26.11.99
АРГУМЕНТЫ О НЕОБХОДИМОСТИ
37-МИЛЛИМЕТРОВЫХ АВИАПУШЕК НА
ИСТРЕБИТЕЛЯХ
Автор - Олег Тесленко <C>
Самым крупнокалиберным стрелковым оружием которое
в заметных
количествах устанавливали на самолеты-истребители времен
второй
мировой войны были 37-мм авиапушки. И хотя известны факты и
бо-
лее крупного калибра - например 45-мм пушки на модификации истре-
бителя Як-9Т (Танковый), или 57-мм - на самолете "Москито"
или
даже 75-мм орудие на американском штурмовике "Гризли",
но эти
последние случаи нужно считать исключением. Потому, что от 45-мм
пушки на Як-9 все-таки отказались еще в процессе летных
испыта-
ний: не мог этот самолет вести бой таким крупнокалиберным
ору-
жием - после двух-трех выстрелов опускал нос.
А двухмоторный
"Москито" был гораздо тяжелее одномоторных истребителей, и к
то-
му же его 57-мм пушка предназначалась в основном против кораблей,
для штурмовки их. То же самое относится и к тяжелому "Гризли"
-
это был совсем не истребитель.
Но вот 37-мм пушки устанавливались более-менее
массово. Та-
кие стояли и на американском истребителе "Аэрокобра", и на совет-
ских ЛаГГ-3 и Як-9. В данном вопросе
рассматривается вопрос
только об истребителях второй мировой войны, поэтому хотя
такое
оружие было и на штурмовиках Ил-2, и немецких Ю-87, и на реактив-
ных истребителях МиГ-15, но автор эти последние самолеты не рас-
сматривает, первые потому что относятся к классу штурмовиков,
а
не истребителей, а третий - потому что был создан после
второй
мировой войны.
Пожалуй первым самолетом с 37-мм автоматической
пушкой была
создана "Аэрокобра". И хотя знатоки могут припомнить что еще
за-
долго до этого в годы первой мировой войны один самолет летал
с
37-мм пушкой, но та не была автоматической и стреляла только оди-
ночными выстрелами. "Аэрокобра" была первым истребителем
воору-
женным столь крупнокалиберным в то время оружием.
И возникает
вопрос: а для чего было нужно устанавливать столь крупнокалибер-
ное оружие на истребитель? Вот цитата из книги об
"Аэрокобре":
"На этот вопрос в одной из своих статей хорошо ответил
Лоренс
Белл: "Изучая уроки истории, мы встретили много примеров, показы-
вающих что победа очень часто принадлежала той стороне,
которая
обладала большей огневой мощью. Когда национальный герой войны за
независимость США Джон Джонс поставил на суда пушки,
снятые с
фортов, он получил в свое распоряжение сокрушительную
огневую
мощь... В буквальном смысле этого слова мы читали страницы исто-
рии, чтобы извлечь из них результаты, которые мы могли бы приме-
нить к военному самолету."
Автор данной работы пытается разобраться, какое-же
стрелковое
оружие было наиболее эффективным для авиации времен второй миро-
вой войны. Потому, что калибры оружия для истребителей
их кон-
структорами подбирались самые разнообразные - от винтовочного 7,6
мм, и вплоть до 37-мм пушек, а ведь между этими крайностями
был
целый ряд калибров: 12,7 мм; 15-мм немецкие пулеметы, 20-мм авиа-
пушки; 23-мм; 30-мм... Хотелось бы понять - какой из этих калиб-
ров был наиболее эффективен в авиации. И важен вопрос по
каким
принципам главные конструкторы самолетов в каждом случае произво-
дили этот выбор. Например: выбор пушки можно производить по пара-
метру веса ее снаряда, или по скорострельности, или по весу
се-
кундного залпа, или по критерию веса оружия к весу его секундно-
го залпа. Но автора удивляет, что главный конструктор истребите-
ля "Аэрокобра" ни одним словом не обмолвился о числовых
крите-
риях выбора оружия для своего самолета: не привел ни
сравнение
веса сек. залпа, доказывающего необходимость пушки именно 37-мм,
а не какого-либо иного калибра, не учел ни скорострельность,
и
вообще ни что-либо иное... Единственный его аргумент: если на па-
русных кораблях восемнадцатого века Джонс ставил самые
большие
пушки, то из этого непременно следует, что на самолет
истреби-
тель двадцатого века нужно ставить пушку именно 37-мм калибра
и
ничего другого(?). Эта аргументация при разработке важного факто-
ра истребителя как его вооружение - кажется автору
слегка не-
серьезной. Ну хорошо бы такие доводы о необходимости крупнокали-
берного оружия для самолетов приводил какой-нибудь
полупьяный
дворник, отхлебывающий пивко с воблой на старой газете, но
ведь
то были слова самого Главного Конструктора этой машины...
