Николай Мурзин
Дмитрий Симонов
DOOM: рождение музыки из духа трагедии
Вместо предисловия
"Нет покоя проклятым" ... Что заставляет таких разных, молодых и не очень, достойных, несомненно, людей, испытывать, как выразился бы Фитцджеральд, печальную склонность к печальному, трагическую склонность к трагическому, безотрадную склонность к безотрадному? С чего им страдать, с чего отчаиваться? Поневоле начинаешь думать, что эта искусственная печаль, ложный трагизм, поддельная безотрадность. Что они просто лицемеры, беззастенчивые обманщики, паразитирующие на неосознанной тяге своих поклонников к подлинно высоким духовным и культурным ценностям, или, на худой конец, унылые декаденты, снедаемые суетой сует и томлением духа. Потому что, говоришь себе, нельзя думать так, видеть так, чувствовать так, рассказывать об этом тысячам, нет, миллионам людей по всему миру в течение десятилетий и - продолжать жить. Невозможно. Они давно должны были повеситься, утопиться, выпрыгнуть из окна, пустить пулю в висок, вскрыть вены, перед этим испив до дна чашу физической деградации и нравственного падения, телесного и духовного разврата, богохульства и саморазрушительного экстаза причащения тайнам Сатаны. Именно так и никак иначе.
Увы: все живы - здоровы, отнюдь не бедствуют, колесят по Старому и Новому свету, дают интервью. Значит, мошенники, фабриканты фальшивок. Вот, скажем, Курт Кобэйн - тот не врал. Ведь застрелился же. И Сид Вишес. И Джим Моррисон. Джону Леннону повезло меньше - убили его. Но и это его не спасло от причисления к лику великомучеников и чуть ли не святых от рока. Им верят, их принимают всеръез, о них пишут книги, снимают фильмы. Их поминают к месту и не к месту. Плебс, помимо хлеба и зрелищ, требует жертв, крови кумиров, чтобы иметь своих страдающих богов, своих героев, свой пантеон. И нет уже никому никакого дела до Black Sabbath, Tiamat, My Dying Bride. Однако именно они и подобные им группы - подлинные мастера, осмелившиеся сказать, что можно думать так, видеть так, чувствовать так и это ни к чему не обязывает, что пора расстаться с потребительским "УПЛОЧЕНО", легко прочитывающемся в обиженно - презрительных сентенциях эстетов в адрес рок-музыки, именующих вышеупомянутый плебс "толпой" и "быдлом", хотя в этом отношении их и его позиции абсолютно одинаковы - и те, и другие требуют от искусства удовлетворения. Но недаром на первых страницах рок - евангелия пылает Can't Get No Satisfaction. Они не говорят о вещах - они позволяют им самим говорить за себя. Все, что остается - им и нам - незнание, одиночество на краю темноты, совсем нетрагическое, а потому наиболее трагичное. Прочее - шоу, а show, как известно, must go on. Вместе с этим понимаешь: дело не в том, чтобы играть быстро, тяжело, брать мелодической составляющей, блистать аранжировками и спец - эффектами. Большинство исполнителей, вне зависимости от того, играют они легкую музыку или тяжелую, просто или с наворотами, ближе ли они к Шенбергу или к трем аккордам, представляют из себя шоуменов, иные из которых профессиональнее, талантливее, умнее и удачливее прочих.
Поэтому, быть может, doom одержим образом духа смерти, отказа, бесплодных поисков, отчаяния сверх всякой меры? В ситуации, когда тотальная означенность культурного пространства воспринимается в качестве уже не допущения или прогноза, но факта, а Традиция - как скопище пустых форм, единственно возможный способ избежать коррозии воли и паралича духа - стать буквально никем и ничем, преодолеть оба предела отчуждения - Вещь и Я (быть никем - не одним из многих, но буквально no - one, не - одним, в отличие от one - одного). Doom - тенденция,
обратная тенденции к тотальности, массовости, профанной героике Игры, цель которой - утверждение тех же субъективных структур и смыслов.
Он прячет безмолвие - и необъяснимым образом заставляет его звучать. Крик, больной шепот, скороговорка - бесстрастное звучание одиночества, которое меньше, чем "в себе", меньше одного. Когда здравомыслие и безумие равно абсурдны и невозможны, остается лишь бормотать или кричать "слова, слова, слова". Здесь надо быть любителем и профессионалом одновременно, надо уметь всегда, при любых обстоятельствах видеть эту линию - линию бегства, линию ускользания. Эта линия - линия, где сплетаются слова, звуки и образы, безумие, которое так легко уловить в doom. Надо не только понять, но исчезнуть, раствориться в этом. Образ, уничтоженный, развоплощенный, порождающий музыку, печальнейшую на свете - бесконечную глухую тоску опустошенности, музыку душ, приговоренных к немоте; слова, рождающиеся в ее глубине, идущие из самой сути этой музыки, как бы продолжающейся в них, как если бы само безмолвие говорило, все равно оставаясь безмолвием. Doom - это наглядная демонстрация культурологической, а не социологической, проблематики рок - феномена, по сути своей - доведенная до абсурда идея сакрализации профанного, пути к истине через личный опыт, внутренний опыт - опыт аффекта.
Doom буквально - неотвратимая судьба, злой рок, приговор. История самого мрачного направления в рок - музыке восходит к творчеству знаменитой британской группы Black Sabbath. Отстраненность, деструктивный - эсхатологический или патологический - концепт, динамичная, жесткая ритм - секция, протяжные тяжелые риффы, необычайно длинные или слишком короткие композиции, в которых чередуется быстрое и медленное, тихое и громкое звучание, речитативы и инструментальные проигрышы в мало согласованных друг с другом фрагментах - вот отличительные черты предложенной ими модели музыкального театра.
Произведения Black Sabbath несли в себе идею стирания границ, преодоления необходимой дистанции, при которой эмоциональный эффект определен и предсказуем, чтобы вытолкнуть сознание за пределы понимания, самоконтроля и осмысления - в плане ли психическом, психологическом, экзистенциальном - и поместить в ситуацию, предполагающую не - отношение, переживание себя в Ином - отличном, чуждом, разрушительном Событии. Крах идеи соответствия созерцательного разума и стихии Внешнего никогда еще не выражался столь ясно, просто и незамутненно.
Причем фронт оказывается прорван не со стороны Внешнего, то есть природы, общества, власти (параноик - настоящий герой металла), но со стороны самого человека - отчужденного в своем равнодушии, слепого в своих побуждениях, захваченного силой того странного чувства одиночества, обреченности, неотвратимостипадения, которому соотвествует гностическая метафора Темного Стремления. Это особенно отчетливо проявляется в творчестве Black Sabbath восьмидесятых - девяностых (после ухода Оззи Осборна) - в таких композициях, как Heaven And Hell, Zero The Hero, Eternal Idol, Virtual Death, Shaking Off The Chains, не только заложены основы стилистики и поэтики doom, но и представлена их совершенно оригинальная разработка.
