Виртуальная Пустынь
Пустынские рассказы

ПЧЕЛЫ

пчелы- записки на полях ДогиДоги

Поехали мы с Ларой на машинке на родник. Напасли фляг всяких, канистр. Уж больно в том роднике вода вкусна! Чай на ней какой-то особенный получается. Мы давно этот факт отметили. Родник около хутора, за нашим Крутым Долом. Там лесник Федя живет. Большим семейством и с большим хозяйством. Крепкий такой мужик Федя. Вот и с родником ему повезло. Нигде больше в окрестностях деревни такой вкусной воды нет. И мы с Ларой "припаслись" по воду.

Когда подъехали к хутору, сразу поняли - там что-то не так! Федю не узнать - как боевик в защитном комплекте. Одни глазки в прорезях мелькают. Рядом такие же страшные сыночки суетятся, все в балахонах каких-то несуразных. Да еще у Феди словно паникадило в руках. Словом, ужас и тихое потрясение! А Федя как нас увидел, замахал на нас паникадилом, как на чертей. Мы думаем: ну, хозяин шутки шуткует. Однако, не все так просто оказалось. Подскочил к нам лесник поближе и шепчет: "Езжайте-ка, милые люди, подобру-поздорову! Пчелки у меня роятся! Как бы вас не загрызли!" А сам дымарем своим размахивает. О-как!

- А где, Федор, пчелки-то?, - настороженно спрашиваю лесника.

- А черт их разберет!, - в тон мне отвечает Федор. - Где-то роятся, милые. Вот только-что тут журчались! Как бы мне рой-ти не упустить!

А нам водички больно хочется. И решили мы задами пробраться к роднику, за Фединой баней, по крапиве и купырю. Да и пчелок-то никаких не видно! Может, уж и отроились давно. А Федя перестраховывается.

С канистрами и флягами, чуть ли не ползком, тихохонько крадемся по околобанным зарослям. Вокруг родника наросли такие дебри травы - и сныть, и таволга, и купырь, и дудник! Озираемся, где пчелки? Вроде все тихо. Вдруг вместо пчелок натыкаемся на что-то страшное и непонятное. Что-то типа лешего полощется в воде. Лара застрашилась, стала меня за рукав хватать и тянуть обратно к машине. Я себя переборол и вперед еще продвинулся малость. Оказалось при ближайшем рассмотрении, что это Федина мать, старушка благообразная, в тазике щавель свежесорванный полощет. Для пирога, пустынского, традиционного. А уж закутана с ног до головы, в какие-то лисьи салопы и старомодные ветхие шушуны. К тому же глуха, как тетеря. "Нет пчелок-то?, - кричим мы ей в ушко. А она - "Ась? Ась?..." На пятый раз она вдруг рассыпалась аж несколькими тирадами. И по смыслу почти то же самое, что нам ее сын только что ответствовал. "Вы, милые, ступайте-ка подобру-поздорову! Пчелки этта вас загрызут! Меня-ти всю утром загрызли! Страсть пчелок-то! Вот уж закуталась от них, окаянных!"

Пока мы слушали бабулю, пчелки-то начали потихоньку грызть. То не было ни одной, то вдруг откуда ни возьмись - на!! Лару одна типнула в бровь! Лара аж возопила со страху (как оказалось впоследствии, со страху за мою жизнь - я то был по пояс голый вследствие жары), да как-то часто так - "Капа! Капа! Капа! Капа!...". Надо заметить, что это у меня такое семейное прозвище. Интимное несколько. Про него никто не знает, кроме Лары и Дмитрия. Меня так только очень редко в родной семье зовут. По особо, так сказать, торжественным и ответственным случаям. А тут Лара с перепугу-то за мое здоровье и завопила. А старушка-баушченка, видно, решила, что это такое древнее, народное, сокровенное заклинание от загрызающих пчелок! Тут бабуля встрепенулась, разогнулась, щавель свой куда-то зашвырнула и тоже тоненько так, с подвыванием заблажила над тазом - "Капа! Капа! Ка-а-а-па!"

