Библиотека Виртуальной Пустыни

ShustovСергей Шустов shustov@dront.ru:
Предисловие - Тайны - Птицы - Студенты - Лисички - Дачники - Праздники - Эксперименты - Насекомые - Пчелы - Походы - Камни - Куколки - Ласточки - Самолеты - Медведки - Подарки - Телята - Дожди - Дубы - Звезды - Звуки - Дороги - Деревья - Радости - Листья - Ручьи - Кошки - Заборы - Друзья - Собаки - Американцы - Бани - Аборигены - Туманы - Рыбы

Праздновать в Пустыни (как, впрочем, и везде на Руси) любят. Было бы что. Был бы, как говорится, повод, а закуска найдется! Все праздники делятся на местные, так сказать, локальные и общенациональные. Среди местных можно выделить группу "леригиозных" и просто традиционных.

Прелестным местным праздником, например, является "битва пустынских с наумовскими". Подготовка к нему начинается загодя. Молодежь тренирует кулаки, придумывает блестящий повод, с которого должна, собственно, и начаться битва, а также обсуждает место и время самой битвы. Старички вспоминают прошлогоднее празднество и спорят по поводу понесенных убытков с той и с другой стороны. "Мишке-то Лобову тогда морду всю своротили!, - вспоминает с душой дед Григорий, - однако и он, отлежавшись за бугорком с полчаса, навешал все ж таки Лехе наумовскому по всему фронту!" Дед Григорий знает и помнит все тонкости, перипетии, а, главное, результаты всех былых битв. Как рупор, глашатай и политинформатор, он цепко хранит в своей памяти количество выбитых зубов и поставленных под глаз фингалов. Ему можно было бы, будь в Пустыни тотализатор, принимать ставки перед началом мордобоя. Однако, частенько приходится ему и выступать в роли независимого арбитра, а также миротворца, увещевая и утихомиривая разогревшуюся не в меру молодежь.

Обычно ристалище устраивается после сенокоса, когда народ "посвободнее". Повод легко находится на очередной дискотеке в местном клубе. Кто-то к кому-то полез с какими-то нетрезвыми претензиями - и дело в шляпе! Следует только укрепить в сознании масс наметившиеся разногласия и обговорить время стычки.

Чаще всего противостояние сторон случается на Наумовском мосту. Для этого есть несколько преимуществ. Во-первых, это нейтральная территория. Уводить побитых одинаково далеко оттуда что в Пустынь, что в Наумовку. Во-вторых, рядом течет чудесная речка Сережа. В ее лазурных струях можно омыть боевые раны и ополоснуть грязную "морду лица". В третьих, это просто традиционное место встречи, овеянное славой былых побед и напитанное горечью поражений. Да и место само очень уж живописно. На таких местах свершались все великие битвы истории!

...

Особняком стоит праздник окончания сенокоса. Завершение тяжелой работы, связанной с косьбой ранними утрами на дальних лугах и полянах, стогованием, перевозкой сена в деревню (кое-где еще даже и на лошадях!), просушкой и ворошением его специальными деревянными вилами и граблями, загрузка на сеновалы и прочая и прочая требует, естественно, должного "отмечания". Когда пустынцы возят сено возами в деревню, там становится само по себе все более и более празднично, так как постепенно все вокруг преображается. Все свободные места на холмах, на лужайках между домами, на выгонах и околицах, даже на дорожках и тропинках и прямо на асфальте улицы заполнены свежим душистым сеном. По всей деревне витает запах кумарина. Порой среди общего плотного "сенного" запаха мне удается уловить отдельные струйки знакомых ароматов. Вот здесь, например, привезли таволгу с Пестовских полян. А вот тут - разнотравье с Гремячего Дола. А там даже земляникой пахнуло, жарким и терпким ароматом солнечных лесных полян за Сережей.

Воздух наполнен стрекотом кузнечиков, обалдевших от такой роскоши. Среди скошенных трав продолжают обитать жители, случайно попавшие вместе с сеном в деревню. Идешь по тропинке, стараясь не наступать на разложенные для просушки травяные холмики, и вдруг из под ног метнется змейка - медянка. Или проползет торопливо ужик. Или взлетит редкая краснокрылая кобылка, протрещит в воздухе своими сухими крылышками, сверкнет своим огоньком и опять затаится среди стеблей. А то соберутся молодые щеглята стайкой и копошатся в сене, выискивают какие-то семена.

Кстати, семена многих лесных трав заносятся в деревню как раз в процессе "сенозавоза". И в тот момент, когда откосившийся народ готовится праздновать окончание трудовых будней, тихо и неприметно по разным уголкам, там где сено ворошили, сушили, копнили, забивали на сеновалы, уже начинает намечаться новая жизнь. То просыпанные семена репешков, ромашек, колокольчиков, зверобоя и фригийских васильков готовятся прорасти в новом месте и украсить будущим разнотравьем следующее лето.

...

К общенациональным праздникам отношение пустынцев не одинаковое. Какие-то из них более чтимы и уважаемы, какие-то - менее. Например, День работников леса, проходящий в целом для страны сравнительно спокойно и, я бы даже сказал, без ажиотажа, в Пустыни пользуется большим почетом. Хотя формально из местных жителей всего человек пять-десять касались каким-то боком этого профессионального процесса (то есть работы с лесом), тем не менее вся деревня дружно, с песнями под гармонь и разудалым весельем отмечает этот светлый День календаря.

