Кладовая морских тайн
                    Олег  Тесленко.
              мой E-mail: teog@uic.nnov.ru
                                    из цикла книг
"ЗАГАДКИ ГИБЕЛИ  РУССКИХ  БРОНЕНОСЦЕВ"
Для публикации этой статьи и других своих интереснейших книг  ав-
тору необходимы небольшие финансовые средства, или страницы  рек-
ламы. Ищу издателя.
             книга    АГОНИЯ "БОРОДИНО"
              глава 1. ВЗРЫВЫ ЛИНКОРОВ.
     В Ютландском бою со страшной силой взорвались  пять  англий-
ских кораблей: "Куин Мэри","Инвинсибл", "Индефатигейбл",  "Черный
принц", "Дифенс". А в Цусимском сражении от  детонации  боезапаса
погиб всего один корабль -  броненосец  "Бородино".  Кроме  него,
больше ни на одном из 38 других  русских  кораблей  не  произошло
взрыва погребов. Хотя на каждом из четырёх броненосцев этого  ти-
па: "Князь Суворов", "Император Александр третий", и "Орёл"  тоже
много раз двенадцатидюймовые японские снаряды  разрушали  орудий-
ные башни. Но фатальных взрывов у них все-таки не произошло.
     И только взрыв броненосца "Бородино" является  странным  ис-
ключением - единственным случаем этого рода в тот день. Хотя, ко-
нечно, знатоки  могут  вспомнить - кроме  него  и  на  броненосце
"Князь Суворов"  тоже  произошёл  ВЗРЫВ  но  уже  кормовой  БАШНИ
ГЛАВНОГО КАЛИБРА! Причём на "Суворове" это случилось в ещё в  са-
мом начале сражения. И что удивительно - "Князь Суворов"  несмот-
ря на это ПРОДОЛЖАЛ ВЕСТИ БОЙ. Это тяжелейшее для  корабля  любой
страны повреждение  НИСКОЛЬКО  НЕ  УМЕНЬШИЛО  ЖИВУЧЕСТЬ  РУССКОГО
БРОНЕНОСЦА, и флагманский корабль, сражаясь, продержался на  пла-
ву ЕЩЁ 5 часов!
     Вообще, по сравнению с английскими  линейными  крейсерами  в
взрывавшимися в Ютландском сражении так же легко, как  будто  это
были бочки с порохом, русские корабли в Цусиме гораздо лучше  вы-
держивали прямые удары вражеских снарядов главного калибра по  их
башням даже без выхода корабля из строя, не говоря уж о катастро-
фе.
     Причём, надо отметить одну странную  особенность:  В  Цусим-
ском сражении русские броненосцы находились несравненно  в  более
тяжёлых боевых условиях, чем  британские  линейные  крейсера  при
Ютланде. Ведь англичане в бою вели огонь практически в равных ус-
ловиях с противником почти по правилам честной  рыцарской  дуэли:
один на один. У немцев не было над ними никакого численного преи-
мущества: "Дерфлингер - против - "Куин Мэри", "Фон дер Танн"  вёл
дуэль с "Индефатигейблом", "Инвинсибль" некоторое время спустя  -
снова "Дерфлингером". В таких  же  равных  условиях  почти  через
тридцать лет "Бисмарк" вёл бой  с  "Худом"  и  "Принц  Уэльским".
Однако английские корабли взрывались со  страшным  грохотом  бук-
вально от нескольких попавших в них снарядов.
     Совсем иначе всё происходило в Цусиме. Не останавливаясь  на
причинах неграмотного маневрирования русской эскадры, но  соотно-
шение сил в этом последнем русско-японском  бою  фактически  было
таково, что со всей японской эскадрой из 12  кораблей,  в  полную
силу бой вели только 4 передних  русских  броненосца  (огонь  ос-
тальных остальных из-за большого  расстояния  был  неэффективен).
Это в общем взгляде. А при рассмотрении судьбы  броненосцев  типа
"Бородино", окажется, что почти каждый из них  в  разные  периоды
сражения попадал  под  невероятно  концентрированный  огонь  всей
японской колонны из 12 судов.
     "Князь Суворов" сначала подвергался обстрелу  6  броненосцев
первой японской эскадры, затем, после подбития руля  -  выкатился
на встречу противнику и с дистанции всего лишь 10  кабельтовых  -
получил лавину снарядов от всех 12 японских  кораблей.  И  случаи
такого самопроизвольного сближения у него  повторялись  несколько
раз. Превращённый в руины корабль уже почти не отвечал  на  огонь
противника, но удивительнее всего то, что несмотря  на  потрясаю-
щее превосходство в боевой  мощи,  японцам  не  удалось  добиться
взрыва погребов на нём, так легко, как  это  потом  получалось  у
немцев над англичанами.
     Точно такой же огневой шквал от полудюжины вражеских  кораб-
лей выдержали и "Император Александр III", и  "Орёл"  -  страшные
удары сотрясали их, НО БОЕПРИПАСЫ НЕ ВЗРЫВАЛИСЬ! И только  "Боро-
дино" стал исключением. Но ведь он выдержал ПЯТЬ С  ЛИШНИМ  ЧАСОВ
БОЯ! И тот погубивший его взрыв - произошёл в самую последнюю ми-
нуту. Это просто поразительное отличие  от  английских  кораблей,
взрывавшихся почти В ПЕРВУЮ же минуту.
     Можно дать сравнительную количественную оценку боевой  живу-
чести английских линейных крейсеров и  русских  броненосцев  типа
"Бородино": Посмотрите сколько времени выдержал каждый корабль  с
момента своего вступления в бой, до момента взрыва его погребов и
гибели.
          БРИТАНСКИЕ
    "Худ"                       5 мин. погиб от взрыва
    "Инвинсибл"                12 мин. погиб от взрыва
    "Индефатигейбл"            14 мин. погиб от взрыва
    "Блэк Принс"               24 мин. погиб от взрыва
    "Дифенс"                   29 мин. погиб от взрыва
    "Куин Мэри"                38 мин. погиб от взрыва
            РУССКИЕ
    "Император Александр III  290 мин. взрыва погребов не было
    "Бородино"                320 мин. погиб от взрыва
    "Князь Суворов"           340 мин. взрыва погребов не было.
    "Орёл"                    400 мин. взрыва погребов не было.
     Наглядно видно, что стойкость русских кораблей  даже  просто
по времени примерно раз в ДВАДЦАТЬ ВЫШЕ, чем у английских. А  ес-
ли учесть ещё и количественное  превосходство  японцев,  то  этот
коэффициент для условий равного  единоборства  у  русских  должен
возрасти примерно в 6 раз - становится понятным, что русские  ко-
рабли способны были выдержать в СТО ДВАДЦАТЬ  РАЗ  БОЛЕЕ  СИЛЬНЫЙ
ОБСТРЕЛ, чем британские.
     Разумеется, на способности кораблей взрываться или нет  нис-
колько не повлияла ни конструкция кораблей, ни храбрость  их  ко-
манд. Не может быть сомнений, что немецкие, английские,  японские
или русские моряки не уступают друг другу в храбрости. Здесь  всё
дело в стойкости боеприпасов к детонации.
                        *************