Electronic Government(eGovernment) - Обеспечение онлайнового доступа ко всем государственным службам, внедрения онлайновых технологий в государственном управлении. Использование государством технологий электронной коммерции для снижения издержек при финансировании деятельности госаппарата и повышения открытости и прозрачности органов управления.

В настоящее время выделяют два основных класса систем электронного взаимодействия с государственными организациями.

B2G (Business-to-Government) - Специальный вид торговли по заказам правительственных организаций. Это снижение издержек и экономия средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности госаппарата. Электронная коммерция типа B2G ничем не отличается от электронной коммерции типа B2B, за исключением того, что в качестве одной из компаний выступает государство. Бизнес есть бизнес, независимо от того, кто его ведет: физическое лицо, юридическое лицо или государственный (отраслевой, региональный и т.д.) чиновник. Общеизвестно, что государство является самым крупным заказчиком и покупателем в стране. Спектр деятельности государства простирается от закупок новейших типов и систем вооружения до канцелярских принадлежностей. Государство продает всевозможные лицензии, государственную собственность, излишки товаров, конфискованные товары и т.д. Участие государственных органов в онпайновых аукционах может уменьшить издержки государства, если поставщики будут соревноваться на этих аукционах за право сотрудничать с государством.

G2C (Government-to-Citizens) - Обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации. Это повышение открытости и прозрачности органов управления.

"Электронизации" могут быть подвергнуты многие функции государства. В результате будет сокращен объем бумажной работы, ускорится проведение необходимых процедур:

Помимо прямого влияния на эффективность использования государственного бюджета, существует и немаловажный для любого государства косвенный фактор: прозрачность проведения сделок является эффективным оружием в борьбе с коррупцией. В перспективе электронный бизнес государства может положить конец бюрократии вообще.

Проблемы государства при работе с частными компаниями, предлагающими правительственным органам различные электронные решения:
Проблемы частной компании:

 

В ряде стран развертываются информационные порталов органов власти и шлюзов для оказания гражданам и предприятиям широкого комплекса услуг в таких областях, как регистрация предприятий, выдача лицензий, оплата налогов и коммунальных платежей, оформление субсидий и проведение закупок для государства. Портал, предназначенный для оказания услуг в масштабах страны, предъявляет высокие требования к надежности, масштабируемости и расширяемости. Кроме того, чтобы эти планы были претворены в жизнь, необходимо перевести в онлайновый режим огромную армию чиновников.

Внедрение технологий онлайновой работы государственных органов сможет обеспечить такой уровень сервиса, когда человек из одной страны сможет обратиться в государственные органы другой не выходя из дома. Это сделает значительно легче жизнь тех, кому приходится много ездить и тех, кто работает за пределами своих стран.

Весной 2001г. Accenture провела исследование внедрения Интернет-технологий государственного управления в 22 странах и пришла к выводу, данный процесс понемногу набирает обороты, хотя работы еще предстоит очень много. Наиболее развиты системы онлайнового государственного управления были созданы в Канаде, Сингапуре и США. //06.04.2001 www.e-commerce.ru

Через год весной 2002г. года аналитики Accenture снова рассмотрели сайты 23 государств и пришли к выводу, что более чем в половине стран интернетизация правительства состоялась как минимум на 40%. Это значительное улучшение по сравнению с результатами прошлого года, когда 40% -ную планку преодолели только две страны. E-government оценивались по степени развития и качеству онлайновых государственных услуг. Победители теже: Канада-первое место, на 2-м месте - Сингапур, на 3-м - США. В Top-10 вошли пять европейских стран: Дания, Великобритания, Финляндия, Германия и Ирландия. В целом правительства стали внимательнее относиться к потребностям своих граждан, занялись реформированием бюрократических структур и оптимизацией информационного обмена между ними - таково заключение аналитиков.


Окинавская хартия глобального информационного общества

Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия

Официальный сайт ООН на русском языке www.un.org/russian

Целевая группа ООН по информационно-коммуникационным технологиям - UN ICT Task Force www.unicttaskforce.org

Всемирный Саммит по информационному обществу -World Summit on the Information Society - www.itu.int/wsis/

Национальные eGovernment сайты - Links to the EU Member States and other countries http://europa.eu.int/

Портал развития - Development Gateway www.worldbank.org был инициирован в 1999 г. Всемирным банком и задуман как доступный через Интернет глобальный банк знаний по проблемам развития, с помощью которого пользователи могут получать доступ к необходимой информации и различным видам современных услуг, а также к виртуальному форуму для обмена опытом и сотрудничества.