Doom как таковой, сложившийся к середине девяностых - не только самостоятельный жанр, но и тенденция к преемственности, к сохранению лучших достижений тяжелых и прочих предшественников и современников, к самоосознанию и самосохранению рока в ситуациии, когда с одной стороны - угрожающие примеры коммерциализированных проектов и салонных соло - виртуозов, а с другой - постепенное вырождение металла в "рычалово" и "долбилово" (стоит ли говорить, что происходило, да и по-прежнему происходит это на фоне засилья рэпа, современного панка и электронной музыки). My Dying Bride вдохновляются творчеством Metallica, Theatre Of Tragedy пронизан реминисценциями Paradise Lost, Anathema наследуют Pink Floyd и Black Sabbath; на последних, впрочем, открыто ссылается и более походит в мелодическом и текстуальном плане Johan Edlund из Tiamat. Сплав зачастую разнородных направлений, их необычное отражение и преображение в магическом кристалле doom'а - вот что объединяет столь непохожие друг на друга группы.
С точки зрения коммерческого успеха, популярности, они в лучшем случае - персонажи второго плана, в худшем - аутсайдеры. С точки зрения критика от "культуры" - шарлатаны. Хотя, как говорится, чья бы корова мычала... Doom - это тоска по культуре, сделавшейся недосягаемой, но и многое, многое другое; это как бы роковое узнавание себя в хаосе, бессмыслице, тоске, равнодушии, опустошенности, мысль о том, что опыт негативного представления, возможно, единственное средство преодоления отчужденности посредством ее самой, превращения ее не в объект, а субъект высказывания; что он порождает свою собственную Истину - истину мгновения, не красоту, но последнюю реальность вещей, ставших зыбким вместилищем духа перед лицом Ничто. Что привлекает внимание в композициях тех же Black Sabbath? Практически сведен на нет личный смысл, так, что обращение "Я", то есть форма первого лица, употребляется крайне редко. Они не кумиры, не шуты, не гуру. В их текстах не встретишь никакой злободневности, никаких SOS по поводу войн, политики, заката цивилизации, наркотиков, насилия, подавления свободы личности, на чем набили в свое время руку и обрели немалый авторитет Pink Floyd, U-2, Metallica, Ozzy Osbourne, Iron Maiden. Не грешат они и свойственным trash - и death - metal'у садистким сладострастием в эксплуатации эстетики макабра; чтобы понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить произведения таких групп, как Morbid Angel, Entombed, Samael. Они - те, кто они есть. Речь идет не о банальной узнаваемости, не о харизме, состоящей из слова fuck, брутального рыка и вытянутого среднего пальца. Быть значит отказываться исчезать, превращаться во что - то, становиться вещью среди множества вещей. Быть значит не иметь представление, но осуществлять собственное исчезновение, делать его Событием своей жизни, а не смерти, заявить о нем. Они, как никто другой - Актеры чистого времени, бытия и сознания как таковых, избегающих пленения Вещью и Я. Doom - репетиция смерти в жизни, но и репетиция жизни в смерти. Тотальность единого чистого времени, коллапс Я, погружение различий в хаос равновозможного, угрюмые ламентации сливаются в De Profundis, в песнь отчуждения. "Радости не смеются! Горести не плачут!" - писал Уильям Блейк в Притчах Ада. Doom - это горесть, которая не плачет, трагическое вне пафоса Искусства, обыденное, заговорившее вдруг переставшим быть условностью языком, как если бы дух трагедии стал собственным героем в глубине, осененной инстинктом смерти. Утраченное, обретенное в утрате, утрата как обретение - своеобразная диалектика doom. Аффект питается самим собой, аффект - это удовольствие как таковое, удовлетворение - в - себе. Этот новый нарциссизм самым незаметным и, тем не менее, самым радикальным образом противостоит идее благодати и причастия. Doom - не мир без Другого, но мир исчезающего Другого. Христианство, гностические веяния, оккультизм, философская традиция соединяются здесь, претерпевая причудливые метаморфозы. Музыканты, подобно средневековым алхимикам, создают своих гомункулов, получают золото, существующее, пока длится песня. Doom - идея о паталогической связи тела и языка, сознания и бессознательного. Вещей не осталось - лишь символы. Эго - медиум, растворенный во Внешнем. Отсюда Темное Стремление Black Sabbath, утонченная поэтика природных фантазмов The 3rd And The Mortal, изощренный мелодизм гимнов Ангелу грезы и высоты Anathema, инфернальные трещины и складки "муки утраты" My Dying Bride, сонмы химер Theatre Of Tragedy, солипсическое вдохновение "виртуальной смерти" Tiamat.
Аристократы от рока, эти музыканты используют аффект, сильные чувства, трагические переживания как метафору, как средство для достижения особого эффекта участия в Событии, разрушая порядок субъект - объектных отношений, мифологизируя действительность, разыгрывая абстрактные драмы. Они разворачивают перед нами особое видение - дивный новый мир как бы произвольных сущностей, ведя нас от дионисического опъянения к аполлоническому сну.
It's a deeper kind of slumber...
POENA DAMNI: черный вояж умирающей невесты
My Dying Bride, буквально - "моя умирающая невеста", начали "умирать" в июне 1990 года. У истоков формации стояли Calvin, Aaron, Andy и Rick. Музыканты долгое время пользовались только именами, не разглашая свои фамилии. По этому поводу строилось много фантастических домыслов вроде того, что My Dying Bride - некая кальвинистская (очевидно, по аналогии с именем лидер - гитариста Кэлвина), протестантская или даже православная (!) секта. Если они и не имели определенных оснований, повод к ним все же был: тексты песен были насыщены религиозной символикой, прямыми и скрытыми намеками на различные теологические аллюзии, а также фрагментами на латыни (содержащими, впрочем, изрядное количество грамматических ошибок). Эстетика группы - декаданс, концептуальную основу которого представляла "святая троица" Death - Sex - Religion - еще отчетливее проявлялась в клипах. Они изобилуют фрагментами разного рода сакральных текстов (в том числе и на старославянском), кабаллистическими знаками, распятиями, планами из Босха, Брейгеля и Микельанджело, а в "Cry Of Mankind" вокалист Аарон предстает в набедренной повязке и с терновым венцом на голове. Так или иначе, после того, как My Dying Bride получили определенную известность, утаивание фамилий утратило всякий смысл: Calvin Robertshaw, Aaron Stainthorpe, Andy Craighan и Rick Miah. Чуть позже к ним присоединились скрипач и клавишник Martin Powell и басист Ade Jackson. Выяснились со временем и прочие биографические подробности: в частности, родиной женихов "умирающей невесты" оказался скромный город Брэдфорд в Западном Йоркшире.
Любопытно, что на протяжении шести лет пребывания в составе группы за Пауэллом сохранялся статус приглашенного музыканта, хотя он был соавтором всей музыки, сочинявшейся My Dying Bride и во многом определял и формировал мелодическое credo группы; без его участия MDB приняли бы совсем иной, несомненно интересный, но вряд ли столь незаурядный вид (что в конце концов и произошло).
