
могло...
     А как же тогда относится к сообщению, что четыре краснофлот-
ца в башне погибли сразу от взрыва снаряда? А по моему это  обык-
новенная ложь. Просто автор  статьи-первоисточника  знал,  что  в
башне должно находится 6 человек. О действиях двух из них  в  мо-
мент пожара (Сергиенко и  Покутном)  есть  более-менее  подробное
описание. Но вот зато четыре других совершенно как бы  ничего  не
делали. От этого автор В.И.Глушенко видимо предположил - что  ос-
тальные четыре человека погибли при взрыве. Но обратите внимание
- что он не удосужился даже поставить в текст фамилии этих  четы-
рех погибших, как будто это не люди, а мешки с песком... В проти-
воположность этому, я предполагаю, что в башне просто не  было  4
погибших людей - они в то время работали во многих других  частях
корабля: на швартовке и  высадке  десанта.  Но  тогда  получается
странная картина: взрыв 150-мм фугасного снаряда внутри  закрыто-
го бронированного помещения не только не убил, но даже и НЕ РАНИЛ
ни одного человека! Потому, что и Сергиенко и Пушкарев после  то-
го как вскочили на ноги, действовали быстро и  решительно  -  как
будто у них не было никаких ран... То есть, они не пришли в себя,
как об этом написали предыдущие авторы, а просто встали на  ноги.
Не слишком ли это слабый эффект для 150-мм снаряда?
                       ******************
     Казалось бы: весьма  достоверно  установлено,  что  немецкий
боеприпас пробил лобовую башенную броню, затем проник внутрь баш-
ни, при дальнейшем полете он "...разбил прицел  и  стойку  ручной
подачи..." Но по моему мнению, тот снаряд не пробил броню, а  от-
скочил от нее, но при этом вышиб броневую пробку из лобовой  пли-
ты. А вот уже эти куски брони полетели дальше вперед -  они-то  и
разбили прицел и стойку ручной подачи, и создали  пожар.  Дело  в
том, что в артиллерийской башне немало электрических проводов на-
ходящихся под током. И если стальным предметом  перерубить  любой
из них, в ту же секунду то неминуемо произойдет короткое  замыка-
ние. И вот осколки брони летящие внутри  башни  (но  не  немецкий
снаряд) - порубили на ней несколько проводков.
     В детстве я несколько раз специально устраивал короткие  за-
мыкания: брал тонкую медную проволочку (толщиной 0.5 мм), и  вты-
кал ее в розетку (свои руки я конечно изолировал в таких  "экспе-
риментах"). Мгновенно раздавался громкий треск, и из розетки  вы-
летали малюсенькие капельки расплавленной меди. Ясное  дело,  что
осколки летящей брони  перерубили  несколько  проводников  внутри
башни "Красного Кавказа", замкнули их накоротко, от этого в  мес-
те замыкания электропровода брызнули  раскаленными  искрами  рас-
плавленной меди. Эти капельки полетели во все  стороны,  и  своей
температурой подожгли открыто лежащий на станке заряжания порохо-
вой заряд. Он тут же вспыхнул.
                       ******************
     Вам всем сильно промыли мозги, будто порох взрывается  мгно-
венно. Например: если на парусном корабле поджечь бочку  с  поро-
хом - она тутже взорвется. Но так взрывался только  черный  порох
из бертолетовой соли или селитры. А нынешний  бездымный  порох  в
обычных условиях не взрывается, а горит  довольно  постепенно.  В
одной старой книге про артиллерию есть  иллюстрация,  на  которой
изображен человек, рука которого спокойно держит горящую с  одно-
го конца ленту бездымного пороха. Тут надо пояснить: размер поро-
ха бывает самый разный: от мельчайших порошинок - в виде насыпаю-
щегося порошка - это для мелкого калибра: винтовок  и  пулеметов.
