"Пушкинский тракт" "Метро", 29.07.98 # 29


Дорога предстояла длинная и нужно было спешить с отъездом. А жаль. Задержаться бы в Нижнем Новгороде хотя бы на неделю, да осмотреть его не торопясь. И общество здесь не в пример столичному: люди проще и приветливее. Военный губернатор М.П.Бутурлин проявил радушное гостеприимство - устроил в честь столичного гостя званый обед. Это позднее, уже в Оренбурге выяснится, что нижегородский губернатор принял его за тайного инспектора. А пока, садясь у почтовой конторы, что на Благовещенской площади, в свою дорожную коляску, А.С.Пушкин думал о Нижнем, его обществе и губернаторе только хорошее. Коляска тронулась, проехала мимо здания гимназии, свернула на Тихоновскую. Слева промелькнул небольшой деревянный дом. Пушкину и в голову не пришло, чтo именно в этом доме проходили встречи дяди, Василия Львовича, с Карамзиным во время их пребывания в Нижнем Новгороде в 1812-1813 г.г, А ведь он не раз слышал от дяди об этом.
Отдохнувшие лошади быстро промчали коляску мимо усадьбы Киризеева, по проулку выехали на Большую Печерскую и в считанные минуты были у Казанской заставы. Территория города Нижнего Новгорода закончилась. Но около двухсот верст еще предстояло ехать Пушкину Казанским столбовым трактом по Нижегородской земле - через Кстово, Легнево, Чугуны, Василя на Суре.
Нижегородская область навечно связана с именем А. С. Пушкина Большим Болдино. Одна из главных точек на историко-литературной карте России затмила почти многокилометровый путь Пушкина по дорогам Нижегородчины.
Так уж случилось, что на теперешней Сенной площади, недалеко от места, где в Пушкинское время находилась Казанская застава, в старом двухэтажном здании раслагается нижегородская школа искусств и ремесел им. А.С.Пушкина "Изограф", основателем и художественным руководителем которой является заслуженный художник России Д. Д. Арсенин (мы уже встречались с ним в рубрике "Пушкиниана"). Сам увлеченный самозабвенно и служащий всем своим творчеством великому русскому поэту, он прививает такую же любовь к Пушкину своим ученикам. Школа давно проводит и планирует проводить еще активнее художественные выставки, посвященные юбилею поэта как в стенах своей школы, так и в других учебных заведениях, домах культуры, музеях... Соединить исторический факт пребывания Пушкина в Нижнем, его поездку из Санкт-Петербурга в Оренбург через Нижегородскую губернию и стремление педагогов и учеников школы отобразить образ и творчество Пушкина в изобразительном искусстве - таков смысл проекта "Пушкинский тракт", идеи создания которого принадлежат Д.Д.Арсенину.
Для обсуждения этого проекта в помещении школы "Изограф" собралась инициативная группа, состоящая из людей, давно и заинтересованно служащих пушкинской теме. Живой разговор давно знающих тему и друг друга людей помимо намеченных планов реализации проекта "Пушкинский тракт" привел к созданию Нижегородского Пушкинского клуба. Первыми членами клуба стали участники встречи: Д,Арсенин - директор школы "Изограф", А.Зайцев - заслуженный работник культуры РФ, первый лауреат Пушкинской премии Нижегородской обдасти поэт Ю. Адрианов, шеф-редактор газеты "Ваша антенна" В. Федоров, фотохудожник В. Алексеев и автор этих строк. Предложения, которые поступали как из рога изобилия от участников встречи, далеко вывели деятельность клуба за пределы осуществления одного конкретного проекта, хотя он и был обозначен как главный, стержневой. А в планах: и выставка-эстафета художественных школ, расположенных на пути Пушкинского тракта, и организация поездок молодых художников на этюды в наиболее живописные и исторически значимые места, по которым проезжал Пушкин, и организация пешего туристического маршрута от будущего музея А. С.Пушкина на площади Минина и Пожарского до школы "Изограф", и организация художественной галереи "Пушкинский домик в Нижнем Новгороде" в помещении школы...
Но вместе с обилием предложений члены клуба высказали опасения по поводу излищней заорганизованности подобных мероприятий. К осуществлению планов и проведению всех работ по пушкинской тематике максимально нужно привлекать молодежь, а для этого во всех делах должны присутствовать живость и интерес. Именно поэтому Нижегородский Пушкинский клуб и его проект "Пушкинский тракт" открыты для всех, кому дорого имя великого русского поэта.

