Virtual Pustyn

ЛОГИКА ЭВОЛЮЦИОННОГО МЕГАСИНТЕЗА И ПРИЧИННАЯ ОБУСЛОВЛЕНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ

(Материалы международной конференции ЧЭС/МЦЧИ, стр.270-276, Харьков-2000).

А.Г. Ющенко

E-mail: AGYu@kpi.kharkov.ua; Fax: 38-0572-44-11-05

Введение. Современное состояние глобального "человеческого муравейника" могла бы наглядно охарактеризовать картина изображающая строителя, который возводит грандиозное строение, вынимая для этого блоки из его фундамента. Здесь мы делаем попытку углядеть контуры этого здания, а также понять, как надо его строить, чтобы оно не рухнуло прямо на нас. Мировоззренческой основой исследования является пантеистическая концепция неразрывного единства материального и духовного в элементарной ткани универсума [1]; логика пространственно - временного мегасинтеза рассматривается нами не только на уровне человеческих индивидов, но и на уровне наиболее цефализованных форм жизни, к которым необходимо отнести некоторые виды дельфинов. Необходимость такой межвидовой кооперации понимается как закономерная ступень в интеграции сверхсознания ноосферы. Излагается целостный биоэтический взгляд на мир, основанный на известной гомологичности биологической и культурной эволюций [2], подкрепленный концепцией автора о единстве природы творческих процессов природы и сознания [3]. В качестве информационной основы этики человека предлагается рассматривать естественную этику природы, в которой численность живых организмов подвержена механизму саморегуляции. Мотивом данного исследования является убежденность автора в том, что для осознанного принятия множества частных решений в повседневной рефлексирующей жизни человека ему необходимо знание и видение логики того эволюционного потока жизни, в котором он оказался по воле судьбы.

1. Информационная логика мегасинтеза

Наш современный мир, в отличие от предшествующих исторических эпох, успевает существенно измениться за время отдельной человеческой жизни. Ключевая роль в преобразовании мира принадлежит так называемым "информационным технологиям". Построение развитого информационного общества, в котором паутина компьютерных сетей опутает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, - приоритетная задача ЕС. В общем случае, информация представляет собой некую микроструктуру, связанную по определенному закону c соответствующим макрособытием [3]. Информация избавляет нас от необходимости личного присутствия и наблюдения всех событий; владея информацией, мы имеем возможность увидеть их сколько угодно раз и в удобное время в своем воображении или на экране компьютера. Феномен интернет нам легче всего объяснить с эволюционно- биологических позиций. Современные взгляды на информацию позволяют заключить, что она является основой всех известных нам эволюционных процессов на различных уровнях структурной организации: биологическом, психическом, виртуальном [4,5,6]. Для анализа предмета нашего исследования будет важно рассмотреть роль информационного обмена у общественных насекомых: муравьев, пчел и термитов, которые установили коммуникативные связи задолго до появления человека. Сопоставляя роли нервной системы у многоклеточных организмов по синхронизации жизненных циклов отдельных органов и языка у общественных насекомых, можно заключить, что они выполняют идентичные функции, а значит, и считать последних некой экзотической формой единого организма, состоящего из относительно обособленных подвижных частей [5]. Очевидно: язык и коммуникация у других биологических видов, включая человека, служат той же цели на различных уровнях их ассоциации. Таким образом, развитие интернет представляет собой образование "нервной системы" в глобальном человеческом муравейнике. Интеллектуальная и культурная интеграция, ввиду демократической природы компьютерных технологий, становится доступной все большему числу людей; индивидуальные сознания последних, совместно с все более усложняющимися системами искусственного интеллекта имеют тенденцию образовывать единое биотехнологическое сверхсознание планеты [1]. Уяснив логику современной фазы мегасинтеза, мы должны задаться вопросом о возможности подобной интеграции среди других биологических видов. Инструментом такого рассмотрения следует выбрать результаты анализа эволюционных причин возникновения и становления интеллекта человека. Важно отметить, что условием духовно- нравственной интеграции человека с иными высшими формами жизни является принятие им современной биоэтической концепции, изложенной, например, в работе [7].