Ленты и полосы - для орудий среднего калибра. И  длинные  толстые
трубки - к орудиям крупного калибра. Так делается для  того,  что
чем толще порох, тем  меньше  у  него  поверхность  горения,  тем
дольше он будет сгорать в стволе орудия.
     Причем - скорость горения пороха сильно зависит от давления.
Если в стволе орудия давление достигает двух  тысяч  атмосфер,  и
порох там сгорает за тысячные доли секунды  -  практически  взры-
вается, то на  открытом  воздухе  его  горение  занимает  гораздо
больше времени. Но вот никаких конкретных данных по скорости  го-
рения пороха на открытом пространстве мне за всю свою жизнь  най-
ти так не удалось. Мало того, я распрашивал об этом даже специал-
листа-химика, который получил высшее образование по  курсу  изго-
товления взрывчатых веществ, но  и  он  ничего  определенного  не
знает о скорости горения пороха на открытом пространстве.
     Ну что ж, попробуем сами догадаться...  Вот,  смотрите:  как
узнали моряки находившиеся на верхней палубе о том, что  во  вто-
рой башне произошло несчастье? Разьве им кто-либо сообщил об этом
по телефону? - Нет конечно. Взрыва они тоже скорее всего не  слы-
шали, потому, что броневые стенки башни довольно  неплохо  изоли-
руют звук внутри себя. Например: сейчас мало кто помнит  об  этой
замечательной книге, но прочитайте ее: "Капитальный ремонт" Собо-
лева. Там описано, как происходили учебные  стрельбы  линкора  из
башен главного калибра. Так вот, парень, брат командира башни - в
момент стрельбы находился внутри нее, но там было настолько тихо,
ЧТО НЕ БЫЛО СЛЫШНО грохота выстрелов их  собственных  орудий!  То
есть - звук снаружи не проникал через толстую  броню  и  изоляцию
внутрь башни. Аналогично: если бы снаряд взорвался внутри  башен-
ного помещения, то никто из снаружи находящихся людей не  услышал
бы этого.
     Смогли бы услышать заглушенный стенками башни взрыв находив-
шиеся на палубе "Красного Кавказа" люди  сквозь  грохот  стрельбы
рядом стоящих орудий 100-мм и 45-мм калибра, и  взрывов  немецких
снарядов? Вот момент описания из статьи Глушенко: "...От стрельбы
и разрывов стоял сплошной гул и грохот, команд не было слышно,  а
дым и гарь пожаров и взрывов мешали наблюдению и скрывали подроб-
ности происходящего". Так как же палубные матросы узнали,  что  в
орудийной башне взорвался немецкий снаряд, если  даже  его  звука
они не могли бы услышать?
     Вне всякого сомнения: раскаленные капельки меди подожгли по-
роховой заряд на лотке, тот вспыхнул, и клубы дыма  повалили  че-
рез амбрауру и другие отверстия 180-миллиметровой башни. Это уви-
дели моряки на палубе и побежали к месту происшествия.  Однако  -
все это длинное объяснение я произвожу только для того, чтоб  по-
пытаться хотя бы весьма приближенно определить время горения  по-
рохового заряда для 180-мм орудия. Задумайтесь над вопросом:  ка-
кое время потребовалось чтобы моряки увидели бьющий из башни дым,
бросились бежать к ней, подергали броневую дверь, и через аварий-
ный лаз пролезли внутрь. Потом открыли задрайки  броневой  двери,
отворили ее, и только после этого вытолкнули наружу горящий поро-
ховой заряд. Ясное дело, что время горения пороха в  этом  случае
составило несколько минут. Причем даже когда заряд  был  выброшен
из башни, то он еще продолжал гореть, значит процесс  горения  не
окончился к тому времени, и на окончательное догорание потребова-
лось бы дополнительно несколько минут. Это  я  к  тому,  что  все
слишком уверены в глупой аксиоме, будто порох сгорает мгновенно...
     Кроме того, надо рассмотреть альтернативу: чем был  подожжен
пороховой заряд: капельками расплавленной меди, или осколками  от
взрыва немецкого снаряда?