Глобальноt партнерство во имя знания www.globalknowledge.org


США

В США администрация Буша в 2001г. приняла правительственную программу e-Government program, цель которой- компьютеризация и интернетизация самых разных рутинных операций и бюрократических процедур, осуществляемых государственными органами всех уровней, перевод на интернет-технологии государственной системы медицинского страхования и здравоохранения, а также все регистрационные процессы в любых госучреждениях. Предполагается, что создание государственных ИТ-услуг удешевит сами эти услуги, т.е. сэкономит деньги госбюджета.
В рамках этой программы принято решение - на развитие онлайновых административных услуг выделить 100 млн. долларов. Большая часть этих денег пойдет на развитие правительственного портала www.firstgov.gov, с помощью которого, по замыслу администрации президента США, граждане смогут взаимодействовать с государственными структурами не выходя из дома.
В США неуклонно растет.число обращений к государственным Web-сайтам. На апрель 2002г. насчитывалось уже 68 млн. посетителей. Среди этих пользователей 42 млн. ищут в Интернете информацию, касающуюся социальной политики, 23 млн. разыскивают ответы на вопросы по ведению бизнеса, 14 млн. голосуют, а 13 млн. принимают участие в компаниях по лоббированию своих интересов.

В США федеральные правительственные агенстства активно используют онлайновую торговлю. Причем торгуют всем - от реквизированных предметов роскоши до излишков военного ассортимента и просто старых документов. В Сети продается недвижимость и земля. В 2000г. оборот правительственной сетевой торговли составил $3,6 млрд. По данным исследований на май 2001г. в Сети занимается торговлей по крайней мере 164 правительственных сайта. По прогнозам Jupiter Media Metrix к 2005 году объем онлайновых закупок правительственных организаций Соединенных Штатов увеличится почти в 60 раз.

В ноябре 2002г. обе палаты Конгресса США одобрили "Акт об Электронном Правительстве" и смогли договориться о том, как его финансировать. Согласно Акту, в США будет создан Офис Электронного Правительства при Офисе Управления и Бюджета. Руководитель нового Офиса будет назначаться непосредственно президентом. Законопроект также обеспечивает финансирование улучшения федерального интернет-портала Firstgov.gov, обязательное размещение федеральными судами информации о работе на своих сайтах, открывает доступ к несекретной информации по поводу расходов федеральных фондов на научные исследования и устанавливает "улучшенный уровень защиты конфиденциальной информации", находящейся в правительственных сетях.

eEurope═- The European Union On-Line

Многоязычный портал объединенной Европы на всех 11 европейских языках содружества

В 1999 г. Комиссия Европейского союза приступила к выполнению программы eEurope, цель которой - информатизация объединенной Европы. Процесс формирования "электронного правительства" контролируется Европейским союзом путем регулярного проведения опросов под названием "Benchmarking eEurope"(сопоставительный анализ), охватывающих 10 тыс. поставщиков услуг общего назначения в 20 секторах всех 15-ти стран-членов Евросоюза, а также Исландии, Норвегии и Швейцарии. Из упомянутого набора двадцати услуг 12 предоставляются населению, а остальные восемь - предприятиям.

План eEurope 2002 был разработан в 2000г. План Europe 2005 был принят в мае 2002г. "eEurope 2005: An information society for all" ("Электронная Европа 2005: информационное общество для всех")- план развития информационных технологий в Европе до 2005г. Ключевая задача 2002-2005гг-доступность Интернета для граждан объединенной Европы. Это развитие инфраструктуры высокоскоростного доступа в Интернет в государствах Европы, развитие инфраструктуры доступа к Сети через модемное соединение в тех регионах, где пока невозможно подключение по выделенным каналам, улучшение условий доступа в Интернет лицам с ограниченными физическими возможностями. Другими приоритетами в рамках программы являются развитие электронных технологий здравоохранения, развитие онлайновых общественных сервисов, а также образование.

