ERP (Enterprise Resource Planning)- системы планирования ресурсов предприятия или системы управления предприятием

Выгоды, которые может дать грамотное внедрение и эксплуатация ERP: лучший контроль затрат, более высокое качество обслуживания клиентов, меньший уровень товарных запасов. Один из самых важных результатов внедрения ERP-системы √ возможность правильного и детального расчета себестоимости продукции (контроллинг). Благодаря точной классификации затрат можно проанализировать, какие виды товаров, направления бизнеса прибыльны, а какие приносят убытки, и в итоге значительно улучшить показатели деятельности компании.

Даже сейчас большая часть ERP и CRM-систем (системы заимоотношениями с клиентам) никак не завязаны на Глобальную сеть – только на локальные сети компаний. Но в последние несколько лет эволюция ERP привела к тому, что они превратились в часть интранета (внутреннего портала) предприятия, став доступными каждому менеджеру.  
Крупные международные предприятия завязаны на Глобальную сеть и продолжают наращивать объемы инвестиций в ERP-системы, управление цепочками поставок (SCM) и управление взаимоотношениями с клиентами (CRM). Для обеспечения эффективности приложения должны постоянно находиться в тесном взаимодействии, обмениваясь текущей информацией. Таким образом, общая производительность системы зависит от пропускной способности, надежности и доступности сетевой инфраструктуры. Компания Infonet Services Corporation, провайдер глобальной международной связи провела анализ сетей и сделала вывод: при интенсивном обмене информацией между несколькими бизнес-приложениями (транзакции класса А2А) в ходе автоматической обработки того или иного события, транзакции способны, в условиях продолжающегося роста количества систем автоматизации бизнес-процессов, приводить к перегрузкам глобальных международных сетей.

Необходимо четко разделять ERP-системы для крупного, среднего и═малого бизнеса. Проекты на═крупных предприятиях очень сложны и═масштабны, с═помощью таких систем можно решить огромное количество задач. На═этом рынке ERP-системы российских разработчиков пока не═могут составить достойной конкуренции западным.
Российские системы для среднего бизнеса гораздо более конкурентоспособны. Однако основная проблема состоит в═ том, что отечественные разработки в═большинстве своем не═позволяют управлять ресурсами предприятия. Они ориентированы, прежде всего, на═оперативный учет финансов, в═то время как основная задача западных ERP-систем═≈═планирование и═контроль исполнения плана. Поэтому российские системы могут конкурировать с═западными в═том случае, если заказчик не═может четко сформулировать задачи, для решения которых выбирается система, либо смешивает задачу управления и═задачу учета. При таком подходе в═лучшем случае начинается длительный процесс поэтапной автоматизации предприятия.
Что касается малого бизнеса, то на═этом рынке востребованы в═основном системы, обеспечивающие автоматизацию какой-то одной составляющей бизнеса (бухгалтерия, склад и═т. п.). Российские специалисты довольно успешно создают подобные продукты, и═они успешно могут конкурировать с═западными разработками(Геннадий Чибисов, генеральный директор ЗАО═╚Компания R-Style╩).

На западе автоматизация основных бизнес-процессов и═внедрение ERP-систем уже практически завершены и═акцент переместился в═сторону клиентоориентированных технологий. В═последние год-два резко возрос интерес пользователей ERP-систем к═программам категории CRM, SCM, HRM. В═условиях═повышенной конкуренции для процветания необходимы четкий и═оперативный учет, грамотно построенная логистика, эффективные аналитические инструменты.
Специфика сегодняшней России такова, что заказчики еще не соревнуются в сокращении расходов и, следовательно, в приобретении высокотехнологичного ПО. Россия пока не достигла насыщенности аппаратным обеспечением хотя бы на 80 %, но это должно произойти через несколько лет, и тогда заказчики начнут оснащаться ERP и CRM -системами.
Российский рынок информационных технологий повторяет западную картину с═опозданием на═несколько лет. Первыми занялись своей комплексной информатизацией предприятия с═иностранным капиталом или мощной государственной поддержкой. Вопросы, связанные с═автоматизацией своего бизнеса в═настоящее время каким-то образом решили всего 5-10% российских предприятий. Есть целые отрасли, которые активную автоматизацию еще не═начинали. Но сегодня любая попытка привлечь западные инвестиции наталкивается на═необходимость прозрачности бизнес-процессов, которая невозможна без автоматизации. Росту российского ERP-рынка препятствует отсутствие на═предприятиях квалифицированных ИТ-сотрудников, которые могли бы поддерживать информационные системы.

www.erpforum.ru - Проблемы выбора и внедрения ERP-систем, их достоинства и недостатки, аспекты стратегического планирования и управления

http://interface.mfg.ru -сайт, посвященный ERP-системе MFG/PRO. В разделе "Аналитика" собраны материалы о рейтингах различных ERP-систем, статьи, посвященные методологии внедрения систем управления предприятием, ИТ и бизнес √ консалтингу, оценке эффективности проектов автоматизации.