     Если в башне  действительно  бы  взорвался  снаряд,  то  его
взрывная волны и сотни осколков разорвали бы пороховой  заряд  на
мелкие кусочки, причем каждый из них горел бы отдельно,  и  крас-
нофлотец Покутный просто не смог бы выбросить с лотка цельный по-
роховой картуз. Поверхность горения была б очень велика, и  чело-
век сжег бы все руки, взявшись за этот кусок огня. То  есть  этот
аргумент против взрыва снаряда внутри башни "Красного Кавказа".
     А в противоположном случае: возгорание от короткого  замыка-
ния - во первых: никакой мощной ударной волны, и следовательно  -
пороховой заряд обязательно останется целым. А вдобавок  -  число
капелек меди сравнительно мало, большая часть их попадет на стен-
ки башни, а на пороховой заряд: одна-две, ну три. То есть -  чис-
ло точек воспламенения будет очень мало, и вначале большая  часть
поверхности порохового заряда будет холодной, потому,  что  огонь
не успеет охватить ее всю. Поэтому комендор вполне  мог  взять  и
даже отбросиь голыми руками тот заряд без получения ожогов -  это
как на том рисунке, где человек держит  рукой  горящую  пороховую
ленту... Ожоги Покутный получил видимо несколько секунд спустя  -
когда катался по полу, своим телом пытаясь погасить огонь...
     Но кроме героизма проявленного моряками при тушении  порохо-
вого пожара в том случае был и еще один аспект, который могли  бы
обнаружить внимательные читатели, если  таковые  существуют.  Вот
возьмите сборник "Гангут" N24 от 2000 года. В нем две статьи, ко-
торые относятся к теме повреждения кораблей попаданиями снарядов:
"Запоздалый артиллерийский эксперимент" С.И.Титушкина,  и  статья
"Пожар в башне" В.И. Глушенко. В первой упомянутой статье  описы-
ваются артиллерийские опыты по расстрелу бывшего броненосца "Чес-
ма". (Только  умоляю  вас  не  читать  эту  статью,  потому,  что
большинство результатов тех опытов глубоко лживо, а  у  читателей
все равно не хватит специальных знаний, чтобы понять в чем  спря-
тана ложь...). Но вот там был один правильный  вывод,  о  высокой
пожароопасности пороховых зарядов, если их заранее  складывать  у
орудия, в ожидании будущей стрельбы:
     "Накопление зарядов и патронов у  орудий  недопустимо,  если
подача не удовлетворяет условиям возможной  скорострельности,  то
заготовленные не следует, во всяком случае, держать открытыми..."
     Это напечатано в "Гангуте" на стр. 81, а совсем рядом  -  на
стр. 88 написано, как крейсере "Красный Кавказ" во время  переры-
ва в стрельбе беспечно допустили скопление открыто лежащих  поро-
ховых зарядов внутри башни,  хотя  целых  два  часа  стрельбы  из
180-мм орудий не было...
     "...Но главным последствием взрыва стал пожар в боевом отде-
лении башни: загорелись приготовленные к стрельбе пороховые заря-
ды. Опасность состояла в том, что огонь мог проникнуть в  погреб,
где хранились тонны боезапаса - это грозило взрывом погреба и ги-
белью корабля со всем экипажем из 900 человек.
     Башенный элеватор был полностью  загружен  зарядами  (каждый
длинной около метра и диаметром 20 см), и таким образом образова-
лась непрерывная цепочка, идущая из боевого отделения башни  пря-
мо в артиллерийский погреб. Огонь, передаваясь от одного заряда к
другому, мог проникнуть вниз буквально в считанные секунды.  Нес-
колько зарядов уже вспыхнули ярким пламенем - над  крейсером  на-
висла смертельная угроза."
