Витуальная Пустынь
\"Pustyn\"

гипертекст

гипертекст- записки на полях БукиБуки

Гипертекст как основа взаимодействия

Данный текст готовился как пояснение к картинкам презентации на секции региональной конференции IATP 11 - 13 ноября в Нижнем Новгороде

Название презентации подчеркивает, что гипертекст изначально создавался как среда поддерживающая взаимодействие нескольких людей

Культовая работа Ваннавера Буша "As we may Think", в которой он описал устройство Memex, была связаны с проблемами взаимодействия коллективов ученых после Второй Мировой Войны, когда стало ясно, что существующие системы плохо поддерживают коллективную мыслительную деятельность. Отдельного внимания заслуживает то, что Memex, по сути своего устройства, представлял систему повышающую эффективность обмена мимами - элементарными единицами культурной эволюции, как их описывает Докинз.

Следующая картинка подчеркивает отличительные особенности всякого настоящего гипертекста - отсутствие иерархии и нелинейность

Указанные особенности делают концепцию гипертекста непривычной и достаточно сложной для понимания.

Все мы настолько привыкли к иерархическим организациям, что видим их даже там, где их нет. Как пишет Мич Резник людям свойственно считать, что если летит стая птиц, то впереди обязательно летит вожак, что если есть организация, то у нее есть руководитель, что если есть, то у нее есть центр

Это утверждение может быть справедливо по отношению к сети радио и телевещания, но такие сети являются сетями только по названию.

Наша история тесно связана с бумагой и книгами

и нам очень понятна и привычна книжная модель, в которой существует линейная последовательность между главами и книга движется от начала к концу. И многие вещи из мира компьютеров мы сегодня пытаемся объяснять, используя метафоры своего предшествующего книжного опыта. Хотя, как отмечает Тед Нельсон от того, что некоторые вещи легче объясняются, они не делаются более правильными. Компьютерные технологии позволяют нам увидеть и понять концепции более сложные, менее очевидные и более близкие к реальности. Алан Кей ссылается на мысль Марии Монтессори, которая считала задачей обучения погружение детей в область непривычного здравого смысла. Хотя и без использование компьютеров простая и доступная идея о единстве и линейности книги подвергалась резкой критике. В строчках такой критики со стороны Мишеля Фуко меня больше всего поражает использование экологических терминов, когда он стремясь выделить в тексте нейтральный материал, определяет его как "популяцию событий в пространстве дискурса".

Гипертекст это - сеть текстов. Исследование Сети как отдельного объекта исследования начинается совсем недавно. Интерес к сетевым феноменам во многом продиктован именно развитием сети Интернет. Хотя, как показывает анализ очень многие образования подпадают под определения сети. Это и биохимические сети клеточного метаболизма, и компьютерные сети, и сети гипертекстовых документов. Ласло Барабаши подчеркивает, что сеть всегда состоит из множества различных и разным образом связанных между собой элементов.

Различие элементов и связей особенно интересно анализировать в настоящее время по отношению к множеству различных компьютерных устройств, когда процессоры постепенно встраиваются во все предметы окружающей нас культуры.

Предыдущая картинка изображавшая сеть в силу своей однообразности и небольшого числа составляющих ее элементов достаточно слабо соответствовала реальности. Следующая картинка, которую приводит Ларри Уолл гораздо ближе к реальности:

Как пишет сам Уолл - " Эта картинка может быть использована для изображения массы вещей. Это молекулы, которые носятся в воздухе. Изображение экономики. Изображение отношений между людьми в аудитории. Изображение устройства естественного языка. Изображение информационной системы любой компании. Изображение Всемирной Паутины. Изображение хаоса и сложности."

Поскольку при помощи компьютерных средств мы можем воссоздать и анализировать такие сложные отношения, какие показаны на предыдущей картинке, мы можем сделать еще один шаг вперед в понимании окружающей нас реальности. Это утверждение имеет ключевое значение для понимания назначения электронных средств. Мы не должны слепо следовать естественному стремлению к простоте и красоте, если для этого приходится жертвовать истиной. Как пишет Павич в "Хазарском словаре" - "нужно двигаться в сторону увеличения своего страха". Электронные средства позволяют нам понять более сложную и более объективную реальность, освоится в области непривычного здравого смысла. Содержание, которое мы осваиваем находится в непосредственной связи с теми средствами, которые мы используем. Как гласит известная аксиома МакЛюэна "Medium is a Message" -

Наше мышление зависит от того, какими средствами мы пользуемся и утверждение "это новое средство всего лишь средство, такое же как мел или карандаш", означает что это средство будет воздействовать на сознание пользователя и влиять на него иначе, чем это делали мел или карандаш. Норман в своей "Психологии повседневных вещей" анализирует зависимость стиля письма и, соответственно, стиля размышления от средств письма - пера, печатной машинки или клавиатуры компьютера.

Цифровые технологии дают нам средства освоения экологического и критического мышления. Примером такого освоения может служить построение учебных моделей в среде NetLogo, когда ученики на практике убеждаются в эффективности экологических стратегий. Так, довольно простой алгоритм индивидуальных действий приводит к образованию стаи птиц или рыб.

