Витуальная Пустынь
\"Pustyn\"

Архангельская

Архангельская- записки на полях БукиБуки

И.Б. Архангельская, Нижний Новгород

(Архангельская Ирина Борисовна - доцент Нижегородского комерческого института. кандидат филологический наук)

Творческое наследие Герберта Маршалла Маклюэна в контексте развития теории коммуникации.

Несмотря на существование разных школ коммуникативистики, в ХХ веке появились исследователи, чьи работы оказали влияние на развитие теории в целом и чьи идеи применимы для различных школ и направлений. Примером такого ученого является канадский философ и культуролог, социолог и литературовед Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980).

Между учеными до сих пор нет единого мнения о том, что такое теория коммуникации, и что должно быть предметом ее исследования. Профессор Роберт Т. Крейг считает, что существование разных трактовок в понятии "коммуникация" связано с тем, что исследованиями в этой области занимаются специалисты разных профессий, каждый из которых рассматривает коммуникативистику применительно к своему роду деятельности и зачастую не интересуется работами коллег из других сфер. Крейг выделяет семь дисциплинарных подходов к теории коммуникации: риторический (rhetorical), который рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса; семиотический (semiotic), в котором коммуникация исследуется как система знаков; феноменологический (phenomenological), который изучает способы организации общения между людьми, диалог; кибернетический (cybernetic), для которого коммуникация - это процесс обработки и передачи информации; социопсихологический (sociopsychological) - коммуникация как способ воздействия на поведение человека, групп людей; общества в целом, опираясь на знание психологии; социокультурный (sociocultural) - согласно которому коммуникация рассматривает создание или воссоздание общественного порядка, взаимодействие людей в социуме; критический (critical) подход - предметом исследования является отражение дискурса. (Craig, Robert T. ( 1999) Communication Theory as a Field. Communication Theory. A Journal of the International Communication Association. Vol. 9., pp. 119- 161).

Работы Герберта МакЛюэна представляют ценность для всех выше перечисленных теорий коммуникации. Хотя предметом научных интересов Маклюэна были в основном телевидение и другие средства коммуникации (media studies), он стал не только "символом революции аудиовизуальных средств, шагающих по Уолл-стрит" (Le Monde Dimanche, 1980, 7-8 Dec., XIII), "пророком эпохи информационных технологий", но и теоретиком в области массовой коммуникации. Знаменитые фразы Маклюэна "medium is the message" ("средство информации является сообщением") и "global village" ("глобальная деревня" - о современном мире) стали устоявшимися клише. Во всем мире в университетские курсы по теории коммуникации включены работы Маклюэна: The Mechanical Bride. Folklore of Industrial Man, 1951 ("Механическая невеста. Фольклор человека индустриального века"), The Gutenberg Galaxy, 1962 ("Галактика Гутенберга"), Understanding Media, 1964 ("Понимание средств общения"), The Medium is the Message, 1967 ("Средство информации является сообщением"), War and Peace in the Global Village , 1968 ("Война и мир в глобальной деревне"), Culture is our Business , 1970 ("Культура - наш бизнес").

Большую часть своей жизни Г.М. Маклюэн был профессором английской литературы в университете Торонто, где основал Центр Культуры и Технологии. После публикации книг "Галактика Гутенберга" и "Понимание средств общения" имя Маклюэна стало популярно как в академических кругах, так и за их пределами.

В своих монографиях ученый утверждал, что западная цивилизация достигла водораздела в ХХ веке, имеющего не меньшее значение, чем эпоха Ренессанса. Качественные сдвиги в истории человечества, согласно Маклюэну, связаны с появлением новых технических средств коммуникации. Отсюда и следует знаменитое высказывание о том, что "средство и есть сообщение".