                         **************
     Итак все люди внутри башни видимо не получили осколочных ра-
нений - а только ожоги. И тех, кто из них вернулся в  башню  пра-
вильнее было бы называть не легкораненные, а легкообоженые...  Но
как же быть с приборами? Ведь в описании попадания ясно сказано:
"...Все приборы башни получили повреждения..." Это же не  вранье?
Отчего могли быть испорчены орудийные приборы, если не от  оскол-
ков взрыва снаряда?
     Так не было вовсе никакого взрыва внутри башни.  Но  дело  в
том, что орудийные приборы только  дилетантам  кажутся  абсолютно
металлическими. На самом деле в них немало  пластмассы,  а  также
резиновой изоляции электропроводов. И при нагреве в пламени пожа-
ра вся эта изоляция мгновенно обгорала, отчего прибор  либо  пор-
тился, либо переставал работать. То есть: факт, что приборы  вто-
рой башни не работали после этой аварии - вовсе не является дока-
зательством, что в этом помещении взорвался снаряд. Скорее всего
- получившие сильные нагрев механизмы,  электромоторы  и  приборы
были повреждены огнем, а не осколками.
     И обратите внимание: нет фотографии  внутренних  повреждений
башни. Ведь очень интересно нам всем было бы воочию увидеть, каие
конкретно разрушения  произвел  взрыв  немецкого  150-мм  снаряда
внутри башни: какие металлоконструкции он искорежил, какие  места
испещерил осколками. Ведь осколки не просто улетают  в  космичес-
кое пространство - нет, они вплавляются даже в броневые плиты (э-
то можно увидеть на фотографиях бортовой брони "Евстафия"). И ес-
ли бы мы увидели, что вся броня изнутри башни  покрыта  вмятинами
от осколков, то тогда безусловно  можно  было  поверить  о  факте
взрыва боеприпаса внутри 180-мм башни. Но такой фотографии нет. А
почему? Может места в статье не хватило? Но ведь в  этом  журнале
поставлена фотография как из башни спасают горящего  краснофлотца
Василия Покутного... Я так подозреваю, что фотография  внутренней
части башни сделанная после попадания в нее немецкого снаряда от-
сутствует потому, что на ней слишком очевидно нет  никаких  оско-
лочных повреждений.
     Точно так же нет весьма интересной фотографии лобовой плиты
второй  башни  с  пробоиной  в  ней - а  она  могла  бы    многое
прояснить. Вот фотография обоих носовых башен в мирном  состоянии
поставлена в статье, а фотография самого важного: пробоины -  от-
сутствует... Мне кажется это сделано не просто  от  забывчивости.
Весьма возможно, что если бы мы своими глазами увидели ту  фотог-
рафию, то некоторые из читателей усомнились  бы  в  достоверности
описания повреждения. Потому, что например, если внимательно гля-
деть на фотографию пробоины в бортовой броне  броненосца  "Евста-
фий", то можно догадаться, что размер пробоины меньше,  чем  диа-
метр немецкого 280-мм снаряда, которыми стрелял в него "Гебен"...
                        ****************
     Вот фраза описания: "...Все приборы башни получили поврежде-
ния..." Но читатели к сожалению не задумываются над тем, что  оз-
начает в данном случае слово "все". А ведь часто авторы под  пок-
ровом такого слова просто скрывают свое незнание истинной  карти-
ны повреждения. Не называют какие конкретно приборы  выведены  из
строя, а просто говорят слово: "все". Но мы попробуем разобраться.
     Значит известно, что 150-мм снаряд при своем взрыве  создает
4-5 тысяч осколков. Этого вполне достаточно, чтобы  действительно
искромсать все механизмы внутри бронированного помещения. Но  те-
перь посмотрим какие конкретно это могут быть орудийные части. Ну
прицел сразу снесен, это ясно. Зубчатый сектор  вертикальной  на-
водки - если в него попадут сотни осколков, то изменять угол вер-
тикального наведения орудия станет абсолютно невозможно,  потому,
что осколки намертво заклинят его. Так же и  с  электродвигателем
вертикальной наводки.