Впрочем, подобного рода высказывания были не только в
те вре-
мена, но продолжаются и сейчас. Вот цитата из небольшой
книжки
"Самолеты мира. P-39 "Аэрокобра" издания 1990, автор
Бакурский
В.А.: "Таким образом фирма еще в 1937 г., на этапе проектирова-
ния новой машины, пришла к выводу, что основной характеристикой
истребителя должна стать его огневая мощь. Конструкторы постави-
ли перед собой задачу - создать истребитель, который мог бы дог-
нать и уничтожить самый скоростной самолет противника, а так
же
мог бы действовать как штурмовик против танков, торпедных
кате-
ров и других малоразмерных целей, уничтожая их пушечным огнем."
Тут надо сделать пояснения. О том, чтобы догнать вражеский
са-
молет - с этим никто спорить не будет. Но надо сначала
задать
вопрос - а какой именно самолет требуется догонять? Есля для
уп-
рощения рассматривать авиацию состоящуую из двух основных
клас-
сов летающих машин: бомбардировщики и истребители, то всем извес-
тно, что самые быстроходные истребители, а бомбардировщики
ле-
тают гораздо медленнее их. И если поставлена задача догонять
и
уничтожать самы быстрые классы вражеских самолетов,
то значит
речь идет об истребителях. Но ведь эти небольшие машины как пра-
вило весьма слабо бронированы - единственный вид их броневой
за-
щиты - это стальная бронеспинка толщиной всего 8-9 мм.
А такую
сравнительно небольшую толщину легко пробивает 20-мм авиапушка, и
даже 12,7 мм пулемет. Неужели это для уничтожения вражеских
ис-
требителей на "Аэрокобру" потребовалось ставить большую и
тяже-
лую пушку 37-мм калибра?
Ну ладно. Пусть эта пушка была предназначена
для действия
против танков, а не против истребителей. Но тут снова возникают
вопросы. Учитывая, что 37-мм пушка довольно тяжела и крупногаба-
ритна, что вызывало особые проблеммы (опять цитирую): "Следова-
тельно, для того, чтобы разместить в носовой части фюзеляжа
ис-
требителя мощное 37-мм автоматическое орудие,... требовалось
ку-
да-то убрать двигатель. Именно это обстоятельство и натолкнуло на
мысль разместить на самолете Р-39 двигатель за кабиной летчика."
Эти технические трудности говорят о том, что большой калибр ору-
дия не появился спонтанно в конце проектирования самолета, а
из-
начально - с самого зарождения мысли о его создании - то есть:
в
1937 году.
Однако. вернемся к проблеме уничтожения танков
истребителем
"Аэрокобра". Тут стоит задать вопрос: а против танкой какого про-
тивника предназначался этот американский истребитель? Шибко
ум-
ные знатоки конечно легко ответят на этот вопрос: против
немец-
ких танков на полях сражений в Европе. Но этот ответ стал
всем
известен только после начала второй мировой войны, а ведь в 1937
мало кто мог предполагать, что через значительный промежуток вре-
мени - через пять лет Америка начнет широкомасштабные боевые дей-
ствия. Даже если отдельные предсказатели в тридцатьседьмом году и
предполагали войну в Европе, то почти все верили, что США
оста-
нуться в стороне и воевать во второй мировой ни в коем случае
не
будут. И такая уверенность у большинства продолжалась аж до 7 де-
кабря 1941 года. И тем более, никто бы не смог предположить,
что
будет такая вещь как ленд-лиз: бесплатная поставка военной техни-
ки. А если бы тому же главному конструктору Лоуренсу Беллу в 1937
году сказали, что на американских самолетах против немецких тан-
ков будут воевать извечные враги Америки - советские летчики,
да
еще на бесплатно подаренных им самолетах - он бы тут же сошел
с
ума. Поэтому, сейчас легко утверждать о необходимости 37-мм пуш-
ки против немецких танков, но в 1937 г такого человека сочли
бы
за психически ненормального. Но какие же еще тогда танки
могли
угрожать США: мексиканские или канадские что-ли? Или может совет-
ские - переплывшие Берингов пролив?