2. Tursiops Truncatus и Homo Sapiens

Homo sapiens и высшие виды дельфинов, включая Tursiops truncatus (Афалина) являются самими цефализоваными формами жизни в наземной и водной средах, соответственно, что обусловливает коренную особенность их межвидового положения [4,8-11]. Строго научного объяснения причин эволюционного возникновения у высших дельфинов такого сложного и большого мозга до сих пор нет, как нет и явных доказательств наличия у них высокоразвитой речи и высших форм рассудочной деятельности. Тем не менее, распространенное мнение о том, что такое выдающееся развитие мозга дельфинов вызвано главным образом его ориентационно - локационными способностями, опровергается тем фактом, что у летучей мыши "чрезвычайно слабо цефализированный мозг и по диффенцировке височных долей она находится на одном из последних мест среди млекопитающих" [11], несмотря на её известные эхолокационные способности. Нам представляется, что возникновение такого совершенного мозга у дельфинов могло быть обусловлено в их эволюции информационной функцией направленной на социализацию. Наличие информационного обмена между дельфинами подтверждается согласованностью их действий, как во время групповой охоты, так и в экстремальных ситуациях, а также экспериментами по обмену информацией (по акустическому каналу) между дельфинами в изолированных бассейнах, проведенными учеными американского и советского военно-морских ведомств [12]. Тем не менее, однозначная корреляция между частотно-модулированными сигналами и поведением дельфинов до сих пор не установлена. Учеными Научно-исследовательский центра "Государственный океанариум" Министерства обороны и НАН Украины (г. Севастополь, создан в 1966 году) недавно был обнаружен тонкий гармонический состав коммуникационных сигналов и обосновано положение об информационной значимости кратных высших гармоник, которые ранее не исследовались. Результаты их работы позволяют предположить, что для осуществления коммуникации в приповерхностной нестационарной морской среде дельфины используют тестовые информационные сигналы. В таком случае, по тест- сигналу становится возможным определить закон искажения кратных гармоник в каждом конкретном трафике и, применив обратное преобразование к искаженному информационному сигналу (для чего необходим высокоразвитый мозг), восстановить его достаточно полно. Заметим, что в НИЦ "ГО" разработана также и конструкция модернизированного транспонирующего устройства, преобразующего гармонический спектр сигналов дельфинов в область частот, воспринимаемых человеком. В целом представляется, что современные телекоммуникационные технологии позволяют преодолеть техническую проблему существенного различия естественных коммуникационных систем человека и дельфина. Однако проблема не только в этом. Очень важно понять, что формирование интеллекта отдельного человеческого индивидуума в конкретной исторической фазе органически связано с соответствующим уровнем культуры, обусловленной состоянием научно-технологического прогресса всего человеческого сообщества. Для формирования интеллекта личности в человеческом обществе служит институт семьи и создана многоступенчатая система образования, которая фактически исполняет роль репликатора культурного мимофонда [5]. Следует обратить особое внимание на то, что способность к формированию интеллекта человека кардинально зависит от его возраста. Известные нам многочисленные случаи длительного воспитания детей вне человеческого общества, например, в семье волков, показывают, что они, возвращаясь обратно к людям, практически не поддаются обучению. По-видимому, нейроны их мозга утрачивают способность устанавливать дополнительные связи. Фундаментальные эксперименты, проведенные Марком Розенцвейгом, показали [13], что " у крыс, выращенных в "обогащенных" лабораторных условиях (т.е. в просторных клетках, где они содержались совместно с другими крысами и имели много разнообразных предметов для игры), кора мозга была развита лучше, чем у крыс, выращенных в пустых и тесных клетках. Расширение социального и физического опыта приводит к большему развитию нервной системы, и благодаря этому крысы быстрее и лучше решают различные задачи, например, задачи с лабиринтом". Иными словами, интеллект высокоорганизованных животных в большой степени зависит от воспитания и научения, т.е. от их информационного окружения. Очевидно, что чем выше биологическая организация мозга, тем большее значение в его активном формировании приобретает среда. Это означает, что интеллект человека реплицируется неким "социальным оператором" благодаря возрастной пластичности его мозга поскольку "нервная система человека должна развиваться в условиях человеческой жизни, чтобы порождать человеческое сознание" [13]. Возрастная пластичность мозга млекопитающих является фундаментальным фактом, значение которого, представляется, еще не осознано в должной мере. Приведем такой пример: у человека, имеющего "серьезное повреждение левой стороны мозга ... мозг оказывается достаточно пластичным, чтобы передать управление речью неповрежденному левому полушарию. У взрослого человека эта пластичность не сохраняется"[14] (выделено нами). По существу, наша цель - подойти к пониманию того, что в отношении наиболее цефализованных видов дельфинов правильно ставить задачу не об оценке уровня их интеллекта, как это делалось до сих пор, а о поиске методов его активного возрастного формирования, в известном смысле моделирующих репликационные функции социальных институтов человеческого сообщества! Основными ожидаемыми результатами в случае успешной реализации разработанного нами проекта такого исследования (ИРЭ НАНУ) могли бы быть [15]: (1) подтверждение фундаментальной возможности интеллектуального развития высших видов дельфинов, отвечающая "выдающейся величине neocortex" их высокодифференцированного мозга к информационному восприятию достижений человеческого культуры и, основанная на ней - (2) новая форма межвидовой кооперации в практической и духовной сферах, соответствующая эволюционной тенденции формирования планетарного сверхсознания.