Мы с позором бежали тем временем к машине, ломая на своем пути купырь и дудник. Нас сопровождали подвывания и крики разошедшейся не на шутку бабули. Также сопровождали нас и пчелки. Флягами и канистрами мы отмахивались, а я еще пытался прикрывать ими оголенные части тела. Мы влетели в родную "Ладу" на всех парах, как поросята, спасающиеся от волка в старой детской сказке. Мы задраили все окна, и Лара рванула с места в клубах песчаной пыли. Но и в машине еще долго буйствовала пара пчелок, сумевшая опередить нас и явно желавшая загрызть "охальников" насмерть!

А Федя все-таки рой не упустил. Накрыли они царицу-матку со всем ее "прихохотьем" на дальнем заборе, у старых лип, как раз возле родника! Здоровенный рой! "Как шкурой темной, бараньей весь забор обметало!," - рассказывал Федя. Обкурили, как положено, и в улей перенесли царицу. "Осенью меда вам дам, - обещал впоследствии лесник. - За обиды. Ведь чуть не загрызли, окаянные!" А вот про бабушку мы что-то забыли спросить у Феди. Как она там, дополоскала ли щавель?! И удался ли, кстати, пирог?!

...

Местные жители держат пчельники (пасеки) на островах. "Островами" они зовут лесные колки среди полей, лугов и больших полян. Вполне понятно, что пчелу нельзя "пасти" в глухом, сплошном лесном массиве. Ей воля нужна. И, прежде всего, цветы. Только, пожалуй, в липняках можно основать пасеку. Но все равно лучше, если рядом с липняком есть опушки и поляны с разнотравьем.

Дачники пчелок также уважают. И норовят, воспользовавшись прекрасными пустынскими условиями - раздольями, полями и лесами, "развести пчелок" на своем участке. Поскольку участки в деревне - это вам не традиционные шесть соток, то, как правило, места и для пасеки хватает. Вот только результат! Нелегко дается дачнику пчеловодство! Но дачником движут разные соображения.

Во-первых, негласно считается, что если дачнику удалось "развести пчел", то это супердачник! Это, что называется, крепкий хозяйственник и умелый организатор. Именно поэтому дачники (да и не только они) любят прихвастнуть количеством и качеством сбора. "С полтонны накачал, - как бы невзначай вставляет в разговор о медах на скамеечке среди соседей какой-нибудь Пал Иваныч. - Удался нынче сбор!" Не беда, если на самом деле меда было - только попробовать, да и то детям, а пчел "скосили" варроатоз, муравьи, плесневый грибок и зимние морозы. То есть, если говорить лаконично, это - самоутверждение. Проверка себя на прочность, смелость и просто... везение (склонность Фортуны к своей особе).

Во-вторых, это все неоспоримые плюсы самого меда. О них я помяну чуть ниже (хотя всем они давно известны, хотя бы в общих чертах).

В третьих, конечно же, форс особый - выставить на стол гостям (особенно зимой, да в городе!) плошку собственного, со своей пасеки, душистого меда. Ради этого момента стоит напрягаться. Все гости хором - "Ах, Василий Петрович! Да не может быть! Да как же это?! Какой, право, реприманд неожиданный!", а Василий Петрович, скромно потупившись и чертя носком тапки дугу по ковру, отвечает - "Умение и трудолюбие, дорогие мои, они везде себе дорогу пробьют!" (или что-то в этом роде, но тоже назидательное).