Но самое смешное, в том, что именно против танков
37-мм пуш-
ке "Аэрокобры" не пришлось повоевать даже на советско-германском
фронте. Дело в том, что эта пушка была видимо совершенно неотра-
ботана. И в боевых действиях часто отказывала, причем она намер-
тво заклинивала сразу восле второго выстрела. Американские летчи-
ки бурно возмущались таким обезоруживанием своих самолетов, и
во
время боев на Гаудалканале все поголовно снимали эту осточертев-
шую 37-мм пушку, а вместо нее ставили обыкновенную "Испано-Сюизу"
20-мм калибра. И видимо по впечатлением неработоспособности круп-
нокалиберной пушки, начиная с Аэрокобры модификации "D" и на всех
последующих - это оружие американцы уже не устанавливали. А дело
в том, что в Советский союз по ленд-лизу пошли Аэрокобры
только
версии "D" и более поздние, на которых не было ничего крупнокали-
берней 20-миллиметровой "Испано-Сюизы". В общем количестве
пос-
троенных "Аэрокобр" число машин с 37-мм пушкой очень мало: только
первые модификации "А", "B" - их в несколько раз меньше,
чем с
обычной двадцатимиллиметровкой. Так что ни о каких подвигах про-
тив танков 37-мм американской пушки слышать не приходилось...
**********
Следующий аргумент за 37-мм пушку: против торпедных
катеров.
А знают ли читатели, каковы толщины стальной палубы
этих ма-
леньких суденышек? Всего лишь 2-3 мм и даже тоньше! А такую тол-
щину пробьет не только 20-мм пушка, но даже и 7,62 мм
пулемет.
Вот например: даже гораздо более крупные чем катера - сторожевые
корабли типа "Ураган" водоизмещением порядка 600 тонн: имели тол-
щину палубы 3-4 мм. Но и эта толщина пробивается авиационными пу-
леметами... И даже если взять еще более крупные корабли - эсмин-
цы: водоизмещение которых от 1700 - до 2500 т, то толщина обшив-
ки их бортов и палубы в основном 10 мм, а в оконечностях и
того
меньше - всего 6 мм. Следовательно и эсминец пробивается из авиа-
ционных 20-мм пушек. Но против кого же тогда
предназначалась
37-мм пушка "Аэрокобры" - против тяжелых крейсеров
и линкоров
что-ли?
***********
Точно такой же вопрос о необходимости установки
37-мм пушек
на истребитель нужно отнести и к советским машинам ЛаГГ-3 и Як-9.
Хотя невдумчивым читателям на первый взгляд здесь все кажется яс-
ным: и большая война уже идет, и бронированные мишени -
вражес-
кие танки имеются в большом количестве. Но правдивы ли эти аргу-
менты? Получается, что оружие такого большого калибра у этих
ис-
требителей предназначалось в первую очередь для штурмовки назем-
ных войск, а не против небронированных вражеских самолетов.
Но
тут у умного человека сразу должны возникнуть сомнения.
Ведь и
ЛаГГ-3 и Як-9 - это чистые истребители, не имеющие бортовой бро-
ни, а значит с большой опасностью для себя
могущие выполнять
штурмовку. В то время, как в советской авиации уже в больших
ко-
личествах использовался специально предназначенный для этого бро-
нированный штурмовик Ил-2, иногда вооруженный двумя 37-мм пушка-
ми. Такого сильно защищенного самолета как Ил-второй не было ни в
одной другой армии мира. И создавать ему конкуренцию в виде обык-
новенных истребителей наверно было не слишком разумно. Насколько
опасны полеты на малой высоте над линией фронта для небронирован-
ных легких самолетов показывает такой факт: однажды
известный
летчик Ворожейкин охраняя воздушное пространство над линией фрон-
та, получил с земли приказ снизиться и покачать пехоте крыльями,
для поднятия ее боевого духа. Не раздумывая два советских самоле-
та выполнили это, хотя тот приказ отдал немецкий наводчик, вкли-
нившийся на советскую радиоволну. И как только Ворожейкин и
его
ведомый приблизились к земле, по ним ударил шквал огня изо всего
легкого стрелкового оружия: винтовок, шмайсеров, ручных
пулеме-
тов. Оба самолета получили множество пробоин. И только
мгновен-
ная реакция спасла их. Это был один-единственный заход,
а ведь
штурмовики Ил-2 выполняли и по 5-6 заходов на штурмовку под точ-
но таким же огнем, и даже под стрельбой не просто легкого стрел-
кового оружия винтовочного калибра 7,7 мм, но и при обстреле
из
20-37 мм зенитных пушек, и все равно выполняли задания.
