С наступлением эры информационного общества и построением в мире основ глобальной информационной инфраструктуры целью государственной политики России в области связи и информатизации становится создание условий по формированию национальной инфокоммуникационной инфраструктуры - реальной движущей силы современного социально-экономического, политического и культурного прогресса, создание нового информационного общества в России.
28 января 2002г. правительством РФ была утверждена Федеральная Целевая Программа
"Электронная Россия (2002-2010 гг.)" - программа развития государства на основе
ИT. Программа должна обеспечить продвижение России в мировое информационное
пространство на ближайшие 9 лет (2002-2010 годы). ФЦП "Электронная Россия" (ЭР)ориентирована
на
- создание технологических предпосылок для развития гражданского
общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, передачу,
производство и распространение информации;
- повышение эффективности функционирования реальных секторов экономики;
- повышение эффективности государственного управления и местного
самоуправления на основе использования информационных и сетевых технологий;
- повышение качества жизни людей за счет массового распространения
информационных и сетевых технологий;
- расширение подготовки специалистов по информационным технологиям
и квалифицированных пользователей.
Ппрограмму ЭР можно найти на нескольких web-ресурсах
- www.programs-gov.ru -
на сайте размещены ВСЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ, которые реализуются на
территории России.
- www.e-rus.ru
- ЭЛЕКТРОННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ФЦП "Электронная Россия". Расположен также в
доменных зонах .org, .biz и .info. Сайт создан для оперативного информирования
граждан России о ходе выполнения Программы. Сайт в декабре заменил web-ресурс
http://erussia.minsvyaz.ru
координатора программы - Минсвязи. Предполагается последовательная реорганизация
e-rus.ru в интерактивный портал, демонстрирующий все этапы реализации ФЦП "Электронная
Россия".
- www.economy.gov.ru/e_rus/
- сервер Министерства экономического развития и торговли
- www.hse.ru/~erussia/default.htm-
сайт Государственного Университета-Высшей школы экономикм. Именно ГУ "Высшая
школа экономики" была в 2001г. главным разработчиком Программу
ФЦП ЭР
http://erussia.prime-tass.ru - Пресс-центр ФЦП "Электронная Россия" работает на базе Агентства экономической информации ПРАЙМ-ТАСС. Задачами пресс-центра являются, прежде всего, аккумулирование всего массива информации, создаваемого участниками Программы, пропаганда развития и широкого применения информационных и коммуникационных технологий, информирование ообщества о ходе реализации и конкретных результатах, достигнутых в ходе реализации Программы.
Период реализации Программы (2002-2010 годы) разделен на три этапа
- Первый этап: 2002 год
- Второй этап: 2003-2004 годы
- Третий этап: 2005-2010 годы
Реализация Программы представляется как реализация комплекса мероприятий. Первый
этап - 2002 год являлся подготовительным, на первом этапе формировались предпосылки
для реализации мероприятий Программы. Задача заключалась в том, чтобы проанализировать
и понять наше сегодняшнее состояние, заложить системы мониторинга и отслеживания
программы в будущем. Планировалось осуществить несколько пилотных проектов по
различным направлениям программы.
Также подготовить пакет законопроектов, направленных на решение проблем, связанных
с созданием и распространением электронных документов, развитием электронной
торговли, снижением административных барьеров.
На втором этапе 2003-2004 гг. на основе проведенных исследований, разработанных
концепций и сформированной нормативной правовой базы будут реализованы проекты
по созданию единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также
будет развернута деятельность по продвижению российских товаров и услуг в сфере
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на мировом рынке. На третьем
этапе 2005-2010гг. будут созданы предпосылки для массового распространения ИКТ
во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры и использования системы электронной торговли
Одной из основных целей ФЦП ╚Электронная Россия╩ является формирование условий, необходимых и достаточных для внедрения на товарные рынки России механизмов электронной торговли. Развитие национальной электронной торговли на базе среднего бизнеса позволит существенно усилить конкуренцию между отечественными производителями товаров и услуг, будет способствовать выравниванию в сторону уменьшения ценовых показателей на продукцию и услуги. Первая очередь системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд будет создана к 2005 году. Предусматривается разработка предложений по использованию инфраструктуры почтовой связи страны для развития электронной торговли.