Четвертой причиной (но отнюдь не последней) может стать жена. У некоторых дачниц всегда роятся в головенках наполеоновские планы по преобразованию природы. Нависая над мужем, скороговоркой: "Вот еще соточку-две вскопаем, да картошкой засадим, да в углу нужно теплицу сколотить, прутьев железных достать, да желоб пустить по северной стене дома, чтоб вода в бочку лилась, кстати, бочка давно не чищена, там какая-то слизь расплодилась, да в сарае полки необходимы, да рассада..., кстати, рассада уже без ящиков осталась, старые рассохлись, нужно новых срочно наделать, как у Петрухиных, из реечек, у них Вася-то небось на диване не лежит лежанкой!..." И так далее в том же духе еще страниц на десять. А в это время, затираненный "в корень" мужик тихохонько ужиком сползает с дивана и утягивается в сенцы. "Ты куда, варнак, собрался?!, - грозно гремит вслед жена, прерывая перечисления несделанного. "А, Маш, к пчелкам схожу, проведаю родимых... Кто-то их беспокоит..." Тут любая жена резко умолкает и начинает активно сочувствовать и мужу, и, естественно, пчелкам. Пчелки - дело святое! Они - как индульгенция. На все сразу.

...

О классификациях и свойствах меда известно всем. Мед, напомню, есть продукт пчелиного труда; правда, не единственный, есть еще прополис, пыльца, воск и маточное молочко. Ограничусь несколькими словами.

"Мед есть - вышибать болесть!", "С медом и лапоть проглотишь" - говорят в народе. Однако, по правде сказать, народ много чего говорит. Вот, например, и про мед еще - "станешь есть и мед, как голод проймет". Но, тем не менее, лечиться и сластиться (к чаю) без меда русский человек не привык.

По названию растений-медоносов, с которых пчела берет взяток, меды делят на липовые, акациевые, донниковые, гречишные и т.д. Все зависит от того, что произрастает преимущественно в данной местности и что уродилось (удачно зацвело) именно в этот сезон. В Пустыни, например, обычен липовый мед. А вот гречишного нет и в помине. Так как гречиху здесь сроду не сеяли. Однако пчелы редко берут с одного вида медоносов. Поэтому меды называют еще луговыми, полевыми, горными, лесными - в зависимости от местных характерных растительных комплексов.

Еще пчела может брать для меда сахаристые вещества с листьев растений, хвои и пораненных стволиков-стебельков. Так получается падевый мед. Это случается в неблагоприятное время, когда по какой-то причине нет нормальных цветов. Скажем, засушливое лето... И цветочный, и падевый мед - прелестные дары природы, которые человек давно распробовал и дал им заслуженную оценку. Про ненастоящий мед я говорить не буду. Очень уж этот факт пчелу-труженицу обижает. Подсовывать ей взамен цветочного нектара сахарный сироп, да называть еще получившееся, продавая на рынке, медом может только ненастоящий человек. Жаль одно - надежных (быстрых и без специального оборудования) способов распознать подделку не существует.

...

Когда произносишь (даже мысленно) слова "пасека", "пчела", "улей", "медосбор", воображение с какой-то автоматической готовностью рисует картины солнечного полдня, пятен на траве от колеблемой листвы, одуряющего запаха цветущих лип, умиротворения и покоя. Я подозреваю, что это - нейро-лингвистическое программирование в чистом виде, когда теплые и ароматные слова порождают подобные яркие образы, а те создают настроение. Как это звучит у А.Фета:

"Я старею, слабеют колени,

Одинокая жизнь не мила...

В каждый гвоздик цветущей сирени,

Распевая, вползает пчела..."

Люди издревле считали пчелу "божьей труженицей, господней угодницей"; и, похоже, не только за то, что она поставляет воск для храмовых ритуалов, а, скорее, за то, что сам Господь создал пчелу в назидание людям. Как образец стиля жизни. Мирного и трудового.

Однако, все в подлунном мире диалектично. "Ни пчелы без жала, ни розы без шипов". Словом, современным языком выражаясь, добро должно уметь за себя постоять! Пчелки "грызут" непосвященного в их таинства. "Пчела жалит только грешника" - у Даля записано. О-как! С другой стороны, "лихих пчел подкур неймет", дескать, и пчелки-то всякие бывают!

