Витуальная Пустынь
\"Pustyn\"

экологическое образование

экологическое образование- записки на полях БукиБуки

Экологическое образование в компьютерных сетях

Патаракин Евгений Дмитриевич, Переславль-Залесский, Институт Программных Систем,

Для конференции ПИ РАО по экологической психологии - сентябрь 2003

Развитие компьютерных сетей предоставило экологическому образованию не только средства для распространения экологических знаний, но и богатейшее поле для изучения и демонстрации экологических закономерностей. В работах Барабаши [Barabasi A.-L. 2002] и Уотса [Watts D. J, 1999, 2003] показано глубокое сходство процессов метаболизма, распространения инфекционных заболеваний, поведения групп людей и животных, устройства современных террористических групп, развития сети Интернет и сети Web-документов. Все перечисленные образования являются сетями, внутри которых работают экологические принципы и стратегии. Большинство этих стратегий предполагает децентрализованный подход, основанный на вкладе множества участников. В сетях выбор делается на основе данных с мест, а не на основе принятых в центре решений.

В связи с особенностями человеческого мышления, экологические принципы крайне редко используются для решению проблем. Как показали Резник и Виленский [Resnick, M., & Wilensky, U. 1998], людям свойствено предполагать центральное и единственное решение и объяснение. К распространенным заблуждениям можно отнести следующие: у всякой стаи птиц есть вожак - птица, летящая впереди; у всякой организации должна быть иерархическая система управления; у всякого текста должен быть единственный автор; у веб-сайта должен быть единственный веб-мастер, отвечающий за обновление контента; у обучения должен быть единственный источник - учитель.

Условия, средства и ситуации, которые используются в обучении, несут в себе определенные знания и привычки. Эти знания и привычки составляют особые учебные курсы, которые Иван Иллич "теневыми" [Illich I. 1981]. Например, Иллич указывал, что всякий школьный курс, независимо от того в какой стране и на каком языке он преподается, и какому предмету он посвящен несет еше скрытое, неявное сообщение о себе самом. Содержание этого скрытого сообщения состоит в том, что обучение возможно только в рамках обязательного школьного образования, что образование и знания являются товаром, который можно приобрести, а потом продать.

Сообщение об опасностях, подстерегающих русскую культуру и русскую словесность с развитием цифровых технологий, выполненное и представленное в форме PowerPoint презентации, содержит скрытое сообщение о том, что эта битва уже проиграна, ибо сам призыв к защите уже написан на том языке, от которого предлагается обороняться.

? приводит пример о представлении фирмой IBM материалов Русского Музея в сети Интернет.

Веб-сайт о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья может в своем дизайне создавать проблемы для этих людей. С другой стороны, учебный и справочный материал может быть оформлен и представлен таким образом, чтобы подчеркнуть доступность информации для всех людей, независимо от возможностей их здоровья. Например, для представления метариалов в открытой всеобщей энциклопедии [NuPedia, 2003] действуют следущие правила :

- Все картинки и рисунки обязательно имеют текстовый эквивалент;

- Все видеофайлы и аудиофайлы сопровождаются текстовым описанием содержания;

- Ко всем графикам и диаграммам прилагается текстовое описание.

Сообщение ученикам экологических знаний происходит в условиях, которые отрицают и не используют экологические стратегии.

Применение экологических стратегий в обучении предполагает не только изменения в учебных планах и содержании обучения, но и изменения в организации самого процесса обучения.

Так, Резник и Виленский [Resnick, M., & Wilensky, U. 1998] организовали учебные игры, в ходе которых класс был превращен в группу животных. Поведение группы зависило от поведения учащихся, каждый из которых изображал одного животного. Между учащимися происходил обмен сообщениями и каждый из учеников строил свое поведение на основе получаемых сообщений.

Следует выделить несколько направления таких изменений.

Во-первых, учение как создание компьютерных моделей, которые позволяют увидеть групповое поведение. Программные продукты StarLogo и Netlogo позволяют ученикам экспериментировать с многочисленными группами исполнителей и облегчают понимание стратегий, которые требуют многократного исполнения простых правил. Примеры таких экологических моделей и их использования в обучении приводятся в работах Резника [Resnick M. 1997] и Виленского [Wilensky, U. 2001, 1999].

Во-вторых, учение как участие в сетевом сообществе коллективного авторства, когда содержание текста и веб-сайта является результатом совместных усилий многих людей, а процесс создания контента становится коллективным творчеством. Примеры такого творчества приведены в ряде работ [Patarakin E. 2002, Патаракин Е.Д., 2003] и доступны на сайтах http://uic.nnov.ru/pustyn/ и http://www.iatp.nnov.ru , где рассказы о растениях и животных, рисунки и фотографии создаются и публикуются в сети коллективом авторов, в состав которого входят преподаватели, студенты и школьники.

В 2003 году эти сайты входят в состав проекта "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" и подвергаются изменениям в сторону еще большей открытости для учеников за счет использования технологии WikiWiki. Wiki была создана как наиболее простая и доступная форма коллективного сетевого взаимодействия [Leuf B., Cunningham W. 2001]. Само участие учеников в таком проекте позволяет им освоить дружественные сетевые средства и важнейшее экологическое умение, которому мы все должны научиться, умение сотрудничать в сети. Как справедливо отметил еще в середине 70-х де Росне [Rosnay, J. 1979], перефразируя известную ленинскую формулу, "экологическое сообщество это - дружественные средства + телекоммуникации".

Благодарности:

Проект "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" реализуется при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет", "Прожект Хармони Инк." (США).

Литература

Barabasi A.-L., 2002, LINKED: The New Science of Networks, Perseus Publishing, Cambridge, Massachusets.

Illich, I. 1981 Shadow work. Boston; London: M. Boyars.

Leuf B., Cunningham W. , 2001, The Wiki Way: Collaboration and Sharing on the Internet. Addison-Wesley.

Nupedia - http://www.nupedia.com/policy.shtml#access

Norman D. 1988 The psychology of everyday things. New York: Basic Books

Resnick M. 1997, Turtles, termites, and traffic jams: explorations in massively parallel microworlds, MIT Press

Resnick, M., & Wilensky, U. (1998). Diving into complexity: Developing probabilistic decentralized thinking through role-playing activities. Journal of the Learning Sciences, 7 (2), 153-171.

Rosnay J. 1979, "The Macroscope", Harper & Row, New York.

Watts, D. J, 2003, Six degrees: the science of a connected age, W.W. Norton

Watts D. J., 1999, Small worlds: the dynamics of networks between order and randomness, Princeton University Press.

Wilensky, U. (2001) Modeling Nature's Emergent Patterns with Multi-Agent Languages. Proceedings of EuroLogo 2001. Linz, Austria.

Wilensky U. & Stroup, W. (1999). Learning through Participatory Simulations: Network-Based Design for Systems Learning in Classrooms Computer Supported Collaborative Learning (CSCL '99). Stanford University: December 12-15, 1999.

Patarakin E. 2002, Creative learning in the context of electronic communication networks. Russian Communication Association, Institute of Management, Business and Law, Bulletin of Russian Communication Association, "Theory of Communication and Applied Communication", ISSUE 1, Rostov-on-Don.

Патаракин Е.Д., 2003, Использование цифровых коллекций в учебных коммуникациях. Educational technology & Society - - V. 6 -N 2.- с.133-144.

IATP
Библиотека Виртуальной Пустыни в 2003 году является частью сетевого проекта "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" и развивается при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет", реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк." (США).
Точка зрения, отраженная текстах сайта может не совпадать с точкой зрения Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США или Некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк.".

NN counter top100