Естественно, лишь дальнейшие исследования могут определить истинные физиологические возможности мозга дельфинов и их готовность к восприятию достижений человеческого интеллекта. Конечно, априорно мы ничего не можем сказать о механизме мышления дельфина, он то и у людей бывает преимущественно левополушарный (речевой) или правополушарный (образный). В этой связи уместно будет вспомнить Норберта Винера, который "отметил, что ему случается думать и со словами, и без слов" и Альберта Эйнштейна заметившего по этому поводу следующее: "Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть "по желанию" воспроизведены и скомбинированы" [16].

3. Синдром динозавра

Жизненный успех любого биологического вида естественным образом характеризует рост его численности. Казалось бы, шесть миллиардов наших современников наглядно демонстрируют доселе неведомый успех Homo Sapiens. Вместе с тем, достоверные данные палеонтологии свидетельствуют о том, что мы не единственный биологический вид в истории Земли, достигавший такого величия, за которым, однако всегда наблюдался загадочный период массового исчезновения из летописи жизни: трилобиты, аммониты, динозавры...[17]. До сих пор у нас нет строгой теории причин их ухода, но современные кибернетические модели эволюции приближают нас к уяснению механизмов возможных катастроф в предшествующих экосистемах [6]. Рост апокалиптических настроений, наблюдаемый в последнее время в общественном сознании, нашел свое прочное и наглядное подтверждение в докладе "Пределы роста" предоставленном "Римским клубом" ещё в 1972 году [6]. В нем, на основании анализа глобального загрязнения природы и истощения не возобновляемых энергоносителей, был сделан принципиальный вывод о гибельности пути нашей научно-технической цивилизации, достижениями которой мы так гордимся. Наконец-то пришло время нам уяснить - внешняя природа не создана для насыщения нашего неуемного вожделения, а, наоборот, что мы сами являемся побочным результатом какого-то глобального вселенского синтеза материи, раскрытием ее внутренней сущности, расцветающей в способности образовывать гармоническую композицию живого вещества. Фактически речь идет о том, распознаем ли мы эволюционную логику истории и если, дай бог углядим, то, будем ли мы ей следовать вопреки нашему генетически детерминированному сиюминутному эгоизму? Далее мы делаем попытку уяснения движущего механизма эволюционного развития, обосновав постулат о фундаментальном единстве творческих процессов природы и сознания.

