Витуальная Пустынь
\"Pustyn\"

Венгер

Венгер- записки на полях БукиБуки

Этьен Венгер Сообщество обмена знаниями Wenger E. Communities of Practice

Etienne Wenger, http://www.ewenger.com

Перевод и пометки Евгения Патаракина

Наше образование во многом базируется на следующих положениях относительно учения: учение это - индивидуальный процесс, учение имеет начало и конец, учение является результатом обучения, учение должно быть отделено от других видов деятельности. Исходя из этих положений, мы создаем учебные классы, где студенты, свободные от участия в событиях окружающего мира, могут сосредоточить свое внимание на рассказе учителя или на решении упражнения. Мы разрабатываем компьютерные программы, которые проводят каждого студента через индивидуальные занятия и тестирования. Для того, чтобы оценить знания мы используем тесты, с которыми студент бьется один на один, где знание должно быть продемонстрировано в отрыве от контекста и где сотрудничество считается жульничеством. Как результат, многие из учебных курсов рассматриваются студентами как неуместные и неподходящие, большинство из нас считает, что учение является скучным и тяжелым и мы для него не приспособлены. Что если мы посмотрим на учение с другой точки зрения, переместив учение в контекст нашего живого опыта участия в жизни окружающего мира? Что если мы допустим, что учение является такой же обязательной частью нашего существования, как еда и сон, которые нам необходимы , и что мы действительно хорошо учимся? [Это явно от Карла Поппера]

Что если мы к тому же допустим, что учение является общественным феноменом, отражающим нашу социальную природу и способность к коллективному знанию, [p. 3] Учение изменяет нас и наши способности. Учение это не только процесс освоения навыков и информации, но и процесс становления - в учебном процессе человек становится определенной личностью или, напротив, избегает того, чтобы стать личностью определенного типа. Даже полностью самостоятельное учение вносит свой вклад в наше становление. Мы усваиваем информацию и навыки не как конечные продукты, существующие сами по себе, а как материалы для строительства личности. Учение, воспринимаемое как личностный опыт, является не только процессом, но и местом. Это не только процесс трансформации знаний, но и контекст, в котором определяется личность. [pp.215 - 217] Учение не совпадает у обучением. Эти процессы даже не являются отражениями друг друга. В школьных классах или в ходе учебных сессий, когда учение совмещено с обучением, может создаться впечатление, что обучение является причиной учения. Но, учебные инструкции не служат причиной учения, они являются лишь одним из контекстов, в которых происходит учение. Учение и Обучение по сути не связаны. Учение по большей части происходит без обучения, а обучение по большей части происходит без учения. Хотя практики обучения и учения пересекаются, это пересечение не означает, что обучение служит причиной для учения. Оно служит ресурсом. [pp. 266 - 267]

Узаконенное Периферийное Участие (термин, введенный Lave, J. Wenger. в 1991 и активно использованный Этьеном Венгером в книге о CoPs). Законное периферийное участие - процесс, характеризующий вступление новичков в деятельность сообщества. При этом подчеркивается, что учение происходит не столько через усвоение и овеществление учебного курса, сколько через модифицированную форму участия, которая открывает для новичков и не членов сообщества возможность принять участие в деятельности сообщества. Неполное, наполноправное, но все же реальное участие. Существует большая разница между уроком, который повествует о практике, но находится вне этой практики, и объяснением и историей, которые являются частью практики и происходят внутри этой практики. Внешний обзор может быть полезен, но только как вступление перед реальным вовлечением в деятельность. При этом учебным курсов является само сообщество практики - CoPs. Учителя и наставники играют свою роль постольку, поскольку они являются носителями ценностей данного сообщества. Для того, чтобы развиваться, новичкам должно быть предоставлена возможность действовать и взаимодействовать с членами сообщества так, как будто они являются потенциальными членами сообщества. Если сообщество отвергнет новичка по какой-то причине, то ему будет крайне трудно чему либо научиться.

Schlager M. Fusco J., Schank P. - Evolution of an Online Education CommunityofPractice [pp. 129 - 157]

Концепция "Сообщества практики" становится главной темой профессионального развития учителей - аналог Курсов Повышения Квалификации. CoP могут сыграть роль мощного катализатора в процессе профессионального развития учителей. Подход к профессиональному развитию учителей, ориентированный но создание CoP оказался достаточно успешным в рамках ряда локальных проектов реформирования школьной системы образования, но не оказал заметного влияния на всю систему переподготовки учителей, которая остается достаточно традиционной. Brown and Gray (1995) определяют CoP как малую группу людей объединенных общей целью и реальной необходимостью знать то, что знают другие. George Por http://www.co-i-l.com/coil/knowledge-garden/cop/definitions.shtml отмечает, что CoP отличается от сообщества учащихся, поскольку это сообщество, которое и учит. Новичок попадая в сообщество получает доступ к профессиональным знаниям в их естественном контексте через взаимодействие с коллегами, средствами, задачами и социальными нормами. Новые практики и технологии осваиваются CoP через их постепенное изменение практики. Таким образом, CoP могут служить теплицей в которой созревают новые идеи, создаются новые методы и средства, вырастают новые сообщества. CoP облегчают профессионалам доступ к материалам и идеям, и помогают новичкам узнавать о профессии через непосредственное участие.

IATP
Библиотека Виртуальной Пустыни в 2003 году является частью сетевого проекта "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" и развивается при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет", реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк." (США).
Точка зрения, отраженная текстах сайта может не совпадать с точкой зрения Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США или Некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк.".

NN counter top100