Евгений Галкин

"Теперь моя пора..." "Метро", 27.07.98 # 27



Так А. С. Пушкин написал об осени с ее вдохновляющей силой. Эти же слова через полтора столетия художник Д. Д. Арсенин сделал названием одного из своих альбомов графических работ, посященных пребыванию великого русского поэта на нижегородской земле. Но пора художника . не только осень, а все время, отданное изобразительной пушкиниане. И началась эта пора тридцать семь лет назад, когда известный горьковский филолог и деятель культуры С. А. Орлов пригласил его в Большое Болдино.
К этому времени остались у Дмитрия Дмитриевича за плечами война и послевоенная служба на Северном флоте. Закончена учеба в Горьковском художественном училище, а затем в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учеба в институте была обогащена удачно организованной преддипломной практикой, которую художник в течение двух лет проходил в плаваниях на торговых судах. Лон-дон и Порт-Салд, Киль и Сингапур, Росток и Лян-Юн-Ган . эти и многие другие географические точки видел и зарисовывал студент-дипломник. Потом художественные работы, привезенные из морских переходов, были успешно воплощены в студенческие и дипломные выставки. Впечатления от кругосветных плаваний и собранный из них материал были столь велики, что могли захватить художника и определить темы его творчества на многие годы. Но судьба распорядилась иначе. Главная тема художественного творчества, да и главное дело жизни ждало его впереди.
Ранней осенью 1961 года на болдинской земле чистые листы бумаги впервые покрылись зарисовками, набросками, этюдами, из которых родилась серия акварельных пейзажей. Это было первое прикосновение художника к пушкинской теме. Его пейзажные зарисовки полны тонкого лиризма, изящества. Но природа, окружавшая когда-то поэта, не могла полностью раскрыть пушкинские мотивы без его образа. И Дмитрий Арсенин переходит к портретам Пушкина, его окружения. Этому предшествовало детальное изучение биографии поэта, его прижизненных портретов, художественных изображений его родных, друзей. Рождается серия прекрасных, тонких, одухотворенных работ, показывающих Пушкина в окружении современников. А параллельно создавались удивительные по замыслу и чистоте исполнения иллюстрации к произведениям русского гения: веселый и бесшабашный Балда, безумный Евгений из .Медного всадника., печальный Моцарт, грозный Петр i... Пушкинская простота и легкость в литературе отразились в художественных работах художника и органично сблизили два вида творчества.
В разработке пушкинской темы в изобразительном искусстве Д. Арсенин достиг таких высот, каких не достигал ни один из нижегородских художников. Недаром его персональные выставки являются украшением праздников пушкинской поэзии, а его работы хранятся в музеях и частных коллекциях многих городов. Только в Пушкинском музее Большого Болдино их около четырехсот. А всего пушкиниана Дмитрия Арсенина насчитывает свыше тысячи законченных художественных произведений. Сто пятьдесят из них представлены в сувенирном альбоме, изданном в 1994 году.
А пять лет назад Дмитрий Дмитриевич создает нижегородскую школу искусств и ремесел им. А. С. Пушкина .Изограф., которая несмотря на многие организационные и финансовые трудности приобрела свое лицо. Школа ведет огромную работу по подготовке к 200-летию со дня рождения Пушкина, организуя выездные выставки, привлекая талантливых учеников к пушкинской теме, готовя к юбилейной дате пушкинскую галерею. Школа . предмет особой заботы и гордости художника. Три ученика Школы . Катя Кузнецова, Дима Огородников и Женя Вдовин . получили Пушкинскую стипендию. А недавно в Москве, в помещениях Совета Федерации, ученики и педагоги Школы представляли свои работы, и их труд был положительно оценен.
Всего того, что создано заслуженным художником России Д. Д. Арсениным, хватило бы иному и на две жизни. Но он весь в новых планах и замыслах. Главным же на сегодня делом он видит организацию достойной встречи большой юбилейной даты великого поэта.

Евгений Галкин

Уроки рисования. Нижегородский журнал 831, 3'97



Что связывает эти такие разные на первый взгляд.работы? Живописные портреты и акварели, иконы и глиняные игрушки, расписные доски и шкатулки. Особенностью этого собрания является то, что здесь рядом ученические и профессиональные вещи.
Их авторы . ученики и преподаватели детской школы ремесел и искусств им. А. С. Пушкина "Изограф", руководимой заслуженным художником России Дмитрием Арсениным.