Музыканты с самого начала не собирались дегенерировать в рамках жанра и, подобно многим другим, коим нет числа, впрягаться в телегу шоу - бизнеса, чтобы оказаться затем в известной ситуации "шаг влево - шаг вправо". Группа сразу приступила к интенсивным репетициям и, спустя шесть месяцев, MDB обрушили на ничего не подозревающий "мир" (в конце восьмидесятых - начале девяностых он представлял из себя стандартный тяжелый электорат, медленно вырождающийся вместе со своими кумирами в сторону death-metal) demo "Towards The Sinister". Вскоре после того, как demo перерос в сингл и поступил в продажу, небольшая французская фирма Listenable выпустила следующую семидюймовку группы под названием "God Is Alone".
Сын, оставленный Отцом, человек, преданный Богом, приговоренный к страданию в земной жизни и тщетно взывающий к милосердию небес - таков центральный тематический образ ранних композиций My Dying Bride. Герой отождествляет себя с Христом, с человеческой, плотской его частью, принесенной в жертву бесчеловечному, безжизненному Господу, проклятой и отданной на муки ада. Но он все еще верит в Бога, верит Богу и в торжество Его правды, ради которой и восходит на Голгофу - "Мельницу Смерти", как именовал Мир Божий Томас Карлейль. Poena Damni, мука лишенности, оставленности Богом - это понятие, принадлежащее западнохристианской культурной традиции, становится источником вдохновения My Dying Bride, поэтики их образов, и, необычайно остро переживаясь и преломляясь в текстах, способствует выделению группы из потока black -, death-однообразия.
God Is Alone
Remove the marks, uphold the race
How the king is blind
Endowed with joy, irritable speech
Break your back to help the wrteched
Мy blood has learned what fear is
My skin itching insane
My mouth spills with excrement
Eyes burned away
My spine crooked and stamped on
Feet nailed together
Genitals savaged with broken glass
Snap my ribs for pleasure
God Is Alone
Children broke before me
Fathers kicked to death
Sad tune on jade flute
Mothers die in sex
Yawning wounds on tiny bodies
And dew falls on quivering flesh
Turn and watch the edge
Focus on satisfaction
Unbelievable self extinction
Admire cloned convictors
Will the beast fall?
Will God save us?
Этот альбом разошелся практически мгновенно и привлек внимание известной инди - компании Peaceville, без малейших колебаний заключившей контракт с группой, которая насчитывала только год со дня своего основания.
К их первому альбому, вышедшему в формате EP под названием "Symponaire Infernus et Spera Empirium", в течение малого времени добавился полноценный лонгплей "As The Flower Withers", который выдвинул группу в первые ряды DOOM - авангарда. После тура по Великобритании и небольшого турне на континенте, MDB засели в студию и не выходили от туда до тех пор, пока не записали следующий EP, занявший верхние строчки в хит параде журнала Kerrang! - "The Thrash of Naked Limbs". Во время съемок клипа к этой песне ударник группы Rick Miah повредил себе запястье, что послужило главным поводом для отмены запланированного ранее европейского турне по Европе.
В конце 1993 года MDB отправились в большое турне по Европе с программой, состоящей из новых песен с альбома "Turn Loose The Swans". Трудно сказать, был это шаг вперед или назад, но альбом получился необычный - на нем группе удалось "повенчать" лирическую мелодику и тяжелое, суховатое, размеренное звучание гитар. Специфический вокал и саунд, элементы deathmetal, запомнившиеся и полюбившиеся на "...Flower...", здесь начинают сходить на нет. Технические недоработки, некоторая несбалансированность отдельных композиций в целом практически не влияют на впечатление от альбома. После апокалиптических гравюр и погруженных в ночь и холод пейзажей "...Flower..." перед нами - красочные полотна, ускользающие образы и разрозненные темы которых сплетаются в печальные и светлые узоры, рассказывающие о гаснущей вере, призрачной надежде и обреченной любви. Среди композиций с этого альбома стоит выделить Sear Me и Crown Of Sympathy, чья неподдельная, неопошленная эмоциональность и трагическая атмосфера задали MDB концептуальные рамки на годы вперед, сделав их неповторимыми и непревзойденными образцами настоящего doom. Sear Me становится визитной карточкой группы. My Dying Bride творят новый, высокий слог doom - поэзии - строки, вобравшие в себя всю мощь последней истины саморазрушительных откровений. .
Sear Me
Pour yourself into me
Our time approaches so near, that I sigh
What danger in such an adorer?
We dance and the music dies
We carry them all away, as we glide
Through their lost eyes
You lift me above myself
With the ghostly lake of your mind
Arise from your slumber in my arms
Your beauty took the strength from me
In the meadows of Heaven we ran through the stars
Romantic in our tastes
We are without excuse
We burn in our lust
We die in our eyes and drown in our arms
Маргинальная публика группу встречала на "ура", но целый ряд неприятностей - серьезная автокатастрофа, кража всего оборудования, а также болезни, сопровождавшие My Dying Bride словно злой рок, практически свели на нет весь успех.
После этого турне группа ложится на дно и в течении года о My Dying Bride ничего не было слышно. Ходили слухи о распаде группы, о тяжелых расстройствах, в том числе и психических, здоровья ее участников, распускавшиеся анонимными "доброжелателями". Но спустя год появился очередной EP группы под названием "I am The Bloody Earth", который готовил слушателя к выходу нового opus magnus группы "The Angel and The Dark River", который появился в продаже 8 мая 1995 года. Шесть треков этого альбома увлекают слушателя в "черный вояж" по сияющему грешной славой миру My Dying Bride, миру, созданному Аароном, лидером и вокалистом группы, а заодно (как и следовало ожидать) автором всех текстов. Саунд этого альбома, насыщенный и плотный, особым образом приглушен и смазан, сглажен, риффы подобны волнам, всплескам, завораживающим линиям и складкам на волнующейся поверхности темной реки, ее черных, бессветных вод - его стиль можно определить как doom - барокко, мелодически одновременный торжественный и изысканный. Критики единодушно согласились, что "The Angel and The Dark River" - самый вызывающий альбом MDB (хотя самое вызывающее их произведение было еще впереди). В поддержку этого альбома My Dying Bride совершили очередной тур по Европе, выступив на множестве фестивалей, в числе которых и знаменитый фестиваль экстремальной музыки, проходящий на стадионе Dynamo Open Air, только вот, к сожалению, не в России, а в Голландии.
В 1995 году также выходит альбом под названием "Trinity", на котором представлены композиции с трех EP, выпущенных группой - "Symphonaire Infernus", "The Thrash Of Naked Limbs", "I Am The Bloody Earth" - плюс восьмиминутная Sexuality Of Bereavement, заставляющая вспомнить к тому времени уже безвозвратно ушедшую эпоху "The Thrash Of Naked Limbs" и "Turn Loose The Swans", а также забавный радиоремикс Crown Of Sympathy.