Создание «электронного правительства», доступ граждан России к информационным ресурсам будет предпосылкой к созданию гражданского общества и превращению государства в поставщика услуг. Уже до конца 2002 года органы государственной власти получили рекомендации по формированию перечня сведений, открытых для доступа граждан. Создание «электронного правительства» предусматривает интеграцию информационных ресурсов федеральных министерств и ведомств, региональных и муниципальных органов власти, создание и развитие корпоративных информационных сетей, переход на электронный документооборот в сфере государственного управления. Доля безбумажного документооборота составит в среднем до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном обороте.
В соответствии с ФЦП ⌠Электронная Россия■ ожидаются крупномасштабные внедрения информационных и коммуникационных технологий по всей вертикали власти и на государственных предприятиях. Cамой приоритетной и сложной проблемой развития российского сегмента Сети остается обеспечение высокоскоростного доступа. Для ее решения потребуется построение высокоскоростной широкополосной магистральной сети, развертывание мультисервисных сетей в каждом регионе России, создание условий для широкомасштабного внедрения космических технологий. Важнейшей задачей развития отечественных телекоммуникационных систем является их интегрирование в мировую инфраструктуру. Необходимо внедрение в России международных принципов присоединения и взаимодействия операторов.
В рамках реализации программы необходимо в течение очень короткого времени сделать информацию и знания доступными для всех граждан страны. В ближайшей перспективе это должно означать подключение к Сети школ, библиотек, образовательных учреждений, создание центров общественного доступа, предоставление соответствующих возможностей государственным учреждениям всех уровней и учреждениям здравоохранения.
Решение задач, определенных в ЭР, позволит обеспечить жителей России: широкополосными линиями связи как стационарными, так и беспроводными во всех регионах страны; пользователи персональных компьютеров и мобильных коммуникаторов смогут выходить в интернет всегда и везде; образование и квалифицированная медицинская помощь станут доступны населению по всей территории России; даст возможность приобрести либо реализовать товары по приемлемым ценам, найти или предложить на рынке труда свои услуги в любой точке земного шара. Таким образом, реализация Программы позволит: обеспечить эффективность государственного управления на всей территории России; повысит конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг; обеспечит рост качества жизни населения.
По прогнозам Министерства РФ по связи и информатизации к 2010 г количество пользователей интернета в стране вырастет в 8 раз, число компьютеров в стране вырастет в 4 раза, объем рынка инфокоммуникационных технологий вырастет в 5-6 раз, тарифы на услуги в сфере инфокоммуникаций к 2010 г. снизятся в 2 раза
Реализация всех этих задач возможна только на базе широкомасштабного внедрения информационных технологий во все сферы общественной жизни. В перспективе, возможно, программы "Электронная Россия" и "Электронная Беларусь" (национальная белорусская программа информатизации в разработке которой принимает участие Россия )будут объединены - в целях дальнейшего выхода на разработку программы "Электронное союзное государство".
Государственными заказчиками (заказчиками от имени государства) ╚Электронной России╩ выступают семь ведомств: Министерство по связи и информатизации, Министерство экономического развития и торговли, Министерство образования, Министерство промышленности, науки и технологий, Федеральное агентства правительственной связи и информатизации (ФАПСИ), Российское авиакосмическое агентство (РАКА), Российское агентство по системам управления (РАСУ). Минсвязи является одновременно и госзаказчиком и координатором Программы. Контроль исполнения Программы осуществляется Минсвязи совместно с государственными заказчиками Программы.
Исполнителями Программы являются организации, определяемые на конкурсной
основе в порядке, установленном Федеральным законом "О конкурсах на размещение
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
нужд". Каждое ведомство имеет свой бюджет и приоритетные задачи, которые должны
быть решены.
В жизни реализация проектов по мероприятиям ФЦП ЭР происходит следующим образом:
каждое ведомство-госзаказчик объявляет по своим задачам открытые конкурсы. Очень
важно, чтобы практически все распределение средств проходило на открытом конкурсе.
В соответствии с законом отказ от открытого конкурса возможен, только если найдутся
веские причины, чтобы размещать заказ у единственного исполнителя. Конкурсная
комиссия при определении победителя учитывает мнение независимых экспертов.
Госзаказчик заключает с организацией-победителем конкурса государственный контракт
на осуществление работ по мероприятию ФЦП ЭР и открывает финансирование за счет
федерального бюджета. Обязательства по контракту должны быть выполнены к концу
календарного года. Расходы на═осуществление конкурсных процедур включаются в═объемы
финансирования мероприятий Программы.