4. Оператор творческого процесса

Вопрос о происхождении жизни является ключевым для построения мировоззренческой базы, будь она теологическая или научная. Наибольшей убедительностью в описании того, как из более простого живого вещества получается более сложное вещество, обладает правильно понятая теория Дарвина-Уоллеса [6]. Поскольку, "выживание наиболее приспособленных" является частным случаем "выживания стабильного" [5], её можно попытаться применить и к неживому веществу. Самой важной характеристикой жизни, по мнению Ричарда Докинза можно назвать "потенциальное квази- бессмертие гена в форме копий" осуществляемое посредством репликации в последующих поколениях образующих его комплекса молекул ДНК. Пространственная репликация молекул кристаллов заменяется здесь временной репликацией генов. Поскольку теория Дарвина-Уоллеса хорошо известна, то ограничимся лишь несколькими замечаниями, которые мало берутся во внимание ее критиками и даже некоторыми сторонниками. Несмотря на случайный характер мутаций половых клеток, коль скоро они бессознательно оцениваются естественным отбором детерминированным свойствами внешней среды обитания, в которую, понятно, надо включить и активность уже существующих в ней организмов, сам результат оценки не является случайной величиной. По истечении определенного времени среда "вылепливает" из себя организмы, образующие с ней единое гармоническое целое. В противоположность такому подходу можно считать, а в большей части верить, что зарождение жизни могло быть результатом творческого акта некоторого высшего сознания, т.е. на основе представлений, например, о добре и зле. Поскольку мы не сомневаемся в том, что, по крайней мере, сами обладаем сознанием с тех пор как стали логично мыслить, то нет ничего противоестественного в том, чтобы допустить возможность существования неизвестного нам сверхсознания. Следовательно, центр нашего внимания должен переместиться на анатомию сознания, и в, особенности, на его творческие механизмы. Для краткости изложения приведем лишь ключевой результат такого исследования, который позволяет (главным образом на основании анализа работ [16,18-20]) выделить наиболее общую схему психологии творческого процесса в виде временной последовательности мыслительных актов направленных на: а) Создание большого количества различных комбинаций понятий или образов в подсознании человека, выражающих определенную идею; б) Отфильтровывание идей в "краевом сознании" при их переходе к сознанию; в) Искусственный отбор идей путем проверки их согласия с известными фактами. (Осознанные идеи могут иметь некоторые существенные различия). Детальное сопоставление этой схемы со схемой дарвиновского естественного отбора указывает на их принципиальную идентичность, хотя они относятся к материальной и духовной реальностям! [3,21]. В свете этих новых представлений, отмеченная Карлом Поппером гомологичность эволюции знаний и эволюции биологической ("Рост знания - и процесс учения... есть процесс устранения ошибок. Это дарвиновский отбор, а не ламарковское обучение" [2]) является логическим следствием действия единого в своей основе "оператора творческого процесса" постулируемого как результат согласованного взаимодействия "ротора структурных элементов" и "механизма их отбора". Более того, сами психические категории или "мимы" распространяются " переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией" [5]. Стало быть, как по единому механизму своего образования, так и по способу существования посредством временной репликации, эти психические сущности - мимы можно отнести к категории живых существ, в то время как дарвиновский естественный отбор считать праотцом творческих психических процессов! Из всего этого вырисовывается картина, поразительная своей простотой и стройностью логики построения, которая воздействует на наше эстетическое чувство: природа видится нам естественным образом организованной и функционирующей по законам творческого мышления сознания, а оно, в свою очередь, - организованным по законам существования живых существ. Эта концепция позволяет нам понять: биологические организмы оказываются целесообразно приспособленными к среде обитания бессознательно [22], в том смысле, что, по крайней мере, промежуточный результат, по всей видимости, не был предварительно промоделирован и оценен в некотором сверхсознании, он моделируется и оценивается на информационном биологической носителе. В известном смысле, Земля представляет собой материальный носитель планетарного мыслительного процесса осуществляемого в форме естественного отбора на биологическом уровне структурной организации вещества: "AGNOSCO VETERIS VESTIGIA FLAMMAE."

5. Этика жизни - основа концепции выживания человека [21]

Судя по всему, природа создала нас для защиты жизни, в то время как мы, вследствие нашего слепого животного эгоизма безжалостно истребляем её, и все еще не можем подняться до уровня творения, сознательно мыслящего и сознательно действующего в планетарном масштабе. С информационно-этической точки зрения выходит, что для этого мы должны реплицировать эволюционную базу данных и эволюционную логику мышления в своём мимофонде. Представляется, что теперь у нас есть достаточно оснований для поиска теоретической основы для наших этических установок в естественной логике мышления биологической жизни, где даже паразиты стараются не погубить хозяина, дающего им питательные соки. Далее мы остановимся на тех вопросах "симфонии жизни", которые актуальны для понимания причин нашего видового кризиса. Надеюсь, нам теперь легче понять то, что видоспецифическая особенность человека заключается в одновременном обладании двумя формами жизни: биологической и культурной, достоверно описывающимися лишь на уровне связанных саморегулирующихся кибернетических моделей, причем первая характеризуется тем, что это "единая организация, части которой должны соответствовать друг другу, с тем, чтобы вид мог выжить" [23]. В биологической эволюции, вслед за изменением среды, вследствие никогда не дремлющих мутаций, через определённое время трансформируются гены и, соответственно, их физические информационные носители - организмы. Как мы знаем, в большинстве случаев эти процессы в достаточной степени синхронизированы. Моделирование практических ситуаций нашим мозгом в процессе жизнедеятельности, а в последнее время и его протезом - компьютером, позволило достичь невиданных ранее в природе скоростей в эволюции материи и духа, все больше затрагивающего глобальные процессы в планетарной кибернетической системе. Генный отбор уже не в состоянии успеть за этими переменами, поскольку он оперирует с инерционными объектами, а не их бестелесными живыми тенями, поэтому вся надежда на эти последние, коль скоро наши мимы реплицируются в человеческих головах те только "в мейозе", но и во время "митоза". Наша трагедия заключается в том, что с глобальных позиций нельзя считать способ нашего существования подчиненным разуму. Мы, в большей или меньшей степени, являемся рабами общественной технологической системы, этого человеческого муравейника, посредством которого, конкурируя на разных уровнях общественной организации, мы добываем средства к собственной жизни и продолжению рода. Биосоциологический синтез данной проблемы, блестяще проведенный Пеккой Кууси, логически привел его к созданию "доктрины управления эволюцией" и разработке стратегии выживания нашего вида [6]: (1) прекращение роста численности населения; (2) переход к надежной энергетической системе выживания; (3) переход к выравнивающему различия совместному регулированию природных ресурсов; (4) отказ от войн.