Некоторые особенности внедрения ERP систем на российских предприятиях. www.pg-group.nm.ru

Бизнес-приложения: осторожные прогнозы   // 06.02.2003 http://b2b.ibs.ru Традиционно рынок корпоративных приложений делится пять-шесть подгрупп:
- ERP,
- CRM,
- SCM,
- средства управления документами и контентом,
- аналитические приложения и datawarehouse,
- а также интеграционное ПО.
Анализ происходящих процессов показывает, что эти категории корпоративного ПО постепенно начнут исчезать.
По мнению одних   экспертов, "мы движемся к рынку, на котором корпоративные приложения будут требовать меньше модификации и предлагать   больше "готовых" функций". По мнению других,   будущее - это гибкие компонентные бизнес-приложения, которые будут небольшими и смогут быстро разрабатываться, позволяя интегрировать различные корпоративные приложения.

Даешь ERP без заплаток! //07.03.2003 http://b2b.ibs.ru Транснациональным корпорациям следует задуматься об использовании ERP-решений второго уровня(глобально интегрированная двухуровневая стратегия), если они хотят увидеть реальный выигрыш от затрат и усовершенствованные системы уже через месяцы, а не через годы, Корпорации, которые изначально прибегли к одноуровневой стратегии в отношении ERP-решений, так и не внедрили решение "на все случаи жизни".

ERP: иметь или не иметь┘www.setevoi.ru ╧6.2002 Полномасштабное внедрение готовой интегрированной системы класса ERP оправдано в условиях стабильной компании с устоявшейся организационной структурой и сложившимися бизнес-процессами. Если же компания находится в стадии организационного строительства, ее бизнес-цели меняются и существенная часть бизнес-процессов должна быть создана заново. Такое решение, снимая часть проблем, ведет к возникновению целого ряда новых. Именно поэтому большинство внедрений ╚тяжелых╩ ERP-систем покрывает не все области производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а лишь наиболее формализованные из них, которые регулируются действующим законодательством и связаны с формированием фискальной или корпоративной отчетности. К таким областям относятся бухгалтерский учет, управление кадрами, расчет зарплаты и некоторые другие. Следует отметить, что никакая интегрированная система не покрывает даже в перспективе всех потребностей компании, тем более -- специфических потребностей, связанных с особенностями ее бизнеса.

Эпоха информации Сетевой, ╧ 4, 2002 год
Тенденция к изменению бизнес-процессов возникла несколько лет назад, когда произошел сдвиг в производстве (продукцию начали производить не для складов, а под заказ), поскольку розничные продавцы и производители стремились избавиться от лишних складских операций. Независимо от точки зрения, все соглашаются, что значительные изменения в бизнес-процессах в любом случае неотвратимы. Сегодня новые и новые бизнес-процессы протягивают свои щупальца из одного предприятия в недра другого. И все они основаны на информации. ERP-системы основаны на годах исследований и ориентированы на работу с традиционными процессами. ERP-системы отлично подходят для обработки транзакций с привлечением гигантских объемов данных, но они с трудом преобразуют эти данные в информацию, пригодную═для использования партнерами и клиентами. Наследником ERP Gartner назвал подход ERP II, именуемый еще collaborative ERP. ERP II нацелена именно на облегчение взаимодействия компаний с внешними приложениями. Идея состоит в расширении архитектуры централизованных приложений для активной работы с внешними партнерами,
Другой подход: предлагается за отправную точку взять технологии совместной работы, уже реализованные во время бума электронного бизнеса, и разрабатывать информационную систему на их основе. При таком подходе центром архитектуры информационной системы становятся именно каналы взаимодействия с партнерами, а не сбор и обработка внутренних данных, которая отходит на второй план.
Речь идет о том, какая информация важнее для бизнеса═√ внутренняя информация о ресурсах или та, которую мы получаем от клиентов и поставщиков? От чего зависит успех?
Технологии, построенные на приложениях, уходящие корнями в бухгалтерию и процессную обработку, плохо подходят для перемещения данных. Их "логический поток" должен быть заранее запрограммирован, поэтому они медленные и негибкие. Технологии, основанные на информации, справляются с задачами взаимодействия различных предприятий гораздо успешнее. Например, IP-технологии делают это много лучше. Они основаны на протоколах и сообщениях, свободны от ограничений больших приложений, предназначенных для других целей. Они просто перемещают данные, не больше и не меньше.
ERP и прочие крупные приложения становятся слишком неповоротливыми, для того чтобы работать в современной бизнес-среде. В то время как традиционные средства интеграции корпоративных приложений (EAI) могут помочь организациям связать свои приложения и создать более гармоничную инфраструктуру интеграции данных, работающую с разными приложениями, им не удается достичь значительной интеграции приложений там, где это особенно нужно, а именно по всей цепочке взаимоотношений с партнерами. Проще говоря, структуры EAI слишком медленно реагируют и слишком медленно интегрируются при регулярном использовании.