Из этого случайного состояния сеть взаимодействующих объектов переходит к следующему состоянию только за счет того, что каждый из объектов сети оценивает сообщения, которые он получает от расположенных рядом с ним объектов -

Поскольку в дальнейшей дискуссии обсуждении метафора "мыслить как стая птиц" использовалась для поэтического призыва оставить бренную землю и подняться выше над землей, необходимо отметить, что стая птиц в данном примере вполне может быть заменена на стайку муравьев или тараканов. Важно, что это - стая, обладающая свойствами самоорганизации. Хотя образ стаи птиц и возвращает нас с словам Буша "может быть человеческой душе будет легче летать, если она оставит технике груз обязательных воспоминаний".

Гипертекстовые технологии могут быть успешно использованы для освоения экологических стратегий мышления. Примером такого использования коллективных гипертекстов могут служить работа школьников на сайте Виртуальной Пустыни 2003 года - http://uic.nnov.ru/pustyn/ststory03/12.html - когда каждый из членов сообщества создавал текст о себе, одном из мест Старой Пустыни, одном из растений и одном из животных. В результате получалась сеть взаимосвязанных между собой объектов. Принципиальным является то, что не только содержание проекта было связано с экологией, но и средства и форма его выполнения были направлены на формирование опыта коллективной самоорганизации.

В пылу полемики можно даже предположить, что средства значат больше, чем содержание. Передача (переливание, как сказал бы Карл Поппер) в головы ученикам знаний об экологических закономерностях, значит для усвоения экологических стратегий меньше, чем тот опыт, который ученики приобретают в ходе построения коллективного гипертекста.

Важнейшей составляющей критического мышления является способность посмотреть на мир глазами другого человека. Электронные технологии существенно усиливают нашу способность видеть мир с разных точек. Ким Вельтман приводит многочисленные примеры такого усиления в своей статье о расширенной реальности (Augmented Reality) Это и карта звездного неба, которую мы зрители могут увидеть с точки зрения различных культур, и история одного и того же архитектурного сооружения, каким оно было под контролем различных религий. Примером использования гипертекста для освоения навыков критического мышления может служить проект "Медиатека Сельских Школ" Нижегородского Регионального Центра Образовательных Технологий, выполненный в 2002 году при технической поддержке IATP и доступный на сайте http://www.iatp.nnov.ru/cgi-bin/linknet.pl В проекте использована возможность связи одного и того же понятия с несколькими значениями. Каждая деревня связывает такие понятия как "колодец", "школа", "река", "кладбище" со своими собственными понятиями и технология гипертекста позволяет при прочтении одного и того же текста выбрать разных проводников и увидеть различные смыслы текста:

Осенью 2003 года мы перенесли опыт создания сельского гипертекста на городские школы нескольких городов ПФО и создали проект открытой школьной энциклопедии, которая доступна в сети и для чтения и для дополнения материалов по адресу http://www.iatp.nnov.ru/cgi-bin/citysrv.pl То, что доступно в сети представляет собой исключительно текстовую версию. CD-версия дополнена массой фотографий и видеофрагментов.

В ходе подготовки коллективного гипертекста мы столкнулись с тем, что школьные учителя и школьники ставят знак равенства между презентацией и гипертекстом.

Утверждение о том, что эти понятия не только не тождественны, но и противоположны, представляется настолько очевидным, что я нарисовал эту картинку только после того как получил от учителей сотни файлов .doc и .ppt И ни одного текстового файла никто мне не прислал. Обучение работе с офисными приложениями возможно является благим делом. Однако это поле индивидуального опыта и его очень трудно приспособить под освоение коллективной сетевой деятельности. Тим ОРейли утверждает, что время громоздкого программного обеспечения -SoftWare- уже прошло и ему на смену пришло время сетевых информационных приложений - InfoWare -, которые позволяют объединять множество людей и множество документов при помощи очень небольших фрагментов программного кода.

Последний слайд презентации призван подчеркнуть тезис, который я упорно, но недостаточно обоснованно высказываю последние полгода:

Для совместной коллективной деятельности в сети должно существовать равнодоступное для всех участников общее пространство, где они могут размещать свои мысли в форме письменных высказываний, связывать эти высказывания между собой, редактировать и корректировать свои и чужие высказывания. Такая электронная среда приходит на смену школьной доске, на которой мой писать и рисовать каждый. Электронная среда имеет очевидное преимущество, поскольку не ограниченные размеры, позволяет хранить всю историю взаимодействия и все разнообразие связей. Необходимо подчеркнуть, что в качестве такой коллективной электронной среды я вижу WikiWiki или сходные системы создания коллективных гипертекстов, но никак не средства создания презентаций, которые позволяют всем ученикам создать свои собственные очень красивые индивидуальные доски.

Хотя данный текст готовился как презентация, при перенесении в гипертекстовую среду он несколько видоизменился и пополнился отсылками к близким по духу авторам. Еще раз подчеркну, что в нашей библиотеке поддержание ссылок является не авторским делом. У нас для этого есть специальный робот - спасибо ему. И спасибо Денису Шумакову и Кате Алексеевой, которые независимо друг от друга обозначили полярную к моему "антипрезентационному" настрою точку зрения.

Евгений Патаракин, 18 ноября 2003

IATP
Библиотека Виртуальной Пустыни в 2003 году является частью сетевого проекта "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" и развивается при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет", реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк." (США).
Точка зрения, отраженная текстах сайта может не совпадать с точкой зрения Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США или Некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк.".

NN counter top100