Ученый выделил три этапа в развитии цивилизации. Первый этап - первобытная дописьменная культура, основанная на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира. На этом этапе жизнь общества детерминирована устными средствами коммуникации. На смену первобытной пришла письменно-печатная культура. С появлением печатного станка, как пишет Маклюэн в книге "Галактика Гутенберга", наступила эпоха дидактизма, индивидуализма и национализма, которая породила "типографского и индустриального" человека. Письменно-печатная культура, в понимании ученого, является элитной, доступной лишь образованным людям.

Огромная роль в третьем современном этапе развития цивилизации, считает Маклюэн, принадлежит электричеству. Оно мгновенно связывает людей во всем мире, устраняет границу между днем и ночью, и превращает мир в одну "глобальную деревню". Если верить Маклюэну, то с помощью электронных СМИ, общество возвращается в первобытное состояние, в котором у человека возрождается естественное слухо-визуальное многомерное восприятие мира и коллективности. Электронные средства коммуникации: телеграф, телефон, телевидение и компьютер, -считает ученый, являются продолжением нервной системы человека и преобразуют все стороны его психической и общественной жизни. В наступившей эпохе "нового племенного человека" царствует миф, а с помощью средств массовой информации, по предсказаниям Маклюэна, вскоре "можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур" (McLuhan G.M. Understanding Media, New York, 1984, p. 41).

По мнению Маклюэна, создание новых технических средств в жизни общества всегда носит революционный характер. От алфавита и письма к печатному станку, а затем к электронным средствам коммуникации - таков путь развития цивилизации, причем все виды связи имеют или визуальный/пространственный способ организации (линейный, последовательный, перспективный) или, наоборот, - слуховой (сферический, синхронный, имманентный). Ученый полагал, что появление печатного станка позволило зрению и слуху существовать раздельно, поскольку стало возможным чтение "про себя" и устный диалог утратил то значение, которое он имел ранее. Письменно-печатную культуру Маклюэн отнес к устной коммуникации, кино и фотографию - к визуальной. Телевидение, в его понимании, требует от зрителя активного участия "постоянного творческого диалога с иконоскопом", поэтому его Маклюэн считает осязательным (тактильным) средством коммуникации.

Рассматривая телевидение, Маклюэн подчеркивал, что это мозаичное средство общения, образующееся из множества точек и пятен, сталкивает на экране "все времена и пространства одновременно". Оно может из любого малозначимого события, пустяка (trivium) создать сообщение всемирного значения. Зритель, считает ученый, активно участвует в освоении телевизионной мозаики: из увиденного каждый складывает свою картинку в зависимости от жизненного опыта, образования, настроения, и даже степени внимания в конкретный момент.

Используя джазовую терминологию, МакЛюэн в монографии "Понимание средств общения" разделил все средства коммуникации на "cool" (прохладные) и "hot" горячие. В джазе "cool" означает - легкий, бесстрастный, спокойный ритм, "hot" - ритм быстрый, полный страсти и чувства. К "прохладным" средствам общения Маклюэн относил телевидение и радио частично потому, что эти СМИ представляли анонимные корпорации без четко выраженной точки зрения. К "горячим" он относил печатные СМИ, которые всегда выражают авторскую точку зрения, мнение редакции, они не могут быть безличны и абстракты, то есть "cool".

Эти высказывания Маклюэна представляются достаточно спорными. Поскольку у телевизионных каналов, как и у печатных СМИ есть хозяева "заказчики", зритель не смотрит анонимные передачи, он вынужден потреблять информацию в том виде, каком она представлена редакторами, журналистами. Часто сюжеты искажают действительность, дезинформируют зрителей. Чем больше мифов они создают, тем труднее поверить в существование истины. Каждые мыслящий зритель при просмотре новостей, образовательных и развлекательных передач, не говоря уже о рекламе, задает себе Маклюэновский вопрос: "What is the message?" (В чем суть сообщения?).