Это был обычный проходной альбом, выпускающийся тогда, когда группа желает взять небольшой тайм - аут и заняться концертной деятельностью. Конец года прошел в совместном турне с уже давшими трещину Iron Maiden.
Торжественно - мрачная атмосфера "The Angel and The Dark River", аранжировки с уклоном в психоделику, тексты, ставшие короче и, если не понятнее
по смыслу, то доходчивее в выражении, ознаменовали рождение новых My Dying Bride. Пронизанный христианскими мотивами эсхатологизм раннего творчества группы, солипсические психодрамы и прихотливый эго - театр "Turn Loose The Swans" остались в прошлом. Герой My Dying Bride теперь - не душа, оставленная Богом - предателем и обреченная на бесконечную муку в мире, где царят тьма и смерть; на смену нарциссическому самосозерцанию утратившей веру и погруженной в бессильный сон belle ame романтиков приходит трагическое одиночество человека, лишившегося последних иллюзий и в этом избавлении и очищении ищущего силу и возможность продолжать жить. "As I stand here now, my heart is black/I don ' t want to die a lonely man", поет Аарон. Страстное желание обрести Другого, вырваться из опустошающего плена отчуждения, движет теперь героем. Но он не способен измениться и слишком поздно понимает, что сердцем терзающей его тьмы является он сам. В своих изнурительных поисках ему встречаются лишь такие же, как он сам, потерянные, погибшие души. И наконец, он начинает стремиться к абсолютной и последней свободе - смерти.
"Черный вояж" My Dying Bride приводит нас в безрадостный мир их самого тяжелого, жесткого, режущего слух альбома - "Like Gods of The Sun". Размеренный ритм и "мерцающее" звучание уступают здесь место сводящей скулы риффовке и мощному драйву. Этим альбомом группа доказала, что ничем не уступает признанным мракобесам жанра и корифеям тяжелых риффов, таким, как Black Sabbath, Metallica, Tiamat, Paradise Lost.
Не менее ярко на "Like Gods of The Sun" проявился и лирический талант музыкантов: композиции For You и For My Fallen Angel - грусть и предчувствие невосполнимой утраты, прощальная нежность, страсть и отчаянье - как и аранжировка в целом, раскрыли с неожиданной стороны стилистические и мелодические потенции My Dying Bride, не говоря уже о блистательных текстах Аарона.
For My Fallen Angel
As I draw up my breath and silver fills my eyes
I kiss her still, for she will never rise
Through the meadows of Heaven, where we ran
Like a thief in the night, the wind blows so light
"Love's golden arrow at her should have fled,
And not death's ebon dart to strike her dead."
Отзывы слушателей и оценки критиков были крайне противоречивы, составляя широкий спектр - от полного восторга до обвинений в том, что группа выдохлась и топчется на месте. Никто, однако, не оспаривал качество звука на этом альбоме; оно улучшалось с выходом каждого нового лонгплэя, но саунд "Like Gods Of The Sun" был признан самым чистым. Следует также отметить, что на "Like Gods Of The Sun" группа изменила своей привычке реализовывать творческие идеи в развернутых, продолжительных по времени и эпических по характеру композициях (чего стоит один
только Cry Of Mankind с "The Angel...", running time которого - 12 минут 13 секунд) и создала камерные шедевры, такие как Like Gods Of The Sun, All Swept Away, It Will Come, продемонстрировавшие, что doom'у не чужд малый формат. Чтобы избавиться от косых взглядов, которые из - за гомоэротического оттенка их поэтики стали бросать на участников команды фэны и товарищи по цеху, MDB в довольно мужественном прикиде (например, Аарон облачился в потертое кожаное пальто) снимаются в клипе For You, где в кадре, пусть и не в фокусе, появлялась женщина, которая, скрестив ноги, с олимпийским спокойствием наблюдала, как в луже, где плавают шприцы, презервативы и всякая дрянь, умирает какой - то парень. Естественно, эта акция не принесла ожидаемого результата, но клип получился жестокий и эффектный.
Сразу же после выхода этого альбома My Dying Bride отправились в турне по Европе. В 1996 году их партнерами были Cathedral, а в 1997 году они поддерживали Sentenced. Также в 1997 году My Dying Bride впервые надеялись побывать за океаном в качестве поддержки DIO, однако, несмотря на то, что тур благополучно начавшийся в апреле, проходил с большим успехом, My Dying Bride оказались не в состоянии завершить его и вынуждены были отказаться от участия в нем. Причиной тому была тяжелая болезнь ударника Рика Миа, который сдал окончательно. По словам Аарона, он выматывался настолько, что участникам группы приходилось на руках нести его до номера. Помимо прочего, группу покидает Мартин Пауэлл, чтобы вскоре объявиться в Anathema опять же в качестве приглашенного музыканта. К большому сожалению всех участников MDB, группе пришлось озаботиться поисками нового ударника и на некоторое время (год) музыканты погрузилась в молчание, из которого вышли самым нетривиальным и провокационным образом за всю свою историю.
Осенью 1998 года вышел долгожданный альбом с нетипичным для My Dying Bride названием "34. 788 % ...Сomplete". Аарон недвусмысленно высказывается о причинах такого названия - это то, сколько человечество существует; следовательно, остается ему что - то около 65 процентов, после чего... Complete! Впрочем, как добавляет Аарон, идея принадлежит на этот раз не ему, а гитаристу Кэлвину, которому это якобы и привиделось в ночном кошмаре. Слава Богу, сей факт никак не отразился на качестве и содержании текстов, писал которые все же Аарон. В оформлении альбома сказалось также увлечение фронтмена My Dying Bride компьютерным дизайном, поскольку на этот раз он выступил не только как автор текстов, но и как художник. Этот альбом был посвящен памяти отца басиста группы Адриана (Эйда) Джексона - Ричарда Джексона, умершего в 1997 году, который с самого начала опекал молодых музыкантов, поддерживая их в минуты, когда, казалось, все было потеряно и не оставалось ничего другого, кроме как зачехлить гитары, которые еще не успели украсть, и отправиться работать на ближайший завод.
"34. 788...complete" резко выделяется на фоне остальных творений MDB и музыкально, и тематически. На место Рика после тщательного отбора пришел ударник из "Dominion" Bill Law. Необычный (прежде всего возросшим качеством - каждая композиция записывалась и микшировалась отдельно) саунд этого альбома, быстрые и яркие риффы, пронзительные аккустические вставки, обращение к самым разным традициям, от классического "хэви" и прогрессива до хип - хопа, делавшие его столь непохожим на тяжелое, медленное, вводящее в сумрачный транс звучание предыдущих альбомов - все это вызвало недовольство фэнов и критиков. Но возможно, именно "... Complete" стал встречей подпольного doom с альтерирующей традицией тяжелого рока вообще и вывел группу с задворок на качественно иной уровень включенности в историю рок - музыки.