Конечно
знатоки могут припомнить случаи удачных штурмовок истребителями,
но почти всегда это были внезапные для противника налеты, и чаще
всего только с одним заходом на штурмовку - пока противник еще не
опомнился и не приготовился к стрельбе. Так не лучше ли было
от-
дать все 37-мм пушки с истребителей ЛаГГов и Яков на вооружение
чистых штурмовиков Ил-2, тем более, что сама эта пушка была очень
хорошей, и немцами оценивали его с ужасом как "самолет с большой
пушкой".
**************
Впрочем, подобные претензии по выбору калибра
можно предъя-
вить и всем остальным авиаконструкторам мира. Например англичане
часто вооружали свои истребители одними пулеметами винтовочного
смехотворно малого калибра. То есть, если мы считаем оптимальным
калибр 20-мм тогда каждого авиаконструктора ставившего пушку хоть
чуть больше - следует объявить идиотом, и публично показать
его
некомпетентность. Например - даже при установке 23-мм пушек.
Хо-
тя дилетантам кажется несущественным отличие калибра 23
от 20
миллиметров, но на самом деле разница очень велика: вес снарядов
у этих пушек отличается В ДВА РАЗА: 200 грам против 96-ти. И
ес-
ли 20-мм пушка пробивала якобы 20-мм броню - какой никогда не бы-
ло на самолетах того времени, то зачем тогда 23-мм пушка, проби-
вающая 25-мм броню? А уж тем более этот вопрос правомерен при ус-
тановке еще более крупного калибра, как например 30-миллиметро-
вые пушки у немцев, или 37-мм пушки на Яках и ЛаГГах. То есть,
в
околоавиационной печати должно быть четко написано, что либо кон-
структоры устанавливавшие крупнокалиберные пушки - дураки,
либо
наоборот - они полностью правы, а остальные ошибались. Однако, во
всей технической литературе приводятся только разнообразные рас-
суждения по поводу выбора того или иного самолетного калибра,
НО
БЕЗ ВСЯКИХ РАСЧЕТОВ, технических обоснований, и без данных поли-
гонных обстрелов, подтверждающих правильность
выбора главных
авиаконструкторов. Следовательно никаких доказательств
опти-
мальности калибров ни у кого нет. Причем, если спросить так назы-
ваемых "знатоков" авиации о правильности выбора того или
иного
калибра для самолетов, то любой из этих лиц
сможет привести
только размышления, или свое частное мнение - но НЕ ПОДКРЕПЛЕННОЕ
НИКАКИМИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ в виде расчетов из конструктор-
ских бюро (которых мне кажется никто никогда и в глаза не
видел
этих расчетов необходимой вооруженности для истребетелей).
Если
не считать доводы пригодные лишь для детского сада, как у Лорен-
са Белла - о том, что выбор калибра для самолета они
произвели
основываясь на сражениях парусных кораблей двухсотлетней давнос-
ти...
************
Вероятно читатели излишне поспешно сочтут,
что автор агити-
рует против установки крупнокалиберных пушек на самолеты-истреби-
тели. Нет, как раз все наоборот! Автор данной работы
придержи-
вается взгляда о правильности увеличения калибра пушечного воору-
жения для самолетов. Но поднимает этот вопрос лишь для более наг-
лядного показа любителям истории боевой авиации, что выбор калиб-
ра оружия авиаконструкторами производился без какого-либо серьез-
ного технического анализа и тем более без обстрелов самолетов ми-
шеней выбранным ими оружием. Поэтоми их расказы о том, как приш-
ли к конкретной установке оружия убедительны лишь для детей дет-
садовского возраста.
А реальное воздействие 20-мм пушечных
снарядов - наиболее
распространенного калибра, во многих случаях гораздо ниже, чем их
паспортные данные. Это снижение происходит из-за многих факторов.
Например из-за рикошета. То есть, при стрельбе под прямым
углом
тонкая броня толщиной 6 мм легко пробивается 20-23 мм снарядом.
