Российские торговые площадки выполняют в основном информацинные функции, некоторые - поддерживают простейшие процессы заказа и общения менеджеров контрагентов в процессе размещения и выполнения заказа. О реальной автоматизации этих процессов речи пока идти не может -интернет-решение не с чем состыковывать. В России нужны механизмы интеграции торговой системы с наиболее популярными бухгалтерскими и складскими программными продуктами. Для реализации серьезных В2В- проектов нужно реализовать мощный инструмент ERP-систем в структурах компаний -участников электронных деловых взаимоднйствий. До тех пор, пока автоматизация бизнес-процессов (создание и внедрение корпоративных информационных и ERP систем) не достигнет определенного критического уровня, серьезной отдачи от электронной коммерции ожидать не стоит.
Тем не менее, по данным обзора компании "I.B. Partners" "Российский рынок
B2B: теория и практика, технологии, участники рынка, тенденции и прогнозы"(www.cnews.ru/b2b/)менее
чем за год(2001) число торгово-информационных ресурсов В2В в Рунете удвоилось
и достигло 105. Ожидается, что в России оборот рынка В2В к 2004 году достигнет
объема в 5-20 миллиардов долларов.
Перспективным направлением в секторе В2В, по мнению исследователей из "I.B.
Partners", является предоставление услуг по аренде приложений. По их прогнозам,
к 2004 году российский рынок услуг ASP вырастет до 120 миллионов долларов. По
оценкам обозревателей, 2001 год стал для России переломным в развитии межфирменного
взаимодействия через Интернет. Отчет, подготовленный экспертами "I.B. Partners",
содержит обзор российских поставщиков решений B2B, а также обзор существующих
в Рунете торговых площадок.
Из других фактов, выявленных в ходе исследования:
Доклад Комиссии ООН по торговле и развитию (UNС-ТАD) "Электронная коммерция и развитие-2002" особо отмечает появление большого числа электронных торговых площадок в России.
B2B-площадки //июль 2002 www.oborot.ru
B2B-площадки.
Часть 1 - Основные понятия
B2B-площадки.
Часть 2 – Познакомимся поближе
B2B-площадки.
Часть 3 – Проблема платежей
B2B-площадки.
Часть 4 – Тенденции и практика
Рынок В2В в России "
www.b2b.ibs.ru
Информационно-аналитический обзор "Российский рынок В2В" (Ноябрь 2001
года )www.cnews.ru/b2b/
Рынок B2B -итоги 2001г. www.cnews.ru/2001/b2b/
Проблемы реализации проектов B2B в России, или Семь барьеров для электронного
бизнеса // 16.04.2001
www.B2B.IBS.RU
Классификаторы в электронных торговых площадках. www.B2B.IBS.RU Каждый месяц в России появляется несколько электронных торговых площадок, каждая из которых использует собственную систему классификации и каталогизации. В государственной программе "Электронная Россия" также немалая роль отводится электронному бизнесу, в том числе реализации сделок купли-продажи через Интернет-площадки. В связи с этим встает вопрос о создании классификатора, который будет применяться в них. Для того чтобы в дальнейшем избежать проблем при интеграции этих площадок и подключении к ним новых продавцов и покупателей, требуется в достаточно быстрые сроки разработать единый российский классификатор товаров и услуг для применения в электронной торговле. Создание такого классификатора позволит унифицировать представление информации в каталогах и облегчить вхождение в электронный бизнес новых предприятий и компаний.
Представление информации о товарах в электронной форме. www.intel.ru
Электронный рынок производственной продукции открывает новые возможности для
оптимизации цепочки поставок. Однако чтобы добиться успеха в этой отрасли, поставщикам
придется разработать жизнеспособный способ представления информации о товарах
разных участников рынка в электронном виде. В то же время в полной мере должны
учитываться интересы потребителя этой информации.
Необходимо рассмотреть, классифицировать, описать и проиндексировать десятки
тысяч разнообразных товаров, предлагаемых сотнями компаний. Собрав информацию
о рынке, представленную в различных подборках и разными способами, ее надо перевести
на общедоступный язык, так чтобы покупатель мог быстро найти необходимые данные.
Одновременно на электронном рынке должна сохраняться возможность поиска уникальной
информации по конкретному производителю или товару. В настоящем докладе проанализированы
два подхода, которые могут помочь участникам электронного рынка в создании информационных
ресурсов, ориентированных на потребителя.