     Горизонтальная наводка - зубчатый погон, точно так же  может
быть заклинен осколками как и вертикальный. Кроме того, если  ка-
чающаяся часть орудия крепится в цапфах, которые повредить оскол-
ками почти невозможно, то вращающаяся часть - сама башня  повора-
чивается на катках - круглых шарах, катающихся по желобу. Но  ес-
ли в этот желоб изнутри попадут осколки, то  башня  без  сомнения
полностью лишится возможности  разворачиваться  в  горизонтальной
плоскости...
     Поршневой затвор - если он будет сильно побит осколками,  то
стрельба из орудия станет невозможной. Кроме  того:  гидравличес-
кий тормоз отката - если его повредят осколки, то можно ли  будет
продолжать стрельбу? Ответ очевиден.
     Накатник. То же  самое  если  его  цилиндр  пробьют  осколки
150-мм снаряда, то вручную ствол 180-мм орудия не накатишь...
     Элеватор подачи снарядов  и  зарядов.  Нам  всегда  привыкли
объяснять, что если их электромоторы выйдут из строя, то в  край-
нем случае можно очень медленно поднимать боеприпасы вручную вра-
щая приводы подъема. Подобное, например, случилось  у  броненосца
"Орел", у которого оторвало ствол одного орудия в  носовй  башне,
но снаряды поднимали левым подъемником к правому орудию.  Однако,
у того корабля не было взрыва снаряда  внутри  двенадцатидюймовой
башни - ствол оторвало снаружи. А вот если  снаряд  взорвался  бы
внутри любой башни, в частности  у  "Красного  Кавказа",  то  его
взрывом не просто испортило подачу элеватора, но как бумагу пере-
косило бы всю систему подъема боеприпасов, отчего их  вообще  не-
возможно б стало поднимать в боевое помещение орудийной башни.
     Но видимо - ни одного из этих перечисленнных повреждений  не
произошло во второй 180-мм  башне  "Красного  Кавказа".  Следова-
тельно, приходится сделать вывод, что  и  взрыва  снаряда  внутри
башни тоже не было...
     А вот теперь посмотрите повнимательнее как в действительнос-
ти отразился взрыв немецкого снаряда на скорострельности той баш-
ни. "...Вскоре они убедились, что башню можно ввести в  строй."
"...Залпы шли один за другим без перебоев; всего их после повреж-
дения сделали 13." А вот с какой точностью измерено время, за ко-
торое отремонтировали башню: "...и приблизительно ЧЕРЕЗ ЧАС  пос-
ле попадания немецкого снаряда  поврежденная  и  укомплектованная
лишь на 50% личным составом вторая башня открыла огонь..." Это  в
одной статье, а в другой про то же самое сказано:  "...Через  два
часа поврежденная башня вступила в строй и открыла огонь по  вра-
гу."
     Теперь попробуем подсчитать,  насколько  поврежденная  башня
стреляла медленнее других, тем более, что у нее осталось лишь 50%
личного состава. Нам известно, что всего за эту операцию  крейсер
"Красный Кавказ" израсходовал 70 снарядов главного калибра.  Пос-
кольку на нем стояли 4 180-мм орудия, то для начала  поделим  это
число поровну на все четыре: 70/4=17.5  снарядов.  Дробных  чисел
быть конечно не может, попробуем ввести  разумное  предположение,
что двум кормовым башням удалось сделать на один залп больше, чем
носовым (это из-за условий швартовки), и тогда получится, что но-
совые выстрелили по 17 раз, а кормовые - по 18. Но  напомню,  что
условия в тот день для  "Красного  Кавказа"  сложились  так,  что
стрельба произошла у него в два этапа: до высадки десанта, и пос-
ле отхода от мола. Надо полагать, что в начале операции они успе-
ли дать хотя бы 4 залпа всеми четырьмя башнями. Однако,  бесспор-
на информация, что после повреждения вторая башня сделала 13 выс-
трелов. Элементарно сложить: 4+13=17 - то есть ровно столько  же,
сколько и первая носовая башня! Выходит что скорострельность вто-
рой башни нисколько не пострадала! А это могло быть только в слу-
чае, если не было никакого взрыва немецкого снаряда  внутри  нее:
не было заклинивания сектора вертикальной наводки и  шаров  гори-
зонтальной, не было повреждений ни затвора, ни накатника, ни гид-
равлического тормоза отката. чтоб обеспечить нормальную  скорость
стрельбы видимо вполне исправно работал элеватор подачи  снарядов
и зарядов - ведь не вручную же они их поднимали с половиной. Сле-
довательно - немецкий снаряд НЕ СМОГ ПРОНИКНУТЬ  ВНУТРЬ  БАШНИ  и
взорвался он СНАРУЖИ, а не внутри!
