Законодательство

В Государственной Думе существует Межфракционное депутатское объединение (МДО) "Электронная Россия".

10 января 2002г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон . "Об электронной цифровой подписи". Другие законопроекты: ╚Об электронном документе╩, ╚Об электронной торговле╩, ╚О предоставлении электронных и═финансовых услуг╩ и═др. к которым закон об ЭЦП, в принципе, должен являться лишь техническим дополнением, пока не приняты.

США легализовал цифровые подписи еще в 2000г. Европейский Союз легализовал цифровые подписи в июле 2001г. А за год до этого 8 июня 2000 г. (ЕС) принял постановление (EU directive) об электронной коммерции. Основные положения директивы призваны обеспечить максимальную защиту прав потребителей электронных услуг. Документ устанавливает необходимый минимум информации, которая должна быть предоставлена потребителям (сюда включаются данные о самом товаре или услуге, информация о скидках и особенностях, связанных с оформлением заказов), а также определяет меру юридической ответственности предприятий электронной коммерции в случае нарушения указанных положений. Государства, входящие в ЕС, должны были привести в соответствие с данным нормативным документом акты национальных законодательств к 17 января 2002 . Пять европейских государств Австрия, Финляндия, Германия, Ирландия и Люксембург уложились в сроки. Большинство государств из "проштрафившейся" десятки заявляют о намерениях завершить процесс внедрения постановления к лету текущего года.
Россия не входит в Европейский Союз (ЕС) Тем не менее в декабре 2001г. ей удалось заручиться поддержкой ЕС в продвижении электронной коммерции .ЕС предложила России существенную финансовую помощь. По замыслу ЕС, е-коммерция в России должна быть тесно связана с "единым европейским экономическим пространством".
На Всемирном Интернет-саммите в Вирджинии в марте 2001г.отмечено, что ощущается острая необходимость в реформировании существующих правовых структур в целях содействия прохождению информационных и коммерческих потоков через федеральные и государственные границы, однако осуществить такую реформу на практике будет довольно сложно.
Защита интересов сторон при трансграничной сделке превышает возможности одного государства. Для единообразного обеспечения их защиты необходимо принять наднациональное законодательство, что предполагает участие государств в некоем едином соглашении, регулирующем электронную торговлю в международном информационном пространстве. Для ведения электронной торговли В2С создается международный кодекс, компании, принявшие этот "неписаный" закон электронного бизнеса, будут обязаны придерживаться определенного набора правил при обслуживании иностранных клиентов и при разрешении спорных вопросов.
Но пока попытки сделать в═интернете серьезный бизнес натыкаются на═непроработанность законодательства во═всех странах. Сегодня интернет═≈ это мощный инструмент бизнеса, а═бизнес требует регламентации в═той или иной степени.

Тексты основных законодательных актов и постановлений, касающихся деятельности в Интернете www.netoscope.ru/docs/
Российское законодательство и Интернет B2B.IBS.RU
Сайты, где обсуждаются проекты регулирования деятельности в Интернет.
www.RussianLaw.net - Сайт "Право и═Интернет╩.
www.Libertarium.ru
www.vic.spb.ru
www.copyright.ru - Авторское право. Интеллектуальная собственность.
Сайты нормативных актов:
www.garant.ru


На Северо-Западном Интернет-Форуме в Санкт-Петербурге(февраль 2003) было отмечено, что различные законодательные базы препятствуют интеграции российских интернет-проектов, и═особенно электронной коммерции, в═мировое сообщество. Так, если отечественный интернет-магазин имеет обращение к═покупателям на английском языке═≈ представители США и═других стран могут предъявлять претензии согласно своему законодательству, требовать наличия соответствующей лицензии и═т.п.


Вверх

Характерные для Интернета специальные юридические проблемы:


В═сфере ИТ отсутствуют сильные лоббистские группы, заинтересованные в═быстром продвижении законопроектов через законодательные инстанции. В═иных сферах бизнеса такие группы уже давно сложились. Кроме того, ╚предмет правового регулирования═≈═ деятельность в═области ИКТ═≈═требует от═законодателя представлений об═особенностях организации бизнеса, связанного с═использованием информационных технологий и═сети Интернет, о═технической стороне процесса обмена электронными данными, о═специфической внутрицеховой терминологии и═проблематике и═т.д., которыми они в═своем большинстве не═обладают. Эта сфера остается для депутатов чужой.
Большая роль в═решении вопросов государственного регулирования сектора ИКТ отводится Федеральной целевой программе ╚Электронная Россия (2002═≈═2010═гг.)╩, в═рамках которой, как прогнозировалось, через Государственную Думу РФ должны будут пройти около 50═нормативно-правовых актов федерального уровня.


