Мультимедиа технологии

Программа специального курса и описания лабораторных работ

Учебное пособие

Нижний Новгород

2000

Программа специального курса "Мультимедиа технологии"

  1. Цели и задачи курса
    1. Цель преподавания курса
    2. Программа курса составлена на основании требований Государственного стандарта к уровню подготовки инженера по специальности 071900 "Информационные системы". Курс является составной частью блока специальных дисциплин и преподается в 9 семестре. Курс "Мультимедиа технология" включает в себя: понятие мультимедиа технологии; средства мультимедиа технологии; этапы и технология создания продуктов мультимедиа технологии; конструирование программных средств мультимедиа технологии; конфигурация технических средств мультимедиа технологии; реализация статических и динамических процессов на мультимедиа средствах.

    3. Задачи изучения курса

Специалист, специализирующийся в области информатики должен:

 

    1. Особенности преподавания дисциплины

Курс "Мультимедиа технология" опирается на материал курса "Интерфейс информационных систем" и углубленное рассмотрение вопросов разработки пользовательского интерфейса.

При изучении курса предполагается знание учебного материала курса "Архитектура информационных систем" и позволяющего разработку любого мультимедиа продукта рассматривается с точки разработки информационной системы. Студенты должны иметь представление о возможностях, которыми обладает аппаратура машин и е программное обеспечение. Студенты должны знать о возможности наращивания технических средств компьютера и подключении к машине устройств ввода информации (видео и аудиомагнитофонов, цифровых камер, сканеров) и демонстрационной техники (мониторов, телевизоров, мультимедийных проекторов).

В курсе используются основные понятия алгоритмизации, теория графов, дискретной математики, понятия функций и математической логики.