Проекты внедрения ERP-систем. Как избежать ошибок. Опыт выполнения реальных проектов группы компаний TopS BI //ноябрь 2002г. http://e-commerce.ru в TopS BI открыты 3 ERP-практики: Oracle, SAP, BAAN. Но, несмотря на особенности каждого из этих решений, принципы внедрения систем, равно как и источники ошибок во многом схожи.

Внедрение SAP R/3 на Оскольском электрометаллургическом комбинате // 29.11.2002 www.cnews.ru
- Внедрение SAP R/3 на═Оскольском электрометаллургическом комбинате
- Внедрение SAP R/3═в═компании ╚Эльдорадо╩
- О компании SAP AG

Информационные технологии "на вес" //октябрь 2002г. http://e-commerce.ru
По оценкам компании McKinsey, на типовом предприятии примерно 15-20% компьютерных проектов можно спокойно свернуть, поскольку они никак не влияют на общее благосостояние компании. Еще 25% проектов соответствуют поставленным целям лишь отчасти, следовательно, нет смысла реализовывать их полностью. Поэтому, утверждают в McKinsey, среднестатистическое предприятие вполне может безболезненно сократить свои затраты на ИТ на 30% за два-три года лишь благодаря пересмотру портфеля проектов и объединению систем. Однако не просчитав предполагаемый эффект от различных ИТ-нововведений, сделать это невозможно.
Условно инструменты для количественной и качественной оценки эффективности ИТ-проектов можно разделить на три категории, в каждой из которых насчитывается не менее десятка различных вариантов:
  • традиционные финансовые методики, наибольшей известностью среди них пользуются методы оценки возврата инвестиций (Return on Investment, ROI), совокупной стоимости владения (Total Host of Ownership, TCO), а также экономической добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA);
  • инструменты качественного анализа, они позволяют оценить не только явные (количественные), но и неявные факторы эффективности ИТ-проектов и увязать их с общей стратегией предприятия. В этом случае применяются так называемые системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard);
  • вероятностные подходы.
  • Для всесторонней оценки потенциальных выгод затрат на ИТ-проект эксперты рекомендуют комбинировать несколько методик. Но, безусловно, выбор методики зависит и от величины и специфики проекта √ ведь информационные проекты компаний индивидуальны.
    Даже для проектов, нацеленных на развитие бизнеса, существуют эмпирические индикаторы: по оценкам компании Accenture, в России, где стоимость капитала в среднем составляет 20% годовых в валюте, проект, который не начинает приносить существенной отдачи в течение трех лет, скорее всего, не окупится никогда.

    Управление обработкой заказов и складскими запасами в корпорации Intel. www.intel.ru Организация доступа клиентов к внутренней системе управления ресурсами (Enterprise Resource Planning, ERP) Вашего предприятия поможет создать эффективную цепочку поставок. Сстатья рассказывает о том, как корпорация Intel сумела достичь этой цели в самом начале переноса своего бизнеса в Интернет.

    Oracle объявляет войну сложным решениям, или "Коробочка" от Oracle. 26.09.2001   В качестве основных постулатов "науки побеждать" Oracle выдвигает две идеи: во-первых, объединить   разрозненную по разным департаментам и филиалам информацию в   единую, легко управляемую базу данных; во-вторых -   заменить набор разнородных программных продуктов от различных компаний-производителей полным интегрированным   комплексом приложений от одного поставщика (читай: от Oracle. - B2B.IBS.RU). http://b2b.ibs.ru

    Интервью с управляющим директоров SAP СНГ Марко   Буркхардтом. 03.10.2001  http://b2b.ibs.ru "Сегодня основное, на чем предприятия могут   получить реальную выгоду, - это интеграция подразделений   между собой. Мы движемся в направлении внедрения   решений В2В на российском рынке, но я почувствовал, что   предприятия сейчас не готовы тратить на это деньги. С другой   стороны, с точки зрения технологии мы предоставляем   каждому клиенту решение для работы в Интернете, которое   позволяет делать все: от интеграции, финансового учета   внутри компании до обработки бизнес-процессов через   Интернет".

     

    На начало