Итоги 2002. Право и═интернет: 4═направления законодательной инициативы // http://cnews.ru/2002/
1. Наиболее обширно и═относится к═регулированию отношений, связанных с═использованием и═созданием объектов интеллектуальной собственности.
2. Связано с═развитием законодательства о═связи.
3. Направление законодательной инициативы связано с═регулированием электронного документооборота в═различных сферах общественной жизни
4. Направление законотворческой инициативы, касающейся сферы ИКТ и═интернета. Здесь можно условно объединить специальные сферы регулирования, не═имеющие никакого прямого отношения к═ИКТ и═интернету, а═также узкоспециальные проекты законов, регулирующие создание и═использование информационных ресурсов и═систем.
Российская законодательная база по-прежнему отстает от═современного уровня развития информационных технологий в═стране. Отсутствует системный подход в═принятии нормативных актов в═области ИКТ. Отсутствует единая понятийная юридическая база═≈═каждый новый законодательный проект предлагает все новую и═новую терминологию, тем самым добавляя лишь путаницу в═трактовку законодательных инициатив.


Вверх

Российскому законодательству в сфере ИКТ необходима стратегия


ПРОЕКТ Концепции правового регулирования применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации(выдержки) www.egovernment.ru - январь 2003

Проект подготовили Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и ГУ "Высшая школа экономики" (победитель конкурса в рамках ФЦП "Электронная Россия на 2002√2010 годы" на тему "Разработка концепции российского законодательства в сфере развития ИКТ-сектора"). Концепция направлена на═решение главной проблемы российского законодательства в═области ИКТ═≈═его бессистемности. Проблемы существующего законодательства о═применении ИКТ заключаются не═в═том, что его нет, а═в═том, что оно несистемно, отрывочно и═не согласовано между собой. Задачей Концепции является систематизация мер государственного регулирования в═секторе ИКТ. Концепция призвана зафиксировать единые принципы законодательного регулирования ИКТ, в которых определяются приоритеты правового регулирования, обозначаются проблемы и предлагаются пути их решения.

Раздел "СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИКТ В РОССИИ. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ"

Развитие электронной коммерции в РФ требует решения вопросов, касающихся
1) заключения сделок в сети;
2) исполнения денежных обязательств в сети;
3) соблюдения прав покупателей;
4) способов разрешения конфликтов;
Заключение сделок с использованием электронных средств и аналогов собственноручной подписи в настоящий момент практически невозможно из-за отсутствия нормативного механизма использования таких средств. Гражданское законодательство содержит только отсылочные нормы, которые должны быть восполнены отдельными законами или иными правовыми актам. Однако такие акты до сих пор не приняты. Федеральный закон, устанавливающий порядок использования ЭЦП фактически не действует в силу отсутствия нормативных актов, раскрывающих механизм действия системы удостоверяющих центров. Кроме того, устанавливаемый данным законом порядок использования ЭЦП является довольно жестким и во многих случаях не может применяться для целей электронной коммерции.
Осуществление расчетов в сети Интернет также затруднено из-за отсутствия необходимой нормативной базы. Положения, касающиеся использования платежных карт, не учитывают возможности осуществления платежей через Интернет. Не выработаны правила использования иных, помимо банковских карт, платежных инструментов в сети Интернет.
Серьезным препятствием для развития электронной коммерции является чрезвычайная сложность законного осуществления сделок с контрагентами, находящимися на территории другого государства, в том числе принудительного осуществления вытекающих из них прав и обязанностей. Законодательство о внешней торговле товарами, экспортном и валютном контроле не приспособлено к нуждам и возможностям электронной коммерции.
Отсутствие механизмов заключения договоров и осуществления платежей посредством электронных средств, жесткость нормативного регулирования международного торгового оборота привели к возникновению критической ситуации с защитой прав пользователей. Заключаемые в настоящее время при помощи электронных средств и аналогов собственноручной подписи соглашения фактически не признаются государством и не наделяются исковой защитой. Большинство доказательств в электронном виде считается недопустимыми. При осуществлении платежей с использованием банковских карт обе стороны оказываются незащищенными в случае мошеннических действий любого лица. Не существует правовых средств защиты интересов лиц при использовании ими иных платежных инструментов. Не создано эффективных механизмов принудительного осуществления сделок, заключенных с иностранными контрагентами.
При этом политика государственных органов, законотворческая работа, направлена преимущественно на "урегулирование" электронной коммерции, путем принятия актов, закрепляющих основные понятия, цели, направления деятельности государственных органов и иные сходные вопросы. В то же время вопросы защиты прав пользователей, оставляются без внимания, как и иные вопросы, связанные с гарантиями прав участников деятельности в области электронной коммерции и обеспечением стабильности оборота.
В действующей нормативной базе не создано механизма, обеспечивающего защиту прав и законных интересов участников оборота при помощи механизмов саморегулирования. В то же время, существующая система судебных и иных правоохранительных органов слабо приспособлена к условиям отношений в области электронной коммерции. Слабо развитое и во многом противоречивое законодательство о третейских процедурах не позволяет развиваться механизмам разрешения споров, создаваемым непосредственно участниками электронной коммерции.

