Библиотека

Цитата из Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер. с англ. - М. Педагогика-Пресс, 2000, - 384 с.

Общество не только воспроизводится благодаря процессу передачи опыта при общении, можно даже сказать, что само его существование протекает посредством этого процесса. Между понятиями "общее", "сообщество" и "общение" существует гораздо более тесная связь, не-жели чисто словесная. Люди живут в сообществе благодаря тому об-щему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее. Они образуют сообщество или об-щество, если имеют общие цели, верования, устремления, знания - общее мировосприятие, или, как говорят социологи, единомыслие. Такие вещи не передаются от одного человека к другому чисто физи-чески, как кирпичи на стройке, и их нельзя поделить между людьми, как пирог. Общение, которое обеспечивает соучастие в общем миро-восприятии, и есть то, что создает сходные эмоциональные и интеллектуальные установки - сходные способы реакции на ожидания и требования социальной среды.

Отдельные люди не образуют общества, чисто пространственно на-ходясь рядом друг с другом; равно как человек не перестает испыты-вать влияния общества, удалившись на сколько-то футов или миль от других людей. Книга или письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что по-рой существует между живущими под одной крышей. Даже работая вместе для достижения общей цели, люди вовсе не обязательно со-ставляют социальную группу детали машины тоже работают согласо-ванно ради общего результата, они ведь не образуют общества. Вот если бы они осознавали общую цель и были настолько заинтересова-ны в ней, что согласовывали бы с этой целью свои конкретные дейст-вия, тогда - да, они образовали бы сообщество. Но для этого надо общаться. Каждый должен знать, чем занимаются другие, и иметь воз-можность постоянно держать их в курсе своих намерений и достиже-ний. Консенсус невозможен без общения.

Как было сказано выше, образовательный процесс идет самопроиз-вольно, поэтому есть только один способ, посредством которого взрослые могут сознательно управлять образованием юных, - конт-ролируя среду, направляющую их действия, а следовательно, мысли и чувства. Мы воспитываем не на прямую, а при помощи среды. Вопрос ставится так: либо мы позволяем стихийно складывающейся среде управлять образованием молодежи, либо специально формируем для этих целей среду. Любая среда стихийна, если она не сформирована с оглядкой на желаемый образовательный результат. Разумная семья отличается от неразумной главным образом тем, что жизненные ситу-ации и навыки общения этой семьей создаются специально или по крайней мере выбираются с учетом того, какое влияние они могут оказать на развитие детей. А наиболее типичный пример среды, спе-циально устроенной так, чтобы влиять на умственные и нравственные установки своих участников, представляет собой общеобразователь-ная школа.

Школы возникают, когда традиции общества становятся настолько сложными, что значительная часть культурного багажа фиксируется в письменном виде при помощи соответствующих письменных знаков. Они более искусственны и условны, чем речевые; им нельзя научить-ся, просто общаясь с другими людьми.Хроме того, в письменном виде обычно хранится информация о вещах, сравнительно чуждых повсед-невной жизни. Письменность хранит достижения, накопленные чело-вечеством за многие поколения, хотя некоторые факты могут быть и временно невостребованы. Соответственно, когда сообществу требу-ется выйти за пределы территории и памяти ныне живущего поколе-ния, ему приходится полагаться на посредничество школ, чтобы гарантировать адекватный доступ ко всем своим ресурсам. В качестве иллюстрации сошлемся на простой пример: жизнь древних греков и римлян сильно повлияла на нашу собственную, хотя это влияние и не проявляется на уровне повседневной жизни. Подобным образом люди, живущие теперь, но отделенные от нас пространственно, - анг-личане, немцы, итальянцы - имеют прямое отношение к жизни наше-го общества, но понять природу нашего взаимодействия с ними можно только после специального научного рассмотрения. Точно так же мо-лодые люди не могут в процессе повседневного общения приобрести представление о том, какую роль в жизни общества играют скрытые источники энергии или физические структуры, не доступные зрению. Так что для передачи такого рода информации вырабатывается особый способ общения - педагогическое общение - и создаются соответст-вующие социальные институты - общеобразовательные школы.

Сообщества возникают в любом клубе, во всякой группе людей, занятых общим делом. Приме-ром более крупных групп могут служить (в такой стране, как наша) объединения людей по расовой и религиозной принадлежности, по экономическому положению. Современный город, несмотря на его номинальное политическое единство, заключает в себе, возможно, больше сообществ и соответственно различных обычаев, традиций, устремлений, форм правления и контроля, чем можно было бы насчи-тать на целом континенте в более ранние эпохи.

Каждая такая группа оказывает формирующее влияние на жизнен-ные установки ее членов. Компания, клуб, банда, воровская шайка, заключенные в тюремной камере, - все эти сообщества создают образовательную среду для тех, кто входит в них, и оказывают не ме-ньше влияния, чем церковь, профсоюзы, деловые партнеры или поли-тическая партия. Есть сообщества, члены которых почти не имеют непосредственных контактов друг с другом: художники, литератур-ный и ученый мир. Эти люди разбросаны по миру, но каждый из них принадлежит к определенному сообществу, поскольку имеет общие цели и в своей деятельности ориентируется на созданное другими его членами.

В прежние времена разнообразие групп было связано преимущест-венно с географическим фактором: обществ было много, но каждое в пределах своей территории было сравнительно однородным. С разви-тием торговли, транспорта, обмена информацией и людьми возникли страны (подобные нынешним Соединенным Штатам), объединившие различные группы людей с разными системами традиций. Возможно, именно эта ситуация более чем что-либо другое усилила потребность в образовательном институте, который создавал бы для подрастающе-го поколения относительно однородную и сбалансированную среду. Только таким путем можно было противодействовать центробежным силам, возникающим при соприкосновении различных групп внутри одной и той же политической единицы. Школа сводит вместе моло-дых людей, принадлежащих к разным расам и религиям, имеющих не-похожие обычаи, создавая для всех них новую, более широкую среду. Общее содержание образования приучает членов всех групп к едино-му взгляду, открывая для них более широкие горизонты, чем тот, ко-торый виден изнутри любой из них. Об эффективности такого подхода, создающего уравновешенную общность, красноречиво сви-детельствует ассимилирующая сила американской государственной школы.

Школа также призвана согласовывать в системе мировосприятия каждого отдельного человека влияния различных сообществ, в кото-рые он входит. Ведь в семье - одни нормы, на улице - другие, в цеху и в магазине - третьи, а в религиозной общине - четвертые. Человек разрывается на части, каждая среда тянет его в свою сторону. Возни-кает реальная опасность начать мыслить и чувствовать по-разному, находясь в различных внешних условиях. Это возлагает на школу ста-билизирующую и интегрирующую функцию.