Исследование, проведенное Европейской Комиссией в феврале 2002г., показало, что реализация планов по созданию электронного государства в Европе идет успешно. было проверено двадцать основных публичных сервисов в 15 странах-членах Европейского союза, а также Исландии, Норвегии и Швейцарии. Более 80% из них оказались доступны в онлайне. Для каждого ресурса была определена оценка с учетом информативности, односторонней и двусторонней интерактивности, а также полноты транзакций. Общий уровень готовности был оценен в 55%. Таким образом, половина пути к электронному государству была уже пройдена. В то же время, Комиссия отметила, что развитие сервисов, ориентированных на организации пока опережает сервисы для граждан. Первое место по степени готовности занимали сервисы, связанные с налогообложением и социальным страхованием, на втором -- с регистрацией (например, автомобилей и компаний). В отстающих оказались сервисы для получения различных документов и разрешений (водительских прав, паспортов и т.д.). (www.ione.ru )

Последний опрос "Benchmarking eEurope" за период с октября 2001 г. по апрель 2002 г. выявил(www.e-commerce.ru), что
  • объем услуг, предоставляемых в режиме онлайн, возрос с 6,5% до 80%;
  • коэффициент интерактивности, исчисляемый по четырем уровням: "информационное обеспечение", "интерактивность в одном направлении", "двунаправленная интерактивность" и "завершенные операции", - возрос с 10% до 55%;
  • обслуживание предприятий находится на более высоком уровне развития, нежели обслуживание населения (соответственно 68% и 47%); наиболее высоким уровнем развития (79%) характеризуются услуги, приносящие доход (сбор налогов и т.п.);
  • самый низкий уровень развития (41%) отмечен в секторе услуг, связанных с обработкой документов (выдача водительских прав и т.п.);
  • успехи, достигнутые в разных странах, далеко не одинаковы: в среднем этот показатель варьируется в диапазоне от 22% до 85%.
  • Отчет по результатам опроса содержит следующие выводы:
  • наивысший уровень развития достигнут такими услугами прямого действия, как, например, сбор налогов;
  • успешно развиваются такие элементарные услуги общего назначения, оказываемые на местном уровне, которые реализованы в решениях, ориентированных на конечного клиента;
  • более сложные услуги (отчисления на социальное страхование, лицензирование и т.п.) нуждаются в аппаратной реорганизации, а потому пока еще не вышли за пределы информационного обслуживания в режиме онлайн.
  • Германия и Великобритания -лидеры по внедрению технологий e-government в Европе

    Программа интернетизации британского правительства стоит 1,4 млрд. долл. По словам Кена Янга из правительственного Центра мониторинга и инноваций, к 2005 г. вся информация и все услуги правительства должны быть доступны через Интернет. В Британии даже есть специальный е-министр (e-Envoy) , ответственный за создание правительства он-лайн. Британским Кабинетом реализован проект UK Government Gateway. С помощью Cети в Великобритании можно будет регистрировать новорожденного ребенка, подавать документы на визы, продлевать паспорт, регистрировать новые автомобили. Cо временем каждая компания сможет, зарегистрировавшись на портале, подавать всю информацию о себе только один раз: данные автоматически отправятся в налоговую инспекцию, регистрационную палату и пр. - всего 20 ведомств. Отношения частных лиц с налоговой инспекцией уже интернетизированы, хотя пока лишь небольшая часть налогоплательщиков реально пользуется возможностью платить налоги через Интернет. Аналогичная система создается в Швеции. Через портал www.sweden.gov.se можно получить доступ к любым документам правительства. ═

    Мобильная коммерция в Евросоюзе Главная проблема развития мобильной коммерции в Европе - разрозненность операторов. Чтобы начать электронную торговлю для мобильных пользователей, продавцам приходится заключать договоры с каждым оператором отдельно, и это тормозит развитие. Важно создать общеевропейскую инфраструктуру электронных платежей через мобильные телефоны и другие устройства с беспроводным доступом в Сеть.
    Для этого в странах Евросоюза с 2003 года начнется масштабное тестирование систем мобильной коммерции. За основу будет принята система "роуминга доверенных транзакций", Trusted Transaction Roaming (T2R), управляемая некоммерческой организацией Radicchio. Тестирование поддержат операторы Vodafone, British Telecom, а также международная платежная система Visa и производитель мобильных систем Ericsson.