Раздел "СТРАТЕГИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИКТ СЕКТОРА. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ"

Решение проблемы правовой защиты сделок, заключаемых при помощи электронных средств, требует создания эффективного правового механизма использования средств электронного документооборота и аналогов собственноручной подписи (АСП). Система нормативных актов, регулирующих указанные отношения, должна включать закон об ЭЦП, но не ограничиваться им. Необходимо создать цельный массив законодательства, устанавливающий систему использования всех видов аналогов собственноручной подписи и электронных средств, используемых в электронной коммерции. Указанные нормативные акты должны решать как частноправовые, так и публично-правовые аспекты регулирования в этой области.
Законодательство об аналогах собственноручной подписи и средствах электронного документооборота должно раскрывать положения гражданского законодательства о заключении сделок с использованием таких средств. В частности, необходимо создать механизм согласования условий использования АСП и электронных средств, механизм распределения обязанностей и рисков между сторонами, использующими АСП и электронные средства, принципы ответственности сторон за недобросовестные действия в этой области. Должны быть раскрыты публично-правовые требования к использованию АСП и электронных средств. Должна быть создана система контроля и надзора за деятельностью лиц, оказывающих услуги по подтверждению АСП и использованию электронных средств, разработаны механизмы лицензирования деятельности и сертификации средств электронного документооборота и АСП.
Для развития системы расчетов с использованием компьютерных сетей необходимо совершенствовать законодательство о безналичных расчетах и о банковских картах. Нормы указанных актов должны раскрывать механизмы осуществления расчетов с использованием компьютерных сетей, устанавливать права и обязанности сторон, способы фиксации существенной для сделок информации.
Необходимо также создать правовые механизмы распределения рисков, связанных с использованием новых способов расчетов. Положения указанных актов должны быть согласованы также с финансовым законодательством и законодательством о ценных бумагах, что потребует пересмотра положений некоторых актов данных отраслей законодательства.
Необходимо сделать нормы законодательства, регулирующего электронную коммерцию, более нейтральными к иностранному элементу. Нормы законодательства о валютном и экспортном контроле, таможенного законодательства не должны накладывать на участников деятельности в области электронной коммерции неоправданных ограничений только на том основании, что контрагентом по сделке является субъект иностранного правопорядка. Кроме того, нормы указанных отраслей законодательства не должны создавать неоправданных барьеров для товарных и денежных потоков. Необходимо принимать меры по гармонизации национального регулирования в области электронной коммерции и зарубежных подходов к решению сходных вопросов.
Политика государства в области защиты прав потребителей должна быть направлена на повышение эффективности судебной защиты их прав и законных интересов, на создание механизмов саморегулирования участников рынка электронной коммерции. Основной задачей должно стать эффективное возмещение убытков, причиненных потребителям действиями, нарушающие их права и законные интересы. Использование механизмов саморегулирования должно быть приоритетным способом решения проблем в области электронной коммерции. Задачами государства в этой области должны стать создание системы гарантий прав саморегулируемых организаций, разработка методик и рекомендаций по использованию механизмов саморегулирования участниками электронной коммерции.


Вверх

Концепция развития законодательства в области разработки и применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в РФ www.economy.gov.ru

Раздел 2.3. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ

2.3 (16) Что касается регулирования вопросов электронной торговли, то законодательство в данной сфере (заключение сделок в форме обмена электронными сообщениями, исполнение денежных обязательств с применением сетевых технологий, обеспечение прав потребителей, эффективные способы разрешения разногласий и т.п.) находится на самом начальном этапе своего развития:
  • Отсутствует единая нормативная база по регулированию вопросов ведения электронного бизнеса,
  • В настоящее время отсутствуют достаточные юридические гарантии прав и интересов участников электронной торговли, а также недостаточно проработан юридический механизм использования таких средств, законодательство, регулирующее применение ЭЦП оказалось неработоспособным,
  • Осуществление расчетов в сети Интернет затруднено из-за отсутствия необходимой нормативной базы в отношении соответствующих платёжных средств,
  • Серьезным препятствием для развития электронной торговли является чрезвычайная сложность законного осуществления сделок с контрагентами, находящимися на территории другого государства, в том числе принудительного осуществления вытекающих из них прав и обязанностей; существующее внешнеторговое регулирование, законодательство о таможенном и валютном контроле не приспособлено к нуждам и возможностям электронной торговли,
  • В действующем законодательстве не отражены в достаточной мере вопросы защиты прав потребителей сделках, заключаемых при помощи электронных средств. Более того, большинство доказательств в электронном виде не признаются допустимыми; при осуществлении платежей с использованием банковских карт обе стороны оказываются незащищёнными в случае мошеннических действий любого лица, не существует правовых средств защиты при использовании иных платежных инструментов.
  • В действующей нормативной базе не создано механизма, обеспечивающего защиту прав и законных интересов участников электронной торговли при помощи механизмов саморегулирования; существующая система судебных и правоохранительных органов слабо приспособлена к защите при реализации отношений в области электронной торговли; слабо развитое и во многом противоречивое законодательство о третейских процедурах не позволяет развиваться механизмам разрешения споров, создаваемым непосредственно участниками электронной торговли,
  • Особого внимания требуют нормативно не урегулированные вопросы совершения закупок для государственных нужд с использованием современных информационных технологий (в частности, с использованием сети Интернет).

  • Вверх

    Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области разработки и применения информационно-коммуникационных технологий www.economy.gov.ru

    На начало