Пушкинские работы самого мастера, поэтичные пейзажи преподавателя акварельного класса Валерия Хазова,
иконы кисти Лидии Воскресенской . странно, но они прекрасно гармонируют с работами учеников.
Среди них есть явно высокоодаренные дети . Дима Огородников, Женя Вдовин, Катя Кузнецова, Дима Савушкин, Лена Карпова и многие другие.
Выставка школы "Изограф" триумфальным шествием прошла весной по общеобразователным школам и вузам города. Ее посмотрели не только школьники, но и жители Верхних Печер и Мещерского озера, Московского, Канавинского, Советского, Нижегородского и других рай онов.
Равнодушных лиц на этой выставке не было.

"Долго ль мне гулять по свету..." "Город и горожане", 11.04.97 # 5



"СКАЖИТЕ, пожалуйста, а как нарисована вон та картина?" - с профессиональным интересом спросила у Валерия Ивановича Хазова, преподавателя школы "Изограф", девочка лет тринадцати и настойчиво повела его к одной из довольно оригинальных работ, около которой толпились ребята. Это учащиеся класса художественно-эстетического воспитания верхнепечерской школы # 22. Они пришли на открытие выставки, посвященной А. С. Пушкину. Близится 200-летие со дня его рождения, так что, конечно, таких мероприятий сейчас проводится довольно много. Но на это мне хочется обратить особое внимание.
Дело в том, что практически все ученики "Изографа" - дети-инвалиды, большинство из них имеют нарушения слуха, а у одной безусловно способной ученицы - ДЦП. Я восхищаюсь терпением художников-профессионалов, связавших свою жизнь со школой. И их потрясающими итогами: непосвященный в дела художественные уже не отличит порой работы учеников от работ преподавателей. А двое воспитанников школы - Дмитрий Огородников и Евгений Вдовин даже стали стипендиатами мэра города.
На этой выставке ощущаешь особую атмосферу. Я чуть позже поняла, почему это так происходит. Порою есть картины, выполненные безупречно, по всем правилам, но они какие-то ... неживые, А эти - наоборот. Они поражают яркостью красок, несут в себе именно ту жизненную силу, которой многим так не хватает. Я видела достаточно различных картин учеников художественных студий. Но эти - особые. Ребята из "Изографа" вкладывают в свои работы больше, чем обычные дети. Может быть, потому, что они лишены детства в обычном нашем понимании, а с помощью искусства выражают то, чем были обделены. Между прочим, местом проведения выставки школа # 22 стала неслучайно. Здесь уделяют большое внимание эстетическому воспитанию ,да и к Пушкину отношение особое. До этого выставка посетила пять школ Московского, Ленинского районов. Этот своеобразный "марафон" руководитель школы искусств и ремесел им. Пушкина "Изограф" Дмитрий Дмитриевич Арсенин задумал как продолжение прошедшего не так давно телевизионного марафона. Он тоже хочет помочь Большеболдинскому музею-заповеднику. Часть собранных средств будет передана именно туда. Все выставки благотворительнью.
Всего на них представлено около 100 работ. Это и морские пейзажи Кати Кузнецовой, и удивительной красоты резьба по бересте Дмитрия Савушкина, и иллюстрации к пушкинским сказкам, выполненные разными ребятами. А рядом - работы мастеров: болдинские пейзажи Валерия Ивановича Хазова, полотна заслуженного
художника России Дмитрия Дмитриевича Арсенина. Многие из них знакомы нижегородцам.
Мне запомнился зимний пейзаж Дмитрия Огородникова. Он назван по первой строчке пушкинского стихотворения - "Долго ль мне гулять по свету..." Солнечный день, мимо стоящей неподалеку церквушки по заснеженной дороге едет легкий возок. Он подобен творчеству самого Пушкина: весь в движении. И Дмитрий Дмитриевич Арсенин, и директор школы Анатолий Юрьевич Зайцев надеются, что он дойдет, доедет, долетит до 1999 года, до самого юбилея.

Елена Щеникова

"Во весь голос палитры, или музыка, которую не слышно" "Нижегородский рабочий", 2.10.96