    Статьи


    Создание электронного правительства - один из приоритетов ведущих западноевропейских стран //апрель 2003 www.e-commerce.ru IDC провела изучение инициатив Великобритании, Франции, Германии и Италии в области развития проектов электронного правительства. Согласно результатам исследования и прогнозам IDC, IT-расходы администраций этих стран на проекты egovernment достигнут максимума в 2004 г. и, в целом, значительно вырастут к концу 2006 г. При этом основной упор будет сделан на развертывание IT-решений в следующих ключевых областях.
  • Предоставление электронных сервисов, направленное на улучшение взаимодействия с гражданами, через правительственные порталы, call центры и т.д.
  • Развитие систем электронных закупок (eprocurement) с целью сокращения затрат на приобретение и увеличения прозрачности процесса государственных закупок и ценового соревнования.
  • Создание/модернизация общенациональных сетей, которые поддерживают обмен информацей между различными государственными учреждениями.

  • Информационное общество и новая экономика //январь 2003г. http://weekly.cnews.ru/ (╧40, ╧41, ╧42  ╧3)
    1. Цифровая, или новая экономика
    2. Основные принципы политики перехода к═информационному обществу
    3. Основные направления развития технологий информационного общества в═ЕС
    4. Состояние и═проблемы формирования информационного общества в═странах с═различным уровнем экономического развития
    5. Индикаторы развития информационного общества


    Электронное правительство //декабрь 2002г. http://weekly.cnews.ru ( ╧38, ╧39)

    Свободное ПО шагает по═планете //итоги 2002 http://cnews.ru При использовании ПО с закрытым кодом пользователь оказывается в каком-то смысле под контролем фирмы-производителя ПО. Фирма-производитель практически получает полный контроль над всем, что происходит на компьютере пользователя — ведь пользователь не в состоянии как-либо проверить или ограничить работу программ. Наиболее известные компании-производители ПО находятся в США, таким образом компьютеры и их пользователи оказываются зависимы от иностранной компании. Такая ситуация многих не устраивает — и прежде всего правительственные организации. Информационная инфраструктура является важнейшей для деятельности любого правительства; использование никак не контролируемой (поскольку исходный код закрыт) системы иностранного производства в ней вызывает большие сомнения. Кроме того, деньги налогоплательщиков при этом уходят за рубеж, на оплату лицензий.
    И поэтому во многих странах мира государственные структуры переходят или планируют переход на свободное ПО.


    Международный консорциум OASIS заявил о своих планах в отношении развития e-Government //27.12.2002 e-Commerce.ru.
    Недавно создан технический комитет e-Government (e-Gov) консорциума OASIS. В состав комитета вошли лидеры мирового ИТ рынка компании BEA Systems, Commerce One, Microsoft, Novell, SAP, Sun Microsystems и др. Основное направление деятельности комитета e-Gov √ разработка и продвижение современных стандартов и спецификаций электронного бизнеса в государственном секторе. Комитет планирует организовать возможность обсуждения правительствами разных стран вопросов, связанных с развитием ХML-стандартов в государственной среде. Это поможет решать задачи развития технологий взаимодействия информационных систем и приступить к разработке новых перспективных стандартов.
    Комитет e-Gov надеется поддержать и, в дальнейшем, координировать инициативы национальных органов власти по всему миру в области применения современных технологий для обеспечения взаимодействия государственных структур с коммерческими компаниями, общественными организациями и рядовыми гражданами.


    Онлайновые правительственные сервисы становятся все более популярными в мире// http://e-commerce.ru ИсследованиеTaylor Nelson Sofres, 7 ноября 2002 г показало, что число граждан, использующих Интернет для доступа к правительственным сервисам, существенно увеличилось за прошедший год - в целом, 30% людей обращались к онлайновым правительственным услугам. Люди используют онлайновые правительственные услуги, прежде всего, для поиска информации. Однако в последнее время увеличивается и использование таких услуг, как заключение соглашений и сделок, или предоставление персональной информации. Наиболее популярны услуги электронного правительства в Швеции - 57% населения считают их очень полезными, а также в Норвегии (56%), Сингапуре и Дании (53%). Англия и Япония в этом отношении имеют самые низкие показатели (13%). ═

