Виртуальная Пустынь
Пустынские рассказы

МЕДВЕДКИ

медведки- записки на полях ДогиДоги

Вечером, где-то в районе нашего прудика в огороде, вдруг восторженно засвиристела медведка.

Стараньями множества авторов книжек "про сад и огород" было четко впечатано в наши мозги то, что медведка - злейший враг урожая. А еще в голливудских фильмах ужасов что-то очень напоминающее медведку излюбленным кинематографистами приемом как-то неожиданно появляется из-под земли (о-ба-на, а вот и я !!) и начинает кушать главного героя. Как истый подземный житель, медведка и впрямь имеет весьма устрашающий вид: вся какая-то несуразная, похожая на маленького крота, с мощными роющими лапами-лопатами, вывернутыми нелепо вбок и тараканьими усами. Картину довершают маленькие медвежьи глазки, хитрые и нахальные. На огороде (в том числе и на нашем) медведки занимаются вредительством; и это, похоже, их основное занятие. Натолкнувшись под землей на корешок неокрепшего овоща или семядолю какого-нибудь собравшегося произрасти боба, эта зверюга набрасывается на добро и незамедлительно вредит.

Исходя из всего перечисленного, мы решили побороться с этим зловредным и ужасным насекомым. У аккуратной и пунктуальной Лары в ежедневнике, где составляются четкие и подробные планы на каждую текущую неделю "по саду и огороду", так и было записано: "вторник, 14 июня, - побороться с медведкой!".

Борьба предстояла нелегкая. Дело в том, что медведки обитают довольно глубоко в почве, где отличнейшим образом роют норы и резво уходят от погони, как лисы, если вдруг удастся застать их случайно на поверхности за поеданием какого-либо корешка. Единственным нашим помощником в этой праведной и нелегкой борьбе оказался сорокопут, выкармливающий своих детей в кусте орешника на соседнем холме. По утрам Лара часто находила останки разгрызенных медведок то на скамье около крыльца, то на огуречных грядках, то даже и на чайном столике под яблонями! Сорокопуту было удобно пользоваться этими разделочными местами перед тем, как отнести самые лакомые, филейные части добычи в свое гнездо. Птичка стеснялась производить отлов при нас. Она охотилась рано утром, когда все травы еще стояли в росах, а медведки, по-видимому, пребывали еще в состоянии ночной бодрости.

Различные авторы полезных книг давали совершенно различные советы по поводу того, как следует "побороться" с медведкой. Один советовал искать норы и заливать их водой. Таким образом, помнится мне, охотятся на сусликов в степях и полупустынях. Другой категорично заявлял, что лучший способ - нарыть нор самим и "навтыкать" в них стеклянных банок. Прогуливающаяся лунной ночью зверюга, дескать, сама свалится в банку, а утром хозяевам огорода останется лишь извлечь хищницу оттуда и решить ее судьбу. Третий автор бубнил, что активная охота эффектнее всяческих других способов и прямо таки требовал брать лопату и копать "на звук".

Именно этот звук сейчас мы и слышали со стороны нашего прудика. Медведка свиристела самозабвенно. Стояла полная луна. Со стороны леса неслись урчанья козодоев, а со стороны озер - стоны лягушек. Однако медведка умудрялась переорать их всех, хотя сильным ее голос вряд ли можно было назвать.

"Бери лопату!, - почему-то шепотом и округляя при этом глаза заговорила Лара, - сейчас мы ее!" Дальше события развивались как в шоу Бенни Хилла. Если бы кто-то со стороны видел наши кульбиты на фоне ночного огорода, то вряд ли остался живым, скончавшись либо от колик и "надорванного животика", либо от ужаса. Крадучись, в свете луны, поминутно делая друг другу знаки, указующие, как нам казалось, нужное направление движения, с лопатой наперевес мы продвигались к источнику "звука". Когда певунья замолкала, мы делали стойку. Лишь она начинала свои верещанья вновь, мы меленькими шажочками словно паралитики синхронно вновь начинали скрадыванье. Согбенные фигуры с чем-то непонятным в ручонках (то ли коса, то ли отмычка) в неясном свете луны казались, наверное, восставшими из ада или татями, крадущимися в ночи.