Однако, если такая броня установлена горизонтально,
а самолет
атакуют танки под небольшим углом снижения - порядка 20°, то
да-
же от такой тонкой брони происходит полный рикошет этих снарядов
- и никакого пробивания (полный рикошет наступает при углах
ме-
нее 45°). И поэтому для поражания бронированных целей требуется
более крупнокалиберное оружие. Автор сейчас упомянул только один
фактор снижения поражающего действия снарядов, а на самом деле их
довольно много - и воздействие по самолетам тоже гораздо меньше,
чем многим представляется. Например, в некоторых книгах есть
фо-
тографии приземлившегося Ил-2 с многочисленными большими пробои-
нами от немецких зенитных пушек. И мало кто из читателей догады-
вается, что эти повреждения были созданы 37-мм снарядами, судя по
площади пробоин. Но даже боеприпасы такого крупного калибра
не
смогли уничтожить самолет. А 20-мм снаряды были еще малодействен-
ней. Автор может привести случай, когда четыре немецких истреби-
теля "Фокке-Вульф 190" свободно расстреливали из своих 20-мм
пу-
шек открыто стоящий в поле связной самолетик У-2, но когда немцы
убрались, то пилоты этого самолета залатали полотном дырки в
его
плоскостях и спокойно вернулись домой. Воздействие пушек двадца-
тимиллиметрового калибра особенно мало по крупным самолетам,
ти-
па четырехмоторных бомбардировщиков например Б-17, "Либерейтор",
Б-29. И немецкие и японские летчики на "Мессершмитах" и
"Зеро"
вооруженных двадцатимиллиметровками выходили в непрерывные самоу-
бийственные атаки против таких гигантских аэропланов, но
далеко
не всегда их атаки были успешны - несмотря на многочисленные
не-
большие пробоины, четырехмоторные бомбовозы чаще всего
благопо-
лучно возвращались домой. Зато воздействие советской 37-мм пушки
МиГа-пятнадцатого быстро уничтожало эти же самые пресловутые аме-
риканские Б-двадцать девятые.
Поэтому боевые летчики всех стран в годы второй
мировой вой-
ны были очень часто были недовольны вооруженностью своих самоле-
тов. Немецкие пилоты "Мессершмитов" вместо одной 20-мм пушки
пы-
тались устанавливать сразу три. Или, например, самый знаменитый
советский летчик - Покрышкин. Во время его поездки в Москву
он
встречался с главными конструкторами самолетов: Яковлевым и
Ла-
вочкиным. И высказывал им свое мнение, что вооруженность истреби-
телей мала, и ее надо резко усилить. Но Покрышкин
был сильно
удивлен как равнодушно воспринял его просьбу Яковлев. Зато Лавоч-
кин - напротив, оживленно беседовал с ним на тему увеличения чис-
ла 20-мм пушек на истребителях серии Ла, в роезультате
чего на
Ла-7 ставили уже по 3 двадцатимиллиметровые пушки. Вероятно рав-
нодушие Яковлева можно понять: вместо увеличения количества, этот
конструктор пошел по пути увеличения калибра самолетного оружия.
В то время когда шел разговор с Покрышкиным, им уже был
отрабо-
тан истребитель Як-9 с 37-мм пушкой, и прорабатывался этот же са-
молет с 45-мм орудием, а в чертежах находился
Як-девятый с
57-миллиметровкой. Различие подходов Яковлева и Лавочкина на
са-
мом деле объясняется тем, что звездообразный двигатель воздушно-
го охлаждения истребителей Ла-5 и Ла-7 в принципе не позволял ус-
тановить одну мощную пушку в развале блока цилиндров, и ему при-
ходилось дробить мощность вооружения на несколько стволов.
А у
Яковлева с V-образным мотором водяного охлаждения такого препят-
ствия не было. В связи с этим весьма характерно,
что впервые
37-мм пушка на советском истребителе появилась именно у Лавочки-
на, но на только на ЛаГГе-3 - тоже самолет c мотором водяного ох-
лаждения.
Но пожалуй самым большим доказательством ненужности
крупно-
калиберного оружия для истребителей в глазах публики служат зак-
линивания 37-мм пушек у Аэрокобр, что и послужило причиной отка-
за от них. Но здесь надо разобраться. Если неправилен выбор
ка-
либра, то тогда главному конструктору следовало не
похваляться
этим и упоминать про аналогию с героическим Джон Джонсом, а при-
людно покаятся в своей ошибке. А если он продолжал
настаивать,
что выбор 37-мм калибра был правилен, но сама пушка имела дефек-
ты, тогда следовало приложить все усилия для исправления этих не-
достатков, чтобы пушки нормально стреляли и не подводили
летчи-
ков. Но американцы поспешно отказались от них. Это просто удиви-
тельно - такая технически развитая страна как Америка
- и не
смогли сделать нормально работающую пушку. Вот у советской НС-37
Нудельмана и Суранова замечаний по стрельбе не было.
,