"Старенькие" уходят и ... возвращаются
Человек, лишенный слуха и речи, способен не только клеить коробки или стоять у
конвейера. Выставка в школе "Изограф" - яркое тому подтверждение. Большинство
работ сделано руками воспитанников интерната #65 для слабослышащих.
К сожалению, мысль об ущербности инвалида присуща и так называемой "нормальной"
части общества, и, зачастую, ему самому. Чувство полноценности не вырастает на
пустом месте, это требует немалого труда и терпения. Преподаватели "Изографа"
сил не жалеют, результат - налицо, вернее, на стенах старого дома на площади
Сенной, в котором 14 сентября 1992 года школа отпраздновала новоселье. С тех пор
каждый учебный год открывается традиционной выставкой работ школяров.
От картины к картине идет заслуженный художник России, председатель совета школы
и преподаватель класса акварели Дмитрий Арсенин. Многое изменилось за год,
появились новые направления, задумки, со дня на день школа ждет прихода
"новеньких" - пятерых ребятишек из детского дома музыкально - художественного
воспитания, что на улице Невзоровых, 29. Этот уютный дом-школа примет сирот, как
принял воспитанников 65-го интерната и детей из малообеспеченных семей,
"новенькие" сменяют сменяют "стареньких", которые уходят и... возвращаются.
- Шесть выпускников, закончивших в этом году 12-й класс интерната и нашу школу,-
показывает Дмитрий Дмитриевич на их картины,- вернутся к нам работать
художниками.

Влияние Пушкина на электропроводку
В этом году школа "перекрестилась" - изменились ее статус и название. Теперь она
носит имя А.С.Пушкина и готовится к 200 - летию со дня рождения великого
русского поэта в 1999 году.
Доверчивая царевна с яблоком и злая мачеха с зеркальцем, царевич на коне и семь
братьев у хрустального гроба смотрят с обычной дощечки, расписанной умными
руками 12 - летней Ольги Клюевой, не желающей отступать перед ДЦП. В.Тарасовой
приглянулся справедливый золотой петушок, П.Игнатьевой - всепобеждающая любовь
Руслана и Людмилы, а Т.Ненаживиной - поучительная история рыбака, его жадной
старушки и рыбки. Вот плачет акварельный Петербург. Таким ли вы видели его,
Александр Сергеевич?
Если имя Пушкина дало школе богатый творческий материал, то метаморфоза,
приключившаяся со статусом школы (теперь она муниципальная), "грозит" ей
материальными благами: стабильными окладами преподавателей и технических
работников, бесплатной арендой и... ремонтом электропроводки.
- В прошлом году,- говорит Дмитрий Арсенин,- пожарная охрана была вынуждена
опечатать школу. Вышедшая из строя электропроводка была опасна.
Но поломавшаяся проводка иногда бывает и безобидна. Без электричества, например.
- Электроэнергию,- продолжает художник,- в прошлом году тоже отключали из-за
большого долга по оплате.
Деньги и "оранжерейные" условия, конечно, не главное, особенно для людей
творческих.
Художнику важнее всего выставки - в этом собеседник убежден. Но на летних
работах отдых в "Лазурном" несомненно сказался. Семь путевок туда школе
предоставил департамент образования и науки. Про архитектуру часто говорят, что
это застывшая музыка. В летних пейзажах юных художников застыли веселые вальсы
Штрауса и грустная скрипка Моцарта. Они никогда не слышали их, но любят всей
душой.
- Кому-то покажетс ястранным, но эти дети музыку очень любят. В 65-м интернате
есть танцевальный ансамбль. Они не слышат мелодии, но чувствуют точно,-
утверждает Дмитрий Дмитриевич.

"Господа офицеры" куклам не чета
Даже куклы есть на выставке. Двум "подружкам" здесь, правда, скучновато. Сделала
их Мария Арсенина - дочь моего экскурсовода, которая живет в Москве. Местного
преподавателя нет, а потому класс художественной куклы не развивается.
Этого нельзя сказать о другом новом направлении, присоединившемся к уже
существовавшим классам керамики, "золотой" бересты, акварели и росписи по
дереву. Капитан второго ранга в отставке Борис Никольский всерьез взялся за
"Русский военный костюм". Манекены уже есть. Именно на них будут красоваться
мундиры всех званий и времен - от эпохи Петра Великого до наших дней. "Господа
офицеры" будут сидеть в "кают-компании" и любоваться картинами на морские сюжеты
работы, например, Евгения Вдовина.

До Рождества еще далеко, до среды - рукой подать
"Иисус Христос в доме Марфы" - домашнее задание Жени Вдовина. Он же автор
летнего кремля, блестящего куполами церквей, и другой картины - с зимней
крепостью, на которой маковки церквушек, выглядывающие из-за стен, играют
совершенно нетрадиционной раскраской - синие в белый горох. Расхаживая по залам
школы, постоянно встречаешь Женины работы. Где он себя только не попробовал!
Петр Первый появился на шкатулках, посвященных 300 - летию Российского флота,
тоже стараниями Жени и преподавателя росписи по дереву Л.Воскресенской. Евгений
Вдовин - один из двух учеников школы, которые с прошлого года благодаря мэру
получают стипендию в размере минимальной оплаты труда.
- У Жени много хороших икон,- говорит Дмитрий Арсенин.- К Рождеству планируем
сделать выставку.
Одна выставка проходит, начинается подготовка к следующей. Неизменны "Большие
среды". Именно в этот день, один раз в неделю, вечером собираются в "Изографе"
дети из интерната 65 и делают музыку, которую они не слышат. Чувству
неполноценности здесь места нет. Все, что не смогут объяснить немые художники,
скажут за них картины.