Около самого прудика вдруг обнаружилось, что свет луны недостаточен для дальнейших поисков, и потому Лара была отправлена в дом за фонарем. Я же, словно натасканный пойнтер, задрав ногу и грозно поводя лопатой из стороны в сторону, вслушивался в свиристенье у себя под ногами. Необходимо было быстро определиться и столь же решительно, воткнув штык, вывернуть ком земли вместе с проворной хищницей.

Подкралась Лара и осветила фонарем жирную прибрежную почву. Сразу стали видны многочисленные норки подземных обитателей - червей, слизней и прочих. Которая тут медведкина, я не знал. Две крупных травяных лягухи с шумом плюхнулись в прудик и долго потом там недовольно возились (у лягух продолжалась свадебная пора). Медведка же замолкла, затаилась. В напряженных позах, напоминающих скульптуру "Рабочий и колхозница" (лопата лишь усиливала сходство), застыли и мы. Ночь была теплой и нежной. С опушки леса слышались любовные трели козодоев. На озерах продолжались свадебные хоры лягушек. Наконец не выдержала и медведка. Она взревела с новой силой. Лара толкнула меня в бок, луч фонаря уперся в самую крупную нору под кустиком осоки, а я со зверским выражением на лице вгрызся лопатой в жирную прибрежную почву. С остервенением терзал я берег, но медведки не было! Перекопав добрый квадратный метр, я рухнул в траву, отдуваясь и утирая пот со лба. "Ну и ладно, - вдруг миролюбиво сказала в полный голос Лара, - пусть поет, пойдем лучше домой чай пить, там у нас еще конфеты "Мишка" остались..." И двое неудавшихся медвежатников, обнявшись, отправились через весь огород обратно домой.

Чай мы пили на заднем крылечке, выходившем в огород. На свет лампочки, освещающей наше крылечное чаепитие, налетала мелкая огородная мошкара, а также затесавшийся в их компанию крупный винный бражник. Бабочка мягко стукалась о лампочку, раскачивая ее, и наши тени с чайными кружками весело плясали на дощатой стене веранды. Мы пили чай, смотрели на луну и слушали ночь. И тут со стороны прудика раздался знакомый звук! Наша медведка, успокоившись, вновь затянула свою прерванную "земляными работами" брачную серенаду. И нам показалось, что песня ее очень даже приятно звучит и в целом отлично вписывается в общий настрой ночных звуков!

Кот Мися также пытался ловить медведок (когда закончились полевки). Кот блистал, по общему мнению, умом, и, по-видимому, смекнув, что нужно хозяевам, стал посиживать в засадах около медведковых норок. Копать землю, пусть даже и рыхлую, на грядках, ему было лень, поэтому кот предпочитал дожидаться выхода "медведя из берлоги". Дело это происходило теплыми июньскими вечерами, когда медведки оживлялись и запевали песни. Кот Мися шел "на звук" и залегал около звучащей норы. Таким методом кот поймал двух медведок и уж совсем было вошел во вкус, но все карты ему спутала серая жаба. Жабы умеют свиристеть очень похоже; и кот, обманутый знакомым звуком, получил нежданный сюрприз. Потревоженная жаба, раз в пять превосходящая по размерам медведку, прыгнула прямо в мордочку обескураженного кота. Мися отсиживался весь вечер в малине и с тех пор игнорировал все звуки, похожие на свиристенье медведок и жаб.

Автор: Сергей Борисович Шустов, 2001

К первой странице ДогиДоги Пустынских Рассказов
К первой странице сайта Виртуальной Пустыни

Библиотека Виртуальной Пустыни в 2003 - 2004 годах является частью сетевого проекта "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" и развивается при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет", реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк." (США).
Точка зрения, отраженная текстах сайта может не совпадать с точкой зрения Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США или Некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк.".