Таким образом, мы должны управлять своей эволюцией, если хотим выжить; природа в отношении нас может вынести лишь окончательный вердикт и, возможно, пройдет еще не одна сотня миллионов лет, пока иной земной разум не обратит свое внимание на то, что от нас останется в виде окаменелостей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обоснованная нами концепция о гомологичности психологии творчества сознания и природы позволяет трактовать эволюцию как рефлексирующий мыслительный процесс в направлении синтеза сверсохнания. Нравственной основой предложенного здесь исследования возможностей усвоения интеллектом наиболее цефализованных видов дельфинов исторических достижений человеческой культуры является осознание человеком себя как творения, созданного эволюционным мыслительным процессом а, значит, и необходимости этического соответствия своей деятельности логике общего планетарного развития, из которой следует, что научно-технические, а также духовные достижения человечества принадлежат общему феномену жизни на Земле. Научным обоснованием возможности такой формы интеллектуальной кооперации является как фундаментальное свойство "пластичности" нервной ткани млекопитающих, которая является анатомической основой исторического развития человеческой цивилизации, так и высокоразвитый мозг наиболее цефализованных видов дельфинов. Техническим обеспечением конструирования канала связи для практической реализации отмеченной межвидовой кооперации являются выдающиеся достижения современных телекоммуникационных технологий в кодировании, передаче и обработке информационных сигналов, а также в распознавании сложных образов. К сожалению, пластичность нервной ткани человека и дельфина может быть использована в негуманных целях для обеспечения эгоистичных корпоративных интересов влиятельных структур человеческого сообщества. Поэтому хотелось бы привлечь внимание демократической общественности к этой проблеме, и в особенности, альтруистических организаций в плане контроля над соблюдением как этических норм в сфере образования и массовой коммуникации, так и биоэтических - в области научных исследований.

Скорее всего, основная причина генетически детерминированной агрессивности человека заключается в том, что главной движущей силой в его сотворении был мальтузианский естественный отбор "вследствие перенаселения" [24]: многочисленные ближайшие родственники человека были убиты, а во многих случаях даже съедены [4,17,25]; в то время как высшим достижением отбора обусловленного "все возрастающим приспособлением" к среде являются киты и дельфины. Тот, кто обладает элементарным эстетическим чувством красоты, не может не восхищаться их совершенством в отношении среды обитания; эта последняя составляет 2/3 поверхности нашей планеты, назвать которую поэтому следует Океан, где жизнь и зародилась. В самом деле, исключительным морфологическим признаком китообразных является "общая редукция лимбических структур", которая "возможно, и определяет ярко выраженный "кроткий" характер дельфинов" [11]. Здесь уместно будет отметить то катастрофическое положение черноморских дельфинов, в котором они оказались по нашей вине: техногенное загрязнение, варварское расхищение рыбных ресурсов, массовая гибель от браконьеров и т.д. Все это требует принятия комплекса срочных мер по их защите. Представляется, что при должной поддержке со стороны ЧЭС, было бы возможным проведение на базе НИЦ "Государственный Океанариум" фундаментальных исследований путей формирования интеллекта Афалины, а также природы целительного эффекта дельфинотерапии, не разгаданного до сих пор, несмотря на использование его во многих странах мира более двадцати лет. Все продолжающийся переезд квалифицированных украинских дельфинологов для профессиональной работы в другие страны мира, является утратой не только для Украины, но и для всех стран ЧЭС в области фундаментальных стратегических исследований.