    Электронные правительства построили по росту // www.b2b-press.ru В октябре 2002г. Журнал "B2B" опубликовал результаты исследования распространенности и уровня развития ╚е-правительств╩ в 190 государствах-членах ООН, проведенное Американским обществом государственных служащих (ASPA) и Отделением государственного сектора экономики и государственного управления ООН (UNDPEPA). Исследование показало, что 17 стран достигли в e-government уровня "осуществления сделок" - то есть граждане этих стран имеют возможность оплачивать услуги и совершать сделки с государством через Интернет. А в большинстве стран мира национальные программы развития ╚е-правительств╩ находятся лишь на стадии становления. Но главное, впервые был вычислен по специальной методике сводный показатель, названный "индексом развития e-правительств" (E-Government Index). который позволяет объективно определять количественные значения критических факторов, влияющих на создание е-правительств, а также установить "точку отсчета", по отношению к которой страна может оценивать степень своего прогресса в области развития электронного правительства. Значения индекса в диапазоне 2,00-3,25 указывает на развитые возможности. Это США √ 3,11, Австралия √ 2,60, Новая Зеландия √ 2,59, Сингапур √ 2,58, Норвегия √ 2,55, Канада √ 2,52, Великобритания √ 2,52, Голландия √ 2,51, Дания √ 2,47, Германия √ 2,46. Россия заняла 22 место с индексом 1,89, что указывает на средние возможности (диапазон 1,60-1,99). Диапазон 1,00-1,59 означал минимальные возможности, а менее 1,00- недостаточные возможности.

    Электронный бизнес: в начале пути ═ 10.04.2002, "ИнфоБизнес" ╧ 12 (202)
    Государство═√ это бизнес
    Государство в хорошем приближении можно рассматривать как большую корпорацию и применять к ней решения, которые уже доказали свою эффективность в бизнесе. С поправкой на специфику, разумеется.
    Изучив опыт разных стран, IBM пришла к выводу, что все они, так или иначе, работают в направлении создания "электронных правительств". В США, например, этот вопрос разрабатывают на самом высоком государственном уровне. Но уже сейчас наметились тенденции к разработке своих решений для "электронного правительства" каждым министерством отдельно. Очень важно не допустить разобщенности систем, отрицательно сказывающейся на эффективности функционирования государства. Во избежание этого необходимо выработать единую политику, разработать единые стандарты работы и архитектуру, на базе которой будут создаваться решения. Чем крупнее страна, тем сложнее привести все это к общему знаменателю.