В 1960-е гг., когда в североамериканских университетах было модно быть бунтарем, презирать "скромное обаяние буржуазии" Маклюэн не принимал участие в этой борьбе, но его взгляды были революционными для того времени. Он стал культовым героем в рекламном бизнесе США, "пророком массовой коммуникации", "гуру средств общения". Его работы были популярны не только в Канаде и США, но и в Европе. В своих работах 1970-х гг. Маклюэн призывал отказаться от книжной культуры во имя слухо-визуального "космического сознания". Он предсказывал скорое возникновение нового типа глобальной информационной среды, и призывал отказаться от деления культуры на городскую и деревенскую, уничтожить границу между искусством и средой. (McLuhan, Gerbert M. Counterblast, 1970, p. 31).

Ученый понимал, что будущее за новыми технологиями, и проблема человечества заключается в том, чтобы найти общий язык с тем новым, что ждет нас впереди. Люди, по его мнению, входят спиной в будущее. "Непонимание того, как использовать новые знания растет по экспоненте",- писал Маклюэн, - "Технологии - это не просто изобретения, которые используют люди, это средства, с помощью которых люди создаются заново... . Будущее - адрес нашего проживания" http://angelfire.com/ms/MediaLiteracy/McLuhan.html

В 1970-е гг. интерес к работам Маклюэна значительно упал. Следует отметить, что в академических кругах многие идеи и высказывания Маклюэна вызывали протест. Маклюэн нападал на социологов, изучавших масс-медиа, утверждая, что их деятельность устарела, не помогает изучить предмет. В ответ они объявляли его высказывания абсурдными.

В 1990-гг., после его смерти, наступила эпоха Интернета, и теории Маклюэна приобрели новой смысл. Идея мира как "глобальной деревни", в которой ничего нельзя скрыть, и все ответственны за все, стала созвучна времени. В электронной информационной среде, пророчески писал Маклюэн, уже нельзя будет игнорировать мнение меньшинства, когда "слишком много людей знают многое друг о друге, ... новая среда требует участия и совместной серьезной работы" (McLuhan The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. New York, 1967, p.24). Ученый предвидел, что в новой эпохе текст и электронные СМИ сольются в одно целое. Если у Маклюэна печатные средства коммуникации "горячие" и линейные, электронные (телевидение и радио)- "прохладные" и интерактивные, то его последователи определяют гипер-медиа в Сети как "freezing" замерзающие,застывающие - http://www.regent.edu/acad/schcom/rojc/mdic/mcluhan.html

Высказывания Маклюэна полны парадоксов, эпатажа их надо додумывать, расшифровывать. Во многом работы канадского исследователя напоминают роман Умберто Эко "Имя Розы", который каждый понимает по-своему: для одних читателей - это интеллектуально-философский роман, для других - занимательный детектив. Ряд исследователей считают Маклюэна "гуру" современной коммуникативис-тики, для других - он специалист по электронным СМИ, в сфере IT его работы изучают как оракула эпохи новых коммуникаций, социологи пересмотрели его учения и нашли в работах свою логику и смысл. Его изучают, ругают, расшифровывают, высмеивают и превозносят. Но каким бы не было отношение к творчеству ученого несомненно оно является неотъемлемой частью теории коммуникации.

В США, Канаде, Европе творчество Маклюэна исследуется достаточно подробно, в Росиии работы Г. М. Маклюэна серьезно рассматривались в монографиях Валерия Терина (В.П. Терин "Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада", -М. 2000) и Лидии Земляновой (Л.М. Землянова "Современная американская коммуникативистика. -М, 1999). Российская теория коммуникации находится в процессе становления и, несомненно, изучение творчество Маклюэна необходимо для понимания основных этапов ее развития коммуникативистики, осмысления опыта Запада.

IATP
Библиотека Виртуальной Пустыни в 2003 году является частью сетевого проекта "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" и развивается при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет", реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк." (США).
Точка зрения, отраженная текстах сайта может не совпадать с точкой зрения Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США или Некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк.".

NN counter top100