...

Майские праздники смело можно назвать Днями дачника. Именно в это время в деревне появляется массовый дачник. Как гласит народная примета: вылез на тополях дружно первый лист, жди обильного приезда горожан с лопатами! Не только робкие провозвестники нового сезона, отковыривающие гвозди из заколоченных на зиму ставней и дверей своих обиталищ, а, собственно, вся разудалая дачная братия с городской живностью, детьми и первым в этом сезоне скарбом, подкопившемся "на дачу" за долгие зимние месяцы городской жизни. Самое же главное, что везет дачник в это время - саженцы, семена и проростки. Это, может быть, основа будущего урожая. На листочках, рассованных в карманы или в специальных записных книжечках начерчено и размечено, что и куда посадить, а также отмечено особо - какой еще сортовой помидор следует купить взамен неоправдавшему надежды в прошлом сезоне, и, самое главное, (ну уж нынче не будем такими дураками!) не забыть, что сажать так, как советовали Петрухины, нельзя ни в коем случае.

Лишь встанет утреннее солнышко, над будущими грядками пестреют задние части дачников. Даже история такая есть про двух соседей. "Здорово, Петр Васильевич!, - говорит один другому. "Здорово!, - отвечает другой, - да что-то я тебя не припомню!" "Так ведь соседи же, помилуй бог! На дачных участках рядом трудимся!" "Вот оно что! А вот нагнись-ко да встань ко мне задом...Вот-вот-вот! Вот эдак! Теперь вижу, точно, сосед! Узнал!"

Майские праздники начинают сезонную полосу садово-огородных экспериментов. Грядки вскопав, ползет вдоль них дачник и тычет в разные места то семечко, то уже готовый проросточек, загодя взращенный на лоджии в городе (чтобы время зря не упускать! У нас ведь в Средней полосе вегетационно-регенеративный период у растений короток!). А за забором соседи экспериментируют параллельно и советы дают. Так вот здоровая конкуренция (у кого чего лучше вырастет и заколосится) и служит двигателем сельскохозяйственного прогресса.

А потом в течение всего оставшегося года дары огорода и сада; плоды, так сказать, экспериментаторства и трудов праведных идут на стол к другим праздникам, какие только не случатся! Плохо ли - выставить на свежую скатерть в блюдцах да вазах "собственно взрощенные" огурчики, томаты, перчики, смородинку или даже чернослив!

...

И перед самым Новым Годом в Пустынь нередко заявляются дачники! Провожать, так сказать, последний день уходящего года и встречать день первый года наступающего. Тут уж идет гульба и братание давно не видевших друг друга соседей. Приехавшие несут новогодние дары (городские финтифлюшки и наборы с конфетами и шампанским) аборигенам, а местное население, обрадованное таким неожиданным событиям посреди зимнего информационного и эмоционального голода, также спешит сделать что-нибудь приятное нагрянувшим соседям. Домотканый "прикроватный" половичок, например, вручит торжественно. Или маленькую елочку из леса тайком притащит. Что за Новый Год без елки, да еще в таких диких лесных краях? Правда, в последнее время народ стал ответственным и уж если "берет" елку в лесу, то на делянке, с которой их, собственно, и увозят перед праздниками в город на продажу. Вокруг Пустыни есть целых две таких специальных делянки. Под присмотром лесхоза находятся. Все чики-чики! Народ, он тоже понимает, что к чему!

Впрочем, у некоторых дачников вопрос с елкой поставлен уже давным давно на серьезную платформу. Как, например, у нас. В первый же сезон мы с Дмитрием посадили три елочки в углах нашего участка. Теперь они уже вполне годятся для того, чтобы повесить на них шишки-игрушки, разную цветную дребедень, да и заходить с разудалыми песнями вокруг них подвыпившим хороводом. Только вот нынче, например, снег не дал разгуляться. Так его к январю насыпало, что пытался я откопать ближнюю елку из сугроба, да так и плюнул! Нужно, пожалуй, этой весной посадить елочку сразу около крыльца. Тут обычно в заветрии метели сугробов не успевают надуть.

...

Наконец, есть особые праздники, о которых могут знать только несколько человек. Даже двое. Например, у нас с Ларой есть Праздник "первого ландыша".

Чтобы не проворонить его наступление, я в определенные числа мая порой по несколько раз в день стараюсь попасть в лес. К великому сожалению, праздник этот портит почти всегда совпадающий с ним День "массового комара".

Отмахиваясь от гнуса, я внимательно изучаю ландышевые поляны по правому берегу Сережи, там, где идут старые сосновые боры, перемежающиеся с сырыми оврагами. Иногда ландыши расцветают раньше в солнечных местах, а иногда, бывает, и на склонах сочащихся влагой оврагов. Наконец, я нахожу этот первый распустившийся цветок. Колокольчики в его соцветии светятся словно тончайший фарфор, через который играет солнце. И один такой цветонос я позволяю себе принести домой. Дома мы готовим что-нибудь вкусненькое, чтобы затем сесть торжественно за стол и полюбоваться удивительным созданием природы. Он стоит перед нами в специально припасенном для этого праздника бокале и один успевает наполнить тончайшим ароматом леса и весны весь наш дом.

Content - Sergey B. Shustov - shustov@dront.ru
CGI-Web-design - Evgeny D. Patarakin - pat@osi.nnov.ru