    Электронный бизнес государства: анатомия внутренних процессов // 07.06.2001 http://b2b.ibs.ru
    Совершенно очевидно, что государству выгоднее покупать товары и услуги по наименьшей цене, а продавать √ по наивысшей цене. В наибольшей степени этому критерию удовлетворяют аукционы: прямые √ в случае продажи и обратные √ в случае покупки.
    Семь факторов, определяющих степень использования онлайновых электронных торговых площадок в государственном секторе ═ // 07.06.2001 http://b2b.ibs.ru Существует семь факторов, которые будут определять степень использования онлайновых электронных торговых площадок в государственном секторе:
    1. Электронный бизнес. Уже сейчас правительственным органам необходимо исследовать все возможные приложения электронной коммерции на предмет их использования в бизнесе государства, для того чтобы сделать деятельность правительственных органов более рациональной, более эффективной, более дружественной по отношению к гражданам.
    2. Общественное мнение. В США электронный бизнес государства пользуется особенно сильной поддержкой общественного мнения. Налогоплательщики хотят видеть правительство на торговых площадках всех уровней, что, в свою очередь, становится нормой для всей экономики.
    3. Изменения в культуре взаимоотношений. XXI век должен стать веком "гибкой бюрократии". Центр тяжести лежит в перестройке культуры взаимодействия виртуального правительства и виртуальных граждан. Правительство столкнется с необходимостью реакции на происходящие изменения со степенью гибкости, присущей лишь высокотехнологическим компаниям. По мере усиления роли знаний в современной экономике общество все более и более востребует эрудированное, знающее правительство. Модель Силиконовой Долины, в которой каждый старается не упустить свой шанс и быстро учится на ошибках, становится превалирующей в развитых странах. Такое изменение парадигмы деятельности влечет за собой значительные изменения в области культуры взаимодействия.
    4. Изменения в законодательстве. Одной из первоочередных задач завоевания лидирующих позиций правительствами различных уровней является пересмотр правил, административных положений, законов и законодательства в целом √ всего того, что может стать препятствием на пути развития коммерческой деятельности государственных органов.
    5. Изменения органов управления. Взятки, мошенничество и продажность будут существовать и при переходе к бизнесу типа B2G. . Но электронные торговые площадки обладают одним внутренне присущим им свойством √ "прозрачностью", √ которое является наиболее радикальным средством борьбы с коррупцией. "Прозрачность" присуща всем компонентам процесса проведения торгов на торговых площадках: выставляемым товарам и/или услугам, ценам покупки/продажи, свойствам товаров и/или услуг, участникам сделок, объемам сделок и т.д. Прозрачность виртуальных торговых площадок позволяет малому и среднему бизнесу на равных конкурировать с гигантами. Чем больше поставщиков и покупателей вовлекается в деятельность торговой площадки, тем более справедливой оказывается практика ценообразования. Победителями становятся не те парни, которые имеют особые отношения с государственными чиновниками.
    6. Взаимодействие между департаментами внутри государственных органов и между государственными органами различных уровней. Проведение различного рода конференций и практикумов по обмену опытом, публикация статей, обобщающих лучший опыт, и другие мероприятия позволят все большему числу правительственных учреждений активнее внедрять в свою деятельность новые информационные технологии как для закупки товаров для государственных нужд, так и при продаже излишнего и неиспользуемого оборудования и товаров.
      Еще одной гранью взаимодействия между департаментами внутри государственных органов и между государственными органами различных уровней может оказаться координация их усилий по закупке однотипных товаров. Выгода здесь очевидна: чем больше закупаемая партия, тем за меньшую цену ее можно приобрести.
    7. Технологии. Сама концепция электронных торговых сообществ является технологическим феноменом. Вместе с тем, существуют направления развития технологий, которые оказывают особенно сильное влияние на развитие электронных торговых площадок. К ним относятся:
      • технологии объединения электронных торговых площадок, переход к модели E2E (Exchange-to Exchange √ "биржа-биржа"). В рамках данной модели продавцы и покупатели выполняют транзакции не только в масштабе конкретной электронной биржи, но и между различными электронными биржами;
      • технологии, связывающие системы планирования ресурсов предприятия (ERP-систем) и расчетных систем с системами динамического ценообразования;
      • технологии совершенствования процесса покупок;
      • технологии развития метарынков и информационных метапосредников.


    Pay.gov - защищенная система электронных платежей национального масштаба созданная the U.S. Department of the Treasury▓s Financial Management Service(FMS). C помощью системы американцы могут производить самые разные платежи в государственные организации - от оплаты всевозможных лицензий до штрафов. Cистема может обрабатывать все 80 млн транзакций в год (именно столько государственных счетов оплачивают в настоящее время американцы). Системой могут пользоваться не только отдельные граждане, но и коммерческие фирмы, которые могут оплачивать через нее всевозможные налоги, акцизы, штрафы, делать добровольные пожертвования, а также получать официальные документы. Система Pay.gov должна существенно сократить количество бумаг рассылаемых и получаемых федеральными организациями.

    FedCenter.com - самая большая электронная торговая площадка, созданная исключительно для федерального правительства США. Можно найти практически все товары и сервисы.

    MyGovClub.com - предоставляет персональные ресурсы для правительства и для военнослужащих и их семей

    StateGovCenter.com - электронный рынок, на котором власти штатов и местные органы власти закупают необходимую продукцию

    Unicor.gov - злектронный магазин продукции американской государственной Федеральной Тюремной Промышленной корпорации-товары и услуги, производимые заключенными. UNICOR-торговая марка Federal Prison Industries, Inc.

    Источники информации
    Cтатья "B2G, G2C, G2G - новые слова в электронной коммерции" на сайте═══e-commerce.ru
    Статья "Бостон: город электронного бизнеса"═в журнале iBusiness ╧ 4(август-сентябрь) 2000г.

    На начало