Для успешного развития B2B-коммерции необходимы надежнык электронные технологии платежей. Внедрение электронных платежей сдерживалось и сдерживается целым рядом причин технологического и юридического характера. Принятие Закона "Об ЭЦП" сыграло свою позитивную роль, однако, как известно, фактически ничего не изменило на рынке по причине отсутствия подзаконных актов, которые бы могли обеспечить исполнение положение Закона. В то же время для внедрения систем электронных расчетов на В2В площадках не существует никаких препятствий с точки зрения действующего законодательства. Для В2В расчетов в онлайне в России можно использовать:
В октябре 2002г. Впервые на российском рынке страхования Промышленно-страховая компания(ПСК) предложила комплексную программу страхования сделок на электронных торговых площадках. Программа включает в себя страхование как имущественных рисков при транспортировке товаров (страхование грузов), так и финансовых рисков (страхование убытков от предпринимательской деятельности). Для страхования используется финансовая система "НИК-Пэй Расчеты".
В мае 2001г. The Boston Consulting Group представила
исследование, часть которого посвящена анализу российского В2В-рынка Исследование
называется "Традиционные компании перехватывают инициативу, ускоряя развитие
электронной коммерции B2B в Европе" (Incumbents Take the Initiative: Harnessing
the Power of Business-to-Business E-Commerce in Europe). Оно показало, что В2В
в России находится на ранней стадии развития. Было обнаружено более 50 действующих
и анонсированных электронных торговых площадок, большинство которых созданы
в металлургии и отраслях ТЭК. Однако не более трети площадок способны структурировать
хотя бы часть сделки, и текущий объем транзакций на подавляющем большинстве
платформ незначителен. Сегодня лишь немногие российские компании четко
понимают, какая модель электронного бизнеса наиболее им подходит. Несмотря на
отставание, ожидается, что объем электронных сделок будет расти более чем на
100% в год и достигнет 22,3 млрд. евро к 2004 году,
www.mags.ru
www.e-commerce.ru
Тем не менне в России уже достаточно хорошо зарекомендовали себя площадки
на рынках вычислительной техники и электроники, фармацевтической продукции,
тяжелой промышленности.
Список площадок B2B www.business2business.ru
iTenders.ru - многоотраслевая площадка. Услуги по проведению конкурсных закупок или тендеров, |
Sibtorg.ru - многоотраслевая региональная площадка |
МenatepSpb.com - Менатеп СПб. Многоотраслевая площадка созданная для клиентов банка. банки Менатеп СПб предлагают расчетные услуги для участников площадки. |
Factura.ru www.factura.ru
многоотраслевая площадка Поиск и заказ товаров покупателем. Возможность "встречного поиска", когда покупатель публикует список требуемых товаров, а поставщики связываются с ним. Согласование условий сделки в режиме онлайн(не требуется ни телефон, ни факс, ни личная встреча). Архивирование историй заказов и переговоров. Отслеживание статуса исполнения заказа, контроль хода сделки на любом этапе. Возможность создания закрытых систем со специальными условиями обслуживания с наиболее важными покупателями. Система легко интегрируется во все основные учетные системы предприятий. Оплата традиционным способом за наличный или безналичный расчет, при помощи мультибанковской системы Фактура.ру. Faktura.ru предлагает банкам возможность расширить число своих услуг путем подключения к процессинговому центру электронных документов Faktura.ru. Система Faktura.ru имеет собственный Удостоверяющего центр (в соответствии с Законом "Об ЭЦП"). В системе предоставляется широкий спектр электронных сервисов (классический интернет-банкинг для корпоративных и розничных клиентов, выдача электронных цифровых сертификатов, организация защищенного внутрикорпоративного электронного документооборота, выставление/получение электронных счетов, агрегирование финансовой информации, создание корпоративных торговых площадок, web-представительств и др). |
Электроэнергетика www.B2B-energo.ru -РАО ЕЭС намерено с 2004 г. покупать все товары и услуги на электронных торгах. Основной объем продукции и услуг предполагается покупать через площадку "B2B-energo". По оценкам экспертов, переход на такую систему позволит снизить расходы на организацию закупок на 50%, а их цену √ на 5√30 %. TZS Elektra - отраслевая электронная площадка |
Нефть Химия |
Металл |
Связь и телекоммуникации |
Лес Деревообработка |
Строительство Транспорт |
Сельское хозяйство |
Снабжение |
Медицина www.kurortmag.ru - Санаторно-курортное лечение |
Продукты питания |
Компьютеры и ИТ eMatrix.ru www.ematrix.ru Торговая площадка для продажи/покупки компьютерной техники. Участвовать могут только компании, профессионально занимающиеся продажей компьютерной техники и оборудования: дистрибьюторы, дилеры, системные интеграторы, др. фирмы, закупающие оборудование для поставки клиентам. В eMatrix.ru включена база данных компьютерных товаров. Информационная система Pricematrix.ru предоставляет информацию о текущем состоянии российского рынка высоких технологий и предназначена для розничных покупателей. Возможность подключения к системе «НИК-Пэй Расчеты», позволяющей проводить платежи между участниками торгов непосредственно на самой площадке через Интернет. СисТЭК www.systek.ru Система торговли электронными компонентами |