Тема исследования человеческих пороков в песнях Heroin Сhic или в The Whore, The Cook and The Mother показалась многим слишком уж заезженной. Но как всегда My Dying Bride имели в виду нечто большее, чем клеймение разврата и насилия. Кстати сказать, тексты этого альбома - тема особая. Окончательно распрощавшись с романтикой и шекспировско-выспренным пафосом на "Like Gods Of The Sun", Аарон задался целью отразить обойденную им ранее вниманием современность. В результате получилась урбанистическая сага, персонажи которой - бедный безумец, сопровождаемый насмешками и издевательствами (The Stance Of Evander Cinque), опустившийся и циничный молодой человек, продающий себя (Heroin Chic), сентиментально - жестокий подручный убийцы в инфернальном мегаполисе, сам в конце концов становящийся убийцей (Apocalypse Woman), романтик-влюбленный, которого похоть превращает в развратное чудовище (Base Level Erotica). "This night, this night is hot/Hope it rains, hope it rains a lot" ... Этот альбом можно поставить в один ряд с "Paranoid" и "Dehumanizer" Black Sabbath, "Master Of Puppets" Metallica, "Icon" Paradise Lost и "Skeleton Skeletron" Tiamat, "Musique" Theatre Of Tragedy - шедеврами апокалиптического doom девяностых. Тем не менее, он был по достоинству оценен очень немногими; начались стандартные в таких случаях разговоры, что группа сдает позиции, "попсеет" вслед за своими коллегами по PEACEVILLE Anathema и Paradise Lost, которые к тому времени с головой погрузились в мелодические эксперименты и заговаривать о былом избегали (так, Ник Холмс, лидер Paradise Lost, заявил, что их прошлое было "одной большой ошибкой"; вскоре они порвали с PEACEVILLE, а их альбом 1999 года "Host" вышел на лейбле EMI и мало напоминал прежних Paradise Lost).
После выхода "34. 788...Сomplete" не последовало очередного турне. Вокруг группы, как уже было раньше, воцарилось молчание, которое было прервано в начале 1999 года известием о том, что My Dying Bride готовит новый альбом, который станет если не реабилитацией, то, по крайней мере, достойным ответом критикам. Стало известно, что в группе произошла очередная рокировка ударниками, на этот раз в состав MDB влился Shaun Steels, ранее игравший в Solstice и Anathema. Почувствовав необходимость в плотном и мрачном клавишном звучании в духе ранних композиций, таких, как Le Cerf Malade, Crown Of Sympathy, музыканты приглашают для записи пианиста Johnny Maudling'a. И наконец, в ноябре 1999 года, мир (а точнее, узкие круги поклонников классического Dark Chamber Metal в целом и My Dying Bride в частности) увидел "The Light at the End of the World". Эта была полная реабилитация; альбом звучит так, будто с My Dying Bride и не случалось "... Complete" и выглядит абсолютным последышем "Like Gods Of The Sun". Также в группе появился второй гитарист Hamish Glencross, заменивший Кэлвина, который, по словам Аарона, стал слишком уж увлекаться танцевальной музыкой. Впрочем, его гитара все равно появляется на альбоме, в третьей по счету версии Sear Me. В записи участвовал также гитарист Lee Baines. И текстуально, и музыкально группа вроде бы стала такой как прежде (то есть до "... Complete"), но все же не до конца.
Эпический размах и сумрачная атмосфера видения, умелое обращение с материалом, использование ранее наработанных приемов построения композиций, саунда, аранжировки с предыдущих альбомов создают ощущение грандиозного стилистического синтеза в создании этой "песни песней" doom, которой музыканты подводят очередной знаменательный итог в своем творчестве, на пороге нового тысячелетия. "The Light at the End of the World" - самое цельное произведение My Dying Bride и самое отстраненное одновременно: "черный вояж" привел к тому, что содержание стало абсолютной формой, глубина превратилась в абсолютную поверхность, покрытую загадочными письменами странных племен, повествованиями духов, исповедью духа. My Dying Bride создали подлинное произведение искусства.
She Is The Dark
A cruel sleep ' cross our land, all withered and dying
As they fall - the victims, they ' re dying a sad death
In our land we lay down and suffer again
A dark girl ' cross our land is pacing, is preying
And with her, a fever, a marching black fever
No eyes see. No features. Just black form, suffering
You have her sympathy, you have her tears
She tries only to take all your fears
The pain she feels when she drinks your soul
Is hers to suffer, it is her toll
Believe me, she ' s helpless when she curses your land
When she swallows light - it ' s not her hand
Poison awaits when you kiss her
Her heart cries out for you, for me
Out cold. Mankind will stay
Forevermore if she gets her way
She can ' t help it, it ' s her curse
To sing your pain in her own verse
She is the dark, the nightmares you hide
The pain you feel, the suffering inside
Though she was like you through her dark past
But now a conquerer, her choirs vast
Oh please, forgive her as mankind dies
As angels weep and Heaven cries
Дискография
Towards The Sinister Demo 1990
God Is Alone 7 ' ' 1990
Symphonaire Infernus Et Spera Empirium EP 1990
As The Flower Withers LP 1992
The Thrash Of Naked Limbs EP 1992
Turn Loose The Swans LP 1993
I Am The Bloody Earth EP 1994
The Angel And The Dark River LP 1995
Trinity 1995
The Boxet Stories 1995
Like Gods Of The Sun LP 1996
34. 788... Complete LP 1998
The Light At The End Of The World LP 1999
* Heroin Chic перекликается с "Пустошами" и вообще с творчеством Томаса Элиота, в ранних произведениях которого западная культура и цивилизация изображаются клонящимися к упадку и неизбежной катастрофе: настроения, свойственные мироощущению модерна, складывавшемуся в "бесплодное двадцатилетие" между Первой и Второй мировой. Галлюцинаторное блуждание героя по городу, монотонное, выматывающее кружение по лабиринту улиц и слов, не способных передать предельной истощенности, опустошенности - та же "Рапсодия ветреной ночи". Но если у Элиота катастрофа и упадок - знамения будущего преображения, возрождения культуры, то здесь человек не способен вырваться из порочного круга существования, отвернуться от древа яда, приносящего отравленные плоды распада и самоуничтожения - он вновь и вновь идет к нему, протягивает к ним свою руку.
ANATHEMA: ангел высоты и грезы
Появление новой рок - группы, и не где - нибудь, а на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а еще точнее, в Ливерпуле - событие, само по себе вряд ли способное завладеть чьим - то вниманием, если только речь не идет о The Beatles. Хотя пройдет время и под словами "ливерпульская четверка" в конце девяностых будут иметь в виду именно этих ребят, а не их легендарных предшественников.
