Витуальная Пустынь
\"Pustyn\"

коллективное авторство

коллективное авторство- записки на полях БукиБуки

Информационные ресурсы коллективного авторства

Патаракин Е.Д.

Творческие сетевые проекты предполагают коллективную деятельность, направленную на создание общего электронного продукта. Такие сообщества отличаются от собраний, где люди собираются только за тем, чтобы поговорить. Отличие состоит в том, что люди, нацеленные на результат, используют общее пространство или поле, где они записывают или зарисовывают свои мысли. Это может быть доска или лист белой бумаги. Речь идет не о стенограмме выступлений, а о поле, на котором происходит обмен идеями. Необходимость в общем пространстве для обмена идеями сохраняется и в том случае, если работы команды происходит в сети телекоммуникаций. В этом случае функции общего пространства может выполнять веб-страница или веб-сайт.

Богатый материал для изучения опыта использования веб-сайтов коллективного авторства в образовании доступен благодаря многолетним международным конкурсам Virtual Classroom и Think Quest, существовавшим в период 1995 - 2000 гг. Эти сетевые конкурсы предполагали два основных способа внутрикомандных коммуникаций. Участники проекта могли обмениваться информацией между собой, используя для этого такие средства связи как электронная почта, встреча в chat-комнатах, ICQ. Кроме этого, они имели возможность вносить изменения и дополнения в материалы проекта, используя ftp-доступ. В ходе международных проектов, особенно в том случае, если ученики не владели каким то одним общим языком, коммуникации строились прежде всего на тех изменениях, которые участники вносили в проект [Patarakin E. 2002].

В 2002 году мы поддерживали два информационных ресурса коллективного авторства. Первый коллективный ресурс это - Виртуальная Пустынь - http://www.uic.nnov.ru/pustyn/ Цифровая коллекция изображений и описаний животных на сайте Виртуальная Пустынь поддерживается сообществом практических экологов и биологов экоцентра "Дронт", которые наполняют базу данных сведениями о растениях и животных Нижегородской области. Проект начался с издания определителя животных и действует в настоящее время как открытый ресурс. Разработаны правила описания и занесения объекта в базу данных. Эти же правила с небольшими изменениями действуют и в отношении других электронных коллекций экологического центра - текстов, картин, видеозаписей. Все желающие могут получить перечень доступных в настоящий момент коллекционных записей и правила включения записей в материалы учебных текстов. Связь учебного текста и записей из коллекции представляет достаточно трудоемкую работу для лектора, даже если он является одним из главных хранителей коллекции. Это достаточно тривиальная и часто встречающаяся проблема, для решения которой могут быть предложены несколько подходов. Первый, самый очевидный - доверить процедуру связывания другому человеку, обозначив деятельность этого агента как html-кодирование. Другой подход заключается в создании компьютерной программы, которая будет выполнять связь коллекций и лекций. Такую программу можно назвать связующим агентом. Встраиваемые в текст учебного рассказы объекты могут быть не только плоскими записями (текстовыми, аудио или видео). Они могут быть и интерактивными моделями, позволяющими ученикам проводить самостоятельные эксперименты. Программный агент помогает создавать новые тексты, которые автоматически включают в себя ссылки на объекты из баз данных. Содержание баз данных в рамках сообщества экологов может использоваться всеми его членами для построения самостоятельных более содержательных и более зрелищных документов и лекций. Второй информационный ресурс это - коллективный гипертекст нижегородской области - http://www.iatp.nnov.ru/ , над созданием которого в 2002 году работало учебное сетевое сообщества, включающее команды из 14 школ из деревень нижегородской области [Патаракин Е.Д., 2003]. На начальных этапах проекта преподаватели школ - участниц проекта договорились об общем списке объектов, которые будут представлены каждой деревней. Всего было предложено около 70 объектов. Из них в ходе обсуждения с учителями были оставлены 50 значимые для всех. В качестве наиболее удобного и понятного всем участникам проекта был выбран плоский формат представления данных, когда каждая запись состоит из строки со следующими ячейками: Название; Изображение; Текстовое описание; Аудиозапись; Видеозапись. Каждая группа участников проекта наполняла свою базу данных, но подавляющее большинство ключевых слов для всех команд были одинаковы. Обязательны к заполнению были около сорока общих позиций. В данном случае не так важно как храниться объект и какие поля записей для него приняты. Важнее то, что форма хранения открыта для всех и мы можем научить как людей, так и программные агенты использовать агенты из наших коллекций. В ходе весенних экспедиций в апреле-мае 2002 года во всех деревнях, участвующих в проекте, были сделаны цифровые фотографии большинства из указанных объектов. Для некоторых объектов были так же сделаны аудио и видеозаписи. В результате мы получили специфичные для каждого села цифровые коллекции медиа-объектов. В ходе летних школ команды старшеклассников из 9 - 11 классов завершили цифровых сбор материалов - фотографий, аудиозаписей и частично видеозаписей. Сами тексты рассказов создавались командами школьников и представляли сочинения на тему: "Один день школьника в нижегородской деревне...". Этот рассказ, в котором герои действуют на фоне деревенского пейзажа с его колодцами, дорогами, реками мостами, встречаются с учителями, старожилами, умельцами под воздействием программного агента мгновенно превращается в гипертекст, наполненный фотографиями, звуками, видеозаписями. Таким образом, в результате совместной деятельности сетевого сообщества учителей, учеников и программных агентов мы получили многомерный мир, сотканный из множества ссылок и воспоминаний. За счет действия программного агента эти учебные рассказы-сочинения расширяются и поясняются дополнительными рассказами, фотографиями, аудио- и видеозаписями. Поскольку в нашем распоряжении находится несколько вариантов записей, связывающих одно и то же слово с различными для различных деревень фотографиями, рассказами и аудиозаписями, то мы можем дополнить текст рассказа, созданный жителями другой деревни, записями сделанными в другой деревне.

В 2003 году развитие информационных экологических и образовательных ресурсов коллективного авторства продолжено с использованием технологии WikiWiki [Leuf B., Cunningham W. 2001]. Подход WikiWiki представляется наиболее последовательным и радикальным. В его основе лежит использование приложений, максимально упрощающих создание гипертекста и позволяющих быстро видоизменять и развивать этот гипертекст целой группе пользователей.

Благодарности:

Research for this article was supported in part by a grant from the Bureau of Educational and Cultural Affairs (ECA), US Department of State. ECA is not responsible for the views expressed herein.

Проект "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" реализуется при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет", реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк." (США). Точка зрения, отраженная в данном проекте, может не совпадать с точкой зрения Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США или Некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк."(США)".

Литература:

Patarakin E., 2002, Creative learning in the context of electronic communication networks. Russian Communication Association, Institute of Management, Business and Law, Bulletin of Russian Communication Association, "Theory of Communication and Applied Communication", ISSUE 1, Rostov-on-Don,

Патаракин Е.Д., 2003, Использование цифровых коллекций в учебных коммуникациях. Educational technology & Society - - V. 6 -N 2.- с.133-144. - ISSN 1436-4522. http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_62_2003EE.html

Leuf B., Cunningham W. 2001, The Wiki Way: quick collaboration on the Web, Addison-Wesley

IATP
Библиотека Виртуальной Пустыни в 2003 году является частью сетевого проекта "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" и развивается при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет", реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк." (США).
Точка зрения, отраженная текстах сайта может не совпадать с точкой зрения Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США или Некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк.".

NN counter top100