C самого начала работы над Программой специалистам было понятно (и конкурсы
это продемонстрировали), что несовершенство законодательной базы в части государственных
закупок (закупки товаров и услуг для нужд государства) не дает возможности сделать
конкурсные процедуры абсолютно объективными и прозрачными. При проведении конкурсов
с проблемами сталкиваются и государственные заказчики и предприятия-поставщики.
В результате обсуждений были выработаны предложения по совершенствованию системы
госзакупок и сегодня уже готов проект нового федерального закона ╚О закупках
и поставках продукции для государственных нужд╩.
Существуют проекты, осуществляемые как силами отдельных ведомств, так и совместными усилиями госзаказчиков ФЦП ЭР. Без эффективного взаимодействия госзаказчиков и ведомств невозможно решение масштабных задач, поставленных в программе ╚Электронная Россия╩. Без устранения межведомственной разобщенности невозможны ни консолидация ресурсов, ни их оптимальное использование, ни формирование единой технической политики, ни оперативное решение актуальных вопросов.
Бюджет ЭР Общий объем финансирования программы в 2002√2010 годах был запланирован
в объеме 76,15 млрд. руб. Из них из федерального бюджета планировалось выделить
51%, из бюджетов субъектов Федерации - 30%, внебюджетные средства должны были
составить 19%. В том числе было запланировано в 2002 г. выделить 6,632 млрд.
руб., в 2003√2004 гг. √ 23,308 млрд. руб., в 2005√2010 гг. √ 46,21 млрд. руб.
Однако на текущий 2002 год из бюджета было выделено всего 600 млн. руб. К сожалению
и в проекте федерального бюджета России на 2003 г. после третьего чтения в Государственной
Думе предусмотрено снижение финансирования ФЦП ╚Электронная Россия╩. Депутаты
выделяют на нее лишь 1,43 млрд. руб. вместо
7,5 млрд. рублей - в 5 раз меньше, чем планировало правительство. Бюджет
на 2003 год составляет 1,43 млрд рублей. Семь госзаказчиков делят его следующим
образом: основными получателями бюджетного финансирования являются - Минсвязи,
которому достанется 57,9% этой суммы, и Минэкономразвития РФ (26,4%). Оставшиеся
средства будут распределены между другими государственными заказчиками ФЦП:
Минобразования РФ (6,7% всей суммы), Минпромнауки РФ (6,6%), Российским авиакосмическим
агентством (1%), ФАПСИ и Российским агентством по системам управления (по 0,7%).
В ФЦП существует три раздела бюджета:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР),
- инвестиции
- и прочие расходы.
Возможно, такое значительное урезание бюджета Программы произошло оттого, что высшие должностные лица страны не держат тему ФЦП ЭР в фокусе своего внимания. По мнению многих профессионалов, программу такого масштаба должны курировать высшие должностные лица РФ - помощник Президента или вице-премьер. Например, В США всеми вопросами ИКТ заведует вице-президент.
ФЦП ЭР задумана как развивающийся процесс и есть надежда на ее дальнейшее
совершенствование. Очень остра проблема профессионалов -людей, которые в настоящий
момент отвечают за реализацию ФЦП в ведомствах. Нужны люди, способные принимать
качественные решения и способные координировать всех участников процесса и на
федеральном и на региональном уровнях.
Политика и федеральных и региональных властей в области построения информационного
общества в России и, в частности, в области реализации ФЦП ЭР будет корректироваться
по мере накопления знаний и опыта. Нужно наладить координацию между ведомствами
и эффективно распределять между ними финансы. Грамотно устанавливать структуру
расходов на информатизацию, следить за эффективностью внедряемых информационных
систем. Необходимо преодолеть инертность всех уровней власти.
Статьи в газете "Компьютерра + Н.Новгород"
Коротков Андрей Викентьевич - первый заместитель министра связи и информатизации РФ, занимается вопросами развития интернета в России, Руководит Дирекцией Программы "Электронная Россия".
Олег Бяхов - начальник управления по координации Федеральной целевой программы "Электронная Россия" Минсвязи России
Андрей Шаронов - первый заместитель министра экономразвития и торговли. Курирует работы Минэкономразвития по ФЦП "Электронная Россия". Заместитель руководителя Дирекции Программы "Электронная Россия".
Церенов Церен Валериевич - руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития. Курирует программу "Электронная Россия".