Предшественников, впрочем, исключительно с точки зрения временной последовательности; в любом другом отношении у битлов и Anathema только и общего, что малая родина. Тем не менее, когда молодые ливерпульцы заставили о себе говорить, у поклонников и просто любопытствующих из числа потенциальных и реальных летописцев эпохи неорока возник естественный интерес по поводу самых разнообразных деталей босоногого детства их кумиров. Стали, как обычно, осведомляться о подробностях. Где, когда, кто, что, зачем. Причина, как обычно, самая что ни на есть стандартная: собрались пятеро парней и решили поиграть, но
не по принципу "украл - выпил - сел", то есть, потусоваться да и разбежаться. Практически все молодежные группы рождаются на свет одинаковым образом и на первых порах своего существования им сопутствуют одни и те же, до бесконечности банальные обстоятельства: отсутствие средств, отсутствие постоянной базы, чехарда с составом, весьма неопределенные творческие планы и перспективы... Но в данном случае обыденный характер образования лишь подчеркивает лица несхожие черты, особенное видение своего места и своей стези, несомненную, пускай не сразу проявившуюся, музыкальную одаренность неофитов. Упадок металлической сцены, уход от внешнего пафоса "кошмаров и фантазий" восьмидесятых, их космических амбиций, поворот к эстетике самоощущения, к преодолению условных границ и расширению культурного горизонта - все это симптомы медленно, но верно складывавшегося на заре девяностых феномена, известного как Doom. И Anathema принимают непосредственное участие в разработке этого плодотворного направления.
Итак, группа Anathema возникла из небытия миллионов частных жизней в центральном районе Ливерпуля летом 1990 года в качестве квинтета. Его составляли два брата Каванаг - Винсент и Дэниел (соответственно ритм - и лидер - гитарист), басист Дункан Паттерсон, ударник Джон Дуглас и вокалист/автор текстов Даррен Уайт. Мелодический облик ансамбля формировался в основном усилиями Дэнни и Дункана, Уайт исполнял свои сумрачные, сновидческие тексты в классической death - манере. В целом, однако, trash и death затронули их в гораздо меньшей степени, чем My Dying Bride, Tiamat, Paradise Lost или Amorphis, ранние работы которых, по крайней мере, музыкально, не выходят за рамки этого стиля (особняком здесь стоит Theatre Of Tragedy, чей дебютный альбом представляет собой великолепный образчик уже зрелого Doom). Назвались они Pagan Angel, "Языческий Ангел" - забегая вперед, скажем, что образ и тема ангела, раз обозначившись, пронизывает все творчество группы - и ориентировались на незатейливый, сухой и жесткий Heavy Metal, что совсем неудивительно для молодой, радикально настроенной команды. Однако довольно скоро группа обнаружила вкус к претенциозному, торжественно - выспренному звучанию Doom Metal, в их варианте отмеченному самыми разнообразными влияниями. В ноябре того же года музыканты заявились на местную студию, чтобы записать свой первый demo "An Iliad of Woes", в полной мере продемонстрировавший склонность музыкантов к поэтизации депрессивноного, подавленного состояния психики.
Одновременно с выходом этого demo в январе 1991 года музыканты переименовываются в Anathema. Поначалу группа выступала на разогреве у Bolt Thrower и Paradise Lost, однако их мастерство и популярность все росла, и очень быстро они стали известны не только небольшому числу фанатов в их родном городе - слухи об Anathema пересекли Ла-Манш и достигли Европы, которой британская группа приглянулась. После нескольких месяцев подобных концертов и усиленных репетиций Anathema вновь посетили ту же местную студию; в результате был выпущен
второй, ставший легендарным, demo "All Faith Is Lost". Вышедший в июле 1991 года, этот альбом обратил на себя внимание критиков и удостоился места в лучшей семерке demo. Позже он был выпущен швейцарской фирмой Witchunt Records под названием "They Die" и разошелся с похвальной скоростью, принеся группе еще большую известность.
They Die
All tears restrained for years
Their grief is confined
It destroys my mind
An ode to their plight is this dirge
Some yearn for lugubrious silence
Serenity in the image of coffins
Shall life renew these bodies of a truth?
All death will he annul, all woes assuage?
Fill the void veins of life again with youth
And wash them with an immortal water, age
They die
После выхода этой записи группу заметила знаменитая PEACEVILLE RECORDS; на принадлежащей этому лейблу Academy Studios Anathema пишут следующую свою композицию Lovelorn Rhapsody, которая вошла в сборник инди - проектов этой фирмы с символичным названием Volume 4, обнародованный в октябре 1992. Акция оказалась столь успешной, что PEACEVILLE предложил Anathema контракт на четыре альбома, первый из которых под названием "The Crestfallen EP" вышел в ноябре того же года. В него вошли композиции Crestfallen, ...And I Lust For Death, Sweet Suffering, Everwake, а также вышеупомянутая They Die. В поддержку этого альбома Anathema выступала на правах headliner ' a у тогдашних американских знаменитостей Cannibal Corpse, хотя "живьем" выглядела едва ли не лучше, чем те. И фэны и критики сошлись во мнении, что Anathema умеет давать концерты и на уровне владения собственным материалом, а главное, непопсовой эмоциональности своих выступлений способна оставить позади и признанных идолов рока.
После этого группа засела в студию для записи своего первого лонгплея "Serenades", который вышел в феврале 1993. Продюсером был Hammy, небезызвестный в кругах doom metal. Он же работал над "The Crestfallen EP". С легкой руки более - менее профессиональных критиков Anathema заняли второе место в хит - параде журнала Kerrang!, а "Serenades" был признан лучшим альбомом месяца по итогам опроса читателей журнала METAL HAMMER. Клип Sweet Tears пробился на MTV и это видео часто появлялось в эфире; более того, на MTV "Serenades" тоже был назван лучшим альбомом месяца. За Anathema наряду с Paradise Lost и My Dying Bride закрепляется статус "тяжелой артилерии" PEACEVILLE. Группа заняла достойное место среди коллег по жанру и соседей по лейблу. Вместе с My Dying Bride и At The Gates они пускаются в большое турне по Соединенному Королевству, посещают ряд европейских фестивалей. Anathema становятся одной из сильнейших современных британских групп.
Завершив свой первый полновесный европейский тур в январе 1994, музыканты сразу же вернулись в студию, чтобы к маю выдать на гора миниальбом (ЕР) "Pentecost III". Pentecost в переводе с английского - Пятидесятница, церковный праздник, посвященный сошествию Духа Святого на апостолов, после чего они чудесным образом обрели дар говорить на других языках и отправились проповедовать истинную веру язычникам на все четыре стороны света. Альбом получился во всех отношениях неожиданный; саунд смягчился, стал отчетливее, качественнее.
Поразительное своей удачностью сочетание столь разных, казалось бы, диаметрально противоположных приемов - heavy metal и психоделика, Black Sabbath и Iron Maiden с одной стороны, Pink Floyd с другой, размеренный ритм, бесподобная работа клавишных, протяжные волшебные соло, будто плывущие на недосягаемой высоте над необозримостью погружженных в вечернюю грусть равнин - все это производило мистический эффект сна наяву, грезы, странствия в метафизических просторах. Содержание было соотвествующее - необычные для индивидуалистически настроенных Anathema импровизации на религиозные темы (Mine Is Yours), экзистенциальный страх смерти (Memento Mori), апокалиптическая фантазия о закате цивилизации и приходе новых племен, свободных от ее болезней и комплексов (We The Gods). Название композиции The Kingdom, в которой герой приглашает нас к созерцанию своего воображаемого мира, явно подразумевает "Царство Божие".