GRIN.RU www.Grin.ru - Глобальная российская информационная сеть. Межотраслевая(горизонтальная)площадка для закупок вспомогательных товаров: горюче-смазочные материалы, офисное оборудование, неспециализированные виды техники и др. |
╚МИС╩-Межрегиональная информационная система
www.misinfo.ru
Сектора экономики - сырье и материалы - продукция производственно-технического назначения - потребительские товары - продукция сельского хозяйства - производственные услуги Пользователи - юридические лица любой формы собственности. Предприятие заполняет анкету, указывая вид своей деятельности и номенклатуру выпускаемой продукции с помощью встроенного "Международного классификатора товаров и услуг". Пользователь отправляет в систему предложения о покупке/продаже товаров и услуг, бартерных операциях или размещении производственных заказов. Предложение в течение суток становится доступным заинтересоаванным партнерам. Возможность "встречного предложения" со стороны партнера. Система позволяет обсудить условия сделки и заключить договор непосредственно в системе. Правовая основа сделок 28 глава ГК РФ о заключении договоров в режиме оферта-акцепт. Принятыми пользователями соглашениями договор, заключенный в системе имеет такую же юридическую силу, как и подписанный на бумажном носителе. |
Business.ru
www.business.ru Торговая площадка для различных видов сделок Традиционный аукцион - продажа товара по максимально высокой цене. Голландский аукцион - продажа одной большой партии нескольким покупателям. Аукционы на повышение и понижение. Продажи по фиксированным ценам. |
UNIVERSAL PARTNER www.universalpartner.ru Универсальный портал. Обслуживание бизнес-коммуникаций малого и среднего бизнеса Китая и России: заказы по поиску партнеров, организации бизнес-встреч, переговоров, презентаций для российских и китайских предприятий, заинтересованных в двустороннем сотрудничестве. Клиентам системы доступны сервисы: электронный каталог товаров, корпоративный веб-сайт и корпоративная торговая система. Поддержка в системе русского, английского и китайского языков. Сервисы портала представляют собой решения, построенные на ASP- технологиях. |
Закрытые или частные (private) решения класса B2B, связанные с крупным поставщиком
являются перспективными в настоящее время. Сложившийся вокруг крупного поставщика
достаточно стабильный круг клиентов (дистрибьютер-дилеры) располагает к упрощению,
автоматизации рутинных процессов, постоянно осущесталяемых в оффлайне. Здесь
имеется:
- прямой, хорошо просчитываемый эффект,
- высокий уровень доверия контраегентов друг к другу,
- работают специфические формы финансового и товарного кредитования,
- алгоритм поведения сторон при совершении сделок постоянен.
Создание собственной торговой площадки имеет высокую стоимость и длительный
процесс внедрения. Поставщику также приходится решать вопросы интеграции с сервисными
системами, предлагающими услуги логистики, доставки, страховки, торгового финансирования
и инспекции грузов. В то же время собственное B2B решение дает возможность осуществить
глубокую интеграцию с внутренними системами автоматизации поставщика. Дает владельцу
площадки независимость бизнеса от сторонней организации.
В России очень много дистрибуторов уже имеют В2В системы для работы со своими
дилерами. Экспресс-опрос редакции CRN/RE(март 2003) по электронной почте 200
региональных компаний √ дилеров ИТ-рынка показал:
- все респонденты используют в своей работе с дистрибуторами электронных В2В-системы;
- 70 % респондентов считают В2В-системы удобным интерфейсом взаимодействия между
дилером и дистрибутором;
- а 38 % заявили, что такие системы позволяют упростить документооборот;
- половина опрошенных компаний вполне удовлетворены функциональностью систем;
- респонденты, указавшие недостатки систем, отметили отсутствие унифицированной
системы документооборота (40 %), отсутствие подробного описания оборудования
(20 %) и отсутствие индивидуального подхода к каждому дилеру (14 %).
RSI Dealers Network - http://b2b.rsi.ru/ Торговая сеть для дилеров компании RSI - компьютерное и сетевое оборудование. RSI входит в ═группу компаний R-Style. |
ДИЛАЙН www.dealine.ru Электронная торговая система - сбытовая площадка для дилеров компании Dealine - компьютерное и сетевое оборудование. Dealine входит в ═группу компаний IBS. |
Источники информации |
---|
Федор Баско «B2B в России: проблемы и перспективы» журнал "eCommerce World" ╧ 3 2001г. |
Даниил Рыбаков «Emetex.ru - опыт создания информационно-торговой системы» журнал "eCommerce World" ╧ 3 2001г. |
Николай Рыбаков «Системы электронной коммерции B2B в металлургии» журнал "ИнфоБизнес" ╧ 10 2001г. |