     Обратите внимание: толщина брони лобового листа 180-мм  баш-
ни на крейсере "Красный Кавказ" была чрезвычайно  тонка  -  всего
лишь 30-мм. Всеми знатоками такая толщина признается как недоста-
точная для защиты от попаданий снарядов среднего  калибра.  Якобы
снаряды калибром 150-мм должны пробивать 30 мм броню легко -  как
бумагу. Но в действительности: почему-то оказалось что  шестидюй-
мовый снаряд не смог пробить даже такую малую толщину. Почему?
     Кроме того: посоветую читателям мыслить не абсолютными  циф-
рами, а относительными. То есть, измерять толщину брони не в мил-
лиметрах, а напротив: по отношению к диаметру  снаряда.  То  есть
30/150=0.2 или 20%. Запомните, что фугасный снаряд не  смог  про-
бить брони толщиной в 0.2 от его калибра. Дело в том,  что  такие
относительные цифры очень удобны. В среде артиллеристов безуслов-
но считается, что бронепробиваемость  всех  снарядов  одинакового
типа (то есть фугасные с фугасными, а бронебойные с бронебойными)
- в принципе одинакова, независимо от калибра конкретного  снаря-
да выраженного в миллиметрах. И если  150-миллиметровый  фугасный
боеприпас не смог проникнуть внутрь через броню  толщиной  в  0.2
его калибра, значит это не смогут сделать и другие фугасные  раз-
ных калибров. Например  увеличим  калибр  вдвое:  вместо  150  мм
возьмем 305 мм фугасный снаряд. По этому правилу он не пробил  бы
и 60 мм брони. Казалось бы странно. Но и этому  есть  подтвержде-
ния: японские снаряды за всю русско-японскую войну  не  пробивали
даже тонкой брони русских броненосцев. В частности на  броненосце
"Орел" не было ни одного случая пробивания 76 мм  брони  каземат-
ной защиты противоминных пушек, хотя попаданий в эти  плиты  было
немало.
     То есть: даже сравнительно тонкая броня может быть  удовлет-
ворительной защитой хотя бы от фугасных снарядов, и не надо стре-
мится к увеличению толщины брони за счет снижения  защищаемой  ею
площади (ненужно отказываться от броневой защиты даже мелких  пу-
шек, или от бронирования  оконечностей  ради  увеличения  толщины
броневого пояса). И кстати: хотя попадание  немецкого  снаряда  и
вызвало немало бед внутри башни "Красного Кавказа", но это только
из-за того, что его комендоры сами нарушили правила пожарной  бе-
зопасности: допустили неоправданное скопление пороховых зарядов в
башне, совсем ненужное им в тот момент. Зато тонкая башенная бро-
ня не пустила внутрь башни немецкий снаряд, и орудийная  установ-
ка в сущности отделалась легким испугом: практически  никакие  ее
приборы и механизмы не были уничтожены взрывной волной и осколка-
ми, а сама башня могла стрелять точно с такой же  скорострельнос-
тью как и три другие неповрежденные...