Однако подлинным гимном и чуть ли не манифестом doom можно считать недлинную песню с длинным и чудным названием Mine Is Yours To Drown In (Ours Is The New Tribe), как бы продолжающую и развивающую идеи The Kingdom, которые окончательно реализуются в We The Gods.
Mine Is Yours
Be smothered in life - listen
The written word will devour you
And burn your mind
I am burning your mind
I am entering your soul
My promice to love and caress you
Mirrors destiny and breathes the universe
Before tomb
Taste me, let the angels ' wings
Close and shield you
I bleed for you
In the shadows and the recesses
You ' ll find dark
Yearn (me)
From the dark all is revealed
Light sheds through
Bleed with me - we will share
Light and dark together and more
Дар речи, звучащего, а не написанного, живого, а не мертвого, слова, подобен божественному откровению и благословению, он делает нас людьми, духами, богами - we the people, we the spirits, we the gods. Этот альбом был с восторгом встречен поклонниками и критиками, мгновенно уловившими чувство размаха и свободы, с которым группа наконец - то реализовала давно уже назревавшую склонность к мелодичному dark metal. Годом раньше покидают обитель death и соратники Anathema по PEACEVILLE Paradise Lost и My Dying Bride. Теперь пришел черед ливерпульцев.
С "Pentecost III" Anathema исколесили не только туманный Альбион, но побывали в США, Бразилии, Польше, Румынии и даже в Молдавии с сольными концертами или выступая на многочисленных фестивалях. Программы, специализирующиеся на освещении ситуации в тяжелой музыке, считали за честь уделить им некоторое время из своего эфира. Группа была на высоте, но все же еще далеко от положения неоспоримой и значимой величины в мире рока, которое принесут ей последующие альбомы и неустанное самосовершенствование. Вообще с момента появления "Pentecost III" и вплоть до последнего на сегодняшний день шедевра Anathema "Judgement" невозможно отделаться от впечатления постоянного роста, непрерывного поступательного движения, кажущейся временами просто фантастической прогрессии. Создается ощущение, что каждый новый альбом Anathema - это еще лучше, еще выше, еще глубже, чем раньше.
Разумеется, следует помнить, что похожее ощущение было в семидесятые у поклонников Black Sabbath, а в восьмидесятые - у фэнов Metallica. И тем не менее, из крупнокалиберной тройки PEACEVILLE Anathema - не только самый мелодичный, но и самый стабильный проект. Именно эта стабильность, отсутствие внешнего лоска и ауры грандиозности, в дальнейшем часто вызывала раздражение критиков. Доходило до нелепых обвинений во вторичности, в подражании Paradise Lost и My Dying Bride. Достаточно послушать хотя бы ранние записи Anathema, чтобы впасть в недоумение и спросить себя, кто, собственно, вторичен или подражателен. Все три группы были и остаются совершенно самостоятельными в творчестве при естественном наличии параллелей.
Итак, разобравшись со своим насыщенным гастрольным расписанием, Anathema в который раз закрыли за собой двери Academy Studios, имея в виду очередной лонгплей; на дворе 1995 год. Однако группу неожиданно покидает один из ее основателей, вокалист и автор текстов Даррен Уайт. Делать нечего - Винсент Каванаг, помимо ритм - гитары, берет на себя вокал (проявляя к нему весьма посредственные способности), а концептуальную составляющую определяет басист Дункан Паттерсон. Меланхолия, плавно соскальзывающая в "ночь души", наваждения одинокого сознания и, желанная награда, узорная завеса аполлонического сна, нисходящего на истерзанную утратами мысль - все это с лихвой искупало недостатки вокала. Наряду с "Like Gods Of The Sun" My Dying Bride и "Imaginations From The Other Side" Blind Guardian творение Anathema - сильнейшее в неороке девяностых раскрытиие тем пессимизма, отчуждения разочарования, утраты иллюзий.
A Dying Wish
I bear the seed of ruin
A golden age turned to stone
Elysium - to dust
For this, a tragic journey
A vision of a dying embrace
Scattered earth
Where Echonia wept
I sank into the silent desert
Fallen am I, in the solitude
Of a broken promice I cried
My empyrean is a scar
From the memory of her beautiful life
Forever was her name
Fullfillment lost in a lifetime of regret
Ornate peace would cover me
As I die now for one last wish
Удачный последыш "Pentecost III", "The Silent Enigma", вышедший 23 октября 1995 года, обозначил собой перелом, водораздел между прежней Anathema, угрюмо хрипевшими - пилившими на разогреве у второсортных американских групп, и нынешней, испускающей мертвенно - белое сияние гибельных зарниц лирического солипсизма на все чернеющем небе мира. Anathema четко дали понять, что времена бесшабашных парней из Ливерпуля прошли: те повзрослели и поняли, что все не так просто и для того, чтобы стать чем - то, сказать что - то, недостаточно простого
рычания и неистового дерганья струн. И смысл не в том, чтобы начать играть, пробиться любой ценой пусть в самый захудалый чарт или хит - парад; смысл в том, чтобы продолжать играть, когда удовлетворение от первого успеха, ранняя популярность перестают тешить самолюбие; смысл в том, чтобы не пойти на поводу у сотен мелких бесов, не потерять себя. И они не потеряли себя.
В ту пору Anathema - шквал противоречивых тенденций. Генеральная линия, проводимая Паттерсоном - курс на сближение энергичного прогрессива с психоделической традицией, идущей от Pink Floyd. Это была странная смесь брутального напора и эфемерной тоски, мимолетной цельности и пугающей прострации. Но Anathema привнесли в эту смесь что - то свое, какую - то особую чистоту, ощущение чего - то превосходящего - хрупкий, болезненный свет уже брезжит в ярящемся хаосе звуков "The Silent Enigma", предвещая рождение из него танцующей звезды. Смутную надежду, зыбкий просвет в дымной мгле одиночества отражает и оформление альбома. Поиск идеального образа, попытка передать двойную загадку - загадку безмолвия и содержащейся в нем Энигмы - вложить в музыкальную шкатулку философский камень, магический кристалл, создать абсолютную поверхность, лишенную глубины: в этом направлении и движутся Anathema.