Пока ученые рассуждают об эволюции, смысле жизни и "стратегии выживания", политики разных уровней принимают практические решения, определяющие матрицу взаимодействия, как между различными группами индивидов гигантского человеческого муравейника, так и, что более важно, между нашей чудовищной технологической машиной и рефлекторно мыслящей природой. Политики принимают такие решения, которые соответствуют уровню их морали и интеллекта, причем величина их генного эгоизма обратно пропорциональна степени демократического контроля со стороны общества. Не является ли агрессивный и самодовольный человек ошибкой эволюционного мыслительного процесса, узнают уже наши ближайшие поколения. В целом представляется, что этическим правилом выживания современного человека является чувственная интеграция со всеми формами жизни посредством принятия этики живого вещества и, вероятно, логически дополняющая её интеллектуальная межвидовая интеграция с остальными наиболее цефализованными творениями земного разума, и, безусловно, его культурная внутривидовая интеграция в единый человеческий организм посредством телекоммуникационных технологий.

Общим правилом технического обеспечения тесной международной интеграции является разрастание высокоскоростных телекоммуникационных сетей и, в первую очередь, интернет, что осознано ведущими в технологическом отношении странами мира. Интеграция стран ЧЭС также не мыслима без развертывания общей телекоммуникационной сети, широкого внедрения экспертных систем анализа информационных потоков и управления, как технологиями, так и людьми, по крайней мере, в периоды возникновения чрезвычайных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. П.Т. Шарден. "Феномен человека" М.:Наука.1987.

2. К. Поппер, "Логика и рост научного знания", М.: Прогресс.1983.

3. А. Ющенко. Информация и интеллект в современном мире. Официальные ведомости, 46-47, с.16, 1999.

4. К. Саган. "Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого мозга", Москва. 1986.

5. Р. Докинз. "Эгоистичный ген". Москва: Мир, 1993.

6. П. Кууси. "Этот человеческий мир". Москва, Прогресс, 1988.

7. Т.Н. Павлова." Биоэтика в высшей школе". Уч. Пос. М.: МГВМиБ им. К.И. Скрябина, 1997

8. В. Белькович, С. Клейнберг, А. Яблоков. "Наш друг-дельфин". М.: Молодая гвардия. 1967.

9. "Друзей не держат в заточении"- интервью Джона Лилли.

Газета "Социалистическая индустрия" 229, 4 октября, 1988 г.

10. Дж. Лилли. "Человек и дельфин" М.Мир.1965.

11. А. Яблоков, В. Белькович, В. Борисов. "Киты и дельфины". М.:Наука.1972.

12. Ф.Г. Вуд. "Морские млекопитающие и человек". Л.:Гидрометеоиздат.1979.

13. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедетер. "Мозг, разум и поведение". М.:Мир.1988.

14. Д. Вулдридж. "Механизмы мозга". М.: Мир.1965.

15. А. Ющенко. "Загадка супермозга и её возможная разгадка".

Официальные ведомости, 40-41, стр.15-16, 1999.

16. Адамар Ж. "Исследование психологии процесса изобретения в области математики".

Изд-во "Советское радио", Москва, 1970.

17. Т. Николов. "Долгий путь жизни". М.: Мир, 1986.

18. Г. Селье. "От мечты к открытию". М.: Прогресс. 1987.

19. Дж. К. Джонс. "Методы проектирования". М.: Мир.1986.

20. Изобретатель и рационализатор. 9. С.9.1987.

21. Ющенко А. "Этика живого вещества как информационная основа концепции выживания современного человека". Вестник ХГПУ: Гуманизация высшего инженерного образования. Харьков: 2000.

22. Ф. Энгельс, "Анти-Дюриг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом " М.: Политиздат, 1983 .

23. Dobzhansky T., "The biology of ultimate concern" The New American Library. USA, 1967.

24. Ф. Энгельс. "Диалектика природы". М.: Политиздат. 1987.

25. Ян Линдблад. "Человек - ты, я и первозданный" М.: Прогресс. 1991.