Кошкин Андрей Николаевич - начальник отдела новых информационных технологий Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ. Курирует программу "Электронная Россия"
Шубин Александр Валентинович - Депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, председатель межфракционного объединения "Электронная Россия", в состав которого вошли более 40 депутатов из всех фракций и депутатских групп.
Инициатором проведения Форума в 2001 году был Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Это традиционное мероприятие, на котором представити федеральных и региональных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, российских и международных компаний, научных и неправительственных организаций обсуждают острые проблемы движения России к информационному обществу и вырабатывают согласованные рекомендации федеральным органам власти по корректировке федеральных целевых программ, содержащих задачи по ИКТ
www.egovernment.ru -сайт Медиа-комитета eRussia Forum - официального органа Международного Форума "Россия в электронном мире". Участники Третьего Международного Форума "Россия в электронном мире" договорились считать сайт eRussia Forum механизмом постоянного диалога всех уровней власти и инструментом общественной экспертизы предлагаемых к финансированию проектов.
На первых двух Форумов, прошедших, соответственно, в июне и декабре 2001 года обсуждались вопросы, способствовавшие доработке и принятию ФЦП 'Электронная Россия'. В июне 2002г. в Москве прошел Третий международный Форум 'Россия в электронном мире'(eRussia Forum). Третий Форум носил 'мультипрограммный характер' и был посвящен анализу противоречий, препятствующих ускоренному вхождению России в электронный мир. Задача Третьего Форума - выработать согласованные цели, определить приоритеты перед обсуждением федеральных бюджетов на предстоящие три года.
Итоги I Смотра-конкурса "Электронные муниципалитеты России" 18 июня 2002г. на третьем Международном Форуме 'Россия в электронном мире' экспертная комиссия объявила победителей Конкурса 'Электронные муниципалитеты России'.═ Следующий второй общественный Смотр-конкурс "Электронные муниципалитеты России" состоится на V Форуме "Россия в электронном мире". V Форум "Россия в электронном мире" - 25-27 июня 2003г. г. Новосибирск предполагается провести в формате Всероссийского совещания по вопросам информатизации регионов и муниципалитетов, перехода к новым методам управления.
ПРОГРАММА социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), внесённая в Правительство РФ скачать с сайта минэкономразвития..
www.reformline.ru - проект Экономического Управления Президента РФ. Интернет-канал обратной связи с обществом. Проект ориентирован на получение комментариев и замечаний напрямую от предпринимателей, управленцев, инвесторов о существующих проблемах делового и инвестиционного климата, особенно на уровне малого и среднего бизнеса. Особый интерес представляют конкретные примеры и случаи "из жизни". На часто встречающиеся вопросы и замечания участников будут регулярно даваться ответы и комментарии.
www.ident.ru - информационный ресурс, посвященный проблемам межведомственного информационного обмена. Сегодня для граждан создаются единые лицевые счета, социальные счета, социальные карточки, ведется учет доходов и оказанных льгот. Все это невозможно без эффективного информационного обмена между ведомствами - владельцами информационных ресурсов. Одним из препятствий для развития информационного обмена становится отсутствие единых стандартов на идентификаторы и методы идентификации. Для создания единого информационного пространства на территории Российской Федерации необходимы механизмы ликвидации региональных и ведомственных барьеров на пути распространения информации.
www.infoforum.ru - Конференция ╚Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества╩
www.e-govcompetence.ru - eGov eCompetence. Агентство США по Международному Развитию (USAID) выделило грант Американской Торговой Палате в России для поддержки программы ╚Электронная Россия╩ в регионах РФ через вновь созданный в 2002г. при палате Центр компетенции по электронному правительству. Центр Компетенции по Электронному правительству будет функционировать в течение двух лет и станет средством продвижения решений в области Электронного правительства.
www.russia-gateway.ru - Российский портал развития -web-ресурс Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР)
www.elbib.ru - Журнал "Электронные библиотеки"
www.iis.ru - Институт
развития информационного общества
Глоссарий
по информационному обществу
www.Region2002.Ru
- Конкурс "Лучший регион России в сфере ИКТ" . Cрок подачи заявок
и анкет для участиея в конкурсе -до 13 февраля 2003г. Ориентировочная дата
окончания конкурса - апрель 2003 года.
Конкурс преследует достижение следующих основных целей:
- Стимулирование использования ИКТ в различных сферах жизни регионов России.
- Формирование поддержки выполнения мероприятий ФЦП ╚Электронная Россия╩ в
регионах.