Следствием такого рода творческой стратегии стал следующий альбом группы, "Eternity", вышедший в конце 1996 года. Музыканты приступили к работе над ним в июне, на студии FON в графстве Sheffield, но затем прервались, мотивировав это тем, что они были не "в духе". Возможно, на их настроение повлияло место расположения студии; так или иначе, не найдя общего языка с genius locus ' ом, Anathema покидают ее и завершают работу над альбомом уже в Уэльсе, на студии The Windigs. Продюссером на этот раз был не менее известный Tony Platt. Погружение (или восхождение - альбом заканчивается инструментальной композицией Ascension) продолжалось. Атмосфера альбома - тотальный эскейпизм, последнее прости - прощай непривлекательной действительности. Начальные буквы слов Destiny, Infinity, Eternity (Предназначение, Бесконечность, Вечность), произносящиеся под монотонный бас - аккомпанемент на Eternity Part 2, складываются в DIE - "умирать" или даже "умри". Танцы теней, странствие погруженной в грезы души по стране самой себя производит тяжелое, сильное, но (в отличие от My Dying Bride) не упадочное или извращенное впечатление. Завораживающий женский вокал Michelle из Dominion, изящные аккустические вставки,, изобилие клавишных и речево фрагмент, декламируемый Винни (кавер Pink Floyd ' овской Hope) сплетаются в феерическую звукопись. Тексты, пронизанные экзистенциальными мотивами, перекликаются со строками Альбера Камю из "Постороннего": "В ночи, полной загадочных звуков и звезд, я чувствовал, как мир раскрывается навстречу мне в своем тихом равнодушии. Он такой же, как я, он брат мне..."
Suicide Veil
A sacrifice in the flight of dawn
The beauty of twisted reality
In my heart, in my dreams
A sacrifice for freedom
Alone, in the grace of the dark
The pains of a failed generation
I longed for the death of the sun
Another glorious revelation
Destiny ' s plan for ruin
I danced with the shadows
In tranquil chaos
I lay naked in the rain
An interception of light
A disturbing memory
This suicide veil I wear in shame
"Eternity" был встречен чуть ли не как шедевр. Но он не отличался чистотой звука, в связи с чем возникало ощущение избыточности чересчур объемного благодаря клавишным саунда. Несмотря на то, что ночь сменилась днем, тьма - светом, чувствовалось, что группа по - прежнему пребывает в хаосе, порожденном "The Silent Enigma" и грозящем поглотить их новорожденную звезду; теперь это были не брутальные риффы и декадентский настрой, а вырвавшийся на волю мелодизм, но смысл от этого не менялся - стремление к чистоте не есть еще сама чистота и мечта о гармонической целостности пока не осуществлена. На возвышенный настрой фэнов эти сложные соображения мало влияли. Победное шествие Anathema по городам и весям омрачается уходом ударника Джона Дугласа, игравшего в группе со дня ее основания. В это же время аналогичную потерю переживают My Dying Bride. Увы - на
долю ударника в роке выпадают, как правило, самые большие нагрузки. А пока, взяв на борт Шона Стилса и Мартина Пауэлла из My Dying Bride в качестве клавишника, музыканты объявляют о намеченном на начало 1998 года выпуске их следующего альбома. Ждать его, однако, пришлось до самого июля.
Что на этот раз? - спросит любопытствующий читатель, справедливо чуя подвох. И не ошибется. "Alternative 4" нельзя, конечно, назвать неудачей, но замешательство, с которым он был встречен, не так легко списать на то, что группа - де ушла в заоблачные выси и ее просто перестали понимать. Это было произведение чисто формального, экспериментального характера. Автором шести (включая заглавную) из десяти композиций был Паттерсон. Его стилистические импровизации придавали альбому весьма пестрый колорит, но в сочетании с близкой к совершенству технической стороной аранжировки они выглядели бесформенно. Изысканные составляющие никак не могли сложиться в картину. Казалось, музыка Anathema мечется из крайности в крайность; если "Eternity" -громоздкое изобилие звучаний, то "Alternative 4" - культ стерильного саунда, слишком "доведенного", чтобы задеть за живое (нечто похожее приключилось с Black Sabbath на альбоме "Technical Ecstasy"). Трех песен Дэнни и одной - Винсента было недостаточно для создания гармоничного баланса. Даже замечательный, обретший себя вокал Винсента был не в состоянии придать живость и единство этому холодному, бессвязному альбому. Тексты Паттерсона, как отмечали многочисленные критики, стали абстрактнее и выспреннее. Взять, к примеру, Shroud Of False, которой открывается "Alternative 4" - we are just a moment in time/a blink of an eye/a dream for the blind/visions from a dying brain/I hope you don ' t understand...
И все же мастерство Anathema брало свое. О такой "неудаче" посредственностям оставалось только мечтать. 1998 был годом экспериментов для корифеев doom - My Dying Bride выпустили "34, 788... Complete", Theatre Of Tragedy - "Aegis". Anathema разродились менее удачным, но все равно выдающимся творением. Его единство не метафорически, а буквально было единством распадающейся формы и рушащегося смысла, застывшей, отчужденной красоты и ускользающего здравомыслия - покой в падении, безразличный вызов.
ALTERNATIVE 4
It ' s killing you, you ' re killing me
I ' m clinging on to my sanity
All I need is a short - term remedy
Come and hide me from this terrible reality
Dreaded memories flood back to me
Still a willful thought behind these cold psychotic eyes
Now I tread the path so differently
I opened my mind and darkened my entire life
I ' ll dance with the angels to celebrate the holocaust
And far beyond my far - gone pride
Is knowing that we ' ll soon be gone
Knowing that I ' ll soon be gone
Anathema, как никто другой, пережили удивительное приключение - они испытали триумф, оказавшийся поражением, взошли на вершину и поняли, что они в тупике. Их чудесный ангел высоты и грезы был все той же, мифологизированной и поэтизированной, Судьбой, от которой они хотели убежать словами и аккордами и которой они все эти годы признавались в любви с отчаяньем и страстью обреченного. I won ' t reproach myself this time/a condemned man, granted a sweet reprieve... Так или иначе, известие о том, что Дункан Паттерсон покидает группу с целью заняться сольным проектом, никого особенно не удивило. Он мотивировал это пошатнувшимся здоровьем и тем, что реализация его собственных идей и музыкальных интересов вошла в противоречие с задачами, стоящими перед Anathema и у него нет другого выбора, кроме как оставить группу и полностью сосредоточиться на своем материале. Anathema, во всяком случае, будто и не заметили его ухода. Временным басистом становится Дэйв Пибес, управляющий их фэн - клубом. Ударник Шон Стилс тоже уходит, чтобы вскоре появиться в составе My Dying Bride. Его - вернее, свое - место занимает вернувшийся из продолжительного отпуска Джон Дуглас. С этими свежими силами они, практически без перерыва, в 1999 году выпускают лучший на сегодняшний день альбом из выходивших под маркой Anathema - "Judgement".
Tee - Ah - Maat: Эта статья была представлена авторами в журнал "Ровесник", где, после беспощадной урезки, и была напечатана (довольно давно, кстати, но все это до сих пор вполне актуально - и не надо мне говорить, что уже вышли A Fine Day to Exit и The Dreadful Hours). Я рад опубликовать здесь полный вариант статьи о своей любимой музыке. Думаю, авторы не обидятся... хотя, по хорошему, надо было у них спросить, не будет ли кто против... ну да ладно.
Назад >>
|