Кто хоть раз в жизни бывал на пасеке, тот никогда не забудет этих чудных мгновений. Лучше, если такое посещение случилось в детстве. Терпкий запах дымаря, занавешенное и потому еще более таинственное лицо пасечника, колдующего над ульями, гул насекомых в солнечных столбах, дремотное пение славок в цветущей липе, удивительный вкус свежего сотового меда, полумрак омшанника, где ульи зиму зимовали, на узком крохотном подоконничке - в пыльце словно цветочной мертвые сухие, как из золота отлитые пчелы и осы, и везде - особый, незабываемый потом уже на всю жизнь аромат вощины... Непредставляема русская деревня без пчелы, без пасеки, без ульев по цветочным холмам. Думается, что как только перестанут селяне "пчел держать", так и деревенский оберег не спасет уж никого и ничего... Рассыплется все деревенское, как сухая пыльца пчелиная на подоконничке омшанника, и придет на смену деревне непонятно что...

...

Есть у пчел враги. Их много. Посему, видно, пчеле и дадено природой грозное оружие. Одна беда - ужалив врага, пчела погибает. Вот у ос устройство совсем другое. Уколола, спрятала шпагу в ножны (на самом деле это измененный яйцеклад) и дальше полетела. Но не от всех врагов может пчела отбиться.

Часть врагов охотится на мед. Другая часть не брезгует и самой пчелой. В окрестностях Пустыни живет, например, хищная птица, похожая на ястреба. В народе ее так и зовут - "пчелиный ястреб". Научное же название - осоед. Птица осторожная и красивая. Большого урона она, конечно же, пчелам не приносит. Ее саму нужно охранять в первую очередь, так как повсеместно редка до чрезвычайности.

Раз видел я ее охотящейся на пасеке у лесника Федора. Тихохонько так и неприметно сидел осоед на яблоневом суку, в тенечке и следил за полетом пчел. Сам пестрый, как в тельняшечке, но клюв выдает хищника, и ярко-желтый глаз грозно посматривает по сторонам. Примечает, куда и откуда пчелы летят. Долго сидел, анализировал. А я наблюдаю за ним. Кто кого, короче, пересидит. Но вот сложилось все в голове у осоеда, снялась редкая птица с яблоневого сука и плавно перелетела вглубь сада. Я крадусь за ней. Вроде не заметила. Очень уж пчелами увлечен осоед. Опять сидит, уже на другой яблоне, "мозгует"...

Так, перелетами (он) и перебежками (я) подобрались мы к ... гнезду ос! Оказывается, осоед, словно оправдывая свое название, за осами следил! И то верно, в улей же птице не залезть! А вот осиное гнездо разорить, пожалуй, сейчас и получится. Осы соорудили его под козырьком старой заброшенной баньки, на самом краю сада. Приладился хищник, сбил ловко лапой гнездо, и на земле его давай потрошить! Только кусочки летят, да осы вокруг свирепо вьются! Но осоеду осы нипочем: у него вся голова в мелких, жестких и плотных перышках. Как в броне. Распотрошил он гнездо, полакомился личинками и на память кусочек гнезда с собою прихватил. Поволок его, должно быть, в свое гнездо... В гнездах осоедов всегда полно остатков сот и бумажных стенок от осьих сооружений...

А пчел ловко на лету ловят виртуозные щурки. О них в рассказе "Птицы" у меня написано. Но у нас щурка еще большая редкость, чем осоед. Про редкости как-то печально писать...

А еще медведики мед любят. "Мед ведают". Об этом даже дети знают по сказкам. Даже еще одно древнее народное название сохранилось у медведя - пчелух ("охотник выдирать борти", как у Даля сказано). Тоже название, как видим, с медом и пчелами связано! Но медведей совсем, похоже, нет в нашем пустынском лесу. Один вроде как забрел в заказник, говорят, из соседней области... Вот такие дела! А начали-то как бы за здравие...

Автор: Сергей Борисович Шустов, 2001

К первой странице ДогиДоги Пустынских Рассказов
К первой странице сайта Виртуальной Пустыни

Библиотека Виртуальной Пустыни в 2003 - 2004 годах является частью сетевого проекта "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" и развивается при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет", реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк." (США).
Точка зрения, отраженная текстах сайта может не совпадать с точкой зрения Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США или Некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк.".