  1. Содержание курса
  1. Понятие мультимедиа технологии.
    1. Основные принципы и возможности.
    2. Средства мультимедиа технологии.
    3. Сфера применения.
    4. Классы систем мультимедиа.
    5. Основные типы мультимедиа продуктов.
  2. Основные понятия мультимедиа.
    1. Три составляющих мультимедиа
    2. Понятия аудиоряда, видеоряда, текстового потока.
    3. Понятие сценария, категорий сценария.
      1. Сцена
      2. Среда
      3. Сюжет,
      4. Ситуация,
      5. Мизансцена.
    4. Размерности сцен в мультимедиа продуктах.
    5. Определение поля,
      1. Виды полей
      2. Характеристики полей
        1. Рамка (бордюр, художественный орнамент, псевдообъемность, образное выделение, без рамки - погружение в сцену)
        2. Фон (прозрачный, заливка, обои)
        3. Размер (постоянный, переменный)
        4. Форма (прямоугольная, произвольная)
        5. Заголовок
        6. Отличие от окна
    6. Определение дистанции демонстрации
      1. Интерактивная
      2. Лекционная
      3. Рекламная
    7. Компьютерная презентация
      1. Типы презентаций
      2. Способ демонстрации
  1. Текстовая информация (информационные ресурсы).
    1. Использование текста.
    2. Гипертекст.
    3. Потоки текстовой информации.
    4. Шрифт
      1. Историческое развитие шрифта
      2. Классификация шрифтов
        1. Шрифты с засечками
        2. Шрифты без засечек
        3. Декоративные
        4. Рукописные
        5. Моноширинные
      3. Элементы шрифта
        1. Гарнитура
        2. Начертание
        3. Кегль
        4. Насыщенность
        5. Ориентация
      4. Подбор шрифтов
      5. Параметры подбора
    5. "Раскраска" текста
      1. Цвет
      2. Квазиобъ мность
      3. Динамический текст
      4. Анимация текста
    6. Синхронизация текстовых потоков
      1. Совмещение в общий поток (последовательный способ)
      2. Параллельный способ
      3. Идентификация потоков
  2. Графика. Статичная графика.
    1. Цветоведение
      1. Физические основы цвета
        1. Свойства света
        2. Определение цвета
        3. Хроматические и ахроматические цвета
        4. Цветовые модели
          1. Аддитивные
          2. Субтрактивные
          3. Перцепционные
      2. Физиологические основы цвета
        1. Строение сетчатки глаза
        2. Объективные характеристики восприятия цвета
      3. Психологические основы цвета
        1. Ассоциативное восприятие цвета
        2. Гармоническое восприятие цвета
        3. Типы гармоник
    2. Тип графики
      1. Векторная графика.
        1. Примитивы
        2. Характеристики
        3. Заливка контура
        4. Преобразования
        5. Редактирование
        6. Сложные составные объекты
        7. Инструментальные системы обработки
      2. Растровая графика
        1. Пиксель
        2. Разрешение
        3. Глубина цвета
        4. Преобразования
        5. Прозрачность фона (альфа канал)
        6. Послойное структурирование
        7. Редактирование
        8. Инструментальные системы обработки
      3. Фрактальная графика
      4. Компьютерная (программная) графика
    3. Интегрированное использование разных типов
    4. Форматы графических файлов.
    5. Автоматизированный ввод изображений
      1. Сканирование
      2. Цифровое фото
      3. Выделение изображения из видеоряда
      4. Захват изображения с экрана монитора
    6. Последующая обработка (фильтрация)
    7. Калибровка устройств
  3. Графика. Динамические графические объекты.
    1. Анимация.
      1. Принципы и методы анимации
      2. Способы реализации
      3. 2D и 3D анимации,
      4. Технология создания.
      5. Форматы анимационных файлов.
    2. Видео.
      1. Использование.
      2. Видеостандарты
        1. Трансляции
        2. Записи (хранения)
      3. Системы видеомонтажа
        1. Линейный
        2. Нелинейный
      4. Видеовоспроизведение.
      5. Интеграция компьютеров и телевидения
      6. Различие между компьютерным и телевизионным видео
      7. Сжатия видеоизображений.
        1. Обычное, симметричное, асимметричное
        2. Без потери качества, с потерей качества
        3. Покадровое, потоковое
        4. Методы сжатия
        5. JPEG
        6. MPEG
        7. AVI
        8. QuickTime
      8. Форматы записи видеоданных.
    3. Характеристики динамического объекта
      1. Продолжительность
      2. Частота кадров
      3. Размер
    4. Сценарий динамического объекта
      1. Линиализация сценария
      2. Параллельный монтаж
      3. Ассоциативный монтаж
  4. Звук.
    1. Основные понятия звука
      1. интенсивность,
      2. уровень звукового давления,
      3. уровень громкости,
      4. типы звуковых волн,
      5. реверберация
    2. Два вида звука
      1. Цифровой звук
        1. Свойства
        2. Частота квантования
        3. Размер кванта
        4. Преобразования
        5. Редактирование
      2. MIDI-звук
        1. Свойства
        2. Форма представления звука
        3. Преобразования
        4. Редактирование
    3. Форматы звуковых файлов
    4. Преимущества и недостатки цифрового звука и MIDI-звука
    5. Рекомендации по использованию в мультимедиа
  5. Динамическое развитие сцены
    1. Задача синхронизации
    2. Описание сцены
      1. Объ мность сцены
      2. Фон и неактивные элементы
        1. Характеристики
      3. Активные элементы
        1. Характеристики
        2. Свойства
      4. Интерактивное развитие сцены - реакции на воздейстия человека
    3. Свойства активных элементов
      1. местоположение и размер, но уже с учетом времени, т.е. траектория движения,
      2. форма и раскраска, изменяющиеся во времени определяют динамический объект.
      3. структура,
      4. временные показатели время начала "жизни" (активизации) и продолжительность "жизни" (интервал существования).
  6. Навигация в мультимедиа продуктах
    1. Способы организации управления
      1. Операторный
      2. Меню
      3. Горячие клавиши
      4. Макрокоманды
      5. Кнопки
      6. Переключатели
      7. Выбор из списка
      8. Форма
      9. Ключевые слова
      10. Гипертест
      11. Активнае изображеничя (иконки)
      12. ГИС-технология (map-технология)
      13. Гипермедиа
    2. Классификация меню
      1. По форме
      2. По появлению
      3. По местоположению
      4. По состояния
      5. По архитектуре
    3. Устройства управления
      1. Клавиатура
      2. Мышь
      3. Дигитайзер
      4. Инфракрасная мышь
      5. 3х-мерная мышь
      6. Сканер
      7. Видеокамера
      8. Микрофон
    4. Формы управления
      1. Графическая
      2. Звуковая
      3. Интеллектуальная
    5. Форма проявления (реакции)
    6. Форма подсказки
      1. Баллонная графика
      2. Зона в стандартном месте
      3. Звуковая подсказка
      4. Графическая подсказка
  7. Интерактивное развитие сценария
    1. Навигационная карта
    2. Две задачи
      1. Пользователя
      2. Проектировщика
    3. Два подхода к моделированию сценария графами
      1. Географическом (граф соответствует структуре моделируемого объекта)
        1. Линейный
        2. Линейный с вариациями
        3. Иерархический
        4. Сетевой
      2. Состоятельном (граф соответствует процессам, т.е. изменению состояний объекта)
        1. Локальные сценарии (автоматная модель)
        2. Сети Петри
    4. Сюжетная линия как путь на графе
    5. Способы выстраивания сюжетной линии
      1. "Жесткий" (линейный без вариаций)
      2. С вариациями
      3. Свободный с "завлекалочками"
      4. Контекстно-зависимый (настраиваемый на пройденный путь)
  8. Этапы и технология создания мультимедиа продуктов.
    1. Планирование.
    2. Разработка и создание мультимедиа проекта.
    3. Тестирование и поставка проекта.
  9. Конструирование программных средств мультимедиа технологии.
    1. Реализация статических процессов на мультимедиа средствах
    2. Реализация динамических процессов на мультимедиа средствах.
  10. Конфигурация технических средств мультимедиа.
  11. Распределенные мультимедиа системы
  12. Технология проведения мультимедиа презентаций.