О.Алексеенко

"Когда милосердие не только в ордене" "Нижегородский рабочий"



К ордену Отечественной войны, медали Ф.Ушакова и другим наградам, которых удостоен наш земляк заслуженный художник России Дмитрий Арсенин, в прошлом году прибавилась еще одна - орден Милосердия от фонда "Дети России". И это не случайно.

Юнгой Северного флота в составе бригады эсминцев пройдя практически всю Великую
Отечественную, пережив все ужасы войны, Дмитрий Дмитриевич сохранил любовь к
живописи, доброе отношение к миру и людям и пошел по пути милосердия в
искусстве.
Сегодня Д.Арсенин возглавляет нижегородскую школу искусств и ремесел "Изограф".
Школа - это его идея, которую поддержали администрации Нижегородского и
Советского районов. помочь и помогать по сей день этому талантливому художнику,
работы которого украшали многие национальные и международные выставки, этому не
менее талантливому педагогу - для нас это почетно и свято. В школе "Изограф"
развиваются четыре направления: акварель, работа с глиной, берестой и
воссоздание русского военного костюма. Кстати, к 300-летию Военно- Морского
Флота разработана уникальная коллекция, а за большой вклад по пропаганде
традиций и подготовке празднования этой даты Д.Арсенин награжден грамотой за
подписью главнокомандующего ВМФ адмирала Ф.Громова.
А еще Дмитрий Дмитриевич приобщает к прекрасному слабослышащих детей.В
школе-интернате #65 для таких детей он веедет два 11-х класса и один 6-й. Здесь
его воспитанники осваивают и киноискусство: делают учебные фильмы, как работать
с глиной, берестой и т.д.. Последнее, что он придумал, и мы сейчас прорабатываем
вопрос - это компьютерный класс, в котором ребята могли бы заниматься графикой.
Этому человеку благодарны многие за то, что его опыт и умения переходят
мальчишкам и девчонкам, которые постепенно становятся мастерами, находят себя в
жизни.
Спасибо, Дмитрий Дмитриевич, за ваше благое дело.И позвольте в вашем лице
поздравить всех ветеранов района, города с великим праздником - Днем Победы!

А.Пронин, глава администрации Советского района

"Изограф". День церковного новолетия. "Нижегородский рабочий", 18.09.93 # 175



У казаринских мужиков был свой секрет. В потаенном месте под горой лежала черная глина, и промысел свой не доверили мужики никому. Четыре века промышляли, передавали секрет особой черной глины по наследству. Теперь остался в Казаринове только один мастер. Передал-таки секрет ремесла заезжим городским гончарам. Но не в один день решился . два года жили ребята в его избе.
Теперь керамические черные кувшины стоят в выставочном зале "Изографа", детской художественной школы искусств и ремесел.
14 сентября, в день церковного новолетия, "Изографу" исполнился год. В выставочном зале собрались заинтересованные люди и те, кто любопытствовал.
Посмотреть было на что. Среди выставленных черных казариновских кувшинов один, сразу видно, использовался не раз. Из этого кувшина, говорят,сам Пушкин молоко пил.
Рядом на невысоких столах - иконы. Не старые, отреставрированные, а свеженькие, с лаковым покрытием. Кисть к иконам не прикасалась. Работал мастер с берестой, раскладывал на солнце, чтобы получить разные полутона. Но общий тон должен быть теплый. И вышли иконы солнечными.
Тут же куклы в рядок в расписных сарафанах. Их одежда - точная копия того, что носили когда-то на Руси, в Рязанской, Нижегородской губерниях. Куклы небольшие, но ценные - семь экземпляров приобрел американский музей тканей и танцев.
На стенах - маленькие окошечки в деревянных рамках, яркие кусочки лиловых гор, желтые одуванчики в зеленой траве. Эти картины пишут дети. Слышат ребята плохо, иные вообще ничего, но Бог наградил их талантом видеть этот мир и дарить его людям.
Открывается учебный сезон в школе - открывается выставка; это уже традиция. День церковного новолетия, день нижегородских ремесел. Приходите, "Изограф" приглашает.

И.Суханова

Главная страница