- Оценка степени развития и использования ИКТ в регионах-участниках конкурса
- анализ сегодняшней ситуации о состоянии ИКТ,
-создание консолидированной картины, которая поможет определить необходимые
направления коррекции ФЦП.
www.Regions.ru - REGIONS_RU Регионы России -агенство региональных новостей.
http://regions.extech.ru/ - справочный портал "Наука и инновации в регионах России". Создан для развития рынка научных услуг.
http://www.gmf.ru:9002/manage/page - сайт по региональным и муниципальным финансам в России.
www.Rubicon.ru - электронная версия историко-географической энциклопедии ╚Города России╩. Единственный энциклопедический справочник, в котором сосредоточены сведения обо всех городах и населенных пунктах России
www.city.ru - "Russian Cities on
the Web - Русские города в Интернет". Информационно-поисковый сервер по городам
России.
Выставка-форум проводится под эгидой Министерства РФ по связи и информатизации.
Цель выставки- показать развитие информационного общества в России.
- отразить происходящие в отрасли перемены;
- привлечь внимание к проблемам развития инфокоммуникаций;
- продемонстрировать возможности инфокоммуникаций для человека, бизнеса и
государства;
- способствовать повышению инвестиционной привлекательности российского рынка
инфокоммуникационных услуг
═- проиллюстрировать ход выполнения программы "Электронная Россия".
Первая выставка проходила в октябре 2001("ИнфоКом-2001") в Москве в "Экспоцентре".
"ИнфоКом-2002"
прошел в октябре 2002 одновременнно в
Москве, Нижнем Новгороде и Перми-три города были соединены телемостом для
проведения объединенной видеоконференциии.
"ИнфоКом-2003" в
сентябре 2003 проводился уже одновременно в Москве, в Екатеринбурге, Краснодаре,
Нижнем Новгороде и Новосибирске. Между всеми этими городами была установлена
видеоконференцсвязь, включающая проведение церемонии торжественного открытия,
презентаций проектов регионов, национальных программ стран-участниц СНГ, а
также интерактивный обмен опытом в реализации последних достижений в области
инфокоммуникаций.
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации в 2003 г. проводит: 2-ю международную конференцию "Электронная Россия - человеку, бизнесу, обществу"(http://ccc.ru/conference/) и последующие конференции в 7 регионах России. В конце года состоится Всероссийское совещание по итогам реализации ФЦП "Электронная Россия" в 2003 году. Целью конференции является доведения до региональных и муниципальных органов власти планов по реализации ФЦП "Электронная Россия", а также необходимость обсуждать на местах ключевые проблемы в области региональной информатизации. Участники обсуждают планы по использованию информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности государственного управления, конкурентоспособности экономики и улучшения качества продукции и услуг, ход информатизации образовательных и государственных учреждений.
|
⌠Экономический рост без перспективы: неспособность политиков сфокусировать внимание на развитии информационного общества лишает страну стратегии прорыва" //27 сентября 2002 г www.ng.ru
Леонид Рейман: "Электронная Россия" повысит уровень жизни населения http://cnews.ru
Бизнес с большой ложкой: интервью с начальником департамента предпринимательской
деятельности Минэкономразвития Российской Федерации Цереном Цереновым.
//
"ИнфоБизнес" # 6 (196), 2002г.
Предыстория появления ФЦП "Электронная Россия". К концу 2000 года
Герман Греф сформулировал, что нужно разрабатывать Федеральную целевую программу
по IT. Разработка проекта программы была заказана Высшей школе экономики.
По каждому ее направлению (законодательство, электронное правительство, инфраструктура,
электронная торговля и т. д. ) работали координаторы, которые могли связываться
с любыми экспертами, в том числе и с профессиональным сообществом IT. На более
высоком уровне в ВШЭ за разработку отвечал Андрей Яковлев-проректор ВШЭ. А
в минэкономразвития отвечал Церен Церенов. Программа была разработана в короткие
сроки и одобрена правительством 5 июля 2001г., а утверждение состоялось 28
января 2002г.
Вариант, который вернулся из Правительства после всех согласований, был
очень сокращен. Программа написана бюрократическим языком, и порядка ста "ненормативных"
слов (например, "электронное правительство") были заменены на более привычные.
Финансирование на 2002 год. получили в 600 миллионов рублей(хотя просили три
миллиарда рублей).
.
|
|
|
Что даст 'Электронная Россия' электронной торговле? //08.02.2002═ www.oborot.ru