 

Программа лабораторного практикума на ЭВМ

Лабораторная работа 1

Тема: Презентация со сценарием

Задача:

Составить сценарий презентации, выбрать стиль презентации; выполнить построение диаграмм

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны освоить лекционную форму представления презентации, раскадрировку литературного текста, выбор материала для видеоряда, составления сценария с учетом синхронизации с голосом лектора.
  2. Студенты должны правильно пользоваться деловой графикой, выбирать нужный тип диаграмм.
  3. Учитывать дистанцию лекционной формы проведения презентации.

Лабораторная работа 2

Тема: Текстовая информация. Шрифт.

Задачи:

Выполнить экранную "визитку", содержащую кроме стандартного набора атрибутов (ФИО, организацию, должность, адрес) краткую информацию о себе (30 слов о своих интересах).

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны расставить нужные акценты в информации, выделив главное и второстепенное.
  2. Грамотно подобрать соответствующие гарнитуры шрифтов для выделений. Рекомендуется использовать не более трех гарнитур.
  3. Разрабатывая композицию расположения текстовой информации, постараться сделать ее целостной.

Лабораторная работа 3

Тема: Графика. Подбор цветов. Создание гармоничных композиций из нескольких полей, заданных цветом.

Задача:

Расположить на одном слайде несколько текстовых фрагментов несвязанной информации в полях разного цвета.

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны подобрать цветовую композицию так, чтобы связать цветовым решением разнородную информацию.
  2. Выбор нюансной или контрастной гармонии должен быть обоснован студентом.

Лабораторная работа 4

Тема: Растровая графика. Создание композиции из нескольких изображений.

Задача:

Подготовить в Adobe Photoshop макет страницы о факультете ВМК, взяв за образец страницу Интернет-центра. Но, в отличие от образца, страница должна содержать информационное поле с информацией, выбранной из предъявленного списка.

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны разработать графическое решение пользовательского интерфейса, содержащего поле заголовка "Название факультета", логотип, блок управления (меню), информационное поле.
  2. Найти объединяющее композиционное решение.
  3. Используя многослойную структуру изображения создать несколько вариантов заполнения информационного поля - моделирование выбора из меню.

Лабораторная работа 5

Тема: Динамические графические объекты. Анимация.

Задача:

Построить анимационный ролик из 20-30 кадров, задав механическое перемещение векторного объекта в первой части ролика и относительное движение, т.е. перемещение фона, во второй части ролика.

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны придумать сценарий ролика.
  2. Траектория движения объекта должна быть выбрана так, чтобы движение было плавным.
  3. Обратить внимание на то, что при относительном движении фон должен быть статичным.

Лабораторная работа 6

Тема: Динамические графические объекты. Видео. Линейный монтаж

Задача:

По готовому образцу из предложенных фрагментов смонтировать ФИЛЬМ (КЛИП).

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны проанализировать образец, выделить в нем мизансцены, и найти соответствующие куски в предложенных фрагментах.
  2. Используя в нужных местах "шторки" соединить все куски в единый фильм.
  3. Обратить внимание на правильный выбор масштаба временной шкалы.
  4. Для получения анимационного эффекта воспользоваться возможностью задания движения по экрану (траектория, вращение, масштабирование) для включаемых объектов.

Лабораторная работа 7

Тема: Динамические графические объекты. Видео. Нелинейный монтаж

Задачи:

Из предложенных фрагментов смонтировать ФИЛЬМ (КЛИП), погружая выделенный объект одного фрагмента в среду другого фрагмента.

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны методом "блуждающей маски" выделить активный элемент одного из фрагментов (Смонтировать клип, в котором активный элемент отсечен от фона).
  2. Методом наложения с указанием прозрачности смонтировать результирующий ФИЛЬМ.

Лабораторная работа 8

Тема: Звук.

Задача:

Запись звука, микширование с предложенным звуковым фрагментом. Совмещение с видеорядом.

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны записать звук с микрофона.
  2. Микшируя звук голоса нужно выделить, понизив уровень звукового фона.
  3. Составить видеоряд.

Лабораторная работа 9

Тема: Интерактивное развитие сценария

Задача:

Из предложенных объектов составить три сцены, соответствующие трем состояниям, и задействовать систему управления, позволяющую из любого состояния (сцены) переходит в любое состояние (сцену).

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны расставить нужные элементы на сцене и задействовать реакции на указание мышкой любого элемента пульта управления (кнопки).
  2. Сцены занимают разные фреймы и переход указывает на фрейм начала нужной сцены.

Лабораторная работа 10

Тема: Скрипты для динамического развития сцены

Задача:

Составить скрипт взаимодействия активного элемента с местоположением указателя мыши на предложенной сцене.

Методические указания к теме:

  1. Студенты должны составить скрипт вычисляющий местоположение активного элемента от местоположения мыши.

 

Описание лабораторных работ

 

Лабораторная работа 1.

Подготовить презентацию со сценарием - доклад перед аудиторией 7-10чел. с использованием слайдов, демонстрируемых на мониторе.

Составить сценарий презентации, выбрать стиль презентации; выполнить построение диаграмм

Исходный материал - статья (текст находится в файле DEL.DOC, а диаграммы показаны на рисунках в файлах D_1.JPG, D_2.GIF, D_3.JPG, D_4.JPG и D_5.JPG).

Работа должна содержать презентацию, выполненную в Power Point'е, и сценарий по форме, приведенной в приложении 1 (рекомендуется выполнять в Excel'е).

REZULT.PPT содержит образец выполнения работы, выполненной одним из конкурсантов на олимпиаде 1998 года. Из работы можно воспользоваться данными из диаграмм, т.е. скопировать диаграмму, а затем изменить е вид.

Приложение 1.

Сценарий презентации

N кадра

(слайда)

Голос за кадром

Примечания

(действия лектора)

В графе "Голос за кадром" пишется ВЕСЬ текст, который нужно сказать при показе конкретного слайда.

В графе "Примечания" указывается те действия, которые должен выполнить лектор при выступлении во время показа данного слайда: